1800       Wilpert G. I sarcofagi cristiani antichi.Vol. 1–2. Vol. suppl. Roma; Città del Vaticano, 1929–1936. 1801       Wilpert J. Erlebnisse und Ergebnisse im Dienste der christliche Archäologie: Rückblick auf eine funfundvierzigjärige wissenschaftliche Tätigkeit in Rom. Freiburg, 1930. 1802       Списки трудов Вильперта: Bibliografia di Mons. Gius. Wilpert//Rivista di Archeologia Cristiana. 1938. XV. 1–2, 6–16; Heid S. Appendice IV. Die Veröffentlichungen Joseph Wilperts//Giuseppe Wilpert. Archeologo Cristiano… S. 657–677. 1803       Wilpert J. Prinzipienfragen der christlichen Archäologie mit besonderer Berücksichtigung der «Forschungen» von Schultze, Hasenclever und Achelis. Urg i. Br., 1889. 1804       Wilpert J. Fractio panis: Die älteste Darstellung des eucharistichen Opfers in der Capella Greca. Freiburg i. Br., 1895; франц. пер.: Fractio panis: La plus ancienne représentation du sacrifice eucaristique à la «Capella greca». P., 1896. 1805       Wilpert G. Pietro fondatore della Chiesa di Roma e successore di Cristo come Vescovo di Roma secondo le sculture del sarcofago 174 e il Catalogo Filocaliano//Amici delle catacombe. 1937. VII. P. 2–18. 1807       Piper L. Erinnerungen an Ferdinand Piper. B., 1897; Thomassen B. Monumentale Theologie: Ein Hinweis den Aufsatz Ferdinand Pipers (1811–1889)//Spiegel einer Wissenschaft... S. 30–38; Strohmaier-Wiederanders G. Piper F./PChA. Bd. II. S. 1020–1023. 1808       Piper F. Das christlich-archäologische Museum an der Universität Berlin. Gotha, 1874. Новый обзор истории и значения этой коллекции: Laube S. Die Vertretung der Christlichen Archäologie an der Berliner Friedrich-Wilhelin-Universität und ihre «Christlich-archäologische Kunstsammlung»//Römische Quartalschrift. 2011. Bd. 106. 1. S. 72–91. 1809       Piper F. Einleitung in die Monumentale Theologie. Gotha, 1867. Как и многие другие археологи той эпохи, Пипер начал с изучения символики раннехристианского искусства: Piper F. Mythologie und Symbolik der christliche Kunst. Bde. 1–2. Weimar, 1847–1851.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 . Мессианские представления иудеев по таргуму Ионафана, сына Узиелова. Ленинград. 1926 г. [Магистерская диссертация.] (Рукопись, стр. VII + 273 + XV.) 13 . Лекции по Христианской педагогике с дидактикой Закона Божия, читанные студентам Петроградского Богословского института в 1920–1922 г.г. Саратов. 1942 г. (Рукопись, 259 лист, 516 стр.). 14 . Лекции по церковному учительству, читанные на Высших Богословских курсах в Ленинграде в 1927/28 г.г. Саратов. 1941 г. (Рукопись, стр. 82 +137.). 15 . «Мои воспоминания». Часть I. (1870–1889 г.г.). Детство и годы учения. Ленинград. 1932 г. (Рукопись, стр. 66). 16 . «Мои воспоминания». Часть II (1889–1895 г.г.). На службе в Духовном училище и Духовной академии. Ленинград. 1934 г. (Рукопись, стр. 19 + 36.) 17 . «Мои воспоминания». Часть III. Церковно-школьная деятельность (1895–1911 г.г.) Саратов. 1936 г. (Рукопись, стр. 56 + 79+ 12+ 16.) 18 . «Мои воспоминания». Часть IV. Ректура в Олонецкой Духовной семинарии (1911–1918 г.г.) Саратов. 1937 г. (Рукопись, стр. 104 + XX.) 19 . «Мои воспоминания». Часть V. Церковно-просветительная деятельность в Петроградский период (1918–1922 г.г.). Саратов. 1938 г. (Рукопись, стр. 282.) 20 . «Мои воспоминания». Часть VI. Церковно-просветительная деятельность в Ленинградский период (1924–1935 г.г.). Саратов. 1939 г. (Рукопись, стр. 533.) 21 . «Процесс Петроградских церковников 1922 года». (Дневник участника.) Петроград. 1922 г. (Рукопись, стр. 128 + 68 + 16.) 22 . «Богословские школы в Ленинграде в послереволюционный период (с 1918 г.). Исторический очерк, с приложением «Положений», инструкций и списков личного состава. Саратов. 1936 г. (Рукопись, стр. 65 + 39.) 23 . Слова и речи при разного рода случаях, произнесенные с 1898 по 1934 гг. Часть первая – общего характера. Часть вторая – церковного характера. Саратов. 1940 г. (Рукопись, стр. VII + 132 + IV + 156.) 24 . Слова и речи, сказанные в разных учебных заведениях и на Педагогических курсах с 1896 по 1928 гг. Саратов.1940 г. (Рукопись, стр. 164.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кроме уже указанных лиц, по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей» подверглись аресту профессор И. А. Карабинов (позже суд его оправдал) и еще несколько преподавателей и студентов института. 31 мая 1922 г. оказался арестован священномученик ассистент кафедры христианской педагогики Богословского института о. Владимир Пищулин (1889–1938 гг.), высланный 26 сентября в Оренбург . 30 июня 1922 г. по делу православных братств арестовали и проректора Богословского института И. П. Щербова, так как он с 1919 г. состоял в Александро-Невском братстве и в январе 1920 г. был избран членом приходского совета лаврских церквей. Правда, в заключении Иван Павлович находился только два месяца. 21 августа 1922 г. его освободили под подписку о невыезде, и 14 сентября того же года дело в отношении него оказалось прекращено постановлением Петроградского губернского отдела ГПУ . По делу православных братств в июне 1922 г. также был арестован преподававший в институте латинский Новозаветный текст и творения св. отцов Западной Церкви В. Б. Шкловский (1889–1937 гг.), осужденный постановлением ГПУ от 4 января 1923 г. на два года ссылки в Архангельскую губернию . 5 июня 1922 г. в помещениях института состоялось пастырское собрание духовенства Петрограда, которое единогласно приняло резолюцию: просить советскую власть об освобождении на поруки всего духовенства города митрополита Вениамина. Но это не помогло. Вскоре церковную власть в стране при поддержке ГПУ временно захватили обновленцы. В «северной столице» они встретили самое сильное сопротивление со стороны возникшей в августе 1922 г. так называемой Петроградской автокефалии, в состав которой, помимо других верующих, вошли преподаватели и воспитанники богословских школ, а также приходская община Троицкого подворья . Из преподавателей и студентов Богословского института лишь очень немногие, в частности протоиерей Александр Боярский, присоединились к обновленцам. Тем не менее после начала обновленческого раскола и арестов многих преподавателей положение института и училища резко ухудшилось, усилилось и давление властей. На заседании совета Богословского института 20 декабря 1922 г. исполнявший обязанности ректора И. П. Щербов сообщил, что «книги и рукописи Богословско-пастырского училища, принадлежавшие бывшей Петроградской семинарии и хранившиеся в церкви этой семинарии, согласно решению Государственного Книжного фонда от 16 ноября 1922 г. за 172 переданы Российской публичной библиотеке, 1[-му] отделению (Обводный канал, 17); они были перенесены туда слушателями Богословско-пастырского училища» .

http://sedmitza.ru/lib/text/10312287/

Новиков Михаил Михайлович (1876–1965), биохимик-морфолог, общественный и политический деятель, доктор натурфилософии (1904, Гейдельберг), магистр (1909), доктор (1911) зоологии. Член партии кадетов, депутат III и IV Государственных дум, гласный Московской городской думы (1908–1918). Преподаватель Ин-та сравнительной анатомии при М.у. (1904–1906), приват-доцент (1906–1909), профессор (1909–1911, 1917–1922), декан физико-математического ф-та (1918), ректор (1919–1920) М. у. Профессор Московского коммерческого и Горного ин-тов (1912–1917). В годы Первой мировой войны председатель Московского отделения К-та помощи военнопленным Международного Красного Креста. В сентябре 1918 был арестован по делу Тактического центра, вскоре выпущен. Председатель Научной комиссии при Научно-техническом отделе ВСНХ (1919). В 1922 выслан из России, жил в Германии, с 1923 в Праге. Помощник председателя, затем председатель правления Русского народного ун-та в Праге (1923–1939), профессор Карлова (1935–1939) и Братиславского (1939–1945) ун-тов, декан естественного ф-та Мюнхенского ун-та (1945–1949), председатель Русской академической группы в США (1951–1965); Новиков Николай Иванович (1744–1818), просветитель, писатель, журналист, книгоиздатель; Новикова (урожд. Толстова) Маргарита Петровна (1889–?), слушательница естественного отделения физико-математического ф-та МВЖК (1909–1917), сестра Елизаветы Петровны Богословской, жены М. М. Богословского . В тексте упоминается как Маргарита; Новиковы, семья Новиковой (урожд. Толстовой) Маргариты Петровны, сестры Е. П. Богословской; Новодережкин Александр Васильевич (1895–?), студент историко-филологического ф-та М. у.; Новосадский Николай Иванович (1859–1941), филолог-классик, эпиграфист, магистр (1887), доктор (1901) греческой словесности, член-корр. РАН (1917). Преподаватель древних языков таганрогской мужской гимназии (1883–1884), петербургской гимназии Видемана (1886), Петербургского историко-филологического ин-та (1887–1888). Профессор (с 1888), секретарь (1889–1895), декан историко-филологического ф-та (1905–1906), и. д. ректора (1905–1906) Варшавского ун-та, профессор Московского археологического ин-та (1907– 1909). Профессор (с 1909), заслуженный профессор (1916) историко-филологического ф-та М. у., зав. кафедрой эпиграфики ФОН, этнологического ф-та (1919–1929), зав. кафедрой древних языков (1937–1941) исторического ф-та МГУ Действ. член РАНИОН (1923–1931). Зав. отделом классической филологии б-ки Румянцевского музея (ГБЛ) (1919–1934). Почетный член Московского археологического ин-та, член-корр. Германского археологического ин-та;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

профессор Сергей Сергеевич Глаголев ( 21.10.1865–02.10.1937) Биографические труды. Некрологи Логика Основное богословие Религиоведение и история религий Рецензии Статьи Стихотворения профессор Сергей Сергеевич Глаголев Русский православный богослов и историк религии. Доктор богословия, заслуженный профессор МДА. Биография Родился в семье настоятеля Никольской соборной церкви г. Крапивны С. И. Глаголева (1839—1916). Когда ему было два года (а старшему брату, Дмитрию — четыре) умерла от чахотки его мать. Учился в тульском духовном училище и Тульской духовной семинарии (1879—1885). В 1889 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и за выдающие способности был оставлен при МДА в качестве профессорского стипендиата (1889—1890) — занимался в Московском университете. В 1890—1892 годах преподавал библейскую историю в Вологодской духовной семинарии. С августа 1892 года назначен исправлять должность доцента на кафедре введения в круг богословских наук Московской духовной академии. В мае 1896 года защитил диссертацию по теме «О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого» и получил степень магистра богословия и в августе утверждён доцентом, а в конце сентября того же года — экстраординарным профессором. В 1898—1899 годах был за границей; работал в музеях и библиотеках Парижа и Берлина, собирая материалы по истории религий. В 1901 году защитил диссертацию по теме «Сверхъестественное Откровение и естественное Богопознание вне истинной Церкви» и получил степень доктора богословия. Сергей Сергеевич активно участвовал в издании Православной богословской энциклопедии; написал для неё 35 статей, среди них: богословские (Бог, Богопознание, Богословие, Вера, Апологетика, Бессмертие, Вечность, Жизнь, Истина); по истории восточных нехристианских религий (Авеста, Ассиро-вавилонская религия, Браманизм, Буддизм, Ведизм, Ислам); по истории европейской философии (Баадер, Вольтер, Галилей, Гартман Э., Гегель, Гоббес (Гоббс), Дунс Скот, Декарт и др.). Позднее большая часть этих статей вместе с некоторыми другими составила основное содержание двух его работ — «Пособия к изучению основного богословия» и «Лекций по богословию», выпущенных в помощь слушателям Высших женских курсов в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

1094 Впервые: Богословский вестник. 1913. Т. III (Декабрь). С. 844– 851. Печатается по первой публикации. 1095 Бергсон (Bergson) Анри (1859–1941) – французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, – жизнь как метафизически-космиче- ский процесс, «жизненный порыв», творческая эволюция; структура ее – длительность, постигаемая только посредством интуиции, противоположной интеллекту; различные аспекты длительности – материя, сознание, память, дух («Творческая эволюция», русский перевод 1914). Нобелевская премия по литературе как блестящему стилисту (1927). 1096 Богданов Александр Александрович – о нем см. комментарий к статье Богданова «Новое Средневековье». 1097 Опыт построения философской системы на понятии хозяйства//Вопросы филос и псих . 1912. Ноябрь–декабрь. 1098 Впервые отдельным изданием: изд. журнала «Искусство», 1913. С. 180–203. Печатается по первому изданию. 1099 Сергеев-Ценский (Сергеев) Сергей Николаевич (1875–1958) – русский писатель, академик АН СССР (1943). Автор историко-революционной эпопеи «Преображение России» (12 романов и 3 повести, 1914–1958), в том числе романа о Крымской войне 1853–1856 гг. «Севастопольская страда» (1937–1939; Государственная премия СССР, 1941). 1101 Тан (литературный псевдоним Владимира Германовича Богораза) (1864–?) – писатель, исследователь быта северных народов. Учился на юридическом факультете С.-Петербургского университета, но в 1882 г. был исключен из университета за участие в беспорядках. В 1889–1899 гг. был в ссылке в одном из самых северных округов Якутской области (Колымском). Долгие годы совместной жизни с северными народами дали Тану материал для стихотворений и беллетристических очерков. Стихотворения Тана примыкали к так называемой «гражданской» поэзии. Скиталец (Петров) Степан Гаврилович (1869–1941) – русский писатель. Повесть «Огарки» (1906), автобиографическая трилогия «Дом Черновых» (1935), «Кандалы» (1940), «Этапы» (1908, новая редакция 1937) – о талантливых выходцах из народа, о предреволюционной деревне.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Боголюбов несколько раз становился чемпионом Германии. Шахматист знал себе цену, о чем свидетельствует однажды высказанная им оценка своего таланта: «Если я играю белыми, я выигрываю, потому что я белый. Если я играю черными, я выигрываю, потому что я Боголюбов». Немецкое гражданство он получил только 2 ноября 1929 года. Специалисты считают, что в 30-е годы лучшее время Боголюбова как шахматиста закончилось, хотя он по-прежнему считался сильнейшим игроком страны. Однако Боголюбову было отказано в участии в «Чемпионате Германии» после 1933 года, потому что «немецкий гражданин» не имел «немецкой крови». С приходом к власти фашистов он не участвовал в чемпионатах Германии: нацисты видели в нем «второсортного» славянина, недостойного играть в национальных первенствах. Боголюбова как «неарийца» не допустили к участию в неофициальной шахматной олимпиаде, проходившей в августе — сентябре 1936 года в Мюнхене. Германии досталось на этой олимпиаде только третье место, ибо в составе ее команды не было знаменитого шахматиста-славянина из Триберга. Известно, что в период до Второй мировой войны Боголюбов победил в 1935 году в Бад-Наухайме и Бад-Саарове, в 1937, 1937 и 1938 годах в Бад-Эльстере, в 1938 году в Карлсруэ, а в 1939 году в Штутгарте. С 1940 года Боголюбов трудился непродолжительное время переводчиком в Кракове, затем работал специалистом по шахматному обслуживанию госпиталей. В апреле 1941 года Боголюбов принял решение вступить в национал-социалистическую партию, о чем он позже горько пожалел. По окончании Второй мировой войны продолжились мытарства Боголюбова. Его открыто бойкотировали советские шахматисты. Из-за давления со стороны Шахматной федерации СССР Боголюбова не допустили к матчевым турнирам на первенство мира и к другим престижным соревнованиям. Кроме того, Боголюбова исключили из списка игроков, которым присвоили звание гроссмейстера. Изданный в 1964 году в СССР «Шахматный словарь» сообщал читателям, что Боголюбов «изменил Родине», исключен из рядов советской шахматной организации «как ренегат», он «низко пал» в гитлеровской Германии и др.

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/31/...

М., 1925, 19292, 1934; Чертухинский балакирь. М.; Л., 1926. М., 1928; Серый барин. Х., 1927; Последний Лель. Х., 1927; Талисман. Л., 1927; Князь мира. М., 1928; В гостях у журавлей. М., 1930; Стихотворения/Сост.: М. Никё. П., 1985; В гостях у журавлей/Сост.: Н. Банников. М., 1985; Чертухинский балакирь/Сост.: Н. М. Солнцева. М., 1988; Сергей Клычков: Переписка, сочинения, мат-лы к биографии/Сост.: Н. Клычкова//Новый мир. 1989. 9. С. 103-224; Сахарный немец. Князь мира/Сост.: Н. М. Солнцева. М., 1989; Стихотворения/Сост.: С. И. Субботин. М., 1991; Собр. соч.: В 2 т./Сост.: М. Никё, Н. М. Солнцева, С. И. Субботин. М., 2000. Арх.: ИМЛИ. Ф. 67. Оп. 1. Ед. хр. 18; Оп. 2. Ед. хр. 1а; Оп. 3. Ед. хр. 1; РГАЛИ. Ф. 464. Оп. 1. Ед. хр. 69; Ф. 611. Оп. 1. Ед. хр. 380; Ф. 1337. Оп. 3. Ед. хр. 45; Ф. 1684. Оп. 1. Ед. хр. 44, 61; Ф. 2558. Оп. 1. Ед. хр. 244; Ф. 2862. Оп. 1. Ед. хр. 5, 38, 39; Оп. 2. Ед. хр. 20-26, 32-34; ИМЛИ. Арх. А. М. Горького. КГ-П-17468; Пг-рл 1875/1; Дом-музей П. И. Чайковского (г. Клин). Ф. 2. Б-10. Ед. хр. 2739-2743. Лит.: Неженец Н. И. Поэтическая мифология Сергея Клычкова//Рус. речь. М., 1987. 1. С. 119-125; Михайлов А. И. Пути развития новокрестьянской поэзии. Л., 1990; Азадовский К. М. Клычков С. А.//Русские писатели, 1800-1917. М., 1992. Т. 2. С. 553-555; Солнцева Н. М. Китежский павлин: Филол. проза: Док-ты, факты, версии. М., 1992. С. 107-124, 383-398; она же. Последний Лель: О жизни и творчестве С. Клычкова. М., 1993; она же. Сергей Клычков//Рус. лит-ра 1920-1930-х гг.: Портреты поэтов. М., 2008. Т. 1. С. 100-130; Niqueux M. [Никё М.] Дьявол у С. Клычкова и М. Булгакова//RES. 1993. T. 65. Fasc. 2. P. 352-382; он же. Теодицея у Н. Клюева и С. Клычкова//XXI век на пути к Клюеву: Мат-лы междунар. конф./Сост.: Е. И. Маркова. Петрозаводск, 2006. С. 81-86; Фатющенко В. И. Клычков С. А.//Рус. писатели 20 в.: Биогр. слов./Гл. ред. и сост.: П. А. Николаев. М., 2000. С. 343-345; Кислицын К. Н. Тема зла в прозе С. А. Клычкова//Кафедральные записки: Вопросы новой и новейшей рус. лит-ры/МГУ. М., 2005. Вып. 2. С. 136-152; Пономарёва Т. А. Новокрестьянская проза 1920-х гг. Череповец, 2005. Ч. 2; Чугунов В. А., прот. Открытое исповедничество С. А. Клычкова//С. А. Клычков, 1889-1937: Исслед. и мат-лы/Ред.-сост.: Е. В. Дьячкова. М., 2011. С. 24-31; Романов Б. «И долго думал он о Боге…»: С. Клычков и народная вера//Там же. С. 32-49; Демиденко Е. А. Три сферы в лирике С. А. Клычкова: Диалог с Ф. И. Тютчевым//Вестн. Омского гос. ун-та. 2012. 3. С. 188-194. Н. М. Солнцева Рубрики: Ключевые слова: АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт

http://pravenc.ru/text/1841524.html

В: Что за мужчины Вас посещали в вечернее время и откуда они? О: В вечернее время ко мне приходил Гоинлов Николай Степанович, он работает в Можайске в конторе " Главмолоко» В: Для какой цели Вы имеете облачение и ряд других церковных вещей? О: Я интересовался и интересуюсь археологической и художественной стороной вещей церковного типа и собирал их в течение всей своей жизни. В: Занимаетесь ли Вы незаконным богослужением? О: Незаконным богослужением я не занимался. В: Какую Вы вели к. -р. деятельность? О: Никакой. 9 декабря 1937 г. было изготовлено и Обвинительное заключение [л. 11], в котором было сказано, в частности, что арестованный имел при себе церковное облачение и тайно ходил по домам, совершая религиозные обряды и вместе с этим вел к. – р. агитацию. ... Виновным себя не признал, но достаточно уличается показаниями свидетеля Евстигнеева. Постановили: Следственное дело Голощапова С. И. передать на рассмотрение Тройки Управления НКВД МО. 16 декабря Тройка постановила: Голощапова Сергея Ивановича расстрелять, а 19-го числа, на Николин день, о.Сергий был одним из многих сотен, расстрелянных на полигоне в Бутово под Москвой. 82 2 декабря 1956 г. в органы ГБ поступило заявление О.Б. Голощаповой о пересмотре дела ее супруга и о его реабилитации. Она, в частности, писала, что об его аресте она узнала лишь через три недели, когда поехала навестить его в Можайске. В органах ей сказали, что он осужден без права переписки на 8 (или 10 лет – по другим источникам) и больше ничего она о нем не слыхала... [см. л. 14]. 5 мая 1957 г. Прокуратура СССР внесла протест по делу Голощапова в Президиум Московского Областного Суда, который " дело производством прекратил» [л. 19] 1 марта 1994 г. П. С. Голощапов подал заявление в органы ФСБ в группу по реабилитации и просил выдать архивную справку и разрешить ознакомиться со следственным делом отца, но ему выдали только справку. Громогласов Илия Михайлович, проф., вп. – протоиерей. 20.07.1869–4.12.1937 Сын диакона храма с. Ермиши (Аносово), Темниковского уезда Тамбовской губ.; по окончании Тамбовской семинарии (1889) и Моск. Дух. Академии в 1893 г. оставлен проф. стипендиатом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

771 Материалы для истории раскола... Т. I. С. 434–435; Т. II. С. 113–114, 440–441; Житие Корнилия цит. по: Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе... С. CXIV. 776 Материалы для истории раскола... Т. V. С. 249, прим.; Аввакум. Сочинения... С. 829, 845, 860, 929. 777 Житие боярыни Морозовой... С. 154–175; Аввакум. Сочинения... С. 908, 945; ДАИ. Т. XII. С. 130; Алексеев И. История о бегствующем священстве//Братское слово. 1889. Т. II. С. 55. 783 Сводный старообрядческий синодик. Второе издание Синодика по четырем рукописям XVI-II–XIX веков A. H. Пыпина (ПДПИ. T. XLIV). С. 21 (Далее: Синодик). 791 Дмитрий [Туптало, митрополит] Ростовский. Розыск о раскольничьей брынской вере, о учении их, о делах их, и изъявлении яко вера их неправа, учение их душевредно и дела их не богоугодны. М., 1824. С. 585. 792 Разрядный приказ, 901–2051. См.: Сапожников Д.И. Самосожжение в русском расколе во второй половине XVII века до конца XVIII//ЧОИДР. 1891. С. 8–9. 796 Мельников П.И. Полн. собр. соч. Т. VII. С. 35; Курносый Иона. История о бегствующем священстве//Есипов Г.В. Указ. соч. Т. II. С. 185. 799 Синодик. С. 22; Журавлев А. И. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках так называемых старообрядцах. СПб., 1795. С. 91. 801 Барсов Е. Новые материалы... С. 17–18; ДАИ. Т. XII. 102–206; Собрание постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству св. Синода. СПб., 1860. Т. I. С. 135. 806 Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни (написана около 1743 г.). СПб., 1862. С. 60. 811 Филиппов И. Указ. соч. С. 27, 37–42, 82–84, 95–96; Евфросин. Указ. соч. С. 27–28, 69, 76; Комментарии Лопарева см. там же. С. 022–023, 029, 041–045; Денисов С. История об отцех и страдальцех соловецких//Есипов А.В. Указ. соч. Т. II. С. 31. 813 Макарий (Булгаков). История русского раскола, известного под названием старообрядчества. 3-е изд. СПб., 1889. С. 253. 825 См. грамоты этих городов, призывающие к восстановлению порядка и к сопротивлению полякам: ААЭ. Т. II. С. 184, 194, 199, 200, 206 и др.; Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве. М., 1937.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010