29. 144. Нужно тщательно следить за тем, чтобы деньги вдов, помещенные в храм, оставались нетронутыми, хранились без расточения, и не только деньги вдов, но и вообще всех; верность должна быть обязательной для всех, но особенно по отношению ко вдовам и сиротам. 145 . Только благодаря тому, что деньги принадлежали вдовам, все доверенное храму сохранилось в целости, как мы читаем в книге Маккавеев 493 . Когда появился донос о том, что в Иерусалимском храме могут находиться большие сокровища нечестивый Симон доложил об этом царю Антиоху 494 , – посланный по этому делу Илиодор прибыл к храму и рассказал первосвященнику 495 о доносе и о причине своего прихода. 146. Первосвященник объяснил, что при храме хранятся запасы пищи для вдов и сирот, однако Илиодор хотел отобрать их и отдать в пользование царя. Тогда все священники, облаченные в священные одежды, повергшись пред жертвенником, стали слезно молить Бога живого, давшего закон о вверяемом святилищу имуществе ( 2Мак.3:15 ), призывая Его защитить данные Им наставления. Бледное, взволнованное лицо первосвященника выражало душевную скорбь, напряжение и душевное беспокойство. Все плакали о том, что храм будет осквернен, если даже он лишен защиты и в нем невозможно сберечь вверенное на сохранение. Опоясав грудь вретищем, женщины ( 2Мак.3:19 ) и девы, жившие в уединении, стучали в запертые двери. Иные бежали к стенам, другие смотрели в окна, все простирали руки к небу 496 , умоляя Господа защитить данные Им законы. 147 . Илиодор, ничуть этим не устрашенный, продолжал начатое. Он поставил своих воинов вокруг сокровищницы, как вдруг явился перед ним грозный всадник, сверкая золотым вооружением 497 , на коне, покрытом прекрасной попоной. Явились еще другие два юноши, могучие, прекрасные, в блеске славы, в драгоценных одеяниях, они окружили его и стали бичевать святотатца, нанося непрерывно удары с обеих сторон ( 2Мак.3:26 ). Что дальше? Объятый мраком, он пал на землю и простерся бездыханный, как очевидное доказательство божественной силы, и не было в нем никакой надежды на спасение. Внезапная радость охватила тех, кто только что пребывал в страхе, а гордецов охватил ужас. Друзья Илиодора просили сохранить ему жизнь, потому что в нем едва сохранялось дыхание.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

421. Гл. 93. 422. Гл. 94. 423. Гл. 108. 424. Гл. 112. 425. Гл. 113. 426. Гл. 114. 427. Гл. 115. 428. Гл. 116. 429. Гл. 117. 430. Гл. 118. 431. Гл. 122. 432. Гл. 123. 433. Гл. 125. 434. Гл. 126. 435. Гл. 127. 436. Гл. 128. 437. Гл. 132. 438. Гл. 133. 439. Гл. 137. 440. Гл. 143. 441. Гл. 144. 442. Гл. 146. 443. Гл. 147. 444. Гл. 151. 445. Гл. 152. 446. Гл. 156. 447. Гл. 159. 448. Гл. 160. 449. Гл. 161. 450. Гл. 163. 451. Гл. 164. 452. Гл. 165. 453. Гл. 167. 454. Гл. 169. 455. Гл. 170. 456. Гл. 171. 457. Гл. 172. 458. Гл. 173. 459.  [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых потребится (Пс. 36. 28). 460. Гл. 174; …все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3. 12). 461. Гл. 175. 462. Гл. 176. 463. Гл. 179. 464. Гл. 181. 465.  Сын Человеческий… воздаст каждому по делам его (Мф. 16. 27). 466. Гл. 184; Да даст тебе [Господь] по сердцу твоему (Пс. 19. 5). 467. Гл. 185. 468. Гл. 187. 469. Гл. 186. 470. Гл. 188. 471. Гл. 189. 472. Гл. 198. 473. Гл. 199; …научает кротких путям Своим (Пс. 24. 9). 474. Гл. 190. 475. Гл. 192. 476.  …когда исполните все поведенное вам, говорите: мы рабы ни чего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17.10). 477. «Слово о думающих оправдаться делами», гл. 2. 478.  …Христос умер за грехи наши, по Писанию (1 Кор. 15. 3). 479.  …добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многими тебя поставлю: войди в радость господина твоего (Мф. 25. 23). Гл. 4. 480. Гл. 6. 481. Гл. 8. 482. Гл. 9. 483. Гл. 10. 484. Гл. 29. 485. Гл. 30. 486. Гл. 31. 487. Гл. 33. 488. Гл. 34; Пс. 50. 17. 489. Гл. 35. 490. Гл. 36. 491. Гл. 38. 492. Гл. 40. 493. Гл. 42. 494. Гл. 44. 495. Гл. 47; Мф. 5. 44. 496. Гл. 48. 497. Гл. 49. 498. Гл. 50. 499. Гл. 56. 500. Гл. 57. 501. Гл. 58. 502. Гл. 65. 503.  …по всей земле суды Его (Пс. 104. 7). 504. Гл. 66. 505. Гл. 67. 506. Гл. 68. 1 507. Гл. 69. 508. Гл. 75. 509. Гл. 78. 510. Гл. 79. 511. Гл. 82. Врачевали мы Вавилон, но не исцелился (Иер. 51. 9). 512. Гл. 83. 513. Гл. 85. 514. Гл. 88.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

469. Алфавитный патерик. 470. Слово 8, состоящее из изречений аввы Исаии, собранных учениками его. 471. Слово 8. 472. Слово 8. 473. Слово 8. 474. Слово 8. 475. Слово 8. 476. Слово 8. 477. Слово 8. 478. Слово 8. 479. Слово 8. 480. Слово 8. 481. Слово 8. 482. Слово 8. 483. Слово 8. 484. Слово 8. 485. Слово 8. 486. Слово 8. 487. Слово 8. 488. Слово 8. 489. Слово 8. 490. Слово 8. 491. Слово 8. 492. Слово 8. 493. Слово 8. 494. Слово 8. 495. Слово 8. 496. Слово 8. 497. Слово 8. 498.  И сказал Господь Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона и на египтян; после того он отпустит вас отсюда… Внуши народу, чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых (Исх. 11. 1–2). 499. Исх. 12. 36. 500. Слово 8. 501. Слово 8. 502. Слово 8. 503. Слово 8. 504. Слово 8. 505. Слово 20. 506. Слово 22. 507. 1 Кор. 15. 50. 508. Слово 22. 509. Мф. 7. 7. Слово 22. 510. Слово 27. Это слово состоит из изречений преподобного Исаии, которые слышал от него и записывал авва Петр. 511. Слово 27. 512. Слово 27. 513. Слово 27. 514. Слово 27. 515. Слово 27. 516. Слово 27. 517. Слово 27. 518. Слово 27. 519. Слово 27. 520. Слово 27. 521. Слово 27. 522. Слово 27. 523.  …доколе еще дыхание мое во мне (Иов. 27. 3). 524. Слово 27. 525. Слово 27. 526.  наследовать. 527. 1 Кор. 15. 50. 528.  …если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете? (1 Кор. 3. 3.) 529. Слово 27. 530. Слово 27. 531. Слово 27. 532. Слово 27. 533. Слово 27. 534. Слово 27. 535. Слово 27. 536. Слово 27. 537. Слово 27. 538. Слово 27. 539. Слово 27. 540. Слово 27. 541. Слово 27. 542. Слово 27. 543. Слово 27. 544. Слово 27. 545. Слово 27. 546. Слово 27. 547. Слово 27. 548. Слово 27. 549. Слово 27. 550. Слово 27. 551. Слово 27. 552. Слово 27. 553. Алфавитный патерик. 554. Алфавитный патерик. 555. Алфавитный патерик. 556. Алфавитный патерик. 557. Алфавитный патерик. 558. Алфавитный патерик. 559. Алфавитный патерик. 560. Алфавитный патерик.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

488. Таковы были: Алексей, человек Божий (17 марта), святой Иоанн Кущник (15 января), преподобный Виталий Монах и другие. Лествица. Слово 4, гл. 36. 489. Мф. 7. 26. 490. Слово о трех образах внимания и молитвы, в статье о третьем образе, в конце статьи. — Лествица. Слово 27, гл. 33. 491. Это явствует из писаний преподобного Кассиана Римлянина, преподобного Орсисия, преподобного Исаии Отшельника и других святых иноков, получивших иноческое образование в Египетских монастырях. 492. Заимствовано из поведаний преподобного Кассиана Римлянина. 493. Лествица. Заглавие 25 го Слова. 494. Пс. 50. 19. 495. Добротолюбие. Ч. 1. 496. Духовная теплота достояние весьма преуспевших иноков, подвизающихся в безмолвии, для которых написана и вся книга святого Григория Синаита, а отнюдь не достояние новоначальных. Новоначальные должны довольствоваться тем, если будут молиться со вниманием и умилением. О теплоте смотри в «Слове о Иисусовой молитве». Аскетические опыты, том 2. 497. Мф. 14. 27. 498. Преподобный Нил Сорский. Предисловие к «Преданию». 499. Начало 3-го Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Издание Оптиной Пустыни 1852 года. 500. Ин. 8. 32; 14. 6. 501. Пс. 141. 8. 502. Пс. 142. 3. 503. Рим. 8. 6. 504. 1 Тим. 6. 20. 505. 1 Кор. 15. 50. 506. Ин. 11. 25. 507. Начало 3-го Слова. 508. Быт. 3. 13. 509. Ин. 8. 44. 510.  Змей обольстил меня, и я ела (Быт. 3. 13). 511. Цитата из преподобного Симеона Нового Богослова, в Слове Никифора Монашествующего. Добротолюбие. Ч. 2. — Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 2. 512.  Покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас (Иак. 4. 7). 513. Ин. 8. 32. 514. В подлиннике сказано: «Аще кто мечтает высокая со мнением доспети». Здесь употреблено объяснительное выражение, чтобы отчетливее показать значение слова мнение. 515.  Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся (Откр. 3. 18–19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

490 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 5, 10, 3. Т. 1. С. 259. 491 «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься»: 492 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XL, 6, 405. С. 487. 493 Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот. Начало и конец нашего земного мира. С. 333. 494 «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий»: 495 Быт.19:14—23 (см. выше прим. 700 к Песни 2). 496 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XL, 6, 404. С. 486—487. 497 Ксанфопулы, 73; 98/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 491, 456. 498 Исаак Сирин. Беседа 30, 3, 13. 499 Ксанфопулы, 93/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 486. 500 Григории Синаит. Главы о безмолвии и о дву образех, 7; 11/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 224, 228; Он же. О безмолвии, 5/Там же. С. 236; Ксанфопулы. 94/Там же. С. 487. 501 Нил Синаит. Разные главы. С. 367. 502 Петр Дамаскин, II, 8/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 200. 503 «Безчинна суть вся бесовская» (Петр Дамаскин, I/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 168). 504 Евагрий. От трезвенных глав, 5/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 523. 505 О Авве Филимоне/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 584; Петр Дамаскин, I/Там же. С. 95, 108 — со ссылкой на святого Максима; Ксанфопулы, 15/Там же. Т. 1. С. 375; Григорий Синаит. Главы о безмолвии и о дву образех, 7; 11/Там же. С. 224, 228. 506 Макарий Египетский, 62, 1; 1, 10, 2; Исаак Сирин. Слово 14. С. 59. Ср.: «Если же для милостыни пожелаешь больше заняться делом, то знай, что молитва в чине своем выше милостыни, а если ради телесных потребностей, то, если ты не ненасытен, к удовлетворению нужд твоих достаточно с тебя и того, чем наделяет тебя Бог» (Исаак Сирин. Слово 30. С. 138—139; ср.: Антоний Великий, 88/Добротолюбие славянское. Т. 1, 28). Если же монах не может, трудясь, отвлечься от излишних попечений, то лучше ему передать попечение о себе тем, кто на это уполномочен, как сделал это, например, авва Филимон, «попечение о себе предавше строителю Лавры» (О Авве Филимоне/Там же. Т. 2. С. 581), а лучше всего — возложить его на Господа (Петр Дамаскин, II, 5/Там же. С. 189).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

491.  Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим. 2. 8). 492.  А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6. 17). 493.  Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих в Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре (Лк. 18. 7, 8). 494. Слово 21. 495. Требник, или особая книга, содержащая чин пострижения в малую схиму. Настоятель, вручая новопостриженному четки, завещает ему непрестанную молитву Иисусову. Принятием четок новопостриженный дает обет исполнять завещание настоятеля. 496. Деян. 1. 14. 497. Ис. 56. 7. 498. Святой Исаак Сирский. Слово 21. 499. Деян. 6. 2, 4. 500.  …в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк. 24. 49). 501. Antonii Magni Opera. Patrologiae Graecae. Tom XL, pag. 1080. 502. Слово 4, гл. 17. 503. Collatio X, cap. Χ. 504. Житие преподобного Досифея в книге преподобного аввы Дорофея, также в Четьих-Минеях февраля 19. 505. Канонник. Молитвы на сон грядущим. Также житие Преподобного. 506. Четьи-Минеи. 9 января. 507. Письменный патерик из библиотеки епископа Игнатия. 508. Слово 52. 509. 15 глав о безмолвии, глава 2. Добротолюбие. Ч. 1. 510. Ин. 11. 39, 43–44. 511. Святой Исаак Сирский. Слово 72. 512. Слово 21, гл. 7. 513.  Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь (Пс. 38. 4). 514.  Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12. 29). 515. Алфавитный патерик Скитский, буква Η. 516. Слово 8. 517. Слово 69. 518. Cassiani callatio X, cap. Χ. 519. Добротолюбие. Ч. 2. Ксанфопулов гл. 21. 520. О авве Филимоне. Добротолюбие. Ч. 4. 521. Смотри выше о поучении преподобного Исаии Отшельника, уподобляющего душу, огражденную поучением, лому, отвсюду затворенному и заключенному. 522.  …доселе дойдешь и не перейдешь (Иов. 38. 11). Слово 28, гл. 17. О стоянии и приснодвижимости ума смотри главы святого Каллиста Катафигиота. Добротолюбие. Ч. 4. 523.  …не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2. 9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

493. Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих в Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре (Лк. 18:7, 8). 494. Слово 21. 495. Требник, или особая книга, содержащая чин пострижения в малую схиму. Настоятель, вручая новопостриженному четки, завещает ему непрестанную молитву Иисусову. Принятием четок новопостриженный дает обет исполнять завещание настоятеля. 496. Деян. 1:14. 497. Ис. 56:7. 498. Святой Исаак Сирский. Слово 21. 499. Деян. 6:2, 4. 500. …в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк. 24:49). 501. Antonii Magni Opera. Patrologiae Graecae. Tom XL, pag. 1080. 502. Слово 4, гл. 17. 503. Collatio X, cap. Χ. 504. Житие преподобного Досифея в книге преподобного аввы Дорофея, также в Четьих-Минеях февраля 19. 505. Канонник. Молитвы на сон грядущим. Также житие Преподобного. 506. Четьи-Минеи. 9 января. 507. Письменный патерик из библиотеки епископа Игнатия. 508. Слово 52. 509. 15 глав о безмолвии, глава 2. Добротолюбие. Ч. 1. 510. Ин. 11:39, 43–44. 511. Святой Исаак Сирский. Слово 72. 512. Слово 21, гл. 7. 513. Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь (Пс. 38:4). 514. Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12:29). 515. Алфавитный патерик Скитский, буква Η. 516. Слово 8. 517. Слово 69. 518. Cassiani callatio X, cap. Χ. 519. Добротолюбие. Ч. 2. Ксанфопулов гл. 21. 520. О авве Филимоне. Добротолюбие. Ч. 4. 521. Смотри выше о поучении преподобного Исаии Отшельника, уподобляющего душу, огражденную поучением, лому, отвсюду затворенному и заключенному. 522. …доселе дойдешь и не перейдешь (Иов. 38:11). Слово 28, гл. 17. О стоянии и приснодвижимости ума смотри главы святого Каллиста Катафигиота. Добротолюбие. Ч. 4. 523. …не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9). 524. Мк. 10:30. 525. Слово 28, гл. 31. 526. …для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь (2 Кор. 2:16). 527. …приближаться к Богу! (Пс. 72:25, 28). Лествица. Слово 28, гл. 25.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

50:10 «Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем». 494 Вопрос первой части стиха подразумевает, что далеко не все из народа Израильского боятся Господа. При этом констатируется непосредственная связь между страхом Ягве и вниманием голосу Его Слуги – Второисаия хочет подчеркнуть, что те немногие, кто боятся Господа, непременно должны слушаться гласа Его Раба. 495 50:11 » Вот (МТ: ; IQISª – , 496 иная форма), все вы (МТ: , «все вы»; lQIsª – , 497 " все они»), которые возжигаете огонь ( ), вооруженные зажигательными стрелами, – идите в пламен огня ( ) вашего и стрел, раскаленных вами! Это будет вам от руки Моей; в мучении умрете». Здесь Второисаия рисует нападки противников Слуги Ягве в образе зажигательных стрел, раскалённых в огне ( , «эш»). По мнению И. Ф. Григорьева, под образом огня ( , «эш») здесь представлен «пламень нечестия и богохульства» (как в Ис. 9:17 ). 498 После прославления Мессия обратит огонь Своих врагов против них же, и нечестивые умрут «в мучении». Но это возможно только в том случае, если после прославления Мессии Господь передаст Ему суд над всеми народами. Через представленные образы Второисаия развивает идеи первой части книги Исаии о Мессии как праведном Судье. Христианские толкователи (св. Иустин Философ , св. Ириней Лионский , Тертуллиан , блаж. Иероним, св. Киприан Карфагенский , Евсевий Кесарийский , блаж. Феодорит Кирский , Прокопий Кесарийский и другие) видели в третьей песни Слуги пророческое предсказание о страданиях Иисуса Христа. 499 6.11. Четвертая песнь Слуги Господня (Ис.52:13–53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исаии Четвёртая песнь Слуги Ягве – самая известная из всех. Она исключительно важна, поскольку нарисованная в ней картина страданий Мессии за грехи человеческие и Его дальнейшего прославления исполнилась на Господе Иисусе Христе с точностью до малейшей детали. Поэтому в христианской Церкви данная перикопа книги Исаии считалась ветхозаветным Евангелием и ценилась очень высоко.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

96. И сказанное в законе «… проклят всякий висящий на дереве» 492 ; укрепляет надежду нашу, зависящую от распятого Христа, не потому, что Бог проклинает этого распятого, но потому, что Бог предсказал, что вы и подобные вам имели сделать, не зная того, что Он есть Сущий прежде всего, вечный Священник Бога, Царь и Христос. Это, как вы можете видеть, и исполняется. Ибо, вы в своих синагогах проклинаете тех, которые сделались через Него христианами; также и прочие народы приводят в действие самое проклятие, убивая тех, которые только объявят себя христианами; а мы всем им говорим: вы – братья наши, познайте лучше истину Божию. И когда ни они, ни вы не внимаете нам, но усилено требуете от нас отречься от имени Христова, то мы скорее предпочитаем и претерпеваем смерть, уверенные, что Бог воздаст нам все блага, обещанные через Христа. И сверх того мы молимся за вас, чтобы вы получили помилование от Христа. Ибо, Он научил нас молиться даже за врагов, говоря: «… будьте добры и милосерды, как и Отец ваш небесный» 493 . Мы видим, что Всемогущий Бог благ и милосерд. Он велит восходить солнцу Своему на неблагодарных и на праведных и посылает дождь на святых и на злых, которых, как Он научил, всех будет судить. 97. Не напрасно было и то, что пророк Моисей, когда Он и Аарон поддерживали руки его, до вечера оставался в этом виде. Ибо, и Господь почти до вечера пробыл на дереве, и к вечеру погребли Его; а потом Он воскрес в третий день. Об этом Давид возвестил так: «… я воззвал голосом моим к Господу и Он услышал меня с горы святой Своей. Я уснул и спал; и опять встал, потому что Господь поддержал меня» 494 . Исаия также предсказал, каким образом Он умрет: «Я простирал руки Мои к народу непокорному и прекословящему, к тем, которые ходят путем не добрым» 495 . А о том, что Он воскреснет, тот же Исаия сказал так: «… гроб Его был взят из среды» и: «… дам богатых за смерть Его» 496 . И в другом месте опять Давид о страдании и кресте в таинственном иносказании так сказал в 21-м псалме: «… пронзили руки Мои и ноги Мои, пересчитали все кости Мои: а сами они рассуждали и смотрели на Меня. Они делили себе одежды Мои и об одежде Моей бросили жребий» 497 . Ибо, когда они распяли Его, прикрепив Его гвоздями, то «… пронзили руки и ноги Его», и распявшие Его разделили себе одежды Его и бросив жребий, каждый предоставил решению жребия, что кому взять. А вы отрицаете, что этот псалом относится ко Христу, будучи слепы во всем и не разумея того, что никто в вашем народе, называвшийся царем-помазанником, не был при жизни пронзен по рукам и ногам и не умер посредством этого таинства, т. е. распятия, кроме только этого Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Во внутри-существенной жизни Своей Бог Един существом и Троичен в Лицах. Отсюда, милость Божия изливается на тварный мир и человечество от Бога Отца и Сына Божия в Духе Святом 489 . Первое Лицо Святой Троицы Бог Отец есть Отец милосердия, спасший нас во Христе по Своей милости 490 . Он благ даже к неблагодарным и злым. Господь Спаситель заповедал Своим последователям непрерывно подражать богоотеческому милосердию, сказав: »Будьте милосерды, как и Отец ваш Небесный милосерд есть " 491 . Сын Божий – Ангел лица Божия 492 явил и благодатно и чувственно Божественное милосердие. Его кровавая крестная жертва умилостивления за людские грехи, множество отдельных случаев милосердования о людях в бытность на земле, прощение грехов кающимся во всем человечестве являют миру в Богосыновнем Лице всегда милостивого Первосвященника пред Богом Отцом для умилостивления за человеческие грехи 493 . Святой Дух, Третье Лицо Святой Троицы, есть излиятель в сердца людей милующей любви Божией 494 . Он называется в Писании еще Духом благим 495 и елеем радости 496 за свое милостивое смягчение благодатию болей человеческих скорбных сердец. Милосердие Бога, в Троице поклоняемого, выражает не только одну снисходительную любовь Божию, но и правду. Оно праведно и истинно, так как Бог творит на земле не одну милость, но вместе с тем суд и правду. Пред Его лицем всегда предходят милость и истина 497 . Потому Его милосердие не потворствует человеческой греховности, Бог с милостивыми поступает милостиво, а с лукавыми по лукавству его... и очи надменные унижает 498 . Предводя людей с милостью и правдою, Он праведно милует их ради веры во Христа Искупителя, но не по существу их добрых дел 499 , на ожесточенных же во грехах гневается. Не умилостивился Он над допотопными отступниками от Него потому, что обличение и гнев Его на нераскаянных грешников так же велики, как велика милость Его 500 . О праведности Своего милосердия Господь устами пророка говорит: «Я устал миловать, и не окажу милосердия вам... дом Израилев... вы оставили Меня, и Я вас оставлю. Просящих у Меня милости не помилую... И узнаете, что Я – Господь каратель " 501 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010