Рютино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Небольшая церковь с характерными местными приемами строительного ремесла - использованием деревянных подшивных потолков и каркасных декоративных завершений. Это единственная постройка, сохранившаяся от усадьбы известного собирателя фольклора И.П. Сахарова. В Успенская церковь. План.начале ХХ столетия селом владели потомки Сахарова, а также Громовы и Рахлин-Румянцев. Церковь, расположенная на небольшом возвышении на окраине села, была построена в 1809 г. из кирпича и оштукатурена. Первоначальная композиция церкви состоит из прямоугольного храма (завершение утрачено), полукруглой апсиды и двухъярусной колокольни. Во второй половине XIX в. с запада пристроили обширный прямоугольный в плане кирпичный притвор. Гладкие стены основных объёмов прорезаны прямоугольными окнами и завершены профилированным карнизом. Более наряден восьмигранный ярус звона колокольни, углы которого закреплены лопатками, раскрепованными в карнизе. Арочные проемы акцентированы замковыми камнями. Диагональные грани яруса звона оформлены арочными нишами. В храме, апсиде, а также в колокольне и притворе были деревянные перекрытия. По материалам книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2./Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО " Тверское княжество " , 2002. Село Рютино. Погост церкви Успения Божией Матери Погост функционировал с ХУ столетия по 1890 год. Первоначально- при церкви св. Егория (на 1495 год уже была), с 1809 г. после реконструкции церковь стала называться Успения Божией Матери (закрыта в 1938 году). Кладбище при церкви находилось в сравнительно достойном виде примерно до 1950-х годов, хотя еще до этого в Бологое забрали ограду, что была по всему периметру погоста. Еще один непоправимый удар был сделан после крупного рютинского пожара 1936 года (некоторые погорельцы в фундаменты вновь строящихся домов тащили с погоста могильные плиты, надгробия, кресты). Техника уже позволяла это делать, а местная власть только науськивала. Однако еще в послевоенное время на погосте было много оград, надгробий, возвышались высокие кресты; кусты сирени, липы, тополя… Холм при церкви заполнен умершими очень плотно. В нем лежат люди всех сословий со всех деревень большого Рютинского прихода. С 1890 года начали делать захоронения на «общественном» кладбище, которое функционирует ныне. В виде исключения некоторое время после 1890 года делали на погосте «подселения».

http://sobory.ru/article/?object=19113

Болхов. Церковь Воскресения Словущего. Церковь Обновления Храма Воскресения Господня Церковь. Не действует.   Престолы: Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова) Год постройки:1827. Адрес: Орловская область, Болховский район, г.Болхов, пересечение ул.Карла Маркса и пер. Карла Маркса Координаты: 53.4415, 36.01532 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Воскресения Словущего в Болхове Кирпичная церковь типа восьмерик на четверике, построенная в 1827 г., с трапезной и высокой колокольней под шпилем (1851 г.). Приделы в трапезной Никольский и Афанасия Афонского. Закрыта в 1930-х гг., в 1950-х гг. колокольня и главный храм сломаны. Уцелела трапезная, ныне заброшенная. Впервые упоминается в Писцовой книге 1625 г. как приходский храм в Казачьей слободе. В 1742 г. на месте прежней деревянной была построена новая деревянная церковь с приделом Св. Николая Чудотворца. В 1827 г. вместо деревянного возведен каменный трехпрестольный храм с приделами Св. Николая Чудотворца и Афанасия Афонского. В 1851 г. к нему пристроена каменная колокольня, 30-метровая, четырёхъярусная, трапезная перестроена. В 1889 г. проводился капитальный ремонт церкви снаружи и внутри. С 1890 г. при храме существовала школа грамоты. Первое упоминание о Воскресенской церкви в Казачьей слободе за рекой Нугрь содержится в Писцовой книге (1624–1625 гг.) писца Никиты Ивановича Беклемишева и подьячего Осипа Трофимова: «...церковь обновления храма Христа Бога нашего Воскресения деревян клецка да придел Николы Чудотворца... запустело от войны крымских и ногайских людей». В 1742 г. (по другим данным – в 1752 г.) вместо обветшавшего был выстроен новый деревянный храм с приделом Св. Николая Чудотворца, на месте которого в 1827 г. возвели кирпичную холодную церковь типа восьмерик на четверике в стиле «классицизм» с приделами во имя Св. Николая Чудотворца и Св. Афанасия Афонского. В 1851 г. к ней пристроили 30-метровую, четырёхъярусную колокольню и снесли старую, построив новую, более обширную теплую трапезную, а храмовый участок обнесли оградой. В 1887 г. заменили и заново освятили придельные иконостасы. В 1889 г. проводился капитальный ремонт церкви снаружи и внутри. В 1890 г. при церкви открыли школу грамоты. Кроме горожан, при Воскресенском приходе состояли крестьяне трех пригородных деревень: Васьковой, Липовки и сельца Колонтаева.

http://sobory.ru/article/?object=03006

Ванакюля. Часовня Флора и Лавра. Карта и ближайшие объекты Часовня в деревне Венкуль (деревня Наровская, также Русская деревня – деревянная, во имя св. Николая Чудотворца. Площадью не более 12 кв. метров. Местоположение отмечено на картах: 1860, 1933, 1939 гг. Около 1890 года часовня была перевезена в деревню Илькино (Ванакюля (Vanakula)), где простояла до 1950 года (эта часовня обозначена на финской карте 1934 года). Одна из икон этой часовни – икона Божьей Матери хранится сейчас в Кингисеппском Историко-краеведческом музее. В 2006 году в деревне Ванакюля (ранее – Илькино) на средства Е. Д. Сергеева и других жителей деревни была построена новая часовня – свв. Флора и Лавра. Вместо перевезённой часовни в деревне Наровская (Венкуль) построили новую - большего размера: «Здание представляло собой постройку из сосновых брёвен высотой 3,5 метра. С южной и северной сторон имелось по два окна, потолок был покрыт вагонкой». Богослужения совершались по крупным праздникам: на Рождество, Пасху, Троицу, Петров день и на «Николу» 6 (19) декабря, приезжающим из Ивангорода священником. До 1896 года часовня была приписана к Успенской церкви в Ивангородской крепости (по другим данным - была приписана к Успенскому храму с 1741 по 1897 гг.). В 1896 году была приписана к Усть-Наровской церкви, построенной в 1893 году. При часовне был староста и приходской совет, который решил расширить часовню и сделать из неё церковь. Такое решение было принято, потому что в 1920 году была проведена новая граница и православные ряда деревень: Каростеля, Фитинги, Ильконо, Мертвиц, Ханнике и Ропши, приписанные к Кейкинскому приходу, остались без храма. Их приписали к Владимирской церкви в Усть-Нарве, но добираться им до неё было далеко. Кроме того, в деревенской школе решили вновь начать преподавать Закон Божий. В результате в Венкуль из Усть-Нарвской церкви переселился в новый дом отец Николай Покровский, который и стал служить в новом храме, а также и преподавать в местной шестиклассной школе. Весной и летом 1921 года к восточной стене часовни пристроили помещение для алтаря и она стала на три метра длиннее. Весной 1922 года престол и алтарь освятили. Так в Венкуле появилась новая церковь во имя Николая Чудотворца. «В барабане церкви было восемь маленьких окон. Луковичная глава завершалась семиконечным позолоченным крестом. Перед входом располагалось открытое крыльцо. Над крыльцом была устроена колокольня с колоколом весом более двух пудов». С появлением в 1922 году церкви деревня Венкуль стала уже селом Венкуль. Эта церковь действовала до 1938 года (с 1935 г. по решению правительства Эстонии службы в церкви проходили только на эстонском языке). В 1944 году церковь была сожжена вместе с селом Венкуль отступающими войсками фашисткой Германии.

http://sobory.ru/article/?object=08329

Великий Новгород. Десятинный монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Каменная церковь, выстроенная в 1397 г. боярином И. Онкифоровым. Первоначально четырехстолпный однокупольный одноапсидный храм. В 1670-х гг. устроено подцерковье, сооружен западный притвор с Знаменским приделом (упразднен в 1890-х гг.). В XVIII-XIX вв. сооружены северный Пантелеймоновский и южный Варваринский приделы. В 1889-1892 гг. при игум. Ангии реконструирован, переложены своды, увенчанные пятью куполами. В 1913 г. устроен нижний придел Старорусской Богоматери. Закрыт в 1930 г. Сильно пострадал в войну, в кон. 1940-х - нач. 1950-х гг. обрушился, руины в основном разобраны. Уцелели фрагменты апсиды. Кузьмина Н.Н., Филиппова Л.А. Десятинный монастырь в Великом Новгороде. Великий Новгород, 2000 Первое упоминание о монастыре в новгородской летописи относится к 1327 году: «постави церковь святой Богородицы Рождество Архиепископ Моисей в Десятине». В 1397 году новгородский посадник Исак Онкифов возводит новый храм Рождества Богородицы. Это была типичная постройка новгородской архитектурной школы конца XIV - haчaлa XV вв. –   кубический,   одноглавый, четырехстолпный храм, с одной апсидой и двумя приделами на хорах (Пантелеимона и Рождества Иоанна Предтечи). Фасады были расчленены лопатками на три части и соединялись вверху декоративными арками. Украшен храм был очень скромно. Лишь в нижних частях стен имелись вкладные кресты. Храм был выстроен из красного и розового ракушечника с применением кирпича. Позднее храм неоднократно перестраивался. В cepeдuhe XIX века Рождественская церковь имела в плане вид продолговатого четырехугольника с апсидой на восток (полукружие). Позднее церковь была увеличена с северной и южной стороны двумя апсидами. Основной куб имел барабан, который венчала золотая глава с крестом. Над приделами также возвышались небольшие барабаны с главками. Рождественский храм занимал центральную часть монастырской территории. Остальные здания располагались по правильному геометрическому плану в виде четырехугольника.

http://sobory.ru/article/?object=33048

Замостье. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Еще в начале XIX в. сл. Замостье входила в состав городской черты г. Суджи. Как самостоятельное поселение встречается в ревизской сказке 8-й ревизии (1834 г.). Согласно «Справочной книге о церквах…» за 1908 г. храм был построен в 1865 г. В клировой ведомости 1916 г. храм датой постройки считается 1875 г., когда построенный «тщанием прихожан 24 октября того же года» храм был освящен епископом Курским и Белгородским Сергием. Однако сведения о наличии православного храма в с. Замостье, приведенные в «Списке населенных мест Российской империи» за 1863 г., а также сохранившиеся в архиве метрические книги Преображенской церкви за 1814 г. ставят под сомнение эту дату. Ближайшими к Преображенской были церкви г. Суджи: в одной версте находилась Покровская; в полутора верстах – Соборно-Успенская. Каменный пятиглавый храм, крытый железом, был окружен каменной оградой. На территории храма находились «дом-сторожка» и «сторожка малая» - каменные, крытые железом. В каменной колокольне – 6 медных колоколов, 1 маленький медный колокольчик у окна. Их общий вес составлял 420 п. Храм имеет три престола: средний, главный, во имя Преображения Господня в металлической оправе; в правом приделе – во имя Казанской иконы Божией Матери; в левом – во имя Рождества Честного славного пророка Предтечи Крестителя Господня Иоанна, оба деревянные в парчевом облачении. Иконостас двухъярусный, золоченый. В опись церковного имущества, составленную в 1857 г. и проверенную в 1890 г., внесено 16 икон в серебряных рызах, 6 – в металлических, 18 различных киотов с иконами; 30 боогслужебных книг. С 28 марта 1912 г. по 16 августа 1913 г. в церкви был произведен ремонт. При церкви действовала церковно-приходская женская школа, в которой в 1916 г. обучалась 121 девочка. Закон Божий преподавал приходской священник Александр Павлович Солодовников, учителем состоял Иван Иванович Пыкин, окончивший Курскую учительскую семинарию. Известны некоторые имена священников, служивших в храме в разные годы: Алексей Григорьевич Дьяконов (1899-1920), Александр Павлович Солодовников (1901-1906), Петр Поляков (1917-1922), Флегонт Антонов (конец 40-х – начало 50-х гг.), Ф.В. Бесов (1950-1954), И.В. Дунай (с марта 1954 г.), С.И. Бучковский (с 1962 г.), Алексей Михайлович Кононов (с 1967-1990 г.).

http://sobory.ru/article/?object=18128

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вениамин (Тихоницкий), архиеп. Кировский. Фотография. 1950 г. (Тихоницкий Вениамин Михайлович; 12.10.1869, пос. Ижевский Завод Вятской губ. (ныне Ижевск, Удмуртия) - 2.04.1957, Киров), архиеп. Кировский и Слободской. Из священнического рода, сын сщмч. прот. Михаила Тихоницкого , брат митр. Владимира (Тихоницкого) . В 1890 г. окончил Вятскую ДС по 1-му разряду. 1 авг. 1891 г. Вятским еп. Сергием (Серафимовым) рукоположен во священника к храму в с. Юмском Котельничского у. (ныне с. Юма Кировской обл.), в 1891-1894 гг. был директором и законоучителем юмской церковноприходской школы. 28 июля 1894 г. переведен в клир Александро-Невского собора Вятки. С 1894 г. преподавал естественную историю в Вятском епархиальном уч-ще, Закон Божий и лат. язык - в Вятской общине сестер милосердия. C 1895 г. являлся членом правления эмеритальной кассы духовенства Вятки, с 1897 г.- ее председателем. 17 дек. 1896 г. назначен благочинным церквей города. 1 апр. 1898 г. переведен во Владимирскую ц. Вятки. В 1901 г. назначен членом правления Вятской ДС и жен. епархиального уч-ща, в 1908 г.- управляющим Вятским епархиальным домом. В 1908-1909 гг. свящ. Вениамин прослушал курс естественных наук в СПбДА. Неоднократно участвовал в епархиальных съездах, с 1912 г. избирался депутатом губ. земских собраний. Был награжден орденом св. Анны 3-й степени. После начала первой мировой войны руководил госпиталем в Вятке, участвовал в работе комитета по устройству беженцев. 1 нояб. 1917 г. свящ. Вениамин был назначен членом епархиального совета при Вятском архиерее. В 1921 г. преподавал литургику на пастырских курсах, в том же году награжден Патриархом св. Тихоном правом ношения митры. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 г. подвергся кратковременному аресту. В нач. 1927 г. по состоянию здоровья уехал в Ленинград, где находился на лечении. После возвращения в Вятку 16 сент. 1927 г. свящ. Вениамин вновь был арестован. Во время следствия от него пытались добиться признания в «контрреволюционных связях», к-рые якобы он поддерживал с «братом белогвардейцем Владимиром - эмигрантом в Ницце во Франции, близким другом и сподвижником, известным русским эмигрантом контрреволюционером Антонием Храповицким», в «использовании легального существования церкви в антисоветских целях», в «участии в организации, действующей в направлении помощи международной буржуазии». Священник виновным себя не признал. По приговору от 23 дек. 1927 г. свящ. Вениамин был освобожден без права проживания в крупных городах, а по дополнительному решению от 13 янв. 1928 г. подлежал адм. высылке в г. Галич. В 1930 г., по окончании срока высылки, о. Вениамин вернулся в Вятку, служил настоятелем Владимирской ц. до ее закрытия в 1936 г. 2 нояб. 1938 г. овдовел. 26 окт. 1942 г. возобновил богослужения в Серафимовской ц. в Кирове (название Вятки с 1934), где стал настоятелем.

http://pravenc.ru/text/150321.html

Русское. Церковь Михаила Архангела. Михайло-Архангельская церковь Построена по усовершенствованному проекту церкви Покрова Пресвятой Богородицы (1890-1900, арх. В.М. Дружинин, доработка И.А. Чарушина) в с. Красногорское Удмуртской Республики. По идентичному проекту И.А. Чарушиным также построена  церковь Спаса Преображения (1897-1900) в г. Воткинске. В свою очередь сама церковь в Русском имеет не менее четырёх авторских повторений: По идентичному проекту (с увеличением объёма) построены: Карта и ближайшие объекты Храм построен по проекту вятского архитектора И.А.Чарушина, автора многих вятских архитектурных шедевров. Строительство церкви начато при непосредственном участи еп.Алексия (Опоцкого). Заложен храм был 1 мая 1900 года. Первый камень будущего храма торжественно заложил известный вятский купец и благотворитель Яков Фомич Тырышкин. Вдохновленные происходящим, местные жители собрали в тот день более 300 рублей пожертвований. Каменный храм был построен и освящен 3 ноября 1909 года (все даты по старому стилю). Престольный праздник храма – 8/21 ноября, когда идут праздничные службы в честь Собора Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных. 7 января 1940 года Кировским районным исполкомом принято решение о закрытии церкви, утверждено облисполкомом 15 января. Здание передано «… для использования под культурное учреждение». Из храма увезли всё церковное имущество около 400 предметов. По некоторым сведениям часть икон жители забрали по домам, часть больших образов – кощунственно переделали на рамы. В 1940-1950-х годах здание храма использовалось под зернохранилище. Потом под мастерскую, затем машинно-тракторную станцию. В конце 1970-х годов по инициативе председателя колхоза «Русский» Литвинова Алексея Ивановича в здании храма был запланирован краеведческий музей. Благодаря этому была проведена реставрация на средства хозяйства (175 тысяч полнокровных советских рублей). 9 января 1990 года Советом по делам религий при Совете министров СССР принято решение о передаче здания «для удовлетворения религиозных потребностей верующих граждан».

http://sobory.ru/article/?object=08921

Рустейкяй. Старообрядческая моленная Покрова Пресвятой Богородицы. Свято-Покровская моленная Рустейкской староверческой общины Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:1908. Адрес: Литва, Утенский уезд, Зарасайский район, деревня Рустейкяй Координаты: 55.642816, 26.269372 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Согласно архивным данным, в 1890 г. в Рустейках (ныне Зарасайский район Литвы) была образо­вана староверческая община. Однако первые старо­веры пришли сюда гораздо раньше - в конце XVIII века. После предоставления старообрядчеству сво­боды вероисповедания (1905 г.) появилась возмож­ность построить храм, которого община длительное время не имела. На молитву собирались в частных жилищах, в частности, в доме Осипа Рыбакова. В новых условиях местные староверы собрали круп­ную сумму денег, получили разрешение на выруб­ку леса. Началось строительство. По имеющимся сведениям, молитвенный дом, в основном, был построен и освящен во имя Покрова Пресвятой Бо­городицы в 1908 г. Храм украсили иконы, пожерт­вованные Агриппиной Савиченко, Василием Мед­ведевым, Савином Рыбаковым, другими прихожа­нами. С тех дней в нём совершались богослужения, венчания, крестины, погребения. История общины вместила светлые и печальные страницы. Большой урон нанесли две мировые войны. В 1915-1919 гг. храм был закрыт. Особенно трагическими оказа­лись для многих семей события Второй мировой войны. При всех невзгодах и потерях в 1930-1950 гг. община насчитывала около 500 прихожан. В 1929 г. для приобретения лесоматериалов на ремонт хра­ма правительство Литвы выделило общине ссуду в 500 литов. Одним из первых наставников общины упо­минается Григорий Селиванов. Затем духовными пастырями здесь были Тимофей Грищенко (деле­гат Съезда старообрядцев Северо-Западного края, Вильна, 1906), Федор Грищенко, Никифор Макеев (1924-1937), Софрон Сапожников (с военных лет до 1959 г.) и другие.

http://sobory.ru/article/?object=33087

Скачать epub pdf Семен Людвигович Франк Семен Людвигович Франк (1877–1950) родился в Москве, принял Православие в 1912 году. Семен Людвигович окончил юридический факультет Московского университета. В юности он увлекся идеями социал-демократии, занимался в нелегальных кружках, был арестован и выслан. В 1890-х годах, разочаровавшись в марксизме, он порывает со средой революционеров. После революции, в 1917 году Семен Людвигович становится профессором Московского Университета. В 1922 г. он выдворен из России на “философском пароходе”. В эмиграции Семен Людвигович преподавал в Берлине и Париже. В 1930-е годы, при нацистах, его лишают кафедры в Германии, он уезжает во Францию, а после немецкой оккупации эмигрирует в Лондон, где он и прожил до своей смерти (1945 г.). С. Л. Франк – автор многочисленных трудов по проблемам гносеологии, психологии, социальной философии. Особое место в его работах занимает проблема соотношения науки и религии, между которыми Семен Людвигович не видел противоречия. О. Михаил: В самые последние недели жизни Семена Людвиговича Франка вы, Владыка, ходили к нему каждый день или очень часто. Какие у вас самые последние впечатления об этом философе? Митр. Антоний: Прежде чем говорить о последних впечатлениях, я расскажу о том, как я однажды осрамился с Семеном Людвиговичем. Когда я впервые приехал в Англию, я остановился у них после съезда (вероятно, в 1947 году, на первой конференции Содружества св. Албания и св. Сергия Радонежского). Я не имел никакого представления о том, что он выдающийся русский философ. Мы как-то сидели, а он был, в общем, довольно глухой в то время. Поэтому все говорили ясно и громко. Он меня спросил, читаю ли я какие-то богословские книги. Я не мог назвать ни одной его книги, потому что я не знал ничего об этом, и я сказал: «Да, я хорошо знаком с Лосским, читал все, что он когда-либо писал». И потом прибавил: «А вы его читали? Он очень глубокий, но, я думаю, что вы несомненно могли бы его осилить». Он улыбнулся и сказал: «Да, я думаю, что я мог бы понять то, о чем он пишет». Я только после этого узнал, с кем я имею дело, и какую я безнадежную глупость сказал.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Тобольск. Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Церковь Николая Чудотворца /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1714 году, на месте упраздненного деревянного храма во имя свт. Николая Чудотворца, был заложен каменный храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделами в честь Входа Господня в Иерусалим, свт. Николая Чудотворца, свв. вмчч. Димитрия Солунского и Георгия Победоносца. В 1743 году Введенский храм был освящен. В народе он продолжал именоваться Никольским. Несколько раз храм перестраивался. Полностью перестройка закончилась лишь в 1774 году. В конце XIX века причт состоял из священника и псаломщика. В приходе числилось 13 деревень. Из-за малочисленности и бедности прихожан, к началу 1890-х годов храм пришел в крайнюю ветхость, так что богослужение совершалось в нем очень редко и совершать его было опасно, так как южная сторона здания отделилась и грозила падением. Преосвященный Иустин (Полянский) учредил комитет по реставрации храма, сбор пожертвований, и производство работ поручил благочинному Тобольска протоиерею Александру Грамматину. В 1891 году храм был приведен в приличный вид. По сведениям 1913 года, в приходе числились деревни: Завальная, Защитина, Поварня, Козлова, Филатова, Зырянова, Саргина, Маркина, Волгина, Савина, Редькина, Кондрахина, Веснина, Самохвалова. Причт состоял из священника, диакона и псаломщика. После революции 1917 года до начала 1920-х годов в церкви совершались богослужения, затем ее превратили в гараж тюрьмы УГБ НКВД. Доведя до аварийного состояния, власти города в 1930 году закрыли храм. В 1950-х годах он был полностью разрушен. В августе 2012 года, при археологических раскопках на Троицком мысу, был обнаружен фундамент алтарной части храма и несколько ярусов захоронений старого Никольского погоста. Источник http://drevo-info.ru/articles/21809.html Композиция церкви представляла собой растянутый в ширину четверик с алтарными апсидами, завершавшийся восьмериком, трапезную и шатровую колокольню по оси восток-запад. Широкий восьмерик с большими прямоугольными окнами завершался главой на световом барабане. Кровля на своде восьмерика имела своеобразный перехват у основания, напоминающий об украинской традиции строительства.

http://sobory.ru/article/?object=35580

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010