Подробное описание П. м. оставил Р. Гонсалес де Клавихо, посол кастильского кор. Энрике III, посетивший К-поль в 1403 г. ( Mango. 1986. P. 217-218). Он отметил множество икон, богатый декор храма, даже его внешние стены, расписанные фресками. Интерьер был целиком покрыт росписями (мозаиками и фресками), содержал много икон, был украшен золотыми, медными и деревянными элементами. Среди изображений была мозаичная икона Пресв. Богородицы с фигурами императора и императрицы по ее сторонам, внизу, под ней, изображены замки и города, дарованные мон-рю имп. Романом III. Привилегии П. м. были записаны на стальных пластинах, скрепленных свинцовыми и восковыми печатями. Кафоликон П. м. имел 5 алтарей. Основной наос храма Клавихо описал как круглый в плане, очень обширный, с высокими сводами, к-рые опирались на столбы, облицованные мрамором различных оттенков. В сев. приделе храма находилось надгробие имп. Романа III, также из мрамора. В храме было также еще одно имп. надгробие, но имени того, кто был погребен там, Клавихо не узнал (впосл. выяснилось, что это был имп. Никифор Вотаниат). Кафоликон мон-ря имел обширный перистильный двор, по бокам располагались 2 придела с имп. гробницами. В комплекс мон-ря входили трапезная, украшенная мозаиками с различными сценами из жизни Спасителя, а также кельи монахов, сад и виноградник. Схематичное изображение крестово-купольного храма П. м. сохранилось на картах К-поля XV-XVI вв., в т. ч. на карте К. Буондельмонте (20-е гг. XV в.). После захвата К-поля турками в 1453 г. в кварталах близ П. м. начали селиться армяне, но до сер. XVII в. П. м. оставался владением К-польской Церкви. В 1643 г. по приказу султана Ибрагима I мон-рь был передан Армянской Апостольской Церкви , поскольку к этому времени кварталы вокруг мон-ря были давно заселены армянами, здесь расположилась резиденция арм. К-польских патриархов. Кафоликон был переосвящен во имя св. Георгия Псамафийского. В тот период на территории П. м. было возведено неск. церквей. Очередная перестройка монастырского комплекса состоялась в 1722 г. под рук. арм. архит. Мелдона. В 1782 г. монастырь с остававшимися византийскими постройками был разрушен пожаром; новый храм возведен в 1804 г. Ныне существующий храм монастыря возведен в 1866-1887 гг.; по сторонам храма в это же время были построены 2 школы. Над св. источником поставлена часовня св. Иоанна Крестителя.

http://pravenc.ru/text/2580026.html

В 1878 г. игум. Антония заложила новый 2-этажный каменный корпус богадельни для престарелых сестер и больницу с небольшой домовой ц. во имя арх. Михаила, освященной 10 сент. 1879 г. митр. Московским Макарием (Булгаковым) . Церковь во имя Всех святых. Хромолитография. 1913 г. Церковь во имя Всех святых. Хромолитография. 1913 г. Для расширения монастырской территории игум. Антония приобрела у тайного советника М. П. Митькова в собственность М. А. м. участок земли, прилегающий к его территории (ЦГА Москвы. Ф. 1175. Оп. 1. Д. 21. Л. 22-22 об.). С присоединением этого участка площадь М. А. м. увеличилась почти вдвое. Закладка нового кладбищенского храма на приобретенной земле была совершена 22 авг. 1887 г. при участии митр. Московского свт. Иоанникия (Руднева) . 30 июня 1891 г. во вновь сооруженной церкви митр. Иоанникий освятил главный престол во имя Всех святых. Храм был построен по проекту архит. А. А. Никифорова, а мраморный иконостас выполнен в русско-визант. стиле по эскизу архит. Д. Н. Чичагова. Новый храм расписали живописцы Троице-Сергиевой лавры, мн. иконы написали монахини мон-ря. Боковой придел храма освятили 22 авг. 1891 г. в честь Казанской иконы Божией Матери, особенно почитаемой настоятельницей, т. к. 22 окт., в день празднования иконы, мон. Антония была возведена в сан игумении. Здесь была помещена одна из святынь обители - икона Божией Матери «Целительница». Все иконы, поднесенные игум. Антонии на юбилей ее служения в сане игумении в 1886 г., были пожертвованы во Всехсвятский храм. Нижний, подвальный этаж этого храма занимала усыпальница. В 1894 г. игум. Антония подала прошение митр. Сергию (Ляпидевскому) о разрешении погребать в этой усыпальнице преимущественно лиц духовного и монашеского звания (ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 386. Д. 4. Л. 1-1 об.). Одновременно с постройкой храма было начато строительство рядом с ним 2-этажного каменного келейного корпуса (Там же. Ф. 1175. Оп. 1. Д. 512. Л. 20, 22). В память об избавлении имп. Александра III и его семьи от смертельной опасности во время железнодорожной катастрофы 17 окт. 1888 г. в М. А. м. было устроено уч-ще с курсом начальной церковноприходской школы на 17 девочек-сирот и дочерей беднейших членов духовенства Московской епархии. С 1892 г. в уч-ще стали принимать круглых сирот из приютов Елизаветинского благотворительного об-ва, находившегося под покровительством вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны . По проекту Никифорова к югу от Всехсвятской ц. был выстроен каменный 2-этажный корпус для училища (ЦГА Москвы. Ф. 1175. Оп. 1. Д. 512. Л. 20). 27 авг. 1889 г. состоялось торжественное открытие и освящение монастырского приюта, к-рый разместился в верхнем этаже нового здания (ЦГА Москвы. Ф. 1175. Оп. 1. Д. 74. Л. 22 об.). Лучшие ученицы переводились в Филаретовское и Мариинское епархиальные уч-ща, где содержались за счет мон-ря. Так, в 1891/92 уч. г. в Филаретовском уч-ще было 6 пансионерок мон-ря и 2 пансионерки игум. Антонии.

http://pravenc.ru/text/2564218.html

Новый трапезный корпус. 1909 г. Фотография. Нач. ХХ в. Новый трапезный корпус. 1909 г. Фотография. Нач. ХХ в. III. Церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя была построена в 1696 г. вместо существовавшей со времен царя Алексея Михайловича (1645-1676) часовни Всемилостивого Спаса над св. воротами на средства стольника А. Л. Римского-Корсакова и его супруги, урожд. кн. М. Ф. Шаховской (их особняк находился на землях З. м.) в качестве домового храма и усыпальницы. Храм типичен для нарышкинского стиля - восьмерик на четверике, с небольшой трапезной и 3-частным алтарем. Богослужения в нем отправляли священники З. м. по договору из руги, получаемой от Римских-Корсаковых, к-рые также обеспечивали храм церковной утварью. По указу о «затворении девичьих мон-рей» (1722) Спасскую ц. объявили приходской и устроили крыльцо (1724) со стороны улицы, что дало возможность Римским-Корсаковым приглашать сторонних священников для совершения богослужений и треб. Настоятельницы З. м. в результате длительных тяжб добились причисления храма к обители (1773-1775). IV. Церковь в честь Сошествия Св. Духа при богадельне была построена на средства белицы монастыря В. М. Головиной (1846-1850, архит. М. Д. Быковский). Небольшой однопрестольный одноглавый 2-этажный храм в скромном варианте визант. стиля был поставлен близко к колокольне, на одной оси с соборным храмом, чем Быковский стремился создать равновесие 2 групп сооружений в монастырском ансамбле ( Кириченко Е. И. Михаил Быковский. М., 1988. С. 211). С запада к храму был пристроен корпус, на нижнем этаже к-рого помещались богадельня, столовая и кухня, а на верхнем - ризница и покои Головиной. Одноэтажная боковая пристройка к корпусу богадельни в 1910 г. была надстроена 2-м этажом. V. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери (1887, архит. А. А. Никифоров) возведена по ходатайству и на средства купчихи 2-й гильдии А. А. Смирновой. Храм соединил соборный комплекс с ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», был пристроен к собору западнее придела вмч. Феодора Стратилата, при этом пришлось разобрать алтарь первой, соединив ее с объемом новой постройки и перенеся престол в алтарь ц. в честь Казанской иконы Божией Матери (с сохранением дня празднования иконе Божией Матери «Неопалимая Купина»). Этот храм - единственный в соборном комплексе XIX в., имевший частично сохранившуюся и благодаря этому археологически изученную подземную часть - зал 12×7,5 м.

http://pravenc.ru/text/182731.html

Англиканская церковь в Каване. 1807–1825 гг. Архит. Дж. Боуден Башня (XV в.) и англикан. ц. св. Маэл Руана (1825–1835), архит. Дж. Сэмпл) в Талахте В кон. XVIII в. впервые в И. церковные интерьеры были оформлены в стиле неоготики в ц. св. Малахии в Хилсборо (графство Даун; 1773; архит. С. Миллер (?)), в соборе в Даунпатрике (графство Даун; между 1790 и 1818; архит. Ч. Лилли (?)), в церкви в Баллимакенни (графство Лаут; 1785-1793; архит. Ф. Джонстон по проекту Т. Кули). Первой значимой постройкой в этом стиле стала Королевская капелла в Дублинском замке (1807-1814; архит. Ф. Джонстон). Важную роль в распространении неоготики сыграл Десятинный фонд (Board of First Fruits), на средства к-рого было возведено подавляющее большинство англикан. храмов между 1800 и 1830 гг. В целом это были «островерхие церквушки в иссушенных готических формах» ( Harbison, Potterton, Sheehy. 1978. P. 196), ориентированные на англ. национальный «перпендикулярный стиль»,- небольшие однонефные здания с башней на западном фасаде. Среди редких интересных примеров нужно отметить церковь в Буттеванте (графство Корк; 1826; архитекторы братья Пэйны), ц. Девы Марии («Черную церковь») в Дублине (1830; архит. Дж. Сэмпл) и особенно церковь в Монкстауне (графство Дублин; ок. 1830; архит. Дж. Сэмпл) со сложной композицией и с богатой пластикой объемов. В близкой стилистике были построены и более поздние англикан. церкви - ц. Св. Троицы в Корке (1832 - ок. 1840; архит. Дж. Пейн; портик пристроен в 1889-1891) и собор св. Патрикия в Арма (средневековый храм перестроен в 1834-1840; архит. Л. Н. Коттингем). Довольно быстро неоготика осваивается и католич. заказчиками, поначалу также ориентировавшимися на «перпендикулярный стиль». Среди построенных в неоготическом стиле католич. храмов - ц. св. Малахии в Белфасте (1841-1844; архит. Т. Джексон), соборы святых Патрикия и Колмана в Ньюри (1825-1829; архит. Т. Дафф), Вознесения Богоматери в Туаме (графство Голуэй; 1827-1837; архит. Д. Мадден) и в Карлоу (1828-1833; архит. Т. Кобден).

http://pravenc.ru/text/674067.html

в Ливадии. 1864–1866 гг. Архит. И. А. Монигетти. Фотография А. Шимаевой. 2007 г. Крестовоздвиженская ц. в Ливадии. 1864–1866 гг. Архит. И. А. Монигетти. Фотография А. Шимаевой. 2007 г. К. с присоединением его к России в кон. XVIII в. развивалась в русле общероссийских тенденций. В стиле классицизм были построены Покровская ц. в Судаке (1819-1829), собор блгв. кн. Александра Невского в Симферополе (1823-1829, архит. И. И. Шарлемань, разрушен в 1930; с 2003 воссоздается), ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в пос. Массандра (1829-1832, архит. Ф. Ф. Эльсон), ц. иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в с. Насыпном (1830). Церкви свт. Иоанна Златоуста в Ялте (1833-1837; не сохр.) и вмч. Феодора Стратилата и Всех Крымских святых в Алуште (1837-1842) были возведены по проектам архит. Г. И. Торичелли с элементами неоготики. Успенская ц. в Гурзуфе. 1887–1890. Архит. М. Н. Чичагов. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Успенская ц. в Гурзуфе. 1887–1890. Архит. М. Н. Чичагов. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Особо активно церковное зодчество развивалось с 50-х гг. XIX в. Примерами русско-визант. стиля являются: Крестовоздвиженская ц. в Ливадии (1864-1866, архит. И. А. Монигетти), шатровая ц. свт. Афанасия Великого в Керчи (1864), Петропавловский собор (1866-1870, архит. К. Е. Лазарев) и Троицкая ц. (1868, архит. И. Ф. Колодин) в Симферополе, Казанский собор в Феодосии (1907-1911, архит. Г. Л. Кейль), ц. Феодоровской иконы Божией Матери в Бахчисарае (1913). Собор блгв. кн. Александра Невского в Ялте. 1891–1902 гг. Архитекторы Н. П. Краснов и П. К. Теребенев. Фотография. Нач. XXI в. Собор блгв. кн. Александра Невского в Ялте. 1891–1902 гг. Архитекторы Н. П. Краснов и П. К. Теребенев. Фотография. Нач. XXI в. Близость к территориям бывш. Византии повлияла на особую популярность визант. стиля при строительстве церквей Вознесенской в Ливадии (1872-1876, архит. А. Г. Венсан; не сохр.), блгв. кн. Александра Невского при гимназии в Симферополе (1880-1882; не сохр.), Покровской в Ореанде (1884-1885, архит.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

В XVIII в. в России стали возводить 2-колоколенные храмы западноевропейского типа. Первым был Троицкий собор Александро-Невской лавры в С.-Петербурге (20-30-е гг. XVIII в.; архит. Л. Т. Швертфегер; разрушен и выстроен заново в 1774-1790 архит. Старовым в стиле раннего классицизма) в виде базилики с куполом наподобие собора св. Петра в Риме с 2 квадратными башнями на зап. фасаде. Двубашенные храмы были особенно популярны в усадьбах. Самые известные памятники этого типа построили близ Москвы: ц. в Троицком-Кайнарджи (1778; архит. К. И. Бланк по проекту архитекторов Ю. М. Фельтена, Ж. Б. Валлен-Деламота); Спасский храм-ротонда в с. Пехра-Яковлевском (1777-1782; архит. Бланк, по проекту архит. В. И. Баженова (?)); псевдоготическая Владимирская ц. в с. Быкове (1783-1789; архитекторы Баженов, М. Ф. Казаков), а также базилика в с. Баловневе Липецкой обл. (1789-1799; архит. Баженов (?)) и др. В небольших приходских храмах эпохи барокко и классицизма К., как правило, располагалась с запада по продольной оси и имела 2 или 3 яруса. Напр., в Москве барочные храмы святых Бориса и Глеба на Арбате, святых Кира и Иоанна на Солянке (оба 60-е гг. XVIII в.; архит. Бланк; не сохр.) имели небольшие квадратные К. Классицизм принес моду на цилиндрические ярусы звона. Такие К. можно видеть в храмах святых Космы и Дамиана на Маросейке (1790-1803; архит. Казаков), Рождества Богородицы на Кулишках (Стрелке) (1800-1802; архит. Д. Балашов) в Москве. В Скорбященском храме на Ордынке в Москве в 1783-1791 гг. архит. Баженовым была построена элегантная 3-ярусная цилиндрическая К. В эпоху ампира и эклектики архитекторы меняли в основном количество ярусов, увеличивали размер и масштаб построек, что не всегда способствовало цельности художественного облика К. Характерна в этом отношении гигантская К. Успенского собора в Харькове (1821-1848; архитекторы Е. А. Васильев, А. А. Тон; высота 89,5 м) и квадратная в суховатых формах ампира К. ц. ап. Иоанна Богослова в Коломне (1826-1846). К. при Успенском соборе во Владимире (10-е гг. XIX в.; архит. А. Н. Вершинский) в смешанных формах классицизма и псевдоготики сама по себе гармонична, но ее колоссальный размер подавляет древний собор.

http://pravenc.ru/text/1841778.html

Г. А. Бейкера). Гэндону принадлежит проект однонефной церкви в Кулбанагере (графство Лишь; 1785). В XIX в. упразднение автономии И., а также тот факт, что большая часть знати уехала из страны, повлекли за собой упадок строительства по частному и гос. заказу, но не в церковной среде. От 1800-1830 гг. уцелело ок. 60 католических приходских церквей, и еще ок. 170 - от 1830-1845 гг. Великий голод в 1845-1849 гг. затормозил строительство храмов, но уже за 1-ю треть XIX в. в И. было построено более 600 англикан. церквей. На момент отделения от гос-ва в 1871 г. англикан. Церковь Ирландии имела 1628 храмов, более 2/3 из них сохранилось. Англикане, владевшие всеми старыми храмами, строили зальные приходские церкви, к-рые обычно размещались в ключевых точках городов (ц. св. Стефана на Маунт-стрит в Дублине; 1821; архит. Дж. Боуден). В католич. храмостроительстве были особенно востребованы традиции неоклассики. Ярким примером неогреч. стиля является католич. «про-собор» Девы Марии в Дублине (1814-1825; проект Дж. Суитмена (?), портики и колокольня 1834-1844; архит. Дж. Кин), построенный по образцу парижской ц. Сен-Филипп-дю-Руль (1774-1784; архит. Ж. Шальгрен). В это же время в городе был возведен ряд крупных католич. храмов в разных вариациях неоклассицизма: ц. св. Франциска Ксаверия (1829-1832, 1851-1852; архитекторы Б. Эсмонд, Дж. Кин), ц. св. Николая (1832; архит. Дж. Лизон), ц. св. Андрея на Уэстленд-роу (1832-1837; архит. Дж. Болджер), церкви св. Павла (1835-1837) и св. Авдуена (1841-1846) (обе архит. П. Бёрн). В др. городах И. лучшими образцами неоклассицизма являются отличающаяся своим интерьером доминиканская ц. Девы Марии в Корке (1832-1839; архит. К. Дин), ц. св. Патрикия в Корке (1832-1836; архит. Дж. Пейн), построенная в виде античного храма пресвитерианская церковь в Портаферри (графство Даун; ок. 1840; архит. Дж. Миллар), монументальный собор св. Мела в Лонгфорде (1840-1863; архитекторы Дж. Кин, Дж. Бурк; 1889-1893; архит. Дж. Ашлин), ц. Девы Марии в Клонмеле (графство Типперэри; 1850-1856; архит. Дж. Кин). Среди поздних неоклассических храмов выделяются 3-нефная францисканская ц. Непорочного зачатия (1876-1879) и крестообразная в плане иезуитская ц. св. Иосифа (1904) (обе в Лимерике).

http://pravenc.ru/text/674067.html

Неороманские элементы присутствуют в архитектуре костела Непорочного зачатия Девы Марии в вильнюсском р-не Зверинец (Жверинас, строительство начато в 1911). Костел Воскресения Христова в Каунасе. 1934 г. Архит. К. Рейсонас. Фотография. 2010 г. Костел Воскресения Христова в Каунасе. 1934 г. Архит. К. Рейсонас. Фотография. 2010 г. Для храмового строительства приглашали и зарубежных архитекторов. Так, неоготический храм в честь Вознесения Господня с башней (высота 76 м) в Паланге (1897-1907) строил швед. архит. К. Страндман. Неоготические черты (башни с машикулями, арочные окна) появились в реконструированных замках в Раудоне на берегу Немана, в Раудондварисе на берегу Нявежиса. Ступенчатые фронтоны в духе готики украшают фасады жилых домов XIX в. (напр., на ул. Вильняус в Каунасе). В позднем храмостроительстве Л. выдающимся примером стиля «функционализм» является храм Воскресения Христова в Каунасе - базиликального типа, с высокой колокольней, доминирующей в городской застройке (1934, архит. К. Рейсонас; восстановлен в 2004). Представляют интерес возведенные в том же стиле костелы Пресв. Девы Марии Царицы Мира в Нов. Вильне (строительство началось в 1938), Пресв. Девы Марии Царицы Мира в Клайпеде (строительство завершено в 1960, по проекту Ю. Балтренаса, выполненному в 1938) и храм св. Юргиса Матулайтиса в Вильнюсе (1991-1996). В гражданском строительстве межвоенного периода наиболее примечательна застройка Каунаса, бывшего в тот период столицей Литовской Республики. Большинство сооружений выстроено в стилистике функционализма, неоклассицизма и неоренессанса: здания Литовского банка (1924-1929, архит. М. А. Сонгайло), дворец корпорации студентов «Новая Литва» (1928, архит. Э. Фрикас), здание пожарного управления округа Каунас, Дворец юстиции (оба 1930, архит. Фрикас), Дом Союза сельскохозяйственных кооперативов «Лиетукис» (1930), Сельскохозяйственная палата (1930-1931, архит. Рейсонас), Музей культуры Витовта Великого (1930-1936, архитекторы В. И. Дубенецкий, Рейсонас, Крищюкайтис), промышленная, торговая и ремесленная палата (1939, архит.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

А. А. Авдеев), Успенской в Гурзуфе (1887-1890, архит. М. Н. Чичагов; не сохр.), Никольской в с. Мазанка (1882-1899, архит. М. С. Коморицкий), ап. Луки близ с. Кудрино (1904), прор. Илии в Евпатории (1911-1918, архит. А. Л. Генрих) и собора свт. Николая в Евпатории (1893-1899, архит. А. О. Бернардацци). В рус. стиле возведены Воскресенская ц. близ пос. Форос (1888-1892, архит. Н. М. Чагин), собор блгв. кн. Александра Невского в Ялте (1891-1902, архитекторы Н. П. Краснов и П. К. Теребенев), ц. арх. Михаила в Алупке (1903-1908) и Покровская ц. в с. Войкове Первомайского р-на (1903-1910, архит. Х. К. Васильев). В неорусском стиле - ц. свт. Николая в Н. Массандре (1916, архит. В. Н. Максимов). В духе средневек. кавказской архитектуры построены Преображенская ц. в имении Харакс в Гаспре (1906-1908, архит. Краснов) и арм. ц. Сурб-Рипсиме в Ялте (1909-1914, архит. Г. М. Тер-Микелов). П. С. Павлинов Старообрядчество Небольшие группы старообрядцев во 2-й пол. XIX в. стали заселять аулы в К., опустевшие после выезда значительной части крымских татар в Османскую империю. Первая старообрядческая община в К. появилась в 1874-1876 гг. в с. Мама Русская Феодосийского у. (ныне Курортное Ленинского р-на). Село основали выходцы из Нижегородской губ., переселившиеся на побережье Азовского м. для занятий рыбным промыслом, позже к ним прибавились выходцы из старообрядческих уездов Черниговской губ. В письме Керченского благочинного в Таврическую консисторию от 23 сент. 1884 г. впервые упоминается, что раскольники имеют в Маме Русской молельню, при ней уставщика, крестьянина Черниговской губ. Власа Никитина. По данным Таврического епархиального миссионерского комитета за 1897 г., в Еникале жили 49 беспоповцев . Последователей Белокриницкой иерархии насчитывалось 24 чел. в Керчи и 288 чел. в Феодосийском у. (община в Маме Русской и небольшая группа в Казантипе). На рубеже XIX и XX вв. появилась община старообрядцев в Симферополе. 14 дек. 1900 г. делегация крымских старообрядцев встретилась в Ялте с С.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Рихтер (?)) с 5-главым бесстолпным 2-светным кубическим четвериком и кокошниками. К тому же типу относится ц. Спаса Нерукотворного в Б. Свинорье Наро-Фоминского р-на (1892-1895, архит. Крыгин) с массивными наборными наличниками. Классическая схема кораблем положена в основу Покровской ц. в Жестылёве Дмитровского р-на (1899-1904, архит. С. К. Родионов). Трехчастная композиция с боковыми приделами и горкой кокошников с пятиглавием над четвериком характерна для ц. Св. Троицы в Драчёве (городской окр. Мытищи; 1899-1905, архит. Н. Д. Иванов, заказчик Ф. А. Седов). Мн. храмы русского стиля тяготеют по композиции к центричности. Крупнейший в Подмосковье приходский храм - квадратная 5-главая 4-столпная с шатровой колокольней Покровская ц. в Черкизове Пушкинского района (1899-1903, архит. В. П. Десятов) - имеет необычный 2-ярусный барабан центральной главы и угловые главы на горках кокошников, аналогичные Воздвиженскому храму в Дарне (1893-1895, архит. С. В. Шервуд), где шатровые главы подобны ярусным. Выразительна массивная однокупольная ц. Св. Троицы в Троицком Истринского р-на (1904-1913, архит. М. Н. Литвинов, заказчик С. М. Попов) с крестообразным планом, крупной луковичной главой и оригинальной шатровой колокольней. Тип 4-столпного храма с высокими закомарами, пониженными углами и тройными арками на фасадах, но с деталями рус. стиля развит в ц. Вознесения Господня на Городке в Павловском Посаде (1908, архит. Десятов; колокольня по первоначальному проекту выстроена в 10-х гг. XXI в. на новом месте). Церковь в честь Св. Троицы в Щурове. Архит. М. К. Геппенер. 1892–1907 гг. Фотография. 2014 г. Еще одним ярким направлением архитектуры посл. четв. XIX в. был визант. стиль - стилизация форм визант. зодчества. Характерными чертами этого стиля являются центрические композиции, полусферические купола с выделенными архивольтами арочных окон барабана, часто полосатая кладка стен и предпочтение арочных форм килевидным; нередко, впрочем, мотивы узорочья смешиваются с визант. декором.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010