267. лейбницевский мир — Федотов употребляет этот термин, обращаясь к основным положениям системы немецкого философа Готфрида Вильгельма Лейбница (1646-1716). Лейбницевский мир состоит из непрерывного ряда (континуума) монад, определяющих не только физический смысл мира, но и закономерности этого мира. Одной из которых является единство материи и духа, поскольку посредством монад образуется прочная связь между физической природой и духом, а также между бессознательным и сознанием. Благодаря учению о монадах Лейбниц первым начал развивать идею сложного строения психики у человека и животных, предполагающую наличие двух уровней — сознания и бессознательного. Бессознательное (перцепция) есть внутреннее состояние монады, тогда как сознание (апперцепция) есть познание этого внутреннего бессознательного состояния. Сознание присуще не всем монадам. Основные положения философии Лейбница изложены им в труде «Монадология». 268. Рах Еигораеа (лат.) — европейский мир. 270. Керр Филипп Генри, 11-й лорд Лотиан (1882-1940) — английский дипломат, посланник Великобритании в США (1939-1940), сторонник федерализации Европы. В 1916 году, будучи личным секретарём Дэвида Ллойда Джорджа, принимал участие в работе Парижской мирной конференции. В марте 1920 года был награжден орденом Кавалеров Почёта. В 1931 году на протяжении четырёх месяцев являлся канцлером герцогства Ланкастерского. 271. линия Мажино — система французских укреплений, на границе с Германией от Бельфора до Лонгийона. Была построена в 1929-1934 годах (затем совершенствовалась вплоть до 1940 года). Длина около 400 км. Названа по имени военного министра Андре Мажино. В её состав входили 39 долговременных оборонительных укреплений, 70 бункеров, 500 артиллерийских и пехотных блоков, 500 казематов, а также блиндажи и наблюдательные пункты. 273. Куденхове-Калерги Рихард Николаус (1894-1972) — австрийский философ, писатель, политик, основатель Панъевропейского союза. В 1922 году Куденхове-Калерги основал Панъевропейский союз, ставший первой организацией, стремящейся к объединению Европы. В число его членов входили Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Зигмунд Фрейд, Аристид Бриан и Конрад Аденауэр. Именно Куденхове-Калерги заложил основы нынешней европейской идеи, европейского самосознания и европейской идентичности, выдвинув идею «пан-Европы». В качестве принципов единой Европы Калерги назвал свободу, мир, экономическое процветание и культуру. Объединенная Европа, единая в политическом и экономическом плане, по его мысли, должна была стать экономическим, культурным и политическим противовесом США, России и Восточной Азии, а также способствовать предотвращению новой мировой войны.

http://predanie.ru/book/219982-stati-vto...

Комментарии Уважаемый Павел! Апелляция к вере хороша в религии (правда, возникает вопрос, совпадает ли Ваша вера с верой Православной Церкви), но совершенно неуместна в науке, тем более - в естественной. Если в... Георгий Никольский — 02 мая На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 1. Преподобный Ефрем Сирин Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Деяние о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского; 1848—1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873—1922) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина; 1866—1922), Юрия Новицкого (1882—1922) и Иоанна Ковшарова (1878—1922), Великой княгини Елизаветы (1864—1918) и инокини Варвары (1918) 1 января 2009 Документы Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 31 марта – 5 апреля 1992 года Статья Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Свидетельство даже до смерти истины Христовой в Церкви Божией именуется мученичеством, и Сам Христос, Свидетель верный (Откр. 1, 5), на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине (Ин. 18, 37) и чтобы в крестных страданиях отдать жизнь Свою для искупления многих. По слову апостола, мы искуплены драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца (1 Пет 1, 19). Свидетельство христиан есть прославление Бога и в жизни и в умирании: живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем (Рим. 14, 8). Попущением Божиим в наш век было воздвигнуто на Руси гонение на Церковь Христову. И вновь, как в древние века, свидетельствуя о победе Христовой, пролилась кровь мучеников. Святой Патриарх Всероссийский Тихон, взирая на испытания, постигшие его паству, мужественно призвал ее разделить с ним чашу страданий: «Если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою. Если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова,- благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него».

http://bogoslov.ru/article/373552

Белков Евгений Христофорович (1882–1929) – священник, обновленческий епископ Евгений (СЦВ). Родился в г. Петрозаводске Олонецкой губернии в семье протоиерея Христофора Белкова. Окончил Демидовский юридический лицей в г. Ярославле. До Февральской революции беллетрист, писал рассказы из быта духовенства под псевдонимом «X. Толшемский». В 1906– 1907 гг. редактировал вместе с отцом в Петербурге литературный и церковно-общественный журнал «Звонарь». В 1916 г. в Петрограде вышел его сборник «В мире рясы». В сане священника с 1917 г. До января 1923 г. служил в церкви свв. Захария и Елизаветы на Фурштадской ул. В конце 1917 г. один из организаторов кооперативного издательства «Соборный разум», член одноименного общества. В июне 1918 г. при посещении св. Патриархом Тихоном Петрограда вручил ему адрес в составе делегации этого общества. 29 марта 1922 г. подписал декларацию о помощи голодающим «Петроградской группы прогрессивного духовенства». Один из руководителей обновленческого раскола. 12, 16, 18 мая 1922 г. в составе делегации посещал находившегося под домашним арестом на Троицком подворье св. Патриарха Тихона. С 18 мая по август 1922 г. – член и управляющий делами Высшего Церковного Управления. 15/28 мая в числе других руководителей раскола был отлучён от Церкви свмч. митрополитом Вениамином (Казанским), но в июне временно управляющий епархией епископ Алексий (Симанский) восстановил общение отлученных от Церкви. В июне–августе 1922 г. член ЦК группы «Живая Церковь », редактор журнала «Живая Церковь». В августе 1922 г. вошёл в состав обновленческого Петроградского епархиального управления, в сентябре–октябре член президиума «Союза церковного возрождения». В декабре 1922 г. создал и возглавил самостоятельную обновленческую группу «Союз религиозно-трудовых общин», около года издавал журнал «Соборный разум». С февраля 1923 г. служил в Казанском соборе. С 20 апреля но 15.05.1923 г. – настоятель церкви Пресвятой Троицы на Стремянной ул. Не признал обновленческого собора 1923 г. Осенью 1923 г. хиротонисан епископом Антонином (Грановским) в сан епископа, порвал с синодальной церковью. Призывал к радикальным церковным реформам: обязательности соединения религиозной жизни членом общины с общественно-полезным трудом, развитию общежития на основе равенства и общности имущества, введению русского языка при богослужении, устройству вместо богословских институтов и академий общинного самообразования и опытного изучения первоисточников христианства и т. д. В июле 1923 – сентябре 1924 г. – настоятель Спасо-Преображенского собора. В марте 1925 г. ушёл из «Союза религиознотрудовых общин», который вскоре распался. В дальнейшем проживал в Ленинграде, не служил. Скончался 1 декабря 1930 г. в Ленинградской больнице, похоронен на Серафимовском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский июля/13 августа 1922 Прославлен в 1992 г. Память празднуется 31 июля/13 августа (преставление) Из Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского) (1848–1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) (1873–1922) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина) (1866–1922), Юрия Новицкого (1882–1922) и Иоанна Ковшарова (1878–1922), Великой княгини Елисаветы (1864–1918) и инокини Варвары (†1918) (Свято-Данилов монастырь, 31 марта – 4 апреля 1992 года) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Свидетельство даже до смерти Истины Христовой в Церкви Божией именуется мученичеством, и Сам Христос, “Свидетель Верный” ( Откр 1:5 ), “на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине” ( Ин 18:37 ) и чтобы в Крестных страданиях отдать жизнь Свою для искупления многих. По слову Апостола, мы искуплены “драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца” ( 1Пет 1:19 ). Свидетельство христиан есть прославление Бога и в жизни, и в умирании: “Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем” ( Рим 14:8 ). Попущением Божиим в наш век было воздвигнуто на Руси гонение на Церковь Христову. И вновь, как в древние века, свидетельствуя о победе Христовой, пролилась кровь мучеников. Святой Патриарх Всероссийский Тихон, взирая на испытания, постигшие его паству, мужественно призывал ее разделить с ним чашу страданий: “Если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас на эти страдания вместе с собою. Если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова, – благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него”. Невозможно поименно исчислить всех новомучеников Церкви Российской ХХ века, однако мы выражаем упование, что предлагаемая канонизация первых свидетелей Истины, мученически изливших кровь свою за Христа, явится началом дальнейшего процесса общецерковного прославления многих исповедников православной веры в нашей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Заместителем проректора в сентябре 1922 г. был избран и ранее являвшейся ближайшим помощником И. П. Щербова профессор Ф. К. Андреев (1887–1929 гг.), вскоре рукоположенный во диакона, а 19 декабря 1922 г. – во иерея епископом Петергофским Николаем (Ярушевичем). Первым местом служения о. Феодора стал собор Казанской иконы Божией Матери на Невском проспекте . В феврале–марте 1923 г. боровшаяся с обновленцами Петроградская автокефалия была разгромлена, а ее руководители, в том числе епископ Николай (Ярушевич), арестованы и осуждены. Это предопределило закрытие церкви Троицкого подворья, состоявшееся в апреле, хотя официальное решение Президиум Петроградского губисполкома принял только 7 июля 1923 г.: «Принимая во внимание, что церковь б[ывшего] Троицкого подворья является домовой церковью и составляет одно целое с жилыми помещениями, утвердить постановление Центрального райисполкома о ее закрытии и обязать губернский отдел управления срочно ее ликвидировать, передав помещение в Губоткомхоз» . Целый год обновленцы вели борьбу за подчинение себе Богословского института, преподаватели которого во главе с И. П. Щербовым категорически отказывались признать власть обновленческого Епархиального управления, ссылаясь на принятое в мае 1922 г. новое положение об институте, где говорилось, что он является совершенно автономным учреждением, не подчиняющимся высшему и местному церковному управлению. Осенью 1922 г. несколько профессоров института были высланы за границу (в Германию) на так называемых философских пароходах, в частности исполнявший около месяца обязанности ректора Л. П. Карсавин (1882–1952 гг.), позднее преподававший в Каунасском и Вильнюсском университетах, но погибший в исправительно-трудовом лагере в Коми АССР; Н. О. Лосский (1870–1965 гг.), в дальнейшем – профессор Пражского, Братиславского университетов и Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке; С. С. Безобразов (1892–1965 гг.), впоследствии епископ Катанский Кассиан (с 1947 г. – ректор Свято-Сергиевского православного Богословского института в Париже).

http://sedmitza.ru/lib/text/10312287/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Громадский Александр Якубович; 01.11.1882, с. Докудов на Подляшье - 7.05.1943, с. Смыга на Волыни), митр. Волынский и Житомирский МП. Род. в семье сельского правосл. псаломщика. В 1904 г. окончил Холмскую ДС, в 1908 г.- КДА со степенью канд. богословия. В июле 1908 г. рукоположен во священника, служил в соборе г. Холма (польск. Хелм), стал членом Холмской духовной консистории. Со 2 февр. 1916 г. холмский епархиальный наблюдатель церковных дел. В 1917-1918 гг. служил в Бессарабии, с 1918 г. протоиерей. С 1918 г. преподаватель Кременецкой ДС, в 1921-1923 гг. ее ректор. В качестве одного из секретарей присутствовал в янв. 1922 г. на соборе епископов в Варшаве, где поддержал митр. Варшавского Георгия (Ярошевского), настаивавшего на немедленном провозглашении автокефалии Православной Церкви в Польше. 11 февр. 1922 г. принял иноческий постриг с именем А. В апр. 1922 г. хиротонисан во епископа автономной Православной Церкви в Польше. 3 сент. 1922 г. стал епископом Луцким, викарием Волынской епархии. С 12 окт. 1922 г. правящий епископ Гродненской епархии, с 10 февр. 1923 г. член Синода автокефальной Православной Церкви в Польше, неканонически учрежденной в февр. 1923 г. Вселенским Патриархом Мелетием IV (Метаксакисом) в условиях давления польск. гражданской власти; с 21 апр. 1923 г. епископ Гродненский и Новогрудский, с 1 дек. 1924 г. зам. председателя Митрополичьего совета. В нач. 1927 г. вместе с митр. Варшавским Дионисием (Валединским) предпринял поездку к Предстоятелям поместных Церквей с целью добиться офиц. признания автокефалии Польской Церкви. С 3 июля 1928 г. архиепископ. В 1930 г. вошел в комиссию по подготовке Поместного Собора Польской Церкви. С 15 апр. 1934 г. архиепископ Волынский и Кременецкий. А. был активным сторонником украинизации. церковной жизни. Осенью 1939 г. арестован советскими властями. С 1940 г.- в юрисдикции МП (оставлен на Волынской кафедре). В 1941–1944 гг. на территории оккупированной нем. войсками УССР и в соседних украиноязычных обла-стях Белорусской ССР действовала каноническая Автономная УПЦ, созданная на Соборе епископов Украины, к-рый прошел 18–25 авг. 1941 г. в Почаевской лавре под председательством А. Автономная Церковь была образована для противодействия распространению на Украине автокефалистских церковных орг-ций. (См. ст. Украинская автокефальная православная церковь ).

http://pravenc.ru/text/64654.html

Белков Евгений Христофорович; (13 сентября 1882 – 1 декабря 1930) – сын Х. А. Белкова. Окончил Ярославскую ДС (1904), поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле, в 1906 перевелся на юридический факультет С.-Петербургского университета. В 1906–1907 вместе с отцом редактировал лит. церковно-общественный ж. «Звонарь». Осенью 1907 был отчислен из университета за невнесение платы за обучение, впоследствии предпринимал неоднократные попытки продолжить обучение: учился на юридическом факультете с осени 1909 по декабрь 1911, в 1915/16 учебном году – на историко-филологическом факультете, затем был призван в армию, осенью 1918 восстановлен, в 1919 г. вновь был призван на военную службу, в марте 1921 подавал прошение о зачислении на факультет общественных наук. Духовный писатель. В конце 1917 женился, был рукоположен во священника к ц. святых Захария и Елисаветы на Фурштадтской ул. в Петрограде. В 1922 стал одним из руководителей обновленчества. 28 июня обновленческим ВЦУ Б. был возведен в сан протоиерея с возложением палицы, 25 июля награжден митрой. В июне – августе 1922 являлся членом ЦК группы «Живая церковь », редактором одноименного журнала, в августе 1922 был исключен из ВЦУ и вошел в обновленческое Петроградское епархиальное управление (ПЕУ), в сентябре – октябре 1922 состоял членом президиума группы «Союз церковного возрождения». Не удовлетворенный существующими обновленческими организациями в декабре 1922 создал и возглавил «Союз религиозно-трудовых общин», который ставил целью «воспитание в своих чадах жажды и любви к соборной (коммунальной) жизни и ко всякого рода трудам», которые почитались общинниками равноценными молитве. С 16 февраля 1923 служил в Казанском соборе, с 20 апреля 1923 – настоятель Троицкой ц. на Стремянной ул. Не признав обновленческого «Поместного собора» 1923 года, окончательно порвал с обновленческим руководством, вышел из ПЕУ и был уволен из Троицкой ц. (15 мая). Осенью 1923 г. Б. был хиротонисан «случайными архиереями» (имена неизвестны) во «епископа Петроградского», служил в Спасо-Преображенском соборе, который был передан ему 7 июля 1923. В марте 1925 вышел из «Союза религиозно-трудовых общин», который вскоре распался. Впоследствии жил в Ленинграде, не служил, но сана с себя не снимал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Возглавив Жировичский монастырь в столь непростое время, архимандрит Тихон (Шарапов) практически сразу заявил о себе как о принципиальном стороннике сохранения единства Русской Православной Церкви. С целью привлечения на свою сторону православного населения он переписывал от руки и распространял среди верующих текст изданной в 1922 г. листовки Синода Русской Православной Церкви Заграницей, в которой подвергались резкому осуждению действия церковных и светских властей по подготовке польской автокефалии . Подобные действия настоятеля Жировичской обители на протяжении нескольких месяцев находили поддержку со стороны правящего архиерея и совершались в русле общеепархиальной политики. Так, 14–15 июля 1922 г. состоялся Съезд представителей духовенства и мирян Гродненской епархии, принявший постановление о принципиальном осуждении идеи польской автокефалии . Однако определением Священного Синода Православной Митрополии в Польше от 12 октября 1922 г. епископ Белостокский Владимир (Тихоницкий) за противодействие автокефалии был отстранен от управления Гродненской епархией. Временным управляющим епархией Синод избрал епископа Луцкого Алексия (Громдского) (1882–1943), викария Волынской епархии, который 21 апреля 1923 г. был утвержден в должности и получил титул епископа Гродненского и Новогрудского . Отношения архимандрита Тихона с новым гродненским архипастырем складывались непросто, причиной чему были их расхождения во взглядах на вопрос о перспективах церковной жизни в польском государстве. Через месяц после отстранения епископа Владимира (Тихоницкого) от управления епархией архимандрит Тихон (Шарапов) был освобожден от должности исполняющего обязанности благочинного Бытеньского округа, а 19 июля 1923 г. – от должности благочинного монастырей Гродненской епархии . Резкое обострение взаимоотношений настоятеля Жировичского монастыря с епархиальной властью и руководством митрополии наметилось после того, как 12 апреля 1924 г. Собор епископов Православной Митрополии в Польше принял решение о переводе церковного месяцесловия на новый стиль .

http://bogoslov.ru/article/6192400

Определение о канонизации святых Русской Православной Церкви (принято Священным Собором Православной Российской Церкви 3 сентября 1918 года, п. 3) 3. Для причтения угодника Божия к лику местночтимых 1 святых необходимо, чтобы богоугодная жизнь праведника была засвидетельствована даром чудотворения по кончине его и народным почитанием его. Об инициативе возбуждения вопросов о канонизациях (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 7 июля 1989 г., журнал 71) Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Комиссии по канонизации святых, о работе возглавляемой им Комиссии. Постановили: (...) 2. Одобрить предложение Преосвященного митрополита Ювеналия о том, что инициатива о возбуждении вопросов о канонизациях должна исходить от Священного Синода или от правящих Преосвященных архиереев. О создании епархиальных комиссий по канонизации святых (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 31 марта – 5 апреля 1992 г., «Деяние о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского ; 1848–1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873–1922) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина; 1866–1922), Юрия Новицкого (1882–1922) и Иоанна Ковшарова (1878–1922), Великой княгини Елизаветы (1864–1918) и инокини Варвары († 1918)», п. 11) 11. Образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников XX столетия, в пределах каждой епархии. О богослужебной практике, связанной с почитанием местночтимых святых (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 22–23 февраля 1993 г.) Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Комиссии по канонизации святых, представившего результаты обсуждения вопросов богослужебной практики, связанных с почитанием местночтимых святых. Постановили: Одобрить представленную Комиссией по канонизации святых позицию по богослужебной практике, связанной с почитанием местночтимых святых.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Собор 2011 года принял документ, разработанный Межсоборным присутствием, «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви». В 2011 году Межсоборное присутствие дополнительно разработало, а Священный Синод принял аналогичные тексты: «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», «Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви» и «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви». Поскольку эти документы носят фундаментальный, концептуальный характер, в течение 2012 года были разработаны более конкретные «Рекомендации к деятельности помощника благочинного и настоятеля» и «Положение о коллегии епархиального отдела» по каждому из упомянутых направлений. «Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов»; «Положение о выдаче представления Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви учебным заведениям в целях реализации программы подготовки катехизаторов»; «Положение об аттестации катехизаторов»; «Положение о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», «Типовой устав частного образовательного учреждения дополнительного образования детей “Центр духовно-нравственного воспитания местной религиозной организации православного прихода храма Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)”», «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации»; «Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации». Пункт 5 Деяния о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского; 1848-1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873-1922) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина; 1866-1922), Юрия Новицкого (1882-1922) и Иоанна Ковшарова (1878-1922), Великой княгини Елизаветы (1864-1918) и инокини Варвары (1918).

http://pravmir.ru/doklad-patriarxa-mosko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010