379 Посылая 2-е изд. И. М. Снегиреву , Евгений 8 апр. 1831 г. писал ему, что 1-е изд. «Описания» в количестве «1200 экземляров распродано в 3 года». (Старина русской земли, т. 1, кн. 1, Спб. 1871 г.). Первого издания мы не имели под руками и пользовались одним вторым. 382 Рукопись лаврской библиотеки, 194, л. 1–42 in qu. Подчеркнутые нами слова писаны рукою Евгения. 383 Оно появилось в 1791 г. и было переиздано в 1795, 1805 и 1817 г. г. Последние два издания – дополненные. Литературное киевское предание и Закревский (Опис. Киева, 1868, т. 1., стр. 282 и др.) приписывают настоящее «Описание» перу м. киевского Самуила Миславского (1796 г.), но пр. Евгений, говоря об его авторстве в своем «Словаре писателей духовного чина» (т. 11, стр. 196–199), ничего не упоминает о принадлежности ему этой книжки. 384 Ср. напр. л. 15 об.–16 и стр. 19–11, л. 18 об.–22 и стр. 12–13, л. 23–24 об. и стр. 14, л. 39–34 и стр. 134 и пр. Страницы «Кр. описания» цитуются и впредь будут цитоваться по изд. 1817 г. 386 На заглавном листе сделана помета рукою Евгения. «Записано в каталоге Киевопечерской библиотеки». Пред этим чьею-то другою рукою отмечена дата – «1832 г. февр. 17» –, указывающая надо полагать, на время поступления книги в библиотеку. Составитель каталога на каком-то осповании заметил, что это рукопись XVIII ст. Между тем письмо здесь новейшее и мы полагаем, что она ничто иное, как копия, сделанная по поручению Евгения, с Румянцевского экземпляра, о котором речь впереди. 388 Описание рукописей церковно-археологического музея при Киевской духовной академии, Киев, 1878 г., вып. 1, стр. 189. 389 Чтобы убедить читателей в одинаковости лаврского и академического экземпляров грамот, которые почему-либо не могут видеть их лично, для примера укажем на 1, 10 и 24 «Прибавления» к Евгениевскому «Описанию Киево-Печерской лавры», которым в лаврском экземпляре соответствуют листы 92–103, 16 об.–19 и 48 об.–64, а в академическом 91–102, 16 об. и д. 48 и д. (первая половина «книги»). 393 книга 2 и 3. По реэстру самой Коллегии 5, 31, 22, 51 и 61 – в книге второй; и 22 и 51 – в третьей книге.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Сорен Киркегардт — речь идет о датском философе Сёрене Кьеркегоре (1813—1855). 189 Ошибка Степуна. Упоминаемый им текст опубликован в 32 книге «Современных записок». См. настоящее издание — Очерк VIII. 190 Степун вспоминает заключительный эпизод рассказа А.П.Чехова «Неудача»(1886). 191 На самом деле это цитата из четверостишия, приписываемого раннему Пушкину: Мы добрых граждан позабавим И у позорного столпа Кишкой последнего попа Последнего царя удавим. 192 Очевидно, намек на диалог Шатова и Ставрогина — героев романа Ф.М.Достоевского «Бесы» (глава «Ночь). Шатов клянется, что верит в Россию, в православие, но в Бога пока уверовать не может. 193 вперед, прогресс, кулак (нем.). 194 дормез — старинная большая дорожная карета, приспособленная для сна в пути. 195 «Hineinheiaten». Выражение немецких брачных объявлений. 196 довольно, старые песни, вывод (нем.). 197 Ср. «Gemeinschaft und Gesellschaft» F . Tonnies " а. 198 Здесь и дальше речь идет исключительно о церкви видимой, т.е. о церкви как исторической, социальной и психологической реальности. 199 В В.Зеньковский. Православие и русская культура. Проблемы русского религиозного сознания. 200 Речь идет о герое первого тургеневского рассказа из «Записок охотника» — «Хорь и Калиныч». 201 Речь идет о романе И.Эренбурга «Рвач», опубликованном в 1925 г. в Париже. 202 Читателям, не интересующимся вопросом методологии, предлагаю пропустить первую главу настоящей статьи. 203 Max Weber .Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftsleve; Hans Oppenheimer . Die Logic der soziologischen Begrifsbildung; E .Husserl. Logische Unterzuchenden; Teodor Litt. Individuum und Gemeinschaft; O .Spann. Geselschaftsleve; Л.Карсавин, Философия истории. 204 Методом феноменологического описания, методом «физиономики» за послед-нее время бессознателыю пользовались очень многие и часто весьма далекие друг от друга по своему духу ученые, hanp., Werner Sombart. Der Bourgeois, Die Juden und das Wirtschaftsleben; Gertrud Hermes . Die Gestige Gestalt des marxistischen Arbeiters; Bernhardt Groetuysen . Die Enstehung der buergerlischen Welt-und Lebensanschauung in Frankreich. Сюда же относятся и работы И.И.Бунакова. «Пути России». В особенности: «Московское царство». 205

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

175 “Тайноядение” (lathrofagia) — вкушение пищи монахом втайне от остальной братии. 176 Букв. “кто живут по своим собственным правилам” (греч. idiorrythmoi). 177 Ср. Гал. 6:3. 178 Ср. Пс. 50:12; Мф. 5:8. 179 Ср. Мф. 7:8. 180 Букв. “в умерщвленной жизни”. 181 Букв. “совершенно не родились от Бога, чтобы жить”. 182 Ср. 1 Кор. 15:47. 183 Ср. 1 Кор. 15:48. 184 Ср. Ин. 3:3. 185 Ср. Пс. 81:6. 186 Ср. Рим. 5:15—18. 187 Ср. Иак. 2:18. 188 Ср. Ин. 6:33. 189 Ср. Ин. 6:50. 190 Преп. Симеон ссылается на свои другие сочинения, где он говорил о том же. Например, в одном из гимнов он пишет: “Взяв (от нас) плоть, Он дал нам Божественного Духа” (Гимн 15, 122). 191 Т.е. делает новыми (греч. kainourgeo). 192 Ср. Ин. 10:10. 193 Преп. Симеон использует классические богословские термины homofyes (единоприродный), homoousios (единосущный), homodoxos (единославный), употреблявшиеся Св. Отцами для вырпажения единства между Отцом и Сыном. 194 По учению восточных Отцов Церкви, человек благодаря обожению становится “по благодати” тем, чем Бог является “по природе”. 195 В оригинале 25 строк гимна написаны двенадцатисложным ямбическим триматром, а остальные строки (26—127) — пятнадцатисложным политическим стихом. 196 Наименования Бога, приводимые здесь преп. Симеоном, основаны на Священном Писании: свет (ср. Ин. 8и др.), мир (Мих. 5:5), радость (Пс. 15:11; 1 Пар. 16:27), жизнь (Ин. 11:25), пища и питие (Ин. 6:55), одеяние (Пс. 103:2), покров (Пс. 31:7), чертог (Пс. 26:5), восток (Лк. 1:78), воскресение (Ин. 11:25), покой (Евр. 4:1—10), огонь (Исх. 24:17), вода (Иер. 2:13), река (Апок. 22:1), источник жизни (Иерем. 2:13; Пс. 35:10), поток (Пс. 35:9; 41:2), хлеб и вино (Мф. 26:26—28), пир (Мф. 22:2—10), сладость (Пс. 35:9), солнце (Пс. 83:12), звезда (Апок. 22:16), светильник (2 Цар. 22:29; Апок. 21:23). Подобное же перечисление встречаем у Дионисия Ареопагита (О Божественных именах 1.6). 197 Букв. “Это Единое есть Многое: оно разрушает и строит”. 198 Ср. Пс. 32:6. 199 Преп. Симеон как бы говорит от лица своих оппонентов, утверждавших, что Бога видеть невозможно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3922...

D. 200 to 1200. P. 72, 79–81. 187 Keller J. Katolicyzm a rozwôj chrzescijahstwa w kosciotach krajowych na Zachodzie. S. 315–316; Moorman J. R. H. A History of the Church in England. P. 12–21. 189 Hillgarth J. N. Chrisianity and Paganism 350–750. The Conversion of Western Europe. P. 152–153. 190 Курбатов Г. Л. История Византии. М.: Высш. шк., 1984. С. 82–85; Литаврин Г. Г. Византийская империя во второй половине VII – XII в.//Культура Византии. Вторая половина VII – XII в. М.: Наука, 1989. С. 23–24; Clouse R. G., Pierard R. V., Yamauchi E. M. Two Kingdoms. The Church and Culture through the Ages. Chicago: Moody Press, 1993. P. 193; Dagron G. Ikonoklazm i ustanowenie ortodoksji (728–847)//Historia chrzescijahstwa. T. 4. Biskupi, mnisi i cezarze 610–1054. S. 89–118. 191 Clouse R. G., Pierard R. V., Yamauchi E. M. Two Kingdoms. The Church and Culture through the Ages. P. 193; Ostrowski J. Miçdzy Bosforem a Eufra- tem. Wroclaw: Ossolineum, 2005. S. 75–76. 193 Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. С. 114; Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс Академия, 1992. С. 170–171. 195 Hillgarth J. N. Chrisianity and Paganism 350–750. The Conversion of Western Europe. P. 57–64. 196 Эвгемеризм – теория толкования мифов, согласно которой религия возникла из почитания умерших или живущих великих людей. 199 Барг M. A. Эпохи и идеи: становление историзма. М.: Мысль, 1987. С. 76–106; Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. С. 119–128. 201 Шупляк С. П. Средневековые религиозные путешествия на Восток//Лiстападаускiя сустрэчы-5: Праблемы cmapaжыmhacцi i сярэднявечча. Mihck: БДУ, 2005. С. 150; Bredero А. Н. Christendom and Christianity in the Middle Ages. Grand Rapids: W. B. Eerdmans Publishing Co, 1994. P. 97–98. 209 Там же. С. 150; Риер Я. Г. История средневековых цивилизаций. Могилев: МогГУ, 2002. Ч. 4. С. 124. 210 Манихейство – религиозный культ, в основе которого – дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как равноправных изначальных принципов бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

186 . Марков Б.В. Разум и сердце: История и теория менталитета. СПб., 1993. 187 . Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 1997. 188 . Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб., 1999. 189 . Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV – XV веков. Л., 1976; 2-е изд. СПб., 1997. 190 . Медведев И.П. Мистра. Очерк истории и культуры поздневизантийского города. Л., 1973. 191 . Медведев И.П. Современная библиография исихастских споров в Византии XIV века.//Античная древность и средние века. Свердловск, 1973, т.10, сс. 270 – 274. 192 . Мейендорф И. , прот. Введение в святоотеческое богословие. Изд. 2-е, испр. Вильнюс: М., 1992. 193 . Мейендорф И. , прот. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке. Paris, 1990. 194 . Мейендорф И. , прот. Жизнь и труды св. Григория Паламы : Введение в изучение. Изд. 2-е, испр. и доп. для рус. пер./Пер. Г.Н. Начинкина под ред. И.П. Медведева и В.М. Лурье. СПб., 1997. 195 . Мейендорф И. , прот. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в.//Труды Отдела древнерусской литературы. XXIX. Л., 1974, сс. 291 – 305. 196 . Мейендорф И. , прот. Православие и современный мир. Минск, 1995. 197 . Мейендорф И. , прот. Предисловие к книге В. Лосского «Боговидение».//Богословские труды, сб.8, 1972, сс. 231 – 233. 198 . Минин П. Главные направления древне-христианской мистики. Сергиев Посад, 1916. 199 . Минин П. Мистицизм и его природа. Сергиев Посад, 1913. 200 . Мистическое богословие. Киев, 1991. 201 . Модест (Стрельбицкий) , игум. Святый Григорий Палама , митрополит Солунский, поборник православного учения о фаворском свете и о действиях Божиих. Киев, 1860. 202 . Недетовский Г. Варлаамитская ересь//Труды Киевской Духовной Академии, 1872, февраль, сс. 316 – 357. 203 . Несмелов В. И. Наука о человеке. Тт.1 – 2. Казань, 1906. 204 . Новозаветное понятие праведности и святости по сравнению с классическим, раввинским, филоновским и ветхозаветным.//Богословский Вестник, 1912, октябрь, сс. 421 – 445.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/opyt-b...

18. Церковно-практические и административные советы и распоряжения «Мир Господень с Вами» (14:235) Советы и распоряжения святого Филарета данного порядка во многом имеют значение почти единичное, примененное к определенным обстоятельствам и условиям жизни, потому они не вызывают у читателя особого интереса, к тому же и привести их в систему не просто (последнее, впрочем, присутствует и в другой тематике). Но некоторые из них полезно вспомнить. Святитель советует: В наших поступках, действиях ценна отважность, но непременно – с осторожностью (14:200). Осторожность нужна «и при справедливости действования» (14:199); не излишне она при обращении «с людьми, которые уже известны, как не мирные и хитрые» (14:209). Также надобно наблюдать ее при чтении распространяемой неправославной, или сомнительно православной, литературы: «Книжка, о которой пишете, горька и вредит. Надобно бы написать, сколько тут правды и сколько неправды, потому что слишком верят. Но у нас мало деятельности и мало общения, и побуждения к деятельности. В наставлении рукоположенному викарию я почти жаловался на недостаток общения между епископами 15 . Не знаю, обратят ли внимание или только прогневаются... Статью «Общество и духовенство», по моему мнению, нельзя много хвалить. Она унижается, ласкаясь к светским, и своих защищает не верно. Говорит, что священников худыми делают прихожане. На это скажу: следственно, вы признаете, что священники худы, и что они не возвышаются до того, чтобы улучшать прихожан, а унижаются до последования их порокам. Незавидна и статья о Парижском проповеднике, которая усиленно его хвалит... Православие требует защиты, но надобно остерегаться, чтобы защита не оказалась такой, о какой написана следующая эпиграмма: Религия от всех страдает: Волтер бранит ее, Кутузов защищает» (14:189, 191, 192). С осторожностью должно быть неразрывно связано в поступках благоразумие. Своему бывшему викарию епископу Тульскому Алексию Святитель писал: «Если правда, что порочному священнику дали Вы право приискивать к дочери жениха с обещанием ему места, то сомневаюсь, доброе ли это дело человеколюбия...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Действительно, обладая свободно-разумным самоопределением, человек может отказаться от со-участия в кенотической, но созидательной жизни Христа, приняв ее видимую трагичность и реальную страдательность за «путь смерти». Но такой выбор в итоге будет означать отказ и от возможности личного совершенствования, требующего напряжения и подвига и, в конце концов, отказ от Богообщения. Напротив, ощутив свое без-образие, пройдя через кенотический «ад безнадежности» и «отчаявшись от самого себя» [Софроний, 2011, 70], человек может «броситься с безнадежной надеждой к Богу» [Софроний, 2011, 199] и, почувствовав Его благодать, «снова идти стоять над пропастью» [Софроний, 2010a, 209], но уже с окрыленным сердцем, с опытным пониманием созидательности личного истощания. На практике «тягостное недоумение» от боли Богопокинутости [Софроний, 2011, 156] человеком воспринимается с большим трудом. Но именно в этом страдательном акте о. Софроний призывает увидеть дар «безмерного величия Личностного Бога» [Софроний, 2011, 164], проявление Его милосердия к людям, поскольку, как ни парадоксально, но именно «потеря Личного Бога» и ревностное «искание» Его [Софроний, 2017b, 46] являются той точкой отсчета, с которой начинается приближение человеческой личности к Личности Христа и, следовательно, – достижение ею обожения [Софроний, 2011, 97] и единства со всем Адамом . Литература 1 . Амбарцумов (2006) – Амбарцумов Ф. Н. Учение схиархимандрита Софрония (Сахарова) о нетварном свете и святоотеческое предание. Курсовое сочинение. СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 2006. 2 . Апресян (1993) – Новый большой англо-русский словарь. В 3-х т. Сост. Апресян Ю. Д., Медникова Э. М. и др. М.: Русский язык, 1993. Т. 1. 3 . Брюшвайлер (2004) – Симеон (Брюшвайлер), архим. Тайна и измерение личности//Альфа и Омега. 2004. 1 (39). C. 155–169. URL: обращения 29.01.2020). 4 . Гуревич (1998) – Гуревич А. Л. Состояние отчаяния и духовная практика (по преподобному Силуану Афонскому и архимандриту Софронию)//Альфа и Омега. 1 (15). 1998. С. 189–200.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

«Ведущее начало». В стоической доктрине—средоточие высших потенций человека, разумное начало. 177 Перечислены представители презираемых занятий. Трибада— лесбиянка. Жрецы Кибелы оскопляли себя. 178 Имеется в виду трактат «О душе». 179 Первосвященники иудейские (см. Лук. 3:2). 180 См., например, Ис. 13—23. 181 См. Пл. Христ. 10 сл. 182 См. Иоиль 3:9—16; Дан. 7:13сл. 183 См. Деян. 1:11; Зах. 12:10—12; Мал. 4:5; Откр. 12:6; 18:9 и др. 184 Онисифор — ученик ап. Павла. 185 Фигелл и Гермоген—ученики ап. Павла, покинувшие его (см. 2 Тим. 1:15). Ср. прим. 9 к трактату «О прескрипции…». 186 См. Откр. 6:9—11; 15:7; 16:1; 17:12; 19:19—20; 20:4—12. 187 Любопытный пример аллегорического толкования, основанного на недоразумении. В Септуагинте стоит не Ιμτια («одежда»), но Ιματα («выздоровление», «исцеление»). Тертуллиан либо неверно прочел слово, либо пользовался поврежденным текстом. 188 См. Исх. 4:2—9. 189 Тертуллиан ошибочно приписывает Исайе слова из Второзакония. 190 Источник установить не удалось. 191 См. Быт. 9:4—5. 192 См. Ис. 6:9. 193 См. Матф. 13:18—23; Лук. 18:1—5; 13:6—9. 194 См. Лук. 15:4—6. 195 См. Матф. 22:11 сл. 196 См. Матф. 22:23—28; Марк. 12:18—23; Лук. 20:27—34. 197 Тертуллиан подразумевает неготовность израильтян последовать за Моисеем (см. Иоан. 6:31:49:58). 198 Ср. выше, гл. 19. 199 Exuti («раздетые») вместо vestiti («одетые») Вульгаты; видимо, Тертуллиан читал εκδυσμενοι вместо ενδυσμενοι. 200 Текст испорчен. Восстановлено по смыслу, следуя Кг. 201 Самая мелкая римская монетка (четверть асса). 202 См. Душ. 51. 203 Речь, видимо, идет о Карфагене. Одеон — крытый театр для музыкальных представлений. 204 См. Быт. 1:28. 205 См. Душ. 27. 206 См. Крещ. 1. 207 Ср. Пл. Христ. 10 ел. 208 См. Иоан. 209 См. Исх. 4:6—7; 34:30. 210 См. Деян. 7:60. 211 См. Матф. 17:3—8. 212 См. 1 Фесе. 4:13—17; 5:23. 213 Здесь перечисляются права вольноотпущенника. В частности, он получал родовое имя господина, приписывался к его трибе — территориальному округу (основное условие обладания гражданскими правами); право носить золотое кольцо первоначально было привилегией должностных лиц и сенаторов (jus anuli aurei), но в эпоху империи его могли носить и вольноотпущенники. О белых одеяниях ср. Идол. 18 и прим. к этому месту. 214

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Чудеса 1 (О юноше Михаиле) ( Rosenqvist. 1996. P. 172-177), 2 (О Порфирии) (Ibid. P. 176-179) и 3 (О полководце Никите) (Ibid. P. 178-183) посвящены исцелениям от мощей Е. или принадлежавших ему реликвий (распятия). Чудеса 4 (О бесноватом) (Ibid. P. 182-185), 5 (О глухонемом) (Ibid. P. 184-187) и 6 (О Симеоне) (Ibid. P. 188-189) содержат сведения о скифском войске на службе у имп. Константина VIII (1025-1028) и о том, что несколько воинов из многочисленного скифского отряда, направленного в Трапезунд, получили исцеление от мощей Е. Чудо 7. О женщине из Колхиды (Ibid. P. 188-191). Некую парализованную женщину из знатного рода принесли к мощам Е. Во время молитвы левая часть ее тела стала подвижной. Женщина от радости уже готова была уйти, но Е., явившись во сне, повелел ей не покидать храм до полного выздоровления, к-рое наступило через неск. дней. Чудо 8. О Михаиле (Ibid. P. 190-195). Житель Трапезунда Михаил тяжело заболел во время пребывания в Сирии. Соотечественники посоветовали молиться Е., но Михаил считал, что если он находится не в Трапезунде, то Е. ему не поможет. Святой явился Михаилу во сне и подтвердил, что не будет ему помогать, пока тот не вернется в родной город. Возвратившись на родину и помолившись Е., Михаил выздоровел. Чудо 9. О Льве (Ibid. P. 194-199). Уроженец Клавдиополя Лев жил какое-то время в Трапезунде. Решив отправиться в К-поль, он сел на корабль, к-рый попал в сильный шторм у берегов Ираклии Понтийской. Перед путешествием Лев зашел в храм Е. и взял в качестве благословения кусочек папируса, смоченного в лампадном масле у раки Е. Привязав к папирусу веревку, Лев спустил ее с корабля в воду, и, хотя со всех сторон бушевал шторм, с этого момента корабль двигался по спокойной водной глади до самой гавани. Чудо 10. О суровой зиме в Трапезунде (Ibid. P. 198-201), продолжавшейся 3 месяца. Из-за штормов и бездорожья прекратились поставки продовольствия, в городе начался голод. Е., явившись некоему горожанину во сне, повелел ему крестообразно повесить лампады на кивории над своими мощами. Др. жителю было видение, что весь город подходит к раке Е. и помазывается маслом из новых лампад. По исполнении жителями поручений и молитвы Е. за неск. дней отвратил от Трапезунда непогоду, а затем привел суда с провизией в городскую гавань. Чудеса из Слова на рождество мч. Е.

http://pravenc.ru/text/187017.html

In Deut. 33. 23). В ветхозаветном апокрифе «Завещание 12 патриархов», сохранившемся на греч. языке (Testamentum XII patriarcharum - CAVT, N 118; II в. до Р. Х.), сказано, что после воскрешения патриархов и праотцов, когда все колена получат особые благословения, колено Н. будет благословлено от «роскоши» (τρυφ - Test. XII Patr. IV 25. 2). В разделе этого апокрифа «Завещание Неффалима», к-рое в оригинале носит подзаголовок «О природной добродетели» (περ φυσικς γαθτητος), что, очевидно, служит характеристикой самого Н., приводится вариант перевода Быт 49. 21: «...и был я легок ногами, как лань, и поручал мне отец мой Иаков всякое и послание и весть, и как серну благословил меня» (Test. XII Patr. VIII 2. 1),- как реминисценция текста благословения по МТ. В апокрифе подчеркивается особая роль Рахили в воспитании Н.: говорится, что его мать Валла родила его «на колени Рахили» (Ibid. VIII 1. 6). Текст «Завещания...» содержит учение об онтологической связи между внешним состоянием и поведением человека и его внутренней жизнью, восходящей к творению человека Богом, Чьи действия уподобляются действиям гончара (Ibid. IX 2. 2, 6). Н. призывает познавать Бога в Его творении и жить по Его закону, отвращаясь от заблуждений язычников (Ibid. VIII 2-3). Действия Бога, Который все сотворил по порядку (ν τξει - Ibid. IX 2. 8), противопоставлены нарушению порядка (ταξα), присущему преступающим закон Божий, т. е. язычникам (Ibid. IX 3. 2-3). Особенность этого текста - в сравнении Н. с прав. Иосифом, о к-ром сам патриарх говорит, что он «был сходен со мною во всем по молитвам Рахили» (Ibid. IX 1. 7-8). Подобно прав. Иосифу, Н. видит пророческие видения и сны, предрекающие дальнейшую судьбу др. колен, в т. ч. и пленение самого Иосифа и судьбу народа «в последние времена» (Ibid. VIII 5-6). Эти видения «исполнятся в свой срок, когда Израилю предстоит много претерпеть» (Ibid. VII 1). В отличие от завещаний др. патриархов о Н. говорится, что перед смертью он «ел и пил в веселии души» (Ibid. IX 2). Сохранившийся в кумран. документах текст «Завещания Неффалима» (4Q215 - DJD. Vol. 22. P. 73-82), датируемый кон. I в. до Р. Х.- нач. I в. по Р. Х., содержит фрагменты, посвященные более подробному изложению генеалогии Н. Эти сведения отсутствуют в греч. тексте «Завещания...», но нашли отражение в позднем средневек. евр. варианте апокрифа, сохранившемся в мидраше «Берешит Раббати» (Bate midrashot/Ed. S. A. Wertheimer. Jerus., 1952. Vol. 1. P. 199-203). Евр. версия этого апокрифа обычно рассматривается как переработка греч. текста; однако наличие большого числа параллелей между ними (напр., упоминание о роли Авраама в происхождении Н.- Test. XII Patr. IX 1. 10) рассматривается в совр. исследованиях как свидетельство того, что оба текста могут восходить к одному источнику ( Hillel. 2007. P. 188-189, 197; Kugler. 2000. P. 603).

http://pravenc.ru/text/2565170.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010