прот. Сергий Правдолюбов (1950 г.р.) Завещание священноисповедника Сергия Правдолюбова , написанное им в сташные годы гонений, которое мы предлагаем вниманию наших читателей, являет собой образец богословия, вполне сравнимый со святоотеческими творениями. Публикацию предваряет портрет священноисповедника Сергия работы одного из его соузников по Соловкам. Протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбов родился 13 июня 1890 года в селе Маккавееве Касимовского уезда Рязанской губернии в семье учителя Касимовского Духовного училища Анатолия Авдеевича Правдолюбова (впоследствии протоиерея Успенской церкви города Касимова). Род Правдолюбовых был священническим со старинных времен, по некоторым записям и преданиям священники Правдолюбовы известны с середины XVIII века. Уже в первом выпуске Рязанской Духовной семинарии 1817 года числился Феодор Правдолюбов. Сергей получил образование в Касимовском Духовном училище, Рязанской Духовной семинарии и Киевской Духовной академии, которую окончил в 1915 году с присуждением ученой степени кандидата богословия. В 1915 году поступил на должность псаломщика в Киеве. В том же году стал священником Спасской церкви в Слободе Кукарке Вятской епархии. Рукоположен был епископом Вятским Никандром 26 октября старого стиля. В 1919 году был назначен настоятелем Троицкого собора в Слободе Кукарке (город Советск Кировской области) и назначен благочинным 1-го округа Яранского уезда Вятской епархии. Чудом остался жив при следующих обстоятельствах. В город пришел карательный отряд латышских стрелков. Ночью пошли с рейдом по городу, арестовывая и расстреливая на ходу самых влиятельных людей города. Подошли к собору и, разбудив сторожа, потребовали сказать, в каком доме живет «главный поп». Сторож показал на дом старого настоятеля, который был в весьма преклонных летах, но для сторожа по многолетней привычке и был «главным попом». Старца-священника разбудили, вывели из дома и расстреляли. К сожалению, имени его никто не записал для памяти и поминовения в наши дни, но отец Сергий, конечно, помнил его и всегда о нем молился как о пострадавшем за Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИТАЛИЙ Виталий (Введенский), архиеп. Дмитровский. Фотография. 1946 г. (Архив ц. Воскресения Христова в Сокольниках) Виталий (Введенский), архиеп. Дмитровский. Фотография. 1946 г. (Архив ц. Воскресения Христова в Сокольниках) (Введенский Владимир Федорович; 8.07.1870, с. Песковатое Белёвского у. Тульской губ.- 25.03.1950, Москва), архиеп. Дмитровский. Из семьи диакона. В 1880-1890 гг. обучался в Тульском ДУ, затем в Тульской ДС, к-рую окончил по 1-му разряду. В 1890-1891 гг. работал сельским учителем, затем был рукоположен во диакона, 8 сент. 1891 г.- во иерея к храму белёвского Крестовоздвиженского жен. мон-ря Тульской епархии. В 1897 г. назначен делопроизводителем, затем председателем правления эмеритальной кассы духовенства Тульской епархии. С 1 февр. 1900 по 1 авг. 1902 г. являлся инспектором белёвского епарх. жен. уч-ща. С авг. 1903 г. преподавал Закон Божий в белёвском реальном уч-ще, с 1905 г. также в белёвской жен. гимназии. В 1907 г. назначен председателем совета белёвского епархиального жен. уч-ща. В 1917 г. свящ. Владимир был избран делегатом от духовенства Тульской епархии на Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. 27 мая 1918 г. вошел в состав Тульского епархиального совета, в том же году стал его председателем. 15 сент. 1919 г. принял монашество, был возведен в сан архимандрита, служил в белёвском в честь Преображения Господня муж. мон-ре . 15 авг. 1920 г. В. был хиротонисан во епископа Епифанского, викария Тульской епархии. В нач. июня 1922 г. стал председателем епархиального совета, созданного управляющим Тульской епархией Белёвским еп. сщмч. Игнатием (Садковским) . 18 июня 1922 г. в Тулу прибыл член обновленческого ВЦУ Владимир Красницкий , к-рый, вынудив еп. Игнатия отказаться от управления епархией, убедил В. присоединиться к обновленчеству и занять пост председателя обновленческого епархиального управления с титулом «епископ Тульский и Епифанский».

http://pravenc.ru/text/158832.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУРЬЕ Яков Соломонович (20.05. 1921, Петроград - 18.03.1996, С.-Петербург), историк, литературовед, исследователь средневек. русской книжности, издатель и переводчик древнерус. лит. памятников, д-р исторических наук (1962). Область научных интересов Л. простиралась от рус. летописания , публицистики, истории сюжетного повествования в древнерус. лит-ре до творчества рус. писателей XIX-XX вв. Л.- автор ок. 300 научных работ, в т. ч. более 10 монографий. Л. род. в семье крупного специалиста по истории античности приват-доцента Петроградского ун-та и проф. Самарского ун-та С. Я. Лурье (1890-1964). Окончив школу при Военно-медицинской академии, Л. в 1937 г. поступил на исторический фак-т ЛГУ, к-рый окончил в 1941 г. В ЛГУ Л. занимался в семинаре М. Д. Присёлкова и специализировался в области истории Др. Руси. Его 1-я научная работа была опубликована еще в студенческие годы (Роль Твери. 1939). Л. был невоеннообязанным из-за сильной близорукости. Вскоре после начала Великой Отечественной войны он уехал с семьей из Ленинграда; преподавал в Енисейском учительском ин-те (с окт. 1941 по сент. 1943), в педагогических ин-тах Коломны (1943-1944) и Архангельска (1944-1945). В 1942 г. Л. защитил в Томске канд. диссертацию по истории русско-англ. политических отношений в XVI в. В нач. 1945 г. стал доцентом кафедры рус. искусства Ленинградского ин-та живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина и кафедры истории ЛГПИ им. А. И. Герцена. Осенью 1949 г., в разгар борьбы с т. н. космополитизмом, Л. был уволен («по собственному желанию») с обоих мест работы, его начали вызывать на допросы в органы госбезопасности. Л. вынужден был уехать из Ленинграда; нек-рое время преподавал в Мурманском учительском ин-те и Карело-Финском педагогическом ин-те, жил у друзей в Москве; вернулся в Ленинград в апр. 1950 г. В это время Л., будучи безработным, получил приглашение Д. С. Лихачёва совместно подготовить научное издание посланий царя Иоанна IV Васильевича Грозного (Послания Ивана Грозного/Подгот. текста: Д. С. Лихачев, Я. С. Лурье; пер. и коммент.: Я. С. Лурье. М.; Л., 1951. (Лит. памятники)).

http://pravenc.ru/text/2110914.html

" На оси, делящей пополам квадратный участок монастыря, стоят святые ворота с надвратной церковью, а на другом ее конце - шатровая колокольня (1681). Северо-западный выступ берегового холма занимает крупный объем пятиглавого Успенского собора (1681). Фасады его по традиции разделены на три части, каждая из которых завершается полукругом закомары. О красоте бывшего когда-то в соборе резного иконостаса с иконами прославленного живописца Симона Ушакова (родственника настоятеля Илариона, впоследствии суздальского епископа) известно только по письменным источникам. Существующая сейчас роспись интерьера выполнялась в 1874 г. Храм переделывался в 1787-1793 годах. К югу от центральной оси построена монастырская трапезная с одноглавой Троицкой церковью (1683-1689). Она поставлена на высокий подклет, а стены, как и в соборе, расчленены арочными нишами, к алтарю добавлены позднейшие пристройки. Колокольня (1678-1681 гг.) шестиярусная украшенная восьмериком и шатром на высоком основании. На ярусе звона и шатре сохранились богатые цветные изразцовые украшения. Между 1682 и 1707 годами с южной стороны к колокольне был пристроен настоятельский корпус - жилое двухэтажное здание. В 1766 году наверху установлены башенные часы с боем. Прежде в нижних ярусах колокольни размещалась монастырская библиотека, славившаяся собранием уникальных рукописей. Всю восточную и южную границу монастыря занимает длинный двухэтажный корпус келий (1681-1707 гг.) построены, как сплошная линия двухэтажных строений, где размещались жилье и различные помещения хозяйственного назначения - мастерские, квасоварни, сушила и т. п. В середине восточного корпуса находятся главные въездные ворота, над которыми стоит надвратная Петропавловская церковь. В юго-восточном углу на стыке между корпусами находилась церковь Зосимы и Савватия, обрушившаяся в 1950-е годы. Ограда и ряд остальных хозяйственных построек относится к 1787- 1793 годам. Голицынский корпус (1712 г.) - каменное двухэтажное жилое здание, построенное для постригшегося в монахи князя Б.А.Голицына, умершего в 1713 году сподвижника Петра I. В 1890-е годы здесь помещалась иконописная школа " .

http://sobory.ru/article/?object=00900

Закрыть itemscope itemtype="" > Славянские истоки социально-экологического подхода во врачевании алкоголизма и других видов пристрастий 05.07.2008 595 Время на чтение 9 минут Во второй половине IX века святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, родные нам по крови славяне, " вся языки Словенския утвердили в православии и единомыслии " . За истекшие годы мы опытным путем познали, что значат правая вера и истинное знание. Научные парадигмы также должны формулироваться точно, четко и ясно, а их истинность и пользу следует проверять применимостью и действенностью на практике. В моем докладе речь пойдет о целесообразности использования социально-экологической концепции алкоголизма и других видов пристрастий для оказания помощи людям, пристрастившимся к алкоголю и другим психоактивным веществам в условиях прихода. Дело в том, что с 1795 г., после публикации американским врачом Бенджамином Рашем (1745-1813) научного труда, посвященного действию спиртов, " вызывающих пристрастие тела и сознания " , в котором он назвал чрезмерное употребление ректифицированной спиртосодержащей жидкости болезнью, в Америке получил становление медико-биологический подход во взглядах на проблему Стронники точки зрения на пристрастие к алкоголю как на болезнь в классическом ее понимании опирались также на позицию шотландского врача Томаса Троттера (1760-1832), характеризовавшего злоупотребление алкоголем как медицинскую проблему. Они еще больше утвердились в своей правоте после выхода в свет в 1849 году работы шведского врача Магнуса Хусса (1807-1890) " Хронический алкоголизм " . В 1935 г. биржевой маклер Билл Вю (Вильям Гриффит Вилсон, 1895-1971 гг.) и врач-хирург Боб (Роберт Хальбрук Смит, 1879-1950 сами страдавшие алкоголизмом, организовали сообщество " Анонимные алкоголики " . Оно взяло на вооружение представление об алкоголизме как хронической неизлечимой болезни и сыграло решающую роль в широком распространении этой идеи среди населения. Пропаганда удалась благодаря участию в ней влиятельных членов сообщества и мощным финансовым вливаниям богатого филантропа Р. Бринкли Смитерса (1907 - 1994). Достаточно сказать, что им было пожертвовано только на антиалкогольную программу более 40 млн. долл. США. После оказания материальной поддержки Национальному совету по алкоголизму в размере 8,7 млн. долл. США Смитерс в 1954 году становится одним из его директоров и остается им вплоть до своей смерти в 1994 году. С 1958 г. по 1965 г. он является председателем Национального совета по Р. Бринкли Смитерсу удается пролоббировать среди медицинских чиновников концепцию алкоголизма как болезни с тем, чтобы обеспечить выплаты клиентам лечебных центров по карточкам медицинского страхования.

http://ruskline.ru/analitika/2008/07/05/...

Избранная библиография I. Основные издания латинского текста: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina (PL). Accurante J.-P. Migne. Paris, 1844–1864. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum (CSEL). Vindobonae, 1866–. Sources Chrétiennes (SC). Paris, 1942–. Corpus Christianorum. Series Latina (CCSL). Turnhout-Brepols, 1954–, II. Справочные издания: Clavis Partum Latinorum (CPL)/Ed. E. Dekkers. Turnhoul, 1961. Dictionnaire de théologie catholique (DTC). T. I–XV. Paris, 1903–1950. Dictionnaire de spiritualité (DS). Vol. I–XVI. Paris, 1937–1994. Enciclopedia Cattolica (EC). T. I–XII. Citta dei Vaticano, 1949–1954. New Catholic Encyclopedia (NCE). Vol. I–XVII. N. Y., 1967–1979; 1981. Православная богословская Энциклопедия (ПБЭ). Т. I–XII/Ред. H Н. Глубоковский . СПб., 1900–1911. Энциклопедический словарь «Христианство» (ЭСХ). Т. I–III. М., 1993. Православная Энциклопедия (ПЭ). T. I–. М., 2000–. Столяров А.А. Патрология и патристика. М., 2001; 2004. III. Общие работы: Hamack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Bd. I–III. Freiburg, 1888–1890. Idem. Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius. Bd. I–III. Leipzig, 1893–1904. Monceaux P. Histoire littéraire de l’Afrique chrétienne depuis les origines jusqu’à l’invasion arabe. T. I–VII. Paris, 1901–1923. Idem. Histoire de la littérature latine chrétienne. Paris, 1926. Pichon R. Etudes sur l’histoire de la littérature latine dans les Gaules. Paris, 1906. Teuffel W.S. Geschichte der römischen Literatur. Leipzig, 1913. Bardenheuier O. Geschichte der allkirchlichen Literatur. Bd. I–V. Freiburg, 1913–1932; Darmstadt, 1962. Schanz M. Geschichte der römischen Literatur. Munich, 1914–1922. Tixeronl J. La théologie antenicéenne. Paris, 1924. Idem. Précis de Patrologie. Paris, 1942. Moricca U. Storia della lettratura latina cristiana. Turin, 1925–1934. Bonaiuiti E. II cristianesimo nell» Africa romana. Bari, 1928. Amatucci A.G. Storia della lettratura latina cristiana. Bari, 1929. De Labriolle P. Histoire de la littérature latine chrétienne. T. I–II. Paris, 1924; 1947 (англ. пер.: History and Literature o f Christianity from Tertullian to Boethius. London, 1924).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРНШТЕДТ Петр Викторович (9.06.1890, Гатчина - 25.12.1966, Ленинград), российский коптолог, занимавшийся в основном изучением грамматики и лексики копт. языка, папирологией, изданием копт. текстов. Профессор ЛГУ (1939), член-корреспондент АН СССР (1946). Сын филолога-классика акад. В. К. Ернштедта (1854-1902). По окончании в 1913 г. историко-филологического фак-та С.-Петербургского ун-та по специальности «история греческого языка» оставлен на кафедре классической филологии для подготовки к научно-преподавательской деятельности. Летом 1914 г. командирован ун-том в Грецию для сбора материала к дис. «Описание цаконского наречия» (командировка прервана через 2 месяца из-за начала первой мировой войны). В 1918 г. параллельно с работой над диссертацией окончил фак-т вост. языков (изучал санскрит, среднеперсидский, еврейский) того же ун-та и был оставлен на кафедре санскр. филологии. В авг. 1918 г. принят в Азиатский музей (с 1930 Ин-т востоковедения РАН, ныне Ин-т вост. рукописей РАН), где работал до 1950 г. (до 1935 библиотекарь, в 1935-1936 хранитель РО, с 1936 научный сотрудник Кабинета по изучению Др. Востока; в июле 1942 - мае 1945 находился в эвакуации в Ташкенте). В 1925-1930 и 1945-1950 гг. читал курс копт. языка в ЛГУ. Получил степени кандидата (1935) и д-ра филологических наук (1941). В 1950-1954 гг. сотрудник Ин-та языкознания АН СССР, в 1954 г. вышел на пенсию. Ок. 1915 г., по словам Е., при работе «над греческими папирусами византийского времени» для него «выяснилась необходимость изучения языка основного населения Египта того времени - языка коптов». Изучение копт. языка, начатое в 1913-1916 гг. под рук. Б. А. Тураева , продолжалось в 1-й пол. 20-х гг. Европ. коптологи высоко оценили ранние работы Е. по копт. грамматике, прежде всего статьи 1927 и 1929 гг. (на нем. яз.). Е. открыл закон употребления квалитатива, одной из основных форм копт. глагола, и сформулировал закон о поведении инфинитива в презентических и непрезентических временах, получивший название «закон Штерна-Ернштедта» (Л. Штерн - нем. египтолог, автор 1-й научной грамматики копт. языка (1880), поставивший вопрос об инфинитиве). Оба закона «являются ключевыми для понимания не только системы коптского глагола, но и сущности египетского глагола и египетской предикации вообще» ( Еланская. 1967. С. 225).

http://pravenc.ru/text/190221.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИЛЛИНГТОН [англ. Billington] Джеймс Хэдли (род. 1.06.1929, Брин-Мор, Пенсильвания, США), амер. историк, библиотечный деятель, профессор. В 1950 г. окончил Принстонский ун-т и получил степень бакалавра, в 1953 г.- степень д-ра философских наук в области совр. европ. истории в Бейллиол-колледже (Оксфорд). В 1957-1962 гг. преподавал рус. историю в Гарвардском и Принстонском ун-тах. В 1960-1961 гг. занимался исследованиями в Хельсинкском ун-те. Читал лекции по рус. истории в ЛГУ (1961), МГУ (1964), работал в Ин-те истории АН СССР в Москве (1966-1967). В 1973-1987 гг. директор Международного центра ученых им. Вудро Вильсона в Вашингтоне. С 1987 г. директор Б-ки Конгресса США. Почетный профессор мн. амер. и европ. ун-тов. Член консультативных советов «Foreign Affairs» (1974-1992), «Theology Today» (1974-1984), сценарист и распорядитель Форума фильмов по гуманитарным наукам. Член Совета по международным отношениям Американского философского об-ва, Американской академии искусств и наук и РАН (1999). Инициатор и руководитель проекта по передаче в дар Синодальной б-ке Московского Патриархата собрания справочных и энциклопедических изданий по религ. тематике в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси. Б.- автор неск. монографий и многочисленных статей, специалист по культурной и религ. истории, искусству России XVII-XX вв. Его главный научный труд - «The Icon and the Axe: An Interpretive History of Russian Culture» (N. Y., 1966; рус. пер.: Икона и топор: Интерпретация истории рус. культуры. М., 2001). Награжден орденом искусств и литературы Франции (1991), медалью Гуангуа Республики Корея (1991), премией Вудро Вильсона Принстонского ун-та (1992), орденом ФРГ «За заслуги» (1996). Соч.: The Bolshevik Debt to Russian Populism//Occidente. 1956. July/August; Mikhailovsky and Russian Populism. Oxf., 1958; Intelligentsia and the Religion of Humanity//AHR. 1960. 7; Images of Moscovy//Slavic Review. Seattle, 1962. 3; Science in Russian Culture//American Scientist. Burlington, 1964. June; Finland//Communism and Revolution. Princeton, 1964; The Arts of Russia. Princeton, 1970; Fire in the Minds of Men: Origins of the Revolutionary Faith. N. Y., 1980, 19992; Books and the World. Wash., 1988; Before the Revolution: St. Petersburg in Photographs, 1890-1914: [Forew.]. N. Y.; Leningrad, 1991; Russia Transformed: Breakthrough to Hope: Moscow, August 1991. N. Y., 1992; Лики России: Страдание, надежда и созидание в русской культуре. М., 2001.

http://pravenc.ru/text/149189.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРЮМЕЛЬ Грюмель [франц. Grumel] Венанс (1890 - 5.08.1967, Париж), франц. византинист, историк Церкви; мон. ордена ассумпционистов . Получил образование по специальности философия и теология. В нач. 20-х гг. XX в. нек-рое время прожил в Греции среди переселенцев из М. Азии, изучая язык, культуру и религию общин, сохранивших традиции малоазийского христианства. Интересовался философией Вл. С. Соловьёва. В 1920-1925 гг. преподаватель греко-болг. семинара в Стамбуле. С 1922 г. сотрудник ж. «Echos d " Orient», издававшегося в то время в Кадыкёе (греч. Халкидон), пригороде Стамбула, и затем переведенного в Бухарест. С 1925 г. секретарь франц. Ин-та визант. исследований в Бухаресте. В 1950-1952 гг. профессор школы религ. права при Католическом ин-те в Париже. С 1955 г. сотрудник национального центра научных исследований Франции. С 1966 г. член Академии наук, лит-ры и искусств Савойи. Основная сфера научных интересов Г.- вероучение, история Восточных христ. Церквей, преимущественно история взаимоотношений Церквей Рима и К-поля. На протяжении всей жизни Г. оставался верен идеям объединения Римско-католической Церкви с вост. христианством и сделал многое для исследования истории схизмы между Православием и католичеством. Этой теме посвящены циклы статей Г. о фотианской схизме IX в., о схизме 1054 г. и попытках ее преодоления в XI-XIII вв. По проблеме фотианской схизмы Г. вступил в полемику с Ф. Дворником, отстаивая устоявшееся в католич. науке мнение о патриархе Фотии как о сложном и подверженном перемене взглядов политическом деятеле, к-рый наряду со стремлением к реализации общецерковных интересов того времени по необходимости был склонен вести и политические интриги, преследуя собственные интересы. В вопросе о последствиях схизмы 1054 г. Г. стал одним из авторов концепции, согласно к-рой значение 1054 г. для церковного раскола было минимальным и во многом он был преодолен последующими контактами между Церквами К-поля и Рима 2-й пол. XI-XII в. Г. связывал схизму с последствиями 4-го крестового похода и захватом К-поля в 1204 г., к-рый породил недоверие к зап. христианам у широких слоев правосл. визант. и восточноевроп. общества.

http://pravenc.ru/text/168219.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТЕРС [Peeters] Поль (Поль Жан Мари Шарль Жозеф; 20.09. 1870, Турне, совр. пров. Эно, Бельгия - 18.08.1950, Брюссель), священник ордена иезуитов , член об-ва болландистов (с 1941 председатель), специалист по вост. агиографии, полиглот. Д-р honoris causa ун-тов Страсбурга (1946; богословие) и Лёвена (1947; вост. филология и история); президент Бельгийского об-ва вост. исследований; член Бельгийской королевской академии наук, лит-ры и изящных искусств, Папской римской археологической академии, франц. Академии надписей и изящной словесности; консультант исторической секции рим. Конгрегации обрядов; лауреат бельг. премии в области исторических исследований за 1936-1940 гг. Автор более 150 публикаций. Род. в многодетной семье французско-бельг. происхождения. Начальное образование получил в конгрегации Братьев христианских школ, среднее - в иезуитском коллеже Нотр-Дам в Турне, где совместно с А. Леклерком изучал классические языки. В 1887 г. вступил в новициат ордена иезуитов в Арлоне, через 2 года - в ювенат в Дронгене, где продолжил изучение классической филологии. По окончании 3-летнего курса философии в Лёвене (1890-1893) на 5 лет вернулся в ювенат Дронгена в качестве преподавателя. Первые научные публикации П. (с 1896) были посвящены преимущественно вопросам лингвистики, в т. ч. связи языка и мышления и важности преподавания древних языков (впосл. П. был активным участником бельг. Комитета по составлению словаря средневек. лат. языка). Уже тогда П. выучил рус., арм. и сир. языки. 18 авг. 1901 г. рукоположен во пресвитера. В этот же период П. включился в работу болландистов, с 1902 г. ежегодно публиковал исследования и рецензии в ж. «Analecta Bollandiana». Эта деятельность побудила его продолжить освоение вост. языков и по окончании 4-летнего курса богословия (1902) отправиться для изучения араб. языка в Ун-т св. Иосифа в Бейруте (учился, в частности, у одного из пионеров арабо-христ. исследований Л. Шейхо). По возвращении, 31 июля 1904 г., П. был официально принят в Об-во болландистов.

http://pravenc.ru/text/2580082.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010