БРЯНСКАЯ, обн. 08(21)08.1923 12(25)06.1924 КАЛУЖСКАЯ, обн. 12(25)06.1924 26.11(09.12)1924 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ, обн. 26.11(09.12)1924 05(18)04.1927 Алексий (Александр), кн. Збаражский (Сбаражский) ХОЛМСКАЯ Алексий Златорунский СТАВРОПОЛЬСКАЯ, обн. 19.10(01.11)1927 13(26)01.1928 СТАЛИНГРАДСКАЯ, обн. 25.02(09.03)1932 САРАТОВСКАЯ, обн. 25.02(09.03)1932 Алексий Житецкий БОРОВСКАЯ 01(14)12.1919 04(17)10.1924 Алексий Кононов ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ, обн. 26.10(08.11)1922 ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ, обн. 07(20)11.1922 ЧКАЛОВСКАЯ, обн. 16(29)10.1936 18(31)08.1937 Алексий Коноплев ПЕРМСКАЯ 08(21)07.1956 01(14)03.1957 ЛУЖСКАЯ 01(14)03.1957 01(14)11.1961 в/у ТВЕРСКАЯ 09.(22)03.1960 10(23).11.1960 ТУЛЬСКАЯ 01(14)11.1961 14(27)01.1966 РИЖСКАЯ 14(27)01.1966 25.09(08.10)1966 ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ 25.09(08.10)1966 28.03(10.04)1978 в/у РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ 02(15)12.1966 24.09(07.10)1967 ТВЕРСКАЯ 28.03(10.04)1978 24.09(07.10)1988 Алексий Копытов ТЮМЕНСКАЯ, обн. 15(28)01.1923 05(18)09.1923 ИШИМСКАЯ, обн. 05(18)09.1923 21.08(03.09)1926 ОРШАНСКАЯ, обн. 21.08(03.09)1926 17(30)11.1926 ОМСКАЯ, обн. КРАСНОЯРСКАЯ, обн. 08(21)01.1931 ИРКУТСКАЯ, обн. 08(21)01.1931 20.10(02.11)1932 ВЕРХНЕУДИНСКАЯ, обн. 20.10(02.11)1932 28.01(10.02)1933 Алексий Кузнецов ДМИТРОВСКАЯ 26.12.1916 20.03.1917 САРАПУЛЬСКАЯ 20.03.1917 23.08(05.09) 1918 СЛОБОДСКАЯ 23.08(05.09)1918 07(20)05.1919 в/у ВЯТСКАЯ 29.10(11.11)1918 29.04(12.05)1919 САРАПУЛЬСКАЯ, паки 07(20)05.1919 09(22)11.1933 в/у ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 07(20)02.1931 26.01(08.02)1932 ПЕНЗЕНСКАЯ 08(21)11.1933 14(27)03.1934 ТОБОЛЬСКАЯ 14(27)03.1934 01(14)05.1934 в/у ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ, паки САРАПУЛЬСКАЯ, в 3-й раз 22.10(04.11)1935 12.1937 Алексий Кутепов ЗАРАЙСКАЯ 18.11(01.12)1988 07(20)07.1990 АСТАНАЙСКАЯ 07(20)07.1990 24.09(07.10)2002 ТУЛЬСКАЯ 24.09(07.10)2002 МОЖАЙСКАЯ 30.04.1878 22.01.1883 ДМИТРОВСКАЯ 22.01.1883 09.03.1885 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 09.05.1885 11.05.1885 ВИЛЬНЮССКАЯ 11.05.1885 10.11.1890 Алексий Майеранов КОМИ-ПЕРМЯЦКАЯ, обн. 06(19)07.1923 02(15)06.1928 Алексий Марков СЕМИРЕЧЕНСКАЯ, обн. 10(23)12.1923

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

292 См.: Sanders E.P. Paul and Palestinian Judaism. A Comparison of Pattems of Religion. London: S.C.M., 1997. P. 59. 299 См.: Dunn J. The New Perspective on Paul//Bulletin of the John Rylands Library. Vol. 65.1983. P. 95–122. 300 См.: Sanders Е.Р. Jesus and Judaism. Philadelphia: Fortress Press, 1985 (pyc. пер. Сандерс Э.П. Иисус и иудаизм. М.: Мысль, 2012). 309 См.: Hengel M. and Deines R. E.P. Sanders’ «Common Judaism», Jesus, and the Pharisees. Review article of Jewish Law from Jesus to the Mishnah and Judaism: Practice and Belief by E.P. Sanders//JTS 46 (1), 1995. P. 1–70. 311 См.: The Cities of St. Paul: Their Influence on His Life and Thought. London: Hodder and Stoughton, 1907. Repr. Grand Rapids, Mich.: Baker Book House, 1960. 452 P; A Historical Commentaiy on St. Paul’s Epistles to the Galatians. London: Hodder and Stoughton, 1899. Repr. Grand Rapids, Mich.: Baker Book House, 1965.478 P.; The Historical Geography of Asia Minor. (Royal Geographical Society, Supplementary Paper, Vol. IV.) London: John Murray, 1890. Repr. Amsterdam: Adolph M. Hakkert, 1962.495 P.; The Letters to the Seven Churches of Asia and Their Place in the Plan of the Apocalypse. London: Hodder and Stoughton, 1904. Repr. Grand Rapids, Mich.: Baker Book House, 1963.446 P.; Luke the Physician and Other Studies in the Histoiy of Religion. London: Hodder and Stoughton, 1908. Repr. Grand Rapids, Mich.: Baker Book House, 1956. 418 P.; Pictures of the Apostolic Church: Studies in the Book of Acts. London: Hodder and Stoughton, 1910. Repr. Grand Rapids, Mich.: Baker Book House, 1959.367 P.; St. Paul the Traveller and the Roman Citizen. London: Hodder and Stoughton, 1897; Repr. Grand Rapids, Mich.: Baker Book House, 1960.402 P. 313 См.: Pergamon. Citadel of the Gods. Archaeological Record, Literary Description, and Religious development. Edited by Helmut Koester. Harrisburg, Pennsylvania. 1998. 445 P.; Sardis. From Prehistoric to Roman Times. Resuit of the Archaeological Exploration of Sardis. Edited by George Μ. A. Hanfmann. Harvard University Press, 1983.466 P.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Подготовка христианства в греческой философии. М., 1908. 14. Рассел Б. История западной философии. М., 1959. 15. Трубецкой С. Метафизика в древней Греции. М., 1890. 16. Трубецкой С. Учение о Логосе в его истории. М., 1906. 17. Трубецкой С. История древней философии, т. I—II. М., 1906, 1908. 18. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1913. 19. Adamson Т. H. Development of Greek Philosophy. London, 1908. 20. Benn A. W. The Greek Philosophers. London, 1914. 21. Bultmann R. Primitive Christianity in its Contemporary. London, 1964. 22. Copleston F. A History of Philosophy. P. I—II. Greece and Rome. N. Yi 1962. 23. Joel К. Geschichte der antiken Philosophic, 1921. 24. Stenzel J. Metaphysik des Altertums, 1921.   5. ДОСОКРАТОВСКИЙ ПЕРИОД ФИЛОСОФИИ ГРЕКОВ Источники 1. Гераклит. Фрагменты. Пер. В. Нилендера. М„ 1910. 2. Лурье С. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. Л., 1970. 3. Дынник М. Материалисты древней Греции. М., 1955. 4. Маковельский А. Досократики, т. I—III. Казань, 1914, 1916, 1919. 5. Diels H. Fragmente der Vorsokratiker, 1960.   Литература 1. Бергер А. Анаксагор и афинская демократия. — ВДИ, 1966, 2. Блонский П. Этюды по истории ранней греческой философии. М., 1914. 3. Брентано Т. Древние и современные софисты. СПб., 1886. 4. Введенский А. Об условиях возникновения греческой философии. Харьков, 1912. 5. Волков Г. У колыбели науки. М., 1971. 6. Гершензон М. Гольфстрим. Пг., 1922. 7. Данелиа С. Древние пифагорейцы. — «Труды института философии АН Гр. ССР», Тбилиси, 1961. 8. Дынник М. Диалектика Гераклита Эфесского. М., 1952. 9. Каринский М. Бесконечное Анаксимандра. СПб., 1890. 10. Кессиди ф. Философские и эстетические взгляды Гераклита Эфесского. М., 1963. 11. Кессиди Ф. От мифа к логосу (Становление греческой философии). М, 1972. 12. Кобылина М. Милет. М., 1965. 13. Дейкфельд Г. Древнеионийская философия, 1901. 14. Лосев А. История античной эстетики. Период архаики. М., 1963. 15. Макмельский А. Досократовская философия, т. I. Казань, 1918. 16. Макмельский А.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

297 Louis Bouyer, Le renouveau des etudes patristiques. – in La Vie Intellectuelle, XV (Fevrier 1947), 18. 299 Ср.: М. Lot-Borodine, La Doctrine de la deification dans l’Eglise grecque jusqu’au XI siecle. – in Revue de l’histoire des religions, tome CV, Nr 1 (Janvier-Fevrier 1932), 5–43; tome CVI, Nr 2/3 (Septembre-Decembre 1933), 8–55. 300 Dom Gregory Dix, Jurisdiction, Episcopal and Papal in the Early Church. – Laudate, XVI 62, June 1938), р. 108. 301 Georg Kretschmar, Die Konzile der Alten Kirche. – Die oekumenischen Konzile der Christenheit, hg. v. H.J . Margull, Stuttgart (1961), S. 1. 303 См. Eduard Schwartz, Ueber die Reichskonzilien von Theodosius bis Justinian, (1921), reprinted in his Gesammelte Schriften, IV (Berlin), SS. 111–158. 305 См. В.В. Болотов, Лекции по истории Древней Церкви, III (1913), с. 320 и сл., и его Письма к А.А. Кирееву (изд. Д.Н. Якшина, 1930, с. 31 и сл.); также А.П. Доброклонский , Вселенские соборы Православной Церкви: их структура. – Богословле, XI (2 и 3, 1936), с. 163–172 и 276–287 (на серб. яз.). 308 Ср. Monald Goemans, O.F.M., Het algemeene Concile in de vierde eeuw (Nijmegen-Utrecht, 1945). 309 Primaute des quatre premiers conciles oecumeniques. – Le Concile et les Conciles, Contribution а l’histoire de la vie conciliaire de l’Eglise (1960), р. 75–109. 310 Более подробно смотри мои статьи: Роль Предания в Древней Церкви; Писание и Предание; Откровение и истолкование. 311 См. В. Reynders, Paradosis, Le progre de l’idee de tradition jusqu’a Saint Irenee. – Recherches de theologie ancienne et medievale, V (1933), р. 155–191; La probleme de Saint Irenee. – ibid., VII (1935), рр. 5–27. 312 Ср. Р. Smulders, Le mot et le concept de tradition chez les Peres. – Recherches de Science religieuse, 40 (1952), рр. 41–62; Yves Congar, La Tradition et les traditions. – Etude historique (Paris, 1960), р. 57 ff. 313 См. прежде всего J. Fessler, Institutiones Patrologiae, denuo recensuit, auxit, ed. В. Jungmann, I (Innsbruck, 1890), рр. 15–57; Е. Amann, Peres de l’Eglise. – Dictionnaire de Theologie Catholique, XII, сс. 1192–1215; Basilius Steidle, O.S.B., Heilige Vaterschaft. – Benedictinische Monatsschrift, XIV (1932), SS. 215–226; Unsere Kirchenvaeter. – ibid., 387–398, 454–466.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Такие мыслители отказали бы в своем внимании людям, которые не могли понять их логических доводов, сочувствовать их недоуменным вопросам, опровергать их основные доводы и встречать их в духе христианской любезности. Для различных целей требовались и различные средства. Где был бы бесполезным Климент Римский , там становится глубоко влиятельным Климент Александрийский . Где Тертуллиан вызвал бы только презрение и негодование, там Ориген склонял передовых язычников к вере во Христа» (Фаррар Ф. В. Жизнь и труды святых отцев и учителей Церкви: В 2 т. Т. 1. Петроград, 1902. С. 238–239). 182 Clemens Alexandrinus. Bd. II. Stromata Buch IVI. Hrsg. von O. Stählin und L. Früchtel. Berlin, 1960. S. 89. Мы ориентируемся на перевод А. И. Сагарды, приведенный в его работе: Сагарда А. И. Пресвитеры Климента Александрийского //Христианское чтение. 1917. 12. С. 92–93. 184 Анализ их см.: Bardy G. Aux origines de l’école d’Alexandrie//Recherches de Science Religieuse. T. 27. 1937. P. 66–78; Hamack A. Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius. Bd. I. Leipzig, 1893. S. 291–296. O Пантене см. также: Méhat A. Pantene//Dictionnaire de spiritualité, fase. LXXVI-LXXVII. Paris, 1983. P. 159161; Lilia S. Panteno//Dizionario patristico e di antichita cristiane. Vol. II. Casale Monferato, 1983. P. 2604–2606. 186 B коптских источниках упоминается еще, что Пантен был одним из первых, применивших греческий алфавит для коптского письма (см.: Atiya A. S. Op. cit. Р. 34). 190 См.: Bousset W. Jüdisch-christliche Schulbetrieb in Alexandria und Rom. Göttingen, 1915. S. 155–271. 192 Дьяконов А. Типы высшей богословской школы в древней Церкви III-VI вв.//Христианское чтение. Т. 239. Ч. II. 1913. С. 500. 194 Эти сведения резюмируются, помимо прочих общих патрологических работ, в предисловии к изданию: Clément d’Alexandrie. Les Stromates. Stromate VI/Ed. par P. Descourtieux//Sources chrétiennes. 446. Paris, 1999. P. 7–11. 196 Текст этого сочинения (далее по тексту – Пед.) мы цитируем по изданию: Clément d’Alexandrie. Le Pédagogue. T. I-III/Ed. par H. I. Marrou, etc.//Sources chretiennes. 70, 108, 158. Paris, 1960–1970. Имеется и русский перевод: Педагог, творение учителя Церкви Климента Александрийского /Перевод Н. Корсунского. Ярославль, 1890. Однако данный перевод не всегда точен и требует проверки. Например, указанная фраза Климента здесь передается так: «побуждаемые Им (Богом Словом. – A. C.), мы отрекаемся от старых заблуждений; вследствие воспринятия новых спасительных истин духовно юнеем». 197 См. суждение о нем К. Скворцева: « Климент Александрийский известен как самый ревностный искатель истины. Он прилежно занимался изучением наук, входивших в круг тогдашнего образования, и не прекращал своих ученых исследований до тех пор, как сам говорит, пока не успокоился на лоне Слова или вечной Истины» (Скворцев К. Философия отцов и учителей Церкви. Период апологетов. Киев, 1868. С. 201).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

2383 Чистяков Павел Петрович (1832–1919), живописец, педагог, автор портретов, картин на исторические и бытовые темы; академик живописи (1870); действительный член Академии художеств (1893). С 1892 г. профессор живописи, заведующий мозаичным отделением (1890–1912), руководи­тель мастерской (1908–1910) Высшего художественного училища при Академии художеств. 2384 Бенуа Александр Николаевич (1870–1960), художник, театральный декоратор, историк искусства, художественный критик, мемуарист. В предреволюционные годы – вице-председатель создан­ного в 1911 г. Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины; в марте 1917 г. один из организаторов Комиссии по делам искусств для переговоров с Временным правительством об охране памятников искусства и старины; с 1918 г. член Коллегии по делам музеев при Наркомпросе. Главный хранитель Картинной галереи Эрмитажа (1918–1926). В 1926 г. не вернулся из Парижа, где находился в командировке от Эрмитажа. 2386 Майкопская культура раннебронзового века Предкавказья и Северного Кавказа, имеющая аналогии в Передней Азии, получила название по яркому комплексу Майкопского кургана, раскопанного И. Веселовским (1897). Богатый погребальный инвентарь захоронения племенного вождя и его двух жен, ныне хранящийся в Эрмитаже, включал золотые, серебряные и медные сосуды, фигурки бычков, украшения, бронзовые орудия труда и характерную керамику. Археологические материалы майкопской культуры свидетельствуют о тесных контактах между племенами Северного Кавказа и цивилизациями Древнего Востока, проявившихся в частности в высоком уровне металлообработки. В начале XX столетия вопрос о датировке Майкопского кургана вызвал бурную дискуссию в научных кругах. Я. И. Смирнов, отметивший влияние Месопотамии в стилистике вещей, ошибочно относил его к VIII в. до н. э. (1909), Э. Миннз – к доскифской эпохе (1913), А. М. Тальгрен – к бронзовому веку и датировал приблизительно 1500 г. до н. э. (Die Kupfer- und Bronzezeit in Nord- und Ostrussland. I. Die Kupfer- und Bronzezeit in Nordwestrussland.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таких примеров – десятки. Когда говорят, что нам не дают Нобелевских премий, потому что мы их не заслуживаем – это абсолютная чушь. Наша Ленинская премия всегда была выше любой Нобелевской. Мы сами себя игнорируем. Центр Бакулева – самая большая в мире клиника по количеству операций. Мы делаем разные операции, в том числе те, которые разработаны именно врачами нашего центра. Поэтому этот вопрос не к врачам. У нас в сердечно-сосудистой хирургии то, что мы делаем в нашем центре, во многих ведущих мировых центрах не делается. Другое дело, что мы пока оказываем маловато специализируемой помощи. Возникает противоречивая ситуация. С одной стороны, нам не хватает финансирования, а с другой стороны, люди говорят – нам не нужны российские клиники, мы поедем лечиться за границу. При этом наши зарубежные коллеги не несут никакой ответственности за исход операции. Был такой случай, когда ребенку сделали фактически экспериментальную операцию. Мать потребовала, чтобы Минздрав ей компенсировал затраты, потому что у нас якобы даже не слышали об этой операции. Мне прислали бумагу, как главному специалисту, и я написал всё, как есть. Операция существует с 1984 года. За всё это время в мире было сделано всего 53 операции, из них 4 сделал я лично. Для этой операции есть очень строгие показатели. У ребенка, которому наши коллеги за рубежом сделали эту операцию, не было к ней показаний. «Правмир»: А как же вопрос с квотами? Бокерия: Если операция показана, решение принимается незамедлительно. Сергей Брюхоненко 1890–1960 Основатель и глава НИИ экспериментальной физиологии и терапии. Изобретатель «аутожектора» – аппарата для искусственного кровообращения. Также разработал пузырьковый оксигенератор, «искусственные легкие». Владимир Демихов 1916–1998 Основоположник мировой трансплантологии. Впервые в мире выполнил множество операций, в том числе в 1937 году экспериментальную операцию по пересадке искусственного сердца собаке. В 1946 году совершил первую в мире гетеротопическую пересадку сердца в грудную полость.

http://pravmir.ru/creative/leo-bokeriya-...

Perugia, 1903. Vol. 1. P. 57-105; Gregorius Lobrede auf die 318 Väter des Konzils zu Nikaia und Konstantin den Grossen/Ed. J. Compernass. Bonn, 1908; Guidi M. Un bios di Costantino. R., 1908; Actus Sylvestri// Mombritius B. Sanctuarium, sive Vitae sanctorum. P., 1910. Vol. 2. P. 279-293; Opitz H. G. Die Vita Constantini des codex Angelicus 22//Byz. 1934. T. 9. N 2. P. 535-593; Coveney J. Edition critique des versions en vers et en prose de la legende de l " empereur Constant avec une étude linguistique et littéraire. P., 1955; Halkin F. Une novelle vie de Constantin dans un légendier de Patmos//AnBoll. 1959. Vol. 77. P. 63-108; idem. L " empereur Constantin converti par Euphrates//Ibid. 1960. Vol. 78. P. 5-18; Winkelmann F. Das Enkomium auf 318 Väter des Nikanischen Konzils (BHG 369k)//Eirene. Praha, 1965. Vol. 4. P. 39-41; idem. Vita Metrophanis et Alexandri BHG 1279//AnBoll. 1982. Vol. 100. P. 147-184; Латинские панегирики/Пер. c лат., вступ. ст. и коммент.: И. Ю. Шабага//ВДИ. 1996. 3. с. 210-221; «Житие Сильвестра, папы Римского» в агиогр. своде Андрея Курбского/Под ред. В. В. Калугина. М., 2003; Кривушин И. В., Кривушина Е. С. Средневековое предание о Константине Великом и его матери св. царице Елене: Пер., коммент., исслед. СПб., 2012. Лит.: Baronius C. Annales ecclesiastici. Antw., 16242. T. 3; [ De Rossi G.] L " iscrizione dell " Arco trionfale di Costantino//BACr. 1863. Vol. 1. N 8. P. 57-60; Burckhardt J. Die Zeit Constantins des Grossen. Lpz., 18802 (рус. пер.: Буркхардт Я. Век Константина Великого. М., 2003); Seeck O. Die Zeitfolge der Gesetze Constantins//ZsRg.R. 1889. Bd. 10. S. 1-44, 177-251; idem. Die Verwandtenmorde Constantin " s des Grossen//ZwTh. 1890. Bd. 33. S. 63-77; idem. Das sogenannte Edikt von Mailand//ZKG. 1891. Bd. 12. S. 381-386; idem. Untersuchungen zur Geschichte des Nicänischen Konzils//Ibid. 1897. Bd. 17. S. 1-71, 319-362; idem. Die Urkunden der Vita Constantini//Ibid. 1898. Bd. 18. S. 321-345; idem. Die Zeitfolge der Gesetze Constantins//Zschr.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Библиография Источники Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с параллельными местами. М., 1988, 1376 с. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке с параллельными местами. М., 1993, 1658 с. Ветхозаветные апокрифы. Пер. прот. А. В. Смирнова. СПб., 2001, 407 с. Законы царя Хаммурапи. Сост. Гусаков А. Г. Б/м, 41 стр. Иосиф Флавий. Иудейские древности. М., 1996, 864 с., илл. Abegg М., Flint Р., Ulrich Е. The Dead Sea Scrolls Bible. The Oldest Known Bible Translated for the First Time into English. San-Francisco, 1999, xxvii + 649 p. Biblia Hebraica Stuttgartensia. Ed. R. Kittel. edition. Deutsche Bibelgesel- lschaft, lxxii + 1574 S, Martinez F. C., Tigchelaar E. j. C. The Dead Sea Scrolls. Vol. 1–2. Leiden- Boston-Koln, xxiii -+- 627 pp. and 628–1361 pp. Miller F. P. The Great Isaiah Scroll. http://www.ao.net/Mmoeller. Septuaginta. Ed. A. Rahlfs. Duo volumina in uno. Deutsche Bibelgesellschaft, lxx + 1184 + 940 S. The Greek New Testament. Edited by Kurt Aland. 3rd ed. United Bible Societies, 1997, 926 p. Современная литература Амусин И. Д. Кумранская община. М., 1983. Амусин И. Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1960, 1961, 272 стр., илл. Амусин И. Д. Новейшие открытия и публикации рукописей из района Мертвого моря/Штоль Г. Пещера у Мертвого моря. М., 1965, с. 3–26. Антонины Б. Экзегезис книг Ветхого Завета. М., Беляев Λ. А. Христианские древности. СПб., 2001. Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975. Бранн М., Хволъсон Д. Еврейская литература/Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Электронное переизд. словаря 1890–1907 гг. М., 2002. Владимиров А. Кумран и Христос. М., 2002, 766 с., илл. Волнин А. К. Мессия по изображению пророка Исаии. Опыт библейско- богословского и критико-экзегетического исследования пророчеств Исаии о лице Мессии. Киев, 1908, 476 стр. Глаголев С. С. Предисловие к статье «Израильтяне»/Иллюстрированная история религий, под ред. проф. Д.П.Шантепи де ля Соссей в 2-х тт. Т. 1, [М„] 1992, С. 247–264.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Одной из самых противоречивых сторон советского строя является официальный атеизм марксизма и культ вождей партии, начавшийся при Сталине и перенесенный в настоящее время всецело на Ленина. Религиозный ореол окружающий его, приписывание ему непогрешимости и даже некоего бессмертия, 58 всю эту мифологию партийная бюрократия старается всеми силами распространить среди населения, в особенности среди детей и юношества, заменив ею гонимое христианство . Эта систематически проводимая политика указывает на то, что, вопреки теоретическому отрицанию религии, главари партии признают ее необходимой для широких масс опекаемых ими людей. Этот культ обожествленного вождя, как это было отмечено Борисом Пастернаком (1890–1960) в «Докторе Живаго» возвращает человечество в то рабство им же обоготворенным тиранам и вождям, в котором оно пребывало до своего освобождения от этого идолопоклонства проповедью Евангелия. 59 Не случайно, что именно Ленин был выбран из всех вождей партии для роли нового божества. Он был типичный параноик и, за исключением моментов депрессии, 60 находился в иллюзии, что ему дана власть водительства всего человечества. Его одержимость своим мессианским призванием давала ему уверенность, что он имеет право уничтожить любого человека, ради будущего счастья и благоденствия всех людей. Ленин сочетал полную веру в непогрешимость своих социальных утопий с всепоглощающей ненавистью к своим соперникам. Он, как и Сталин, видел себя окруженным со всех сторон хитрыми и низкими врагами; всякое проявление к ним милосердия и даже уважения он рассматривал, как преступную слабость, как измену великому делу освобождения трудящихся от ига капитализма. Строй, созданный им, отражает все типичные особенности психологии его основателя. Ленин провел большую часть своей жизни в удушливой атмосфере интернационального революционного подполья, отравленного предательством, интригами и соперничеством «вождей». Шпиономания, принципиальное недоверие друг к другу, постоянные поиски скрытых врагов, потоки клеветы, изливаемые на них, сознательное искажение фактов ради более успешной пропаганды и циничное пренебрежение элементарными правилами морали все эти, всем знакомые, черты советского строя унаследованы им от Ленина. Сталин был его верным последователем, доведшим до логического конца учение о диктатуре, разработанное его наставником.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010