Соколов Иван Иванович (1865–1939), профессор, доктор церковной истории. Член Собора как член Предсоборного Совета. Избран заместителем члена Высшего Церковного Совета. В 1890 г. окончил КазДА, кандидат богословия. С 1903 г. профессор СПбДА по кафедре истории Греко-Восточной Церкви со времен отпадения Западной Церкви от Вселенской. В 1920–1924 гг. профессор Петроградского Богословского института и Историко-лингвистического института. Один из ведущих российских византологов. В 1924–1933 гг. профессор Ленинградского института истории, философии и лингвистики. В декабре 1933 г. арестован. В 1934 г. осужден на 5 лет ссылки в Башкирию. Скончался в г. Уфе. Солдатенков Козьма Васильевич (1880–1943), член Собора по избранию от действующей армии. Окончил Морской кадетский корпус. Старший лейтенант, старший флаг-офицер Морского штаба Верховного главнокомандующего. Эмигрировал. Скончался в г. Гарше (Франция). Станиславский Алексей Маркианович (1865–1953), протоиерей. Член Собора по избранию как клирик от Харьковской епархии. Избран членом Высшего Церковного Совета. В 1886 г. окончил Харьковскую духовную семинарию, сельский священник. Окончил Археологический институт и был инициатором создания в 1913 г. Харьковского епархиального церковно-исторического общества и музея. В течение многих лет был протоиереем богодуховского кафедрального собора, благочинным церквей Богодуховского уезда, председателем Ревизионного комитета, наблюдателем церковно-приходских школ, депутатом от духовенства в земских собраниях и городской думе. Депутат III и IV Государственных дум. Член Всеукраинекого Церковного Собора 1918 г. года и Поместного Собора 1945 г. С 1946 г. консультант при Хозяйственном управлении Священного Синода. С 1948 г. член Пенсионного комитета при Священном Синоде. Титлинов Борис Васильевич (1879– после 1941), профессор, доктор церковной истории. Член Собора, как член Предсоборного Совета. В 1903 г. окончил СПбДА. В 1905 г. удостоен степени магистра богословия. С 1908 г. доцент СПбДА по кафедре истории Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Археология ЗИХИЯ историческая область на сев.-вост. берегу Чёрного м., один из древнейших регионов распространения христианства в совр. России КЕКЕЛИДЗЕ Корнелий Самсонович (1879-1962), проф., д-р филологических наук, акад. АН Грузинской ССР, один из основателей Тбилисского гос. ун-та; литературовед, историк, археолог КЕМПИНСКИЙ Аарон (1939-1994), израильский археолог, один из ведущих специалистов в области библейской археологии и археологии Ближ. Востока КЛЕРМОН-ГАННО Шарль Симон (1846-1923), франц. археолог, ориенталист, специалист по древней палестинской эпиграфике, дипломат КОРИНФ одна из столиц Древнего мира; важный центр античного и средневек. христианства; памятник античной новозаветной и христ. археологии КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА условное обозначение группы людей, проживавшей в поселении на территории совр. Хирбет-Кумрана предположительно с нач. II в. до Р. Х. до 66-73 гг. по Р. Х. МАРТИРИЙ принятый в христианской археологии и истории архитектуры термин для обозначения христ. культового здания или компартимента храма, сооруженного над телом и др. реликвиями святого (как правило, мученика) или над памятным местом, связанным с важным событием библейской, а также церковной истории МИЛЛЕ [Мийе] Габриэль (1867-1953), франц. археолог, историк, византинист, исследователь христ. иконографии и архитектуры, эпиграфист МУШ город в Вост. Турции (адм. центр иля М., в эпоху Османской империи столица Битлисского вилайета), тесно связан с историей и христ. культурой Армении МЦХЕТА первая столица восточногруз. царства Картли (Иберия) (IV-III вв. до Р. Х.- нач. VI в.), военно-политический, религиозный, экономический, просветительский центр Грузии НЕЦЕР Эхуд (1934-2010), израильский археолог и архитектор, ведущий специалист по археологии иродианского периода и рим. архитектурному наследию НИКУЛИЦЕЛ археологический комплекс римского, византийского и славянского происхождения в одноименной коммуне, расположенной в 11 км от придунайского порта Исакча (рим. Noviodunum - Новиодун; ныне в жудеце Тулча), в сев. части Добруджи (Румыния) ОЛБРАЙТ Уильям Фоксуэлл (1891 - 1971), амер. востоковед, эпиграфист, филолог, один из основоположников археологии библейской и археологического направления географии библейской ПАЛЕСТИНСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ФОНД брит. научно-исследовательская орг-ция, изучаюшая культуру, историю, археологию, этнографию Израиля и Палестины

http://pravenc.ru/rubrics/122942_3.html

Мы получили разрешение поместиться в одной из теплушек и таким образом в первый раз проделали путь в Сочи вдоль Черного моря. Мы любовались видами на море и горы, радовались жаркому солнцу и забыли о войне и революции. Это было наше последнее путешествие в мирной обстановке по России. Кончилось оно, однако, встречей с представителем того класса, который крепко и надолго поработил миллионы русских людей. На одной из остановок к нам подскочил молодой железнодорожный техник. С глазами налитыми кровью, задыхаясь от душившей его злобы, он стал извергать на нас отвратительную брань, крича, что нас следует уничтожить, как паразитов, как прислужников капиталистов. Это нападение совершенно неизвестного нам человека ошеломило нас. Мы растерялись и не могли ничего ему ответить. Он исчез так же быстро, как и появился. Мы поняли, однако, что это столкновение было не случайно, мы встретились лицом к лицу с очень важным явлением: с завистью и злобой полуинтеллигента к представителям культурной элиты. Напавший на нас техник ненавидел нас, так как мы принадлежали к иному и недоступному ему миру, который он хотел или уничтожить или поработить. Ленинская диктатура нашла как раз среди этой полуинтеллигенции своих самых ревностных и исполнительных прислужников. Именно они занялись уничтожением подлинной интеллигенции, которую они презирали за ее идеализм и свободолюбие. Из их среды вышли герои коммунизма, подобные Дзержинскому (1877–1926), Генриху Ягода (1891–1938), Николаю Ежову (1895–1939) и Лаврентию Берия (1899–1953), организаторы концентрационных лагерей и массового уничтожения людей. Но, конечно, главным выразителем чаяний этого нового класса был сам Иосиф Виссарионович Джугашвили-Сталин (1879–1953). Он сумел расправиться не только с той интеллигенцией, которая отвергла болыпевисткую деспотию, но и с той, которая пошла ей на службу. После короткого отдыха в Сочи мы вернулись в Москву, полную слухов и опасений о готовящейся новой попытке Ленина захватить власть над разложившейся Россией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

  НОВЫЕ СТРАНИЦЫ МОЕЙ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ   Опубликовано издательством «Фламмарион» в 1965 г. Фрагмент печатался в сборнике «Над Сеной и Уазой» (М., «Прогресс», 1985). В данной книге впервые представлены избранные главы.   Беко Жильбер (р. 1927) — популярный французский актер, композитор и певец. Марк Алин (р. 1937) — французский поэт и журналист, мастер пейзажной лирики; автор книги о поэзии Мориака («Этюд о творчестве Мориака с приложением избранных текстов», 1960). «Созерцания» (1856) — поэтический сборник В. Гюго. Бог Термин — как и он, застыли мы на грани — Цитируется строка из поэмы А. де Виньи «Дом пастуха» (сб. «Судьбы»). Межевые столбы заканчивались изображением римского бога Терминуса (по-латыни «конец»). Руайе-Коллар Пьер Поль (1763—1845) — французский политический деятель, адвокат, глава партии доктринеров. Ле Руа Эжен (1836—1907) — французский писатель, автор романа «Жаку-бродяга» (1899), повествующего о крестьянском юноше, который мстит помещику за гибель родителей и поднимает крестьянское восстание. Действие происходит в Перигоре (ныне деп. Дордонь), где писатель провел почти всю жизнь. «Путешествие двух детей по Франции» (1886) — роман детской писательницы г-жи Фуйе, выступавшей под именем Ж. Брюно. Изображены странствия двух детей по дорогам Франции после смерти их отца, во время германской аннексии лотарингского города Фальсбура (1871). 125 «Нувель ревю франсез» — литературно-критический ежемесячник, основанный в 1909 г. группой писателей, близких А. Жиду; пропагандировал идеи «чистого», «независимого» искусства, но предоставлял возможность печататься писателям других ориентаций. Геон Анри Леон Ванжон (1875—1944) — французский писатель, один из авторов пьес для театра «Вьё коломбье» («Старая голубятня»). Копо Жак (1879—1949) — французский режиссер и актер, руководивший в 1913—1924 гг. театром «Вьё коломбье». В 1936—1941 гг. работал в театре Комеди-Франсез. Дю Бо Шарль (1883—1939) — французский литературный критик-спиритуалист, автор многочисленных статей о литературе («Приближения», т. 1—7, 1922—1937), посвященных в основном писателям католической ориентации. Ему принадлежит книга «Франсуа Мориак и проблема католического романиста» (1933).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

И ещё из воспоминаний В.Г. Дружинина : «Математику преподавал П. П. Семенников, известный основатель нескольких библиотек для чтения, очень хорошо подобранных, в коих он преследовал не одну только коммерческую цель, а ставил их задачей облегчать людям, ищущим просвещения, нахождение необходимых им пособий. Мы уважали его, как чрезвычайно добросовестного преподавателя. Но особенно любили и ценили его за воспитательные беседы, которые он от время до времени вёл с воспитанниками старших классов в часы уроков, если то позволяло своевременное прохождение курса. Беседы велись на нравственные и житейские темы и заставляли юношей задумываться над многими житейскими вопросами» 363 . По представленным выше воспоминаниям можно судить, что В.Г. Дружинин и Н. Я. Чистович большое значение придавали не только профессионально-образовательной стороне преподающих им педагогов, но и их человеческим, личностным качествам. В этой связи нельзя не упомянуть и о преподавателе французского языка Жорже Вильде и об эпизоде, имевшим место в 1879 году. Вот характеристика, данная Ж. Вильду Н. Я. Чистовичем в своих воспоминаниях: «Это был маленький живой старичок, полный самых высоких идеалов, но, конечно, совершенно не гармонировавший с общим тоном классической гимназии, организованной немецкими классиками с Лемониусом во главе. В Педогогическом Совете Вильд не имел никакого авторитета и ученики его порядочно изводили. Наш класс как-то лучше к нему отнёсся, сумел почувствовать в нём родственную нам душу и, кончая курс, мы решили отличить двух, наиболее симпатичных нам, учителей П. П. Семенникова и Вильда. Мы в складчину купили им подарки: Семенникову подстаканник с вырезанными нашими фамилиями, а Вильду – альбом с нашими портретами, пригласили их на квартиру нашего товарища Василия Григорьевича Дружинина и поднесли им подарки с соответствующими речами. Юбиляры были растроганы до слёз и у нас осталось светлое радостное воспоминание об этих минутах» 364 . Надо отметить, что этот 52-й по счёту выпуск Третьей гимназии был самым представительным по числу вышедших из её стен выдающихся деятелей 365 . В числе выпускников, кроме В.Г. Дружинина , были В. П. Амалицкий (1860–1917), выдающийся геолог и палеонтолог; М. Г. Деммени (1859–1920), нумизмат, член Русского Археологического Общества, Ф. Ю. Левинсон-Лессинг (1861–1939), выдающийся учёный- петрограф; Д. И. Толстой (1860–1941), товарищ управляющего музеем Императора Александра III, директор Императорского Эрмитажа; И. Я. Чистович (1860–1926) профессор ВМА, основатель Клиники заразных болезней.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Араб. историки X в.- патриарх Евтихий Александрийский и ат-Табари - свидетельствовали, что Н. был захвачен после длительной осады персид. шаханшахом Шапуром I (241-272) на 11-м году его правления. Хотя в их повествованиях есть детали, напоминающие описания осад Н. в 350 и 363 гг., исследователи считают вероятным, что в их основе есть историческое ядро ( Eutych. Annales. Pt. 1. P. 108-110; Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sassaniden: Aus der arabischen Chronik des Tabari/Übers. Th. Nöldeke. Leyden, 1879. S. P. 31-32; Lieu. 2006). В 297 г. персид. войска вновь захватили Н., но после победы имп. Галерия (298) римляне опять смогли закрепить свое владычество здесь. В правление императоров Диоклетиана и равноап. Константина I Великого город был укреплен и в нем разместили регулярные военные части. Согласно «Notitia Dignitatum», 1-й Парфянский легион (Legio I Parthica) называли Нисибинским. Вероятно, именно этот легион защищал город во время 3 его осад персами (337, 346 и 350 гг.). В ходе римско-персид. войн в 345 г. Н. посетил имп. Констанций II . Рим историк Аммиан Марцеллин , свидетель этих событий, называл Н. неприступным и упоминал его цитадель ( Amm. Marc. Res gest. XXV 8. 17; 9. 1). После провальной персидской кампании имп. Юлиана Отступника в 363 г. по договору имп. Иовиана Н. уступили персам, а население города эвакуировалось на рим. территории. Чтобы компенсировать потерю Н., византийцы в нач. VI в. основали по др. сторону границы крепость Дара (Анастасиополь). В 573 г., в ходе очередной византийско-персид. войны, византийцы безуспешно попытались отвоевать Н., в связи с чем в город прибыл шаханшах Хосров I и нанес ответный удар по Даре и Апамее ( Evagr. Schol. Hist. eccl. V 8-9; Ioan. Ephes. Hist. eccl. VI 5; Mich. Syr. Chron. T. 2. P. 311-312). По результатам мирного договора между имп. Маврикием и шаханшахом Хосровом II в 591 г. Н. остался за персами ( Себеос, еп. История/Пер.: Ст. Малхасянц. Ер., 1939. С. 43). В ходе военных походов имп. Ираклия Н. к нач. 30-х гг. VII в. на короткое время вошел в состав Византийской империи.

http://pravenc.ru/text/2577685.html

«Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3:19). 127 Имеется в виду предисловие С. Л. Франка к переведенным им «Речам о религии к образованным людям, ее презирающим» Ф. Шлейермахера (М., 1911). 128 О. Pfleiderer. Geschichte der Religionsphilosophie, 3–te Aufl. Berlin, 1893, стр. 309. Ср. вообще всю главу о Шлейермахере. 129 Теология чувства (нем.). 130 Бог или природа (лат.) — выражение из «Этики» Б. Спинозы. 131 Вынужденная замена того, что является недоступным; неизбежное зло (фр.). 132 «Союз монистов» был основан в 1906 г. Э. Геккелем; «Союз» ставил своей целью борьбу с религией и пропаганду материализма. В 1912 г. «Союз монистов» возглавил В. Оствальд. 133 Бывает, что «я» находит в субъективности и индивидуальности собственного миросозерцания свое наивысшее тщеславие — свою религию», — писал о Ф. Шлейермахере Гегель в «Лекциях по истории философии» (Гегель. Соч. М.; Л., 1935. Т. 11.С. 482). 134  Кто, на поверку,  Разум чей Сказать осмелится: «Я верю»? Чье существо Высокомерно скажет: «Я не верю»? В него, Создателя всего, Всего: меня, тебя, простора И самого себя?.. И это назови потом Любовью, счастьем, божеством. Нет подходящих соответствий, И нет достаточных имен, Все дело в чувстве, а названье Лишь дым, которым блеск сиянья Без надобности затемнен. (Гёте И. В. Фауст. М., 1969. С. 160. Пер. Б. Л. Пастернака). 135 Только эта двойственность и неясность учения Шлейермахера могла подать повод Франку истолковать «чувство» как религиозную интуицию, а не «сторону» психики (предисл. XXIX — XXX) и тем онтологизировать психологизмы Шлейермахера, а представителя субъективизма и имманентизма изобразить пик глашатая «религиозного реализма» (V). 136 Полумрак (фр.). 137 Пиетизм (от лат. pietas — благочестие) — направление в религии, ставящее религиозное чувство выше религиозных учений. 138 Направление в русском символизме, связанное с именем Г. И. Чулкова (1879—1939), книга которого «Мистический символизм» вышла в С. — Петербурге в 1906 г. со вступительной статьей В. И. Иванова «Неприятие мира». В 1906—1907 гг. вокруг «мистического символизма» развернулась полемика, с которой началась поляризация символистских литературных сил. Подробнее см.: Лавров А. В. Переписка Г. И. Чулкова с Блоком//Александр Блок. Новые материалы и исследования. Кн. IV (Литературное наследство. Т. 92). М., 1987. С. 374—376. С Г. И. Чулковым С. Н. Булгаков полемизировал по поводу его статьи «Поэзия Владимира Соловьева» (Вопросы жизни. 1905. 4/5). Булгаков ответил на нее статьей «Без плана» (там же, 6; перепечатана: Альманах поэзии. М., 1990. 56). 139

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

Чулков Георгий Иванович (1879–1939) – поэт, прозаик, литературовед, мемуарист. В печати дебютировал в 1899 году как прозаик; в 1904 году вышла первая поэтическая книга «Кремнистый путь». В 1905–1908 годах был близок с А. Блоком, посвятившим ему цикл «Вольные мысли». Автор исторических романов, сборников рассказов. В 1909–1912 годах издательство «Шиповник» выпустило шеститомное Собрание сочинений. В 1922 году вышел сборник «Стихотворения». Исследователь творчества Ф.И. Тютчева. Его комментарии к двухтомному академическому изданию «Полное собрание стихотворений Ф.И. Тютчева», вышедшему в 1934 году, стали основой для всех последующих исследований. Автор книги мемуаров «Годы странствий» (1930). Своих убеждений не менял, к советской действительности не приспосабливался. Такова характеристика послереволюционных лет его жизни, ставших для него годами тяжелейших испытаний, которые он преодолевал воцерковлением. В 1926 году он писал легендарной революционерке Вере Фигнер: «Я хочу сказать, Вера Николаевна, что ничто не может заменить религию. Человек может прожить на земле, лишившись зрения или слуха, но он не может прожить даже часа, лишившись религиозного опыта. Религиозный опыт совпадает с бытием. В большинстве случаев этот религиозный опыт бывает не осознан. Человек живет, как трава растет, но стоит ему утратить этот бессознательный религиозный опыт, он немедленно утрачивает связь с бытием. Он убивает себя. „Атеисты» все кандидаты в самоубийцы. А если они живут, то потому только, что, не осознавая того, верят в некое бытие, чаще всего они обоготворяют человечество, не давая себе в этом отчет. Значит, дело не в том, нужна или не нужна религия (она все равно неизбежна), а в том, какая религия ближе всего к истине, какая религия делает нас причастными к истинному бытию в большей мере, в наилучшей и совершеннейшей полноте». Георгий Чулков был убежден, что «после Тайной Вечери и Голгофы у нас есть теперь путь к Истине, которого не было две тысячи лет тому назад у римского прокуратора Иудеи».

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

В 1919 (за свои выступления в защиту мощей Сергия Радонежского), а также 1921, 1928 и 1935 подвергался арестам. Расстрелян; Васенко Платон Григорьевич (1874–1934, по другим сведениям 1941), историк, археограф, магистр русской истории (1904). Преподаватель истории на Педагогических курсах Мариинской женской гимназии в Петербурге (1898–1903). И. д. экстраординарного профессора Уч-ща правоведения (с 1913), Петербургского женского педагогического ин-та (1910–1922), член АК (с 1906). После Октябрьской революции профессор Петроградского 1-го педагогического ин-та (1918–1920), сотрудник экономической секции Петроградского отделения Центрархива (до мая 1923), сотрудник БАЛ (до декабря 1929). В 1930 арестован по «академическому делу», в 1931 выслан на Урал, позже, на Соловках. Освобожден в 1933, жил во Владимире; Василенко, знакомый М. М. Богословского ; Васильев Александр Александрович (1867–1953), историк-византинист, арабист, магистр (1898), доктор (1902) всеобщей истории, член-корр. РАН (1923, исключен в 1935, восстановлен в 1990). Профессор Юрьевского (Дерптского) ун-та (1904–1912). Профессор ВЖК в Петербурге (1913–1916) и декан славяно-исторического ф-та Петербургского женского педагогического ин-та (1912–1922), приват-доцент (1901–1904, 1912–1917), профессор (1917–1925) кафедры всеобщей истории Петроградского ун-та (ЛГУ). Профессор и действ. член (1919), зав. разрядом археологии и искусства раннехристианского и византийского Археологического отделения, председатель (1920–1921) РАИМК. С 1924 в эмиграции в Германии и Франции, с 1925 в США, профессор Висконсинского ун-та (1925–1939), научный сотрудник Византийского исследовательского ин-та Гарвардского ун-та (с 1944), член Американской средневековой академии в Кембридже; Васильковский Олег Петрович (1879–1944), военный деятель, полковник (1915), ген. майор (1917). Участник русско-японской войны 1904–1905, во время Первой мировой войны командир 19-го Донского казачьего полка (с августа 1915), командир бригады 7-й Донской казачьей дивизии (с мая 1917), командующий Петроградским военным округом (19.07–27.08.1917), затем в распоряжении военного министра, участник выступления ген.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Скачать epub pdf Приложение С.Н. Дмитриев. Таинственный альянс 443 Историческая сенсация... Все реже и реже встречаемся мы в последнее время с этими словами, несмотря на то что любой печатный орган буквально пестрит материалами на исторические темы. И как приятно сознавать, что на последующих страницах читателя ждет встреча с настоящей исторической сенсацией, да еще такой, которая имеет отношение не к малозначащим фактам и событиям, а к знаменательному политическому явлению, бросающему загадочный отблеск на самые первые месяцы истории Страны Советов. О Сергее Петровиче Мельгунове (1879–1956) можно написать целую книгу. Ограничимся лишь утверждением, что он стоит в ряду крупнейших русских историков XX столетия. Его основные труды наконец стали переиздаваться в России и несомненно вызовут огромный общественный интерес. Историка Мельгунова всегда влекли к себе тайные и загадочные стороны прошлого, которые он старался высветить. Одной из таких тайн, долгое время занимавших внимание исследователя, были взаимоотношения большевиков с немецкими властями до Октябрьского переворота и после него. Итогом изучения вопроса о финансировании большевиков со стороны правящих кругов Германии в период подготовки революции стала книга Мельгунова « " Золотой немецкий ключ» к большевистской революции». Она была издана на Западе трижды – в Париже в 1940 г., в Нью-Йорке в 1985 и 1989 гг. (репринтное воспроизведение издания 1940 г.), а в России увидела свет только в 2005 г. в составе книги историка «Как большевики захватили власть» (М.: Айрис, 2005). Временем написания книги неслучайно стал 1939 г. В это время историк жил во Франции, в Париже, а Европа уже погрузилась в пучину мировой войны. СССР же благодаря советско-германскому пакту о ненападении пока оставался вне военного пожара. Налицо был очередной этап сотрудничества большевиков с немецкими властями, и именно это, вероятнее всего, подтолкнуло Мельгунова обратиться к самым истокам такого сотрудничества, уходящим в дооктябрьский период.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010