Февраля 4 (17) Преподобномученица Рафаила (Вишнякова) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Преподобномученица Рафаила родилась в 1887 году в деревне Вилятово Новогрудского уезда Минской губернии в семье крестьянина Архипа Вишнякова и в крещении была названа Мариной. Когда ей исполнилось девятнадцать лет, Марина поступила в женский монастырь в Гродненской губернии; во время Первой мировой войны монастырь был эвакуирован в глубь России и она поселилась в Спасо-Влахернском монастыре Московской губернии. Неизвестно, когда она приняла монашеский постриг, но уже во времена гонений при советской власти она была пострижена в схиму с именем Рафаила. Определенного места жительства она не имела, живя понедолгу у верующих и у монахинь. 21 января 1938 года схимонахиня Рафаила была арестована вместе с большой группой монахов Троице-Сергиевой Лавры и верующих и заключена в Бутырскую тюрьму в Москве. В тот же день следователь допросил схимонахиню. Первое, что интересовало следователя, это – где и на какие средства она живет, на что схимонахиня Рафаила ответила, что определенного места жительства не имеет и живет на пожертвования. Следователь потребовал рассказать, у кого она останавливалась, живя в Москве, но на это схимонахиня ответила, что на этот вопрос отвечать не будет. То, что она схимонахиня, следователю казалось достаточным преступлением, и он даже ее не спросил, признает ли она себя виновной в антисоветской деятельности, а при аресте сотрудники НКВД, сфотографировав ее в схимническом облачении, сочли это существенной уликой, подтверждающей эту преступную деятельность. Вызванные для допроса дежурные свидетели показали, что схимонахиня Рафаила враждебно настроена против советской власти, что она все время посещает святые места и проводит большую антисоветскую деятельность, что схимонахиня говорила, что это Бог, наказывая за грехи народа, послал нам безбожную власть, но Он смилуется, будет война, огнем очистится эта власть антихристова; свидетели показали также, что схимонахиня занимается предсказаниями, доказывая неизбежную гибель советской власти. Схимонахиня Рафаила «проживает нелегально без паспорта, ходит по московским церквям… распространяет… слухи… о якобы существующем в СССР гонении на религию, духовенство, монахов, верующих. Так, она в церкви Знамения у Крестовской Заставы говорила, что советская власть – это власть антихриста, устраивает гонение на религию, ломает святыни, а духовенство и монахов невинно арестовывает и высылает в отдаленные места России, где их подвергают пыткам». Во время голосования в Верховный Совет она своим почитателям говорила: «Не ходите голосовать за антихристов, которые только и знают, что разрушать православную веру».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Недельное) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы — храм в селе Недельном Малоярославецкого района Калужской области. Содержание История [ править править код ] Впервые о местной деревянной церкви 1627—1628 годов постройки упоминается в писцовых книгах Оболенского уезда. С 1684 года она принадлежала Новодевичьему монастырю и не раз впоследствии подвергалась ремонту. Каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена в 1804 году прихожанами. Главный придел был освящён в честь Покрова Пресвятой Богородицы, правый — в честь Святого Николая, левый — в честь Святых мучеников Фрола и Лавра. Церковь имела колокольню, была обнесена оградою с двумя одноэтажными башнями, которые находились с восточной стороны. В одной башне находилась свечная лавка, в другой — церковная библиотека. В 1848 году число башен было доведено до четырёх: были возведены две башни с западной стороны. В 1887 году была возведена часовня в честь коронования Императора Александра Александровича и Императрицы Марии Фёдоровны. Священники церкви, кроме церковных обязанностей, преподавали в церковно-приходских и земских школах с. Недельное, в д. Григорьевской и д. Новой. Церковный староста Федор Иванович Глазунов, использовав свои средства, позолотил кресты, иконостас, расписал живописью главный престол, возвёл новую ограду с двумя башнями. За свои благодеяния на пользу церкви он в 1908 году был награждён медалью. 20 января 1932 года священник храма Василий Чугаев был приговорён к 3 годам исправительно-трудовых лагерей. Однако службы в храме не были приостановлены. 4 июля 1938 года по приговору тройки УНКВД Московской области был расстрелян последний довоенный настоятель храма — священник Иоанн Лебедев, и с того времени храм стал недействующим (по другим данным, с 1930 года. В его здании был устроен склад под зерно (по другим данным, под склад запасных частей. Несколько десятилетий без ремонта и обветшание привели к медленному разрушению церкви. К середине 1990-х годов храм порос деревьями и травой, полностью обсыпалась штукатурка.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Покрова_П...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Михаил Московский (Новоселов), мч. - житие Михаил Александрович Новосёлов (1 июля (13 июля) 1864, село Бабье Домославской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии — 17 января 1938, Вологда) — российский богослов, духовный писатель. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000 году. Родился в дворянской семье. Отец — Александр Григорьевич (1834—1887), сын священника села Заборовье Вышневолоцкого уезда Тверской губернии Григория Алексеевича Новосёлова. Окончил Санкт-Петербургский университет, был директором тульской, а затем 4-й московской классической гимназии. Мать — Капитолина Михайловна, урождённая Зашигранская, дочь священника Михаила Васильевича Зашигранского. Окончил 4-ю Московскую гимназию с золотой медалью (1882 год) и историко-филологический факультет Московского университета (1886 год). В молодости был увлечён идеями Л. Н. Толстого, был активным толстовцем, находился в переписке с Толстым. В конце 1887 года был арестован за издание брошюры Толстого «Николай Палкин», но после заступничества Толстого в феврале 1888 года освобождён под гласный надзор полиции с запрещением проживать в столицах. Получив наследство после смерти отца, в 1888 году основал в селе Дугино Тверской губернии «толстовскую» земледельческую общину, которая просуществовала два года из-за того, что её участникам-интеллигентам было трудно и непривычно заниматься физической работой. Однако в 1892 году пересмотрел свои взгляды, став приверженцем православной церкви. Автор «Открытого письма» Толстому, в котором, в частности, говорилось: Служить вы хотите не Господу, Которого знает и признает вселенское христианство… а какому-то неведомому безличному началу, столь чуждому душе человеческой, что она не может прибегать к нему ни в скорбные, ни в радостные минуты бытия своего. Был близок к протоиерею Иоанну Кронштадтскому, к старцам Оптиной и Зосимовой пустыней. Автор работ на церковные темы, публиковался в «Миссионерском обозрении» и «Церковных ведомостях». Участвовал в Религиозно-философских собраниях 1901—1903 годов. В 1902—1917 годах был издателем «Религиозно-философской библиотеки» (РФБ), в которой публиковались многие известные российские православные мыслители (многие из книг серии были написаны самим Новосёловым или при его участии). Серия вначале издавалась в Вышнем Волочке, а затем в Москве и в Сергиевом Посаде. Всего вышло 39 выпусков РФБ; около 20 отдельных непронумерованных книг и более 80 «Листков РФБ» (изданий, в которых публиковались труды святых отцов и религиозные размышления выдающихся русских писателей и учёных).

http://pravicon.com/info-2966

Храм Сретения Господня (Старопышминск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Сретения Господня в поселке Старопышминск возведен в 1887 году. Здание храма каменное, в основной части восьмиугольное, с полукруглым алтарём. С запада находятся трапезная и широкий притвор, в центре которого возвышается колокольня. Содержание История [ править править код ] История Прихода в Пышминском заводе (ныне поселок Старопышминск) начинается с 1809 года, когда 17 марта, по благословению епископа Пермского Иустина протоиерей Карпинский произвел закладку церкви. Стены и колокольня церкви возводились из дерева. 9 февраля 1810 года новая церковь Пышминского завода была освящена в честь Сретения Господня отцом благочинным Иоанном Поповым. В 1828 году Сретенская церковь Пышминского завода представляла из себя деревянное здание, отштукатуренное внутри и снаружи. Храм отапливался. В 1882 году жители начали постройку нового каменного храма. 2 мая 1882 года благочинный отец Василий Луканин произвёл закладку нового здания. 5 июля 1887 года новый храм был освящен Екатеринбургским епископом Нафанаилом в честь Сретения Господня. Деревянную церковь не разбирали. Она осталась приписной. После 1917 года деревянная Сретенская церковь просуществовала до закрытия в 1938 году. Позднее она сгорела. Каменный храм Пышминского завода был открыт до 1941 года. Весной 1941 года Березовский районный совет возбудил ходатайство перед Свердловским облисполкомом о закрытии Сретенской церкви. По этому вопросу в поселке организовывались собрания жителей. 7 марта 1941 года Свердловский облисполком решением удовлетворил ходатайство Пышминского сельсовета о закрытии церкви. Здание передали под пионерский клуб. Сретенская церковь долгие годы стояла без крестов, куполов, с разбитыми окнами… В конце 80-х годов прошлого столетия храм был возвращен верующим. Церковь восстанавливали по старым фотографиям. Люди несли в храм иконы – так было собрано очень много старинных икон. Тогда же начали регулярно совершаться богослужения. Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Сретения_...

ВОЛОГОДСКОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ ИНТЕРВЬЮ С ЕПИСКОПОМ МАКСИМИЛИАНОМ. ЧАСТЬ 2. Епископ Максимилиан прикладывается к мощам преп. Кирилла Белозерского - Владыка, в списке новомучеников, канонизированных на Архиерейском Соборе, есть и новомученики вологодские. Расскажите о них, пожалуйста. Из Вологодской епархии на этом Соборе канонизировано 14 человек - архиереи, священники, которые пострадали за Христа. Первым пострадал епископ Варсонофий с монахиней Серафимой. Это был кирилловский викарный епископ, мать Серафима - последняя игумения Ферапонтова монастыря. Они были расстреляны практически без суда и следствия в 1918 году, 15 сентября, были близ города Кириллова, недалеко от Кирило-Белозерского монастыря у горы Золотухи. Мы пытались найти мощи, но пока безуспешно. Мы планируем продолжить поиски в сентябре. Епископ Варсонофий канонизирован для общецерковного почитания, а остальные прославлены как местночтимые святые. Я думаю, что их прославление послужит к увеличению духовной ревности вологжан, и они будут чаще прибегать к молитве этим святым, а святые, в свою очередь, станут новыми предстателями за Вологодчину перед престолом Вседержителя. На Архиерейском Соборе в сонме новомучеников и исповедников Российских от Вологодской епархии канонизированы: архиепископ Великоустюжский Алексий (Бельковский; 1842-1937) епископ Вельский Николай (Караулов; 1871-1932) епископ Кирилловский Варсонофий (Лебедев; 1871-1918) игумения Серафима (Сулимова; 1858-1918) протоиерей Константин Богословский (1871-1937) протоиерей Сергий Рохлецов (1876-1938) священник Иоанн Иванов (1864-1918) священник Прокопий Попов († 1918) монах Никифор (Югов; † 1918) Филипп Марышев (1864-1918) Анатолий Барашков (1870-1918) Михаил Трубников (1855-1918) Николай Бурлаков (1889-1918) Нина Кузнецова (1887-1938) - Видимо, пришлось проделать большую работу, чтобы собрать материалы для канонизации? Да, мы старались все основательно подготовить, но не всегда наши материалы сразу проходили в Комиссии по канонизации: там требования довольно высокие. И приходилось еще согласовывать каждый материал с ФСБ, потому что именно оттуда мы получали все дела новомучеников. Работникам ФСБ известны законы, регламентирующие правила публикации архивных материалов. - Владыка, как сейчас протекает жизнь в Вологодской епархии, как обстоит в монастырях, какие проблемы возникают?

http://pravoslavie.ru/guest/maximilian2....

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) епископ Вениамин (Милов) Вениамин (Милов) ( в миру Виктор Дмитриевич Милов; 1887-1955) — епископ Саратовский и Балашовский, богослов, духовный писатель. Не раз в советские времена подвергался гонениям. Родился в семье священника. Не окончил Казанскую Духовную Академию из-за Гражданской войны. Окончил Московскую — уже на нелегельном положении (обучение велось подпольно). В 20 г. принимает постриг, в 23 —  архимандрит, наместник Покровского монастыря в Москве. Известен как духовник и проповедник. 28 октября 1929 года был арестован, обвинён в нелегальном преподавании детям Закона Божия, 23 ноября того же года приговорён к трём годам лишения свободы, находился в лагере в районе Медвежьегорска. В 1932—1938 — внештатный священник в церкви великомученика Никиты во Владимире, в храме исполнял обязанности псаломщика, а литургию служил тайно на дому. 15 июня 1938 был вновь арестован, обвинён в антисоветской агитации и в членстве в контрреволюционной организации, под пытками был вынужден признать вину. 31 июля 1939 приговорён к восьми годам лишения свободы, находился в заключении в Устьвымлаге. 15 июня 1946 года освобождён, с июля 1946 жил в братстве Троице-Сергиевой лавры. С 1946 — преподаватель, с 1947 — доцент, в 1948—1949 — профессор по кафедре патрологии и инспектор Московской духовной академии. Также преподавал апологетику, пастырское богословие, догматику и литургику, много проповедовал. Защитил магистерскую диссертацию, подготовленную им ещё до ареста. 10 февраля 1949 был арестован в последний раз, обвинён в участии в антисоветской организации (п материалам ещё довоенного дела). 15 апреля 1949 выслан на поселение в Казахстан. Первоначально работал сторожем в колхозе в районе города Джамбул, затем получил разрешение поселиться в этом городе, где был священником Успенской церкви. В 1954 году освобождён из ссылки и назначен настоятелем Ильинской церкви в Серпухове. С 4 февраля 1955 года — епископ Саратовский и Балашовский. Несмотря на тяжёлую болезнь, часто служил и проповедовал, пользовался большой популярностью среди прихожан.

http://pravbiblioteka.ru/book_author/ven...

Витебская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенский собор, Витебск Витебская область (белор. вобласць) — область на севере Белоруссии. Население 1 193 587 человек (на 1 января 2016 года). Административный центр — город Витебск . Образована 15 января 1938 года. Содержание Православие в Витебской области [ править править код ] История [ править править код ] О древности Православия на земле Витебщины свидетельствуют многие исторические и археологические факты. По местной Витебской летописи, уже в середине X века святой равноапостольной княгиней Ольгой были построены первые православные храмы города. В сентябре 1839 года епископская кафедра переведена в Витебск, и размещалась при Свято-Николаевском кафедральном соборе, который находился на нынешней площади Свободы. В XIX веке в Витебске складываются богатые традиции духовного образования: в 1810 году начинает работать мужское Духовное училище, в 1856 году из Полоцка в Витебск переводится Духовная Семинария, в 1864 году открывается женское Духовное училище. В 1887 году было создано Витебское Епархиальное Братство во имя святого равноапостольного великого князя Владимира. Почетным членом этого Братства был святой праведный Иоанн Кронштадтский , посетивший Витебск в 1906 году. В Архиерейском доме в 1893 году при Свято-Николаевском кафедральном соборе на средства Братства было открыто Витебское церковно-археологическое древлехранилище. В число членов-учредителей входил знаменитый краевед А.П.Сапунов. В целом, на конец XIX-haчaлo XX веков, жизнь епархии была на высоком духовном подъеме, о чем свидетельствует количество церквей в Витебске — 32. К сожалению, в период богоборческой власти многое безвозвратно утрачено: с 1917 по 1937 годы закрыты или разрушены все храмы города, многие из которых были выдающимися памятниками архитектуры, такие как Свято-Благовещенская церковь XII в., Свято-Успенский кафедральный собор, Свято-Воскресенская церковь, Свято-Николаевский кафедральный собор, Собор Петра и Павла и другие. В 1942 году Собор епископов Белорусской Православной Церкви принял решение о восстановлении шести древнейших епархий, в том числе Витебской, и назначении архимандрита Афанасия (Мартоса) епископом Витебским и Полоцким. Во время Великой Отечественной войны некоторые сохранившиеся храмы были открыты, в частности, Свято-Покровская церковь Витебска, где с августа 1941 года по 22 октября 1943 года находились мощи преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. После Великой Отечественной войны продолжались гонения на Церковь, в результате чего к концу 60-х годов уничтожается последнее, что сохранилось из храмов города: в 1961 году взорваны Свято-Благовещенская церковь, Свято-Николаевский кафедральный собор. Духовная жизнь сосредоточилась в одном сохранившемся храме города — Свято-Казанской церкви Свято-Троицкого Маркова монастыря (основанного в XIV веке), территория которого была полностью застроена промышленными зданиями.

http://azbyka.ru/palomnik/Витебская_обла...

Никитская церковь (Владимир) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Никитская церковь города Владимира — храм, построенный в 1760-х годах владимирским купцом Семёном Лазаревым. Храм послужил образцом для Троице-Тихвинского храма, возведенного в подмосковном городе Дмитрове. Памятник архитектуры XVIII века. В 1938 году храм был закрыт для богослужений, в его стенах разместилась Владимирская экспериментальная научно-реставрационная производственная мастерская («Владимир-реставрация»). В августе 2015 года его вернули Владимирской Епархии и он вновь стал действующим. Содержание История [ править править код ] История храма берет начало в глубокой древности. Первое упоминание о церкви связано с именем игумена Космо-Дамиановского монастыря Арсения, который, пренебрегая опасностью, на третий день после убийства князя Андрея Боголюбского первым явился в княжеские палаты и совершил отпевание убиенного князя. По-видимому, в память о монастыре, ранее располагавшемся на месте Никитской церкви, нижний престол храма освящен в честь святых великомучеников и бессребреников Космы и Дамиана. Со временем монашеская жизнь в обители оскудела, и уже в XVII веке упоминаний о монастыре не встречается. В 1762 году владимирский купец Семен Андреевич Лазарев начал строительство трехэтажного храма с тремя престолами. В 1765 году глава Владимирской епархии епископ Павел освятил новую церковь, с того времени получившую название Никитской. В 1849 году к храму были пристроены боковые приделы. Эти пристройки делали неудобными и верхнюю и нижнюю части храма, ибо ни в ту, ни в другую не поступало достаточно света. В 1869 году при деятельном участии прихожанина храма архитектора Н. А. Артлебена в нижней части пристроек были пробиты окна, приделы разделены на два этажа, а третий этаж объединен со вторым. На первом этаже были устроены приделы: слева — в честь святого великомученика Никиты (перенесен с третьего этажа), а справа — в честь святых апостолов Петра и Павла. В 1887 году на средства прихожанина П. А. Козлова был устроен придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы (на втором этаже).

http://azbyka.ru/palomnik/Никитская_церк...

священномученик Игнатий (Садковский) (21.10.1887–09.02.1938) Нравственно-аскетические труды священномученик Игнатий (Садковский) Епископ Скопинский, викарий Рязанской епархии. В годы гонений на Церковь неоднократно подвергался арестам и ссылкам. Детство В миру Сергей Сергеевич Садковский. Родился в семье протоиерея Сергея Максимовича Садковского, настоятеля храма Софии Премудрости Божией на Софийке у Пушечного двора. В семье было ещё семеро детей. С раннего детства его сердце воспылало любовью ко Господу, что проявлялось в его стремлении к молитве, богослужению, желанию общения с духовными лицами. Под руководством своего отца семилетний Сергей начал проходить различные церковные послушания. Образование В 1901 году окончил Заиконоспасское духовное училище в Москве, в 1907 году — Московскую духовную семинарию и принят в Московскую духовную академию. В 1910 году был пострижен в монашество, в 1911 году рукоположен во иеродиакона, затем — во иеромонаха. в 1911 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы: «Преосвященный Игнатий Брянчанинов и его аскетическое мировоззрение»). С 7 августа 1911 — преподаватель Томской духовной семинарии. С 25 октября 1911 — помощником библиотекаря Московской духовной академии. Продолжал заниматься научными исследованиями о святителе Игнатии (Брянчанинове). Иеромонах Зосимовой пустыни[править править код] Иеродиакон Игнатий тянулся к уединённой подвижнической жизни, примером которой для него была Смоленская Зосимова пустынь со своими старцами: духовным наставником молодого монаха был старец-затворник иеросхимонах Алексий (Соловьёв). Желая всего себя предать духовному совершенствованию, отец Игнатий оставил работу в академической библиотеке, чтобы навсегда, как он думал, поселиться в Зосимовой пустыни. Позднее был духовником братии гробовым иеромонахом у мощей святого благоверного князя Даниила Московского Свято-Данилова монастыря под началом его настоятеля, епископа Феодора (Поздеевского), бывшего ректора Московской духовной академии. Епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Sadkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРФА Прмц. Марфа Коврова. Икона. Нач. XXI в. Иконописная мастерская Е. Ильинской Прмц. Марфа Коврова. Икона. Нач. XXI в. Иконописная мастерская Е. Ильинской Степановна Коврова (1887, дер. Галыгино Егорьевского у. Рязанской губ.- 16.03.1938, полигон Бутово Московской обл.), прмц. (пам. 3 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), послушница. Из крестьянской семьи. Образование получила в сельской школе. В 1913 г. поступила послушницей в Александро-Мариинский женский монастырь близ г. Егорьевска Рязанской губ. и подвизалась там 8 лет, до закрытия обители. В 1921 г. М. поселилась в с. Ильмяни Егорьевского у. и стала помощницей при Покровской ц. Весной 1931 г. М. была арестована вместе с монахинями и послушницами Александро-Мариинского мон-ря, проживавшими в том же селе, и заключена в рязанскую тюрьму. В антиколхозной агитации виновной себя не признала, утверждая, что с крестьянами она в разговоры о колхозах не вступала и посещала только сестру. 10 июня 1931 г. Особая тройка при Полномочном представительстве ОГПУ в Московской обл. постановила выслать М. в Казахстан на 5 лет. В 1936 г. М. вернулась из ссылки в с. Ильмяни и работала сторожем при храме, помогая священнику. 28 февр. 1938 г., вскоре после ареста священника, М. была также заключена в егорьевскую тюрьму. Отвечая на вопросы следователя, она сказала, что недовольна мероприятиями советской власти, связанными с арестами священников и гонениями на Церковь, но с антисоветскими разговорами она по деревням не ходила, «разговоры если и вели, то только в церковной сторожке». 9 марта 1938 г. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. М. была приговорена к расстрелу и перевезена в Таганскую тюрьму в Москве. Расстреляна 16 марта 1938 г. и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Имя М. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2006 г.

http://pravenc.ru/text/2562494.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010