В XIX - 1-й пол. XX в. в составе англикан. церковной пров. Й. было образовано несколько новых диоцезов: Рипон (1836; с 1999 Рипон и Лидс), Манчестер (1847), Ливерпуль (1880), Ньюкасл-апон-Тайн (1882), Уэйкфилд (1888), Шеффилд (1914), Брадфорд (1919), Блэкберн (1926). В 1927 г. в состав провинции включен диоцез Саутуэлл (с 2005 Саутуэлл и Ноттингем). Среди англиканских архиепископов Й. были представитель экуменического движения К. Лэнг (1908-1928), богословы У. Темпл (1929-1942; с 1942 архиепископ Кентерберийский), А. М. Рамсей (1956-1961; архиепископ Кентерберийский с 1961). С 2005 г. англикан. кафедру Й. занимает уроженец Уганды Дж. Сентаму (род. в 1949). В 1993 г. в Й. основан правосл. приход св. равноапостольных Константина и Елены в юрисдикции архиеп-ства Фиатиры и Великобритании К-польского Патриархата. Ист.: Drake F. Eboracum. L., 1736; Burton J. Monasticon Eboracense and the Ecclesiastical History of Yorkshire. York, 1758; Testamenta Eboracensia/Ed. L. Baker, J. Raine, J. W. Clay. L., 1836-1902. 6 vol.; Fabric Rolls of York Minster/Ed. J. Raine. Durham, 1859; Manuale et Processionale ad usum insignis Ecclesiae Eboracensis/Ed. W. G. Henderson. Durham, 1875; The Historians of the Church of York and Its Archbishops/Ed. J. Raine. L., 1879-1894. 3 vol.; Venerabilis Baedae Opera historica/Ed. C. Plummer. Oxonii, 1896. 2 t.; York Statutes//Statutes of Lincoln Cathedral/Ed. H. Bradshaw, C. Wordsworth. Camb., 1897. Vol. 2. P. 90-135; The Records of the Northern Convocation/Ed. G. W. Kitchin. Durham, 1907; Early Yorkshire Charters/Ed. W. Farrer, C. T. Clay. Edinb., 1914-1965. 12 vol.; The Life of Bishop Wilfrid by Eddius Stephanus/Ed. B. Colgrave. Camb., 1927; York Minster Fasti/Ed. C. T. Clay. Wakefield, 1958-1959. 2 vol.; Fasti Ecclesiae Anglicanae 1066-1300. L., 1999. Vol. 6: York/Ed. D. E. Greenway; Fasti Ecclesiae Anglicanae 1300-1541. L., 1963. Vol. 6: Northern Province: (York, Carlisle and Durham)/Ed. B. Jones; Fasti Ecclesiae Anglicanae 1541-1857. L., 1975. Vol. 4: York Diocese/Ed. J. M. Horn, D. M. Smith; The Cartulary of the Treasurer of York Minster/Ed. J. Burton. York, 1978; English Episcopal Acta. Oxf., 1988. Vol. 5; 2000. Vol. 20; 2004. Vol. 27; Hugh the Chanter. The History of the Church of York, 1066-1127/Ed., transl. C. Johnson. Oxf.; N. Y., 1990.

http://pravenc.ru/text/1238027.html

Особенного внимания заслуживают те призывы вернуться к Церкви, которые раздавались из среды русских литераторов, имевших столь большое влияние на русскую интеллигенцию. Об этом писал Н. В. Гоголь (1809–1852) в своей «Переписке с друзьями». Он же составил ценное объяснение Православной Евхаристии в книге «Размышление о Божественной Литургии». Ф. М. Достоевский (1821–1881), этот мировой гений, проникший в самые сокровенные тайники человеческой души, дал дерзновенное описание борьбы человека с Богом и показал разрушительную силу атеизма, который ведет своих последователей к отвержению ценности и свободы человеческой личности. Он же нарисовал образ русского старца в «Братьях Карамазовых» и раскрыл возрождающую силу, данную Церкви с ее соборным братством в любви и в свободе. Верующими людьми были поэты, граф Алексей Толстой (1817–1875) и Федор Тютчев (1803–1873). Замечательный писатель Н. Лесков (1831–1895) в ряде своих произведений описывал православных подвижников. Граф Л. Н. Толстой (1828–1910) вплотную подошел в своих романах и философских сочинениях к вопросу о христианстве и смысле жизни. Но все эти представители русской литературы не могли преодолеть нежелания русского образованного общества войти в ограду Церкви. Перелом начал совершаться лишь в XX веке, накануне крушения империи. В. С. Соловьев (1853–1900) Первая брешь в неприятии христианства была пробита В. С. Соловьевым , глубоким мыслителем, талантливым поэтом и блестящим публицистом конца XIX века. Его книги раскрыли на языке современной философии необходимость Боговоплощения. Он сумел отразить доводы тех, кто на исторических и философских основах пытались опровергнуть истину христианства. Его вдохновенные лекции привлекали толпы слушателей. Религия и мистика стали темами, которыми начало увлекаться новое поколение поэтов, писателей, художников, мыслителей и музыкантов. А. Белый (1880–1935); А. Блок (1880–1921); В. Брюсов (1873–1924); Вячеслав Иванов (1886–1949); Д. С. Мережковский (1886–1942); 3. Н. Гиппиус (1870–1944); Анна Ахматова (р. 1892); В. Розанов (1856–1919); А. Скрябин (1871–1915); В. А. Тернавцев; Вал. Свенцицкий и другие. Пелена безразличия и непонимания спала, и она сменилась живым интересом к религии и желанием найти путь к Церкви. Целый ряд выдающихся представителей философской и политической мысли России, как, например, князь С. Н. Трубецкой (1862–1905), князь Е. Н. Трубецкой (1863–1920), проф. С. Булгаков (1871–1945), С. Франк (1877–1950), П. Струве (1870–1944), В. Ф. Эрн (1879–1919) и Н. Бердяев (1874–1948) подняли свои голоса в защиту истины христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

1 Церковные торжества на православном Востоке, ч. 1. СПб, 1909 г., очерк Х, стр. 7. 2 Церковные торжества на православном Востоке. СПб, 1909 г. Ч. 1, очерк IX, стр. 22—23 и очерк Х, стр. 14—22. 3 Житье и хоженье Данила руськыя земли игумена 1106—1107 гг. 3-й и 9-й выпуски Прав. Пал. Сб., 1885 г., стр. 126—127. 4 Паломники-писатели петровского и послепетровского времени. М., 1874 г., стр. 19. 5 Воскр. чтение, 1879 г. 14, стр. 153—154. 6 Церковная история, кн. VI, гл.9, в русск. переводе. СПб. Дух. Ак. ср. Eusebius. Kirchengeschichte herausgegeben v. Eduard Schwartz. Leipzig, 1908. 7 Обе описаны прот. Кекелидзе в его работе «Иерусалимский канонарь VII в.» Тифлис, 1912. 8 Издан в 1894 г. проф. Дмитриевским в его работе «Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X века» (по списку с ркп 1804 г.) и Пападопуло-Керамевсом в его VAna,lekta VIerosolumitikh j staciologi,aj(T) B) Petropol) 1894) 9 Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц, стр. XV. То же самое в его работе «Древн. патр. типиконы». Киев, 1907 г., стр. 64. 10 Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме. Казань, 1894 г., стр. 171—173. 11 Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X в. Казань, 1894 г., стр. 175—179. 12 Иерусал. канонарь VII в., Тифлис, 1912 г., стр. 24—25. 13 Иерус. канонарь VII в., Тифлис, 1912 г., стр. 87—90. 14 Кекелидзе. Иерус. канонарь VII в., Тифлис, 1912 г., стр. 90. 15 См. Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме. Казань, 1894 г., стр. XIII. 16 Дмитриевский. Древн. патр. типиконы. Киев, 1907 г., стр. 93—97. 17 Прав. пал. сб., вып. 20, СПб, 1889 г., стр. 161. 18 Там же, стр. 242—243. 19 Скабалланович. Толковый типикон. вып. 1, стр.75. 20 Карабинов. Евхаристическая молитва. СПб, 1908 г. стр. 16. 21 Апология, гл. 39. 22 Testamentum Domini nostri Yesu Christi, Moguntiae, 1899 г., кн. II, гл. II. 23 Там же, р. XVIII-XI. 24 См. нашу диссертацию «Чин всенощного бдения в греческой и русской церкви. Л., 1949 г., стр. 4—12.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3751...

1949 Чтение, предложенное (с сокращениями) в текущем (190 4 / 5 ) учебном году студентам первого курса перед началом лекций по Метафизике и Логике. 1950 Книга – г. М.А. Энгельгардта – так и озаглавлена: „Прогресс, как эволюция жестокости“ (С.-Пб. 1399 г., стр. 209). Заглавие парадоксальное, но под ним автор остроумно сгруппировал весьма много поучительнейших фактов, заставляющих очень и очень задуматься над мнимо-перерождающей и облагораживающей силой „прогресса и цивилизации“. 1952 2-е Послание к Тимофею, гл. II, ст. 1–5 ( 2Тим.2:1–5 ). „Итак, укрепляйся сын мой, в благодати Христом Иисусом, переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, – чтобы угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться“. 1953 См. об этом умную статью протоиерея Ст. О-ва в журнале Вера и Разум за 1904 г., 8. стр. 397 и след.: „Добрый воин Иисуса Христа“. Ср. также обстоятельное опровержение толстоизма, по вопросу о войне, в кн. проф. А.Ф. Гусева : „О сущности религиозно-нравственного учения Л.Н. Толстого“, изд. 2-е, Казань 1902 г., стр. 590 и сл. 1955 Весьма обстоятельный анализ Кантовского проекта „вечного мира“ можно найти, на русском языке, в брошюре проф. П. В. Тихомирова : „Вечный мир в философском проекте Канта“ (по поводу международной мирной конференции). 1899, стр. 56. 1956 Immanuel Kant’s sämtliche Werke, herausgegeben von G. Hartenstein. Leipzig, 1868. Bd. VI, S. 431–432. 1958 Вильгельм Вундт. Этика. Часть 3-я, стр. 245 (по переводу „Русского Богатства“, СПб. 1887 г.). 1959 Взгляды Брюнетьера всего яснее изложены в его статье-реферате, прочитанном 15-го марта 1899 года в Лилле (Les ennemis de l " âme française, см. La Reforme sociale, avril 1899) и вызвавшем, как сообщалось тогда, большое возбуждение в громадной и разносоставной аудитории. 1960 В отношении к иерархическим лицам употребляется похожий термин–„родители духовные“ (ο πνευματικο γονες) в Постановлениях Апостольских II, 33, р. п. 63. Наш термин прилагается к лицам высшей иерархии только впоследствии (у преп. Феодора Студита , – см. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  НОВЫЕ СТРАНИЦЫ МОЕЙ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ   Опубликовано издательством «Фламмарион» в 1965 г. Фрагмент печатался в сборнике «Над Сеной и Уазой» (М., «Прогресс», 1985). В данной книге впервые представлены избранные главы.   Беко Жильбер (р. 1927) — популярный французский актер, композитор и певец. Марк Алин (р. 1937) — французский поэт и журналист, мастер пейзажной лирики; автор книги о поэзии Мориака («Этюд о творчестве Мориака с приложением избранных текстов», 1960). «Созерцания» (1856) — поэтический сборник В. Гюго. Бог Термин — как и он, застыли мы на грани — Цитируется строка из поэмы А. де Виньи «Дом пастуха» (сб. «Судьбы»). Межевые столбы заканчивались изображением римского бога Терминуса (по-латыни «конец»). Руайе-Коллар Пьер Поль (1763—1845) — французский политический деятель, адвокат, глава партии доктринеров. Ле Руа Эжен (1836—1907) — французский писатель, автор романа «Жаку-бродяга» (1899), повествующего о крестьянском юноше, который мстит помещику за гибель родителей и поднимает крестьянское восстание. Действие происходит в Перигоре (ныне деп. Дордонь), где писатель провел почти всю жизнь. «Путешествие двух детей по Франции» (1886) — роман детской писательницы г-жи Фуйе, выступавшей под именем Ж. Брюно. Изображены странствия двух детей по дорогам Франции после смерти их отца, во время германской аннексии лотарингского города Фальсбура (1871). 125 «Нувель ревю франсез» — литературно-критический ежемесячник, основанный в 1909 г. группой писателей, близких А. Жиду; пропагандировал идеи «чистого», «независимого» искусства, но предоставлял возможность печататься писателям других ориентаций. Геон Анри Леон Ванжон (1875—1944) — французский писатель, один из авторов пьес для театра «Вьё коломбье» («Старая голубятня»). Копо Жак (1879—1949) — французский режиссер и актер, руководивший в 1913—1924 гг. театром «Вьё коломбье». В 1936—1941 гг. работал в театре Комеди-Франсез. Дю Бо Шарль (1883—1939) — французский литературный критик-спиритуалист, автор многочисленных статей о литературе («Приближения», т. 1—7, 1922—1937), посвященных в основном писателям католической ориентации. Ему принадлежит книга «Франсуа Мориак и проблема католического романиста» (1933).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Ср. интересную книгу Ivanka, Endre von. Hellenisches und Christliches im Fruhbyzantinischen Geistesleben. Wien, 1948. Об иконоборчестве речь идет на с. 105 и далее. 60 Ориген остается противоречивой фигурой. Дать целостную картину его богословских взглядов не входило в задачи данной статьи. Мне лишь хотелось показать, что некоторые аспекты богословия Оригена вполне могли способствовать становлению и развитию иконоборческой мысли. Для этой конкретной цели и собраны в моей статье цитаты из сочинений Оригена. С выводами данной работы соглашается профессор П. Дж. Алегзандер в статье: Alexander P. J. The Iconoclastic Council of St. Sophia (815) and its definition (Horos)//Dumbarton Oaks Papers. VII, pp. 37–66. 61 См., например, Baudry J. Le Problume de l " origine et de l " йmernimй du monde dans la philosophie grecque de Platon а l " иге chrйmienne. Paris, 1931 ; a также Chevalier, Jacques. La Notion du nйcessaire chez Aristote et chez ses prйdйcesseurs. Paris, 1915. Ср. мою статью: The Idea of Creation in Christian Philosophy//The Eastern Churches Quarterly. 8 (1949), supplementary issue «Nature and Grace.» 62 Gilson, Etienne. God and Philosophy. Yale University Press, 1941, p. 88. 63 Gilson, Etienne. L " Esprit de la philosophie mйdiйvale. Deuxiume йdimion revue. Paris, 1944, p. 82, n. 1. 64 Святой Иустин. Dial, cum Tryph., 5–6. См. мою Ингерсольскую лекцию 1950–1951 г.: The Resurrection of Life//Bulletin of the Harvard University Divinity School. Vol. XLIX, 71 (1952), pp. 5–26; cp. Lebreton, Jules. Histoire du dogme de la Trinimй. T. II. Paris, 1928, p. 635 ff. 65 Prestige G. L God in Patristic Thought. S. P. С. К., 1952, p. 123. 66 Болотов В. В. Учение Оригена о Святой Троице. СПб., 1879, ее. 380–381. Эта работа и по сей день остается лучшим изложением тринитарных взглядов Оригена, ни в чем не превзойденным позднейшими исследованиями. Еще, пожалуй, стоит назвать книгу Crouzel H. Thйologie de ? image de Dieu chez Origune. Paris, 1956. 67 Kelly J. N. D. Early Christian Creeds. London, 1950, p. 137. Ср. также комментарии Orbe, Antonio (S. J.), Hacia la primera teologia de la procesion del Verbo//Estudios Valentinianos. Vol. I/I. Rome, 1958, p. 169, n. 14. 68

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

Сказав, что день беды пройдет, А что пройдет, то будет мило. А что пройдет, то будет мило! И это правда. Да, что пройдет, то будет мило. Мил и мне стал даже вифанский семинарист Соколов (Передайте ему, господа, поклон от меня). И вам самим будет мило даже ваше истинно-трагическое хождение на лекции под ферулой помощников инспектора господ П. и А., 1948 – окончится оно и будет мило. Все будет мило, не исключая… скажу прямо, господ Полянского и Андреева 1949 с наводящей на вас страх и трепет их ферулой. К вашему великому утешению, я должен сказать, что моя академическая служба состояла не из одних трагикомических приключений с написанными мною сочинениями, – нет, со внешней стороны, она была беспримерно блестяща. Через 4 года по окончании курса, я сделан экстраординарным профессором, а по истечении 9 лет моей службы – ординарным. В том и другом случае вопрос решался в Совете закрытой баллотировкой. Для большей ясности представления, постараюсь иллюстрировать факты, примерами. Моя баллотировка на экстраординатуру имела конкурентов и между последними был тогда доцент Моск. академии В.О. Ключевский – и, однако ж, я препобедил, несмотря на то, что В.О. кончил курс в 1865 году, а я в 70-м, несмотря на то, что его представление в экстраординарные исходило от о. ректора Горского, а мое было сделано одним из рядовых профессоров и несмотря на то, что и тогда В.О. был уже несомненным кандидатом в знаменитости (хотя в это время он еще и не был профессором Ун-та). К этому прибавляю еще следующее сведение: когда в 1879 году мне предоставлена —420— была ординатура, вакантная экстраординатура перешла к В.О. Отсюда вы можете видеть, что Академия высоко ценила меня, пожалуй, даже и не по заслугам. Если бы я не был я, то я сам бы позавидовал себе. Смею думать, что академическая служба моя прошла и не совсем бесплодно. Частью единолично, а частью в компании с кем-либо мною создано в Академии семь докторов-богословия, церковной истории и канонического права, а в числе их Сергий архиепископ Владимирский и протоиерей Александр Иванцов-Платонов . Под моим руководством или же при моем прямом содействии приобрели степень магистра не менее 13 молодых людей, и между ними такие талантливые лица, как Доброклонский, Мартынов (потом протоиерей), Глубоковский, Спасский и Mieur Андреев. Не скажите: какая важность! Рождение докторов и магистров сопряжено бывает с немалыми потугами, а иногда и с значительными огорчениями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Совр. написание – чайхана. Имеется в виду медресе Халифа Ниязкула (нач. XIX b.), также известное как «Чор-Минор» (перс. «Четыре минарета»). «Бухара-и-Шариф» – «Священная Бухара» (перс.). Исаак Абрамович Зеленский (1890–1938), с 1924 г. возглавлял Средазбюро, верховный орган ЦК ВКП(б) в Средней Азии (функционировало в 1922–1934 гг.); казнен. Так автор иронично употребляет определение Российской империи, возникшее после известного пасквиля маркиза де Кюстина «Россия в 1839 году» и вновь внедренное Лениным (статья «К вопросу о национальной политике», 1914): активно использовалось в советской риторике для обозначения якобы угнетенного состояния нерусских народов до революции. В действительности – 3й Всесоюзный съезд геологов с участием иностранных гостей, который проходил в Ташкенте с 20 по 26 сентября 1928 г. В нем принимали участие шесть немецких геологов (Кайзер, Хосмат, Кайзер, Борн и Цур-Мюллен) и один чешский (Ульрих). 5ый всемирный геологический конгресс проходил в Вашингтоне в 1891 г. Вероятно, речь идет о Викторе Александровиче Успенском (1879–1949), музыковеде, композиторе и фольклористе. С 1918 г. (и до конца жизни) Успенский жил в Ташкенте, занимался исследованием музыкальной культуры народов Средней Азии. В конце 1920х гг. он устраивал также вечера национальной музыки. Под «двухтомным трудом» автор, видимо, подразумевал труд Успенского «Туркменская музыка», первый том которой вышел как раз в 1928 г. (Сообщено А. Б. Джумаевым, Ташкент.) Дмитрий Иванович Щербаков (1893–1966) – ученый в области геологии, минералогии, геохимии и географии, с 1953 г. действительный член Академии наук СССР. Николай Васильевич Крыленко (1885–1938) – верховный главнокомандующий российской армии после октябрьского переворота 1917 г., с 1931 г. нарком юстиции; казнен. «Недочеловек»  – так называлась брошюра (не журнал), выпущенная в Германии в 1942 г. Елена Федоровна Розмирович (1886–1953) – революционерка, жена Н. В. Крыленко (позднее – дипломата А. А. Трояновского), в 1931–1933 гг. член коллегии Наркомсвязи СССР.

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

М., 1996. 84 с. В конце приведена краткая хрестоматия, «состоящая из текстов Священного Писания, православного богослужения и творений святых отцов» (с. 53–83). 248 «Приложение. Хрестоматийный материал (тексты, слова и письменные задания) по древнегреческому языку для заочного сектора Московской Духовной Академии к учебнику С. И. Соболевского “Древнегреческий язык. Москва, 1948”». 249 Троицкий Д. Руководство к изучению латинской этимологии для 2-го и 3-го классов духовных училищ. М., 1892. IV, 105 с.; Руководство к изучению латинского синтаксиса для 3-го и 4-го классов Духовных училищ. М., 3 1895. 119 с.; Соболевский С. И. Хрестоматия для переводов с латинского языка на русский. Ч. 1. М., 1938. 288 с. 250 Вадковский Б. В. Программа по латинскому языку в Православном Богословском институте//Архив МДА. Программы по латинскому. С. 4–7. 251 Элементарные сведения, чтение и разбор евангельских мест и молитв с заучиванием последних. См.: Отчет МДА за 1948/49 уч. г. С. 33. 252 Преподавателя по латинскому языку В. Ивановского краткая докладная записка о выполнении программы//Отчет МДА за 1948/49 уч. г. С. 168. 253 Н. М. Лебедев (1879–†9 сентября 1967 г.) родился в Калуге, закончил Калужское духовное училище (1894) и семинарию (1900), а также Санкт-Петербургскую академию (1904) кандидатом богословия (ЖС МДАиС 9 от 20 мая 1959 г. С. 3–4). Впоследствии преподавал латинский язык в Екатерининской женской гимназии (1913–1917), в средних медицинских школах (1932–1944) и в фармацевтическом институте (1947–1949) (Там же. С. 4). Более подробно см.: Пушков 2002. С. 145–149. 256 Кондратьев С. П., Васнецов А. И. Учебник латинского языка для 8–10 классов средней школы. М., 1948. 320 с. 257 В отчете о преподавании латыни Н. М. Лебедев писал: «Примеры, даваемые в этом учебнике, по своему содержанию зачастую далеки от профиля нашей духовной школы» (Отчет МДА за 1952/53 уч. г. С. 86). 259 Пожертвованы Академии согласно прошению Н. М. Лебедева от 4 октября 1957 г.//ЖС МДАиС 2 от 12 ноября 1957 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

89 Vita S. Stefani Junioris//PG, 100, B Житии св. Феодора Студита говорится, что на Вербное воскресенье Феодор велел монахам взять иконы и обойти с ними вокруг стен монастыря с пением этого тропаря и других «триумфальных гимнов» (PG, 99, 90 Triodion Katanyktikon. Rome, 1879, c.224, 226, 240; cp. c.125, 777; Англ. пер.: Mother Mary and Kallistos Ware. The Lenten Triodion. London-Boston, 1978, p. 302. Эта фраза стала формой почитания отдельных икон; Grumel V. Léon de Chalcédoine et le canon de la fete du saint Mandylion, Anal. Boll, 68, p.139–140; Follieri E. Initia hymnorum ecclesiae graecae. Vatican, 1963, ST 214, XIV, p.60–61; Darrouzès J. Sainte-Sophie de Thessalonique d’apres un rituel//REB. 34 (1976), 47.27–29, 53.13. Cp. также тропарь рассматриваемый в примеч.81). 91 Ср. многочисленные упоминания об иконах в «Диатаксисе» Филофея Коккина (XIV в), который, будучи включен в печатный «Евхологион», содержит образцовый устав современных богослужений; см., например: Euhologion. Athens, 1927, c. 1–9. 92 По меньшей мере c X в. действия императоров перед иконами, по-видимому, сводились главным образом к почитанию – проскинесис и возжиганию свечей; см., например: De Ceremoniis. I, 553.5–7; 554.16, 21–23. Ср. аколуфий во время императорских омовений во Влахернах: Дмитриевский А. Описание литургических рукописей. Киев, 1895; II, с.1042–1052, особ. 1050; Belting H. Bild und Kult, S.209–215. Об использовании икон в войсках и в триумфальных процессиях см.: Frolov A. La dedicace de Constantinople dans la tradition byzantine//RHR. 127 (1944), c.61–127, oco6.102–106. O литургической практике в военном походе см.: Vieillefond J.-R. Les pratiques religieuses dans l’arme byzantine d’apres les traités militaires//REA. 37 (1935), c.322–330; Pertusi A. Una akolouthia militaire inedita dei X secolo//Aevum. 22– 23(1948–1949), p.145–168. 93 Многие из относящихся к делу источников можно найти в кн.: C. Mango. The Art of the Byzantine Empire 312–1453. Sources and Documents, Englewood Clifts, New Jersey, 1972 (repr.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010