19 марта 1981 г. Постриженники у раки Преподобною Сергия. Слева келейники архиеп. Сергия – монахи Силуан и Андроник, далее – монах Тихон (Емельянов Леонид) и архим. Кирилл Фрагментарные сведения о некоторых монахах 207 Адриан (Кирсанов, 1922 г.р.), иеродиакон, осенью 1964 г. стал иеромонахом. Антоний , игумен 84 лет, ск. 28.7.1914, погребен на Смоленском кл-ще (ТСЛ). Афанасий , иеромонах 70 лет, ск. 10.8.1914, погребен на Успенском kл.(TCJI). Борис (Бален-де-Балю), иеродиакон, (русский – по паспорту, по отцу –испанец. – С.Г.), род. 26 марта 1938 г. в семье служащего, в 1954 г. ок. 7 кл., в 1955–59 – Одесскую ДС, в 1959 г. поступил в МДА. но в 1960–63 был в Армии. Богданов Анат. Ал., 1926 г.р., послушник, из Торопца (Великолуж.), с 1949 г. Варфоломей (Калугин Анатолий Кузмич, 1934 г.р.). В 1958 г. прибыл из Оренбург. обл., ок. МДА в 1962 г. Викторин (Ерш, 1927 г.р.), монах, осенью 1964 г. стал иеродиаконом. Виссарион (Великий Остапенко Василий Евстафьевич, 1924 г.р.), ок. МДС в 1957 г. и поступил в Лавру. Емельянов Петр Павл., (1914 г.р. с. Яблокова Волуйск. р-на Курск. обл.), иеродиакон (имя неизв.), прибыл из Белоруссии в окт. 1949 г. Иоасаф (Альбовский Павел Леопольдович 1877 г.р., Тбилиси), иеромонахом прибыл из Грузии в октябре 1949 г. Иосиф (Воропаев Иван Мих.), архим., прописан в Лавре в мае 1949 г. Кирилл (Павлов Иван Дмитр.; 1919 г.р.), прибыл из Ряз. обл., учился в МДС и Ак. в 1946–54 гг. и поступил в Лавру. Константин (Замбржицкий Кон-н Ал-др., 1884 г.р., Кутаиси) прибыл иеромонахом из Костромы в окт. 1949 г. Макарий (Васькин Василий Борисович, 1934 г.р.), иеродиакон (на 1964 г.), в 1956 г. прибыл из Сумской обл., ок. МДА в 1961 г. В Лавре с 1959 г. Михей ( Тимофеев Иван Мих., 1932 г.р.), ныне – игумен. В 1951 г. прибыл из Белгородской обл., в 1955 г. ок. семинарию и до 1962 г. с 1955-го проживал в Лавре без прописки. Много лет был главным звонарем Лавры и ее практически садоводом. Наум (Байбородин Николай Александрович, 1927 г.р.), ныне – архимандрит. Прибыл в 1957 г. из Киргизии и поступил в МДС, затем обучался в МДА.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Инспектор Полтавской духовной семинарии (1912–1915), Черниговской духовной семинарии (1915–1916). Архимандрит, настоятель Княже-Владимирского монастыря в Иркутске (1916–1917). Настоятель Елецкого Успенского монастыря в Чернигове. Ректор Черниговской духовной семинарии (1917–1919). Участвовал в работе Всеукраинского Церковного Собора 1918 года. Епископ Стародубский, викарий Черниговской епархии (1919–1921), Сосницкий, викарий Черниговской епархии (1921–1923), Каширский, викарий Тульской епархии (1923), Тульский и Одоевский (1923–1925). Арестован в 1925, находился в заключении в Бутырской тюрьме, затем в Ниловой Пустыне. Епископ Орловский (1927–1931), в апреле 1931 г. уволен на покой. Арестован в 1932 г. и приговорен особым совещанием при коллегии ОГПУ к 5 годам ИТЛ. В 1933–1937 гг. отбывал наказание в Мордовии (город Темников), Чувашии (город Алатырь), Сарове. После освобождения проживал сначала в Егорьевске, затем в Киржаче. Архиепископ (1941). Арестован в июне 1941 года, приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан. Освобожден досрочно в мае 1945 года. Архиепископ Алма-атинский и Казахстанский (1945–1955). Митрополит, временно управляющий Семипалатинской епархией (1955), митрополит Алма-атинский и Казахстанский (1955). Николай (Чуфаровский Александр Матвеевич) (1884–1967), архиепископ. Родился в семье псаломщика. В 1908 г. окончил Ярославскую духовную семинарию и поступил на юридический факультет Варшавского университета. В 1910 г. рукоположен во иерея и приписан к Ростовскому собору. С 1915 г. служил полковым священником. В 1918 г. возведен в сан протоиерея и настоятельствовал в различных храмах Ярославской епархии. В 1944 г. пострижен в монашество и хиротонисан во епископа Полтавского и Кременчугского. До 1951 г. ежегодно переводился на разные кафедры. В марте 1951 г. назначен епископом Рязанским и Касимовским и на этой кафедре прослужил до ухода на покой в 1963 году. В 1959 г. возведен в сан архиепископа. Николай (Ярушевич Борис Дорофеевич) (1891/1892–1961), митрополит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Там же, на юго-зап. склоне Е. г., напротив рус. участка с гробницами пророков, расположен участок Карм-эль-Газаль, или «место Каллистрата», приобретенный архим. Антонином по частям в 1881-1884 гг. Генеральный консул в Иерусалиме А. Г. Яковлев в донесении послу в К-поле И. А. Зиновьеву от 12 июня 1897 г. писал об этом археологическом памятнике: «Здесь о. Антонин нашел хорошо сохранившуюся в виде круга мозаичную надпись на греческом языке, которая сообщает, что под нею погребен преподобный Каллистрат (умер в VI веке). Боясь оспаривания со стороны греков или турок, он прикрыл надпись землею. Здесь, по словам о. Антонина, можно было бы произвести интересные раскопки» (Россия в Св. Земле. Т. 2. С. 244). Теперь участок принадлежит РДМ в Иерусалиме в юрисдикции РПЦЗ. Неск. лет назад была сделана попытка продать землю под евр. кладбище, но сделка была оспорена в судебном порядке. В наст. время участок пустует. По дороге, ведущей вниз от гробниц пророков в Гефсиманию, с правой стороны находится небольшой францисканский мон-рь с храмом, именуемым Dominus Flevit (Господь плачет). На этом месте Спаситель, совершая торжественный Вход в Иерусалим, заплакал о судьбе Иерусалима (Лк 13. 34-35). Храм построен в 1954-1955 гг. итал. архит. А. Барлуцци. Небольшой кубический объем перекрыт высоким сводом оплывающих очертаний в форме слезы; по углам установлены имитации античных ампул, в к-рые плакальщицы собирали слезы. Храм в плане крестообразный, с невысокими и слабо выдающимися прямоугольными рукавами креста. Алтарный компартимент обращен к западу. В полуовале окна за решеткой в форме тернового венца с причастной чашей и гостией посередине открывается вид на Иерусалим. В вост. рукаве - ниша с мраморным алтарем, вокруг к-рого расчищен мозаичный пол раскрытой Дж. Т. Миликом (1955) небольшой визант. церкви (7×14 м), датируемой 675 г. В юж. компартименте - полукруглая плита с текстом Евангелия от Луки о том, как на этом месте заплакал Иисус; в северном, над входными дверями,- ктиторская доска с надписью («Христу Плачущему - при Кустоде Святой Земли отце Гиацинте Фаччо, архитектор А. Барлуцци, Италия, Канада и Мексика - приносят в лето Господне 1955») и перечислением стран, участвовавших в финансировании проекта.

http://pravenc.ru/text/189763.html

Мещерский, 1964а. – Мещерский Н. А. Проблемы изучения славяно-русской переводной литературы XI – XV вв. – ТОДРЛ. 1964, т. 20. Мещерский, 1975. – Мещерский Н. А. Древнеславянский – общий литературно-письменный язык на раннем этапе культурно-исторического развития всех славянских народов. – Вестник ЛГУ. 1975, 1. Мещерский, 1978. – Мещерский Н. А. Источники и состав древней славяно-русской переводной письменности XI – XV веков. Л., 1978. Минаев, 1887. – Минаев И. П. Буддизм. Исследования и материалы. Т. 1. СПб., 1887. Молдован, 1984. – Молдован А. М. «Слово о законе и благодати» Илариона. Киев, 1984. Моул, 1884. – Moul G. E. Buddhist Sheet Tract, Containing an Apologue of Human Life. Transl. with Notes. – Journal of the China Branch of the Royal Asiatic Society. 1884, New Ser., vol. 19. Мочульский, 1887. – Мочу льский В. Историко-литературный анализ стиха о Голубиной книге. Варшава, 1887. Мудрость Балахвара, 1957. – Lang D. M. The Wisdom of Balahvar. A Christian Legend of the Buddha. L. – N. Y., 1957. Мурзакович, 1837. – Мурзакович H. Васильевские двери в городе Александрове. – ЖМНП. 1837, 10–12. Назаревский, 1955. – Назаревский А. А. Библиография русской повести. М. – Л., 1955. Нандзё, 1883. – Bunyiu Nanjio. A Catalogue of the Chinese Translations of the Buddhist Tripitaka. Oxf., 1883. Нахов, 1981. – Нахов И. М. Киническая литература. М., 1981. Несторианские документы, 1937. – Saeki P. Y. The Nestorian Documents and Relics in China. Tokyo, 1937. Николаев, 1987. – Николаев Н. И. Патерик Египетский. – СККДР, 1987. Никольский, 1892. – Никольский Н. К. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII в. СПб., 1892. Никольский, 1897. – Никольский Н. К. Описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря, составленное в конце XV века. СПб., 1897. Никольсон, 1941. – Nicholson R. A. A Literary History of the Arabs. Cambridge, 1941. Новакович, 1876. – Novacovic St. Apokrifi jednoga srpskog cirilovskog zbornika XIV vieka. – Starine, Zagrebu, 1876, kn. 8. Нуцубидзе, 1956. – Нуцубидзе Ш. И. К происхождению греческого романа «Варлаам и Иоасаф». Тб., 1956.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Passarelli, 1982 b – Passarelli G. L’eucologio cryptense Γ.β. VII (sec. X). Θεσσαλονκη, 1982. (νλεκτα Βλατδων; 36). Pelargus, 1541 – Divina ac sacra liturgia sancti Ioannis Chrysostomi/Interpr. Ambrosio Pelargo Niddano. Worms, 1541. Politis, 1980 – Politis L. Nouveaux manuscrits grecs découverts au Mont Sinaï: Rapport préliminaire//Scriptorium: Revue internationale des études relatives aux manuscrits médiévaux. Bruxelles, 1980. Vol. 34. P. 5–17 Rentel, 2005 – Rentel A. The Origins of the 14th Century Patriarchal Liturgical Diataxis of Dimitrios Gemistos//OCP. 2005. Vol. 71. P. 363–385. Ruggieri, 1986 – Ruggieri V. The Cryptensis Euchology Γβ XI//OCP. 1986. Vol. 52. P. 325–360. Segelberg, 1958 – Segelberg E. Εχ το θυμιματος· Towards the History of a Prayer in the Liturgy of St. James//Εχαριστριον· Τιμιτικς τμος . Σ. λιβιστ. θναι, 1958. Σ. 400–408. Stassi, 1982 – Stassi G. L’eucologio Γβ I. «Bessarione» di Grottaferrata. Diss.: R., 1982. Strittmatter, 1933 – Strittmatter A. The «Barberinum S. Marci» of Jacques Goar//Ephemerides Liturgicae. R., 1933. Vol. 47. P. 329–367. Strittmatter, 1943 – Strittmatter A. «Missa Grecorum», «Missa Sancti Iohannis Crisostomi»: The Oldest Latin Version Known of the Byzantine Liturgies of St. Basil and St. John Chrysostom//Traditio: Studies in Ancient and Medieval History, Thought and Religion. N. Y., 1943. Vol. 1. 79–137. Strittmatter, 1954 – Strittmatter A. Notes on the Byzantine Synapte//Traditio: Studies in Ancient and Medieval History, Thought and Religion. N. Y., 1954. Vol. 10. P. 51–108. Strittmatter, 1955 – Strittmatter A. A Peculiarity of the Slavic Liturgy Found in Greek Euchologies//Late Classical and Mediaeval Studies in Honor of A. M. Friend/K. Weitzmann, ed. Princeton (New Jersey), 1955. P. 197–203. Strittmatter, 1961 – Strittmatter A. Notes on Leo Tuscus’ Translation of the Liturgy of St. John Chrysostom//Didascaliae: Studies in Honor of A. M. Albareda/S. Prete, ed. N. Y., 1961. P. 409–424. Swainson, 1884 – Swainson Ch. A. The Greek Liturgies: Chiefly from Original Authorities. Cambridge, 1884.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Maniiio, Poiiziemo, Sannazzara 1976– Michele Marullo, Poliziano, Iacopo Sannazzaro. Poesie lat- ine/A cura di Francesco Arnaldi e Lucia Guaido Rosa, t. 1–2. Torino, 1976, t. 1. Mathew 1963 – G. Mathew. Byzantine Aesthetics. L., 1963. Meyer 1905– W. Meyer. Der accentuirte satzschluss in der griechischen Prosa vom IV. bis XVI. Jahrhundert//W. Meyer. Gesammelte Aufsatze zur mittelalteriichen Rhytmik. В., 1905, Bd. 2. Momigiiano 1975– A. Momigliano. Alien Wisdom: The Limits of Hellenisation. Cambridge, 1975. Murtonen 1952 – A. Murtonen. The Prophet Amos – a Heratoscoper?//Vetus Testamentum, 2, 1952. Nadeau 1959 – R. Nadeau. Classical Systems of staseis in Greek: Hermagoras to Hermogenes//Greek, Roman and Byzantine Studies. 1959, vol. 2. Nauck 1884 – Jamblichus. De Vita Pythagorica/Ed. A. Nauck. Lpz., 1884. Nauck 1926– A. Nauck. Tragicorum graecorum Fragmenta. 2 ed. Lipsiae, 1926. Negri 1902– G. Negri. L " imperatore Guiliano ÍApostata. 2 ed. Milano, 1902. Nestle 1931 – W. Nestle. Politik und Aufklarung im Griechenland im Ausgang des 5. Jhdts. vor Christo//Neue Jahrbucher fur das klassische Altertum, Bd. 31, 1931, S. 1–22. Norden 1898– E. Norden. Die antike Kunstprosa vom VI. Jahrhundert vor Chr. bis in die Zeit der Renaissance. Lpz., 1898, Bd. 1–2. Norden 1913 – E. Norden. Agnosthos Theos. Untersuchungen zur Formengeschichte religioser Rede. Lpz., 1913. Norden 1955– E. Norden. Das Genesiszitat in der Schrift vom Erhabenen. В., 1955. Norman 1969– A. F. Norman. Introduction//Libanius. Selected Works. In 3 vols./With an Engl, transl., introd. notes by A. F. Norman. Cambridge (Mass.) – London (The Loeb classical library), 1969, vol. 1. PapadopoulosKerameus 1893 – A. PapadopoulosKerameus. Mitteilungen iiber Romanos//Byzantinische Zeitschrift, 1893, 2, S. 601–603. Pautys RealEncyclopadie der dassischen Altertumswissenschaft/Unter Mitw. zahlreicher Fach- genossen hrsg. von Georg Wissowa. Neue Bearb. XLI. Stuttgart, 1951. Payr 1962 – Th. Payr. Enkomion//Reallexicon fur Antike und Christentum. Bd. 1–8. Stuttgart, 1950–1970. Bd. 5. S. 331–343.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Мануил (Лемешевский), архиепископ Будущий митрополит Мануил (в миру Виктор Викторович Лемешевский) родился в 1884 г. В 1923 г. хиротонисан во епископа Лужского, викария Петроградской епархии. Осенью 1923 г. активно противодействовал обновленческому расколу в Петрограде. В 1924–1927 гг. находился в Соловецком лагере особого назначения. С 1928 г. епископ Серпуховский, викарий Московской епархии. С 1928 г. временно управляющий Каширским викариатством. С 1929 г. епископ Серпуховский и Каширский, викарий Московской епархии. В 1930 г. уволен на покой. В 1934–1936 гг. в Мариинском лагере (Сиблаг), в 1939–1944 гг. в Канских лагерях в Красноярском крае. С 1945 г. епископ Чкаловский, затем именовался епископом Чкаловским и Бузулукским. С 1946 г. архиепископ. С 1948 г. находился в заключении в Дубравлаге. В 1955 г. освобожден. С 1955 г. в. у. Чебоксарско-Чувашской епархией. С 1956 г. архиепископ Чебоксарский и Чувашский. С 1960 г. архиепископ Куйбышевский и Сызранский. С 1962 г. митрополит. В 1965 г. уволен на покой. Скончался в 1968 г. Автор «Каталога обновленческих архиереев», «Каталога русских православных архиереев периода с 1897 по 1957 г.», труда «Русские православные иерархи периода 1893–1965 гг.» 795 1. 1 мая 1956 г. Христос Воскресе! Дорогой Владыка! Примите от меня самое искреннее поздравление с наступающими праздниками Светлого Христова Воскресения! Я слыхал, что Вы были больны гриппом. Он и меня свалил 10 апреля, и до сего дня я лежу в кровати, т. к. образовалось осложнение – воспаление почек. Простите меня, дорогой святитель, напоминаю Вам, что я такой же близкий Вашей душе человек, каким был до присылки Вам «Чина арх[иерейского] отпевания» 796 . Ваш «суровый» отзыв принял как проявление любви Вашей ко мне. И все у меня с Вами по-старому. Когда я смогу выбраться к Вам, чтобы насладиться беседами по литургике, о календарях, месяцесловах рус[ских] святых и т. п. важных вопросах, к[оторые] у меня зафиксированы. Жду такой беседы. Слыхал, что архим[андрит] Стефан Светозаров 797 освобожден еще в янв[аре] – февр[але] сего года. По-видимому, поехал в Краснодар к своей сестре. Простите меня за все. Любящий Вас Ваш богомолец и собрат А[рхиепископ] М[ануил]

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

590. Его же. О тексте Нового Завета. — Вестник РХСД, Париж, 1955, N 38. 591. Его же. Евангелисты как историки. — ПМ, 1928, N 1. 592. Его же. Церковное предание и новозаветная наука. — ПМ. Вып.2, 1931. 593. Керенский П.А. Школа ричлианского богословия в лютеранстве. Казань, 1903. 594. Книжников А.С. Об историчности Личности Христа. Париж, 1963. 595. Лев (Жилле), иером. В поисках первоначального евангельского предания. — Путь, Париж, 1932, N 36. 596. Люперсольский М., свящ. Апостольское происхождение Четвероевангелия. — ВР, 1914, N 19. 597. Марков В., прот. О Евангелии от Матфея. М., 1873. 598. Мелиоранский Б.М. Новооткрытые как исторический источник. — Журнал Министерства народного просвещения, 1892, N 12. 599. Его же. Вопрос о древности канонических евангелий. — Журнал Министерства народного просвещения, 1898, N 9. 600. Милославский П.А. По поводу народного издания Das Leben Jesu Штрауса в Германии и Франции. — ПС, 1876, N 1. 601. Михаил (Лузин), еп. О евангелиях и евангельской истории. По поводу книги «Жизнь Иисуса» Ренана. М., 1870. 602. Михаил (Чуб), еп. Аграфы в творениях св.священномученика Мефодия. 603. Его же. Памятники древнехристианской письменности. — ЖМП, 1955, N 12. 604. Молчанов Н. Сходство Евангелий от Матфея, Марка и Луки в отношении к происхождению их из устного апостольского предания. — ХЧ, 1879, N 10. 605. Его же. Писатель четвертого Евангелия по самому Евангелию. — ХЧ, 1880, N 8. 606. Молчанов Н. (архим. Никифор). Подлинность четвертого Евангелия и отношение его к первым трем евангелистам. СПб., 1883. 607. Морошкин М., свящ. Ульгорн о Евангелии от Иоанна. — ПО, 1866, N 11; 1867, N 23. 608. Муретов М. Очерки новейшей истории экзегезиса. — БВ, 1892, N 6-9. 609. Его же. К вопросу о происхождении и взаимных отношениях синоптических евангелий. — ПТО. Т.27, 1881. 610. Его же. Эйхгорн и его толкование новозаветных чудес. — ПТО. Т.23, 1884. 611. Его же. Новый Завет как предмет православно-богословского изучения. - Сборник в память 100-летия Московской Духовной Академии. Серг.Посад, 1915.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ηedden Th. D. 1989. On the Etymology of Slavic T. 46, 1. Herberstain S. 1571. Rerum Moscoviticarum commentarij. Basileae. Heubeck A. 1961. Praegraeca. Erlangen. Hirt Η. 1898. Grammatisches und etymologisches//Beiträge zur Geschichte der deutschen Sprache und Literatur. Bd 23. Horn P. 1893. Grundriß der neupersischen Etymologie. Straßburg. Huber J. 1921. De lingua antiquissimarum Graeciae insularum. Viennae. Hubschmid J. 1955. Schläuche und Fässer//Romanica Helvetica. Bd 54. Ηumboldm A. von. 1843. Asie centrale. Т. I–III. Paris. Huxley G. L. 1961. Crete and the Luvians. Oxford. 1976. Crete and the Luvians//Institute of Classical Studies: Bulletin. 23. London. Iljinskij G. 1902. Zur slavischen Wortbildung. III: Die Etymologie des Wortes невста//AfslPh. Bd 24. 1906. Slavische Etymologien//AfslPh. Bd 28. Jablonskis K. 1941. Lietuviški odiai senosios Lietuvos raštiniu kalboje. Kaunas. Jagi V. 1884. Kleine Mitteilungen//AfslPh. Bd 7. Jakobson R. 1955. While Reading Vasmer’s Dictionary//Word. Vol. 11. Jaubert P. A. 1840. Géographie d " Edrisi. T. 2. Paris. Jgers B. 1966. Verkannte Bedeutungsverwandschaften baltischer Wörter//KZ. Bd 80. Jespersen О. 1925. Language. London; New York. Jokl N. 1923. Linguistisch-kulturhistorische Untersuchungen aus dem Bereiche des Albanischen. Berlin. 1929. Thraker//Reallexikon der Vorgeschichte/Hrsg. von M. Ebert. Bd 13. Berlin. Jordanov K. 1984. La Thrace du Nord-Est et le monde orientale de la Méditerranée//Contributions au IV е Congrès international de thracologie. Sofia. Juret A.-C. 1937. Formation des noms et des verbes en latin et en grec. Paris. Kagaine T. 1972. Aizguvumi no germu valodm rgemes izloksn//Veltjums akadmiim Jnim Endzelnam 1873–1973. Rg. 1983. rgemes izloksnes vrdnc 3. Rg. Kalima J. 1919. Die ostseefinnischen Lehnwörter im Russischen. Helsinki. 1936. Itämerensuomalaisten kielten balttilaiset lainasanat. Helsinki. KammenhuberA. 1969. Hethitisch, Palaisch, Luwisch und Hieroglyphenluwisch//Altkleinasiatische Sprachen. Leiden; Köln.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

118 Англиканское содружество (англ. The Anglican communion), кроме Церкви Англии, включает и ряд ведущих от нее свое происхождение автономных Церквей, например Епископальную Церковь США. — Прим. ред. 119 Впервые опубликовано в St. Vladimir " " s Theological Quarterly, 13:1 2 (1969), p. 77—92. (По-русски опубликовано в сборнике статей прот. И. Мейендорфа «Православие в современном мире».) 120 Tittich, P. Biblical Religion and the Search for Ultimate Reality. Chicagö The University of Chicago Press, 1955, p. 85. (Paulus Tilhch (1886—1965), немецко-американский протестантский богослов и философ. — Прим. ред.) 121 Karl Barth (1886—1968), швейцарский протестантский богослов. — Прим. ред. 122 Teilhard de Chardm, Pierre (1881, Франция — 1955, Нью-Йорк), французский философ, ученый, католический богослов, член ордена иезуитов, священник. — Прим. ред. 123 Paul van Buren (1914—1998), американский протестантский богослов, пастор, Thomas Altizer (род. 1927), американский историк и богослов, William Hamilton (род. 1924), американский протестантский богослов, — сторонники христианского атеизма, теологического движения, возникшего в 1960-е, известного также как «теология смерти Бога». — Прим. ред. 124 См., напр., Church Dogmatics, IV, part three, first half, trans, by G.W. Bromiley. Edinburgh: T. and T. Clark, 1961, p. 461—478 (об эсхатологии и апокатастазисе), и Булгаков С. Невеста Агнца. Париж, 1945. С. 581—586. 125 Tilltck, P. Systematic Theology. Chicagö The University of Chicago Press, 1957, II, p. 148. 126 Rudolf Bultmann (1884—1976), немецкий протестантский теолог, историк религии, философ. — Прим. ред. 127 Tillich, P. Systematic Theology, p. 50. 128 Hamilton, W. Radical Theology and the Death of God. Indianapolis: Bobbs-Merrill Co. 1966, p. 92—93. 129 Игнатий IV (Хазим) (род. 1921, Сирия), выпускник Св. — Сергиевского института в Париже, епископ Лаодикейский (Сирия) с 1961, с 1979 патриарх Антиохийский. — Прим.ред. 130 Metropolitan Ignatius Hazim. Behold, I Make All Things New//St. Vladimir " " s Theological Quarterly, 12:3 4 (1968), p. 113.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3292...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010