Значительный вклад в приобщение христиан к борьбе за независимость И. сделал Бхавани Чаран Банерджи, известный под именем Брахмабандхав Упадхьяя (1861-1907). 26 февр. 1891 г. он был крещен англикан. священником. В знак протеста против брит. колониального владычества он отказался от посещений церковных служб, а в сент. того же года в Карачи перешел в католичество. В 1902 г. Упадхьяя совершил путешествие в Европу, где читал лекции об индуизме, встречался с католич. иерархами. По возвращении в И. Упадхьяя продолжил антиколониальную борьбу, в 1907 г. был посажен в тюрьму по обвинению в подстрекательстве к мятежу. Через неск. дней после ареста он умер. В кон. XIX - нач. XX в. исследователи впервые обратились к проблеме взаимоотношений христиан (и христианства) и индийской нации. Упадхьяя был одним из первых индийцев, разрушивших «неразделимое целое», в виде которого воспринимались западная цивилизация и христианство. Другим человеком, внесшим значительный вклад в «национализацию» христианства, был Садху Сундар Сингх (1889-?), член сикхской общины, принявший христианство в 1905 г. Сингх считал, что проповедь христианства может быть успешной только в случае ее ведения на понятном верующим языке. В 1929 г. он отправился в миссионерскую поездку в Тибет. Дальнейшая его судьба неизвестна. В сер. XIX - 1-й пол. XX в. возникли Христианская ассоциация молодежи (1857), Всеиндийская конференция индийских христиан (1910), Студенческое христианское движение (1912), Молодежный христианский совет действия (1938) и др. Европ. миссионеры приветствовали создание ИНК в 1885 г. и призывали христиан вступать в него. Когда стала очевидна независимая от колониальных властей позиция ИНК, строившего идеологию с использованием элементов индуизма, мн. христиане перестали поддерживать ИНК. На позицию миссионеров повлияло решение, принятое властями Британской Индии после первой мировой войны, брать со всех миссионеров клятву о невмешательстве в политику, о подчинении властям и сотрудничестве с ними. Нек-рые миссионеры приняли активное участие в национальном движении: Ч. Ф. Эндрюс (1871-1940), друг М. Ганди, президент Всеиндийского конгресса профсоюзов в 1925 и 1927 гг.; Л. М. Шифф, секретарь Дж. Неру; Э. С. Джонс и др. Последний создал политическую концепцию «Царства Божия», в основе к-рой лежали идеи, заимствованные из доктрин протестантизма, индийского национализма и советского опыта построения социалистического общества (он посетил СССР в 1934). Ключевыми элементами концепции миссионера были освобождение, взаимодействие, социально-экономическая справедливость, равенство. Христианство в независимой И.

http://pravenc.ru/text/389577.html

206. Вероятно, Федотов имеет в виду известные строки из стихотворения Вл. Печерина (1807–1885) в 1836 г. эмигрировавшего из николаевской России и принявшего впоследствии католичество: 207. По всей видимости, речь идет о не изданной в России работе К. Маркса «Разоблачения секретной дипломатии XVIII в.», написанной с откровенных русофобских позиций. 208. Ср.: «Нет ничего труднее национальных характеристик. Они легко даются чужому наблюдателю и всегда отзываются вульгарностью для «своего», имеющего хотя бы смутный опыт глубины и сложности национальной жизни. Хорошо было бы раз навсегда отказаться от однозначных характеристик народной души» ( Федотов Г. П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991, с. 11). 209. Неточная цитата из стихотворения А. Блока (июнь, 1905). В оригинале: 210. Четверостишие из стихотворения М. Зенкевича «Князья» (Сб. «Дикая порфира», 1912). 211. Парафраза строк из стихотворения Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья…» (1855). 212. Куртуазный (фр. courtois) — подчеркнуто вежливый, обходительный, учтивый. Усмотрение своеобразия национального менталитета на основе выделения указываемой Федотовым антитезы характерно и для некоторых современных авторов. См., напр.: Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности. Статья вторая//Новый мир, 1988, 9, с. 229. 213. Печатается по изданию: Федотов Г. П. Мысли по поводу Брестского мира//Федотов Г. П. Лицо России. Париж, YMCA–Press, 1988. 2–е изд, с. 12–15. Сверено с текстом первой публикации А. А. Государевым. 214. По Брест–Литовскому мирному договору (3.05.1918) между Советской Россией и Германией, Австро–Венгрией, Болгарией и Турцией от России отторгались Польша, Прибалтика, часть Белоруссии и Закавказья. Кроме того, она должна была выплатить 6 млрд, марок контрибуций. 215. К проблеме отношения славянского и русского языков Г. П. Федотов вернется в статьях «О стиле в проповеди» (Вестник Р.С.Х.Д. 1926, 2) и «Славянский или русский язык в богослужении» (Путь, 1938, 57). Славянский язык, по мнению Федотова, не отвечает вполне задаче христианизации русской культуры и воцерковления народного сознания. Отсюда языком Церкви должен стать язык русский, связующий церковные и нецерковные слои народа. Практическим шагом на этом пути стал перевод Федотовым «Псалмов» на современный русский язык. Частично он был опубликован в «Новом журнале».

http://predanie.ru/book/219988-stati-191...

968 Эта компиляция была опубликована Сафой как анонимное произведение ( Σθας. Μεσ. βιβλ. 7. Σ. 1–556) и с тех пор в научной литературе обозначается как «Синопсис Сафы». С Феодором Скутариотом автор хроники отождествлен Гейзенбергом: Heisenberg A. Analecta. Mitteilungen aus italienischen Handschriften byzantinischer Chronographen. München, 1901. S. 3 fF. Дополнения к изданию Акрополита Гейзенберг приводит в своем издании Акрополита (Vol. I. P. 275 ff.). 969 См., к примеру, данные в: Bréhier L . L " Église et l’Orient au Moyen Âge. 1921. P. I sv. и 114–115. 970 Греческие редакции: Schmitt J. The Chronicle of Morea. London, 1904. Староитальянская версия: Cronacadi Morea// Hopf C . Chroniques gréco-romanes. Berlin, 1873; старофранцузская версия: Longnon J. Livre de la Conqueste de la Princée de l " Amorée. Paris, 1911; арагонская версия: Morel-Fatio A. Libro de los Fechos et Conquistas del Principado de la Morea. Genève, 1885. 972 Heisenberg A. Nicephori Blemmydae curriculum vitae et carmina. Lipsiae, 1896. В предисловии подробно рассказывается о жизни и сочинениях Влеммида. 973 Emminger K . Studien zu den griechischen Fürstenspiegeln, I. Zum νδρις βασι λικς des Nikephoros Blemmydes. Gymnasial-Programm. Munchen, 1906. См. Также замечания Э. Курца в BNJ 3 (1922). S. 337 ff. и С.Дж. Меркати в BS19 (1947–1948). Р. 182–185. ? 974 Heisenberg . Nicephori Blemmydae. P. 100–119; Bury J. An unpublished poem of Nicephorus Blemmydes//BZ 10 (1901). S. 418–423. 975 Festa N. Theodori Ducae Lascaris Epistolae CCXVII. Firenze, 1898. Среди адресатов на первом месте стоят Георгий Музалон, Никифор Влеммид и Акрополит. В Append. III. S. 290–329 воспроизведены письма Влеммида: 31 послание Феодору II и по одному – эпирскому деспоту Михаилу II и патриарху Мануилу.? 976 Список сочинений Феодора II Ласкаря: Papadopoulos J.B. Théodore II Lascaris, empereur de Nicée. Paris, 1908. P. IX sv.?? 978 Некоторые отрывки опубликованы в: Успенский Ф.И. О некоторых рукописях истории Никиты Акомината в Парижской Национальной библиотеке//ЖМНП. 194 (1877). С. 76. О содержании сочинения подробнее сообщается в: Andreeva M. A propos de l " éloge de l’empereur Jean III Batatzès par son fils Théodore II Lascaris//SK 10 (1938). P. 133–144.??

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2487 Кооперативное издательство «Наука и школа» работало в Петрограде – Ленинграде (1918–1929), издавало научно-популярную и учебную литературу для самообразования, в том числе серии «Введе­ние в науку» и «Россия и Европа». 2488 Заведующим издательством «Academia», основанным в 1922 г. в Петрограде как частное товарищество, был юрист Александр Александрович Кроленко (1889–1970). «Academia» первоначально являлась издательством филологических и философских обществ при Петроградском университете, затем преобразовано в издательство при ГИИИ (1923–1928), в 1929 г. переведено в Москву, в 1938 г. слилось с Гослитиздатом. 2491 С. А. Жебелев крайне негативно относился к «немецкой партии», властвовавшей в Эрмитаже, и сетовал, что в послеоктябрьское десятилетие «у некоторых... слишком много «ученого эгоизма». Он, конечно, должен быть, но в меру и, во всяком случае, не злостным. Заниматься, например, у нас в Эрмитаже лицу, не причастному к Эрмитажу, [стало] очень трудно, почти невозможно. Некоторые «выпады» в статье о Смирнове (SK. 1928. Т. 2. С. 1–16. – И. Т.) именно подчеркивают эти отрица­тельные стороны теперешнего ученого быта, в противоположность прежнему» (см. письмо С. А. Же­белева к H. М. Беляеву в Прагу от 4 февраля 1928 г.: ОДФ ИТИИ АН ЧР. К1–28. 44). По воспомина­ниям Б. Б. Пиотровского, в Отделе древностей Эрмитажа, где в 1920-х гг. работали О. Ф. Вальдгауер, В. В. Струве, Н. Д. Флиттнер, О. О. Крюгер, М. Э. Матье-Ольдерогге, Г. И. Боровка и другие, разго­ворным языком был немецкий. Оппозицию «эрмитажным иностранцам» составляли М. И. Максимо­ва и И. А. Орбели, которого в Отделении древностей все представляли «диким и необузданным» (Пи­отровский È. Б. Страницы моей жизни. СПб., 1995. С. 35, 55–56). 2492 Имеется в виду клад из Пьетроассы (Pietroasa), уезд Бузеу, Румыния (ныне в Национальном музее древностей, Бухарест). Найденный в апреле 1837 г. клад золотых вещей, принадлежавший готскому вождю V–VI вв. н. э., включавший блюдо с фигурными рельефными изображениями в антич­ном духе, массивные фибулы в форме птиц с нарядными подвесками, ажурную восьмигранную вазу, инкрустированную полудрагоценными камнями, браслеты и ожерелья готского стиля. Клад был издан румынским ученым-энциклопедистом, историком, археологом, натуралистом Александру Одобеску (1834–1895): Odobesku (Odobesco) А. 1) Le trésor de Pétrossa. Notice descriptive et historique. Paris, 1885. 152 p.; 2) Tesaurul de la Petrósa. Paris, 1882. Album. 8 stampe chromolitografice; 3) Le trésor de Pétrossa. Historique-description. Étude sur l " orfèvrerie antique. Paris, 1889–1900 (см. переиздание: Odobescu A. Opere. Bucuresti, 1976. T. 4. 1079 p.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. Шевченко, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя и др. Особое значение получили его переводы «Сербской революции» Л. фон Ранке ( Ранке . Српске peboлyцuje. Београд, 1864), «Истории всеобщей литературы» Й. Шера ( Шер J. Ucmopuja опште Београд, 1872) и «Карла XII» Вольтера ( Аруе Ф.-М. Ucmopuja Карла XII. Београд, 1897). Анализируя научную деятельность Н., можно констатировать, что он был одним из основателей современной критической серб. историографии и ряда др. областей серб. науки. Многие его исследования и ныне не утратили своей актуальности, о чем свидетельствует их активное переиздание. Библиогр.: Бuблuorpaфuja списа С. 1911. 24. С. 316-409; С.//Народна ehцukлoneдuja српско-хрватско-словеначка. Загреб, 1928. Т. 3. С. 101-104; Р. Прилози бuблuorpaфuju радова С. 1958. 24. С. 201-218; Живанов М. Бuблuorpaфuja посебних С. Београд, 1965. Год. 17. 5/6. С. 283-297; Прилози бuблuorpaфuju радова С. 1978/1979. 25/26. С. 351-372; Novakovi S.//Српска бuблuorpaфuja. Београд, 1995. 12. С. 73-85. Бр. 55805-55968. Лит.: М. С. као библиотекар//Библиотекар. 1958. Год. 10. 4. С. 296-307; М. М. С. и библиотекарство у Cpбuju//Там же. 1965. Год. 17. 5/6. С. 265-282; Споменица смрти С. Београд, 1967; Novakovi S.//Biographisches Lexicon zur Geschichte Südosteuropas. Münch., 1979. Knj. 3. S. 340-341; Министри просвете Cpбuje, 1811-1918. Београд, 1994. С. 71-73; Cmojah Личност и дело. Научни скуп поводом (1842-1992). Београд, 1995; С. у спомен: О смрти (Споменица). Београд, 1996; С.//Ehцukлoneдuja српске ucmopuorpaфuje. Београд, 1997. С. 540-542; Novakovi S.//Leksikon pisaca Jugoslavije. Novi Sad, 1997. Knj. 4. S. 754-757; М. С. у служби националних и државних интереса. Београд, 2012; Д. С. Државник, научник, библиотекар: Кат. изложбе. Београд, 2015; С. (1842-1915): Поводом 2015. 37. С. 291-305. В. Пузович Рубрики: Ключевые слова: МИРКОВИЧ Лазарь (1885-1968) прот., сербский историк церковного искусства, литургист, археограф, переводчик АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик ГАВРИИЛ (Стефанович Венцелович; ок. 1680 - ок. 1749), серб. иером., переводчик и редактор текстов, книгописец и иллюминатор рукописей ДАМАСКИН (Грданичкий Драгутин; 1892 - 1969), митр. Загребский, духовный писатель, переводчик, собиратель церковных напевов, автор гармонизаций ДАНИЧИЧ Джура (1825 - 1882), серб. филолог, лексикограф, переводчик Свящ. Писания, исследователь и издатель древних текстов

http://pravenc.ru/text/2577747.html

В 1933 г. Киевский гос. ун-т был возрожден. С 1935 г. началось издание научных периодических журналов и сборников. В 1938 г. в составе К. у. было уже 8 фак-тов. В 1939 г. ун-ту присвоено имя Т. Шевченко. Часть преподавательского состава была репрессирована (профессора Н. К. Зеров, И. Ю. Гермайзе, С. А. Ефремов, А. Е. Крымский и др.). В 1941-1944 гг. К. у. находился в эвакуации в г. Кзыл-Орда (ныне Кызылорда) в Казахстане, где вместе с Харьковским гос. ун-том входил в Объединенный украинский гос. ун-т. С 1944 г. занятия проводились в Киеве. В новом уч. г. возобновилась деятельность 80 кафедр. Тогда же был создан фак-т международных отношений (на базе существовавшего с 1919 Киевского техникума международных отношений). В 1958 г. в К. у. действовали 11 фак-тов. С 1959 по 1984 г. было подготовлено ок. 70 тыс. специалистов. 21 апр. 1994 г. по указу Президента Украины К. у. был присвоен статус национального. В 2013 г. в составе К. у. 16 фак-тов, 7 ин-тов, астрономическая обсерватория, ботанический сад, Каневский биосферный заповедник, научная б-ка и др. Исследования по истории Церкви С XIX в. в К. у. формировалось и развивалось светское направление изучения истории Церкви. Ректор ун-та М. Максимович первым на Украине сформулировал основные темы и задачи этого направления, которые нашли отражение в его работах. Впосл. этот метод получил развитие в трудах проф. истории В. Б. Антоновича (1834-1908). С его именем связано создание т. н. Киевской исторической школы, к к-рой принадлежали также Д. И. Багалей, М. С. Грушевский , П. В. Голубовский, И. А. Линниченко и др. С 1885 г. в звании приват-доцента на кафедре истории Церкви начал работать С. Т. Голубев (1848-1920), известный исследователь истории духовных учебных заведений, истории правосл. Церкви XVI-XIX вв., биографий представителей духовенства. С 1891 г. Голубев исполнял обязанности экстраординарного профессора. Грушевский, рассматривавший историю Церкви как неотъемлемую часть развития общественно-политической жизни, опубликовал работу, посвященную истории религ. мысли ( Грушевський М. С. З icmopiï peлiriйhoï думки на Ykpaïhi. Льbib, 1925). Его брат, А. С. Грушевский (1877-1942), не только обучавшийся в К. у., но и получивший здесь звания приват-доцента и профессора, исследовал экономическую сторону жизни мон-рей (см., напр.: Грушевський О. С. З ekohoмiчhoro життя украïнських мohacmupib XVII-XVIII вв.//Украïна. К., 1914. 4. С. 42-48). Аналогичными вопросами занимался проф. В. А. Романовский (1890-1971), работавший на кафедре российской истории (см.: Романовский В. А. Хозяйства монастырских крестьян Любецской сотни в 1767 г.//Юбилейный сб. ст. ист.-этногр. кружка при Ун-те св. Владимира. К., 1914. С. 81-98). Нек-рое время здесь преподавал историк Церкви В. А. Пархоменко (1880-1942). Особое внимание истории Церкви уделяли также выпускники и преподаватели ун-та В. С. Иконников , И. В. Лучицкий, О. И. Левицкий , И. И. Огиенко (см. еп. Иларион (Огиенко) ), А. П. Оглоблин и др.

http://pravenc.ru/text/1684571.html

Тронский И.М. Переводы Греческая литература Алексеев В. Древнегреческие поэты в биографиях и образцах. 1895. Дератани Н. Хрестоматия по античной литературе. Т. I, изд. 4-е, 1939. Нилеядер В. Греческая литература в избранных переводах. 1939. Античные теории языка и стиля. 1936. Античные мыслители об искусстве. Изд. 2-е. 1938. Гомер. «Илиада» – пер Гнедича (1829, неоднократно переиздавался), Минского (1896, 4-е изд. 1935). «Одиссея» – пер. Жуковского (1849, неоднократно переиздавался). Гесиод. Пер. Вересаева (1940), Властова (1885). Гомеровские гимны. Пер. Вересаева (1926). Война мышей и лягушек. Пер. Альтмана (1936) Лирики. Пер. Вересаева, Соч. т. Х (1929); Голосовкер Я. Лирика древней Эллады. 1935. Архилох. Пер. Вересаева (1915). Феогнид. Пер. в изд. «Петрополис» (1922) Алкей. Пер. Иванова (1914). Сапфо. Пер. Иванова (1914), Вересаева (1915). Симонид Кеосский. Пер. вки.: Семенов А. Симояид Кеосский, его жизнь и поэзия. 1903. Линдар. Пер. Мартынова (1827), Майкова (отд оды – «Журн. Мин. Нар. Просв.», 1892. 8 – 10, 1893; 1. 4, 12; 1896, 6. 1898 5), Грабарь-Пассек (в хрестоматии Дератаяи). Эзоп. Пер. Мартынова (1823); избр. басни – Алексеева (1888). Досократики. Маковельский А. Досократики, ч. 1 – 3 (1914 – 1919). Эсхил. Пер. всех трагедий в изд. Academia (1937). «Молящие» – Котелова (Пантеон литературы», 1894 2); «Персы» – Аппельрота (1888); «Семеро против Фив» – Аппельрота (1887); «Орестейя» – Котелова (1883); «Агамемнон» – Радцига (1913); «Прометей» – Аппельрота (1886), Мережковского (1902), Соловьева и Нилендера (1923). Софокл. Пер. всех трагедий в изд. «Памятники мировой литературы», т. I – III (1914 – 1916); Нилендера и Шервинского, т. I [«Эдип-царь», «Эдип в Колоне», «Антигона»] (1936); «Антигона» – Водовозова (1895), Мережковского (1904), «Аякс» – Краснова («Журн. Мин. Нар. Просв.», 1894 5), Шестакова («Варш. Унив. Известия», 1911 1); «Эдип-царь» – Шестакова (1876), Вейсс (1901), Мережковского (1904); «Электра»-Занкова (1891); «Филоктет» – Краузе (1893), Е. М. (1894); «Эдип в Колоне» – Зубкова («Журн. Мин. Нар. Просв.», 1883 10), Мережковского (1902).

http://azbyka.ru/otechnik/6/istorija-ant...

  ВЫРВАННЫЙ КЛЯП   В виде отдельной книги впервые опубликовано издательством «Грассе» в 1945 г. Статьи, составляющие сборник, с августа 1944 г. по март 1945 г. печатались в периодической прессе (преимущественно в газете «Фигаро»). Избранные главы на русском языке публикуются впервые.   В 1830 и в 1850 годах, когда правящие классы Франции бросились на колени перед Луи-Филиппом и принцем-президентом... — В июле 1830 г. сторонники Луи-Филиппа (1773—1850), «орлеанисты», добились возведения его на престол (1830—1848). Наполеон III (Луи Наполеон Бонапарт, 1808—1873) — французский император в 1852— 1870 гг., избранный в декабре 1848 г. президентом Второй республики, совершил 2 декабря 1851 г. государственный переворот, что привело к реставрации во Франции бонапартистской империи (2 декабря 1852). Пери Габриель (1902—1941) — национальный герой французского народа, член ЦК ФКП. 18 мая 1941 г. был арестован вишистской полицией, 15 декабря расстрелян гитлеровцами. Декур Жак ( наст. имя Даниель Декурдеманш, 1910—1942) — национальный герой Франции, писатель-коммунист; с 1938 г. главный редактор журнала «Коммюн», автор «Манифеста национального фронта писателей» (1942). В 1942 г. был арестован петеновской полицией, расстрелян как заложник. Политцер Жорж (1903—1942) — французский философ-марксист, сотрудничавший в «Юманите». Расстрелян как заложник. Эстьен д " Орв Оноре д " (1900—1941) — морской офицер, сторонник де Голля, участник Сопротивления. Был выдан одним из своих сотрудников, расстрелян гестаповцами. Сенглен Антуан (1607—1664) — французский моралист, янсенист, духовный руководитель Блеза Паскаля. 275 Бир-Хакейм — населенный пункт в Киренаике, где в мае—июне 1942 г. пехотная бригада «Сражающейся Франции» оказала мужественное сопротивление наступающим немецко-фашистским войскам и с боями вырвалась из окружения. Лоуренс Дейвид Герберт (1885—1930) — английский поэт и романист. ...как аббат Сьейес на следующий день после Террора — Аббат Эмманюель Жозеф Сьейес (1748—1836) — французский политический деятель, один из основателей клуба якобинцев, перешедший в июле 1791 г. к фельянам. Молва приписывает ему фразу о периоде якобинской диктатуры: «Я выжил».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Это были гл. обр. торговцы, приезжавшие на Нижегородскую ярмарку. Постоянное проживание иудеев в Н. Новгороде фиксируется со 2-й пол. 40-х гг. XIX в. Купцам 1-й и 2-й гильдии и отставным солдатам было разрешено селиться за чертой оседлости. В 1846 г. местечки Волынской губ. получили распоряжение за своевременно неуплаченные подати выставить 300 взрослых рекрутов, которые были определены на службу в гарнизонный батальон Н. Новгорода. Позднее их потомки стали купцами и мещанами. Т. о. иудеи Н. Новгорода, минуя кагал, сразу сформировали общину. На кон. 1860 г. в городе документально зафиксировано 3 миньяна (кворум из 10 взрослых мужчин-иудеев, необходимый для совершения публичного богослужения и коллективной молитвы). С 1853 г. обязанности раввина исполнял И. А. Подиско. С кон. 1873 г. в Н. Новгороде начала действовать евр. религ. школа. В 1874 г. евр. община города избрала казенным раввином шкловского мещанина юрисконсульта Боруха-Бера бен Залмана (Бориса Ивановича) Заходера, к-рый был признан всеми иудеями города, а также купцами-иудеями, приезжавшими на Нижегородскую ярмарку (оставался раввином до 1891). В 1881-1883 гг. на средства иудейской общины Н. Новгорода была построена синагога, ставшая центром ортодоксального иудаизма. В 1885 г. община насчитывала 1634 чел., действовали религ. уч-ща (начальные («хедер») и одно среднее («Талмуд-Тора»)), погребальное об-во и благотворительная орг-ция. По данным Всероссийской переписи населения 1897 г., в Нижегородской губ. насчитывалось свыше 3,3 тыс. иудеев (из них более 2,3 тыс. чел. в Н. Новгороде), к 1917 г.- 3,4 тыс. В 1905 г. в заречной части Н. Новгорода открылся молитвенный дом для проживавших в том районе 85 евр. семейств. В 1938 г. синагога в Горьком была закрыта. В 1950 г. умер последний офиц. раввин И. Бернштейн, после этого члены евр. общины соблюдали религ. традиции без учителей-раввинов более 40 лет. В 1985 г. примерно из 15 тыс. евреев (по паспорту), проживавших в Горьком, чуть более 30 верующих собирались в субботу и в евр.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Шахматов М. В. Государственно-национальные идеи «чиновных книг» венчания на царство московских государей//Записки Русского научного института в Белграде. 1930. Т. 1. Engelmann J. Das Staatsrecht des Russischen Reiches. Freiburg i Br., 1889. La charte constitutionnelle de l’empire de Russie. Preface de Th. Shiemann. B., 1903. Gribovsky W. Das Staatsrecht des Russischen Reiches. Tubingen, 1912 (Das offentliche Recht der Gegenwart. 17). Kartaschow A. V. Die Eintstehung der kaiserlichen Synodalgewalt unter Konstantin der Grosse, ihre theologische Begrundung und ihre kirchliche Rezeption//Kirche und Kosmos. Orthodoxes und Evangelisches Christentum. Studienheft. Witten-Ruhr, 1950. 2. Kartaschow A. V. Die orthodoxe Kirche des Ostens: Ein geschichtliches Gesamtbild//Kyrios. 1936. Bd 1. Maltzew A. Die heilige Kronung nach dem Ritus der orthodox-katholischen Kirche des Morgenlandes. B., 1896. Milasch N. Das Kirchenrecht de morgenlandischen Kirche. Zara, 1897; 2 Ed. Mostar, 1905. Milas N. Pravoslavnocrkveno pravo. 3-e izd. Beograd, 1926. Ostrogorsky G. Geschichte des Byzantinischen Staates. Munchen, 1940; 2 Ed. 1957. Schaeder H. Moscau – das dritte Rom. Hamburg, 1929; 2 ed. Darmstadt, 1957. Sickel W. Das bysantinische Kronungsrecht bis zum 10 Jahrhundert//BZ. 1898. Bd 7. Treitinger O. Die ostromische Kaiser-und Reichsidee nach ihrer Gestaltung im hofischen Zeremoniell. Jena, 1938. Treitinger O. Vom ostromischen Staats und Reichsgedanken//Leipiziger Vierteljahrsschrift fur Sudosteuropa. 1940. Bd 4. Vernadsky G. V. La charte costitutionnelle de l’empire Russe de l’an 1820. Paris, 1933. Барсов Т. В. О духовной цензуре в России//Христ. чт. 1901. 5–9. Барсов Т. В. О собрании духовных законов. СПб., 1898. Барсов Т. В. О судопроизводстве по проступкам и преступлениям, подвергающих духовных лиц светскому суду//Христ. чт. 1875. Ч. 2. 6. Барсов Т. В. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1885. Т. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010