Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРЖБОЛОВИЧ Михаил Осипович (Иосифович) (31.08.1861, с. Барань, Борисовского у. Минской губ.- 12. 07. 1911, Минск), педагог, библеист. Род. в семье сельского священника, учился в Минском ДУ (1871-1877) и Минской ДС (1877-1883). В 1887 г. закончил КДА со степенью кандидата богословия и был оставлен при ней в качестве профессорского стипендиата, изучал психологию. 28 июля 1888 г. назначен в Симферопольскую ДС на кафедру словесности и рус. лит-ры; 7 авг. 1889 г. переведен по прошению на ту же кафедру в Минскую ДС. В 1892 г. Ученым советом КДА удостоен степени магистра богословия за соч. «Пророческое служение в Израильском (десятиколенном) царстве» (К., 1891). В работе В. история пророческого служения предваряется описанием политических и религиозно-нравственных условий деятельности пророков, что позволило автору создать целостную картину происходивших событий и подчеркнуть их подлинность. Деятельность проповедовавших в Израильском царстве пророков Ахии, Илии, Елисея, Осии, Амоса и др., а также различных школ «сынов пророческих» В. рассматривает в широком историческом контексте. Обрисовав личные особенности каждого из пророков, он показал, что они были вынуждены активно вмешиваться в общественную жизнь и вступать в политическую борьбу с царями. Служение этих пророков сравнивается с тем, как действовали пророки в Иудейском царстве, где была более стабильная политическая среда и они имели возможность основное внимание уделять духовной сфере и служению словом. Благодаря многочисленным ссылкам на творения святых отцов, В. рассматривает деятельность пророков в широком контексте святоотеческой экзегезы. Работая преподавателем в Минске, В. написал соч. «История Минской духовной семинарии», к-рое было приурочено к 100-летнему юбилею семинарии. В это же время в ж. «Вера и разум» появились его большие статьи, посвященные вопросам развития и истории психологии. Выдающиеся педагогические способности, трудолюбие и научные работы В. обратили на себя внимание высшего духовного начальства. 21 сент. 1895 г. приказом обер-прокурора Святейшего Синода он был переведен в Московскую ДС на кафедру философских наук. В журналах «Вера и разум» и «Душеполезное чтение» им были опубликованы статьи по психологии, педагогике и о таинственных явлениях. В. также преподавал психологию в Московском имп. лицее в память цесаревича Николая, в жен. гимназиях Алелековой и Ежовой и затем в Александровском ин-те. Он написал записки по дидактике, к-рые были изданы на средства Святейшего Синода. Как знаток древних языков, В. состоял по поручению Синода в Комиссии по переводу на рус. язык житий святых. Весной 1911 г. В. серьезно заболел и, предчувствуя приближение смерти, вернулся в Минск к родным, где вскоре скончался.

http://pravenc.ru/text/150415.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ Георгиевич Вологодский (1.10.1888, с. Червянское Енисейского окр. и губ.- 14.10.1920, близ с. Агинского Канского у. Енисейской губ.), сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе святых Красноярской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи священника. Племянник Минусинского архиеп. Димитрия (Вологодского) . В 1911 г. окончил Красноярскую ДС и 18 авг. того же года был рукоположен во иерея и назначен священником Гавриило-Архангельского храма с. Вершино-Рыбного Канского у. Был благочинным 3-го церковного участка Канского у. В 1914 г. награжден набедренником. 11 марта 1916 г. переведен священником в храм во имя свт. Николая Чудотворца в с. Агинском. Осенью 1920 г. в Канском у. вспыхнуло антибольшевистское крестьянское восстание. Во время праздника Покрова Пресв. Богородицы в Агинское вступил карательный отряд красноармейцев. Сразу после службы в храме М. был схвачен красноармейцами, видимо по обвинению в связях с восставшими, вывезен из села и убит после тяжелых истязаний. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Лит.: Енисейские ЕВ. 1911. 13. С. 2; 17. С. 2; 1915. 1. С. 17; 1916. 5. С. 3; 7. С. 2; Памятная кн. Енисейской губ. на 1913 г. Красноярск, 1913. С. 93, 96; То же: на 1915 г. Красноярск, 1915. С. 99. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2563494.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Никифор (Перич), митр. Рашко-Призренский. Фотография. 10-е гг. XX в. [Серб. (Перич Никола; 4.12.1862, с. Баранда, обл. Банат, Княжество Сербия - 1.02.1918, Рильский мон-рь, Болгария), митр. Рашско-Призренский в 1901-1911 гг. Род. в семье Петра и Олимпиады Перичей. Учился в начальной школе в родном селе, затем в гимназии и семинарии (богословии) в Белграде. 14 сент. 1880 г. принял монашеский постриг в монастыре Врачевшница, в том же году рукоположен во диакона, 1 марта 1881 г.- во иерея. В 1892 г. окончил Богословскую школу на о-ве Халки. Последовательно исполнял обязанности чиновника в канцелярии митр. Сербского Михаила (Йовановича) , старейшины монастыря Раваница , преподавателя вероучения в серб. гимназии и настоятеля ц. Апостолов в Стамбуле, протосинкелла Скопской епархии. Издал перевод с греч. языка документа «Общие положения управления церковными и народными вопросами православных христиан, подданных его величества султана: Под управлением Вселенского престола» (Опште одредбе о управи црквених и народних послова православних поданика Ц. Величанста Султана: Под управом престола 1888 г. Београд, 1900). 21 янв. 1901 г. в Стамбуле в патриаршем храме хиротонисан во епископа и назначен митрополитом Рашско-Призренским (см. в ст. Рашско-Призренская епархия ). Учредил в епархии регулярный духовный суд, рассмотрение финансовых дел передал смешанным судебным коллегиям, состоящим из священнослужителей и мирян. Для распространения духовного просвещения учредил в Призрене Просветительский комитет, а в небольших городах - подкомитеты. В 1902 г. просил митр. Черногорско-Приморского Митрофана (Бана) разрешить возродить монастырь Доволя , но против этого выступили турецкие власти ( П. Три документа из ucmopuje kpaja//Гласник Зabuчajhor мyзeja: Прилози. 2005. 4. С. 139-150). Н. стал инициатором перевода рус. монахов из афонской келлии свт. Иоанна Златоуста в серб. мон-рь Дечаны , 27 янв. 1903 г. он подписал с иером. Кириллом (Абрамовым) соответствующий акт. Несмотря на возрождение этой древней обители благодаря русским монахам, серб. общественность расценила их появление как «захват русскими сербского монастыря», в прессе эта история получила название «дечанской аферы». В результате общественного давления в 1910 г. рус. монахи были отозваны из обители (см. подробно в ст. Дечаны ). В 1911 г. из-за разногласий с серб. церковными деятелями относительно судьбы мон-ря Дечаны и по вопросам развития образования Н. был вынужден уйти с кафедры. В начале первой мировой войны он арестован болг. оккупационными войсками и интернирован в Болгарию.

http://pravenc.ru/text/2565498.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ Дмитриевич Успенский (23.05.1888, с. Чернево Московского у. и губ. (ныне в черте г. Красногорска Московской обл.) - 4.07.1938, полигон Бутово, Московская обл.), сщмч. (пам. 21 июня, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи священника. После учебы в Перервинском ДУ поступил в 1904 г. в Московскую ДС, к-рую окончил в 1911 г. В 1911-1913 гг. был учителем в церковноприходской школе с. Каменка Богородского у. Московской губ. (ныне в черте г. Электроугли). 15 дек. 1913 г. рукоположен Можайским еп. Василием (Преображенским) во диакона, 20 дек.- во иерея к Троицкому храму с. Сапронова (ныне дер. Сафроново) Серпуховского у. Московской губ. на место ушедшего на покой тестя. В 1929 г. награжден наперсным крестом. В 1930 г. Троицкая ц. была закрыта, после чего П. был переведен священником в Воскресенскую ц. с. Васильева Коломенского р-на Московской обл. В 1932 г. была закрыта и васильевская Воскресенская ц. П. сменил за год неск. приходов Московской епархии. Он служил священником в Троицкой ц. с. Чашникова Солнечногорского р-на, затем в Космодамианской ц. с Болшева Мытищинского р-на, в храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в с. Царицыне (ныне в черте Москвы). В 1933 г. назначен священником храма во имя арх. Михаила с. Нехорошева Серпуховского р-на Московской обл., проживал в соседнем с. Съянове. 23 июня 1936 г., после того как власти закрыли храм в Нехорошеве, П. был назначен священником в храм Рождества Пресв. Богородицы с. Рудня (ныне дер. Рудне-Никитское) Куровского р-на Московской обл. Вскоре был закрыт и этот храм. П. вернулся в с. Сапроново, где проводил богослужения и исполнял требы в домах крестьян. 19 марта 1938 г. арестован, заключен в тюрьму в г. Кашире. П. были предъявлены обвинения в «контрреволюционной деятельности, провоцировании слухов о скором начале войны и падении Советской власти, распространении контрреволюционной клеветы, направленной к возбуждению недовольства против Советской власти». Отказался давать показания, на все вопросы следователя отвечал, что не признаёт себя виновным. 8 июня 1938 г. приговорен Особой тройкой УНКВД по Московской обл. к высшей мере наказания. После вынесения приговора переведен в Москву в Таганскую тюрьму. Расстрелян и похоронен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

http://pravenc.ru/text/2581865.html

[чеш. Beran] Йозеф (29.12. 1888, Пльзень, Чехия - 17.05.1969, Рим), кардинал, католич. архиеп. Праги, примас Богемии. Сын сельского учителя, закончил с отличием гимназию, после обучения в Коллегии пропаганды веры в Риме (1907-1911) был рукоположен во пресвитера (10 июня 1911). Защитил докт. дис. на богословском фак-те Карлова ун-та в Праге, где с 1928 г. начал академическую деятельность на фак-те пастырского богословия. С 1933 г. ректор пражской Высшей духовной семинарии. Во время фашистской оккупации Чехословакии за проповеди на чеш. языке и отпевание чеш. офицеров Б. был заключен в тюрьму Панкрац (6 мая 1942), оттуда депортирован в концентрационный лагерь в Терезин; в сент. 1942 г. переведен в Дахау; в мае 1945 г. освобожден вместе с др. узниками. В 1946 г. получил сан архиепископа Праги и стал примасом Богемии. С дек. 1946 по июнь 1949 г. по решению коммунистического правительства находился под домашним арестом за отказ заявить о своей лояльности и за осуждение нарушений религ. свобод и прав Церкви. С 19 июня 1949 по 7 марта 1951 г. фактически находился на положении заключенного в своей резиденции, а затем в мон-ре, был лишен возможности выполнять функции архиепископа и даже носить церковное облачение. Б. использовал это время для работы над книгой о св. Агнессе, основательнице первого жен. мон-ря в Праге. 3 окт. 1963 г. пресс-бюро Ватикана сообщило о его освобождении чеш. властями вместе с 4 др. епископами. Однако Б. не смог прибыть на первые сессии Ватиканского II Собора , несмотря на письма рим. понтификов Иоанна XXIII и Павла VI , обращенные к чеш. правительству. Переговоры зам. гос. секретаря (впосл. гос. секретаря) Ватикана А. Казароли с правительством Чехословакии о судьбе Б. увенчались успехом, и 19 февр. 1965 г. архиепископ Праги прибыл в Рим. 29 февр.1965 г. он был возведен в сан кардинала и 20 сент. 1965 г. выступил на последней сессии Собора. Исходя из личного опыта, он раскрыл тему религ. свободы, требуя свободы совести для всех людей Земли, а также выступил за освобождение священников и мирян, арестованных за веру. Приняв активное участие в работе 4-й сессии Собора, поддержал декларацию о религ. свободе «Dignitatis humanae» . В янв. 1969 г. Б. обратился по Ватиканскому радио к соотечественникам, призвав их к отказу от ненависти, согласию, труду, служению братьям ради процветания страны. Последние годы жизни провел в Риме. Похоронен в соборе св. Петра. В 1998 г. был начат процесс беатификации Б.

http://pravenc.ru/text/78108.html

Агапит (Вишневский), архиеп. Екатеринославский (Вишневский Антоний Иосифович; 16.07.1867, с. Выгов Овручского у. Волынской губ.- 1925 или 1926, г. Екатеринослав), архиеп. Екатеринославский и Мариупольский. Род. в семье диакона. По окончании Волынской ДС в 1888 г. служил псаломщиком Троицкой ц. с. Дидковичи Овручского у., а также учителем церковноприходской школы. 19 нояб. 1889 г. рукоположен во диакона, 21 нояб. 1889 г.- во пресвитера к церкви с. Бехи Овручского у. 29 мая 1891 г. овдовел. В 1892 г. поступил в КДА, к-рую окончил в 1896 г. со степенью канд. богословия. 10 авг. 1895 г. в Киево-Печерской лавре принял монашеский постриг. 2 окт. 1896 г. назначен инспектором Полтавской ДС, в июле 1898 г.- ректором Екатеринославской ДС с возведением в сан архимандрита. В Екатеринославе состоял также председателем Кирилло-Мефодиевского об-ва, Свято-Владимирского братства, епархиального миссионерского комитета и училищного совета, членом Палестинского Православного об-ва . 7 апр. 1902 г. в Исаакиевском соборе С.-Петербурга хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии, и назначен настоятелем киевского Златоверхого мон-ря . С 3 янв. 1908 г. епископ Чигиринский, первый викарий Киевской епархии, с 16 сент. 1908 г. епископ Владикавказский и Моздокский, с 4 окт. 1911 г.- Екатеринославский и Мариупольский. Член Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. 5 мая 1918 г. возведен в сан архиепископа. После захвата Киева петлюровцами в 1919 г. возглавил самочинный «Синод Украинской Православной Автокефальной Церкви», запретил поминовение за богослужением свт. Тихона (Белавина), Патриарха Московского, и митр. Киевского Антония (Храповицкого), за что был запрещен в служении Юго-Вост. ВЦУ под председательством митр. Киевского Антония. Оказавшись на территории, занятой Добровольческой армией, принес покаяние, впосл. вернулся к управлению Екатеринославской епархией. После установления на Украине советской власти был арестован, скончался в тюрьме от пыток, голода и тифа. На предложение подписать публичное отречение от Бога ответил: «Если скажете, что отрубите одну руку за другой, то и тогда я не подпишу отречения».

http://pravenc.ru/text/63142.html

Александр, епископ Костромской и Галичский (Кульчицкий Андрей) Родился около 1823 года в селе Камень Шляхетский Кобринского уезда Гродненской губернии в семье священника. Происходил из рода святителя Иннокентия (Кульчицкого; память 26 ноября/9 декабря). В 1847 году окончил Литовскую духовную семинарию. 26 сентября того же года рукоположен во священника к Кобринской Петропавловской церкви и назначен учителем и законоучителем городских училищ. 3 ноября 1852 года принял монашество. В 1853 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 14 мая 1857 года окончил курс академии со степенью кандидата богословия и в ноябре того же года, согласно прошению, зачислен в Пекинскую духовную миссию учителем славянского языка. С 9 марта 1866 года – инспектор Полоцкой духовной семинарии. 20 апреля 1869 года возведен в сан архимандрита. 18 августа 1871 года вызван на чреду священнослужения и проповеди в Санкт-Петербург. 17 ноября 1871 года назначен настоятелем посольской православной церкви в Риме. 12 марта 1878 года хиротонисан в Санкт-Петербурге во епископа Туркестанского. С 6 августа 1883 года – епископ Костромской и Галичский. Скончался 16 декабря 1888 года. Погребен в Костромском Ипатьевском монастыре в церкви праведного Лазаря. Епископ Александр – защитник православной веры и русского населения. Это был самоотверженный миссионер и большой благотворитель. Своим благонравием (уважением и обходительностью) утверждал любовь между людьми. В Туркестане он основал при озере Иссык-Куль мужской монастырь, о котором продолжал заботиться даже в Костроме. Литература: Путинцев М., протоиерей. Сказания о некоторых сибирских подвижниках благочестия. – М., 1889. – С. 4 (прим.). Мальцев А. П., протоиерей. Православные церкви и русские учреждения заграницею (Австро-Венгрия, Германия и Швеция): в 2 т. – Берлин, 1911. Костромской Ипатиевский монастырь. Очерк. – Кострома, 1913. – С. 44. Русский паломник. – 1889, 1. – С. 15. Православный собеседник. – Казань, 1901, март. – С. 340–342. – 1905, июнь. – С. 256.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Библиографический указатель 1 . Голубинский, Е. проф. История Русской Церкви, т. I. т. II. Изд. Импер. О-ва Истории и древн. Рос. Москва 1900, 1901, 1904 гг. 2 . Болотов, В. проф. Лекции по Истории Древней Церкви. СПБ. 1907 г. 3 . Голубинский, Е. проф. История канонизации святых в Русской церкви. Сергиев Посад. 1894 г. 4 . Добронравин, К. Очерк истории Русской церкви от начала христианства в России до настоящего времени. СПБ. 1860 г. 5 . Лавров, А. проф. Очерки истории русской церкви. Москва 1880 г. 6 . Макарий, Митрополит Московский. История Русской Церкви. 12 т. СПБ. 1868–83 г. 7 . Филарет, Митрополит Московский. Начертание Церковной Истории от библейских времен до XVIII в. изд. 5-ое. 1838 г. 8 . Николаевский, G. проф. Лекции по Русской Церковной Истории, чит. студ. СПБ. Дух. Академии в 1895–96 г. г. Литограф. издание. 9 . Лебедев, А. проф. Материалы для Истории Русской Церкви I и II т. Харьков 1862–63 гг. 10 . Макарий, Арх. Харьковский. История христианства в России до равноапостольного кн. Владимира, как введение в историю Русской Церкви. СПБ. 1846 г. 11 . Филарет, (Гумилевский) арх. Харьковский. История Русской церкви. 5 выпусков 1898 г. 12 . Платон, Митрополит Киевский. Краткая Церковная Российская История. Москва 1823 г. 2 тома. 13 . Муравьев, А. История Российской Церкви. СПБ. 1838 г. 14 . Смирнов. П. История Христианской Православной Церкви. СПБ; 1911 г. 15 . Доброклонский, А. проф. История Русской Церкви I–IV т. 16 . Василий, епископ Можайский. История Православной Христианской Церкви. Москва 1908 г. 17 . Барсов, Т. проф. Константинопольский патриарх и власть над Русскою Церковью. СПБ. 1878 г. 18 . Знаменский, П. Руководство к Русской Церковной Истории. Изд. 3. Казань 1888 г. 19 . Его же. Учебн. руководство по истории Русск. Церк. СПБ. 1896 г. 20 . Арсений, епископ. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Р. X. до 1898 г. СПБ. 1900 г. 21 . Малицкий, П. Руководство по Истории Русской церкви. СПБ. 1897 г. 22 . Робертсон, Д. История Христианской Церкви. СПб. 1890 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Богородицкое. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Первая деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери была построена на средства прихожан в 1773 году. По некоторым данным, в 1873 году Казанская церковь была вновь перестроена, но оставалась деревянной. Тогда церковь была приписной к Троицкой церкви с. Новочеркутина. Штат Троицкой церкви состоял из настоятеля, двух помощников и трёх псаломщиков. Настоятелем был священник Василий Борисович Покровский, помощниками – священники Михаил Павлович Благодаров и Александр Андреевич Львов. Церковным старостой был государственный крестьянин Барцев, с 1867 года. В 1893, 1911 гг. штат церкви состоял из священника, диакона и псаломщика. В 1893 году священником был Михаил Васильевич Покровский, 35 лет, рукоположен 9 мая 1883 года; диаконом – Иван Феодорович Лебедев, 35 лет, рукоположен 16 сентября 1890 года; псаломщиком – Михаил Петрович Покровский, 20 лет, из 2 класса Оренбургской семинарии, определён в 1890 году. Лишь в 1907 году на средства прихожан была возведена каменная Казанская церковь. Руинированное  состояние  храма  не позволяет  восстановить  его  объемно-пространственную  композицию  – колокольня  и  завершения  храма  утрачены. Сохранившийся  массивный  четверик  с полукружием  апсиды  и  прямоугольным объемом  декорированы  в  формах кирпичного стиля (многоступенчатый карниз с поребриком, декоративные пояса зубчиков и сухариков, филенчатые ниши, килевидные архивольты  наличников  оконных  проемов). Ризалиты,  акцентирующие  центральные части северного и южного фасадов храмовой части,  и  апсида  эффектно  подчеркнуты крупными  люкарнами  светового  барабана, оформленными  висячими  двойными полуколонками,  на  которые  опирается массивный  рустованный  килевидный архивольт. Здание  сооружено  в  стилевых  формах эклектики.  Состоит  на  охране  государства как  памятник  архитектуры  регионального значения. В наградных документах Тамбовской епархии за 1909 год вновь упоминается священник Михаил Покровский, 52 лет, награждён наперсным крестом. Последним священником был Покровский Александр Михайлович, 1888 г.р., уроженец и житель с. Богородицкое Добринского района. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 29.09.1937 г. по ст. 58-10 приговорён к 10 годам лишения свободы. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 19.03.1989 г.

http://sobory.ru/article/?object=17355

Варлаам, архиепископ Киевский, Галицкий и всея Малыя России, в схиме Василий (Вонатович) Образование получил в Киевской духовной академии, а монашеское пострижение принял в Тихвинском монастыре Новгородской епархии. Впоследствии он служил духовником при Новгородском архиепископе Феодосии (Яновском) и флотским иеромонахом. С 2 февраля 1719 года – архимандрит Тихвинского Успенского монастыря. 14 мая 1722 года хиротонисан во епископа Киевского с возведением в сан архиепископа. По доносу в Святейший Синод преосвященный Варлаам за отказ служить молебны по случаю коронования императрицы Анны Иоанновны 3 августа 1730 года был доставлен в Москву и 20 ноября 1730 года предан суду. По настоянию архиепископа Новгородского Феофана (Прокоповича) епископ Варлаам был лишен сана священства и простым монахом сослан пожизненно в Кирилло-Белозерский монастырь. Только через десять лет, с воцарением императрицы Елизаветы Петровны, он был возвращен из ссылки и восстановлен в сане, но по личной просьбе оставлен в Тихвинском монастыре на покое. В 1750 году принял схиму с именем Василия. Скончался 17 января 1751 года. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 4. – С. 1193. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича . – СПб., 1913. – С. 184–185. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1403. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев, 1888. – С. 202. Бередников Я. И. Историко-статистическое описание первоклассного Тихвинского Богородицкого большого мужского монастыря, состоящего в Новгородской епархии в городе Тихвине. – СПб., 1859. – С. 149–203. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 26. Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. – СПб., 1889. – С. 46. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 7, 64.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010