Помимо древней церковной истории Г. занимался изучением историко-канонических аспектов жизни католич. Церкви и Папского гос-ва в Новое время. В 1860 г. он опубликовал исследование о взаимоотношениях Рима и Франции со времени Французской революции (Der Kirchenstaat seit der französischen Revolution. Freiburg i. Br.). 28 нояб. 1868 г. папа Римский Пий IX назначил Г. консультантом подготовительной комиссии, занимавшейся организацией Ватиканского I Собора . После провозглашения на Соборе догмата о папской безошибочности (непогрешимости) в вопросах веры и морали Г. издал 2 произведения в защиту этого определения: «Anti-Janus» (против учения И. Й. фон Дёллингера ) и «Об «ошибочности» более 400 епископов» («Die Irrtümer» von mehr als vierhundert Bischöfen ). В кон. 70-х гг. Г. составил справочник по церковной истории (Handbuch der allgemeinen Kirchengeschichte. 1876-1880) и опубликовал работу о проблеме взаимоотношений католич. Церкви с христ. гос-вами ( Katholische Kirche und christlicher Staat ). 18 мая 1877 г. папа Пий IX назначил Г. прелатом папского двора. На тайной консистории 12 мая 1879 г. папой Львом XIII Г. был возведен в достоинство кардинала, 15 мая ему был присвоен титул кардинала-диакона рим. диаконии св. Николая (S. Nicolai in Carcere Tulliano). Г. входил в состав конгрегаций Собора, индекса, чрезвычайных церковных дел и образования. 9 июня 1879 г. назначен префектом Ватиканского секретного архива , сохранял эту должность до конца жизни. 9 июня 1887 г. назначен кардиналом-протектором рим. ин-та св. Марии. 1 июня 1888 г. Г. был пожалован новый титул - кардинала-диакона рим. диаконии св. Марии (S. Mariae in Via Lata). В 1887-1889 гг. Г. издал 8-й и 9-й тома «Истории Соборов» (Conciliengeschichte), продолжив труд, начатый нем. историком еп. К. Й. фон Гефеле . Погребен в храме цистерцианского аббатства Мерерау (близ г. Брегенца, Австрия). Соч.: Photius, Patriarch von Konstantinopel: sein Leben, seine Schriften und das griechische Schisma. Ratisbonae, 1867-1869. 3 Bde. Darmstadt, 1966 2 ; Monumenta Graeca ad Photium ejusque historiam pertinentia. Ratisbonae, 1869; Anti-Janus. Freiburg i. Br. , 1870; Die «Irrtümer» von mehr als vierhundert Bischöfen und ihr theol. Censor. Freiburg i. Br. , 1870; Handbuch der allgemeine Kirchengeschichte. Freiburg i. Br. , 1876-1880. 3 Bde; Katholische Kirche und christlicher Staat in ihrer gesch. Entwicklung und in Beziehung auf die Fragen der Gegenwart. Freiburg i. Br. , 1872, 1876 2 ; Conciliengeschichte. Freiburg, 1887-1890. Vol. 8-9.

http://pravenc.ru/text/164671.html

1164 Русаков М.Ф. (1891–1979). В 1911 г. окончил Тульскую ДС, в 1915 г. Пг историко-филологический и археологический институты, кандидат филологических наук. С 1944 г. эконом Московской Патриархии, с 1948 г. преподаватель древних языков в ЛДА. С 1967 г. профессор, секретарь Совета ЛДА и С. 1165 Козлов И.С. (1887–1971) – протоиерей. В 1920 г. окончил МДА, кандидат богословия. Занимался миссионерской деятельностью в Олонецкой епархии. С 1949 г. преподавал сектоведение, расколоведение, каноническое право в ЛДА, доцент. С 1956 г. профессор МДА. Скончался в Москве. 1166 Сергеенко A.A. (1902–1973) – протоиерей. В юности оказался в эмиграции. Закончил юридический факультет в Праге и Русский Богословский институт в Париже. С 1928 г. священник. Основатель Свято-Духовского скита под Парижем. В 1939 г. вступил добровольцем в санитарную часть французской армии. С 1945 г. перешёл в Московскую Патриархию, издавал журнал “Духовные беседы”, в 1947 г. – редактор “Вестника Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата”. В 1948 г. вернулся в СССР и стал преподавать догматическое, пастырское и нравственное богословие в ЛДА, с 1955 г. кандидат богословия. В 1958–1966 гг. приходской священник в Иваново, Горьком, Александрове, сотрудник Отдела Внешних церковных сношений. С 1966 г. преподаёт в МДА, с 1969 г. магистр богословия, профессор. Скончался в Москве. 1167 Сборовский К.А. (1883–1965). Окончил в 1908 г. СПбДА, в 1910 г. СПб Университет. Занимался преподавательской деятельностью в различных ВУЗах. С 1946 г. доцент ЛДА, преподавал основное богословие. С 1952 г. магистр богословия, секретарь Совета ЛДА и С. Выступал с лекциями в Великобритании и ФРГ. 1168 Вознесенский Д.Д. (1890–1970). В 1913 г. окончил СПбДА, кандидат богословия. До 1946 г. преподавал историю и географию в школах Ленинграда, С 1946 г. преподавал древние языки, историю Русской Церкви, библейскую историю и катехизис в ЛДА и С. 1169 Шишкин А.Ф. (1897–1965). Закончил Екатеринбуржскую ДС и историко-филологический факультет Пермского университета. Служил в Красной армии. Уклонился в обновленчество. После возвращения в Патриаршую церковь с 1944 г. председатель приходского совета Преображенского собора Ленинграда. В 1951 г. сдал экстерном экзамены за курс ДА, кандидат богословия, доцент. В 1947 г. секретарь экзарха Московской Патриархии в Чехословакии. С 1961 г. член ЦК Всемирного Совета Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шабатин И. Н., проф. История Балканских Церквей. Конспект для студентов IV курса МДА. Тр. – Сергеева Лавра, 1966. Шабатин И. Н., проф. (Никита Волнянский). Константинопольская Патриархия и Балканские славяне в 50–70-х гг. XIX В.//ЖМП. 1948. Шабатин И. Н., проф. Русско-Сербские церковные отношения//ЖМП. 1949. Якишч Д. Н., прот. Из церковной истории православных сербов конца XVII века. Переход православных сербов из Турции в Австро-Угрию в 1690 г. под руководством Печского Патриарха Арсения III Чарноевича. Прага, 1912. Якишч Д. Н., проф. Православная Сербская Церковь в XIX векеСб. «История Христианской Церкви в XIX веке», т II. СПб., 1901. На сербском языке Веселинович Райко, д-р. Историка Српске Православие Цркве са народном историком. Београд, 1966. Вукичевич М. Знаменита срби муслимани. Београд, 1906. Вукоманович А. Раскази о архииепископима Србским койи су били у Печи.//" Гласник српск. научи, друштва». 1859. Кнь. II. Греич Ристо. Српска Црква на историйской прекретници. Београд, 1969. Груич Р. Старине манастира Ораховице у Славонийи. Београд, 1939. Данила, арх. Животи кральева и архийепископа Српских. Београд, 1885. Даничич Г. Животи светога Симеона и светога Саве написаних Доментийа-ном. Београд, 1865. Димитриевич С. Прилози расправи «Односи Печких Патрийараха с Руским у XVII веку«//»Споменик српске кральевске Академийе». 1900. Кнь. 38. Доментийан, Пером. Живот светога Симеона и светога Саве. Београд, 1865. Драгович М. Прилози за историйу Црне Горе у време владика и разних племена. Београд, 1887. Дуркович-Иакшич Лйубомир, д-р. Први српски питомци богослови у Русийи (пре 100 година). Београд, 1945. Дучич Н. Историйа Српске Православие Цркве. Београд, 1894. Душан К. Петрович, проф. Историйа Сремске епархийе. Сремски Карловци, 1970. Илийевски Д. Смислата на некой отпори против автокефалийата Македон-ската Православна Црква. Скопйе, 1970. Иречек Сонет. Велики везир Мехмед Соколович и србски Патрийарси Макарийе и Антонине. Београд, 1959. Кашич Душан, д-р. Историйа Српске Православие Цркве са народном историйом. Београд, 1967.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

По своему смирению архипастырь редко печатал свои поучения, но охотно делился в печати своими впечатлениями из поездок по епархиям, и эти путевые его заметки и дневники свидетельствуют о живой наблюдательности и отзывчивости на все запросы и нужды его паствы. Несмотря на преклонный возраст и немощи телесные, объясняемые трудами и лишениями миссионерской жизни в Сибири, Преосвященный Дионисий до последних дней своей жизни неутомимо трудился во благо своей паствы. 15 мая 1891 года без возведения в сан архиепископа был награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Скончался 8 сентября 1896 года. Погребён на кладбище Покровского миссионерского монастыря. Труды Переводы с русского на якутский язык: Все книги Нового Завета, кроме Апокалипсиса. Псалтырь, Служебник, Бытие, Требник, Каноник, Часослов. Указание пути в Царствие Небесное». (Поучения митрополита Иннокентия Вениаминова »). Литература «Церк. Вед.» 1891, 20, стр. 170. 1892, 9, стр. 80 «Приб. к „ЦВ“» 1888, 4, стр. 88. 1891, 16–17, стр. 542–960. 1891, 37, стр. 1257. 1893, 8, стр. 327. 1896, 37, стр. 1343–1345. 1896, 46, стр. 17–17–1718. 1900, 14, стр. 575–584. 1900, 18, стр. 720–728. 1903, N9 50, стр. 1966 «Прав. Собес.» 1898, октябрь, стр. 378. 1901, январь, стр. 105. 1901, март, стр. 320–321 «Изв. Каз. Еп.» 1867, 20, стр. 545. 1869, 4, стр. 98. 1884, 2, стр. 33. 1887, 12, стр. 285 «Церковн. Вестн.» 1891, 14, стр. 222–223. 1891, 21, стр. 332. 1891, 29, стр. 449–450. 1891, 37, стр. 588. 1891, 39, стр. 621. 1891, 46, стр. 729 «Самар.Еп. Вед.» 1886, 9, оф. стр. 183–210; неоф. 185–208. 1886, 10, стр. 199–208 «Русск. Архив» 1910, 1, кн. 1, стр. 107 «Странник» 1872, т. 1, стр. 12. 1891, т. V. стр. 177 «Прав. Обозрен.» 1885, сент., стр. 193–201. 1886, май-июль, стр. 367–391, 409–416. 1870, январь, стр. 17–18 «Мисс. Обозрен.» 1904, сент., стр. 551 «Богосл. Вестн.» 1901, март, стр. 67 «Воскреси. День» 1890, 17. Статьи И.К. «Преосвящ. Дионисий, епископ Уфимский» «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на» 1894 г. стр. 50. 1896 г., стр. 48–49 «Список архиереев Иерархии Всерос.» СПб., 1896, 402, стр. 57 Барсуков И. «Памяти Дионисия, епископа Якутского и Вилюйского, а затем Уфимского и Мензелинского» (скончался 08.09.1896 г.) СПб., 1902 Булгаков стр. 1416–1417 т. I, стб. 747. т. II, стб. 2215 т. IV, стб. 1101. т. VIII, стб. 234–235 т. XVI, стб. 377–378 (труды). Igor Smolitsch 417 Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Присутствовавший при этом П. встал на колени перед сидевшим при алтаре митрополите и в знак смирения и уважения поцеловал его ноги. 27 июня 1977 г. П. принял на аудиенции митр. Мелитона как главу правосл. Синода и руководителя делегации К-польского Патриархата. В 1977 г. в связи с 80-летним юбилеем П. получил поздравительные телеграммы от патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) и председателя ОВЦС митр. Ювеналия (Пояркова) (ЖМП. 1977. 11. С. 5). Поддерживался диалог Римско-католической Церкви с зап. протестант. церквами. 23 марта 1966 г. П. встретился в Сикстинской капелле с англикан. архиепископом Кентерберийским А. М. Рамсеем. На следующий день в базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура была подписана и оглашена совместная декларация на лат. и англ. языках «Hac in Urbe Roma - In this City of Rome» (AAS. 1966. Vol. 58. P. 286-288). 11 лет спустя, 28-29 апр. 1977 г., П. принимал в Ватикане нового архиепископа Кентерберийского Д. Коггана, с к-рым также была подписана совместная декларация - «After Four Hundred Years» (AAS. 1977. Vol. 69. P. 283-289). Канонизации и беатификации За 15 лет понтификата П. совершил канонизации 86 святых, в т. ч. 3 групп мучеников (40 английских и уэльских мучеников XVI-XVII вв., 22 угандийских мучеников 1885-1887 гг. и 4 иерусалимских мучеников 1391 г.), подтвердил 2 уже существовавших культа и причислил к блаженным Римско-католической Церкви 66 чел., включая 2 группы мучеников. Впервые в истории католич. Церкви П. провозгласил учителями католич. Церкви (см. Doctor Ecclesiae) 2 св. женщин: Терезу Авильскую (27 сент. 1970) и Екатерину Сиенскую (4 окт. 1970). Сопротивление реформам П. Противостояние курсу на реформирование Римско-католической Церкви началось на II Ватиканском Соборе, когда таковой курс был только заявлен. Однако консервативно настроенные епископы, объединенные в Международное об-во отцов (Coetus Internationalis Patrum), оказались в меньшинстве. После того как 3 апр. 1969 г. была обнародована апостольская конституция «Missale Romanum», вводившая вместо традиционной лат.

http://pravenc.ru/text/2578533.html

121 Лихачёв Д. С. Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России. М., 1958. С. 8. 124 Лазарев В. Н. Новые памятники византийской живописи XIV века. 1. Высоцкий чин//ВВ. Т. IV. М., 1951. 126 Тренев Д. К. Серпуховский Высоцкий монастырь. М., 1902. С. 31–32. См. также: Лазарев В. Н. Византийская живопись. М., 1971. С. 357. 128 Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. М., 1966. Иллюстрации 273–275. 129 Лазарев В. Н. Новые памятники византийской живописи XIV века. С. 129. Примеч. 4. Это мнение разделяет и И. Дуйчев в статье “Центры византийско-славянского общения и сотрудничества”//ТОДРЛ. Т. XIX. С. 116. 130 Михельсон Т. Н. Живописный цикл Ферапонтова монастыря на тему Акафиста//ТОДРЛ. Т. XXII. М.–Л., 1966. С. 148. 131 Там же. С. 153. Примеч. (Здесь перечисляются древнерусские иконы со сценами Акафиста на клеймах). 133 Цит. по: Лебедев А. П. Очерки внутренней истории Византийско-восточной Церкви в IX, X и XI веках. М., 1902. С. 175. 135 Доброклонский А. П. Преподобный Феодор, исповедник и игумен Студийский. Ч. I. Одесса, 1913. С. 949. 136 Протоиерей Н. И. Флоринский. История богослужебных песнопений Православной Восточной Церкви. Киев, 1881. Изд. 2. С. 188. 142 Степенная книга. Т. I. Ст. 2. Гл. 2. С. 244. Цит. по: Терновский Ф. Изучение византийской истории. Вып. II. Киев, 1876. С. 37. 148 Терновский Ф. Указ. соч. С. 13. См. также: Буслаев Ф. Русская хрестоматия. М., 1898. С. 151; см. также о “Поучении о чашах тропарных”//Чаговец В. А. Преподобный Феодосий Печерский. Киев, 1901. С. 127–147. 150 Странствования Василия Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747 гг. Ч. III. СПб., 1887. С. 87. 151 Цит. по: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Т. II. Переписка. СПб., 1910. С. 914. Письмо архимандриту Антонину от 8 декабря 1862 г. 154 Мансветов И. Д. Церковный устав, его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885. С. 88. 155 Соколов И. И. Патриархия и храмы в Константинополе от второй половины XV века до настоящего времени. Пг., 1916. С. 39.

http://pravmir.ru/studiyskiy-monastyir-i...

Петр (Лосев Петр Леонтьевич), еп. Пермский и Соликамский Родился в 1833 году в семье причетника Рязанской епархии. В 1854 году окончил Рязанскую семинарию и определен пом. наставника в Рязанском Троицком сиротском училище. В 1856 г. – наставник Рязанского духовного училища. 15 мая 1857 г. рукоположен в сан иерея. Овдовел и в 1862 году поступил в Московскую духовную академию. В 1866 году окончил академию и 18 ноября того же года был назначен преподавателем Рязанской духовной семинарии. 22 апреля 1868 г. – инспектор Рязанской семинарии. 31 янв.1869 г. удостоен степени магистра богословия. 2 июля 1875 года – ректор Вологодской духовной семинарии. 19 июля 1875 г. возведен в сан протоиерея. 5 окт.1887 года уволен от должности ректора Вологодской семинарии. 10 окт.того же года пострижен в монашество и II октября возведен в сан архимандрита. I ноября 1887 года хиротонисан во епископа Сумского, вик. Харьковской епархии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. С 22 июля 1889 года – епископ Владикавказский и Моздокский. (В БЭС т.1, стб.519 и в БЭЛ m.III, стр.545, ошибочно указан год назначения на ВладиКавказскую епархию 1889-й, см. «Церк. Вед.» 1899 г., стр.300). С 3 мая 1891 г. – епископ Велико-Устюжский, вик. Пермской епархии. С 7 мая 1892 г. – епископ Пермский и Соликамский. В 1901году был вызван в Св.Синод для присутствия. Скончался 30 марта 1902 года. Отличался исключительной добротой. Труды: «Вифлеем». «Приб. к «ЦВ» 1868, 52, стр.1607. «Увещательная речь к Пермской пастве». «Приб. к «ЦВ» 1893, 50, стр.1799–1802. Литература: “Церк.Вед.” 1889, 32, стр.300. -“- 1891, 20, стр.169. -“- 1894, 20, стр.192. -“- 1901, 47, стр.379. «Приб. к «ЦВ» 1893, 50, стр.1799. -“- 1902, 14, стр.507–509. «Волог.Еп.Вед.» 1901, 6. «Новое Время» 9370. «Рус.Паломн.» 1889, 33, стр.398. «Церк.Вестн.» 1891, 21, стр.332. -“- 1891, 25, стр.394. -“- 1891, 46, стр.731. “Состав Св.Прав.Всер.Син· и Рос.Церк.Иерархии на 1894 год», стр.78–79. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, 504·, стр.78. Булгаков, стр. 1395, 1397, 1408, 1416. БЭС т.1, стб.519. БЭС m.II, стб.1795. БЭЛ т. III, ст,.545, 722. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Амвросий (Хелая Виссарион Засимович), Католикос-Патриарх всея Грузии и архиепископ Мцхетско-Тбилисский Родился 7/20 октября 1861 года. В 1885 году окончил Тбилисскую духовную семинарию. В 1887 году определен священником в Сочи. В 1892 году перемещен ключарем Сухумского кафедрального собора. В 1893 году овдовел. В 1897 году поступил в Казанскую Духовную Академию, которую окончил в 1901 году. I.II.1900, будучи студентом Академии, пострижен в монашество. В 1902 определен настоятелем Челишского монастыря (Имеретинской епархии) с возведением в сан архимандрита. С 1904 смотритель Усть-Медведицкого Духовного училища Донской епархии. С 1906 член Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы и настоятель Иоанно-Крестительской пустыни Грузинской епархии. В 1909 сослан в Троицкий монастырь Рязанской епархии с воспрещением священнослужения. 1910–1917 гг. – настоятель Старорусского монастыря Новгородской епархии. 15.X.1917 хиротонисан во епископа с наименованием Чкондидели и с возведением в сан митрополита. 1919 Сухумо-Абхазский митрополит. 7.ΙΧ·1921 Грузинским церковным собором избран в Католикоса – Патриарха всея Грузии с присвоением титула архп.Мцхето-Тбилисского. 14.Χ.1921 интронизован в Мцхетском соборе. С 12.I.1923 по 1927 устранен от управления Грузинским Патриархатом. Скончался 29.III.1927 года и похоронен в Тбилисском Сионском соборе. Труды: Помимо отдельных статей, помещенных в грузинских и русских периодических изданиях за 1887–1917 гг. иногда под псевдонимами «Самурзаканели», «Коренбедиели» и «Амбери», им напечатаны: «Челишский вариант обращения Грузии в христианство », вышедший отдельным изданием в 1911 году на грузинском языке. «Путешествие по Раче в Лечхуму» 1915–1917 гг.на грузинском языке. Перу Амвросия принадлежит ряд полемических статей в «Петербургских Ведомостях» за 1912–1917 гг. (с 1914 г.переименованных в «Петроградские Ведомости»); в Сухумском «Сотруднике Закавказской Миссии» за 1912–1913 годы; в Тбилисской газете «Закавказье» в 1913 году и в «Вестнике Грузинского Экзархата». В последнем он напечатал объемистую статью под названием: «По поводу статьи «Голос из Сухуми», вышедшую и отдельным оттиском. Тифлисс, 1906 год. Из напечатанных его трудов интересен «Дневник на 1909 г.», который он вел в Рязани. Литература: «Прав.Собес.» 1900, апрель, стр.477· ФКМ (рукописный фонд Католикоса Мелхиседека III). Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Надеюсь, книга будет полезна всем, кто неравнодушен к прошлому нашего Отечества. Хвала и благодарение Богу за все! Александр Петрович Дудников Биографическая справка Мария Павловна Долгорукова родилась 3 июня 1859 г. в княжеской семье Павла Павловича и Елены Ивановны Голицыных в их собственном имении Великая ТопальНовозыбковского уезда Черниговской губернии. Там прошли ее детские годы. 1 июня 1881 г. княжна вышла замуж за князя Долгорукова Н.Д. (1858-1899, предводитель дворянства сперва Новозыбковского уезда, а затем и всей Черниговской губернии). В браке родила 5-х детей: - Наталию (15.03.1882-29.01.1912. Умерла от эклампсии. Похоронена в с. Томашовке Уманского района Черкасской области, Украина ); - Елену (12.05.1884-15.02.1889. Причина смерти дифтерит. Похоронена рядом с церковью Трех Святителей Великих в Волынщине-Полуэктове Рузского района Московской области (бывшее имение князей Долгоруковых); - Павла (02.04.1887-22.12.1887. Заболел воспалением головного мозга. Похоронен (предположительно) в имении Великая Топаль); - Дмитрия (07.10.1888-1955.Прах его покоится на кладбище г. Кикинда, Сербия); - Владимира (26.08.1893-25.08.1966.Похоронен в некрополе Донского монастыря в Москве). 28 ноября 1897 г. у княгини случился выкидыш. С осени 1888 г. Мария Павловна состояла почетной попечительницей Новозыбковской женской гимназии, на строительство которой в марте 1889 г. пожертвовала 25 тыс. рублей, а также икону Св. Царицы Елены и Патриарха Иерусалимского Макария (Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня) с пожеланием ежегодного молитвенного поминовения ее дочери младенца Елены в стенах этого учебного учреждения. Одновременно состояла попечительницей Великотопальской, Малотопальской и Рубежанской народных земских школ. В декабре 1896 г. вместе с мужем переехала в г. Чернигов, где занимала должность председателя Общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам городской женской гимназии. Являлась почетной почечительницей этой гимназии и членом Черниговского общества последователей гомеопатии.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/16/knyagi...

Э. 1) Феофан Грек//Казан. музейн. вестн., 1922, 1, с. 5–6; 2) Феофан Грек: (Очерк из истории древнерусской живописи)//О древнерусском искусстве. М., 1966, с. 78–82; Письмо Епифания к другу своему Кириллу/Пер. с др.-рус. и ком. А. И. Некрасова//Мастера искусства об искусстве. Т. 4. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. М.; Л., 1937, с. 15–18; Епифаний Премудрый : Перевод с др.-рус. И. Г. Добродомова/Сост., предисл. и примеч. Н. К. Голейзовского//Мастера искусства об искусстве. Т. 6. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. М., 1969, с. 26–30; Строков А., Богусевич В. Новгород Великий. Л., 1939, с. 108–110; Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961, с. 113–114; Послание Епифания Кириллу Тверскому/Подг. текста, пер. на соврем. рус. яз. и ком. О. А. Белобровой//Изборник: (Сборник произведений литературы Древней Руси). М., 1969, с. 398–403, 750–751; Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего, игумена Сергиа чюдотворца. Списано бысть от Премудрейшаго Епифаниа/Подг. текста и ком. Д. М. Буланина, пер. на соврем. рус. яз. М. Ф. Антоновой и Д. М. Буланина//ПЛДР. XIV – сер. XV в. М., 1981, с. 256–429, 570–579; Выписано из послания иеромонаха Епифания, писавшаго к некоему другу своему Кириллу/Подг. текста, пер. на соврем. рус. яз. и ком. О. А. Белобровой//Там же, с. 444–447, 581–582. Лит.: Филарет. Обзор. Харьков, 1859, с. 119–120; Ключевский В. О. 1) Образцовые писатели русских житий в XV в. – ПО, 1870, 8, с. 188–208; 2) Древнерусские жития, с. 88–132, 247, 351; Арсений и Иларий. Описание славянских рук. б-ки Св.-Троиц. Сергиевой лавры. М., 1878, ч. 1, с. 36–37: Барсуков. Источники агиографии, стб. 511–521, 544–548; Леонид [Кавелин]. Сведение о славянских рукописях, поступивших из книгохранилища Св. Троице-Сергиевой лавры в библиотеку Троицкой духовной семинарии в 1747 г. М., 1887, вып. 1, с. 22, 49, 75; М., 1887, вып. 2, с. 40, 41, 105; Белокуров С. А. Преподобный Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра в русской литературе. М., 1892; Зелинский И.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010