Ист.: Цхвилоели П. Письмо//Иверия. Тифлис, 1893. 119. С. 3 (на груз. яз.); Утверждение рус. владычества на Кавказе/Ред.: В. А. Потто. Тифлис, 1904. Т. 3. С. 506; АКавАК. Т. 6. Ч. 1. 796, 797; Какабадзе С. Церк. док-ты Зап. Грузии. Тифлис, 1921. [Т. 2.] С. 144 (на груз. яз.); Амвросий (Хелая), Католикос-Патриарх. Я выполнил свой долг//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1988. 10. С. 152 (на груз. яз.). Лит.: Бакрадзе Д. З. Археол. путешествие по Гурии и Адчаре. СПб., 1878. С. 219-306; То же. Батуми, 1988. С. 252; Ивановский Я. И. Св.-Троицкий Александро-Свирский мон-рь. СПб., 19013. С. 165; Давид Багратиони [Батонишвили]. Мат-лы по истории Грузии, 1744-1840 гг. Тбилиси, 1905 (на груз. яз.); Киквидзе А. История Грузии: XIX-XX вв. Тбилиси, С. 111, 112 (на груз. яз.); Дадиани Н. Жизнь грузин. Тбилиси, 1962. С. 206-207 (на груз. яз.); Иоселиани П. Жизнь Георгия XIII. Тифлис, 1978. С. 15-18; Коридзе Т. Гаенатский митр. Евфимий//Фудзе (Основа). Тбилиси, 2004. 2. С. 13-14 (на груз. яз.); Ткешелашвили Л. Груз. архиереи-мученики Досифей и Евфимий, 1820 г. Тбилиси, 2005. С. 39-65 (на груз. яз.). Т. Коридзе Рубрики: Ключевые слова: ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) ГРИГОРИЙ (Перадзе Григол Романозович; Иверийский; 1899 -1942, концлагерь Освенцим, Польша), архим., сщмч. Грузинской и Польской Церквей (пам. груз. 23 нояб.) ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) КИРИОН III (II) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 1855-1918), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918)

http://pravenc.ru/text/187673.html

В северном рукаве, по сторонам окна, сохранились сильно поврежденные фигуры царской четы; рядом, на пилястре, изображен мальчик, рядом с фигурой которого остались фрагменты надписи «...сын Александр». На основании этого, а также фрагментов надписей к большим фигурам и надписи на северной подкупольной арке: «Христос, возвеличь в обеих жизнях царя царей Георгия, царицу цариц Тамару, и сына их Александра, да взрастит им Бог (Аминь)», все три фигуры идентифицируются как имеретинский царь Георгий, его супруга царица Тамара и их сын Александр. На основании того, что здесь Георгий упомянут вместе со своей второй женой Тамарой, в то время как в главном Рождественском храме рядом с ним стоит его первая жена Русудан, скончавшаяся в 1578 году (в год смерти Католикоса Евдемона), нужно считать, что роспись церкви святого Георгия была закончена уже после смерти и царицы Русудан, и Католикоса Евдемона. Литература: Посольство стольника Толочанова и дьяка Иевлева в Имеретию, 1650-1652 гг. С. 74-79, 144-152; Dubois de Montpèreux. Voyage autoor du Caucase. Paris, 1839. P. 176, 191, 383; Гримм Д. Н. Памятники христианской архитектуры в Грузии и Армении. СПб., 1866. С. 4; Завещание святого царя Давида Строителя//Сабинин М. Рай Грузии. Петербург, 1882. С. 512 (на груз. яз.); Бакрадзе Д. Кавках в древних памятниках христинаства. Б. м., 1875. С. 50; Бакрадзе Д. Археологическое путешествие по Гурии и Адчаре. СПб., 1878. С. 150; Церетели Г. Е. О некоторых древностях в Гелатском монастыре//Пятый археологический съезд в Тифлисе. М., 1882. С. 430; Церетели Г. Е. Полное собрание надписей на стенах и камнях и приписок к рукописям Гелатского монастыря. М., 1891; Кондаков Н. П. Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях грузии/грузинские надписи прочтены и истолкованы Д. Бакрадзе. СПб., 1890; Древности Грузии. Тбилиси, 1920. Т. 1. С. 16; Картлис Цховреба/ред. Каухчишвили С. Тбилиси, 1955. Т. 1. С. 329-331, 367; Т. 4. С. 40 (на груз. яз.); Вирсаладзе Т. Б. Фрагменты древней фресковой росписи главного Гелатского храма//Ars Georgica. Тбилиси, 1959. Т. 5. С. 163;

http://sobory.ru/article/?object=05397

И. имел огромный авторитет среди грузин; его называли «отцом нации», «некоронованным царем Грузии». До конца жизни он оставался наиболее влиятельной фигурой в общественной жизни Грузии. ( Шарадзе. 1990. Т. 2. С. 343; Илья глазами эмигрантов. 1996. Т. 2. С. 181). И. был убит в с. Цицамури группой молодых людей (Г. Бербичашвили, Г. Модзгвришвили, Т. Лабаури и др.). Мотивы убийства до сих пор точно неизвестны. Гибель И. вызвала значительный резонанс в грузинском обществе. 7 сент. 1907 г. гроб с телом И. из Сагурамо был перевезен в тифлисский кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы ( Тбилисский Сиони ), отпевание совершили свт. Александр (Окропиридзе; еп. Гурийско-Мингрельский, с 4 нояб. 1903 на покое), еп. Имеретинский Леонид (Окропиридзе), еп. Горийский Петр (Кончошвили) и др. епископы, священнослужители; пели 3 хора; с речами выступили известные церковные и общественные деятели. На похоронах И. присутствовало свыше 60 тыс. чел. Трактиры и питейные заведения Тифлиса были закрыты, в окнах домов вывешены черные флаги. И. был похоронен в пантеоне грузинских деятелей на горе Мтацминда ( Накашидзе. 1956. С. 125; Шарадзе. 1990. Т. 2. С. 342-350). Памятник И. был заказан в Париже, в мастерской Огюста Родена, у скульптора Якова Николадзе: он представляет собой мать, символ груз. народа, оплакивающую своего незабвенного сына. Ольга Гурамишвили попросила изменить смертный приговор убийцам ее мужа. Жизни и творчеству И. посвящены научные и лит. труды, его произведения переведены на мн. языки. Основной архив И. находится в Центральном гос. историческом архиве Грузии, Институте рукописей Корнелия Кекелидзе (ныне Национальный Центр рукописей Грузии; Ф. 21. 500 ед. хр., 1854-1907 гг.), Гос. лит. музее Грузии (509 ед. хр. 11422-11554, 17495-17661), 1857-1907 гг.), Литературно-мемориальном доме-музее И. в Тбилиси (457 ед. хр., 1877-1907 гг.), Гос. театральном музее Грузии в Тбилиси (Ф. 1. Д. 47, 1878-1961 гг.), отдельные фонды и документы находятся в С.-Петербурге, Будапеште, Лондоне, Граце, Оксфорде и т. д.

http://pravenc.ru/text/389349.html

М. вновь пострадала во время вторжения иран. шаха Аги Мохаммед-хана Каджара, разорившего и сжегшего Тбилиси (1795). В это время пропала икона Метехской Божией Матери ( Иоселиани. 1936. С. 27; Баграт Багратиони. 1941. С. 65-66). Кнг. Саломе, дочь кн. Реваза Амилахвари и супруга царевича Юлона Ираклиевича, прислала из С.-Петербурга для М. другую икону ( Brosset. 1851. P. 44; Иоселиани. 1866. С. 24). Иконы в М. жертвовали Гаяне, дочь царя Георгия XII (1803), некая Хорешан (1819), а также придворные дамы Мариам и Тамар (1827) ( Brosset. 1851. P. 44-45). В нач. XIX в., с вхождением Грузии в состав Российской империи, Метехская крепость была разрушена, на ее месте была построена гос. тюрьма (1819-1820). В 40-х гг. XIX в. М. была отремонтирована. 25 нояб. 1845 г. экзарх Грузии архиеп. Исидор (Никольский) (12 нояб. 1844 - 1 марта 1858) в присутствии наместника на Кавказе кн. М. С. Воронцова, а также военных и гражданских чинов освятил М. во имя иконы Божией Матери «Одигитрия» ( Беридзе и др. 1869. С. 24). В кон. 70-х гг. XIX в. по инициативе тюремного надзирателя Н. Чекмасова и свящ. Иоанна Ломоури в М. были проведены ремонтные работы, в т. ч. и в интерьере ( Бакрадзе. 1878. С. 3). После установления в Грузии советской власти (февр. 1921) здание М. использовалось как клуб и спортзал. В 1933 г. большинство тюремных корпусов были снесены. В оставшихся 3 корпусах был размещен Музей искусств, М. выполняла функцию музейного хранилища ( Беридзе и др. 1969. С. 24-25). В 1958 г., к 1500-летию Тбилиси, территорию М. очистили от всех построек XIX в. В 1974 г. в здании церкви открылся Метехский театр. В 80-х гг. XX в. груз. общественность стала требовать передать М. Грузинской Патриархии. В 1988 г. над храмом М. воздвигли крест, были возобновлены богослужения. С 1992 г. храм неск. раз реставрировался. Последние работы по консервации камня были проведены в 2015 г. (под рук. Н. Купрашвили, С. Вольта). С 1996 г. настоятелем церкви является прот. Акакий Меликидзе. Святыни В диаконнике М. упокоены мощи вмц. Шушаник . Первые сведения об этом сохранились в соч. «Калмасоба» царевича Иоанна Багратиони (кон. XVIII - нач. XIX в.), он пишет, что в XII в. царица св. Тамара перенесла из Цуртави в М. мощи вмц. Шушаник и упокоила их в раке справа от иконы Пресв. Богородицы (НЦРГ. S 3687; Беридзе и др. 1969. С. 9). Историки 2-й пол. XIX в. (Муравьёв, Иоселиани, М. Сабинин) приписывают этот акт католикосу Картли Кириону I (ок. 599-614/6), к-рый после грузино-арм. церковного раскола (607/8) распорядился перенести мощи святой в М. во избежание похищения ее останков из Цуртави армянами-монофизитами ( Сабинин. Рай. 1882. С. 192). Перенесение мощей вмц. Шушаник в М. отмечалось ежегодно как храмовый праздник 28 авг. ( Мызников. 1854. С. 265; Иверия. 1903. 184. С. 1-2). От могилы святой верующие получали исцеления (Иверия. 1903. 184. С. 1-2).

http://pravenc.ru/text/2563070.html

Turnhout, 2010. (Patrologia Orientalis; 52/1). (В тексте статьи – R2). 11. Renoux (2010b) – Renoux Ch. Les Hymnes de la Résurrection. III: Hymnographie liturgique géorgienne. Introduction, traduction, annotation des manuscripts Sinaï 26 et 20 et index analytique des trois volumes. Turnhout, 2010. (Patrologia Orientalis; 52/2). (В тексте статьи – R3). 12. Tarchnischvili (1959) – Tarchnischvili M. Le grand Lectionnaire de l’Église de Jérusalem (V e –VIII e siècle). Louvain, 1959. T. 1. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 188. Scriptores Iberici; 9). Литература 13. Гумилевский (1902) – Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. СПб., 1902 (3-е изд.). 14. Желтов (2016) – Желтов М., свящ. Литургия апостола Иакова//Православная энциклопедия. М., 2016. Т. 41. С. 244–253. 15. Крашенинникова (2006) – Крашенинникова О. А. Древнеславянский Октоих св. Климента, архиепископа Охридского: по древнерусским и южнославянским спискам XIII–XV веков. М., 2006. 16. Никифорова (2013) – Никифорова А. Ю. Из истории Минеи в Византии: Гимнографические памятники VIII–XII вв. из собрания монастыря святой Екатерины на Синае. М., 2013. 17. Скабалланович (1913) – Скабалланович М. Толковый Типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Вып. II. Киев, 1913. 18. Стрельбицкий (1878) – Модест (Стрельбицкий) , архиеп. О церковном Октоихе. Екатеринбург, 1878. 19. Флоринский (1881) – Флоринский Н. И., прот. История богослужебных песнопений Православной Кафолической Восточной Церкви. Киев, 1881. 20. Хевсуриани (2009) – Хевсуриани Л. Иадгари//Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 20. С. 419–424. 21. Хевсуриани (1984) – Хевсуриани Л. Структура древнейшего Тропология: дисс. … канд. филол. наук: 10.01.03. Тбилиси, 1984. (Машинопись). 22. Allatius (1645) – Leonis Allatii de Libris Ecclesiasticis Graecorum, Dissertationes Duae. P., 1645. P. 67, 81. 23. Christ, Paranikas (1871) – Christ W., Paranikas M. Anthologia Greaca Carminum Christianorum.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Лебедев А.П. Преосвященный Порфирий Успенский : (По поводу столетия со дня его рождения, 1804–1904 гг.). – [Сергиев-Посад]. Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 1904.– 23 с.– Отт. из «Богосл. вестника», 1904, 9. Пономарев С. И. Новые труды преосвященного Порфирия Успенского . – СПб.: тип. Акад, наук, 1878, 30 с.– Отт. из «Сборника Отд-ния рус. яз. и словесности Акад, наук», 1878, т. 18, 19. Цагарели А. И. Преосвященный Порфирий о грузинских древностях: Чит. в заседании Вост, отд-ния Р[ус.] арх. общ. 21 мая 1885 г.– [СПб.]: тип. Акад. наук. – И с., ил.– Отт. из «Записок Вост, отд-ния Рус. археол. о-ва», 1886, т. I, вып. 1. 1 Настоящая публикация построена на основе научного сообщения, сделанного в Московской Духовной Академии 22 февраля 1985 года на вечере, посвященном памяти епископа Порфирия Успенского , в результате изучения рукописных и печатных его материалов при подготовке 1-й и 2-й Афонских экспедиций 2 Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки епископа Порфирия Успенского . Тт. I–VII. Изд. Имп. Академии наук, на иждивении Православного Палестинского общества, под редакцией П.А. Сырку. СПб.. 1894–1902. 3 Мы надеемся в дальнейшем опубликовать полный аннотированный Библиографический указатель всех трудов епископа Порфирия, изданных и неизданных, над которым сейчас проводится работа. 6 Описание бумаг епископа Порфирия Успенского , пожертвованных им в Имп. Академию наук по завещанию. Составлено по поручению Академии наук П. Сырку. Приложение к 64-му тому «Записок Имп. Академии наук». 9. СПб., 1891. 9 В настоящее время планируется необычайно важное мероприятие – возвращение в виде ксерокопий на документной бумаге уникальных отрывков из собрания епископа Порфирия (ГПБ) в сохранившиеся кодексы на Афоне, из которых в свое время они были изъяты. 10 Архимандрит Порфирий условно указывает самый малый возраст, хотя может быть и другое мнение –в сторону возрастания (?).– А. И. 11 В Институте рукописей АН ГССР «Тропологий» рассматривается как гимнографическое приложение к Лекционарию (ПДГЛ – П. Древнейший Иадгари. Тбилиси, 1980, с. 923).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

С XVI в. в Аджарию вторглись османы и три столетия правили страной, постепенно обратили население в ислам, уничтожили все, кроме Схалтской церкви. Трижды пытался переступить ее порог ходжа, но падал навзничь, сраженный сильным ударом камня. Храм у турок прослыл «местным шайтаном» и был оставлен в покое. В 1878 году в результате Русско-Турецкой войны Аджария освободилась от турецкого засилья, и была принята в состав Грузии. Началось открытие церквей, но продолжилось оно недолго. На смену туркам пришли большевики, мусульман страшнее. Среди прочих они взорвали храм святого Александра Невского, возведенный в честь победы над турками, а на его месте соорудили гостиницу «Интурист». – Владыка, расскажите о Вашем жизненном пути. Выбор моего пути – это воля Божия и заслуга нашего Патриарха. Он крестил меня в монастыре Самтавро в Мцхете в восемь дней отроду. В 22 года, после окончания семинарии в Тбилиси, я поступил в Московскую Духовную Академию. Проучился в ней с 1982 по 1986 годы… – Какие воспоминания сохранились у Вас от обучения в МДА? У нас все попроще. У вас – строгая дисциплина. Когда только приехал, звоню Патриарху: «Ваше Святейшество, не могу больше здесь, режим военный, на улицу не пускают…» – «Терпи, дорогой, терпи». Но школа большая. Любимым преподавателем был Алексей Ильич Осипов. Ни преподаватели, ни однокурсники долгое время не знали, что я – племянник Патриарха… Как узнали? Один раз Патриарх собирался приехать в Москву, и я составил прошение о встрече с ним, подошел к инспектору, тот прошение не подписал. Пришлось тайком убежать. И вот сидим мы со Святейшим в холле гостиницы «Советская», разговариваем, заходит этот инспектор, и, не замечая меня, направляется к Патриарху. Тогда Патриарх меня ему представил. После этого учиться стало уже не интересно. Ох, и намучился я со своим именем. Звали меня тогда Мзечабука. «Мзе» – это солнце, «чабука» – юноша. Сперва мои однокурсники звали меня: «Чабуко, чибуко…», потом на втором курсе – я растолковал им свое имя, и с тех пор меня величали не иначе, как «Солнцеликим юношей». На третьем курсе встретил меня в коридоре отец Рафаил, очень духовный лаврский монах, сейчас живет на Афоне, увидел, что я опять расстроен и говорит: «Я тебе помогу». И помог, перевел мое имя на латинский, получилось «Ювеналий», что для русского уха звучит куда более привычно. Однажды приехал в Загорск Святейший Патриарх Илия. Мои однокурсники говорят ему: «Ваше Святейшество, а с нами ваш родственник, Ювеналий, учится». Потом Святейший меня встречает и спрашивает: «Ты не знаешь, кто из наших родственников – Ювеналий, который в Академии учится?».

http://pravoslavie.ru/40481.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) ЕКАТЕРИНА (Декалина Екатерина Дмитриевна; 1875-1938), прмц. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии ЕЛАБУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО в 1922-1929 гг. в составе Сарапульской епархии, в 1929-1934 гг. в составе Казанской и Свияжской епархии ЕЛГАВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Рижской митрополии, учреждено в период бытия Латвийской Православной Церкви в юрисдикции К-польского Патриарха, существовало в 1936-1943 гг. ЕЛЕАЗАР Спиридонович Спиридонов (1873-1937), свящ., сщмч. (пам. 23 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛЕВФЕРИЙ (Печенников; 1870 - 1937), схиархим., прмч. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛЕНА (Асташикина Елена Васильевна; 1878 (1882)-1937 ?), мон., прмц. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИЗАВЕТПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кавказского Экзархата РПЦ (1917 - не ранее 1919), с центром в Елизаветполе (ныне Гянджа, Азербайджан) и затем в Тифлисе (ныне Тбилиси) ЕЛИСАВЕТА Александровна Ярыгина (1879-1937), мон., прмц. (пам. 30 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСЕЙ Федорович Штольдер (1883 -1937), диак., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕМИЛИАН Антонович Гончаров (1882-1937), свящ., сщмч. (пам. 23 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕМИЛИАН Алексеевич Киреев (1903-1941), свящ., сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕМИЛИАН Иванович Панасевич (1875-1937), свящ., сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕРМОГЕН (Долганёв (Долганов) Георгий Ефремович; 1858 - 1918), еп. Тобольский и Сибирский, сщмч. (пам. 16 июня, 20 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121814_15.html

Ист.: Никитский А. Житие прп. отца нашего Иоанна, еп. Готского//ЗапООИД. 1883. Т. 13. С. 25-33; Латышев В. В. Сборник греч. надписей христ. времен из Юж. России. СПб., 1896; SynCP. Col. 772-773; Ефрем Мцире. Повествование об обращении грузин - о том, в каких книгах об этом упоминается//ПДГАЛ. 1964. Т. 2. С. 54; Auz é py M.-F., é d. La Vie d " Étienne le Jeune par Étienne le Diacre/Introd., éd., trad. par M.-F. Auzépy. Aldershot, 1997. (BBOM; 3); Auzépy M.-F. La Vie de Jean de Gothie (BHG 891)//La Crimée entre Byzance et le Khaganat khazar/Éd. C. Zuckerman. P., 2006. P. 69-86. Лит.: Васильевский В. Г. Житие Иоанна Готского//ЖМНП. 1878. Янв. Ч. 195. Отд. 2. С. 86-154 (переизд.: Он же. Труды. СПб., 1912. Т. 2: Русско-византийские отрывки. Вып. 2. С. 351-427); Vasiliev A. A. The Goths in the Crimea. Camb. (Mass.), 1936; Golden P. B. Khazar Studies. Bdpst., 1980. 2 vol.; Джавахишвили И. Сочинения. Тбилиси, 1983. Т. 2: История груз. народа. С. 121, 185 (на груз. яз.); Соколова И. В. Византийские печати VI - 1-й пол. IX в. из Херсонеса//ВВ. 1991. Т. 52. С. 201-213; Адаксина С. Б., Кирилко В. П., Мыц В. Л. Археологические исследования храма мон-ря святых апостолов Петра и Павла в Партените на Южном берегу Крыма//Отчетная археологическая сессия Государственного Эрмитажа. СПб., 1999. С. 21-24; Гайдуков Н. Е., Джанов А. В., Карнаушенко Э. Н. Новые данные о храмовых росписях Эски-Кермена и его округи//Православные древности Таврики. К., 2002. С. 114-132; Lamberz E. Die Bischofslisten des VII. Ökumenischen Konzils (Nicaenum II). Münch., 2004; Дорофей (Дбар), иером. История христианства в Абхазии в первом тысячелетии. Новый Афон, 2005; Завадская И. А. О строительных периодах храма св. Апостолов Петра и Павла в Партените//МИАЭТ. 2006. Т. 12. С. 299-320; Zuckerman C. Byzantium " s Pontic Policy in the Notitiae episcopatuum//La Crimée entre Byzance et le Khaganat Khazar. P., 2006. P. 201-230; Габидзашвили. Словарь ГПЦ. 2007. С. 410-411; Могаричев Ю. М., Сазанов А. В., Шапошников А. К. Житие Иоанна Готского в контексте истории Крыма «хазарского периода». Симферополь, 2007.

http://pravenc.ru/text/468987.html

Келлия имела подворья на Чёрном м. в Сухуме и близ Поти. В 1899 г. келлия насчитывала 42 чел., в нач. ХХ в.- 30 ( Μαμαλκης. 1971. Σ. 455-460). Здесь подвизался известный духовник иеросхим. Феодосий (в миру кн. Федор Георгиевич Эристави; † 1903), происходивший из рода прп. Иоанна-Торникия. Последний из грузинских монахов, Тихон (Пагава), скончался в келлии в 1956 г. в возрасте 90 лет (Иверская икона Божией Матери. Тбилиси, 1999. С. 19 (на груз. яз.)). Во 2-й пол. ХХ в. келлия пришла в запустение. Из рус. келлий наиболее известна обжещительная келлия свт. Иоанна Златоуста, расположенная в урочище Ага, в 15 минутах ходьбы от Кареи по дороге в И. м. и Великую Лавру. По преданию, она основана в кон. XII - нач. XIII в., в нач. XVII в., в день памяти свт. Иоанна Златоуста, в обители забил ключ питьевой воды. Келлия принадлежала грекам до 1821 г. Первым старцем из рус. иноков был иеросхим. Арсений Афонский († 1846), постриженный в малую схиму в Молдавии, а в великую - в иверском скиту св. Иоанна Предтечи; вторым - его ученик карульский схим. Иосиф; третьим - схим. Михаил. Расцвет келлии наступил под упр. схим. Константина (Семерникова) (1887-1913), который был родом из донских казаков. Он участвовал в русско-тур. войне 1877-1878 гг., в 1881 г. принял постриг в иверской келлии преподобных Петра и Онуфрия, во время русско-япон. войны организовал санитарный поезд, в к-ром несли послушание 53 афонских монаха; награжден орденами и знаками отличия за храбрость. В 1888 г. схим. Константин перестроил братский корпус, возвел трапезную, кухню и др. хозяйственные постройки, отремонтировал и перестроил визант. храм свт. Иоанна Златоуста, освященный 27 янв. 1900 г. В нач. ХХ в. в келлии подвизалось 26 насельников, в т. ч. 3 иеромонаха и иеродиакон (Русская общежительная келлия. 1904. С. 18-26). В наст. время храм и один из корпусов находятся в развалинах. Единственный насельник схим. Михаил, грек, устроил в сохранившемся братском корпусе домовый храм ( Троицкий. 2002. С. 109-114). И. м. также принадлежит 10 кафизм в окрестностях обители, из к-рых заселена только одна.

http://pravenc.ru/text/293365.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010