31 марта Собор заслушал доклад председателя синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, в котором представлены были одобренные Священным Синодом выводы комиссии, тщательно исследовавшей жития преподобного схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, а также новомучеников митрополита Киевского Владимира, митрополита Петроградского Вениамина и казненных вместе с ним по приговору трибунала священномученика Сергия и мучеников Юрия и Иоанна, великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, убитых в Алапаев-ске, а также проекты деяний об их канонизации и их жизнеописания. Архиерейский Собор по докладу митрополита Ювеналия принял два отдельных деяния: «О канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца» и «О канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского , 1848–1918), митрополита Петербургского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873–1922) и иже с ним убиенных схимонаха Сергия (Шеина; 1866–1922), Юрия Новицкого (1882–1922) и Иоанна Ковшарова (1878–1922), великой княгини Елизаветы (1864–1918) и инокини Варвары (1918)» 727 . В деянии о канонизации новомучеников было ясно сказано, что это только начало церковного прославления новомучеников и исповедников, пострадавших в годы революционной смуты и послереволюционного террора; устанавливалось также «празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (по старому стилю, в случае совпадения сего числа с воскресным днем) или в ближайший воскресный день после оного». В Собор новомучеников и исповедников включалось и ставилось во главе его имя ранее канонизированного Патриарха Тихона. Предусматривалось, что в процессе канонизации в Собор будут включаться и другие новомученики и исповедники. Исключительно важными были два последних положения из деяния освященного Собора: «Поручить синодальной комиссии по канонизации святых при изучении подвига новомучеников Российских начать исследования материалов, связанных с мученической кончиной царской семьи. Образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников XX столетия в пределах каждой епархии» 728 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Архиерейский Собор Общие сведения о Архиерейских Соборах Русской Православной Церкви Архиерейскому Собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских, административных и иных вопросах, касающихся как внутренней, так и внешней жизни Церкви; в области поддержания братских отношений с другими Православными Церквами, определения характера отношений с инославными конфессиями и нехристианскими религиозными общинами, а также с государствами и светским обществом. Архиерейский Собор состоит из епархиальных и викарных архиереев, созывается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года и в преддверии Поместного Собора, а также в исключительных случаях. Председателем Архиерейского Собора является Патриарх Московский и всея Руси. В обязанности Архиерейского Собора входит хранение чистоты и неповрежденности православного вероучения и норм христианской нравственности и истолкование этого учения на основе Священного Писания и Священного Предания, при сохранении вероучительного и канонического единства с полнотой Вселенского Православия; хранение догматического и канонического единства Русской Православной Церкви. Также Архиерейский Собор принимает Устав Русской Православной Церкви, решает богословские, канонические, богослужебные и пастырские вопросы, касающиеся внутренней и внешней деятельности Церкви, канонизирует святых, утверждает решения Священного Синода о создании, реорганизации и упразднении Экзархатов, Митрополичьих округов, митрополий и епархий, о создании или упразднении синодальных учреждений и иных органов церковного управления. Важные деяния Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви: 1992 год Деяние о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского; 1848-1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873-1922) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина; 1866-1922), Юрия Новицкого (1882-1922) и Иоанна Ковшарова (1878-1922), Великой княгини Елизаветы (1864-1918) и инокини Варвары (1918) 1997 год Деяние Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации священномучеников Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862-1937), митрополита Серафима (Чичагова; 1856-1937) и архиепископа Фаддея (Успенского; 1872-1937).

http://foto.patriarchia.ru/church/arkhie...

Невозможно поименно исчислить всех новомучеников Церкви Российской XX века, однако мы выражаем упование, что предлагаемая канонизация первых свидетелей Истины, мученически изливших кровь свою за Христа, явится началом дальнейшего процесса обще-церковного прославления многих исповедников православной веры в нашей Церкви. Первым священномучеником в архиерейском сане в новую эпоху гонений стал митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Он с духовным величием и евангельской простотой утвердил в своем архипастырском служении замечательное единство праведной жизни и мученической кончины, свидетельствуя о вере Христовой даже до смерти (Откр. 12, 11). Свое земное служение Богу и Церкви он завершил 25 января 1918 года в граде Киеве - колыбели христианства на Руси, взойдя здесь на свою Голгофу. Другой архипастырь и вдохновенный молитвенник - митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) духовно окормлял верных чад своих в то время, когда внешние гонения и внутренние расколы грозили поколебать Церковь Христову. Перед лицом ожидавшей его смерти он произнес: «Я верный сын своего народа, и люблю и всегда любил его. Я жизнь ему свою отдал, и я счастлив тем, что простой народ платил мне тою же любовью, и он же поставил меня на то место, которое я занимаю в Православной Церкви. Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре - жизнь или смерть,- но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу очи свои горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: «Слава Тебе, Господи Боже, за все». Убиенные вместе с митрополитом Вениамином архимандрит Сергий и чада церковные Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров, как верные соратники его, пошли на заклание с архипастырем своим. Великая княгиня Елизавета, основательница Марфо-Мариинской обители в Москве, посвятила свою благочестивую христианскую жизнь благотворительности, помощи бедным и больным. Вместе со своей келейницей инокиней Варварой она приняла мученический венец в день Преподобного Сергия Радонежского - 5 июля (старого стиля)  1918 года.

http://bogoslov.ru/article/373552

27 апреля 1922 года был арестован и помещён в Кисловский арестный дом, а в июле 1922 года осуждён по обвинению " сокрытия ценностей при изъятии Комиссией Помгола " и приговорён к освобождению из-под стражи. С июля 1922 года - настоятель храма Василия Блаженного (собор Покрова-на-Рву) . В июле 1922 года находился в составе комиссии, которая осмотрела второй ярус собора и зафиксировала значительное ухудшение его состояния: промокание сводов, выбитые стекла, отвалившаяся штукатурка с настенными росписями. За время ареста о. Иоанна, вероятно, некому было следить за этой частью собора. Два ареста в течение короткого периода, " почти крайнее, весьма затруднительное " имущественное положение, кража и изъятие ценностей, богослужения и уборка в холодном неотапливаемом храме, и, как следствие этого, болезни, - все это серьезно сказалось на его здоровье. Скончался 5 апреля 1923 года, в четверг на Страстной неделе. Он первым обнаружил имена строителей Покровского собора. Исследовал многочисленные неопубликованные документы и рукописи в архивах и библиотеках. Автор первого историко-агиографического исследования о житиях святых Василия и Иоанна Блаженных, двух монографий по истории Покровского собора и других памятников Москвы и России . Последняя монография (1919 г.) остается неизданной. Многие его научные выводы не потеряли актуальности и в наши дни. 12–13 ноября 2019 года в Москве в стенах Покровского собора состоялись научные чтения памяти протоиерея И.И.Кузнецова " Актуальные проблемы изучения и сохранения памятников архитектуры " . 16–17 ноября 2021 года в Москве в храме-музее " Покровский Собор " состоялись организованные ГИМ вторые чтения, посвященные памяти протоиерея И.И.Кузнецова. Сочинения Награды Литература, документы Использованные материалы    " Выпускники Вифанской духовной семинарии 1882 года " , генеалогический сайт Бовкало А.А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/vifansem.html    " Выпускники Московской духовной академии 1886 года " , генеалогический сайт Бовкало А.А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/mda.html

http://drevo-info.ru/articles/13681152.h...

Москва. Церковь Воскресения Христова при НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского. Церковь. Действует.   Престолы: Воскресения Христова Год постройки:1882. Архитектор: Н.В. Султанов Ссылки:   Адрес: Москва, Большая Сухаревская пл., 3, стр. 12 Координаты: 55.774391, 37.634066 Проезд:станция метро " Сухаревская " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью При Шереметевом странноприимном доме в 1882 г. архитектором Николаем Султановым по просьбе графа Н.П. Шереметева была построена часовня Воскресения Христова. В дальнейшем граф желал перестроить ее в храм в честь Воскресения Христова. В 1922 г. часовня для богослужений была закрыта, надстроен второй этаж и размещено медицинское училище. В 1979 –1990 гг. в ней размещался отдел кадров НИИ им. Н.В. Склифосовского. В 2001 г. в соответствии с решением Правительства г. Москвы начались работы по реконструкции часовни и устройству храма. 17 января 2008 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II благочинный Сретенского благочиния протоиерей Олег Клемышев освятил храм малым чином. http://sretsorok.orthodoxy.ru/htm/hrams/_10_.htm Воскресения Христова Странноприимного дома графа Н.П. Шереметева часовня (Большая Сухаревская площадь, дом 3, корпус 12). В последней четверти XIX столетия на территории многих московских больниц и богаделен появились новые храмы и часовни. Как правило, их возводили для отпевания усопших. Необходимость дополнительного церковного сооружения остро ощущалась и в Странноприимном доме графа Н.П. Шереметева. Граф С.Д. Шереметев предложил выполнить проект церкви своему большому другу и единомышленнику инженеру Н.В. Султанову, который некоторое время занимал должность архитектора Странноприимного дома и проводил значительные перестройки и ремонтные работы в главном корпусе. Заложили каменное одноэтажное церковное здание 18 сентября 1882 г., и выстроили по классической для русских храмов крестово-купольной схеме. Его завершает высокая двускатная кровля, увенчанная крестами. Помимо собственно пространства часовни, постройка состоит из комнат: покойницкая, дезинфекционная, для омовения и одевания покойников, для вскрытий, из квартиры сторожа и сеней. Первоначально граф С.Д. Шереметев предполагал, что возводимое здание будет вторым храмом Странноприимного дома. Он начал хлопоты по этому вопросу перед церковными властями, но дело не было завершено. Интерьер часовни украшал иконостас, алтарная апсида была ориентирована на север.

http://sobory.ru/article/?object=24210

Мыглижский женский монастырь святителя Николая Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Мыглижский монастырь святителя Николая Мирликийского (Мъглижки манастир Свети Николай) – действующая женская православная обитель, расположенная на южном склоне Балканских гор, в 2 км севернее города Мыглиж, в 13 км восточнее города Казанлык и в 33 км от Стара Загоры. Содержание История [ править править код ] Мыглижский монастырь был основан во времена Второго болгарского царства, в годы правления царя Калояна (1197-1207). Монастырские здания построены из тесаного камня и оштукатурены. Во второй половине XIV века, когда Болгария была завоевана Османской империей, Мыглижский монастырь, как и сотни других православных обителей, был разрушен, но вскоре, силами местного населения, восстановлен. На протяжении всей истории своего существования монастырь разрушался неоднократно, но всякий раз возрождался снова. Доказательством существования монастыря во времена турецкого владычества является изображение покровителя монастыря – Святого Николая Мирликийского, датируемое 1490 годом. С наступлением эпохи Болгарского Возрождения Мыглижский монастырь Святого Николая Мирликийского стал важнейшим духовно-просветительским центром региона. В 1821 году при монастыре была открыта школа. В то время в монастырской библиотеке хранилось много ценных рукописей и печатных церковных книг, которые, к сожалению, были разграблены или сожжены турками в годы русско-турецкой войны (1877-1878 г.г.). В последующие несколько лет, после освобождения Болгарии от турецкого владычества, монастырская обитель была снова восстановлена, что стало заслугой его настоятелей: в 1880-1882 годах настоятелем служил отец Паисий Котел, в 1882-1922 годах – Кирилл Христов Енина. С 1922 года Мыглижский монастырь становится женской обителью, настоятельницами которого поочередно служили Александра, Евпраксия, Максима и Рахиль. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время Мыглижский монастырь Святого Николая Мирликийского – действующая женская обитель.

http://azbyka.ru/palomnik/Мыглижский_жен...

В 1880 г. В.И. Макарухин переселяется в монастырь, и с этого же года начинается совершение ранних Божественных литургий, на что было выделено 10 тысяч рублей серебром. С 1882 г. начинается строительство гостиницы в два этапа: 1882 -1884 гг., и расширение до 23 номеров в 1891-1892 гг. В 1884 г. строится хлебопекарня и трапезная. В 1886 г. скончался архитектор монастыря А.Г. Бочарников, погребён около могилы его отца в храме Божией Матери " Млекопитательница " . 24.05.1886 г. заложен камень храма в честь преп. Никандра Пустынножителя Псковского с приделами в честь равноап. кн. Владимира и вмч. Пантелеймона (1891-1892 гг.), освящён 24.09.1889 г. архиепископом Тульским и Белевским Никандром. В 1890 г. скончался основатель монастыря схимонах Варсонофий (В.И. Макарухин), погребён в левом приделе нижнего храма Божией Матери " Млекопитательница " . Его приемником в 1894 г. становится его племянник Н.Ф. Мусатов. За 30 лет пребывания в обители им было построено: Александровская школа для бедных детей на 100 человек, монастырская больница, сначала на 10 мест, а затем на 25. На его средства построен двухэтажный дом на территории обители. Н.Ф. Мусатов жертвует 18 тысяч рублей серебром на по строение Покровского подворья в Туле. За год до кончины он принимает монашество с именем Никанор, и тогда же был рукоположен в иеромонахи с возложением обязанностей благочинного. Скончался 22.04.1915 г., погребён рядом с могилой его дяди-схимонаха Варсонофия. На рубеже XIX-XX в.в. обитель имела около 117 гектаров земельных угодий; хозяйство - достаточно внушительное: два пруда, пасека, конюшни, скотный двор и огород. Упразднение обители произошло в 1920-1922 г.г. Монахов разогнали, храмы опечатали, землю национализировали. 14.03.1922 г. уполномоченным Губоно Поповым был составлен акт об окончательном закрытии монастыря. Храмовая утварь была перевезена в нынешний г. Киреевск для использования при Богослужении в новом храме. Известно, что икона вмч. Пантелеймона из Щегловского монастыря находится сейчас в Эстонии в Пюхтицком Успенском монастыре. Колодец близ Никандровского храма копали сами монахи, иеромонах Геронтий рассаживал деревья в парке, иеромонах Варсонофий после закрытия монастыря служил в храме вмч. Димитрия Солунского.

http://sobory.ru/article/?object=00878

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Подвиг служения митрополита Алексия (Громадского) (1882–1943) церковному единству В докладе архиепископа Гродненского и Волковысского Антония на IV научной конференции «Святые Белой Руси: актуальные вопросы почитания и прославления» (Жировичи: Минская духовная семинария, 19 сентября 2022 г.) рассматривается жизнь и служение выдающегося архиерея XX века митрополита Алексия (Громадского) — экзарха Украины в годы Великой Отечественной войны. Статья В 2022 году исполняется 140-лет со дня рождения бывшего управляющего Гродненской епархией, а в годы Великой Отечественной войны Предстоятеля каноничной Украинской Православной Церкви митрополита Алексия (Громадского). Значимость личности названного святителя не только в истории становления Гродненской епархии, но и в деле сохранения единства Русской Православной Церкви в ХХ веке побуждает нас обратиться к осмыслению его жизни и церковного служения. Будущий святитель, в миру Александр Якубович Громадский, родился в 1882 г. в селе Докудов на Подляшье. Происходил из семьи псаломщика. Окончил Холмскую духовную семинарию (1904 г.) и Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1908 г.). В год завершения обучения принял священный сан и получил назначение на служение в г. Холм. Одновременно с этим назначен членом Холмской духовной консистории. На протяжении 1917–1918 гг. временно совершал служение в Бессарабии, а в 1918 г. направлен на преподавательскую должность в Кременецкую духовную семинарию. В том же году возведен в сан протоиерея, а в 1921 г. назначен ректором семинарии. Будучи вдовцом, он в феврале 1922 г. принял монашеский постриг, а уже 3 сентября рукоположен во епископа Луцкого, викария Волынской епархии. 12 октября того же года назначен управляющим Гродненской епархией, которую возглавлял вплоть до состоявшегося в 1934 г. назначения на Волынскую кафедру. За усердное служение в 1928 г. был возведен в сан архиепископа .

http://bogoslov.ru/article/6175530

Из числа выпускников Витебской семинарии четверо получили епископский сан – Василий (Лужинский), Антоний (Зубко), Филарет Павел Ректор семинарии в 1879–1882 гг. – магистр богословия и бывший законоучитель Полоцкой военной гимназии вдовый протоиерей Алексей в 1882 г. принял монашеский постриг с именем Анастасий, был возведен в сан архимандрита, а затем рукоположен в сан епископа и назначен на Выборгскую кафедру. В 1901 г. бывший ректор семинарии архимандрит Константин был рукоположен в епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. Преподаватель основного, нравственного и догматического богословия в 1917–1918 гг. протоиерей Владимир Шевалеевский в 1928 г. был рукоположен в сан епископа, получив в монашестве имя Ректор семинарии профессор Ксенофонт Говорский был в числе основоположников исследования истории Полоцкого Выпускник семинарии 1888 г. Д. И. стал известным историком-архивистом, членом Витебской ученой архивной комиссии, ученым секретарем археографической комиссии, научным сотрудником института истории АН БССР. Автором серии научных исследований по истории родного края стал выпускник 1895 г. военный врач и эпидемиолог, доктор медицины П. М. Красавицкий. В. И. Яцкевич, окончивший семинарию в 1882 г., в 1910 г. был назначен директором канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода, организовывал перенесение мощей прп. Евфросинии Полоцкой из Киева в Полоцк, обеспечивал подготовку проведения Поместного собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг., став его членом. Выпускники 1899 г. священник Александр Стальмашевский и В. В. Богданович также были избраны членами Поместного собора. Преподаватель Витебской семинарии в 1903–1907 гг. В. В. Богданович в 1919 г. занял должность ректора Виленской духовной семинарии, в 1922–1939 гг. он состоял православным членом Сената Речи Посполитой. Протопресвитером военного и морского духовенства стал выпускник 1891 г. Георгий Шавельский, в 1915–1917 г. состоявший членом Святейшего Синода, а в 1917–1918 гг. – товарищем председателя Поместного собора и членом Высшего церковного совета Российской Православной

http://sedmitza.ru/lib/text/6864886/

Можно также предположить, что у Новицкого были сложные отношения с матерью. В чем была суть конфликта, мы тоже не знаем, и я не стала фантазировать на эту тему, но сам факт того, что Юрий Петрович не находил понимания у самых близких людей, очень важен для понимания логики судьбы святого мученика. Непонимание, одиночество в семье преследовали Юрия Петровича всю жизнь. И это то, с чем сталкиваются многие из нас. Юрий Петрович Новицкий (1882–1922) А незадолго до событий 1922 года Юрий Петрович встретил новую любовь. Его супруга скончалась где-то в Одессе, дочка подросла. Он хотел соединить свою жизнь с любимой женщиной, уже была назначена дата. Его арестовали за несколько дней до этого, практически накануне свадьбы. У приговоренных была возможность сохранить жизнь, если бы они согласились сотрудничать с властью. Но он не пошли по пути, на который встали обновленцы. Которые, кстати, очень много сделали, чтобы митрополит Вениамин оказался на скамье подсудимых. Они заигрывали с дьяволом. И в результате сами стали жертвами репрессий. Но это — к слову. История обновленчества осталась за рамками моей книги. Как понять дух времени Тема новомучеников сама по себе непростая. Повествование должно быть исторически достоверным, легким, но не легковесным, ведь в нем затрагиваются в том числе и вопросы духовного плана. И здесь нужна особая деликатность. Мой первый роман «Трибунал» рассказывает об открытом судебном процессе над священниками, который проходил в Саратове в 1918–1919 годах. За основу я взяла исследование саратовских краеведов. У нас ведется большая научная работа, по итогам которой составляется пакет документов для рассмотрения Синодальной комиссией по канонизации святых. А повесть «Последнее письмо святого юриста Юрия Новицкого» основана на материалах судебного процесса 1922 года, который проходил в Санкт-Петербурге и был связан с процессом изъятия церковных ценностей. Материалы обоих процессов показывают нам, как государство относилось к Церкви, и как к ней относились люди, которые взяли на себя в тот момент право вершить суд от имени государства.

http://blog.predanie.ru/article/oni-eshh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010