Март 1935 года. Массовое выселение из Ленинграда «чуждого элемента». 10 марта 1935 года о. Николаю Чукову, постановлением особого совещания при НКВД СССР от 29 марта 1935 года, «как социально опасному элементу, определена ссылка в Саратов сроком на пять лет вместе с женой Чуковой Валентиной Дмитриевной, 1879 г. р.». И только в 1989 году при реабилитации по делу 47600 сказано: «Чуков Н. К. и Чукова В. Д. подпадают под действие ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. „О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30–40 годов и начале 50-х годов“» 432 . 10 апреля 1935 года, согласно прошения, за выбытием из Ленинграда, резолюцией Преосвященного Алексия, митрополита Ленинградского, прот. Николай Чуков уволен за штат. Когда о. Николай жил в Саратове и у него было свободное время, он написал четыре тома своих воспоминаний. «Для детей, – думал он, – пусть знают, как я жил и мыслил». Благодаря этим воспоминаниям теперь мы имеем возможность узнать много важных сведений о жизни и деятельности многих людей. Эти воспоминания приобретают особое значение. Если учесть, что как раз в эти годы власть целенаправленно уничтожала всякие церковные архивы и воспоминания. Причем, делалось это через церковную иерархию. Об этом красноречиво свидетельствует сохранившийся документ от 14 марта 1936 года: «1936 г. 14 марта. Московский Патриархат. Митрополит Ленинградский. Председателю двадцатки Настоятелю У меня имеются данные, что существующие в некоторых церквях библиотеки, а также архивы хранятся не в надлежащем порядке, и книгам не только не составлены каталоги, но они даже расходятся по рукам без всякого учета. Мне известно, например, что много книг из б. Лаврской церковной библиотеки находятся у разных лиц, не имеющих никакого отношения к б. Лавре. То же наблюдается и в других храмах. Учитывая эти обстоятельства, имея ввиду, что хранение архивов и книг по-прежнему в храмах не обеспечивает порядка, я нахожу наиболее целесообразным соединить все эти архивные и

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Политика однако захватывала меньшинство, только немногие делались членами партий. Зато большой популярностью пользовались различные общества и объединения, как Обще–Воинский союз, Галлиполийское собрание. Московское и Одесское землячество, общества бывших воспитанников различных высших и военных училищ, кадетских корпусов и женских институтов. Корниловцы, Марковцы, Дроздовцы и имперские полки тоже объединяли своих однополчан. Казаки имели свои «станицы» и своих атаманов. Грузины, армяне, евреи, калмыки имели свои национальные учреждения. Несколько иной характер носили: Общество Врачей имени Мечникова. Союз Инженеров, Торгово-Промышленный Комитет, Академическая Группа и Академический Союз, Союз Писателей и Журналистов. Это были профессиональные объединения, которые соединяли людей по признакам их работы уже во Франции. В эти годы в Париже было более трёхсот русских организаций. Все эти общества устраивали заседания, обеды, «чашки чая», служили молебны и панихиды. Приходя на эти собрания, шофёры такси или рабочие завода снова становились полковниками или мичманами флота, портнихи – институтками, скромные служащие – сенаторами или прокурорами. В эмиграции было много творческих сил, они проявляли себя во всех областях жизни. Видное место занимала литература. Лучшим толстым журналом были «Современные Записки» (1920–1940). Его редакторами были Н. А. Авксентьев (1878–1943), Марк Вишняк (р. 1883), И. И. Бунаков-Фундаминский (1880–1942), В. В. Руднев (1879–1940). Все они были социал-революционеры в прошлом, но журнал не носил узкопартийного характера и объединял широкие круги демократической, свободолюбивой интеллигенции. Один из редакторов, Фундаминский, исповедовал своеобразное Нео-Славянофильство. Среди писателей и поэтов, живших во Франции, выделялись И. А. Бунин (1870–1953), Д. С. Мережковский (18651941), его жена 3. Н. Гиппиус (1869–1945), И. С. Шмелев (1873–1950), А. М. Ремизов (1877–1957), Алданов – М. А. Ландау (1886–1959), Б. К. Зайцев (1881–1972), Тэффи – (Н. А. Лохвицкая) (1875–1952), В. О. Ходасевич (1886–1939), Б. Ю. Поплавский (1903–1935) и Г. В. Адамович (1894–1972).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Католич. св. Колетта. Роспись мон-ря св. Колетты в Ассизи. ХХ в. Католич. св. Колетта. Роспись мон-ря св. Колетты в Ассизи. ХХ в. К. не была официально беатифицирована Римско-католической Церковью. В 1625 г. папа Урбан VIII своим декретом запретил называть святыми и блаженными тех, в отношении которых не было вынесено офиц. решения Римско-католической Церкви, если только они не почитались «с незапамятных времен» (декретом «Caelestes Jerusalem» от 16 июля 1634 уточнялось, что речь идет о периоде в 100 лет и больше). Несмотря на почти повсеместное почитание, канонизацию К. постоянно откладывали; это объясняется как попытками Папского престола ограничить народное почитание тех, кто не были официально канонизированы католич. Церковью, так и тем обстоятельством, что реформаторскую деятельность К. поддерживали антипапы Бенедикт XIII, Александр V и Феликс V. В 1782 г., после антиклерикальных законов имп. Иосифа II, обитель кларисс в Генте была закрыта, в здании мон-ря открыли магазин, на кладбище разбили сад. Мощи К. из Гента перенесли в Полиньи. В 1793 г., во время Французской революции, мон-рь кларисс в Полиньи был разрушен; насельницы бежали. Мощи К. укрыла одна из монахинь; в наст. время они хранятся в мон-ре кларисс в Полиньи (восстановлен в 1938). Буллой от 24 мая 1807 г. папа Пий VII причислил К. к лику святых Римско-католической Церкви. В 1925 г. в Корби установили памятник К. (скульптор А. Роз); в ее честь названы улица и местный коллеж. Соч.: Constitutiones S. Coletae//Seraphicae legislationis textus originales. Quaracchi, 1897. P. 99-171; Confirmat regulam Clarissarum cum constitutionibus monialium Coletanarum//Bullarium Franciscanum. N. S. Quaracchi, 1939. T. 2: (1455-1471)/Ed. J. M. Pou y Marti. P. 260-276; Lettre circulaire de S. Colette à l " occasion de la mort de P. Henri//Analecta Juris Pontificii. R., 1879. T. 18. Col. 528; Les lettres de S. Colette. [Paray-le-Monial], 1981. Ист.: ActaSS. Mart. T. 1. Р. 532-617; Lettres inédites de Guillaume de Casal à S. Colette et notes inédites pour la biographie de cette sainte/Éd. U. d " Alençon. P., 1908; Documents sur la réforme de S. Colette en France/Éd. U. d " Alençon//AFH. 1909. T. 2. P. 447-456, 600-612; 1910. T. 3. P. 81-97; Les vies de S. Colette Boylet de Corbie, réformatrice des frères mineurs et des clarisses (1381-1447), écrites par ses contemporains le P. Pierre de Reims dit de Vaux et sœur Perrine de La Roche et de Beaume/Éd. U. d " Alençon. P.; Couvin, 1911.

http://pravenc.ru/text/1841740.html

601       См., например: International Bibliography of historical sciences (выходит c 1930 г. и содержит сведения o книгах и избранных статьях); World list of historical periodicals and bibliographies. Oxf., 1939 (перечень исторических журналов); Kirby J. A guide to historical periodicals in the English language. L., 1970. 602       Книжная летопись (с 1907 r.); Летопись журнальных статей (с 1936 г.); Летопись рецензий (с 1972 г.); Ежегодник книги СССР (с 1957 г.). 603       Например: Vincentii Placcii. De scriptis et scriptoribus anonymis et pseudonymis syntagma. Hamburgi, 1674; Idem. Theatrum anonymorum et pseudonymorum ex symbolis & collatione virorum per Europam doctissimorum ac celeberrimorum post syntagma dudum editum... Hamburgi, 1708 (и дополнения Милиуса к последнему сборнику: Bibliotheca anonymorum et pseudonymorum, adsuplendum Placcii Theatrum. Hamburgi, 1740); Barbier A.A. Dictionnaire des ouvrages anonymes et pseudonyms. 4 vols. 3me éd. P., 1872; Manne L.Ch.J. de. Nouveau dictionnaire des ouvrages anonymes et pseudonymes. Lion, 1862; Melzi G. Dizionario di opere anonime e pseudonime di scrittori italiani. 3 vol. Milano, 1848–1859; De la Court J.V. Essai d " un dictionnaire des ouvrages anonymes et pseudonymes publiés en Belgique au XIX siècle et principalement depius 1830. Bruxelles, 1863; Doorninck J.I. van. Bibliotheek van nederlandsche anonymen en pseudonymen. Haag, 1867–1870. 605       Kirchenlexikon oder Encyklopädie der katholischen Theologie/Hrsg. H.J. Wetzer, B. Welte. 12 Bde. Freiburg i. Br., 1847–1860 (2. Aufl.: Hrsg. J. Hergenrother, F. Kaulen. 13 Bde. Freiburg, 1882–1903; франц. пер.: J. Goschler. 26 vols. 1869). 606       Moroni G. Dizionario di erudizione storico-ecclesiastica da S. Pietro ai nostri giomi. 103 vol. Venice, 1840–1861 (6 томов указателей: 1878–1879). Отметим также неопубликованную работу Морони Giornale storico-politico-ceremoniale delle sede vacante e il conclave per l " elezione di Pio VIII e Gregorio XVI, написанную в ходе конклавов 1829 и 1831 гг., обратив внимание на информированность автора, длительное время пребывавшего при папском дворе и находившегося в дружеских отношениях с целым рядом кардиналов и иных официальных лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фукидид. Пер. Мищенко (1882), переизд. под ред. Жебелева (1915). Ксенофонт. Пер. всех произведений – Янчевецкого (1887). «Сократические сочинения» – Соболевского (1935); «Греческая история» – Лурье (1935). Лисий. Пер. Соболевского (1933). Исократ. «Панегирик» – пер. Замятина (1883), Коренькова (1891); «Наставление Демонику» и «Речь о значении ареопага» – Гурьева (1883). Демосфен. «О венке» – пер. Нейлисова (1887); «Речи против Филиппа» – Добиаша (1896); «Речь о мире» и «Вторая речь против Филиппа» – Зубкова («Филолог. Обозр.» т. 5:1893); «Первая Олинфская речь» и «Третья речь против Филиппа» – Мищенко (1903). Платон. Пер. Карпова [все, кроме «Законов»] (1863 – 1879), Соловьева и Др.» т. 1 – 2 [незаконч.] (1889 – 1903); изд. Academia, т. I, IV, V, IX, 1/2III, XIV (1922 – 1929). Аристотель. «Поэтикам – пер. Ордынского (1854), Аплельрота (1893), Новосадского (1927); «Риторика» – Платоновой (1894). Феофраст. «Характеры» – пер. Алексеева (1893), под ред. Фрейденберг. («Уч. Зап. Леи. Гос. Унив. Серия Филолог, наук», вьш. 7:1941). Менаидр. Пер. в изд. Academia (1936). Калдимах. «Гимны» – пер. Мартынова (1823); избр. гимны и эпиграммы – Алексеева (1899). Феокрит. Пер. Сиротинина (1891). Отд. стихотв. Феокрита и Биона в кн.: Латышев В. На досуге. 1898. Герод. Пер. под ред. Горнуяга (1938). Эпиграммы. Пер. Блуменау и др. («Греческие эпиграммы», 1935). Полибий. Пер. Мищенко (1890 – 1899). Павсаиий. Пер. Кондратьева (1939 – 1940). Эпиктет. «Афоризмы» – Алексеева (1891); «Основы стоицизма» – пер. Алексеева (1888). Марк Аврелий. Пер. Краснова (1895), Роговина (1915). Псевдо-Лонгин. Пер. Мартынова (1826). Плутарх. «Сравнительные жизнеописания» – пер. Алексеева (1891 – 1899); «Избранные биографии» – под ред. Лурье (1941); «О музыке» – Томасова (1922). Элий Аристид. «Панегирик Риму» – Турцевича (1907). Филострат. «Картины» – пер. Кондратьева (1936). Либаний. «Речи» – Шестакова (1912 – 1916). Лукиан. Пер. всех произвел, под ред. Богаевского (1935); «Избр. соч.» – Чечулина (1909). Аппиау. «Гражданские войны» – пер. под ред. Жебелева (1935).

http://azbyka.ru/otechnik/6/istorija-ant...

30 Опасениями за семью и стремлением избежать всякие политические осложнения можно объяснить и отказ Бенешевича (в письме Эдуарду Шварцу от 26 июня 1934 г.) поехать на софийский конгресс в качестве представителя Баварской академии наук (Медведев И.П. О неосуществленном проекте В.Н. Бенешевича //Петербургское византиноведение. С. 230. Прим. 26). 32 Спасов Л. България и СССР 1917–1944 г. (политико-дипломатически отношения). Велико Търново, 2008. С. 267–261. 34 НА БАН, Ф. 116. Оп. 1. Д. 84. Лл. 64–64 об.; НА БАН. Ф. 9к. Оп. 1. Д. 2391. Лл. 1–2 об. См. ниже в Приложении, 6, 9, а также: Медведев И.П. О неосуществленном проекте В.Н. Бенешевича //Петербургское византиноведение. С. 230. 36 Алексей Кириллович Елачич (1892, Киев – ?, СССР) в 1914–1920 гг. был доцентом Петроградского университета (до 1918 г.) и приват-доцентом Киевского университета. В 1920 г. эмигрировал в Югославию. Погиб в сталинских лагерях после занятия Белграда советскими войсками в 1944 г. 37 Владимир Мошин (1894, Санкт-Петербург – 1987, Скопье), в 1934 г. был доцентом византийской истории Белградского университета. См. о нем: Булатова Р. Основатель югославской палеографической науки – В.А. Мошин//Русская эмиграция в Югославии. М., 1996. С. 183–199. 40 Бенешевич В. Corpus scriptorium juis graeco-romani tam canonici quam civilis//Actes du IVe Congrès International des Études Byzantines. Sofia, 1935. Vol. P. 137–144. 42 Zielinski Th. Projet de la creation d’un Corpus scriptorium juris graeco-romani tam canonici quam civilis//Atti del Y Congresso Internazionale de Studi Bizantini. Roma 20–26 sett., 1936. Roma, 1939. T. P. 735–740. 44 Письма Г. Острогорского В. Златарскому не изданы. Опубликован только краткий обзор их содержания: Свирачев П. Непубликувана кореспонденция на В. Златарски о руски учени, съхранявана в Архива на БАН//Списание на Българската академия на науките. 1973. 4–5. С. 94–95. 45 В 1934 г. акад. А.А. Борисяк (1872–1944) был секретарем Отделения математических и естественных наук и исполнял обязанности непременного секретаря АН СССР акад. В.П. Волгина (1879–1962) во время его отсутствия (Переписка В.И. Вернадчкого и А.П. Виноградова, 1927–1944/Сост. Л. Виноградова. Отв. ред. А. Ярошевский. М., 1995. С. 125).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Лекции «Смысл идеализма» были опубликованы в сб. «В память столетия (1814–1914) Императорской Московской Духовной Академии.», ч. 2, Сергиев Посад, 1915. Развитому здесь оригинальному пониманию платонизма (особенно учению о лике и магическом имени) А. Ф. Лосев дал высокую оценку в книге «Очерки античного символизма и мифологии» (1930) 410 В 1920–х годах П. А. Флоренский руководил испытаниями на заводе «Карболит», работал в различных научных подразделениях Главэлектро ВСНХ, в гистологическом институте Московского Университета, участвовал в работе комиссии по улучшению качества продукции и др. Всего, по подсчетам о. Андроника (Трубачева), в 1921 году Флоренский был занят в четырнадцати учреждениях (устное сообщение). 411 Речь идет о пятом томе «Истории античной эстетики» (1979), посвященном раннему эллинизму 412 Диалоги Платона в русских переводах В Н. Карпова (1798—1867) печатались в 1863—1879 годах. 413 Имеется в виду работа П. А. Флоренского «Иконостас» (1922), впервые опубликованная в «Богословских трудах», сб. 9, 1972 414 Ксения Анатольевна Половцева — о смерти А. А. Мейера (1875–1939), известного философа. Оба были близки с Лосевым Интересная переписка А. Ф Лосева и А. А. Мейера (1930–е гады) опубликована нами в журналах «Начала», 1994, 2–4 и «Вопросы философии», 2000, 3 415 В. И Мирошенкова, в 70–е годы доиент кафедры классической филологии МГУ. 416 Бегло затронутые здесь темы обращают читателя к дискуссии 1910—1920 годов вокруг т. н «Афонского дела» Ее активным участником был А. Ф. Лосев, отсюда — «мы говорили в начале века» См. также во 11 части записей В. В. Бибихина беседу от 30 апреля 1974 года. 417 Флоренский К П. (1915–1982) — второй сын П. А. Флоренского, ученик В. И Вернадского, один из основателей сравнительной планетологии Его усилиями в 60–е годы было начато систематическое издание трудов П. А. Флоренского. Упомянутая работа «Философия культа» в настоящее время подготовлена к первой публикации в издательстве «Мысль». 418 Вероятно, имеется в виду брошюра «Около Хомякова (Критические заметки)», Сергиев Посад, 1916. Эта критика П А. Флоренского взглядов А С Хомякова (1804–1860) многими признавалась неудачной (М А. Новоселов, Вяч. Иванов, Н А. Бердяев и др.) 419

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

The Garrison Cathedral was built between 1856 and 1879 according to the design by the outstanding Russian architect, one of the founders of so called " Russian " or " Byzantine " style, David Grimm (1823-1898). Grimm designed many other projects in St Petersburg, Tbilisi, Sevastopol, Livadia, Zhitomir and other cities of the Russian Empire, as well as in Copenhagen, Geneva, Nice and Bethlehem. The Brest Garrison Cathedral was one of the largest buildings of this type. Interestingly, it was precisely in this Cathedral that Emperor Alexander III celebrated his namesday in August 1886. Almost all the members of the Imperial Family were present, including the heir—the future Emperor Nicholas II, and the court. The future Kaiser, Wilhelm II, then heir to the German throne, also visited Brest as a distinguished guest. After nearly 30 years, having come to power, World War I was unleashed, but in front of the photographers in Brest Nicholas II was dressed in a Prussian officer " s full-dress uniform, and Wilhelm in a Russian one. After the First World War, when Brest was occupied by Poland, the Orthodox Church was converted into a Catholic Church. In 1939, after the arrival of the Red Army, the Church was used as a Red Army club. On June 22, 1941, during the heroic defence of the fortress against the Germans, the building changed hands several times. The Cathedral was seriously damaged but not destroyed. After the war it long stood unrestored, but was included in the memorial complex called, " The Fortress of the Heroic City of Brest " , which saved it from demolition. In 1994 the Church was returned to the faithful and its gradual restoration began; the golden dome began to shine over the Cathedral again and the peal of bells returned. Interior work continues to this day, even though services are celebrated regularly.      Pravoslavie.ru 4 апреля 2013 г. ... Предыдущий Следующий Комментарии Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные: © 1999-2015 Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/60625.html

К сборнику «За 100 лет», изданному к столетию Третьей гимназии, которое отмечалось в 1923 году, В.Г. Дружининым были написаны воспоминания «Гимназические годы И.А. Шляпкина». Эти воспоминания открываются следующими словами: «Всем нам дорогая Третья Гимназия празднует редкое в истории средних учебных заведений торжество – столетие своего существования. Такие торжества невольно заставляют вспомнить о прошлом родного училища и о выдающихся его воспитанниках, которое их вскормило и вывело на дорогу плодотворного служения, на пользу родной науки и просвещения...» 368 . В качестве иллюстрации к этим словам представляется уместным вспомнить конкретные имена и лица двенадцати учёных, выпускников Третьей Санкт-Петербургской гимназии за весь 95-летний период её существования – академиков и членов-корреспондентов Академии Наук. По хронологии выпусков гимназии первым академиком стал А.С. Фаминцын (1835–1918), учёный-ботаник, физиолог растений. За ним идёт выдающийся учёный-петрограф академик Ф. Ю. Левинсон- Лессинг (1861–1939); и следующим – академик АН СССР Н. Н. Аничков, выдающийся патолог, президент Академии Медицинских Наук СССР. Членами-корреспондентами Академии Наук стали: историки М. С. Куторга (1809–1886), вып.1827 г.; И. В. Помяловский (1845–1906), вып. 1863 г.; В.Г. Дружинин (1859–1936) вып. 1879 г.; филологи Т. Д. Флоринский (1854–1919), вып. 1872 г. и И. А. Шляпкин (1858–1918), вып. 1877 г.; учёный-химик Г. Г. Густавсон (1842–1908), вып. 1860 г.; ботаник К. Ф. Кесслер (1815–1881), вып. 1834 г.; крупный учёный в области электротехники Д. А. Завалишин (1900–1968), вып. 1918 г. и учёный-металлург Б. В. Старк (1883–1955) вып. 1902 г. 30 октября 2009 г. в связи со 150-летием со дня рождения В.Г. Дружинина , в Актовом зале школы был организован Круглый стол, посвящённый презентации небольшой выставки школьного музея 369 , знакомящей с жизнью и деятельностью В.Г. Дружинина . Кроме взрослых, в том числе и учёных РАН, приглашённых в школьный музей для участия в чтениях за Круглым столом, присутствовали и несколько учащихся школы. Одним из них предстояло разработать и провести экскурсию по выставке « В.Г. Дружинин , историк, археограф и коллекционер, выпускник Третьей СПб Гимназии», а другим – написать реферат на основе материалов выставки, а также самостоятельной поисковой работы, посвящённой жизни и научной деятельности В.Г. Дружинина (рис. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Панентеистическое учение Краузе стало последней и наиболее подробно обоснованной версией классического идеалистического П. в зап. философии. Большинством европ. философов оно воспринималось критически и оценивалось как вторичная причудливая эклектика, вслед. чего так и не получило широкого признания. Однако во 2-й пол. XIX в. в европ. интеллектуальных кругах сложилось движение, получившее наименование «краузизм». Его зарождение связано с деятельностью нем. учеников и последователей Краузе, публиковавших в течение более чем 50 лет обширные материалы его наследия (библиографию см.: Orden Jim é nez. 1998. P. 710-716). Философские, правовые, общественно-политические и педагогические идеи Краузе развивали Х. фон Леонхарди (1809-1875), Х. Аренс (1808-1874), К. Рёдер (1806-1879) и др. (подробнее см.: Ure ñ a. 2001; Idem. 2007). Наибольшую популярность краузизм приобрел в Испании и в нек-рых странах Лат. Америки. В сер. XIX в. влиятельный испан. публицист, философ и педагог Х. Санс дель Рио (1814-1869) опубликовал испан. перевод 1-го отдела (аналитики) сочинения Краузе «Лекции о системе философии», а также представил в собственной обобщающей переработке под заглавием «Жизненный идеал человечества» (Ideal de la humanidad para la vida) тексты неск. статей Краузе, посвященных учению о человеке и обществе (см.: Orden Jim é nez. 1998. P. 718). Учение Краузе было с энтузиазмом воспринято мн. представителями либеральной испан. интеллигенции, к-рые считали, что его П. может стать альтернативой как господствовавшему в испан. системе образования консервативному схоластическому католич. теизму, так и радикально-революционным идеям социализма и материализма. В 80-х гг. XIX в. Ф. Хинер де лос Риос (1839-1915), ученик и последователь Санса дель Рио, возглавил Свободный ин-т образования (Institución Libre de Enseñanza) в Мадриде, к-рый оставался центром испан. краузизма до кон. 30-х гг. XX в. С деятельностью института и многочисленных возникших на его основе учебных центров были связаны выдающиеся испанские интеллектуалы этого периода, в т. ч. философы М. де Унамуно (1864-1936) и Х. Ортега-и-Гассет (1883-1955), поэты А. Мачадо (1875-1939), Х. Р. Хименес (1881-1958), Ф. Гарсия Лорка (1898-1936) и мн. др. Хотя испан. краузистов в большей мере интересовали либеральные общественно-политические идеалы Краузе, чем лежавший в их основе метафизический П., во многом под влиянием панентеистических принципов краузизма в творчестве мн. испан. и латиноамер. мыслителей и писателей XX в. появляются ярко выраженные панентеистические и пантеистические мотивы, нередко соединяющиеся с критическим отношением к традиц. католич. теизму (подробнее об испан. краузизме см.: Журавлев. 1992; Stoetzer. 1998; Сизова. 1999). Классический П. в русской философии

http://pravenc.ru/text/2578803.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010