Иероним (Экземпляровский) Иероним (Экземпляровский Илья Тихонович), архп. Варшавский и Привисленский. Родился 20 июля 1836 года в семье священника. В 1852 году окончил Владимирское духовное училище. В 1857 г. окончил духовную семинарию, а в 1861 г. – Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия, и 25 окт. назначен учителем в Черниговскую духовную семинарию. В 1862 г. – преподаватель Киевской духовной семинарии. 30 июня 1870 года удостоен степени магистра богословия. 19 сент. 1871 г. рукоположен во священника к церкви свв. Петра и Павла в Киеве и определён законоучителем Коллегии Павла Галагана и Киевской 1-й гимназии. 15 марта 1877 года возведён в сан протоиерея. С 1882 г. – благочинный Киево-Подольской церкви. 27 июля 1885 года пострижен в монашество, а 28 июля – возведён в сан архимандрита. 3 ноября 1885 года хиротонисан во епископа Чигиринского, вик. Киевской епархии. Хиротония состоялась в Софийском кафедральном соборе в Киеве. С 3 июня 1890 г. – епископ Тамбовский и Шацкий. С 30 апр. 1894 г. – епископ Литовский и Виленский. 6 мая 1895 г. возведён в сан архиепископа. 14 мая 1896 г. награждён панагией с украшениями. С 27 февраля 1898 г. – архиепископ Холмский и Варшавский. С 8 ноября 1899 г. – почётный член Казанской духовной академии. 20–22 февраля 1901 г. подписал постановление Св. Синода об отлучении от Церкви графа Л. Толстого. С 16 июня 1905 г. – архиепископ Варшавский и Привислинский. Скончался 2 ноября 1905 года. Святитель имел особый дар привлекать к себе других духом архипастырской любви, своей замечательной тактичностью, миролюбивой снисходительностью и искреннейшим ко всем доброжелательством. Ещё был у него редкий удивительный дар – это уменье снизойти до каждого, приподнять до своей высоты. Это заставляло в беседе с ним, открывать свою душу, как родному отцу. Когда он делал замечания провинившимся пред ним, то эти замечания начальнические только он один умел высказать так просто, безобидно, мягко, деликатно, хоть иногда и прямо. Слышали – и сколько раз! и его ободряющие слова милости и благодарности и, если можно так выразиться, ласки отеческой. Всех он хотел утешить, всем помочь, всех наградить. Виновных он щадил, в надежде исправления, так что никаких следственных по консистории дел за всё это время почти не было; резких не только карательных, но и повелительных мер избегал, действуя более кротостью вразумления, в надежде, что каждый сам сознает и почувствует лежащий на нём долг. Ссор и раздоров не терпел, тайные доносы и ябеды отстранял, более всего любил и рекомендовал мир, как величайшее благо для священнослужителя, и всегда настойчиво оберегал его.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иннокентий (Беляев) Иннокентий ( Беляев Иван Васильевич), архп. Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. Родился 23 сент. 1862 года в семье священника Владимирской епархии. Первоначальное образование получил в местном духовном училище, а затем во Владимирской духовной семинарии. В 1885 г. окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и 16 авг. 1885 г. назначен преподавателем русской словесности и литературы в женском епархиальном училище в г. Тобольске, а затем преподавателем в Тобольской женской Мариинской гимназии. В 1887 году назначен инспектором классов той же гимназии. Он не имел в виду предаваться монашеским подвигам, а тем более мечтать о высоком служении Церкви Божией в сане епископа. Он думал дни своей жизни окончить в тихой семейной жизни, но Господь судил иначе. Он указал ему иной путь служения. В расцвете своей педагогической деятельности и мирной семейной жизни он лишается своей супруги и детей и остаётся совершенно одиноким. В марте 1895 года принимает монашество с именем Иннокентия, а 26 марта рукополагается в иеромонаха, возводится в сан архимандрита и назначается ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Здесь он, кроме ректорства, назначается председателем епархиального училищного совета, председателем комитета Свято-Духовского братства по изданию народных книг и брошюр, председателем комиссии по устройству народных чтений и т. п. Все эти учреждения, под его председательством широко развивали свою деятельность. Трудясь на общественной деятельности, он, однако, не оставлял научных занятий. В 1898 году он выпустил капитальный учёный труд, посвящённый вопросу «О пострижении в монашество», за который Совет Казанской духовной академии в 1899 году присудил ему учёную степень магистра богословия. 1 августа 1899 года хиротонисан во епископа Сумского, вик. Харьковской епархии. Хиротония состоялась в СПб., в Исаакиевском кафедральном соборе. 10 дек. 1901 года назначен епископом Нарвским, вик. СПб. епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иустин (Полянский Михаил), еп. Уфимский и Мензелинский Родился приблизительно в 1832 году в Воронежской губернии. Сын диакона с. Богатырева. В 1853 году окончил Воронежскую духовную семинарию. В этом же году по благословению архиепископа Воронежского женился на сироте, дочери священника. 25 сент.1854 года возведен в сан диакона, а 26 сент. – в сан иерея. В 1864 году овдовел и I июня архиепископом Иосифом был пострижен в монашество с именем Иустина, а не с именем Митрофана, в честь свят. Митрофана Воронежского , как ему хотелось. Архиепископ Иосиф, будучи прозорливым, знал, что Иустина ожидает не монастырская жизнь, а предлежит ученая дорога по стопам свят. Иустина философа . Назначил новопостриженника народным духовником и проповедником в монастыре и одновременно утвердил педагогом в Воронежское духовное училище. В 1869 году окончил Киевскую духовную академию и назначен преподавателем Харьковской духовной семинарии. В 1870 году удостоен степени магистра богословия за свою диссертацию «Нравственное учение св. отца нашего Исаака Сирина » и назначен инспектором Литовской духовной семинарии. 15 апр.1872 года возведен в сан архимандрита. С 26 дек. 1875 года – ректор Костромской духовной семинарии, одновременно был преподавателем по Догматическому богословию. 27 янв.1885 года хиротонисан во епископа Михайловского, вик. Рязанской епархии. С 10 авг.1885 года – епископ Новомиргородский, вик. Херсонской епархии. С 16 дек.1889 года – епископ Тобольский и Сибирский. Здесь он много потрудился в деле благоустройства Обдорской и других Северных епархиальных миссий. 17 июля 1893 года уволен на покой и назначен управляющим Раненбургской Петропавловской пустынью Рязанской епархии. С 10 дек.1894 года – епископ Рязанский и Зарайский. С 14 окт·1896 года – епископ Уфимский и Мензелинский. С 14 июля 1900 года уволен на покой и снова назначен управляющим Раненбургской пустынью. В июле 1903 года перемещен в Григорьево-Бизюковский монастырь, Херсонской епархии. Скончался 26 сентября 1903 года в глубоком затворе в одной из башен Бизюковского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Александр (Светланов Андрей Иванович), еп.Калужский и Боровский Родился в 1839 году в селе Нижняя Маза, Сызранского уезда, Симбирской губернии. Отец его занимал должность пономаря при местной церкви. Среди убогой обстановки пономарского дома и протекли первые годы жизни будущего святителя. Среднее образование он получил в Симбирской семинарии, по окончании которой в 1860 году 27.IX был рукоположен во священника в село Городищи, откуда перешел в Кильдюшево и, наконец, в село Киртели. Более десяти лет наслаждался о.Андрей тихой, счастливой семейной жизнью. Будучи в инородческом приходе, молодой священник ревностно занялся проповеданием слова Божия, имея редкий дар импровизации. В 1871 году о.Андрей, овдовев, поступил в Казанскую Духовную Академию, которую окончил в 1875 году со степенью кандидата магистра. По окончании Академии был назначен на должность законоучителя Нижегородской классической гимназии. Через пять лет по окончании Академического курса о.Андрей представил в Совет Академии и публично защитил магистерскую диссертацию, на тему: «История иудейства в Аравии и влияние его на учение Корана». За это сочинение был удостоен степени магистра богословия. Получив высшее образование и заняв более высокое положение, он не ограничился проповедями, но уже перешел на более серьезную работу и занялся литературной деятельностью. 24.IX.1883 принял иночество с именем Александра и был назначен ректором Вифанской Семинарии и 25.IX возведен в сан архимандрита. 30.VI.1885 хиротонисан во епископа Можайского, вик.Московской епархии. II.I.1892 переименован во епископа Дмитровского, I-ro вик. Московской епархии. Во время болезни митрополита Леонтия управлял некоторое время Московской митрополией. Добрый, благожелательный, кроткий, всем доступный своей церковно-административной деятельностью он приобрел уважение со стороны Московского духовенства и искреннюю любовь всех москвичей. В то же время Преосвященный Александр продолжал и свою учено-литературную деятельность. Сразу после защиты диссертации им было написано ряд духовно-нравственных сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Алексий (Дородницын Анемподист Яковлевич), архп. Владимирский и Суздальский Родился 2.XI.1859 года в семье дьячка Екатеринославской епархии, Славяносербского уезда, села Успенского. Среднее богословское образование получил в Екатеринославской Духовной семинарии, а высшее в Московской Духовной Академии, которую окончил в 1885 году со степенью кандидата богословия и с правом получения степени магистра без нового устного испытания. В 1886 году был назначен на должность учителя в Херсонское Духовное училище и вместе с тем с июня 1890 года состоял противоштундистским миссионером г.Херсона. В 1890 г. о.Анемподист представил в Совет Московской Академии на соискание степени магистра богословия сочинение: «Церковно-законодательная деятельность Карла Великого». После защиты диссертации в 1891 году утвержден Св.Синодом в ученой степени магистра богословия. В 1892 году о.Анемподист Дородницын получил назначение на должность помощника смотрителя Бахмутского Духовного училища, а с сентября 1894 года был перемещен на должность епархиального миссионера Екатеринославской епархии. В сентябре 1901 года о.Анемподист занял место преподавателя по Обличительному богословию, истории и обличению раскола и местных сект в Черниговской Духовной семинарии. В марте 1902 года пострижен в монашество с именем Алексия и в том же году был посвящен во иеромонаха. В августе этого же года назначен инспектором Ставропольской духовной семинарии. В сентябре 1903 года получил назначение на должность ректора Литовской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. 30 мая 1904 года в Харьковском кафедральном соборе была совершена хиротония архимандрита Алексия во епископа Сумского, вик.Харьковской епархии. Хиротонию совершали: Преосвященный Арсений (Брянцев) , архп.Харьковский и Преосвященный Николай (Зиоров) , епископ Таврический; Симеон (Покровский), епископ Екатеринославский и другие. На хиротонии присутствовало множество народа, желавшего видеть, вообще редкое, а для Харькова в первый раз совершающееся торжество.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Алексий (Молчанов Алексий), Экзарх Грузии, архп. Карталинский и Кахетинский Родился 5 октября 1853 года в селе Люковском, Сарапульского уезда Вятской епархии. Отец Алексия имел большую семью, и первые годы жизни будущего епископа протекали в довольно суровых условиях. Дальнейшую суровую школу жизни он прошел первоначально в Глазовском Духовном училище, а потом в Вятской Духовной семинарии. Жизнь в холоде и голоде, при отсутствии какой-либо серьезной помощи со стороны бедного отца, была настолько трудной, что когда он на полдороге своей семинарской жизни попал в семинарскую бурсу, не отличавшуюся изысканными удобствами, бурсацкая жизнь для молодого богослова все-таки показалась «настоящим раем». Суровые условия жизни однакож отнюдь не ослабили в Алексии ни любви к семинарской науке, ни энергии в изучении ее. В 1876 году он окончил Вятскую Духовную семинарию в числе лучших студентов и мог бы без особых опасений отправиться в Академию, но отсутствие средств с одной стороны и желание испытать свои силы на поприще народного просвещения с другой, удержали его от этого шага. Первоначально он сделался учителем начальной земской школы в селе Сметанском, Иранского уезда, потом псаломщиком Николаевской церкви г.Царевосанчурска, затем заведующим двухклассного Кукарского сельского училища Министерства Народного Просвещения. Работа в вышеуказанных должностях обнимала собой период времени с сентября 1876 года по август 1883 года. Как и следовало ожидать, низшая школа с ее ограниченными запросами не могла удовлетворить любознательную натуру молодого человека, его потянуло в Академию. В 1883 году он женился. Казалось, что женитьбой закрылись для него пути к высшему образованию, т.к. женатых студентов в то время в Духовные Академии не принимали. Но вот молодому учителю улыбнулся счастливый случай: в академической церкви освободилась должность диакона и эту должность предложили занять Алексию Молчанову с правом слушать лекции в Академии. В этом же году он поступил в число студентов Казанской Духовной Академии. Будучи студентом первого курса, он был рукоположен в сан диакона к академической церкви, а в 1885 году – в сан священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Антоний (Вадковский Александр Васильевич), митр.СПБ и Ладожский Родился 3 авг.1846 года в с.Ширингуши, Спасского уезда, Тамбовской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Тамбовском духовном училище, затем окончил Тамбовскую духовную семинарию и в 1870 г. – Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при Академии в качестве доцента по кафедре Пастырского богословия и Гомилетики. В то же время занимался описанием рукописей и старопечатных книг библиотеки Соловецкого монастыря. В 1871 г. получил степень магистра богословия. В 1874 – редактор академического журнала «Православный Собеседник»· В 1879 овдовел, а в 1882 потерял двоих детей. 4 мар. 1883 пострижен в монашество архиепископом Палладием – впоследствии митрополит С.-Петербургский и Ладожский. 6 марта – рукоположен во иеромонаха, а 14 ноября 1883 г. возведен в сан архимандрита и назначен управляющим Казанским Иоанно-Предтеченским монастырем. С 8 ноября 1884 – инспектор Казанской Духовной Академии. В 1885 перемещен на ту же должность сначала в Московскую, а затем в СПБ Духовную Академию. С 15 апр. 1887 – ректор СПБ Духовной Академии. 3 мая 1887 хиротонисан во еп. Выборгского, вик. СПб епархии. 24 окт. 1892 возведен в сан архиепископа и назначен Финляндским и Выборгским. В 1895 удостоен научной степени доктора Церковной Истории. С 1892 избран почетным членом Казанской, Московской и С.-Петербургской Академий. 14 мая 1896 года награжден панагией, украшенной драгоценными камнями. 25 дек.1898 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом СПБ и Ладожским и священно-архимандритом Свято­Троицкой Александро-Невской Лавры. 25 дек.1898 награжден белым клобуком и крестом из драгоценных камней. С 1898 – постоянный член Св.Синода. 6 мая 1900 награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре. 9 июня 1900 назначен первенствующим членом Свят. Синода. 22 апр.1906 избран членом Госуд.Совета. Скончался 2-го ноября 1912 года и погребен в Александро-Невской Лавре на братском кладбище, согласно выраженному им желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Арсений (Стадницкий Авкоентий Георгиевич), митр.Ташкентский Родился 22 января 1862 года, в семье священника Кишиневской епархии. Родом был молдаванин. В 1880 окончил Кишиневскую духовную семинарию и был назначен учителем Единецкого Духовного училища. Высшее образование получил в Киевской духовной академии, которую окончил в 1885 г. со степенью кандидата богословия и со званием магистранта. По окончании академии назначен преподавателем Кишиневской семинарии. В 1895 за свою диссертацию на тему: «Гавриил Бонуласко – Бодони, экзарх Молдовлахийский и митрополит Кишиневский», утвержден в степени магистра богословия. В этом же 1895 г. назначен инспектором Новгородской духовной семинарии и, по принятии монашества 30 декабря, рукоположен 31 декабря во иеродиакона. I января 1896 г. рукоположен во иеромонаха и определен на должность инспектора Новгородской духовной семинарии, а затем определен ректором той же семинарии с возведением в сан архимандрита и настоятеля монастыря св.Антония Римлянина в Новгороде. 10 янв. 1897 г. назначен инспектором Московской духовной академии и исправляющим должность ординарного профессора по кафедре Библейской истории. С 13 марта 1898 г. назначен ректором Московской духовной академии. 28 февр.1899 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, третьего викария Московской митрополии, с оставлением в должности ректора Академии. Хиротония состоялась в Московском кафедральном соборе Христа Спасителя. В 1903 епископ Арсений переведен на самостоятельную кафедру во Псков. В 1904 защитил диссертацию на степень доктора богословия на тему: « Исследования и монография по истории Молдавской Церкви». Часть I-я. «История Молдавской епархии и их святителей со времени основания государства и до наших дней» и утвержден в степени доктора Церковной истории. Обширная педагогическая опытность епископа Арсения и выдающиеся труды его в этой области, привлекли к нему внимание Св.Синода и он был приглашен в 1905 году на пост члена Учебного Комитета при Св.Синоде, где и проявил свои блестящие способности руководителя церковным просвещением в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Источники и литература Die Orthodoxe Kirche in Russland. Dokumente ihrer Geschichte (860–1980). Gottingen, 1988. Fireside Harvey. Icon and Svastika: The Russian Orthodox Church under Nazi- and Soviet Control. Cambridge, 1971. Fletcher, William C. A study in survival. The Church in Russia. 1927–1943. London, 1963. Heyer F. Die Orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1943. Koln-Braunsfeld, 1933. Johannes Chrysostomos. Kirchengeschichte Russlands der neuesten Zeit. 1.–3. Bd. Munchen-Salzburg, 1963–1968. Manuil (Lemesevskij).Die russischen orthodoxen Bischofevon 1893 bis 1965. Bio-Bibliographie. Bis zur Gegenwart erganzt von C. Patock, 1.–4. Bd. Erlangen, 1979–1986. Rossler R. Kirche und Revolution in Russland. Patriarch Tichon und der Sowjetstaat. Wien-Koln-Graz, 1969. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943/Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения. 1990–1998. М., 1999. Алексий II, Патриарх. Православие в Эстонии. М., 1999. Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и приходским советам храмов города Москвы на епархиальном собрании 21 декабря 1995 г. М., 1996. Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Слово на епархиальном собрании духовенства Москвы 23 декабря 1994 г. М., 1995. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1994. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 29 ноября – 2 декабря 1994 г. Документы. Доклады. М., 1995. Барсов Т. В. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1885. Барсов Т. В. Святейший Синод в его прошлом. СПб., 1896. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Т. 1–2. М., 1993. Валентинов А. Черная книга. (Штурм небес.) Сборник документальных данных. Париж, 1925.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

М.В. Шкаровский Именной словарь Александр ( Иноземцев , 1882? – 02.1948), митрополит. В 1913 г. окончил Петербургскую ДА, в 05.1922 г. хиротонисан в Польше во еп. Люблинского. С кон. 1922 по 1941 г. именовался Пинским и Полесским. К 1941 г. в сане архиепископа, в 02.1942 г. был одним из создателей автокефальной Украинской Церкви, возведен в сан митрополита. В 1944 г. из Пинска эвакуировался в Мюнхен, где проживал до своего убийства в 1948 г. Алексий ( ГромадскийАлександр , 3.11.1862–8.05.1943), митрополит. В 1908 г. окончил Киевскую ДА. 21.04.1922 г. хиротонисан в Польше во еп. Луцкого, 3.06.1928 г. возведен в сан архиеп. Гродненского, с 15.04.1934 г. архиеп. Волынский. В 1940 г. перешел в юрисдикцию Московской Патриархии, с 08.1941 г. возглавлял автономную Украинскую Церковь , возведен в сан митрополита. В 1943 г. убит украинскими националистами. Алексий ( СиманскийСергей Владимирович , 27.11.1877–17.04.1970), Патриарх Московский и всея Руси. В 1904 г. окончил Московскую ДА. 28.04.1913 г. хиротонисан во еп. Тихвинского, в 1926 г. возведен в сан архиеп. Хутынского и назначен управлять Новгородской епархией. С 5.10.1933 г. митр. Ленинградский, весь период блокады жил в осажденном городе. С 15.05.1944 г. Патриарший Местоблюститель, 2.02.1945 г. избран патриархом. Анастасий ( ГрибановскийАлександр Алексеевич , 6.08.1873–22.05.1965), митрополит. В 1897 г. окончил Московскую ДА. 29.06.1906 г. хиротонисан во еп. Серпуховского, 6.05.1916 г. возведен в сан архиеп. Кишиневского и Хотинского. В 1919 г. эмигрировал из России. 28.07.1936 г. избран главой РПЦЗ в сане митрополита. До 09.1944 г. проживал в Белграде, затем эвакуировался в Германию. Осенью 1950 г. переселился в Нью-Йорк. 27.05.1964 г. отказался от руководства РПЦЗ, остался ее почетным главой. Антоний ( ХраповицкийАлексей Павлович , 17.03.1863– 10.08.1936), митрополит. В 1885 г. окончил Петербургскую ДА, 7.09.1897 г. хиротонисан во еп. Чебоксарского. В 1906 г. возведен в сан архиеп. Волынского и Житомирского. 17.05.1918 г., будучи председателем Украинского церковного собора, был избран митр. Киевским и Галицким. В 1919 г. эмигрировал в Югославию, с 1922 г. по 1936 г. председатель Архиерейского Синода РПЦЗ (в 1927 г. отделившейся от Московской Патриархии). Скончался и погребен в Белграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010