Оренбургская и Бузулукская; в 1938–1957 гг. – Чкаловская (именование г. Оренбург); Оренбургская; Оренбургская и Бузулукская, паки. Викарные кафедры: Челябинская, Кустанайская. 13.11.1799 26.05.1806 10.06.1806 06.01.1819 02.03.1819 19.05.1823 Феофил Татарский 17.06.1823 01.12.1828 Амвросий II Морев 03.02.1829 08.08.1831 Аркадий Федоров 27.09.1831 30.10.1835 16.11.1835 20.11.1849 Иоанникий Образцов 20.11.1849 27.08.1853 Иосиф Богословский 27.08.1853 17.03.1858 Антоний Шокотов 15.06.1858 17.03.1862 19.05.1862 09.11.1866 Варлаам Денисов 09.11.1866 23.05.1879 Митрофан Вицинский 23.05.1879 05.04.1882 Вениамин Быковский 05.04.1882 01.05.1886 Вениамин II Смирнов 01.05.1886 22.10.1895 Макарий Троицкий 22.10.1895 29.10.1896 15.11.1896 05.12.1896 22.12.1896 26.11.1903 Владимир Соколовский-Автономов 26.11.1903 13.08.1910 Иоаким Левицкий 13.08.1910 26.07.1914 01.06.1913 01.08.1913 30.07.1914 01(14)03.1920 29.07(11.08) 1923 06(18)11.1923 18(31)07.1924 31.12.1925(13.01.1926) 31.12.1925(13.01.1926) 20.12.1927(02.01.1928) в/у сщмч. Иаков Маскаев 16(29)11.1928 Дионисий II Прозоровский 16(29)11.1928 17(30)12.1931 17(30)12.1931 09(22)05.1937 10(23)05.1937 20.07(02.08.)1937 01(14)02.1945 23.08(05.09)1948 09(22)02.1949 13(26)09.1950 18(31)10.1950 03(16)11.1953 21.11(04.12)1953 18(31)05.1960 Михаил II Воскресенский 18(31)05.1960 01(14)05.1963 01(14)05.1963 11(24)01.1999 05(28)12.1999 Оренбургская, обн. (см. Чкаловская, обн.) Орехово-Зуевская Основана в 1926 г. (?) Именование – по г. Орехово-Зуево (Московская область). Московское викариатство. Упразднена в 1936 г. Возобновлена 03(19)03.1987. 1926 21.08(03.09)1927 Сщмч. Никита Делекторский 16(29)09.1928 12(25)09.1929 Иоанн Соколов II 12(25)09.1929 04(17)03.1931 Питирим Крылов 04(17)03.1931 01(14)05.1934 Иоанн Соколов II, паки 01(14)05.1934 01.1936 Иоанн II Широков 10(23)03.1987 09(22)11.1990 03(16)07.1995 06(19)08.1995 06(19)08.1995 Орехово-Зуевская, обн. Основана в 1929 г. Именование – по г. Орехово-Зуево (Московская область). Московское викариатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1950 рукоположен во диакона, затем во священника. С 1953 читал лекции по Истории Древней Церкви в Ленинградской ДА. 4 декабря 1953 пострижен в монашество. С 18 декабря 1953 – епископ Лужский, викарий Ленинградской епархии, с поручением управления патриаршими приходами и в Финляндии. С 11 ноября 1954 – епископ Старорусский, викарий Ленинградской епархии, с 2 февраля 1955 – Вяземский, с 5 апреля 1955 – Смоленский и Дорогобужский, с 15 августа 1957 – Берлинский и Германский, с 5 марта 1959 – Ижевский и Удмуртский, с 8 августа 1961 – Тамбовский и Мичуринский, с 16 ноября 1962 – Ставропольский и Бакинский. С 25 февраля 1965 – архиепископ, с 27 февраля 1968 – архиепископ Воронежский и Липецкий, с 11 октября 1972 – Вологодский и Великоустюжский, с 3 сентября 1974 – Тамбовский и Мичуринский. 9 марта 1974 – магистр богословия («Святой священномученик Мефодий и его богословие»). См.: Даниленко Б., диакон. Высокопреосвященный Михаил, архиепископ Тамбовский и Мичуринский.//ЖМП. 1985. 11. С. 48–50. 450, 451, 473 Михайлов Иван Михайлович. Окончил Новгородскую ДС (1892) и С.-Петербургскую ДА (1896), к. б. С 1 сентября 1897 служил в Государственном контроле. 68 Михайлов Л. С. – представитель от прихода церкви св. Иоанна Богослова при подворье Леушинского монастыря. 217, 222 Михайловский Василий Яковлевич; (20 марта 1834 – 14 июня 1910). Окончил Тверскую ДС (1855) и С.-Петербургскую ДА (1859), магистр богословия. С 13 октября 1859 – бакалавр греческого и латинского языков Казанской ДА. 22 октября 1863 рукоположен во священника, с назначением законоучителем военного Павловского училища в С.-Петербурге. С 25 ноября 1869 – священник Спасо-Бочаринской церкви; 1879 – протоиерей. С 1884 служил в Вознесенской церкви. В июле 1892 вместе со св. Иоанном Кронштадтским приезжал в Задне-Никифоровскую пустынь Олонецкой епархии на освящение Преображенской церкви. Талантливый проповедник, духовный писатель, издатель. Среди его трудов: «Объяснение евангельских чтений на литургии во все воскресные дни года».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Krumbacher 1897 – Krumbacher K. Geschichte der byzantinischen Litteratur. München, 1897. L.-S. – Liddel H. G., Scott R. A Greek-English Lexicon. Oxford, 1968. Lammert 1938 – Lammert F. Die antike Poliorketik und ihr Weiterwirken//Klio. 1938. Bd. 31. S. 389–411. Lampros 1879 – Lampros Sp. Μιχαλ Χωνιτου τ σωζμενα. Athens, 1879. Т. 1. Laurent 1937 – Laurent V. L’ceuvre geographique du moine sicilien Nil Doxapatris//Echos d’Orient. 1937. Vol. 36. P. 5–30. Laurent 1939 – Laurent V. Aux origines de l’église russe//Echos d’Orient. 1939. Vol. 38. P. 279–205. Lawlor, Oulton 1928 – Lawlor H. J., Oulton J. E. L. Eusebius Bishop of Caesarea: The Ecclesiastical History and the Martyrs of Palestine. London, 1928. Vol. 1–2. Lechner 1954 – Lechner K. Hellenen und Barbaren im Weltbild der Byzantiner. München, 1954. Lemerle 1956 – Lemerle P. Prolegomènes à une édition critique et commentée des «Conceils et Récits de Kékauménos». Bruxelles, 1956. Lemerle 1966 – Lemerle P. L’encyclopédisme à Byzance à l’apogée de l’empire et particulérement sous Constantin VII Porphyrogénète//Cahiers d’histoire mondiale. 1966. Vol. 9. P. 596–616. Lemerle 1971 – Lemerle P. Le première humanisme byzantin. Paris, 1971. Leon. Diac. – Leonis Diaconi Caloënsis historiae libri decem/Е rec. C. H. Hasii. Bonnae, 1828. Les actes apocryphes 1978 – Les actes apocryphes des aptres. Christianisme et monde païen. Genève, 1978. Vol. 1–2. Liutpr. Legatio – Liutprand Cremonensis. Opera. Hannover,      1871. Ljubarskij 1987 – Ljubarskij Ja. Theophanes Continuatus       und Genesios. Das Problem einer gemeinsamen Quelle//BS. 1987. T. 48. S. 12–27. Lowmiaski 1979 – Lowmiaski H. Religia slowian i jej       upadek (w.      V–XII). Warszawa, 1979. Maas 1995 – Maas M. Fugitives and Ethnology in Priscus of Panium//BMGS. 1995.      T. 19. P. 146–160. Mai 1827 – Mai A. Sciptorum veterum nova collectio. Romae, 1827. Т. II. Mango 1953 – Mango С. A note on the Ros-Dromitai//Προσορ ες Στ. Κυριακδην. Hellenika. T. 4. Thessalonike, 1953. P. 457–462.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лебедев Леонид Николаевич (22.2.1885, погост Серегина Псковск. губ. – 20.5.1929, Гданьск, Польша), священник. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил Псковскую Духовную семинарию (1907), затем поступил в Казанскую Духовную академию, но не закончил полный курс, священник (5.10.1911), рукоположение совершил архиеп. Алексий, экзарх Грузинский, служил на приходах Псковской епархии (19111914), во время 1-й мировой войны полковой священник Стрелкового полка 15-й дивизии, настоятель церкви с. Малетковец Киевской епархии (19181919), эмигрировал в Литву (1919), настоятель церкви с. Юрбурга (15.9.192012.5.1922), выслан из Литвы (1922), поселился в г.Данциге (Гданьске) (1924), назначен митр. Евлогием (Георгиевским) на вакансию и. д. псаломщика в русской церкви Данцига (19241929). Архив: Послужным список о. Л. Лебедева (19241929). АКУА. Левицкий Владимир Иоаннович (1843, с. Сеяновичи Гродненск. губ. – 2.7.1923, Флоренция, Италия), митрофорный протоиерей. Из семьи духовенства, сын сельского священника, женат на дочери о. Иосифа Васильева, строителя и 1-го настоятеля Александро-Невского собора в Париже. Окончил Литовскую Духовную семинарию и С.-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия (1867), определен на церковную службу за границей, диакон (1.10.1867), священник (8.10.1867), рукоположение было совершено в С.-Петербурге, настоятель Св.-Николаевского храма в Ницце (8.10.18671878), получил степень магистра богословия С.-Петербургской Духовной академии после защиты диссертации о богомильской ереси (1870), строитель и 1-й настоятель Рождественского храма во Флоренции (18781922), протоиерей (1879), митр. Евлогием (Георгиевским) уволен за штат по старости согласно прошению (1.3.1922). Автор неохгубликованного дневника. Архив: Послужный список о. В.И. Левицкого (19211923). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Левицкий Владимир Николаевич (16.2.1875, г. Новгород-Северск Черниговск. губ. – сконч. после 1953), протоиерей. Из семьи духовенства. Окончил Черниговскую Духовную семинарию, учился в Киевском университете (19021907), диакон (21.9.1912), священник (28.9.1912), рукоположение совершил еп. Василий Черниговский, настоятель церкви в мест. Седневе близ Стародуба, епархиальный миссионер в Чернигове, после революции служил на приходах в Могилевской, Гомельской и Полтавской епархиях, был возведен в сан протоиерея, эмигрировал в Германию и принят в клир РЗЦ (1945), служил в разных церквах при лагерях для перемещенных лиц (19471952), переселился в Бельгию и принят в клир Русского Экзархата КП (6.12.1952), настоятель церкви в Склиссене (6.12.1952), уехал обратно в Германию и уволен из состава клира Русского Экзархата (20.4.1953), больше сведений о нем не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

843 Свящ. Александр Львович Тихомиров (1876–1953). Чиновник, участник Первой мировой и Гражданской войн. Эмигрировал во Францию, псаломщик церкви при старческом доме в Розэ-ан- Бри (1939–1948). Священник в 1948 г. Настоятель церквей в Виши, затем в Нильванже (1948–1949). Настоятель Св.-Серафимовской церкви в Шелле и церкви старческого дома в Ганьи (1949–1953). 844 Михаил Михайлович Коряков (1911–1977). Историк по образованию, капитан Советской армии, в немецком плену. В 1945 г. бежал из лагеря для перемещенных лиц. Перебрался в Париж, сотрудничал в русской периодике. В 1950 г. выехал в США, сотрудник местной русской печати. Долголетний сотрудник «Русской мысли». 845 Николай Петрович Спасский (род. 1935), сын П.В. Спасского, инженер-химик. В 1957 г. иподиакон Св.-Александро-Невского собора. Регент хора Успенского храма в Сент-Женевьев-де-Буа (1969– 1984), регент хора Св.-Николаевского храма в Бийанкуре с 1985 г. 846 Эта икона Божией Матери, обрамленная иконами св. Саввы и архистр. Михаила, была поднесена ген. М.Г. Черняеву в Петербурге 31 авг. 1882 г. добровольцами по Сербской войне (дата, указаанная Ковалевским ошибочна). Она висит налево от входа в притворе храма, в киоте, изготовленном в 1955 г. 847 Наталья Александровна Короткова, ур. Чекан (род 1938), дочь прот. Александра Чекана, учительница. С 1963 г. живет в г. Кан. Псаломщик и регент Св.-Сергиевского храма в Коломбеле. 848 Прот. Иаков (Николаевич) Протопопов (1879–1965), из духовенства, капитан дальнего плавания, морской офицер Черноморского флота в Первую мировую и Гражданскую войны, эвакуировался в Бизерту. В 1924–1930 гг. псаломщик церкви в Виши. Священник в 1931 г., настоятель церкви Христа Спасителя в Виши (1931–1933), Воскресенской церкви в Бельфоре (1933–1938), Троицкой церкви в Монтаржи (1938–1965). 849 Александра Федоровна Кобцева (?–1978), певица хора Св.-Александро-Невского собора. С 1951 г. некоторое время жила в США. 851 Displaced Persons – перемещенные лица (англ.), в те годы главным образом политические беженцы из Восточной Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1992 г. Блаженнейший Митрополит Феодосии еще раз посетил Русскую Православную Церковь. (Посещал и в 1990 г.). Епархии Православной Церкви в Америке 1. Берклийская и Калифорнийская 2. Бостонская 3. Бруклинская 4. Буэнос-Айресская 5. Вашингтонская 6. Детройтская и Мичиганская 7. Мексиканская 8. Монреальская и Канадская 9. Нью-Йоркская 10. Питгсбургская и Западновиргинская 11. Сан-Францисская и Западно-Американская 12. Ситкинская и Аляскинская 13. Уилко-Баррская 14. Филадельфийская и Пенсильванская 15. Чикагская и Миннеапольская 16. Эдмонтонская Иерархи Русской Православной Церкви в Северной Америке Епископы 1. Иоасаф 1799 2. Св. Иннокентий (потом митрополит Московский) 1840 - 1862 3. Петр 1859 – 1862 - 1867 4. Павел 1867 - 1870 5. Иоанн 1870 - 1876 6. Нестор 1879 - 1882 7. Владимир 1888 - 1891 8. Николай 1891 - 1898 Архиепископы 9. Тихон (Белавин) 1899 - 1907, 1925 10. Платон (Рождественский) 1907 - 1914 11. Евдоким (Мещерский) (1935, в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище) 1914 - 1917 12. Александр (Немоловский) 1917 - 1922, 1960 Последующие иерархи в XX веке Митрополиты в расколе 1. Платон (Рождественский) 1922 - 1924 - 1934 2. Феофил (Пашковский) 1934 - 1950 3. Леонтий (Туркевич) 1950 - 1965 4. Ириней (Бекиш) 1965 - 10.10.1970 Автокефальная Православная Церковь в Америке Митрополит Ириней (Бекиш) 1970 - 1974 Архиепископ Сильвестр (временно управляющий) 1974 – 1977. Митрополит Феодосии (Лазор) с 25 октября 1977 Патриаршие Экзархи 1. Митрополит Вениамин (Федченков) 1933 - 1947 2. Митрополит Макарий (Ильинский) 1947 - 1953 3. Архиепископ Адам (Филипповский), временно управляющий 1953 - 1954 4. Митрополит Гермоген (Кожин) 1954 5. Митрополит Борис (Вик) 1954 - 1962 6. Митрополит Иоанн (Вендланд) 1962 - 1967 7. Архиепископ Ионафан (Кополович) 1967 - 10.10.1970 Приходы в США и Канаде юрисдикции Московского Патриархата Епископ Макарий (Свистун) 1970 - 1974 Епископ Иов (Тывонюк) 1974 - 1976 Епископ Ириней (Середний) 1976 - 1982 Епископ Климент (Капалин) с марта 1987 г. до июля 1990 г. только в США, а в Канаде епископ Николай (Шкрумко) 1982 - 1990

http://sedmitza.ru/lib/text/441228/

Известный сирийский писатель Бар Эбрей (q.v.) рассказывает в своей истории о христианском племени кераитов с правителем по имени Ван-хан, «который именуется Царь Иоанн (Малик Юханна)». Некий Ван-хан был известен и Рубруквису, и Марко Поло. Однако, современная теория о том, что «Ван-хана» это и есть Иоанн Пресвитер, малоубедительна и не выдерживает критики с точки зрения хронологии. С середины 14 вв. поиски Иоанна Пресвитера обращаются к Эфиопии. Впервые это предложил Журден де Северак – доминиканский монах, который бывал в Индии и не нашел там Иоанна Пресвитера. Он не бывал в Эфиопии и описывает эту страну, главным образом, умозрительно. Однако очень скоро отождествление Иоанна Пресвитера с негусом Эфиопии стало общепризнанным. Его популярности немало способствовали иезуитские миссионеры в этой стране, а также португальские мореплаватели. Некоторые современные ученые, напротив, утверждают, что образ Иоанна Пресвитера создан по образу правителя Эфиопии и имя Иоанн означает то же, что Зан – королевский титул на эфиопском языке. Это утверждение не находит подтверждения. Титул Зан, вероятно, стал использоваться только в 16 в. К тому, судя по легендам и другим рассказам, Иоанн Пресвитер жил в несторианской области Азии. Тем не менее, легендарный образ Иоанна Пресвитера, возможно, отражает какие-то отрывочные воспоминания о христианском правители Эфиопии. Библиография Критическое издание с текстом письма и комментарием – см. Friedrich Zarncke, Der Priester Johannes, 2 vol. (1879–83). См. также Vsevolod Slessarev, Prester John: the Letter and the Legend (1959). Сохраняет ценность и эта старая монография: Gustav Oppert, Der Presbyter Johannes in Sage und Geschichte, 2nd ed. (1870). См. также Leonardo Olschki, «Der Brief des Presbyters Johannes» in Historische Zeitschrift, vol. 144 (1931), Marco Polo’s Precursors (1943), и Storia letteraria delle scoperte geografiche (1937); Constantin Marinescu, «Le Prêtre Jean, son pays, explication de son nom» и «Encore une Fois le problème du prêtre Jean» in Académie Roumaine (Bulletin de la Section Historique), vol. 10 и 26 (1923 и 1945); С. E. Nowell, «The Historical Prester John» in Speculum, 28:435–445 (1953); Sir E. Denison Ross, «Prester John and the Empire of Ethiopia» in Travel and Travellers in the Midddle Ages, ed. by A. P. Newton (1926); Richard Hennig, Terrae incognitae, vol. 2, 2nd ed. (1950) и vol. 3, 2nd ed. (1953); Karl F. Helleiner, «Prester John’s Letter: a Medieval Utopia» in Phoenix, 13:47–57.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

После войны Пирогов служил попечителем Одесского, затем Киевского учебного округа. В 1862 - 1866 гг. руководил молодыми русскими учеными, командированными в Германию. С 1866 г. жил в своем имении в селе Вишня, где открыл больницу, аптеку и передал землю крестьянам в дар. В 1879-1881 гг. ученый работал над " Дневником старого врача " , завершив рукопись незадолго до кончины. Сегодня мы также вспоминаем выдающегося русского флотоводца Адмирала Флота, Героя Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова, скончавшегося в 1974 году. Н.Г.Кузнецов родился 11 июля 1902 г. в деревне Медведки Вологодской губернии, в крестьянской семье. Свою службу во флоте начал в 1919 г., принимал участие в Гражданской войне. В 1926 г. будущий адмирал окончил Военно-морское училище, а в 1932 г. - Военно-морскую академию. В 1934-36 гг. Кузнецов командовал крейсером «Червона Украина », в 1936-37 гг. был военно-морским атташе и советником в Испании, в 1937-39 гг. являлся заместителем, а затем командующим Тихоокеанским флотом. В 1939-1946 гг. Кузнецов был назначен наркомом ВМФ СССР , а с началом Великой Отечественной войны - главнокомандующим Отечественную войну полностью боеготовым и не потерял в первый роковой день войны ни одного боевого корабля. Под руководством Кузнецова флот победоносно прошел всю войну, а после войны флотоводец заложил основы нового ракетно-ядерного океанского флота. Кузнецов оказывал самое действенное влияние на ход боевых действий. С 1944 года флоты и флотилии были непосредственно подчинены наркому ВМФ. Адмирал блестяще справился со сложнейшими боевыми задачами стратегического уровня, стоящими перед сражающимся Военно-морским флотом страны. По окончании войны Кузнецов последовательно служил начальником Управления военно-морских учебных заведений, заместителем главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам (1948), командующим Тихоокеанским флотом (1950), военно-морским министром (1950), 1-м заместителем министра обороны СССР, главнокомандующим ВМФ (1953). В 1948 г. по сфабрикованному обвинению адмирал Кузнецов был понижен в звании до контр-адмирала (в мае 1953 г. восстановлен в звании); в 1956 г. (после гибели линкора «Новороссийск») вновь понижен в звании до вице-адмирала (в 1988 гг. посмертно восстановлен в звании Адмирала Флота). С февраля 1956г. в отставке.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/06/de...

Соч.: Il Reversurus ovvero la Turchia ed il papato. R., 1872; Les droits civils et la liberté religieuse des catholiques d " Orient. R., 1872; Le Vatican et les Arméniens. R., 1873; Дух армян. К-поль, 1879. Антилиас, 1955 (на арм. яз.); Единство армян. К-поль, 1879. Париж, 1958 (на арм. яз.); Армянская молодежь. К-поль, 1880 (на арм. яз.); Армянская нация. К-поль, 1880 (на арм. яз.); Престол Армянский. Вагаршапат, 1886 (на арм. яз.); Энциклика о браке. К-поль, 1901 (на арм. яз.); Церемониальный словарь//Подробный календарь армянской больницы Св. Спасителя. К-поль, 1905. С. 319-377; 1906. С. 81-204; 1907. С. 213-254; 1908. С. 73-104. Антилиас, 1957, 1979. Ер., 1992 (на арм. яз.) (англ. пер.: A Dictionary of the Armenian Church/Transl. B. Norehad. N. Y., 1984); Воспоминания о двенадцатилетнем Патриаршестве. К-поль, 1910 (на арм. яз.); Амапатум=Синопсис. К-поль, 1911. Антилиас, 1953, 1983. Эчмиадзин, 1997. Тегеран, 2002 (на арм. яз.); L " église arménienne: Son histoire, sa doctrine, son régime, sa discipline, sa liturgie, sa littérature, son présent. P., 1910. Antélias, 1954 (арм. пер.: Армянская Церковь/Пер. с франц.: М. Орманян. К-поль, 1911, 1912, 1913. Буэнос-Айрес, 1949. Антилиас, 1952. Бейрут, 1960, 2009. Ер., 1993, 2016; рус. пер.: Армянская Церковь: Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, лит-ра, ее настоящее/Пер. с франц.: Б. Рунт. М., 1913. Ер., 2005, 2006, 2012, 2015, 2016); Азгапатум=История нации. К-поль, 1912-1914. Т. 1-2. Иерус., 1927. Т. 3. Бейрут, 1959-1961. Антилиас, 2001. Эчмиадзин, 2001. Т. 1-3; 2002. Т. 4: Указ. (на арм. яз.); Книга наблюдений: Исслед. и освещение нового устава, сост. для Иерусалима. Иерус., 1915 (на арм. яз.); Катастрофа турецких армян: Ист. док-ты/Новые примеч. и прил.: Г. Ачемян. Эчмиадзин, 1919 (на арм. яз.); Раздумья и заветы. Иерус., 1929, 1990 (на арм. яз.); Армянский Иерусалим. Иерус., 1931 (на арм. яз.); Чистая вера Армянской Церкви: Две энциклики. Антилиас, 1956 (на арм. яз.); Поминовения [святых на утренней службе] в церквах Иерусалима/Изд.: архиеп. А. Асланян. Иерус., 1965, 2007 (на арм. яз.); Практическая литургика Святой Армянской Церкви/Изд.: архиеп. А. Асланян. Иерус., 1977 (на арм. яз.); Основы богословия. Иерус., 1985 (на арм. яз.); Сведения об Общенародном церк. избирательном соборе для выбора патриарха всех армян (1892)/Ред.: архиеп. М. Мутафян. Стамбул, 1995 (на арм. яз.); Блудный сын. Стамбул, 2012. (Армаш; 2) (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/2581563.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД [Греч. Λεωνδης], сщмч. (пам. греч. 15 апр.), еп. Афинский. Время и обстоятельства жизни неизвестны. Память Л. и посвященное ему двустишие («Тьма объять Афины внезапу, в них зашедшу солнцу Леониду») содержатся в визант. стишных Синаксарях и слав. стишных Прологах, где из биографических сведений указывается только то, что он «миром скончался» ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. T. 8. С. 37). В посвященном Л. Слове Афинского митр. Михаила Хониата (Акомината) (кон. XII в.) сообщается, что прах от мощей Л. находился в базилике св. Леонида (IV-V вв.) в Афинах, на р. Илис. Однако из упоминаний пострадавших вместе с ним жен, утопленных в море, становится ясно, что автор путает этого святого с мч. Леонидом Коринфским, память которого отмечается 16 апр., на следующий день после памяти Л. В Синаксарях Л. назван святым, в Слове Афинского митр. Михаила Хониата (Акомината) - священномучеником, в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца - мучеником, в совр. календаре Греческих Церквей - мучеником (Δπτυχα. 2014. Σ. 166). Хотя большинство исследователей связывают появление имени Л. в агиографических источниках с трансформацией культа мч. Леонида Коринфского ( Halkin. 1953. S. 220; Janin. 1966. Col. 1310 и др.), тем не менее почитание Л. нашло широкое отражение в новогреч. иконографии и гимнографии (в т. ч. службы, составленные в 1955 мон. Герасимом Микраяннанитом и в 1956 архим. Никодимом (Валлиндрасом; впосл. митрополит Патрский)), а также в почитании его мощей (напр., во 2-й пол. ХХ в. часть их хранилась в ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Перистери (в 4 км к северо-западу от центра Афин) - Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 207). Память Л. была включена в ВМЧ, но не указана в современном календаре РПЦ (ВМЧ. Апр. Дни 8-21. Стб. 460). В греч. Ерминии афонского иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в разд. «Святые иерархи: внешний вид их и надписания» имеется описание облика Л.: «старец с короткой бородой» (Ерминия ДФ. С. 162. 66). Ист.: BHG, N 984; Μιχαλ Ακομιντος Χωνιτης. Τ σωζμενα. Αθναι, 1879. Τ. 1. Σ. 150-156; SynCP. Col. 604-605; Νικδημος. Συναξαριστς. 1998. Τ. 4. Σ. 224. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 109; Halkin F. Saint Léonide et ses sept compagnes à Corinthe//ΕΕΒΣ. 1953. Τ. 23. Σ. 217-223; Janin R. Leonida e VII donne, santi, martiri a Corinto//BiblSS. 1966. Vol. 7. Col. 1309-1310; Χρυσστομος (Δεληγιαννπουλος), μητρ. Λεωνδης//ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Σ. 278-281; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 275; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2007. Τ. 7: Απρλιος. Σ. 138. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (II в.), еп. Коринфский, сщмч. (пам. греч. 29 нояб., пам. зап. 8 апр., 22 марта - перенесение мощей), церковный писатель

http://pravenc.ru/text/2463405.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010