Проблему веры и разума Б. решает в духе полного разделения их предметов, не допуская вмешательства религ. знания в философию и науку. «Вера,- согласно Б.,- требуется для наставления грубых народов, которые должны быть управляемы, а доказательства - для созерцающих истину, которые умеют управлять собой и другими» (О бесконечности, вселенной и мирах. С. 320). Место Б. в истории философии рассматривается по-разному, в зависимости от восприятия понимания им Бога: большинство исследователей считают его пантеистом, некоторые доказывают признание им трансцендентного Бога (А. Корсано, П. Мишель), материалисты рассматривают его учение как материализм и натурализм. Одни определяют Б. как атеиста и рационалиста, антиклерикала (марксисты), др.- как религ. мистика (Л. Чикуттини, Корсано), третьи - как герметического и магического или неоплатонического мистика (Л. Джуссо, Ф. Йейтс, Дж. Нельсон), четвертые - как религ. и церковного реформатора (Джуссо, Йейтс). Богословское учение Б. несовместимо с учением Церкви. Ист.: Documenti della vita di G. Bruno/A cura di V. Spampanato. Firenze, 1933, 1957; Mercati A. Il sommario del processo di G. Bruno. Vat., 1942. Graz, 1961r; Джордано Бруно и инквизиция: Протоколы процесса Дж. Бруно в венецианской инквизиции. Документы о выдаче Джордано Бруно римской инквизиции и о его сожжении//ВИРА. 1950. Вып. 1. С. 325-419; Дж. Бруно перед судом инквизиции. Краткое изложение следственного дела Дж. Бруно//Там же. 1958. Вып. 6. С. 349-416. Соч.: Opera latine conscripta, publicis sumptibus edita/Ed. F. Fiorentino et al. Napoli; Firenze, 1879-1891. Vol. 1. pt. 1-4; vol. 2. pt. 1-3; vol. 3; Stuttg.; Bad Constatt, 1962r; Opere italiane. Bari, 1907-1923; La Cena de le Ceneri/A cura di G. Aquilecchia. Torino, 1955; Due dialoghi sconosciuti e due dialoghi noti/A cura di G. Aquilecchia. R., 1957; Dialoghi italiani/note da G. Gentile. Firenze, 19583; «Praelectiones geometricae» e «Ars informationem»/Testi inediti a cura di G. Aquilecchia. R., 1964; рус. пер.: Изгнание торжествующего зверя. СПб., 1914. Самара, 1997; Неаполитанская улица: (Подсвечник). М., 1940; Диалоги. М., 1949; Печать печатей. О магии (фрагм.)//Вира. 1950. Вып. 1; О героическом энтузиазме. М., 1953. К., 1996; О безмерном и неисчислимых. 160 тезисов (фрагм.)// Горфункель А. Х. Джордано Бруно. М., 19732. С. 158-166; Светильник тридцати статуй (фрагм.)//Фн. 1976. 3; Философские диалоги. М., 2000; Избранное. Самара, 2000.

http://pravenc.ru/text/153489.html

—455— называемая „брань духовная“. Вождь этого мира и Первоначальник нашей веры в него, Который, как Бог-Слово и в космосе зиждительно направляет всё враждебное и противоборствующее к целям сохранения и совершенствования, Сам, Своим пришествием на землю, Своими страданиями и смертью, так сказать, организовал всемирно-историческую войну человечества с исконным врагом добра, отцом лжи и всяческого зла, диаволом. И вот почему христианство не только не исключает войну по существу, как у нас говорили и писали в последние десятилетия, то есть в период форсированного антимилитаризма, но „доброго воина“ ставит даже в пример епископам 1952 . Замечательно, в самом деле! Воинское звание признаётся в христианстве не только не предосудительным, но ставится даже в пример христианам и притом наиболее ответственным, по характеру своего служения в церкви, то есть епископам. Но конечно, всё это относится лишь к „добрым воинам“, то есть к таким, которые не пользуются своим оружием для угнетения и насилий, но употребляют его, по образу Архистратига воинств небесных, на борьбу с тёмными силами зла и исчадиями ада 1953 . Здесь мы приходим к пониманию психологических основ того героизма, который, будучи, в большей или меньшей мере, присущ всякому ответственному служению, составляет отличительную черту служения именно воинского и в котором, в конце концов, нужно искать его последнего этического оправдания. Он коренится в преданности высокому и идеальному и в готовности пожертвовать, ради его утверждения в области низменного и пошлого, даже ценой жизни. На всех ступенях бытия, кото- —456— рые мы проследили выше, начиная от вегетативно-биологической и до сверхчеловеческо-божественной или, точнее, богочеловеческой, мы находим эту, характерную особенно именно для воина, черту: готовность жертвовать собой ради торжества начал истинной жизни над началами ложными и силами жизне-враждебными. Героизм уверенный в своей внутренней правде, оправданный, прежде всего, пред самим собой; должен основываться на вере в высокое значение и историческую миссию тех начал, которым он служит.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6). Нет данных в О1899 и О1900 Таблица 3 О числе лиц, присоединившихся к православию (Ведомость [размерность – чел.] Итого присоединившихся к православию, в т.ч. [выборочно] Присоединившихся из протест., реформ., лютеран. верисповедания Присоединившихся из римо-католического вероисповедания Присоединившихся из раскола (всего), в т.ч. безусловно на правах единоверия Присоединившихся из нехристиан (всего), в т.ч. евреев магометан язычников Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 259 016 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1888–89 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1890–91 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1892–93 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1894–95 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 О1896–97 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). Греко-униатов в Холмско-Варшавской епархии присоединилось – 250.007 чел., в 1876 г. – 516 чел. 3). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 4). В 1907 г. отпало от православия всего 25615 чел. (с. 72–73), в т.ч.: в ламаизм – 147, в старообрядцы – 10994, в секты – 3747, в католицизм – 5115, в протестантизм разный – 1953, в иудаизм – 54, в ислам – 3561, в язычество – 44 чел. 5). Отпали от православия: в 1908 г. – всего 20613 чел., в 1909 г. – всего 9768 чел., 6). Отпали от православия в 1913 г. – всего 12346 чел. 1 Казеннокоштные – воспитанники учебных заведений, обучающиеся и получающие полное содержание за счет казны государственной или какого-либо ведомства. В данном случае, преимущественно, РПЦ [определено по 35].

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/evolyu...

Беллок, Джозеф Хилери Пьер (1870–1953) — английский прозаик, поэт, эссеист, автор многих исторических романов и путевых очерков. 97 Лаки Лучиано (наст. имя: Сальваторе Лучана, 1896– 1962) — американский гангстер, один из лидеров мафии в 30–е гг. В 1946 г., после отбытия десятилетнего тюремного заключения, депортирован из США на Сицилию. 98 Поттер, Беатриса (1866–1943) — английская писательница, автор книг для детей. 99 Кальес, Плутарко (1877–1945) — государственный и военный деятель Мексики, президент в 1924–1928 гг., впоследствии военный министр и министр финансов, установил в стране диктаторский режим. Гонения на религию… — Имеется в виду период царствования королевы Елизаветы I (1533–1603), ознаменованный жестокими преследованиями протестантов, вынужденных в конце концов переселиться в Новый Свет, где они основали первые колонии, давшие начало формированию США. 102 К арденас–и-дель–Рио, Ласаро (1895–1970) — государственный и военный деятель Мексики, президент в 1934– 1940 гг.. осуществил ряд важных демократических преобразований в социально–экономической жизни страны. Форд, Джон (наст. имя: Шон Алоизиус О " Фини, 1895– 1973) — американский кинорежиссер, экранизировал ряд реалистических романов («Эрроусмит», «Гроздья гнева» и др.). 104 Бензедрин — сильное химическое наркотическое средство. Форд, Форд Мэдокс — литературный псевдоним Джозефа Леопольда Форда Германа Мэдокса Хьюфера (1873–1939) — английского прозаика, поэта, публициста, тяготевшего в своем творчестве к импрессионизму. Роман " Vive le Roi! " опубликован в 1936 г. Филби, Ким (1911–1988) — сотрудник британской разведки, полковник КГБ СССР. 105 Иннес, Майкл (наст. имя: Джон Иннес Макинтош Стюарт, род. в 1906 г.) — шотландский литературовед, автор многих детективных романов и новелл, которые он публиковал как под псевдонимом, так и под своим подлинным именем. 107 PZ и «Олифант» — сети универсальных магазинов, расположенных на территории британских колоний. 110 Арнольдовский томик… — Английский поэт и литературовед Мэтью Арнольд (1822–1888) выпустил сборник избранных стихотворений и поэм У. Вордсворта в 1879 г., впоследствии неоднократно переиздававшийся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

И опять, как жуки на булавках, будем подыхать… — См. книгу сатирика А. С. Бухова (1889—1937) «Жуки на булавках» (1915). Булгаков был с ним знаком и даже хаживал к нему играть в шахматы. Любопытна запись в дневнике Е. С. Булгаковой от 16 августа 1937 г.: «Пошли во Всероскомдрам… Встретили там Ардова, он сказал, что арестован Бухов». …светит Золотой Рог… — Бухта у европейских берегов южного входа в пролив Босфор близ Стамбула. Золотой Рог стал манящей звездой для писателя, размышлявшего о своем будущем. И араки. — Местная водка-самогон, типа грузинской чачи. Евреинов приехал.  — Н. Н. Евреинов (1879–1953) — литератор, режиссер, теоретик и историк театра, один из создателей петербургского театра миниатюр «Кривое зеркало». В 1918 г. находился в Киеве, и не исключено, что Булгаков мог слушать его лекции. При работе над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков использовал сочинения Н. Н. Евреинова, и чаще всего книгу «Азазел и Дионис» (Л., 1924). Вообще евреиновский стиль очень импонировал писателю. Братья писатели, в вашей судьбе… — Булгаков прекрасно знал и любил поэзию Некрасова, очень часто использовал ее в своих сочинениях и даже в письмах правительству. В данном случае он вкладывает вполне определенный смысл, цитируя «неточно» стихотворение Некрасова «В больнице» (1855): «Братья писатели! в нашей судьбе//Что-то лежит роковое». …у Слезкина, в насквозь прокуренной гостиной… сидел за пианино Николай Николаевич. — После того как «беллетриста Слезкина выгнали к черту» и он покинул Владикавказ, никак не мог состояться у него вечер встречи с Евреиновым (это произошло летом), что еще раз подтверждает — конец главы шестой и вся седьмая должны следовать за главой девятой. …диалог между булатом и златом… — В «Музыкальных гримасах» Евреинов использовал и стихотворение (перевод анонимной французской эпиграммы) Пушкина «Золото и булат» (1827). Один — из Керчи в Вологду, другой — из Вологды в Керчь. — Булгаков использует диалог Несчастливцева и Счастливцева из пьесы Островского «Лес» (1871): «— Куда и откуда? — …из Вологды в Керчьс, Геннадий Демьяныч. А выс? — …Из Керчи в Вологду» (действие II, явл. 2).

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-na-manz...

Черный человек. Идейно-художественный замысел «Моцарта и Сальери». Печатается по первой публикации: Возрождение. Париж, 1937. 6 февраля. Г. П. Федотов Федотов Георгий Петрович (1886–1951) – историк-медиевист, философ культуры, публицист, в центре размышлений которого судьба России. Федотов принадлежит к направлению христианского гуманизма, идущего в философии от В. С. Соловьева. Автор исследования о духовных стихах, эссе о поэзии европейской и русской. С 1925 г. в эмиграции; преподаватель Богословского института в Париже (1926–1940), с 1946 г. – в Святовладимирской семинарии в США. Певец империи и свободы. Печатается по первой публикации: Соврем. записки. Париж, 1937. Т. 63. С. 78–197. О гуманизме Пушкина. Печатается по первой публикации: Новое Русское Слово. Нью-Йорк. 1949. 8 мая. П. М. Бицилли Бицилли Петр Михайлович (1879–1953) – историк-медиевист и культуролог, испытавший влияние Г. П. Федотова; лингвист и литературовед. С 1920 г. и до конца жизни пробыл в эмиграции на Балканах: профессор университета в г. Скопле (Югославия), с 1924 по 1948 г. – в Софийском университете, откуда был уволен при новой власти по причине «буржуазной неблагонадежности». Печатался в парижских эмигрантских изданиях. Член Болгарского Пушкинского комитета. Круг его литературоведческих интересов широк: от «Слова о полку Игореве» до Зощенко и Набокова; писал о Лермонтове, Гоголе, Достоевском, Толстом, Чехове; автор работы «Пушкин и чистая поэзия». Образ совершенства. Печатается по первой публикации: Соврем. записки. Париж, 1937. С. 205–219. В. В. Зеньковский Зеньковский Василий Васильевич, прот. (1881–1962) – христианский философ, историк русской философской мысли, религиозный деятель, педагог и литературовед. С 1919 г. – за границей: профессор Белградского университета (1920–1923), директор педагогическог института в Праге (1923–1926), профессор православного Богословского института в Париже (с 1926 до ареста в 1939 г.); в 1942 г. принял сан священника. Автор работ о Гоголе, о философских мотивах в русской поэзии.

http://predanie.ru/book/219484-pushkin-v...

Великий ученый И.П. Павлов считал 70 лет оптимальным отпущенным сроком и бесстрашно критиковал большевиков, которых впоследствии лояльно терпел за финансирование своей науки; прожил он, вопреки ожиданиям, 87 лет, в здравом уме и творческом тонусе, и перед смертью поставил себе точный диагноз. Агата Кристи благодарила Бога за прожитую жизнь. Е.В. Герье (1868 – 1943), филолог и переводчик, дочь известного общественного деятеля, основателя женских курсов В.И. Герье (1837 – 1919), умирая в больнице, просила не судить водителя сбившего ее грузовика, уверяла, что виновата сама, ее глухота и головокружения; собрав последние силы, она подписала бумагу, обелявшую шофера. Альберт Эйнштейн (1879 – 1955) воспринимал смерть как ученый, спокойно констатируя ее неизбежность. Болезнь свою, аневризму аорты, он также рассматривал с точки зрения неотвратимого физического процесса и от операции отказался. Последние годы гений увлеченно работал над единой теорией поля, однако найти ключ ко вселенной не получилось: природа не пожелала подчиниться уравнениям. В 76 лет он все еще работал над новой теорией и за день до смерти делал вычисления; скончался во сне, говорил ли что накануне, неизвестно: сиделка не понимала по-немецки. О. Люмьер (1862 – 1954) предупредил: «моя пленка кончается». «Жизнь не удалась» – объявил перед смертью Ф.И. Шаляпин (1873 – 1938). Генерал Д. Эйзенхауэр (1890 – 1969), президент США с 1953 по 1961 год, умирая от застарелой болезни сердца, попросил высоко приподнять его на подушках, взглянул на сына и тихо сказал: «Я хочу идти, Боже, прими меня». «Как мне всё надоело!» – сказал У. Черчилль, завершая последний свой ужин; ночью случился инсульт, он впал в кому и через неделю умер, не придя в сознание.  А вот Максим Горький (1868 – 1936) за два дня до смерти горячо, как и всю жизнь, спорил с Богом; очевидно, пытался оправдаться. Прорицатель Вольф Мессинг (1899 – 1974) перед кончиной утратил все свои экстрасенсорные способности, а в последние минуты жалобно просил дать ему покурить.

http://azbyka.ru/fiction/rifmuetsya-s-ra...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Стихотворения о Пасхе 9 мин., 27.04.2019 Как поэтически осмыслить главный православный праздник – Воскресение Христово? В стихотворениях русских поэтов пасхальная тема звучит очень часто, и эти строки – настоящее поэтическое откровение, искренний диалог с Богом. Для вас мы собрали несколько стихотворных шедевров, посвященных Пасхе. Сер­гей Бех­те­ев (1879–1954) Вос­кре­сенье  Хрис­тос вос­кре­се, сес­тры-братья. Прош­ла пе­чаль и скорбь пос­та, Рас­кро­ем жар­кие объ­ятья, Сом­кнем го­рячие ус­та!.. Се­год­ня праз­дник Вос­кре­сенья, Се­год­ня бла­говест гла­сит О дне ве­ликом всеп­ро­щенья, Заб­венья го­ря и обид. Ли­ку­ет лес, по­ля и до­лы, Ве­сен­ней не­гою ды­ша, И слы­шит тай­ные гла­голы Бла­гого­вей­ная ду­ша. И эта ра­дость Вос­кре­сенья Зву­чит и в ро­коте ручья, И в каж­дом шо­рохе рас­тенья, И в каж­дой тре­ли со­ловья. 1924 Иван Бу­нин (1870–1953)  Хрис­тос вос­крес!  Хрис­тос вос­крес! Опять с за­рею Ре­де­ет дол­гой но­чи тень, Опять за­жег­ся над зем­лею Для но­вой жиз­ни но­вый день. Еще чер­не­ют ча­щи бо­ра; Еще в те­ни его сы­рой, Как зер­ка­ла, сто­ят озе­ра И ды­шат све­жестью ноч­ной; Еще в си­не­ющих до­линах Плы­вут ту­маны… Но смот­ри: Уже го­рят на гор­ных ль­ди­нах Лу­чи ог­нистые за­ри! Они в вы­си по­ка си­яют, Не­дос­ти­жимой, как меч­та, Где го­лоса зем­ли смол­ка­ют И не­пороч­на кра­сота. Но, с каж­дым ча­сом приб­ли­жа­ясь Из-за але­ющих вер­шин, Они заб­ле­щут, раз­го­ра­ясь, И в ть­му ле­сов, и в глубь до­лин; Они взой­дут в кра­се же­лан­ной И воз­вестят с вы­сот не­бес, Что день нас­тал обе­тован­ный, Что Бог во­ис­ти­ну вос­крес! 1896 Сер­гей Го­родец­кий (1884–1967) У Гро­ба Вос­крес­ше­го Гос­по­да  Сол­нце плы­ло из-за ут­ренней за­ри, Ми­роно­сицы ко гро­бу ти­хо шли. Скорбь ове­яла их об­ла­ком се­дым: Кто у вхо­да ка­мень тяж­кий сдви­нет им? Аро­маты дер­жат в тре­пет­ных ру­ках. Вып­лы­ва­ет сол­нце в мед­ленных лу­чах, Оза­ря­ет сол­нце тем­ный, низ­кий вход.

http://foma.ru/stixotvoreniya-o-pasxe.ht...

Сэр Чарльз Блейк Кокрейн (1872–1953) — английский антрепренер. Именно он привез в Англию Шаляпина и дягилевский балет. 148 Макс Рейнхардт (1873–1943) — немецко–австрийский актер и режиссер. 149 Барри Эрик Одэлл Пейн (1904–1925) — английский романист. 150 Букер Вашингтон (1856–1915) — негритянский общественный деятель (США). 151 Сесил… родился — Сесил Эдвард Честертон родился 12 ноября 1879 г. 152 Чарльз Стюарт Парнелл (1846–1891) был выбран в парламент в 1875 г. и защищал там интересы Ирландии. В 1890 г. разразился скандал, так как его заподозрили в том, что он имел отношение к бракоразводному делу капитана О’Ши. Парнелл не оправдывался, и отказался дать какие бы то ни было показания. 153 Голова Карла I — мистер Дик в «Дэвиде Копперфильде» все время удивляется, как в его бесконечную рукопись попадают упоминания о голове Карла I, казненного в 1649 г. (род. в 1600, правил с 1625). 154 Участник дебатов; человек, умеющий спорить (фр.). 155 Гарольд Скимпол — персонаж романа Диккенса «Холодный дом» (1852–53), прототипом которого считается писатель Джеймс Генри Ли Хант (1784–1854). Честертон в книге «Чарльз Диккенс» (1906) успешно показывает, в чем это верно, в чем — нет. 156 Сэр Руфус Айзекс, 1–й маркиз Ридингский (1860–1935). В 1915–1921 гг. был Верховным судьей Англии. 157 Да упокоится в мире (лат.). 158 Рыцари первоцвета — первоцвет (примулу), отчасти по недоразумению, стали считать любимым цветком Дизраэли (см. ниже). С тех пор он стал эмблемой консерваторов, символизирующей их нравственную чистоту. 159 Артур Джеймс Бальфур, граф Бальфурский (1848–1930) — член партии консерваторов, премьер–министр в 1902–1906 гг. 160 Оранжисты — ультрапротестантская партия в Ирландии, восходящая к ассоциации, созданной в 1795 г. Название связано с Вильгельмом III, принцем Оранским, который в отличие от своего тестя, католика Иакова II, был убежденным протестантом. 161 Поль Дерулед (1846–1914) — французский поэт и политический деятель крайне правого толка, один из самых яростных антидрейфуссаров. Жаль, что (несомненно, под влиянием Беллока) Честертон принял за рыцарство его агрессивность. 162

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

При блеске личных достоинств блеск внешних отличий низшего разряда теряет всякое обаяние. – Лапотр, стр. 65–66. 1947 Lezioni di filosofia ordinate allo studio delle altre scienze (Уроки философии, приспособленные для изучения других наук), Флоренция, 1872, стр. XXXV+629. 1950 Lecciones de filosofia escolâstica, traducidas de la segunda edicion italiana, par D. Iosé de Palau y de Huguet, Barcelona, 1878. 1951 Institutiones philosophiae speculative ad mentem Sancti Thomae Aquinatis, Bononiae, 1878. – Одна часть, логика, была переведена на английский язык: Lectures on scholastic philosophy, London, 1876, Part. I, Logic. 1952 Dei principii fisico-razionali secondo S. Tommaso d’Aquino, commentario dell’ opuscolo De principiis naturae (О физико-рациональных началах по св. Фоме Аквинскому, комментарий к сочинению De principiis naturae) Болонья, 1881 г. 1953 Della Pluralita delle forme secondo i principii filosofici di S. Tommaso d’Aquino (О многообразии форм согласно философским принципам св. Фомы Аквинского), Болонья, 1876. – Теория вещества и форм, которую Корнольди называет физической системой, есть одна из самых трудных для понимания и разрешения в схоластической философии. Схоластики различают первоначальное вещество (materia prima), безкачественный субстрат, не имеющий ни специфической сущности, ни свойств, ни количества, и существенную форму, которая, соединяясь с этим веществом, materia prima, даёт ей сущность. Отсюда берёт начало схоластическое изречение: forma dat esse rei. – Cornoldi, Thesaurus philosophorum (Reeb), seu distinctiones et axiomata philosophica, Parisiis, 1891, p. 242–251. 1954 I sistemi meccanico e dinamico circa la costituzione delle sostauze corporee, considerati rispetto alle scienze fisishe (Системы механическая и динамическая относительно образования вещества тел, рассмотренные по отношению к физическим наукам). Верона, 1864 г. 1957 La Storia del Conflitto fra la Religione e la Scienza di Guglielmo Draper discussa (Разбор Истории столкновения между религией и наукой Вильгельма Дрейера), Болонья, 1879.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010