Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИФАНИЙ (Абрамов Евфимий Кузьмич; 1885 - 17.09.1965, Куйбышев (ныне Самара)), архиеп. Самарский (Куйбышевский), Московский и всея Руси Русской Древлеправославной церкви (см. Беглопоповцы ). Весной 1950 г. настоятель куйбышевского беглопоповского храма в честь Покрова Пресв. Богородицы Евфимий Абрамов принял иноческий постриг с именем Епифаний. 26 мая того же года в Москве состоялась его хиротония во епископа Куйбышевского, к-рую совершили глава беглопоповцев архиеп. Новозыбковский, Московский и всея Руси Иоанн (Калинин) и Новозыбковский еп. Макарий (Кузнецов). Е. был поставлен на кафедру вместо скончавшегося в 1946 г. Куйбышевского еп. Павла (Тимонина). На состоявшемся 9 нояб. 1955 г. совещании епископов, в к-ром участвовали ушедший на покой архиеп. Иоанн (Калинин; председатель), Белебеевский и Белорецкий еп. Евсевий (Самарцев) и Е., последний был избран главой старообрядческой иерархии древлеправосл. христиан (беглопоповцев). 13 нояб. 1955 г. в московском храме во имя свт. Николы был совершен чин возведения Е. в сан архиепископа. В период возглавления Е. Древлеправославной церкви ее адм. и духовным центром являлся куйбышевский Покровский храм - кафедра архиепископа, Е. жил в Куйбышеве. Вскоре после получения регистрации в качестве архиепископа Куйбышевского, Московского и всея Руси (дек. 1955) Е. просил власти о «подборе здания под старообрядческую церковь и при церкви одну комнату под епископию» (ГА Самарской обл. Ф. 4089. Оп. 1. Д. 30. Л. 50). После получения разрешения в Куйбышеве для канцелярии архиепископа был приобретен дом 101 на Декабристской ул. Деятельность Е. оказалась в центре внимания уполномоченного Совета по делам религ. культов при Куйбышевском облисполкоме. В дек. 1955 г. уполномоченный докладывал председателю Совета И. В. Полянскому о том, что Е. прикладывает усилия для учета всех священников-беглопоповцев, как служащих, так и состоящих за штатом. По сообщению уполномоченного, Е.

http://pravenc.ru/text/190081.html

Никодим (Преображенский Николай Иванович), еп. Забайкальский и Нерчинский Родился в 1856 году в семье священника Калужской епархии. Первоначальное образование получил в доме родителей. В 1879 году окончил Калужскую духовную семинарию и постуил в Московскую духовную академию. 7  ноября 1882 года пострижен в монашество, а 6 декабря рукоположен во иеродиакона. I мая 1883 года рукоположен во иеромонаха. В этом же году окончил академию со степенью кандидата богословия и 27 августа был назначен смотрителем Коломенского училища· 28 янв.1885 года – смотритель Звенигородского училища. 4 мая 1888 года – инспектор Томской духовной семинарии. 14 авг.1889 года – ректор Иркутской духовной семинарии. 8  сент. того же года возведен в сан архимандрита. 10 мая 1893 года хиротонисан во епископа Киренского, вик. Иркутской епархии. Хиротония состоялась в Вознесенском монастыре г.Иркутска. С 14 окт.1896 года – епископ Якутский и Вилюйский. С 27 сент.1898 года – епископ Забайкальский и Нерчинский. 24 дек.1893 года уволен на покой в Мещовский монастырь Калужской епархии. Скончался в 1905 году. Литература: «Церк. Вед.” 1893, 36, стр.285. -“- 1896, 43, стр.389. -“- 41, стр.379.· -“- «Приб. к “ЦБ” 1894, I, стр.20–22. -“- 1897, 14, стр.534. -“- 50,стр.1966. Булгаков, стр.1400, 1401, 1417.· БЭС т.1, стб.955. БЭЛ m.V, стб.1032–1033. «Состав Св.Прав.Всер.Спи. и Рос.Церк.Иерархии на 1905 год», стр.258. «Списки архиереев Иерархии Зсерос.» СПБ, 1896, 544, стр.83. Никодим(Ротов Борис Георгиевич), митр.Ленинградский и Ладожский Родился в 1929 году в д.Фролово, Кораблинского района Рязанской области. По окончании средней школы поступил в Рязанский педагогический институт. В 1947 году пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. 20 ноября 1949 года рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем церкви Рождества Христова в с.Давыдове, Ярославской области. С 7 авг.1950г. – настоятель Димитровского храма в г.Угличе и благочинный округа. В 1950 году поступил на заочный сектор Ленинградской духовной семинарии, по окончании семинарии поступил в Ленинградскую духовную академию, которую окончил в 1955 году со степенью кандидата богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Остроухов Петр Александрович Родился в 1885 г. в Рязани. Окончил гимназию в Красноярске в 1903 г., экономическое отделение Санкт-Петербургского политехнического института, за дипломную работу был удостоен звания кандидата экономических наук и оставлен при кафедре политэкономии для подготовки к профессорскому званию. В 1916–1918 гг. преподавал в Политехническом институте и руководил практическими занятиями по теории хозяйственного быта России. Одновременно преподавал политэкономию в Выборгском 8-классном коммерческом училище Петрограда и по поручению Нижегородского ярмарочного комитета собирал материалы по истории торговли на Нижегородской ярмарке в XIX в. С 1920 г. в эмиграции в Чехословакии (Прага). Преподавал на Русском юридическом факультете. В 1922–1944 гг. преподавал в Русском народном, затем в Свободном университете (Прага). Принимал участие в работе его музейной комиссии. Председатель Русского исторического общества в Праге, в 1941–1945 гг. участвовал в работе Русской ученой академии в Праге, в 1941–1943 гг. работал в Объединенном русском профсоюзе в Чехословакии (1941) и в Русском православном приходе церкви св. Николая в Праге. Скончался в 1965 г. 1. 23 июля 1957 г. Ваше Преосвященство, глубокочтимый Владыко. Прежде всего позвольте мне от всего сердца поблагодарить Вас за благословение и привет, которые вы мне послали в письме к Петру Николаевичу 223 . Через П[етра] Н[иколаевича] мы познакомились, хотя никогда друг друга не видели. Я уже много лет, с благословения приснопамятного Владыки Сергия 224 (недавно в Бозе почившего архиепископа Казанского), читаю и прислуживаю, как доброволец, в нашей домовой Николаевской церкви по субботам и воскресеньям, а если позволяет работа, то и по иным праздникам. Меня влечет к себе наша православная служба с гимназических лет, я испытываю восторг перед ее величием. Я каждый день благодарю Бога за то, что Он дал мне возможность хоть под конец жизни (ведь мне уже 72 года) принимать скромное участие в богослужении в качестве чтеца. Вот с пением у меня плохо: голос есть, а слух неважен.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Антоний (Храповицкий Алексей Павлович), митр.Киевский и Галицкий Родился 17 марта 1863 года в семье старого новгородского дворянина-помещика, общественного деятеля, бывшего генерала и героя войны 1877–1878 гг. (в НЭС m.III, стб.67, БЭС m.I, стб.197 и БЭЛ m.I, стб.904 ошибочно указана дата рождения 1864 г. См. «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии» на 1917 г., стр.41). Воспитанный матерью в церковно-аскетическом духе, он после окончания гимназии с золотой медалью, по глубокому влечению сердца к науке боговедения, поступает в С.-Петербургскую Духовную Академию. В ранней молодости Алексей Храповицкий находился под большим влиянием Достоевского, часто посещал его, много с ним беседовал, утверждаясь в христианстве, православии и монашестве. Друзья Храповицкого предполагали, что не с него ли Достоевский писал Алешу Карамазова, тем более, что и имя было одно и то же. В конце 4-го курса Академии Алексей принял монашество с именем Антония и в 1885 г. был рукоположен во иеромонаха. Жизнь он вел скромную и строгую, выполнял обеты монашества. В 1885 г. по окончании Академии Антоний был оставлен в ней в качестве профессорского стипендиата и в то же время, исполняя должность помощника инспектора Академии с 1885 по 1686 год. В 1886 г. назначен преподавателем Гомилетики, Литургии и Каноники в Холмскую духовную семинарию. В 1887 г. был избран исполняющим должность доцента Петербургской Духовной Академии по кафедре Св.Писания Ветхого Завета. В «Церк.Вестнике» за 1891 год упоминается как преподаватель по кафедре «Введение в круг богословских наук» той же Академии до 1890 г. В 1888 г. получил степень магистра богословия после защиты диссертации на тему: «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности.» В том же году утвержден в звании доцента Академии. В 1809 назначен исполняющим должность инспектора Петербургской Духовной Академии. В 1890 получил назначение на должность ректора Петербургской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита, а через несколько месяцев перемещен на должность ректора в Московскую Духовную академию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Гурий (Буртасовский Сергей), еп. Симбирский и Сзыранский Родился в 1845 году 30 июня в семье диакона г. Казани. В 1868 году по окончании Казанской духовной семинарии поступил в Казанскую духовную академию. 16 марта 1871 года пострижен в монашество, будучи студентом академии. 4 июня 1872 года рукоположен в сан иеромонаха и по окончании академии со степенью кандидата богословия 16 июня того же года назначен на должность преподавателя Иркутской духовной семинарии. 23 ноября 1877 г. переведен на должность смотрителя Иркутского духовного училища. 14 янв.1879 г. возведен в сан архимандрита. 12 сент.1880 г. назначен начальником Иркутской Духовной Миссии и настоятелем Ниловой пустыни. 30 дек. этого же года, как опытный в духовно-просветительной деятельности, переводится на должность и.о.ректора Благовещенской духовной семинарии. С 8 февр.1885 г. – ректор той же семинарии. 22 июля 1885 г. хиротонисан во епископа Камчатского. Курильского и Благовещенского. На этой кафедре он пробыл до 1892 года, когда получил назначение на кафедру епископа Самарского и Ставропольского. Характеристика и критика работы Преосв. Гурия на Дальневосточной кафедре дана в письмах Н.И.Ильминского к обер-прокурору Святейшего Синода К.П.Победоносцеву , печатавшихся в журнале «Православный Собеседник» за 1897 год. Он пишет, что проводя на Дальнем Востоке большую миссионерскую работу среди местного населения Преосвящ. Гурий находил неудовлетворительными существующие миссионерские школы при станах и вместо них предлагал устроить одну общую школу для детей вообще всех национальностей с пансионом на 50 человек, при двухгодичном курсе по программе школ церковно-приходских. Она должна быть устроена в Хабаровске и состоять под покровительством гражданского начальства, которое примет на себя заботу доставлять в нее детей. Приходится удивляться, как Преосв. Гурий, обучавшийся в Казанской духовной академии, тогда когда уже вполне устроилась и развилась Казанская крещено-татарская школа, процветало братство св. Гурия, выяснились и определились основы и способы инородческого просвещения и устройства миссионерских школ, мог придумать меры и способы далеко несогласные с Казанскими, уже на опыте оправдавшимся порядками. Его мысль собрать детей разноплеменных в одну центральную школу, по-видимому, без всякой подготовки, на двухлетний курс, не имеет практической целесообразности и основательности. Одного уже этого принудительного или вернее насильственного разлучения на долгое время детей с их родными и родиной достаточно, чтобы возбудить общее неудовольствие против этой школы со стороны детей и всего инородческого населения, а это в самом начале подорвет просветительное действие задуманной школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Настала пора, когда я вновь зову вас за собою " (окончание) 26.02.2007 495 Время на чтение 26 минут Граф Ф. А. Келлер с детьми: Павлом (1883-1980) - справа; Александром (1887-1944) и Елизаветой (1885-1965) - сидят Отношение Ф. А. Келлера к происходящему в 1918 году на Украине не было однозначным. С одной стороны, создание независимого украинского государства и немецкая оккупация были для него неприемлемыми, с другой - некоторые обстоятельства давали надежду на изменение ситуации к лучшему. Это прежде всего касалось деятельности монархических организаций в Киеве и надежд на появление вооруженной силы, открыто провозгласившей бы борьбу за восстановление монархии. Предполагая, видимо, что кадры армии Украинской державы могут быть впоследствии использованы для создания армии монархической, Федор Артурович открыто не осуждал П. П. Скоропадского. В гетманских войсках было немало сослуживцев Ф. А. Келлера, с которыми он воевал на фронте Великой войны (генерал от инфантерии А. Ф. Рагоза, полковник А. В. Сливинский, генерал-майор В. В. Чеславский и др.), что делало вполне реальным использование кадров армии Украинский державы для строительства новой вооруженной силы. Очевидно, что нахождение больше года вне каких-либо дел, связанных с армией и политикой, тяготило Федора Артуровича. Разыгрывающиеся в стране события не позволяли ему оставаться безучастным. Летом 1918 года он совершил поездку на Юг России, побывал в Екатеринодаре, только освобожденным к тому времени от большевиков Добровольческой армией, и Крыму, где жила вдовствующая Императрица Мария Федоровна. Главной целью поездки была встреча с руководством Добровольческой армии - Верховным руководителем генералом М. В. Алексеевым и Командующим - генералом А. И. Деникиным. Федор Артурович, наблюдавший за событиями со стороны, не видел на тот момент ни одной приемлемой для себя силы, определенно и без немецкого участия выдвинувшей бы лозунг восстановления монархии. Не стала ею и Добровольческая армия, официально придерживавшаяся непредрешения будущего политического устройства России.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Модест (Стрельбицкий Даниил Константинович), архп.Волынский и Житомирский Родился 17 декабря 1823 года в семье священника с.Зиновицы Литинского уезда Каменец-Подольской епархии. В 1848 году окончил семинарию со званием студента. 17 дек.1848 года пострижен в монашество. 30 января 1849 года рукоположен во иеродиакона, а 2 февраля – во иеромонаха. С 1849 года – учитель певчих архиерейского дома. В 1854 году окончил Киевскую духовную академию и определен смотрителем Слуцких духовных училищ Минской епархии. 25 дек.1856 года возведен в сан игумена. 31 марта 1859 года удостоен степени магистра богословия. С 14 дек.1860 г. – инспектор Минской семинарии. 3 апр. 1862 г. возведен в сан архимандрита и 31 авг. – перемещен инспектором в Литовскую духовную семинарию. С 12 окт.1866 г. – инспектор Черниговской духовной семинарии. С II дек.1868 г. – ректор Иркутской семинарии. С 1871 года состоял редактором Иркутских Епархиальных Ведомостей. 10 апр.1877 года хиротонисан во епископа Екатеринбургского, вик.Пермской епархии. С 9 дек.1876 г. – епископ Люблинский, вик.Холмско-Варшавской епархии. С 7 июня 1885 года – епископ Нижегородский и Арзамасский. С 25 ноября 1889 года – епископ Волынский и Житомирский. 20 окт.1890 года награжден золотим наперстным крестом, украшенным бирюзой и бриллиантами. 15 мая 1892 года возведен в сан архиепископа. 6 мая 1901 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Скончался 13 апреля 1902 года. В Волынской епархии заботился о восстановлении православия, оживлении историко-археологических воспоминаний, о возобновлении иноческих обителей и храмов. В личной жизни был строгий подвижник, обладал необыкновенной аскетической выносливостью и терпением. Труды: «О Слуцких князьях». « Григорий Палама , митрополит Солунский, поборник православного учения о Фаворском свете и о действиях Божиих». Киев, 1860. «Краткие сказания о жизни и подвигах преп.отец дальних пещер Киево-Печерской Лавры». Киев, 1885. «Киев – о древнейшем существовании православия " · «О русской народности в Галиции».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Статистика Швейцер Альберт Альберт Швейцер (нем. Albert Schweitzer; 14 января 1875, Кайзерсберг, Верхний Эльзас — 4 сентября 1965, Ламбарене) — немецкий теолог, философ, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира (1952). Швейцер родился в Кэйзерсберге (Верхний Эльзас, принадлежавший в те годы Германии; ныне — территория Франции), в семье бедного протестантского пастора Луи Швейцера и его жены Адели, урождённой Шиллингер, также дочери пастора. В 1884—1885 гг. Альберт учился в реальном училище в Мюнстере, затем в гимназии в Мюльхаузене (1885—1893). В октябре 1893 года Швейцер поступает в Страсбургский университет, где изучает одновременно теологию, философию и теорию музыки. В 1894—1895 годах — солдат в германской армии, при этом продолжает посещать лекции по философии. Осенью 1898 — весной 1899 гг. Альберт Швейцер живёт в Париже, слушает лекции в Сорбонне, пишет диссертацию о Канте, берет уроки органа и фортепьяно, летом 1899 года продолжает свои учёные занятия в Берлине и к концу года защищает в Страсбурге диссертацию и получает степень доктора философии, а в 1900 г. ещё и звание лиценциата теологии. В 1901 году выходят первые книги Швейцера по богословию — «Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчетах» и «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса», весной 1902 г. он начинает преподавать на богословском факультете Страсбургского университета. В 1903 году на одной из своих проповедей знакомится со своей будущей женой Еленой Бреслау. В 1905 году Швейцер принимает решение посвятить остаток жизни медицине и становится студентом медицинского факультета того же Страсбургского университета, одновременно продолжая свои научные труды: в 1906 году выходит его теологическое исследование о поисках «исторического Иисуса» под названием «От Реймаруса до Вреде» и эссе о немецком и французском органостроении, он впервые едет на гастроли в Испанию. В 1908 году выходит его расширенный и переработанный немецкий вариант «Баха». Он принимает активное участие в работе органной секции венского конгресса Международного музыкального общества. В 1911 году сдает экзамены на медицинском факультете и выпускает в свет книгу о мистицизме апостола Павла. В 1912 году женится на Елене Бреслау. В 1913 году заканчивает диссертацию на тему «Психиатрическая оценка личности Иисуса» и получает степень доктора медицины.

http://lib.cerkov.ru/authors/871

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОТСВАНА [англ. The Republic of Botswana], гос-во на юге Африки. Территория: 600,4 тыс. кв. км. Столица: Габороне (213 тыс. на 2002 ). Крупные города: Франсистаун, Селеби-Пхикве, Молепололе, Канье. Гос. язык - сетсвана и англ. География. Граничит с ЮАР на юге, с Намибией и Замбией на западе и севере, с Зимбабве на востоке. Занимает территорию обширной бессточной впадины Калахари, к-рую окружают плато. Климат на юге субтропический, резко континентальный, на севере тропический. Население: ок. 1,6 млн чел. (на июль 2002), в основном представлена народами группы банту (тсвана (сетсвана) - 79%, каланга - 11, васарва - 3% и др.), белое население составляет 7%. Ок. 80% населения сосредоточено в вост. и юго-вост. районах, пограничных с ЮАР и Зимбабве. Государственное устройство. Б.- республика, член Содружества наций. Действует Конституция 1966 г. Глава гос-ва и правительства - президент. Законодательная власть принадлежит президенту и Законодательной ассамблее. Совещательный орган при правительстве - Палата вождей. Коренное население Б.- бушмены (саны). Начиная с VIII в. племена банту постепенно оттесняли бушменов во внутренние районы пустыни Калахари и дельту р. Окаванго. В XVIII в. в стране появились первые европейцы. К нач. XIX в. банту объединились в неск. крупных независимых друг от друга племенных союзов. В первые десятилетия XIX в. они вели частые кровопролитные войны с племенами зулу. С сер. 50-х гг. буры приступили к захвату земель тсвана (бечуаны). В 1885 г. англ. администрация объявила юж. часть страны до р. Молопо англ. колонией («территория Бечуаналенд»), а сев. и зап. области - протекторатом Бечуаналенд. В июне 1964 г. Великобритания приняла решение предоставить «территории Бечуаналенд» также статус протектората, в 1965 г. после введения внутреннего самоуправления состоялись первые выборы в Законодательный совет. С 30 сент. 1966 г. страна получила независимость и стала называться Б. Религия

http://pravenc.ru/text/153261.html

Николай (Зиоров Михаил Захарович), архп. Варшавский и Привисленский Родился 21 мая 1851года, в семье протоиерея Херсонской губернии в г.Новомиргороде. Первоначальное образование получил в дворянской Златопольской гимназии, а по окончании ее еще и в Одесской духовнойсеминарии. В 1875 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и 10 октября назначен учителем Рязанской духовной семинарии. 30 сент. 1883 г. – и.д. инспектора Вологодской духовной семинарии. 6 ноября 1885 г. – инспектор Могилевской духовной семинарии. 25  сент.1887 г. пострижен в монашество, 27 сент. рукоположен во иеродиакона, I окт. – во иеромонаха и 16 ноября назначен ректором Могилевской духовной семинарии. 22 нояб.1887 г. возведен в сан архимандрита. 30 мая 1889 г. – ректор Тифлисской духовной семинарии. 29 сент.1891 г. хиротонисан во епископа Алеутского и Аляскинского. С 1897 года – почетный член Казанской духовной академии. 14 сент. 1898 года вернулся из США в Россию и был назначен епископом Таврическим и Симферопольским. С 23 сент. 1903 года – почетный член Московской духовной академии. 26  марта 1905 года возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Тверским и Кашинским, но по болезненному состоянию на кафедру не поехал. С 8 апр.1905 по 1908год был на покое в одном из монастырей Таврической епархии. С 15 июля 1906 года состоял членом Государственного Совета от монашествующего духовенства. С 5 апр.1908 года – архп. Варшавский и Привислепский. В 1912 году поремзиран в члены Государственного Совета от монашества к белого духовенства. Скончался 20 декабря 1915 года в Петрограде. Это был иерарх, одаренный богатыми способностями, всесторонне образованный, прекрасно владеющий даром слова и живой по темпераменту. Духовный писатель. В бытность свою в Рязани, Вологде, Могилеве и в Тифлисе работал во многих благотворительных учреждениях, попечительствах, братствах. Был редактором «духовного Вестника Грузинского Экзархата». Участвовал в собеседовании с раскольниками. Многотрудился по устройству и преумножению церковно-приходских школ на Кавказе.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010