В 1813 г. игум. Никифор начал ремонтные и строительные работы, к-рые завершились в 1823 г. (о чем сообщает надпись на фасаде алтарной апсиды). Тогда по инициативе кн. Милоша Обреновича вместо старого конака (братского корпуса) было построено 3-этажное здание (т. н. конак Милоша). В 1820 г. в мон-ре была открыта школа. В 1832 г. был построен 2-й конак, а в 1840 г. звонница. В 1845 г. на средства серб. правительства была обновлена кровля зданий, в 1846 г. храм и конаки были обнесены оградой и комплекс приобрел совр. вид. В «Описи церквей и монастырей Ягодинского протопресвитериата» 1836 г. сообщается, что К., к-рый упоминается с посвящением в честь Успения Пресв. Богородицы, имел 3 колокола, большое количество церковной утвари и книг, владел 4 мерами земли и 100 сливовыми деревьями. При этом у мон-ря были финансовые проблемы, он должен был мастерам 350 грошей (Београд. Архив Cpбuje. Ф. ДС II Бф I: Државни Савет. 30/836.10: Попис црква и ман-ра jaroдuhckoro протопрезвитерата из 1836 г. Л. 295-296). В 1870 г. монастырская б-ка, согласно составленному тогда каталогу, насчитывала более 200 книг. Во 2-й пол. XIX в. К. был центром народной медицины, особо успешно здесь лечили различные душевные болезни ( Н. Православна црква у Београдском пашалуку, 1766-1831; Управа nampujapшuje. Београд, 2007. С. 318-320). При пожаре 1911 г. пострадали конак кн. Милоша, наружный нартекс и неск. хозяйственных построек. В 1912 г. по проекту архит. П. Баяловича был построен новый конак (с народными мотивами в архитектуре из камня и дерева, с наклонной кровлей), а в 1922 г. обновлен малый конак. В 1928-1930 гг. под рук. Дж. Бошковича были проведены реставрационные работы. После второй мировой войны К. вошел в список серб. архитектурного наследия. В тот же период мон-рь был преобразован в женский. В мон-ре действует часовня прп. Анастасии Сербской (2-я пол. XX в.). Архитектура Храм является ярким образцом серб. средневек. архитектуры моравского периода. Хотя облик храма неоднократно изменялся, первоначальный вид был возвращен зданию во время реставрации, проведенной Дж.

http://pravenc.ru/text/1319955.html

Екатерины (правый), равноап. кн. Владимира и мц. Веры (левый). Проект составил с.-петербургский епархиальный архит. Н. Н. Никонов. 3 сент. 1894 г. иером. Геннадий обратился с ходатайством на имя С.-Петербургского митр. Палладия (Раева) с просьбой разрешить сооружение каменного храма и временной деревянной часовни. 22 сент. было получено благословение архиерея, 27 окт.- Олонецкого епархиального начальства, 12-29 нояб.- Синода. 23 сент. 1894 г. св. Иоанн Кронштадтский в сослужении со свирским игум. Александром и иером. Геннадием в присутствии Ратькова-Рожнова освятил место под церковь (Известия и заметки//ПрибЦВед. 1894. 41. С. 1471-1472; Городские известия//Вед. С.-Петербургского градоначальства и столичной полиции. 1894. 218. С. 2). Главной жертвовательницей при ее сооружении выступила с.-петербургская купеческая вдова А. А. Змеева, от которой поступило 1000 р. (Новый храм за Невской заставой в С.-Петербурге//С.-Петербургский духовный вестн. 1895. 5. С. 110-111). Определенные сложности в строительстве были связаны с тем, что иером. Геннадий не согласовал проект и смету в установленном порядке. 23 янв. 1895 г. о. Иоанн возглавил чин освящения на подворье деревянной церкви-часовни (в память имп. Александра III) во имя преподобных Никифора и Геннадия «в стиле старинных церквей нашего Севера» (Городские известия//Вед. С.-Петербургского градоначальства и столичной полиции. 1895. 21. С. 2; 1903. 269. С. 2). В освящении участвовали прот. В. Я. Михайловский, настоятель Свирского мон-ря игум. Александр, о. Геннадий. 23 февр. 1895 г. последовало Высочайшее соизволение на строительство каменного храма на подворье по проекту Никонова в «русско-московском стиле» (РГИА. Ф. 1293. Оп. 127. Д. 77), вместимостью до 5 тыс. чел. Проект храма предполагал возведение 2-ярусной колокольни, келейного корпуса (прямоугольного в плане, соединенного с храмом 3-этажным переходом), в котором должен был располагаться также дом трудолюбия на 200 чел., св. врат по Московской ул. с обширной часовней и помещением для продажи духовных книг.

http://pravenc.ru/text/2565546.html

Интерьер Спасо-Преображенского собора. Литография. 1910 г. (РГБ) На средства архиеп. Платона по проекту архит. Н. М. Одоевского в 1783 г. началось строительство уникального двухпрестольного храма, нижняя, пещерная, церковь к-рого 6 авг. 1785 г. была освящена в честь Воскрешения прав. Лазаря Четверодневного, верхняя церковь 6 авг. 1786 г. освящена в честь Преображения Господня. Необычный интерьер храма, спроектированный скульптором К. Песковым, иллюстрировал события Преображения Господня. Престол был устроен на покрытом цветами и травой искусственном возвышении, символизирующем гору Фавор. По обеим сторонам «горы» находились лестницы, ведущие к сев. и юж. дверям алтаря верхней церкви. Алтарь на вершине горы представлял собой сень с круглым позолоченным иконостасом, увенчанным куполом,- в воспоминание 3 сеней, к-рые пожелал устроить на месте Преображения ап. Петр. С правой стороны иконостаса в серебряной позолоченной ризе находилась икона Преображения Господня, с левой стороны - список с Купятицкой иконы Божией Матери , над царскими вратами - икона Спаса Эммануила. У сев. дверей в алтаре помещался образ Воскресения Христова, пещера и гроб Спасителя на этой иконе были выложены самоцветами работы уральских мастеров. Рядом находилось вырезанное из кости изображение поклонения волхвов Спасителю. У основания «горы» располагался вход в нижнюю Лазаревскую пещерную ц., у алтаря к-рой был положен огромный рог носорога и китовые позвонки. Одна из чтимых икон Лазаревской ц.- перламутровый образ Рождества Христова - была прислана митр. Платону Иерусалимским Патриархом Авраамием . По периметру Преображенского храма располагались хоры, опиравшиеся на колонны (в 1832 колонны были заменены железными кронштейнами). На хорах находились живописные изображения святых, в центре - икона Спасителя. Настенную роспись храма выполнил И. Никифоров. Впосл. по подобию Преображенского собора был возведен Троицкий храм в Стефановом Махрищском мон-ре и Преображенская ц. в с. Творишичи (ныне Жирятинского р-на Брянской обл.).

http://pravenc.ru/text/158880.html

XVI в. ц. Успения Богородицы в Свияжске; в росписи кон. XVI в. Смоленского собора Новодевичьего мон-ря в Москве (на юж. грани сев.-вост. столпа, во 2-м регистре) - с копьем, луком и щитом; в росписи Успенского собора Московского Кремля, 1642-1643 гг. (на сев.-вост. столпе в нижнем регистре). Его изображения имеются в диаконнике ц. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря в Новгороде кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.; на иконе «Мученики Андрей Стратилат, Флор и Лавр» 1-й пол. XVI в. (ГМЗРК); на иконе «Прп. Евдокия и мч. Андрей Стратилат» нач. XVIII в. (ГИМ); в Строгановском иконописном подлиннике посл. трети XVIII в.; на иконе «Мч. Андрей Стратилат, с клеймами жития и историей Донской иконы Божией Матери», вероятно написанной к 500-летию Куликовской битвы в 1880 г. (ГМЗРК); на мозаике Н. П. Шаховского в храме Воскресения Христова (Спаса на крови) в С.-Петербурге 1894-1907 гг. вместе с вмч. Пантелеимоном и мц. Феклой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., об облике А. С. сказано: «старец кудрявый» (Ч. 3. § 10. 69); в описании мученичества святого и с ним пострадавших отмечено, что последние были «различны видом» (Ч. 3. § 22. 19 авг.). Рус. иконописный подлинник С. Т. Большакова, XVIII в., сообщает, что он «сед, власы курчеваты, брада Иоанна Богослова, во бронях, приволока празелень, доспех клетчат, риза празелень, испод лазорь, нагавицы багор, в правой руке крест, а в левой копие, за левую щит» ( Большаков. С. 129). В Москве сохранилась каменная ц. во имя Андрея Стратилата (1675/89) над вост. вратами Андреевского мон-ря в Пленницах , где имеется икона мученика кон. XX в. Во имя А. С. в 1818 г. был освящен придел ц. Воскресения Словущего в Монетчиках (1750); в 1892 г. церковь при Учительском ин-те на Б. Полянке (архит. А. А. Никифоров). Лит.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 129; Kaster K. G.//LCI. Bd. 5. Sp. 159; Евсеева. Афонская книга. С. 324; Менолог. С. 257, 281, 284, 307, 342, 361, 376, 390; Ерминия ДФ. С. 65, 214; Сорок сороков. Т. 1. С. 380. Т. 2. С. 606, 620-621. Е. А. Л. Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/115324.html

Самым большим из монастырских храмов является собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери, заложенный 19 мая 1855 г. и освященный 20 мая 1866 г. Владимирским еп. свт. Феофаном Затворником . Храм в русско-визант. стиле был возведен по проекту К. А. Тона под наблюдением губернского архит. Я. М. Никифорова, большую часть средств на строительство пожертвовали московская купчиха А. Г. Алексеева и ее сыновья. В храме имелись приделы во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (освящен 18 июня 1866) и апостолов Петра и Павла (освящен 20 мая 1867). Здание собора крестово-купольное, с 5 тесно примыкающими друг к другу главами на граненых барабанах и постаментах, центральный купол выделен высотой и объемом. Фасады собора украшены пилястрами, карнизом и закомарами с архивольтами и круглыми нишами. Своды центральных рукавов креста по высоте и ширине превосходят боковые компартименты, что подчеркнуто размерами закомар. Иконостас храма создан по рисункам акад. Ф. Г. Солнцева . Внутренние росписи в академическом стиле выполнены в 70-х гг. XIX в. В 1907-1908 гг. настенная роспись была обновлена, в главном алтаре установили новый резной позолоченный иконостас. Святой шатер (киворий) и ц. в честь Рождества Божией Матери. Фотография. 2002 г. Святой шатер (киворий) и ц. в честь Рождества Божией Матери. Фотография. 2002 г. С юго-зап. стороны ц. Рождества Пресв. Богородицы, на месте шатра, в к-ром, по преданию, кн. Андрею явилась Божия Матерь, находится Святой шатер (киворий). В его совр. виде шатер был построен в XVII в., впервые упомянут в описях мон-ря 80-х гг. XVII в. Каменная часовня представляет собой свод, увенчанный крестом и опирающийся на 4 столпа, к-рые имеют форму перевернутого кувшина. Раскопки Воронина (1934-1938) позволили восстановить вид этой постройки в XII в.: это была белокаменная резная 8-колонная аркада, под к-рой стояла белокаменная чаша с высеченным на дне крестом. По преданию, из чаши кн. Андрей брал деньги для раздачи рабочим, строившим храмы и др. здания Боголюбова, из нее же он наделял деньгами бедных. В Б. м. ежегодно 18 июня, в день празднования Боголюбской иконы, в этой чаше совершалось освящение воды. (В наст. время белокаменная чаша из Святого шатра, с железным обручем вокруг нее и внутри обложенная железом («кандея»), находится в собрании ГВСМЗ.) В постройке XII в. вверху столпов на вост. стороне было изображено явление Богоматери кн. Андрею, на зап.- текст, повествующий об этом событии.

http://pravenc.ru/text/149505.html

Но сколько же сладок есть Иисус? Мы спросим об этом сестру нашу Никифору. Но сестра не отвечает. Я слышу, как она беседует со своей душою: «Ну почему же, душе моя, ты не успокаиваешься? Почему не умолкаешь, но все время зовешь, и даже во сне кричишь?» «Я сплю, а сердце мое бодрствует» ( Песн.5:2 ). «Но, душа моя, душа моя, скажи мне, спрашиваю тебя: зачем ты бодрствуешь, кого зовешь, о чем глаголешь и беспрестанно плачешь?» «Жениха моего зову, со Сладчайшим Иисусом беседую». «Но почему же, Сладчайший мой Женише, Ты оставил меня одну в этом мире? Возьми меня с Собою, возьми меня к Себе, Превечный, Непостижимый, Чистейший, Всезлатый и Всеблистающий, Сладчайший, Всеблагосклонный, Всерадостный Иисусе мой! Свете души моей, радосте души моей, одеяние души моей, дыхание мое, Жизнь моя, Воскресение души моей. Где Ты? Где находишься? Куда скрылся от очей моих?» «Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите Возлюбленного моего, что скажете вы Ему? что я изнемогаю от любви» ( Песн.5:8 ). И, однако же, права сестра Никифора, не здесь ее сердце, не здесь ее ум. Они с возлюбленным ее Женихом, имя Которому Иисус. О! Никифора, Никифора! Чего ты сподобилась? Великий сегодня день – Воскресения день. Иисус и Никифора стали едины – совершился духовный брак. «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» ( 1Кор. 6:17 ). Никифора, разве ты не слышишь? Жених зовет тебя к Себе: «Приди близ Меня, добрая моя голубица, ибо зима уже прошла, дождь миновал, глас горлицы услышан. Приди близ Меня» (Ср.: Песн.2:10–12 ). Этот голос услышали ангельские чины: Ангелы, Архангелы, многоокие Херувимы и шестокрылые Серафимы, и весьма возрадовались, и в радости своей воззвали. Воспламенился верх врат от гласа их и, недоумевая, воззвал вопрошающе один чин к другому: «Кто это восходит от пустыни, белоцветная, подобно снегу и приникшая на грудь Возлюбленного своего?» (Ср.: Песн.8:5 ). И один ангелочек, хранитель души Никифоры, ответил: «Это наша маленькая сестра Никифора». О! Никифора, Никифора! Жених твой много тебя возлюбил и от чрезмерной любви Своей все, что имеет, все это тебе дарит.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Katunaks...

В городе Антиохии были два друга: Саприкий и Никифор простолюдин. По какому-то случаю вражда разделила их и усилилась до того, что они не могли смотреть один на другого. По времени Никифор сознал грех свой и послал одного из знакомых своих просить прощения у Саприкия; но Саприкий не хотел мириться. Никифор посылал к нему с той же просьбой в другой и в третий раз, и также без успеха. Наконец сам пришел в дом к прежнему другу своему и, падши к ногам его, говорил: «Отец, ради Господа нашего, прости меня!». Саприкий и тогда не хотел примиряться с Никифором. Между тем внезапно открылось гонение на верных (при Валериане и Галлиене). Саприкий взят был, и сделался исповедником Христовым. Претор, которому представили его, предложил ему избрать одно из двух: или принести богам жертву, или идти на мучения и смертную казнь. Саприкий избрал последнее. Его подвергли жестоким мучениям, и он перенес их с твердостью. Наконец повели его на смертную казнь. Никифор, узнав о том, поспешил проститься с мучеником и, встретив его на пути, пал к ногам его и говорил: «Мученик Христов, прости меня!». Саприкий ничего не отвечал ему. Потом Никифор забежал на другую улицу, и перед выходом из города опять молил Саприкия: «Прости меня, мученик Иисуса Христа, прости меня теперь, когда ты получаешь венец от Господа!» Вражда и здесь связала язык Саприкия. Ликторы при этом говорили Никифору: «Мы никогда не видали, такого глупого, как ты; что ты просишь милости у того, кто скоро будет без головы?». Но Никифор отвечал им: «Вы не знаете, а знает Бог, чего прошу я у исповедника Христова». На самом месте казни еще раз повторил Никифор свое прошение; но и тогда не мог преклонить к миру ожесточенного Саприкия. Чем же кончилась столь упорная ненависть? Дивное и страшное дело! Исповедник Христов, претерпевший за веру мучения, столь близкий уже к венцу мученическому, ослепленный враждою против ближнего, вдруг изменился во врага Христова и сделался богоотступником! Ликторы говорят Саприкию: «Становись на колена, и мы отрубим тебе голову».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

— Я пришел к тебе с мольбой и надеждой. Я знаю, только один ты сейчас можешь мне помочь. — Расскажи мне, брат Никифор, что случилось? — с беспокойством спросил Иоанн. — У меня большое горе. Умер мой брат Нафанаил; ты знаешь, Иоанн, что он мне был братом не только по плоти, но и по духу. Когда-то он заменил мне отца и мать, а теперь его нет со мной. Только не успокаивай меня, Иоанн, как это делают другие, говоря, чтобы я не скорбел, как и прочие, не имеющие упования. Я все это знаю не хуже других монахов. Но одно дело знать разумом, а другое потерять близкого тебе человека. Для души разум не всегда может дать утешение. Я не знаю, что мне делать. — Только молитва, брат Никифор, может облегчить твою душу, — стал увещать его Иоанн. — Ты сказал истину, Иоанн. Именно за этим я и шел к тебе. Напиши мне такую умилительную молитву, чтобы я нашел в ней утешение в моем великом горе. — Никифор, как же ты можешь просить меня об этом, если знаешь, какой запрет наложил на меня Диодор? — Может быть, Диодор и достиг своими подвигами какого-либо совершенства, но я не вижу в нем сострадания к ближним. Уж больно суров твой старец. Я не хочу его осуждать, ибо сказано: не судите, да не судимы будете, но горе нам, если наша праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев. Умоляю тебя, Иоанне, прояви сострадание к твоему ближнему, и Господь вознаградит тебя. Твой же старец ничего не узнает, он ушел в город и не скоро вернется. — О, брат мой Никифор, неужели ты думаешь, что я буду лукавить пред моим наставником и скрывать от него свои неправедные поступки? Да не будет такого никогда! Твое горе делает простительным твой грех. Иди с миром, я буду скорбеть вместе с тобой о твоем брате, но исполнить твою просьбу не в моей власти. Никифор упал пред Иоанном на колени и взмолился: — Прости мне, брат мой Иоанн; действительно, горе помрачает мой рассудок, потому-то я и пришел к тебе за лекарством. — Прости и ты меня, Никифор, за то, что я не могу тебе помочь ничем. Никифор встал с колен, сокрушенно вздохнув, и побрел, опустив голову. Но потом все же повернулся и с упреком в голосе сказал:

http://azbyka.ru/fiction/ioann-damaskin/

Е. Никифоров: Естественно,  у каждого человека есть какое-то задание от Бога, но всё-таки не все люди выполняют это задание, иногда кажется, что тот сюжет, который предложен человеку, по лени или по каким-то другим причинам, не реализован. Бывает ли такое ощущение? А. Пищулин: У меня в предисловии к моему фильму «Жизнь Солженицына», буквально в первом кадре Александр Исаевич говорит замечательную вещь: «Если бы я писал свою жизнь, я написал бы её полной ошибок, но Бог ударами подправлял, подправлял, подправлял. И сегодня, –  говорит восьмидесяти с чем-то тогда летний Солженицын – оглядываясь на свою жизнь, я восхищаюсь, я не мог бы придумать лучше». Е. Никифоров: Но это касается Солженицына, который очень ответственно относился ко всему тому, чем он занимался. Он человек громадного трудолюбия, постоянного ежесекундного внимания к себе, к окружающему миру… А. Пищулин: Совершенно верно! Е. Никифоров: А вот, есть такие люди, которые явно не выполнили предназначение Божие? А. Пищулин: Наверное есть,  но о них редко снимают биографические фильмы. Понимаешь, дело в том, что для меня как для человека, исследующего чужие биографии это и есть главный результат, главное поучение, главное научение, что случайные обстоятельства заслуживают внимания, что надо воспринимать все с тобой происходящее со вниманием. Потому что это всё домостроительство Божие, это всё строительство твоей жизни для этого мира и для вечности и в этом ценность мелких событий, мелких фактов. Вот криминалисты любят повторять: «расскажите нам всё в подробностях, даже мелкие детали могут быть полезными». Точно так же, видимо, и человек должен относиться к своей собственной биографии. Е. Никифоров: Каждый человек? А. Пищулин: Каждый человек. Е. Никифоров: Потому что, в общем-то, различия между великими и обычными людьми на самом деле минимальны. А. Пищулин: Для Бога они ничтожны, я не думаю, что у Бога есть VIP-лoжa. Скорее всего, для Него каждый человек бесценен, бесценен для родителей любой ребёнок и тот который стал депутатом Государственной Думы и тот у которого гараж в Софрино, они одинаково любимы. Как говорил Спаситель: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него” (Матф. 7:11)

http://radonezh.ru/analytics/avtor-stsen...

— Чада, я нашел вас правоверными христианами и оставляю вас правоверными христианами. И вышел из церкви. Воины посадили его на колесницу, и в полночь, когда все спали, отвезли на берег моря. Здесь положили его в ладью и перевезли в Хрисополь [ 17 ], в некое место, называемое Волуе [ 18 ], где был монастырь. Так был неповинно изгнан с престола своего великий угодник Божий святейший патриарх Никифор, после девятилетнего управление Христовой Церковью. Спустя недолгое время, он был отослан далее на остров Проконнис [ 19 ], в монастырь святого великомученика Феодора. Когда же, направляясь к этому острову, везли его на корабле мимо страны, где находился преподобный Феофан, игумен великого села, оба святые мужа прозорливыми очами увидели и приветствовали друг друга. Преподобный Феофан, будучи в келлии своей, повелел ученику своему положить в кадильницу горящие угли, зажег свечи, возложил на угли фимиам и поклонился до земли, беседуя как бы с неким лицом, шедшим мимо. Ученик спросил его: — Отче! что ты делаешь? Кому поклонился и с кем беседуешь? Преподобный отвечал: — Святейший патриарх Никифор, неправедно изгнанный за правоверие, следует в заточение на корабле мимо этой страны; для того мы зажгли свечи и фимиам, чтобы воздать патриарху подобающую честь. В то же время святейший патриарх Никифор, находясь на корабле, внезапно преклонил колена, взаимно поклонился святому старцу и, простерши руки в воздух, преподал благословение. Один из бывших с святейшим на корабле спросил его: — Кого благословляешь, святейший отче, и пред кем преклонил колена? Патриарх отвечал: — Феофан исповедник, игумен великого села, приветствовал нас, и почтил зажженными свечами и фимиамом, я же с своей стороны поклонился ему, ибо и он в непродолжительном времени пострадает, подобно нам. Что вскоре и сбылось. Достигнув назначенного ему места изгнания, святитель Христов Никифор провел там в тесноте и частых болезнях, терпя скудость в необходимом, тринадцать лет, и перешел на вечный покой ко Господу. Преставляясь же, радостною душою произнес слова Давида: «Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их! Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились» (Пс.123:6–8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010