18 Колчицкий Николай Федорович (1890–1961), протопресвитер. С 1941 управляющий делами МП, ближайший сотрудник Патриархов Сергия и Алексия I. После того как отец Николай собрал чуть ли не целый поезд паломников в Лавру преподобного Сергия, ему «дали понять», что этого больше делать не надо… 19 Киприан (Зернов; 1911–1987), архиепископ. С 1922 прислуживал звонарем, пономарем, ризничим, чтецом. В 1944 рукоположен в диакона (целибат), затем в священника. С1948 настоятель храма Всех скорбящих Радость на Большой Ордынке. В 1961 году принял монашеский постриг в Лавре и архиерейскую хиротонию. С 1963 архиепископ. Исполнял множество различных церковных послушаний, ради чего часто выезжал за границу – как в составе церковных делегаций и духовных миссий, так и для настоятельского и архиерейского служения. Скончался в Москве на покое. 20 Иоанн (Разумов; 1898–1990), архимандрит, второй наместник Лавры (1946–1953). В 1916–1923 послушник Смоленской Зосимовой пустыни; в 1924 переведен в московский Богоявленский монастырь, пострижен в монашество, посвящен в иеродиакона; в 1942 иеромонах, игумен, архимандрит; с 1954 епископ Костромской и Галичский, скончался в сане митрополита (1972) Псковского и Порховского. С 1987 пребывал на покое. 21 Полностью см.: Боскин С., протодиакон. Пасха 1946 года. Открытие Лавры преподобного Сергия//Троицкое слово. ТСЛ, (1990). 4. С. 16–30.– Авт. 22 Михей (Владимирский; 1863–4?), игумен. В Лавре нес послушания гробового иеромонаха, ризничего, хранителя митрополичьих покоев, братского духовника. В 1919–1925 остался в «малой Лавре» (так называли братию Пятницкого храма), в 1926–1929 жил в Параклитском скиту, скончался на Родине. 23 Воронцов Евгений Александрович (1867–1925), протоиерей (целибат), профессор еврейского языка и библейской археологии МДА. После закрытия Лавры и Академии взял на себя пастырский крест: от науки, в которую был погружен, что называется, «с головой», обратился к служению священническому, став настоятелем Пятницкой церкви. 24 См.: Пришвин М. М. Собрание сочинений. Т. 8. Дневники. М., 1988. С. 209–211; Он же. Леса к Осударевой дороге: Из дневников 1909–1930//Наше наследие. 1990. 1. С. 82–85; Он же. Когда били колокола… (Из дневников М. М. Пришвина 1926–1932 гг.)//Троицкий сборник, ТСЛ, 2000. 1. С. 131–139. (29 декабря 1929/11 января 1930 сбросили Корноухого и Царь-колокол; 15/28 января 1930 сбросили Годунова). Всего было снято 19 лаврских колоколов весом 8165 пудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Предположительно с 1867 г. настоятель Дмитриево-Прилуцкого монастыря, с 15.10.1885 настоятель Спасо-Каменного монастыря (Архимандрит Павел. Летопись Спасо-Каменного монастыря//ГАВО. Ф. 883. Оп. 1 Д. 180. Л. 18 об.). Скончался в революционный период (А.А. Турундаевский. Наша семья//Мир северной деревни начала ХХв. в письменных свидетельствах сельских жителей. М.; Архангельск, 2011. С. 256). Иоанн Иоаннович Белков (1937) – сын чиновника г. Вологды. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1889) по 1-му разряду. С 13.02.1890 надзиратель за учениками Вологодского духовного училища, с 26.06.1892 учитель в том же училище, с 1896 г. священник Скорбященской арестантской церкви, 05.05.1897 перемещен в Вологодский кафедральный собор, 03.09.1898 ключарь собора, 23.04.1913 настоятель Иоанно-Предтеченской Рощенской церкви г. Вологды. 11.05.1913 -протоиерей, 18.09.1916 – настоятель Вологодского Спасовсеградского собора. В 1922 г. примкнул к обновленчеству, но уже в 1923 г. вернулся в патриаршую юристикцию. В 1930 г. вышел за штат, в 30-е годы служил в церкви «Знамения» в Ленинграде, в 1936 г. был административным порядком выслан в Вологду. В 1937 г. арестован и расстелян. Прот. А. Резухин вспоминал о нем: «Он был обаятелен, любезен, красив, хотя и невысокого роста и расположенный к полноте, седой, с полной и не очень большой бородой, всегда в дымчатых очках. Он действительно представлял собой типичного соборного служителя. Отец Иоанн обладал прекрасной дикцией и чистым, хотя и не очень сильным голосом баритонального тембра». См. Белков Иоанн Иоаннович//Православные приходы и монастыри Севера. http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=8233 ; И.В. Спасенкова. Православная традиция русского города в 1917-1930-е гг. (на материалах Вологды). Диссертиция… кандидата исторических наук. Вологда, 1999. С. 211; Прот. А. Подстаницкий. Дневник протоиерея Александра Подстаницкого. Вологда, 2014. С. 56; Прот. А. Резухин. Церковная Вологда 1930 – 1940-х годов//Вологда: Ист.-краеведч. альманах. Вып. 3. Вологда, 2000. С. 777.

http://bogoslov.ru/article/6175449

Буданова 2000 – Буданова В. П. Варварский мир эпохи Великого переселения народов. М., 2000. Буланин 1981 – Буланин Д. «Окружное послание» Константинопольского патриарха Фотия в древнерусских летописях вв.//Старобългаристика. 1981. Т. 5. С. 35–54. Вальденберг 1945 – Вальденберг В. Философские взгляды Михаила Пселла //Византийский сборник. М.; Л., 1945. С. 249–255. Васильевский 1888 –       Васильевский В. Г.       Записи о поставлении русских епископов при митрополите Феогносте в Ватиканском греческом сборнике      //ЖМНП. 1888. Вып. 225. Февраль. С. 445–463. Васильевский 1909 – Васильевский В. Г. Два письма византийского императора Михаила Дуки VII к Всеволоду Ярославичу//Труды. СПб., 1909. Т. 2. Вып 1. С. 3–55. Васильевский 1909а – Васильевский В. Г. Русско-византийские отрывки. II: К истории 976–986 гг.      //Труды. СПб., 1909. Т. 2. Вып. 1. С. 56–124. Васильевский 1913 –       Васильевский В. Г. Труды. СПб., 1913. Т. 2. Васильевский 1930 – Васильевский В. Г. Из истории Византии в XII в.//Труды. М.; Л., 1930. Т. 4. Ващева 2006 – Ващева И. Ю. Евсевий Кесарийский и становление раннесредневекового историзма. СПб., 2006. ВВ – Византийский временник. ВДИ – Вестник древней истории. Веселовский 1889 – Веселовский А. Н. Видение Василия Нового о походе русских на Византию в 941 г.//ЖМНП. 1889. 26. Январь. С. 80–92. Веселовский 1890 – Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха//СОРЯС. 1890. Т. 46. С. 117–145. ВИ – Вопросы истории. Виноградов 2004 – Виноградов А. Ю. Деяния апостола Андрея. М., 2004. Виноградов 2005 – Виноградов А. Ю. Греческие предания о св. Апостоле Андрее. СПб., 2005. Т. 1. Гадло 1979 – Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV–X вв. Л., 1979. Геродот – Геродот. История. М., 1993. Гиндин 1981 – Гиндин Л. А. К хронологии и характеру славянизации Карпато- Балканского пространства (по лингво-филологическим данным)//Формирование раннефеодальных славянских народностей. М., 1981. Гиндин 1983 – Гиндин Л. А. К вопросу о хронологии начальных этапов славянской колонизации Балкан (по лингво-филологическим данным)//Балканско езикознание. София, 1983. Т. 26. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Воскресенской церкви много лет служил псаломщиком широко известный в православном мире композитор, педагог, исследователь церковного пения Дмитрий Васильевич Аллеманов. Он прославился своими трудами по церковным песнопениям. Им издано их более 90, а его книга «Современное нотонаписание греческой церкви», вышедшая в Москве в 1907 году, является хрестоматийной. Имя Аллеманова внесено во все энциклопедии христианства. Собор находился на углу Струковской (Оренбургской) и Воскресенской (Советской) улиц. Сохранись до наших дней, он и сегодня признавался бы первоклассным памятником архитектуры русского классицизма. Но, к сожалению, в 30-е годы прошлого столетия храм разрушили. В приходе Воскресенской церкви имелась двухклассная церковно-приходская школа, открытая 11 ноября 1890 года, которая помещалась в специально устроенном для нее двухэтажном каменном здании и содержалась на средства города Илецка. Церковно-приходское попечительство открыто было 3 ноября 1891 года. В архивном документе, составленном Благочинным протоиереем Вонифатием Подъячевым, об этом сказано так: «В городе Илецкая Защита, в год 1890, месяц ноябрь, 11 дня открылась церковно-приходская двуклассная школа, число наставников - 8, число учеников - 309». Кроме Закона Божьего здесь изучали язык, арифметику с геометрией, историю государства Российского, географию и другие предметы. Уровень преподавания был таков, что выпускники легко поступали в учебные заведения более высокой ступени. Но не суждена была ему долгая жизнь. В страшные для православного христианства России 1930-е годы Собор был уничтожен». На месте разрушенного в 1930-х гг. Собора Воскресения Господня 25 сентября 2011 года состоялось освящение и установка поклонного креста. А 29 апреля 2015 года там же состоялось собрание Попечительского совета по вопросу восстановления этого храма. 27 и 28 апреля были предприняты попытки определения местоположения фундамента разрушенного храма. Раскопки производились в нескольких местах, где предположительно стояло здание церкви. Были обнаружены сохранившиеся камни фундамента, фрагменты кирпичной кладки дымоходов.

http://sobory.ru/article/?object=40296

Церковь, основанная на открытом пространстве северной окраины села, является яркой доминантой в панораме окрестных полей, сел и древнего Перина городища. Храм имел три престола: главный во имя Рождества Пресвятой Богородицы (св. антиминс выдан в 1887 г., затем 17 марта 1913 г.), северный - Святой мученицы Софии (св. антиминс выдан 2 июня 1880 г.) и южный - святителя Николая Чудотворца (св. антиминс выдан 8 ноября 1751 г.). Причт одноштатный: 1 священник, 1 диакон, 2 псаломщика. Более трех веков в приход с. Коренского входили: д. Дугина, слободка Кулемзина, д. Щёкино, слободка Стремоуховка, д. Карькова Каменка. В 1849 г. в приходе числилось 193 двора, 1861 прихожан, к 1870-м гг. - около 300 дворов и 2500 прихожан, в 1916 г. - 510 дворов и 3300 прихожан. Во второй половине XIX - начале XX в. насчитывалось 34 десятины церковной земли. Церковь была снабжена церковной утварью и библиотекой. По инициативе и участии священника Иоакима Каллистратова в приходе были учреждены церковно-приходские школы (ЦПШ) - в 1886 г. в Коренском и в 1893 г. в Кулемзиной. В 1890-х гг. Коренская ЦПШ числилась среди " наиболее замечательных в воспитательном и учебном отношениях школ Курской губернии " . Среди учителей особенно отличали Анастасию и Марию Каллистратовых, Николая Покровского, Михаила Ржавского. К 1913 г. помимо двух ЦПШ в приходе действовало четыре земских школы - в Коренском, Дугиной, Кулемзиной, Щёкиной, где преподавали Иоанн Мальцев, Иоанн Антонов, Клавдия Антонова, Василий Стремоухов, Иоанн и Леонид Воиновы, Матфей Архангельский. Известны имена старост храма: Федор и Сергей Шечковы, Николай Щёкин (с 1885 г., 1890-е гг.), Иван Щёкин (с 1906 г.), Алексей Константинов (с 1915 г.). В 1930-х гг. церковь была закрыта. Богослужения возобновились с марта 1943 г. и с небольшими перерывами продолжались до 17 августа 1949 г. Церковное имущество было передано в соседнюю Покровскую церковь с. Боброво. Здание, служившее в течение полувека колхозным складом, превратилось в аварийное. Передача здания церкви в Коренском от Рыльской районной администрации в Курско-Белгородскую епархию произошло 19 февраля 1992 г. С 14 апреля 2000 г. в с. Коренском зарегистрирован приход Рождества Пресвятой Богородицы (скит Рыльского Свято-Никольского монастыря). Службы проходят в молельном доме (бывшей ЦПШ), здесь же размещается келейное помещение, кухня и трапезная.

http://sobory.ru/article/?object=17783

Четырехъярусная колокольня возведена в 1813-1822 гг. бригадой церковных строителей во главе с В.С. Карповым. Расписан в 1767-1768 гг. артелью ярославских мастеров во главе с Ф. Потатуевым (имена мастеров указаны в надписи на задней стене храма) в 1768 г. установлен резной позолоченный пятиярусный иконостас. В 1932-1933 годы разобрана колокольня. В 1922 г. из церкви изъято около двух пудов серебра; с храмовой иконы Казанской Божией Матери реквизировано драгоценных камней на сумму около 1 млрд. рублей в ценах того времени. В 1926 г. из храма изъяты вещи, имеющие музейную ценность; в 1930 г. в Госфонд передается все имущество храма. Закрыт в 1934 г. в 1940-1980-е годы в храме находился архив. В 1986-1991 гг. частично отреставрирован по проекту Н.Н. Гончаровой. Подробнее... Храм Иверской иконы Пресвятой Богородицы (Рыбинск) [ править править код ] Статус: действующий Адрес: г.Рыбинск, район Заволжье-1, Александровская улица, д.12 Телефон: (4855) 26-34-52 Храм построен на средства купца Сергея Никифоровича Емельянова в 1885-1890 гг. в с. Александровском. Проект храма составил архитектор Я.В. Змиев, утвердил губернский архитектор А.М. Достоевский. Архиепископ Ярославский и ростовский Ионафан освятил храм 13 октября 1890 г. Иконостас устроен на средства церковного старосты московского купца Ф. А. Копейкина-Серебрякова, на его же средства храм расписан и возведена каменная ограда. Закрыт в 1941 г. в советский период в храме находился склад. С 1981 г. – реставрационная мастерская. Храм передан церкви и возобновлено Богослужение в 1992 г. Подробнее... Проезд из Москвы [ править править код ] С Белорусского вокзала поезда уходят по средам и пятницам в 21:08. Прибытие в Рыбинск в 06:37. Время в пути 9 часов 29 минут. С Щелковского автовокзала ежедневно ходят автобусы. Отправляются в 9:00, прибывают в Рыбинск в 16:30. Время в пути 7 часов 30 минут. Так же с Щелковского автовокзала есть автобусы, уходящие в 12:00 и 16:00. В Рыбинск они прибывают в 18:20 и, соответственно, в 22:30. Время в пути 6 часов 30 минут.

http://azbyka.ru/palomnik/Рыбинск

Кузнецк. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Кладбищенский храм Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1886 и 1890. Адрес: Россия, Пензенская область, Кузнецкий район, г. Кузнецк, ул. Республики, дом 76А Координаты: 53.108138, 46.603544 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Казанский кладбищенский храм, каменный, однопрестольный. Построен в 1886–1890 гг. тщанием соборного Покровского церковно-приходского попечительства. Источник: сайт «Пенза Православная» Трехъярусная шатровая колокольня и изящное декоративное пятиглавие храма образуют живописную композицию, характерную для «русского» стиля, одним из лучших образцов которого в Пензенской области и является Казанская церковь. Это один из двух храмов на территории Пензенской области (вместе с Митрофановской церковью в г. Пензе), которые оставались действующими в 1930-е годы. Источник: По благословлению Архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета, Мультимедийный DVD диск " Православные храмы земли Пензенской " , автор Дворжанский А.И. Двухпрестольный Казанский храм является примером культового здания, построенного в русском стиле, по типу приходских храмов середины XVII века. В церкви сохранился трехъярусный иконостас конца XIX века. Второй престол Казанской церкви находится в нижнем храме и посвящен Параскеве Мученице. Он был переведен из часовни, закрытой в начале 1960-х годов. Оригинально и вместе с тем просто решен архитектурный облик Казанской церкви. Фантазия архитектора, высококачественный кирпич, мастерство каменщиков… — и перед нами красота, застывшая в камне. Тоже можно сказать и про церковную сторожку. Завершает архитектурную композицию Казанской церкви металлическая ограда, выполненная в старинном стиле. Судьба благоволила к Казанскому храму: за более чем вековую историю своего существования он практически не закрывался и четверть века был единственным действующим в городе. В 1886-1890 годах на средства Покровского приходского попечительства была построена небольшая кирпичная новокладбищенская церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Изначально храм строился однопрестольным, по штату в нём полагался только священник. Одним из первых штатных священнослужителей, чьё имя сохранили документы, был Павел Иванович Львов, 1877 г.р. Окончив духовную семинарию, в 1900 году он начал свое служение, а в Казанский храм был поставлен в 1904 году. В ноябре 1909 года в штат добавили ещё и псаломщика, первым на это служение был назначен Сергей Николаевич Протасов 1885 г.р., для него, окончившего два класса духовной семинарии, это было началом церковного служения. http://kazansky-kuzneck.cerkov.ru/istoriya/ Добавить комментарий --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=24950

Луцино. Церковь Николая Чудотворца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Село Луцино известно с 1404 г. В 1930-х гг. во время археологических раскопок на высоком берегу Москвы-реки было обнаружено древнее городище начала нашей эры. С 1593 по 1764 г. село входило в вотчину Саввино-Сторожевского монастыря. В селе уже тогда стояла деревянная Никольская церковь. В 1809 г. построен ныне существующий каменный храм с престолом в трапезной части во имя вмц. Варвары. В эти же годы храм был заново расписан Воскресенским мещанином Строевым. В 1930-е гг. храм закрыли. В 1950-х гг., пристроив к храму деревообрабатывающий цех, здесь разместили Шиховскую фабрику музыкальных инструментов, которая просуществовала до середины 1990-х гг. В 1999 г. Никольский храм возвращен Русской Православной Церкви. В настоящее время храм восстанавливается, богослужения совершаются регулярно. Справочник-путеводитель " Подмосковье " , М.: УКИНО «Духовное преображение», 2008. Существовавшая ранее церковь Николая Чудотворца в селе Луцине. Село Луцино на реке Москве с церковью св. Николая Чудотворца в 1593 г. находилось Звенигородского уезда Городского стана в вотчине Саввы-Сторожевского монастыря; «в церкви образы, и книги, и свечи, всякое церковное строение монастырское». В 1624 г. значится: « у церкви во дворе поп Яков, во дворе дьячок Ивашко Дмитриев; пашни поповы 2 четверти, перелога 8 четвертей в поле; да в селе 9 дворов крестьянских, людей в них 10 человек, и 7 дворов бобыльских – в них 7 человек». Далее о существовании в селе Луцине Николаевской церкви известно по приходным окладным книгам Патриаршего Казенного Приказа «жилых данных церквей»: «Церковь Николая Чудотворца в селе Луцине, в вотчине Сторожевского монастыря; дани 8 алтын 2 деньги, наместнических 6 денег, заезда 3 деньги, в корм и в Московской проезд гривна». В том же порядке Николаевская церковь писалась в приходных книгах того же Казенного Приказа под Сурожскою десятиною по 1677 г., а с 1678 г. – под Звенигородскою десятиною с обозначением дани рубль, 9 алтын, 2 деньги, заезда гривна. В 1678 г. в селе Луцине числилось 20 дворов крестьянских, людей в них 97 человек, и 12 дворов бобыльских – в них 35 человек; некоторые из крестьян и бобылей имели прозвища: Локало, Дьяков, Хомяков, Жданов, Иноземец, Котов, Жижин и Горданов. В 1705 г. в селе Луцине числилось 25 дворов. Церковной дани и казенных пошлин платилось с 1712 по 1740 гг. рубль 85 коп. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 2, Звенигородская десятина. Москва. Типография Л. Ф. Снегирева, 1881 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Церковь построена в 1805-1809, трапезная перестроена в 1875 и 1907, колокольня 1890-е. 27 мая 2014. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=04852

Серафим (Чичагов Леонид Михайлович ; 1856–1937), священномученик, митрополит. Член Собора по должности как архиепископ Тверской и Кашинский и член Предсоборного Совета. Председатель Отдела о монастырях и монашестве. Принадлежал к одному из наиболее известных дворянских родов Костромской губ. В 1875 г. окончил Императорский Пажеский корпус. Проходил службу по военному ведомству. В 1891 г. вышел в отставку и переехал в Москву. В 1893 г. рукоположен во иерея, служил в церквах Москвы. В 1895 г. овдовел, в 1898 г. пострижен в монашество. В 1905 г. хиротонисан во епископа. С 1914 г. архиепископ Тверской и Кашинский. В 1917 г. удален на покой. С 1918 г. митрополит Варшавский, но выехать для управления епархией не смог в связи с отказом польских властей выдать ему въездную визу. В 1921–1928 гг. подвергался арестам и ссылкам. В 1928–1933 гг. митрополит Ленинградский. В 1933–1937 гг. на покое. Расстрелян. Архиерейским Собором 1997 г. причислен к лику святых. Сербинов Петр Иванович (1869– после 1930), протоиерей. Член Собора по избранию как клирик от Таврической епархии. В 1891 г. окончил КДА, кандидат богословия. В 1891–1893 гг. преподавал Закон Божий в учебных заведениях Керчи. В 1893–1899 гг. священнослужитель керченского собора, с 1899 г. служил в Ялте. В период 1921–1927 гг. неоднократно арестовывался. В 1928 г. был вновь арестован, выслан из Ялты в г. Середина-Буда Черниговской обл. Дальнейшая судьба неизвестна. Сергий (Страгородский Иван Николаевич ; 1867–1944), Патриарх Московский и всея Руси. Член Собора по должности как архиепископ (а затем с 28 ноября (11 декабря) 1917 г. митрополит) Владимирский и Шуйский, присутствующий член Святейшего Синода и по участию в Предсоборном Совете, председатель Отдела о церковном суде; избран членом Священного Синода. В 1890 г. окончил СПбДА, кандидат богословия, в 1895 г. удостоен степени магистра богословия. В 1901 г. хиротонисан во епископа. С 1905 г. архиепископ Финляндский и Выборгский. С 1911 г. член Святейшего Синода. В марте 1912 г. Председатель Предсоборного Совещания при Святейшем Синоде. В 1913–1915 гг. председатель Миссионерского совета при Святейшем Синоде. 23 августа 1917 г. избран архиепископом Владимирским и Шуйским. Неоднократно арестовывался в 1921–1926 гг. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. В 1923 г. по покаянии был принят в лоно Русской Православной Церкви. С 1925 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. С 1937 г. Патриарший Местоблюститель. В 1943 г. избран Патриархом Московским и всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Всего, начиная с 1814г. до закрытия библиотеки в 1930-е гг., библиотекой руководили девятнадцать библиотекарей: 1. Иером. Гермоген (Сперанский) (1814–1816) 17 ; 2. Иером. Феоктист (Орловский) (1816–1817) 18 ; 3. Г.К. Огиевский (1817–1819); 4. Иером. Моисей (Сахаров) (1819–1820) 19 ; 5. Иером. Серафим (Азбукин) (1820–1822); 6. Архим. Гавриил (Воскресенский) (1822–1824) 20 ; 7. Иером. Евлампий (Пятницкий) (1824–1826) 21 ; 8. А.И. Сергиевский (1826–1830); 9. Иером. Филарет (Гумилевский) (1830–1833) 22 ; 10. Иером. Филофей (Успенский) (1833–1838) 23 ; 11. Иером. Платон (Фивейский) (1838–1841) 24 ; 12. Прот. Александр Горский (1842–1862) 25 ; 13. Н.И. Субботин (1862–1864); 14. А.Ф. Лавров-Платонов (1864–1870) 26 ; 15. К. Богоявленский (1870–1878); 16. И.Н. Корсунский (1878–1884); 17. Свящ. Евлампий Троицкий (1884–1890); 18. Н.А. Колосов (1890–1898) 27 ; 19. К.М. Попов (1898–1919, 1919–1930-е гг.). Самому К.М. Попову было суждено застать возрождение Академии и библиотеки: он дожил до глубокой старости и умер 19 декабря 1954г. 28 в возрасте 82 лет. Помимо всех трудов по сохранению библиотеки, которые выпали на его долгий жизненный путь, он вел также картотеку книг, статей и публикаций о преподобном Сергии Радонежском, общее число записей составляет около пяти тысяч. Эта картотека, начатая в период расцвета библиотеки, продолжалась и после закрытия вплоть до смерти составителя. В 1944г. в Москве в Новодевичьем монастыре открылся Православный богословский институт и Богословско-пастырские курсы, которые в октябре 1948г. переместились в Троице-Сергиеву Лавру. Библиотеке пришлось начинать свою жизнь в принципиально новых условиях, по сути дела, с нулевого уровня, хотя всего лишь после девятилетнего перерыва и полной потери всех своих фондов в 1935г. К моменту перевода в Лавру в библиотеке имелось уже 17771 экземпляров книг. После переезда в Троице-Сергиеву Лавру библиотека Академии первоначально была размещена в книжной лавке у Святых ворот 29 , а после 15 декабря 1949г. – на втором этаже 50-го корпуса наряду с аудиториями III и IV курсов Академии, по сути дела, недалеко от своего исторического места, там, где она находилась с 1814 до 1878г. При этом, помимо библиотеки как хранилища книг, был также устроен малый читальный зал. В любом случае, только с начала 1957г. библиотека была постепенно перемещена в библиотечный корпус, из которого, наконец, выехал Загорский филиал Московского государственного заочного педагогического института. По инициативе прот. Алексея Остапова в возвращенном библиотечном здании были проведены широкомасштабные ремонтно-реставрационные работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010