Состоялось отпевание настоятельницы Казанской Амвросиевской ставропигиальной пустыни игумении Никоны (Перетягиной) 1 июня 2012 г. 17:01 28 мая 2012 года на 71-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни отошла ко Господу настоятельница Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни игумения Никона (Перетягина). «Более двадцати лет матушка отдавала все свои духовные и телесные силы, таланты и дарования вверенной ее попечению прославленной обители, заботясь о спасительном духовном возрастании насельниц, о притекающих к святыням многочисленных паломниках. С усердием и любовью она неизменно радела о благолепии храмов и созидании полнокровной монастырской жизни, — отмечается в соболезновании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — Благодаря трудам игумении Никоны Амвросиева женская пустынь вернула себе былое великолепие, здесь были возрождены традиции уставного богослужения и строгого монашеского делания». Отпевание 30 мая совершили архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий  и председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност . Казанская Амвросиевская пустынь в Шамордино (Козельский район Калужской области) — последняя и любимая обитель преподобного Амвросия, старца Оптинского, устроенная его молитвами и трудами в 1884 г. и первоначально называвшаяся Шамординская Казанская Горская женская община. Верной помощницей старца Амвросия, положившей много труда в устроении Шамординской обители, была схимонахиня София (Болотова, 1845-1888 гг.). В 1987 г. было установлено ее местное почитание в Соборе Тульских святых. В 1922 г. монастырь был закрыт. Большинство сестер приняли мученическую кончину: были расстреляны или погибли в советских лагерях и ссылках. 3 мая 1990 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен подписал указ о возобновлении монастыря в Шамордино. За 20 дней храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» был подготовлен к освящению, которое было совершено 27 мая 1990 г. Игумения Никона (Перетягина) родилась 12 октября 1941 г. C 1976 г. работала в редакции «Журнала Московской Патриархии» экспедитором по рассылке литературы. В октябре 1983 г. стала послушницей Свято-Троицкого Сергиева монастыря в Риге, где несла послушание на клиросе и в сестринской трапезной. В 1984 г. окончила регентскую школу при Московской духовной семинарии и 9 июля того же года окончательно поселилась в монастыре. В 1988 г. митрополитом Рижским и Латвийским Леонидом пострижена в монашество с именем в честь преподобного Никона Радонежского. В 1990 г. была назначена настоятельницей возрождавшейся Казанской Амвросиевской женской пустыни. 27 мая 1990 г. была возведена в сан игумении в храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» Шамординского монастыря. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2260789.ht...

Восстановление Алексиевского собора Акатова мон-ря, 1990 г. Восстановление Алексиевского собора Акатова мон-ря, 1990 г. В 1989 г. А. м. был возвращен Воронежской епархии РПЦ и 4 нояб. 1990 г. открыт как женский. Восстановлены двухэтажный Алексиевский храм: верхний, бывш. Воскресенский, освящен 4 нояб. 1990 г. во имя свт. Алексия Московского, нижний, бывш. Алексиевский,- 21 нояб. 1991 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери; также восстановлены шатровая и надвратная колокольни. Построены часовня для водосвятных молебнов, двухэтажный келейный и гостиничный корпуса, дом для паломников, большая сестринская трапезная, просфорная, теплица, реставрационная, иконописная, швейная и деревообрабатывающая мастерские, гаражи, технические помещения. Насельницами выполнены росписи в трапезной, создан иконостас. В 1992-2000 гг. в А. м. засвидетельствовано обильное мироточение и обновление икон, особо почитаемых в епархии: Божией Матери «Живоносный Источник» афонского письма, вмч. Пантелеимона, святителей Митрофана и Тихона Воронежских, Питирима Тамбовского. При мон-ре имеются детская воскресная школа, благотворительная столовая, сельскохозяйственное подворье. Устроено монастырское кладбище, куда в 1993 г. перенесены с городского кладбища останки Воронежских архиереев XVIII-XX вв.: Пахомия (Шпаковского), Арсения (Москвина) , Серафима (Аретинского) , Вениамина (Смирнова) , Анастасия (Добрадина) сщмч. Тихона (Никанорова) . Настоятельница с апр. 1992 г.- игум. Варвара (Сажнева); в штате мон-ря 3 священника, 2 диакона, 50 сестер, 30 послушниц. Лит.: Болховитинов Е. А. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии. Воронеж, 1800. С. 66-69; Описание воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря/Сост. архим. Иларион (Боголюбов). Воронеж, 1859; Яворский Ф. К. Алексеевский Акатов монастырь//Воронежские ЕВ. 1869. 9. С. 373-382; 10. С. 410-424; 11. С. 448-464; 12. С. 481-497; 13. С. 517-528; 14. С. 558-570; Димитрий (Самбикин), архим. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1884. Вып. 1. С. 44-45; Вып. 2. С. 207-213; Зверев С. Е. Историческое известие об основании воронежского Алексеевского монастыря//Воронежские ЕВ. 1892. 21. С. 842-847; [Поликарпов Н. И.] Воронежский Алексеевский Акатов монастырь и находящаяся в нем чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Троеручица»//Воронежская старина. 1909. Вып. 8. Прил. С. 183-213; Успенский Ю. И. Старый Воронеж. Воронеж, 1922. С. 30-32; Акиньшин А. Н. Храмы Воронежа. Воронеж, 1994. С. 103-113; Мирошкина В. Мироточие икон: верующим подкрепление, сомневающимся вразумление//Воронеж-Липецк православный. 1997. 8 (8). С. 3.

http://pravenc.ru/text/63812.html

Благодаря деятельной переписке отца Феофана, с первых дней своего существования Ново-Нямецкая обитель находилась в дружеских отношениях со многими представителями Поместных Церквей и со старцами Святой Горы Афон, которые одаривали монастырь святынями. При втором игумене, Андронике (1884-1893), в обители были построены трапезная, больница, библиотека. Монастырская библиотека по праву считалась самой богатой в Кишиневской епархии. Так, в 1884 году в ней насчитывалось 146 рукописей на молдавском, славянском и древнегреческом языках; 2272 печатные книги на молдавском, русском, славянском, французском, немецком, древнегреческом и новогреческом. В начале XX века были построены Успенская церковь и одна из самых высоких колоколен Кишиневской епархии. Монастырь стал известен также и как центр культурно-просветительской деятельности в борьбе с ересью и расколами. В 1945 году игумен монастыря Авксентий (Мунтяну) был арестован и осужден на 10 лет ИТЛ (Исправительно трудовых лагерей). Из лагеря он уже не вернулся. До сих пор не выявлена причина его смерти, а годы, проведенные в заключении, остаются под мраком догадок. Старшие насельники Ново-Нямецкого вспоминают о его письме из заключения, в котором он просит их отправить ему Священное Писание, так как из памяти «стираются Животворные Словеса Библии». В 1962 году, после тщательной подготовки, обитель была закрыта. В последующие годы постройки и ценности монастыря сильно пострадали, были порушены и расхищены. Монастырь возобновил свою деятельность в 1990 году. С 1990 по 2001 год при монастыре действовала Кишиневская духовная семинария. В 1995 году при монастыре был открыт музей. Появились также библиотека, типография и иконописная мастерская. В обитель вернулись её прежние святыни - ковчег с мощами, посох преподобного Паисия Нямецкого и чтимый список Ново-Нямецкий иконы Божией Матери. В 1990 годы, в монастыре располагалась Кишиневская Духовная семинария, подготовившая сотни молдавских пастырей. В настоящее время монастырь, по Божьему произволению, умножает число своих насельников и окормляет тысячи/сотни богомольцев.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Киев. Церковь Вознесения Господня. Вознесенский храм; Вознесенская церковь на Байковом кладбище Карта и ближайшие объекты Заложена в 1884 г. и освящена 5 ноября 1889 г. Вознесенская церковь заменила старую деревянную церковь Св.Димитрия Ростовского, которую разобрали в 1897 г. Новый храм строился исключительно на средства, собранные кладбищем за подмогильные места. Сооруженная по проекту Владимира Николаева в псевдовизантийском стиле церковь композиционно завершила формирование регулярно спланированного ансамбля новой части некрополя. Крестово-купольное сооружение с пирамидальной композицией увенчано куполом на высоком граненом барабане с узкими витражными окнами. Притвор и боковые фасады завершены монументальными закомарами с окнами-трифориями. Боковые апсиды перекрыты конхами. В июле 1920 г. советские органы зарегистрировали при храме приходскую общину. В 1920-х гг. церковь была передана так называемой " синодальной " (обновленческой) общине. В конце 1930-х гг. храм был закрыт. Однако в 1941 г. с началом нацистской оккупации Киева служба в Вознесенской церкви возобновилась (в 1941-43 гг. богослужения велись на украинском языке). В 1960-х гг. храм был снова закрыт и преобразован в мемориальный зал Байкового кладбища. В феврале 1988 г. инициативная группа верующих повела борьбу за возвращение храма. 17 августа 1990 г., вскоре после малого освящения, состоялась первая служба в стенах храма. Принадлежит УПЦ Киевский Патриархат. Источник: Монастыри и храмы Украинской Православной Церкви 24 августа 1841 г. на православной части Байкового кладбища (герой войны 1812 г. Сергей Васильевич Байков) была освящена деревянная церковь во имя Святого Димитрия Ростовского. Её разобрали в 1897 г., а строительный материал использовали при постройке деревянной Макариевской церкви на Татарке в ознаменование 400-летия гибели киевского митрополита Макария, павшего от рук захвативших в 1497 году Киев татар. В 1884 г. на новом кладбище, по проекту широко известного, исполнявшего в то время должность Киевского Городского архитектора, академика Владимира Николаевича Николаева (19 февраля 1847 - 11 ноября 1911) была заложена каменная Вознесенская церковь. Храм стоился исключительно на деньги, собранные Правлением кладбища за предоставление мест под захоронения (за период с 1877 по 1884 гг. таким образом было собрано 28690 рублей).

http://sobory.ru/article/?object=19827

Арх: Центр хранения архивного фонда Алтайского края (г. Барнаул). Ф. 164. Оп. 1; Оп. 2; ГА Томской обл. Ф. 183, 184; РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1720; Оп. 4. Д. 381. Пер.: Пророческие книги Ветхого Завета/Опыт переложения на рус. яз. алтайского миссионера архим. Макария (Глухарева). М., 1863; Беседы готовящемуся к святому Крещению: Об истинном Боге и истинной вере. СПб., 1865 (на алт. и рус. яз.); Земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа. СПб., 1865 (на алт. яз.); Чевалков М. , свящ. Поучительные статьи в стихах и прозе на алтайском языке. Каз., 1881. Вып. 2; Жития святых, на алт. яз. Каз., 1882-1884. 4 вып.; Иннокентий (Вениаминов), митр. Указание пути в Царствие Небесное: Катихизическое поучение. Каз., 1884 (на шорском яз.); Макарий (Невский), еп. Беседы к язычникам. Томск, 1885 (на алт. и рус. яз.); он же. Беседы об истинном Боге и истинной вере на наречии обских остяков. Томск, б. г.; Требник. Бийск, 1890 (на алт. яз.); Часослов. Томск, 1895 (на алт. яз.); Деяния святых апостолов. Томск, 1900 (на алт. яз.); Первая Лепта: В нотном издании. Томск, 1901; Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, на алт. яз. Томск, 1910. Учеб. пособия: Букварь для обучения детей крещеных алтайских инородцев церковному и гражданскому чтению. СПб., 1868; Грамматика алтайского языка/Сост. членами Алтайской миссии. Каз., 1869; Алтайский букварь. Каз., 1882; Вербицкий В. , прот. Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка. Каз., 1884; Шорский букварь: Для инородцев восточной половины Кузнецкого округа. Каз., 1885; Грамматика киргизского языка: Фонетика, этимология и синтаксис. Оренбург, 1897; Букварь для детей крещеных киргизов. Томск, 1897. Лит: Штыгашев И. М. Записки о путешествии алтайца в Киев, Москву и ее окрестности (с 11 августа по 6 сентября 1884 года). М., 1884; Вербицкий В. И. , прот. Очерк деятельности Алтайской духовной миссии по случаю ее юбилея (1830-1880 гг.)//Памятная книжка Томской губернии 1885 года. Томск, 1885. С. 142-221; он же. Алтайские инородцы: Сб. этногр. статей и исслед. М., 1893; Макарий (Глухарев), архим. Мысли о способах к успешному распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе. М., 1894; Макарова-Мирская А. И. Апостолы Алтая. Х., 1909, 1997р; она же. На служении Алтаю. Х., 1914; Пивоваров Б. , прот. Издательская деятельность Алтайской духовной миссии//Книга в автономных республиках, областях и округах Сибири и Дальнего Востока. Новосиб., 1990. С. 41-61; Ершов В. В. , Кимеев В. М. Тропою миссионеров: Алтайская духовная миссия в Кузнецком крае. Кемерово, 1995; Из духовного наследия алтайских миссионеров. Новосиб., 1998; Кацюба Д. В. Алтайская духовная миссия: Вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности. Кемерово, 1998; Свет Христов просвещает всех!: Сб./Сост., вступ. ст. и примеч. прот. Б. Пивоварова. Новосиб., 2000.

http://pravenc.ru/text/115104.html

Псалтири (РНБ. Груз. Новая сер. 10; Порфирий (Успенский). 1856). А. А. Цагарели, побывавший в Е. в. м. зимой 1883/84 г., нашел церкви ап. Иоанна Богослова и вмч. Георгия закрытыми. По его сведениям, в 30-х гг. XIX в. в одном из этих храмов араб убил монаха, и богослужения в церкви, согласно правосл. канонам, прекратились; 2-й храм обветшал от древности. Ученый составил «Каталог грузинских рукописей Синайского монастыря», давший представление о размере и составе фонда ( Цагарели. 1888. С. 159-163; Он же. 1889). Н. Я. Марр и И. А. Джавахишвили, посетившие Синай в 1902 г., произвели сверку каталога Цагарели с рукописями Е. в. м. и обнаружили исчезновение нек-рых рукописей ( Марр. 1940; Джавахишвили. 1947). В 1950 г. Ж. Гаритт в рамках Синайской экспедиции Б-ки Конгресса США исследовал и заснял рукописи Синая; микрофильмы груз. рукописей были переданы АН Грузинской ССР ( Garritte. 1956). Среди найденных в 1975 г., после пожара в Е. в. м., рукописей оказалось 150 груз. манускриптов (Sinai. 1990. Р. 359, 394-395; The Monastery of St. Catherine. 1991. Р. 85-89; Alexidze. 1996. Р. 409-421). С 1989 г. специалистами Института рукописей Корнелия Кекелидзе Грузинской АН (ныне Национальный центр рукописей в Грузии) было осуществлено неск. экспедиций в Е. в. м., изданы каталоги в 1978, 1980, 2005 гг. (см. также в ст. Грузинская Православная Церковь , разд. «Монастырские школы»). Ист.: Иона (Гедеванов), митр. Посещение Новороссийского края Ионою, митр. Руисским (в Грузии). Тифлис, 1852 (на груз. яз.); Порфирий (Успенский), архим. Первое путешествие в Синайский мон-рь в 1845 г. СПб., 1856; Иоселиани П. Описание древностей города Тифлиса. Тифлис, 1866. С. 67-68; Цагарели А. А. Находки на Синае//ЦВ. 1883. 22. С. 15-16; [ он же.] Груз. памятники в Св. земле и на Синае//Отчет ИППО за 1883-1884 гг. СПб., 1884. С. 57-82; он же. Обзор груз. древностей на Синае//ЖМНП. 1884. Июль. Отд. 4. С. 11-16; он же. Памятники груз. старины в Св. Земле и на Синае//ППС. 1888. Т. 4. Вып. 1. С. 51-60, 159-163; он же.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Михальский, 1989 – Michalski S. Protestaci а sztuka: Spr о obrazy w Europie noworzytnej. W-wa, 1989 Михелис, 1967 – Michelis Р.А, Byzatine art as religious and didactic art//British Journal of Aesthetics, 1967 Морев, 1904 – Морев И. «Камень веры» митрополита Стефана Яворского , его место среди отечественных противопротестантских сочинений. СПб., 1904 Морозов, Софронова, 1979 – Морозов А.А., Софронова Л.А. Эмблематика и ее место в искусстве барокко//Славянское барокко. Сб. статей. М., 1979 Мостовский, 1884 – Мостовский М.С. Храм Христа Спасителя в Москве. М., 884 Муравьев, 1846 – Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским. СПб., 1846, ч. 1 Невский, 1990 – Невский А.А. Будни и праздники старой России. Старобытовой календарь. Л., 1990 Нерадовский, 1914 – Нерадовский П.И. «Борис и Глеб» из собрания Н. П. Лихачева//Русская икона. сборник. СПб., 1914, 1 Никитин, 1990 – Никитин В. Почитание Богоматери и русская литература//KOINONIA. Серия Института Восточных церквей в Регенсбурге, т. 6. Тысячелетие почитания Пресвятой Богородицы на Руси и в Германии. Мюнхен-Цюрих-Москва, 1990 Николс, 1988 – Nicols R. The Icon and the Mashine in Russiàs Religious Renaisance. 1900–1909//Conference оп the Millennium от Christianity in The Impact of Christianity оп the History of the Eastern Slavs. Library of Congress and the Кеппап Institute. Washington. D.C., Мау 27, 1988. [Отдельный оттиск] Овчинникова, 1964 – Овчинникова Е.С. Иосиф Владимиров. Трактат об искусстве. [Публикация текста]//Древнерусское искусство, 1964 Олеарий, 1906 – Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906 Онаш, 1981 – Onash К. Liturgie und Kunst der Ostkirche in Stichworten. Leipzig, 1981 Описание Яковлевского монастыря, 1850 – Описание ростовского Яковлевского монастыря. М., 1850 Островский, 1987 – Островский Г. Захарий Зограф. М., 1987 Острогорский, 1930 – Osmrogorsky G. Les décisions do Stoglav аи sujet de la peinture d " images et les principes de l " iconographie byzantine//Orient et Byzance. Premier recueil а la memoire de Th. Ouspensky. Paris, 1930

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Попа, 1966 – Рора Тн. Considération générale sur la peinture postbyzantine еп Albanie//Соттипаитé et diversité de l " art des pays balkaniques (XVI-e siècle debut du XVIII-e siècle). 1 -er Conqrés international des studes balkaniques et sudest européennes. Sofia, 1966 Порфирий, 1868 – Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом. 1701–1733 годы. Публ. Порфирия, епископа Чигиринского. Киев, 1868 Порфирий, 1884 – Епископ Порфирий (Успенский) . Зографическая летопись Афона и мое суждение о тамошней иконописи//ЧОЛДП, 1884. Порфирий, 1892 – Порфирий Успенский . Восток христианский. История Афона. Ч.III. Афон монашеский. Отд. 2. СПб., 1892 Поселянин, 1905 – Поселянин Е. Русская церковь и русские подвижники 18-го века, М., 1905 Поселянин, 1909 – Поселянин Е. (Погожев Е.Н.). Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. Прилож. к журн. «Русский Паломник». Кн. 1–4. 1909 Поспелов, 1990 – Поспелов Г.Г. «Бубновый валет»: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М., 1990 Постников, 1890 – Залы 5-я и 6-я археологической выставки, устроенной Императорским Московским археологическим обществом в память своего первого двадцатипятилетия. Собрание церковных древностей Постникова. М., 1890 Принцева, 1986 – Принцева М.Н. К вопросу об изучении старообрядческого медного литья в музейных собраниях//Научно-атеистические исследования в музеях. Сб. статей. Л., 1986 Прокофьев, 1983 – Прокофьев В.Н. О трех уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени (К проблеме примитива в изобразительных искусствах)//Примитив и его место н художественной культуре Нового и Новейшего времени. Сб. статей. М., 1983 Пропп, 1973 – Пропп В.Я. Змееборство Георгия в свете фольклора//Фольклор и этнография русского Севера. Л., 1973 Прохоров, 1914 – Прохоров С.М. Об иконописании и его технике//Светильник, 1 914, 1 Пругавин, 1893 – Пругавин А. Книгоноши и офени (Встречи, наблюдения и исследования)//Северный вестник, 1893, 4

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

605 . Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики раннего христианства. – М., 1990. 606 . Распространенное проложное житие князя Владимира//Чтения Исторического общества Нестора-летописца. – 1888. – Т 2. – отд. 2. – С. 30–32. 607 . Рассуждения о голых договорах: Текст, пер., коммент. Е. Э. Липшиц//Липшиц Е. Э. Законодательство и юриспруденция в Византии IX-XI вв. – Л.: Наука, 1981. – С. 195–228. 608 . Реликвии в Византии и Древней Руси. Письменные источники/Ред.-сост. Л. М. Лидов. – М., 2006. 609 . Речения святых отцов: О трезвении//ЖМП. – 1990. – 10. – С. 45. 610 . Речь Флавиана, Патриарха Антиохийского, к греческому императору Феодосию, просительная к помилованию города Антиохии. – М., 1804. 611 . Робер де Клари. Завоевание Константинополя/Пер., ст., коммент. М. А. Заборова. – М.: Наука, 1986. – 176 с. 612 . Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца: Извлечения из летописи Яхьи Антиохийского/Записки императорской Академии Наук. – СПб., 1883. – Т. 44. Приложение 1. – Х, 447 с. [Рец.: Успенский Ф. И.//ЖМНП. – 1884. – 4. – С. 282–319]. 613 . Роман Сладкопевец . Песни на Страстную седмицу. – М., 1901. – 126 с. 614 . Русские и иностранные источники о «крещении Руси»//«Крещение Руси» в трудах русских и советских историков. – М., 1988. – С. 270–306. 615 . Руфина пресвитера Жизнь пустынных отцов. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1898. – XLIV, 120 с. 616 . Ряшко Л. С. Никифор Влеммид. «Царская стстуя»//ВВ. – 2003. – Т 62 (87). – С. 283–321. 617 . Саргсян Т. Э. Армянские жития святых епископов Херсонеса//Сугдейский сборник. – К.; Судак, 2010. – Вып. 4. – С. 202–224. 618 . Саргсян Т. Э. Житие Стефана Сурожского в армянских манускриптах//Бахчисарайский историко-археологический сборник. – Симферополь, 2008. – Вып. 3. – С. 282–298. 619 . Саркисян Г Мовсесе Хоренаци. История Армении в трех частях, рассказанная Мовсесом Хоренаци по просьбе Сахака Багратуни/Пер. с древнеарм.//Литературная Армения. – Ереван, 1990. – 6. – С. 85–108. 620 . Сборник документов по социально-экономической истории Византии/Отв. ред. Е. А. Косминский. – М.: Изд-во АН СССР, 1951. – 320 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ермоген (Голубев; 29 мая 1963 - 25 нояб. 1965), архиеп. Донат (Щёголев; 25 нояб. 1965 - 17 апр. 1975), архиеп. Николай (Кутепов ; 17 апр. 1975 - 11 июня 1977), архиеп. Никон (Фомичёв; 11 июня 1977 - 16 июля 1982), еп. Илиан (Востряков; 16 июля 1982 - 20 июля 1990), митр. Климент (Капалин; с 20 июля 1990 в сане архиепископа, с 25 февр. 2004 в сане митрополита). Спасо-Преображенский мон-рь в пос. Воротынск Действующие: Пафнутиев Боровский (муж., близ Боровска, основан в 1444, закрыт в 1923, возрожден в 1991), Тихонова Успенская пуст. (муж., в с. Льва Толстого Дзержинского р-на, основана во 2-й пол. XV в., закрыта в 1918, возрождена в 1991), мещовский Георгиевский (муж., в Мещовске, основан в кон. XV в., закрыт в 1919, возрожден в 2001), Оптина Введенская пуст. (муж., близ г. Козельска, основана в XV в. (?), закрыта в 1918, возрождена в 1987), Воротынский в честь Преображения Господня (жен., в с. Спас в Калуге, основан в нач. XVI в. как мужской, закрыт в 1764, возрожден в 2000 как подворье калужского Казанского жен. мон-ря), калужский Лаврентиев (муж., в Калуге, основан в нач. XVI в., закрыт в 1937, возрожден в 1994 как архиерейское подворье), Черноостровский Николаевский (жен., в Малоярославце, основан в кон. XVI в. как мужской, в 1775 упразднен, восстановлен в 1800, закрыт в 1918, возрожден в 1991 как женский), калужский в честь Казанской иконы Божией Матери (жен., в Калуге, основан в нач. XVII в., закрыт в 20-х гг. XX в., возрожден в 1992), Казанская Амвросиевская пуст. (жен., в дер. Шамордино Козельского р-на, основана в 1884 как община, в 1901 преобразована в монастырь, закрыта в 1918, возрождена в 1990), Рождества Пресв. Богородицы пуст. (жен., в с. Барятине Дзержинского р-на, основана в 1995), Клыковская в честь Нерукотворного образа Спасителя пуст. (муж., в с. Клыкове Козельского р-на, основана 17 июля 2001). Упраздненные: Памятник царице Евдокии Лукьяновне Стрешневой и царевичу Алексею Михайловичу в Мещовском Георгиевском мон-ре. 2011 г. Памятник царице Евдокии Лукьяновне Стрешневой и царевичу Алексею Михайловичу в Мещовском Георгиевском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010