Был обсужден комплекс вопросов, связанных с формированием представления о земле наших предков как о бесценном природном, сельскохозяйственном и экологическом ресурсе, оставляемом нами в наследие грядущим поколениям. Собор рассмотрел положение в области сельского хозяйства и принял специальную резолюцию по этому кругу вопросов.   ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение в связи с проведением в Москве X Юбилейного Всемирного Русского Народного Собора. 2. Одобрить итоговые документы X ВРНС. 3. Поручить соответствующей рабочей группе ВРНС разработать проект документа, излагающего  православный взгляд на права и достоинство человека. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия , Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых , о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. СПРАВКА Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Екатеринбургской епархии: священника Владимира (Холодоковского; 1895 — 13 августа 1937), священника Сергия (Увицкого; 1881 — 12 марта 1932); от Казанской епархии: священника Михаила (Вотякова; 1881 — 18 июня 1931); от Московской епархии: епископа Коломенского Феодосия (Ганицкого; 1860 — 3 мая 1937), протоиерея Николая (Порецкого; 1865 — 27 июля 1933), протоиерея Алексия (Знаменского; 1882 — 2 августа 1938), протоиерея Александра (Русинова; 1878 — 31 января 1938), протоиерея Павла (Косминкова; 1875 — 2 марта 1938), священника Сергия (Орлова; 1888 — 21 декабря 1937), протодиакона Алексия (Дроздова; 1883 — 14 июля 1942), послушницы Татианы (Чекмазовой; 1881 — 11 октября 1942), послушницы Александры (Хворостянниковой; 1886 — 30 сентября 1943), Иоанна (Демидова; 1863 — 20 декабря 1937), Иоанна (Демидова; 1907 — 13 июля 1944);

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202897...

не пошли на воссоединение с Русской Православной Церковью и формально сохраняли принадлежность к польской церковной юрисдикции . Пользуясь поддержкой митрополита Дионисия, они приступили к формированию альтернативной украинской церковной структуры. Важное значение в этом процессе имел т. н. Церковный Собор, проведенный архиепископами Поликарпом и Александром в феврале 1942 г. в г. Пинске. Предварительно совершив рукоположение трех архиереев, названные иерархи инициировали принятие «соборного» постановления о возрождении Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) . Другим примечательным «соборным» решением стало определение о возможности принятия в УАПЦ клириков самосвятского («липковского») поставления . Под последними подразумеваются лица, принявшие неканоничные рукоположения от иерархов УАПЦ генерации 1920–1930-х гг. Преемство рукоположений автокефального епископата этого периода восходит к протоиерею Василию Липковскому, в октябре 1921 г. поставленному «митрополитом Киевским и всея Украины» посредством возложения рук пресвитеров . Следовательно, решения Пинского Собора, легитимируя недействительные раскольнические хиротонии, очевидным образом выводили формируемую иерархами польской юрисдикции УАПЦ за пределы канонического поля. Появление УАПЦ вызвало одобрительную реакцию со стороны руководства и сторонников украинских национальных организаций. Одновременно с этим началось давление на епископат и духовенство автономной Украинской Православной Церкви, от которых требовалось объединение с автокефалистами. Результатом этого давления стало состоявшееся 8 октября 1942 г. подписание «Акта объединения» между двумя украинскими церковными структурами. Данный документ констатировал существование фактически автокефальной Украинской Православной Церкви, признавал митрополита Дионисия (Валединского) Местоблюстителем Киевского Митрополичьего Престола и формировал органы высшего церковного управления объединенной структуры . Однако данное решение не нашло поддержки со стороны большинства епископата и духовенства каноничной УПЦ, что фактически аннулировало его значимость.

http://bogoslov.ru/article/6175530

протоиерея Алексия Аманова (1870 — 3 декабря 1937), священника Сергия Скворцова (1896 — 25 марта 1943), иеромонаха Киприана (Нелидова; 1901 — 16 июня 1934), иеромонаха Гавриила (Гур; 1898 — 9 ноября 1937), священника Феодора Алексинского (1875 — 15 декабря 1937), священника Сергия Аманова (1873 — 10 декабря 1937), священника Афанасия Докукина (1899 — 9 октября 1937), священника Иоанна Фрязинова (1882 — 22 февраля 1938), священника Алексия Смирнова (1890— 11 декабря 1937), священника Николая Голышева (1882 — 17 февраля 1938), священника Парфения Грузинова (1874 — 26 февраля 1938), священника Даниила Мещанинова (1870 — 9 декабря 1937), священника Алексия Смирнова (1867 — 28 февраля 1938), священника Александра Державина (1864 — 25 марта 1933), священника Георгия Троицкого (1873 — 29 октября 1931), священника Алексия Никитского (1891 — 28 февраля 1938), диакона Симеона Кулямина (1874 — 28 февраля 1938), послушницы Екатерины (Константиновой; 1887 — 20 марта 1938), послушницы Евдокии (Синицыной; 1879 — 20 марта 1938), послушницы Дарий (Зайцевой; 1870 — 14 марта 1938); от Рязанской епархии: игумена Филарета (Пряхина; 1880 - 7 марта 1942), протоиерея Василия Бажанова (1877 - 16 сентября 1937), иеромонаха Сергия (Сорокина; 1900 - 23 декабря 1937); от Сыктывкарской епархии: Елькина Павла (1876 — 15 сентября 1937); от Ярославской епархии: священника Михаила Зеленцовского (1878 - 9 декабря 1937) и псаломщика Бориса Заварина (1910-7 февраля 1938). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о проходившем с 20 по 23 января 2002 года визите в Русскую Православную Церковь Святейшего Патриарха Сербского Павла. Справка: В период с 20 по 23 января 2002 года Русскую Православную Церковь посетил Святейший Патриарх Сербский Павел, которого в поездке сопровождали митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, епископ Тимокский Иустин и протосингел Антоний (Пантелич), а также священник Виталий Тарасьев, настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Белграде.

http://sedmitza.ru/lib/text/429481/

В 1852 году Ястребино приобрел Александр Федорович Веймарн, крупнейший землевладелец в уезде. В 1856 году поместье было обмежевано и составлен новый план. Позднее владелец позаботился о новом оформлении усадьбы, выстроил каменное здание школы и каменную церковь с железной оградой по проекту К.И. Брандта и О.В. Бремера, которую 23 июня 1857 г. освятил благочинный Платон Янусов также во имя Свт. Николая. Храм выстроили просторный, однокупольный, с шатровой колокольней, в строгом «русско-византийском» стиле. Прихожан насчитывалось 2694 человек из 26 деревень. К церкви были приписаны 5 часовен, 2 кладбища; существовали два попечительства: училище с ночлежным домом и богадельня. В 1871 г. имение Ястребино перешло дочери А.Ф. Веймарна - Лидии Александровне Оболенской. Бывшего владельца похоронили у Николаевской церкви в 1882 г. На территории церкви также были похоронены жена Александра Федоровича - Ольга Павловна, сыновья Платон, Павел, Федор и зять Владимир Владимирович Оболенский. Над всеми могилами установлены надгробья - только по надписям на них и удалось установить даты жизни семьи Веймарна, т.к. кладбище не вошло в «Провинциальный некрополь», изданный в 1914 г. В 1905-1910 гг. состоялся раздел имений Ястребино и Пустомержа между детьми Лидии Александровны - Софьей Безобразовой и Михаилом Владимировичем Оболенским. Трагично сложилась их судьба - 23 февраля 1918 г. Михаил Владимирович был расстрелян матросами на станции Веймарн. Жителям соседней Пустомержи запретили трогать тело, которое провалялось в снегу дня три. Потом его тихо похоронили в церковной ограде в соседней деревне Ястребино. Жизненный путь сестры Софьи и старой княгини также обрывается в 1918 г. И нам еще предстоит узнать, какую мученическую смерть приняли они… Провидение позаботилось о жене Михаила Владимировича, Ирине Никитичне, и их сыне Всеволоде - в те дни они сидели под арестом в Орше, а когда их отпустили, уехали заграницу. Сейчас их дети и внуки живут в Москве. Церковь свт. Николая в Ястребино закрывалась дважды: на три года - с 1939 по 1942 г. и окончательно - 14 января 1962 г., в самый разгар хрущевских гонений. Последним настоятелем был отец Николай Ильяшенко. Сейчас церковь, к сожалению, превращена в развалины. Остались только стены без крыши и пола, верх колокольни наполовину " срезан " , внутри все заросло травой. Сохранилось кирпичное основание престола. Вокруг храма расположилось довольно крупное кладбище. Вблизи могилы Веймарнов и Оболенских (хозяйка усадьбы, княгиня Оболенская, была урожденной Веймарн).

http://sobory.ru/article/?object=00538

В настоящий момент и наша Династия Романовых представляет собой «слабое звено» в юбилейной триаде. По сути как единое целое она не существует. Есть Объединение членов рода Романовых во главе с князьями Николаем и Димитрием Романовичами. В списках Объединения несколько десятков человек, включая Принца Михаила Греческого (р.1939) - правнука Великой Княгини Ольги Константиновны (1851-1926), королевы эллинов; Принца Майкла Кентского (р.1942) - правнука Великой Княгини Елены Владимировны (1882-1957); Пола Эдварда Ларсена-Куликовского (р.1960) - праправнука Императора Александра Третьего. В свою очередь, так называемый «Российский Императорский Дом» состоит из княгини Марии Владимировны и ее сына князя Георгия. Если руководители Объединения пошли наперекор Матери-Церкви и признали т.н. «екатеринбургские останки» царскими, то княгиня Мария Владимировна претендует на возглавление Династии и особый юридический статус для себя и сына, что порождает для государства проблемы во внутренней и международной политике. Как бы там ни было, многие члены Династии хотят принести России пользу в меру сил и возможностей. С момента постепенного возвращения в страну, начиная с 1991-92-х годов, они начали помогать лично или создавая благотворительные фонды. В декабре прошлого года двадцатилетие своей деятельности в России отметил старейший из них - имени Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны. Есть такие фонды и у князей «романовичей», и у Пола Эдварда Ларсена-Куликовского, и у других. Несколько месяцев назад, специально к 400-летию Дома Романовых, был создан благотворительный фонд т.н. «Российского Императорского Дома» под патронатом княгини Марии Владимировны. Глава фонда владелец ковровой компании Alexander " s Collection А.М. Анисимов, среди директоров с российской стороны - глава канцелярии княгини Марии Владимировны А.Н. Закатов, американской - Брайен Перселл Хоран (Brien P. Horan), бывший сотрудник дипломатической службы Государственного департамента США, будучи офицером американской армии, проходил службу в Германии. Б.П. Хоран был личным юридическим советником Великого Князя Владимира Кирилловича (1917-1992). После его кончины продолжил службу Княгине Марии Владимировне. Секретариат фонда находится в Лондоне по адресу: SUITE 12, 2ND FLOOR, QUEENS HOUSE 180 Tottenham Court Road London W1T 7PD.

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/29/...

Основу евхаристических текстов викариатства можно найти в двух основополагающих документах: (1) Liturgia Missae Orthodoxo-Catholicae Occidentalis (составленный Дж. Дж. Овербеком и утверждённый Российским Синодом в 1869 году и Константинополем в 1882 году), (2) в ответе Российского Синода архиепископу (ныне святителю) Тихону в 1904 году относительно американской «Книги общей молитвы» 1892 года . Последования других Таинств, обрядов и благословений Церкви (включая Крещение и Конфирмацию) взяты из Rituale Romanum, первоначально благословлённого митрополитом Герасимом (Мессарой) Бейрутским для английского использования в 1912 году, а затем пересмотренного при создании викариатства . В 1932 году епископ Афтимиос из Сиро-арабской миссии Русской архиепархии посвятил епископального священника Игнатия (Уильяма Альберта) Николса во вспомогательного «епископа Вашингтонского» специально для работы по западному обряду. Это было частью плана Афтимиоса заложить основы «Американской православной католической церкви», не знающей национальности и языка . Впрочем, видение епископа Афтимиоса не разделяли его собратья — православные епископы. Епископ Игнатий Николс основал Общество святого Василия, благочестивое общество для духовенства и мирян, основанное на ежедневном чтении западного Бревиария. Преемником Николса на посту главы общества стал Александр Тёрнер. Тёрнер был посвящён в епископы Николсом в 1939 году (до этого Тёрнер воспитывался в Епископальной Церкви и был рукоположен в сан старокатолического священника). Он возглавил небольшой приход Святой Софии в Маунт-Верноне, Нью-Йорк, основанный в 1946 году. Епископ Николс почил в 1947 году, оставив Тёрнера единственным лидером общества . Хотя в конце концов Павел Шнейрла, будущий викарий приходов западного обряда, обратился в православную веру из протестантизма и стал священником византийского обряда Сирийской Антиохийской архиепископии в 1942 году, тем не менее его любовь к традиционной западной литургии сохранилась, и через контакты с деятелями западного обряда в Европе, например, с Домом Дени Шамбо, он убедился, что западный обряд может играть жизненно важную роль в православной миссии в Северной Америке .

http://bogoslov.ru/article/6172148

По наиболее авторитетным оценкам (так считал, например, Н. Н. Воронин), в плане он сохранил размеры предыдущего собора. Здание имеет четыре столпа, три апсиды и три притвора, причём западный притвор первоначально был выше боковых, ибо - по предположению того же Воронина - во втором его ярусе, на хорах, размещалось во время богослужений княжеское семейство. Наибольший интерес, конечно, представляет причудливая каменная резь, украшающая северную, западную и южную стены собора. Она давно уже привлекает внимание исследователей. Так, ещё в 1880-1890-е годы профессор кафедры истории искусств Санкт-Петербургского университета Н. П. Кондаков (1844-1925) писал: " Среди владимиро-суздальских церквей собор Юрьева-Польского занимает едва ли не первое место по оригинальности своих скульптур... " Функция же белокаменной резьбы, по мнению учёного, состояла не только в украшении, но и в назидании. Говоря о городских храмах, он писал, что они, " видимо украшались с расчётом на то, что толпы толкущегося возле них в праздник народа найдут и время, и охоту разобрать поучительные темы наружных украшений и воспользуются ими как наглядным наставлением " . То есть рельефы снаружи храма играли ту же роль, что фрески - внутри. Резьба Георгиевского собора уникальна, но нельзя сказать, чтобы она не имела родства. Среди ближайших в этом отношении предков Георгиевского храма - Дмитриевский собор во Владимире и церковь Покрова на Нерли. Но рельефные украшения юрьевского памятника отличаются как от легкого декора Покровской церкви, так и от " академическистройного " резного оформления Димитриевского собора. Рельефное убранство Георгиевского собора оригинально, прежде всего своей двойственностью - сочетанием горельефных (максимально объёмных) фигурных изображений с растительным орнаментом, выполненным в низком рельефе и покрывающим чуть ли не все стены, благодаря чему они становятся похожи на какой-то фантастический шедевр " каменного ткачества " . К. К. Романов (1882-1942), архитектор и реставратор, исследовавший собор в 1909 году, высказал гипотезу, что первоначальный замысел зодчего не включал в себя " коврового " орнамента.

http://sobory.ru/article/?object=00203

священника Леонида Прендковича (1874-1938), Алексея Серебренникова (1882-1937), протоиерея Бориса Ивановского (1897-1937), диакона Алексия Сенкевича (1875-1937), псаломщика Павла Соколова (1892-1938), псаломщика Алексия Скоробогатова (1889-1938), игумении Зосимовой пустыни Афанасии (Лепешкиной; 1883-1931), епископа Орловского Макария (Гневушева; 1858-1918), архиепископа Могилевского Павлина (Крошечкина; 1879-1937), епископа Екатеринбургского Аркадия (Ершова; 1878-1937), священника Анатолия Левицкого (1894-1937), священника Никандра Чернелевского (1880-1937), псаломщика Киприана Анникова (1875-1937), протоиерея Сергия Мечева (1892-1941), протоиерея Василия Смирнова (1870-1938); от Орловской епархии: протоиерея Георгия Коссова (1855-1928); от Саранской епархии: иеромонаха Михаила (Жука; 1872-1937), монахини Анастасии (Камаевой; 1879-1937), Иоанна Ломакина (1884-1937), Иоанна Милёшкина (1902-1937), Мавры Моисеевой (1875-1937), Иоанна Сельманова (1900-1937), иеромонаха Василия (Эрекаева; 1879-1937), священника Павла Ягодинского (1879-1937), псаломщика Василия Александрина (1872-1942), монахини Елены (Асташикиной; 1878-1937), Арефия Еремкина (1884-1937); от Уфимской епархии: иеромонаха Максима (Попова; 1876-1934) и псаломщика Киприана Яценко (1878-1935). СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о положении приходов Московского Патриархата в Венгрии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преобразовать Венгерское православное благочиние в Венгерскую епархию с кафедрой в городе Будапеште. 2. Управление Венгерской епархией поручить епископу Венскому и Австрийскому Павлу с изменением его титула на " Венский и Будапештский " . 3. Утвердить Гражданский Устав Венгерской епархии Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о поступившем обращении православной общины Александро-Невского прихода в городе Копенгагене (Дания) и вновь образованной общины во имя Святителя Николая в городе Орхусе (Дания) о принятии их в юрисдикцию Русской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429460/

Особенно часто обстреливали Никольский со­бор в 1943 г. Однажды в него попали три снаряда, причем осколки врезались в стену покоев митро­полита Алексия. Владыка вошел в алтарь, показал причту осколок снаряда и, улыбаясь, сказал: «Видите, и близ меня пролетела смерть. Только, пожалуйста, не надо этот факт распространять. Вообще, об об­стрелах надо меньше говорить... Скоро все это кон­чится. Терпеть недолго осталось» [vii] . Следует отме­тить, что клирики ленинградских храмов наравне со всеми жителями города несли труды по его обороне, участвуя в группах самозащиты МПВО. Активно включилось духовенство города в под­писку на военные займы, сбор пожертвований в фонд обороны. К 1 июня 1944 г. сумма таких по­жертвований достигла 390 тыс. рублей, в том числе митрополит сдал 50 тыс., протоиереи П. П. Тарасов — 30,5 тыс., В. А. Румянцев — 29 тыс., Н. И. Ломакин — 24 тыс. руб., золотой крест, кольцо с бриллиантами и т. д. Основной же поток даяний шел от верующих. Хотя в связи с массовой эвакуацией и огромной смертностью в первой половине 1942 г. Ленинград опустел, однако деятельность городских церквей, особенно патриотическая работа священнослужите­лей, не только не пришла в упадок, но даже возрос­ла. В годину тяжких испытаний прихожане сплоти­лись вокруг своих храмов. Расходы общины Николо-Богоявленского собо­ра с 1 августа 1941 г. по 1 августа 1942 г. составили 1602 тыс. руб., в том числе пожертвования Красно­му Кресту — 715 тысяч. За 1942 г. доходы нес­колько снизились по сравнению с 1941 г. и равня­лись 1175 тыс., а расходы — 1440 тыс. руб., в том числе перечисления в фонд обороны и Красный Крест — 595 тыс., затраты на содержание хора — 137 тыс., ремонтные работы — 70 тыс., выплата заработ­ной платы служащим — 255 тыс., богослужебные и хозяйственные расходы — 135 тыс. и т.д. Но уже в 1943 г. доходы выросли до 2209 тыс. рублей, рас­ходы же составили 2263 тыс., из них — в фонд обороны было внесено 1882 тыс., на содержание хора потрачено 117 тыс., зарплату служащим — 115 тыс., перечисления Патриархии — 10 тыс., бого­служебные и хозяйственные расходы — 77 тыс. рублей [viii] .

http://bogoslov.ru/article/2520765

Более того, осенью 1942 г. епископы-автономисты опубликовали специальный меморандум, в котором объявили «Акт объединения» не имеющим канонической силы . В связи с произошедшим митрополит Алексий (Громадский) 27 ноября 1942 г. посетил руководство оккупационной администрации и сообщил о невозможности воплощения в жизнь «Акта объединения» без соответствующего соборного решения. Поскольку в условиях войны проведение Собора запрещалось, вопрос объединения автономной УПЦ и УАПЦ откладывался на неопределенный срок . Иными словами, планы по автокефализации каноничной Украинской Православной Церкви разрушались. Это не осталось без ответа со стороны представителей украинских национальных военизированных формирований… 7 мая 1943 г. автомобиль митрополита Алексия (Громадского), направлявшийся из Кременца в Дубно, был расстрелян неизвестными. Предстоятель автономной УПЦ погиб на месте . В 1961 г. полевой командир Украинской повстанческой армии Максим Скорупский опубликовал воспоминания, в которых заявлял об убийстве митрополита Алексия вооруженным отрядом под его руководством. При этом Скорупский охарактеризовал произошедшее как ошибку, приведшую к случайной гибели православного иерарха. По его словам, украинские повстанцы планировали расстрелять немецкий автомобиль в надежде завладеть находившимся в нем оружием, но обознались и совершили нападение на машину Экзарха . Однако трактовка гибели митрополита Алексия как нелепой случайности вряд ли может представляться правдоподобной в контексте репрессий, обрушившихся в 1943 г. на духовенство автономной УПЦ со стороны украинских националистов. Так, вскоре после этого повстанцы казнили епископа Владимиро-Волынского Мануила (Тарнавского), а в течение лета 1943 г. только на Волыни убили 27 священников канонической Церкви . Подводя итог настоящему сообщению, можно сделать вывод о том, что в первые месяцы немецкой оккупации Украины наметился масштабный разлом в украинской церковной жизни, имевший ярко выраженный геополитический характер. Деятельность Первоиерарха Православной Церкви в Генерал-губернаторстве (Польше), митрополита Дионисия (Валединского) в этот период характеризуется ярко выраженным стремлением вернуть украинские территории в сферу влияния Константинопольского Патриархата.

http://bogoslov.ru/article/6175530

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010