А.М. Смулов Введение Начиная с конца XX в. и в начале XXI в., после очередной смены государственного уклада в России, началось возрождение Русской Православной Церкви и одной из главных задач ее деятельности – миссионерства. Современная ситуация в «новой России», после десятилетий атеистических попыток уничтожения Церкви, ее архиереев, священно- и церковно-служителей, миссионеров, верующих людей и членов их семей, настоятельно требует «второй христианизации». По ряду оценок, общее число, в разной степени, пострадавших именно «за веру» в период 1917–1966 гг. может быть охарактеризовано величиной в несколько сотен тысяч человек – людей, которые были мучениками, исповедниками, истинными носителями православной веры. Так, д.истор.н. Шкаровский М.В. в своей работе с. 235] отмечает, со ссылкой на бывшего высокопоставленного чиновника КПСС Яковлева А.Н. 1 с. 94–95], что только в 1937–1938 гг. по «церковным делам» было подвержено репрессиям 165 тыс. чел., из которых 107 тыс. чел. были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу, и приговоры были приведены в исполнение. По оценочным данным статистики (социальных опросов) в настоящее время к Православию причисляют себя от 65 до 85 процентов населения страны. Вместе с тем оценки доли людей воцерковленных, знающих свою веру и живущих в церковных Таинствах, определяются в целом ряде исследований в 2–4, редко в 8–10 процентов. Для исправления создавшегося ущербного положения: наличия «веры без ее знания» и даже «веры без веры», в 1994 г. состоялось Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О православной миссии в современном мире» После соборного уточнения позиции РПЦ в отношении ее миссионерской деятельности, на Архиерейских Соборах 1997, 2000 и 2004 гг., была проработана и в 2007 г. утверждена Св Синодом, в окончательной редакции, «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (далее – Концепция), установившая основы миссиионерского служения православными христианами, указавшая «стратегические направления миссионерского служения Православной Церкви на нынешнем историческом этапе» и призванная «помочь миссионерам всех уровней в более эффективной организации их деятельности»

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

В.В. Виноградов Список основных источников и условные обозначения принятых сокращений Список основных источников и условные обозначения принятых сокращений 429 I. Художественная литература, фольклор, критика. Памятники древнерусской и старой русской письменности. Архивные материалы и сборники документов. Мемуары. Дневники. Письма Аввакум – Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения/Под ред. Н. К. Гудзия. – М., 1934. Авторский вечер – Авторский вечер. Странный случай с моим дядею. – СПб., 1835. Аксаков И. – Аксаков И. С. Соч. Т. 1–7. – М., 1886–1887. Аксаков С. – Аксаков С. Т. Собр. соч. Т.1–6. – М., 1895–1896. Аксаков С. Т. Собр. соч. Т.1–5. – М., 1966. Акты Археогр. экспедиции – Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедициею Имп. АН. Т. 1–4, – СПб., 1836 Амфитеатров, Восьмидесятники – Амфитеатров А. В. Восьмидесятники. Ч. 1–2. – 3-е изд. –СПб., 1911. Амфитеатров, Издали – Амфитеатров А. В. Издали. Наброски эмигранта. – М., 1908. Антонович – Антонович М. А. Избранные статьи. Философия. Критика. Полемика. – Л., 1938. Антонович, Елисеев – Антонович М. А, Елисеев Г. 3. Шестидесятые годы. Воспоминания. М.; Л., 1933. Арнольд Ю. – Арнольд Ю. Воспоминания. Вып. 1–3. – М., 1892–1893. Арнольди – Арнольди Н. Василиса. – Берлин, 1879. Артаксерксово действо – Артаксерксово действо: Первая пьеса русского театра XVII в./Подготовка текста, статья и комментарии И. М. Кудрявцева. – М.; Л., 1957. Архив братьев Тургеневых – Архив братьев Тургеневых. – Вып. 1–6. – Пг., 1911–1921. Вып. 6: Переписка А. И. Тургенева с кн. П. А. Вяземским. Т. 1: 1814–1833. – Пг., 1921]. Архит архив – Архитектурный архив. Т. 1. – М., 1946. Арцыбашев – Арцыбашев М. Рассказы. Т. 1. – 3-е изд. – СПб., 1908. Афанасьев – Афанасьев А. С. (Чужбинский). Собр. соч. Т. 1–9. – СПб., 1890–1892. Баранов – Баранов К . Н. Ночь на Рождество Христово. Русская повесть XIX ст. Ч. 1–3 –М., 1834. Баратынский – Баратынский Е. А. Полн. собр. стихотворений. – Л., 1957.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГУССЕРЛЬ [нем. Husserl] Эдмунд (8.04.1859, Просниц (совр. Простеёв, Чехия) - 27.04.1938, Фрайбург-им-Брайсгау, Германия), нем. философ, основатель феноменологии как философского направления. Род. и вырос в индифферентной к религии евр. семье. Окончил начальную школу в Проснице, а затем нем. гимназию в Ольмюце (совр. Оломоуц, Чехия). С 1876 по 1878 г. в Лейпцигском ун-те Г. изучал астрономию, математику, физику, затем математику - в Берлине под рук. К. Вейерштрасса и в 1881-1882 гг.- в Вене, где защитил дис. «К теории вариационного исчисления». Встреча и дружба с философом Т. Г. Масариком (впосл. первый президент Чехословакии) сыграла решающую роль в судьбе Г.; под влиянием Масарика в 1882 г. он изучал НЗ. С этого времени жизненным призванием Г. стала философия, посредством к-рой, по его убеждению, можно найти путь к Богу и праведной жизни. По совету Масарика в 1884-1886 гг. Г. посещал в Вене лекции философа Ф. Брентано, что окончательно определило его поворот от математики к философии. Под рук. ученика Брентано К. Штумпфа Г. подготовил и защитил габилитационную дис. (с правом преподавания в ун-тах) «О понятии числа. Психологический анализ», ставшую основой его 1-й кн. «Философия арифметики». Круг мыслителей, влияние к-рых испытал в разное время Г., весьма широк: Р. Декарт , Дж. Локк , Г. В. Лейбниц , Д. Юм , И. Кант , И. Ф. Гербарт, Б. Больцано, В. Дильтей , П. Наторп и др. Г. преподавал в ун-тах Галле (1887-1901), Гёттингена (1901-1916) и Фрайбурга (1916-1935; с 1928 г. эмеритус). С приходом к власти в Германии национал-социалистов Г. в апр. 1933 г. был отстранен от преподавания («отправлен в отпуск»), однако в июле того же года его университетский статус был восстановлен в соответствии с разрешением «неарийцам» занимать академические должности, если они получили их до 1 авг. 1914 г. В 1935 г. т. н. Нюрнбергский расовый закон вновь и уже навсегда лишил его возможности участвовать в академической жизни. Тем не менее Г. продолжал научную деятельность, интенсивно работая над последним крупным произведением «Кризис европейских наук», а также читая доклады в Вене и Праге. После смерти Г. его архив, насчитывающий 40 тыс. страниц рукописей, написанных стенографическим способом, был тайно переправлен в Бельгию пастором Германом Лео Ван Бредой, к-рый стал первым руководителем гуссерлевского архива в Лёвене (Лувене). С 1950 г. начало выходить собрание сочинений Г. (Husserliana), к-рое к наст. времени насчитывает 38 объемистых томов.

http://pravenc.ru/text/168426.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВРАЗИЙСТВО первоначально идейно-мировоззренческое, затем также общественно-политическое движение, в основании к-рого лежала концепция Евразии как самостоятельного «географического и исторического мира» ( Савицкий. 1927), расположенного между Европой и Азией и отличающегося от обеих в геополитическом и культурном плане. Как организованное движение Е. возникло к 1921 г. среди молодых интеллектуалов рус. эмиграции, выдвинувших программу преобразования всей системы культурных и мировоззренческих установок, результатом к-рого должно было стать духовное размежевание с Европой, призванное открыть для России и сопредельных стран, составляющих вместе Евразию, новый, свойственный только им путь духовного и общественно-политического развития. История Е. Впервые идеи Е. как четко выраженного направления мысли прозвучали публично 3 июня 1921 г. на заседании религиозно-философского кружка в Софии в докладах кн. Н. С. Трубецкого (1890-1938) и Г. В. Флоровского (1893-1979). В нач. авг. того же года вышел из печати сборник статей, озаглавленный «Исход к Востоку: Предчувствия и свершения» (Утверждение евразийцев; Кн. 1). По словам одного из авторов сборника, П. Н. Савицкого (1895-1968), статьи евразийского сборника резко отличались от подавляющего большинства совр. им произведений своим жизнеутверждающим тоном: связанные с революцией события в России авторы оценивали как решающий катаклизм всемирной истории, как нечто, открывающее «правду религиозных начал». Основателями движения Е. и авторами сборника выступили 5 молодых рус. эмигрантов: кн. А. А. Ливен (1896-1949), впосл. священник, вдохновивший друзей на издание евразийского сборника, но ничего в нем не опубликовавший, лингвист и философ Н. С. Трубецкой, философ, богослов, историк культуры Г. Флоровский (впосл. священник), музыковед и публицист П. П. Сувчинский (1892-1985), географ и экономист Савицкий. Вскоре к ним присоединились историк лит-ры и лит. критик кн. Д. П. Святополк-Мирский (1890-1939), историк и философ Л. П. Карсавин (1882-1952), историк Г. В. Вернадский (1887-1973), правовед и философ Н. Н. Алексеев (1879-1964). Нек-рое время к евразийскому движению примыкали историк М. В. Шахматов (1888-1943), культуролог П. М. Бицилли (1879-1953) и др.

http://pravenc.ru/text/187285.html

Тронский И.М. Переводы Греческая литература Алексеев В. Древнегреческие поэты в биографиях и образцах. 1895. Дератани Н. Хрестоматия по античной литературе. Т. I, изд. 4-е, 1939. Нилеядер В. Греческая литература в избранных переводах. 1939. Античные теории языка и стиля. 1936. Античные мыслители об искусстве. Изд. 2-е. 1938. Гомер. «Илиада» – пер Гнедича (1829, неоднократно переиздавался), Минского (1896, 4-е изд. 1935). «Одиссея» – пер. Жуковского (1849, неоднократно переиздавался). Гесиод. Пер. Вересаева (1940), Властова (1885). Гомеровские гимны. Пер. Вересаева (1926). Война мышей и лягушек. Пер. Альтмана (1936) Лирики. Пер. Вересаева, Соч. т. Х (1929); Голосовкер Я. Лирика древней Эллады. 1935. Архилох. Пер. Вересаева (1915). Феогнид. Пер. в изд. «Петрополис» (1922) Алкей. Пер. Иванова (1914). Сапфо. Пер. Иванова (1914), Вересаева (1915). Симонид Кеосский. Пер. вки.: Семенов А. Симояид Кеосский, его жизнь и поэзия. 1903. Линдар. Пер. Мартынова (1827), Майкова (отд оды – «Журн. Мин. Нар. Просв.», 1892. 8 – 10, 1893; 1. 4, 12; 1896, 6. 1898 5), Грабарь-Пассек (в хрестоматии Дератаяи). Эзоп. Пер. Мартынова (1823); избр. басни – Алексеева (1888). Досократики. Маковельский А. Досократики, ч. 1 – 3 (1914 – 1919). Эсхил. Пер. всех трагедий в изд. Academia (1937). «Молящие» – Котелова (Пантеон литературы», 1894 2); «Персы» – Аппельрота (1888); «Семеро против Фив» – Аппельрота (1887); «Орестейя» – Котелова (1883); «Агамемнон» – Радцига (1913); «Прометей» – Аппельрота (1886), Мережковского (1902), Соловьева и Нилендера (1923). Софокл. Пер. всех трагедий в изд. «Памятники мировой литературы», т. I – III (1914 – 1916); Нилендера и Шервинского, т. I [«Эдип-царь», «Эдип в Колоне», «Антигона»] (1936); «Антигона» – Водовозова (1895), Мережковского (1904), «Аякс» – Краснова («Журн. Мин. Нар. Просв.», 1894 5), Шестакова («Варш. Унив. Известия», 1911 1); «Эдип-царь» – Шестакова (1876), Вейсс (1901), Мережковского (1904); «Электра»-Занкова (1891); «Филоктет» – Краузе (1893), Е. М. (1894); «Эдип в Колоне» – Зубкова («Журн. Мин. Нар. Просв.», 1883 10), Мережковского (1902).

http://azbyka.ru/otechnik/6/istorija-ant...

Хризостом I, архиепископ Афинский и всея Эллады HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Дмитрий Гоцкалюк Хризостом I, архиепископ Афинский и всея Эллады Хризостом I Пападопулос (1868 Мадит Восточной Фракии – 1938 Афины) – архиепископ Афинский и всея Эллады (1923-1938), профессор Афинского университета, академик, автор многих исторических трудов – одна из ярчайших личностей в истории Элладской Церкви новейших времен. Хризостом I Пападопулос (1868 Мадит Восточной Фракии – 1938 Афины) – архиепископ Афинский и всея Эллады (1923-1938), профессор Афинского университета, академик, автор многих исторических трудов – одна из ярчайших личностей в истории Элладской Церкви новейших времен. Сын мадитского священника, Хризостом попеременно учился в константинопольской семинарии (1885-1887), Патриаршей богословской школе Честного Креста в Иерусалиме (1887-1888), закончив семинарский курс образования в смирнской «Евангельской» школе (1889). За этим последовало обучение на Богословском факультете Афинского университета (1889-1891) и в Духовных Академиях Киева и Петербурга (1891-1895), внесшее неоценимый вклад в образование Хризостома, сочетавшего, благодаря этому, греческую и русскую богословские школы, в период, когда последняя находилась на вершине своего расцвета. По возвращению из России, Хризостом сразу же был назначен преподавателем в открывшейся в очередной раз Патриаршей школе в Иерусалиме и к 1899 году возглавил ее, внеся огромный вклад в ее научное развитие и организацию преподавательской деятельности. В 1900 году принял диаконский, а спустя несколько месяцев священнический сан. В 1909 году, после закрытия Патриаршей школы, Хризостом был вынужден покинуть Иерусалим и обосноваться в Александрии. Здесь, параллельно со служением на приходах греческих общин, он всецело посвящает себя писательской деятельности. В 1910 году вышло в свет первое издание «Истории Иерусалимской Церкви» и в этом же году Хризостом был провозглашен почетным лектором Богословского факультета Афинского университета.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Хризостом I, архиепископ Афинский и всея Эллады Хризостом I Пападопулос (1868 Мадит Восточной Фракии – 1938 Афины) – архиепископ Афинский и всея Эллады (1923-1938), профессор Афинского университета, академик, автор многих исторических трудов – одна из ярчайших личностей в истории Элладской Церкви новейших времен. Сын мадитского священника, Хризостом попеременно учился в константинопольской семинарии (1885-1887), Патриаршей богословской школе Честного Креста в Иерусалиме (1887-1888), закончив семинарский курс образования в смирнской «Евангельской» школе (1889). За этим последовало обучение на Богословском факультете Афинского университета (1889-1891) и в Духовных Академиях Киева и Петербурга (1891-1895), внесшее неоценимый вклад в образование Хризостома, сочетавшего, благодаря этому, греческую и русскую богословские школы, в период, когда последняя находилась на вершине своего расцвета. По возвращению из России, Хризостом сразу же был назначен преподавателем в открывшейся в очередной раз Патриаршей школе в Иерусалиме и к 1899 году возглавил ее, внеся огромный вклад в ее научное развитие и организацию преподавательской деятельности. В 1900 году принял диаконский, а спустя несколько месяцев священнический сан. В 1909 году, после закрытия Патриаршей школы, Хризостом был вынужден покинуть Иерусалим и обосноваться в Александрии. Здесь, параллельно со служением на приходах греческих общин, он всецело посвящает себя писательской деятельности. В 1910 году вышло в свет первое издание «Истории Иерусалимской Церкви» и в этом же году Хризостом был провозглашен почетным лектором Богословского факультета Афинского университета. В 1911 году Хризостом был назначен ректором Афинской духовной семинарии «Ризарион», сменив на этом посту святителя Нектария Пендапольского (1846-1920). Перенося и распространяя здесь свой богатый церковный и научный опыт, Хризостом Пападопулос очень быстро приобрел широкое признание как в церковных, так и в научных кругах Греции, вследствие чего 5 февраля 1914 года ему была присвоена степень профессора с назначением на кафедру церковной истории в Афинском государственном университете.

http://pravoslavie.ru/40272.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИНТИЛЕСКУ [румын. Vintilescu] Петре (25.09.1887, Кэтэняса, Румыния - 12.06.1974, Бухарест), румын. литургист. Род. в семье священника. Учился в ДС в Куртя-де-Арджеш (1900-1903) и в ДС Бухареста (1903-1907), на богословском фак-те Бухареста (1907-1911); в 1926 г. стал доктором богословия (дис. «Культ и ереси»). Служил священником в селах жудеца Арджеш (1911-1914) и в г. Питешти (1914-1928); одновременно преподавал Закон Божий в средних учебных заведениях г. Питешти (1919-1928) и занимал должности председателя епархиального совета, епархиального ревизора и советника по культуре Арджешской епископии. В 1928-1950 гг. преподаватель кафедры литургики и пастырского богословия на богословском фак-те Бухарестского ун-та. В 1936-1938 гг. заместитель зав. кафедрой церковного права, с 1 дек. 1938 по 8 окт. 1940 г. и с 3 сент. 1946 по 4 дек. 1948 г. декан богословского фак-та. 1 марта 1950 г. по возрасту ушел на пенсию. Служил священником в Бухаресте вплоть до своей кончины, за исключением 1932-1933 гг., когда во время академического отпуска окормлял румын. правосл. приход в Париже. В 1954-1966 гг. был председателем Центральной церковной консистории - высшей судебной инстанции в Румынской Православной Церкви после Св. Синода. В 1948 г. вместе с румын. Патриархом Юстинианом (Мариной) участвовал во Всеправославном совещании в Москве, где способствовал принятию примирительных решений между правосл. автокефальными Церквами, перешедшими на новый стиль и оставшимися верными старому. В.- автор свыше 15 книг и брошюр и более чем 35 статей и исследований, опубликованных в румын. церковной периодике. Он участвовал в переиздании румын. Служебника, сопроводив его историческими, богослужебными и догматическими комментариями, написал неск. работ о совершении Божественной литургии. В работе «Тропарь 3-го часа в эпиклезе» В. проводит историко-литургическое и догматическое исследование проблемы и констатирует, что первоначально этот тропарь не входил в состав анафоры в румын.

http://pravenc.ru/text/158714.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмц. Екатерина (Черкасова). Фотография. Тюрьма НКВД. 1938 г. (Черкасова Екатерина Михайловна; 4.12.1892, дер. Кашино Волоколамского у. Московской губ.- 5.02.1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмц. (пам. 23 янв., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и Соборе новомучеников и исповедников Российских). Из крестьянской семьи. Училась в церковноприходской школе. В 1915 г. поступила послушницей в Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь Клинского у. Московской губ. В 1922 г. вместе с нек-рыми сестрами обители покинула мон-рь, существовавший тогда как сельскохозяйственная коммуна, и поселилась в с. Макруша (ныне в черте г. Истры). 20 янв. 1938 г. была арестована «как ярая церковница», обвинена в контрреволюционной деятельности, заключена в тюрьму при районном отделении НКВД Истринского р-на. Виновной себя не признала. 26 янв. 1938 г. Особой тройкой НКВД по Московской обл. приговорена к расстрелу. Погребена в общей безвестной могиле. Имя Е. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 26 дек. 2001 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 19716. Лит.: Мартиролог «Бутово». С. 374; Бутовский полигон. Вып. 4. С. 251; Дамаскин. Т. 7. С. 3-6; ЖНИР: Моск. Янв.-май. С. 23-27; ЖНИР. Янв. С. 213-217. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ЕВДОКИЯ (Архипова Евдокия Сергеевна; 1886-1938), мон., прмц. (пам. 1 марта, в Соборе Рязанских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Синицына Евдокия Ефремовна; 1879-1938), мон., прмц. (пам. 7 марта и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕКАТЕРИНА (Константинова Екатерина Григорьевна; 1887-1938), прмц. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и Соборе новомучеников и исповедников Российских) КСЕНИЯ Семеновна Петрухина (1897 - 20.03.1938), послушница, прмц. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/189605.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмц. Дария Зайцева. Фотография. Таганская тюрьма. 1938 г. Петровна Зайцева (1870, с. Богослово Скопинского (?) у. Рязанской губ.- 14.03.1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмц. (пам. 1 марта, в Соборе новомучеников, в Бутово пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), послушница. Из крестьянской семьи. В 19 лет поступила в Аносин Борисоглебский жен. мон-рь Звенигородского у. Московской губ. В 1928 г., по закрытии мон-ря, переехала в с. Холмы (ныне Истринского р-на Московской обл.). Жила в сторожке при Знаменской ц., где прислуживала. В 1934 г. была избрана церковной старостой. В февр. 1938 г. в Истринский отдел НКВД поступил донос, что Д. призывает женщин с. Холмы молиться Богу, чтобы избавиться от большевиков. 2 марта Д. была арестована по обвинению в «контрреволюционной агитации» и высказывании «пораженческих настроений о падении советской власти». На допросе Д. показала, что она недовольна существующим строем лишь потому, что закрываются храмы и устраиваются гонения на православных. 8 марта 1938 г. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. приговорена к расстрелу. Перед казнью переведена в Таганскую тюрьму в Москве. Погребена в безвестной общей могиле. Имя Д. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Свящ. Синода от 12 марта 2002 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 23869. Лит.: ЖНИР: Моск. Доп. т. 1. С. 102-104; ЖНИР. Март. С. 29-31. Рубрики: Ключевые слова: ЕВДОКИЯ (Архипова Евдокия Сергеевна; 1886-1938), мон., прмц. (пам. 1 марта, в Соборе Рязанских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Синицына Евдокия Ефремовна; 1879-1938), мон., прмц. (пам. 7 марта и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕКАТЕРИНА (Константинова Екатерина Григорьевна; 1887-1938), прмц. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/171380.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010