расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Тбилиси» найдены статьи: АБО ТБИЛИССКИЙ (757-758 - 786), мч. (пам. 8 янв.), почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси АНАНУРИ средневек. крепость и город в 66 км от Тбилиси по Военно-Грузинской дороге, в ущелье р. Арагви (в наст. время село Душетского р-на Грузии) АНЧИСХАТИ древнейш. храм Тбилиси (нач. VI в.), освящ. в честь Рождества Пресвятой Богородицы ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель ЕЛИЗАВЕТПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кавказского Экзархата РПЦ (1917 - не ранее 1919), с центром в Елизаветполе (ныне Гянджа, Азербайджан) и затем в Тифлисе (ныне Тбилиси) ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ см. в ст. Тбилиси КВАШВЕТИ ц. во имя вмч. Георгия в Тбилиси ЛУРДЖИ МОНАСТЕРИ церковь - см. в ст. Тбилиси МАХАТА мон-рь - см. в ст. Тбилиси МТАЦМИНДА [святая гора] - см. в ст. Тбилиси Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Тбилиси .html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковная музыка ДАВЫДОВ Степан Иванович (1777 - 1825), рус. композитор, педагог, в духовной музыке - последователь Д. С. Бортнянского «ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ» «Да исправится молитва моя», 2-й стих Пс 140 [LXX], используемый в христ. богослужении как самостоятельное песнопение ДАМАСКИН (Грданичкий Драгутин; 1892 - 1969), митр. Загребский, духовный писатель, переводчик, собиратель церковных напевов, автор гармонизаций ДАНИЛИН Николай Михайлович (1878 - 1945), хоровой дирижер (регент), педагог, автор духовно-муз. сочинений ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель ДВОЗНАМЕННИК певч. книга, разновидность азбуки певческой (или ее раздел), содержание к-рой изложено параллельно 2 нотациями, одна из к-рых служит средством объяснения другой ДВОРЕЦКИЙ Иван Степанович (1835 - 1886), помощник учителя пения в Придворной певческой капелле, автор духовно-муз. сочинений Степан Аникиевич (1766 - 1813), русский композитор, один из значительных мастеров хоровой музыки рубежа XVIII и XIX вв. ДЕМЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕ певч. традиция, возникшая в посл. четв. XV в., одновременно с новой редакцией знаменного распева и с путевым распевом ДЕМУЦКИЙ Порфирий Данилович (1860 - 1927), хоровой дирижер, фольклорист, композитор-любитель, педагог, организатор хоровых коллективов ДИЛЕЦКИЙ Николай Павлович (1630 (?) - после 1723 (?)), муз. деятель, автор произведений в партесном стиле и «Мусикийской грамматики» ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (1880 - 1938), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог ДУМБАДЗЕ груз. семья дворянского происхождения, представители к-рой были духовными лицами и деятелями в области певч. искусства

http://pravenc.ru/rubrics/123242_7.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883(?) - после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог. С 1924 г. член Союза драматических и музыкальных писателей (Драмосоюза) в Москве. «Венчание» (цикл из 9 номеров) посвящено хоровому дирижеру И. И. Юхову , исполнявшему произведения А.-О. В нек-рых номерах этого цикла (1, 2, 4, 6-м) участвуют солирующие голоса (сопрано, альт, тенор). В хоровом изложении при повторении строк текста А.-О. часто использует прием антифонного сопоставления муж. и жен. голосов. Арх.: РГАЛИ. Ф. 675 (Драмосоюз). Оп. 2. 17 [личное дело]. Муз. соч.: 1 «Рождество Твое» (1906), «С нами Бог» (1911); 2 «Ныне отпущаеши» (1912); 3 «Свете тихий» (1909); 4 «Хвалите имя Господне» (1907); 5 Прокимен на венчании «Положил еси» (1911); 6 Венчание (1913). М., 1914; «Величит душа моя», Великое славословие [не найдены]. Лит.: B ‘as " [Асафьев Б. В. ]. Андреев-Оксар. Церковные хоры для смешанных голосов [раздел «Нотография»]//Музыка. 1915. 28. С. 422. Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (1880 - 1938), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог ИВАНОВ Федор Алексеевич (сер. 50-х гг. XIX в. - 1920), регент, хоровой дирижер, содержатель духовно-певч. капеллы, композитор, преподаватель пения

http://pravenc.ru/text/115188.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУЙЛОВ Нил Сергеевич (2-я пол. XIX-1-я треть XX в.), регент, учитель пения, духовный композитор. Имел аттестат регента 1-го разряда от Придворной певческой капеллы. В дек. 1893 - 1-й пол. 1900-х гг. состоял помощником регента Исаакиевского собора С.-Петербурга и вел занятия в школе для малолетних певчих при том же соборе. Во 2-й пол. 1900-х гг. занял место учителя пения в Виленской жен. губ. гимназии. Имя Б. встречается в числе преподавателей регентских курсов, организовывавшихся периодически в Вильне для учителей народных уч-щ. В июне 1908 г. принял участие в работе 1-го Всероссийского съезда регентов церковных хоров и деятелей по церковному пению в Москве. Всего опубликовано 16 духовно-музыкальных сочинений Б. В 1898 г. вышла в свет 1-я серия (для смешанного хора), напечатанная в С.-Петербурге на собственные средства автора. В нее вошли: 1 «Святый Боже», 2 Херувимская песнь, 3 «Милость мира», 4 «Достойно есть», 5 «Душе моя», 6 «Христос воскресе». В 1903-1904 гг. в изд-ве П. Юргенсона в Москве вышли в свет 2-я (для муж. хора) и 3-я (для смешанного хора) серии духовно-муз. сочинений Б. (тогда же Юргенсон переиздал 1-ю серию). Во 2-ю серию входят 7 Херувимская песнь, 8 «Милость мира», 9 «Достойно есть», 10 «Отче наш», 11 «В память вечную» (трио), в 3-ю - 12 Сугубая ектения (на литургии), 13 «Хвалите имя Господне», 14 «Взбранной воеводе», 15 «Душе моя» 2), 16 Херувимская песнь 2). Лит.: Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1899. С. 39; Лисицын. Обзор. С. 74-76. А. А. Наумов Рубрики: Ключевые слова: ЕЛЬЦОВ Иван Григорьевич (нач. 80-х гг. XIX в.- после 1929), регент, композитор, преподаватель церковного пения и теории музыки ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель

http://pravenc.ru/text/153603.html

2003. 2. С. 58. 33 Мнение от 7 мая 1860 г. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по делам православной церкви на Востоке. СПб., 1886. С. 123. 34 Петр (в миру Платон Алексеевич Троицкий, 1811–1873). Выпускник (1835 г.) и преподаватель, затем ректор (с 1857 г.) Киевской Духовной академии. В 1852 г. принял монашество, с 1853 г. архимандрит. 15 июля 1858 г. назначен настоятелем посольской церкви в Константинополе, с 23 августа 1860 г. настоятель посольской церкви в Афинах. В 1869 г. рукоположен в епископа Аккерманского. 35 Лилуашвили К. С. Национально-освободительная борьба болгарского народа против фанариотского ига и Россия. Тбилиси, 1878. С. 62–64. 36 П[етров]Н. Взгляд очевидца на греко-болгарскую распрю//Исторический вестник. 1886. Август. Т 7. С. 274–286. 37 П[етров]Н. Взгляд очевидца на греко-болгарскую распрю//Исторический вестник. 1886. Август. Т 7.С. 283. 38 Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по делам православной церкви на Востоке. СПб., 1886. С. 189. 39 Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по делам православной церкви на Востоке. СПб., 1886. С. 183–195. 40 Е. П. Новиков – Е. П. Ковалевскому. 17/29 мая 1860 г. РГИА. Ф. 797. Оп. 27. 2 отд. 2 ст. Д. 426. Ч. 2. Л. 168об.–169. 44 Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по делам православной церкви на Востоке. СПб., 1886. С. 72. 45 Депеша А. Б. Лобанова от 19/31 июля 1860 г. РГИА. Ф. 797. Оп. 27. 2 отд. 2 ст. Д. 426. Ч. 2. Л. 268–269. 46 StamatopoulosD. The Bulgarian Schism Revised//Modern Greek Studies Yearbook. 2008–2009. Vol. 24/25. P 109–112. 50 Бонева В. Българското църковнонациона лно движение 1856–1870. Велико Търново, 2010. С. 309–311. 51 Депеши А. Б. Лобанова-Ростовского 7/19 февраля 1861 г. РГИА. Ф. 797. Оп. 27. 2 отд. 2 ст. Д. 426. Ч. 3. Л. 179–180об.; 14–16 марта 1861. Там же. Л. 273276об. Обращение болгар к протестантам было критически воспринято митрополитом московским Филаретом, который видел в этом еще один повод к тому, «что Илариона должно оставить его судьбе» (записка от 11 апреля 1861 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Реставрация братской могилы русских солдат завершается в Грузии Тбилиси, 23 декабря 2014 г.      В черноморском городе Кобулети (Аджарская автономная республика) завершается реставрация братской могилы русских солдат, павших в русско-турецкой войне 1877-78 годов, в частности в сражениях при Цихисдзири 18 января 1878 года, сообщил " Новости-Грузия " руководитель Института Евразии Гулбаат Рцхиладзе. " Каменный монумент с крестом, поставленный полковником Ребиндером в 1902 году на этой братской могиле, был очищен местными жителями и перекрашен. Проведена очистка территории могилы и непосредственно прилегающей к ней земли от сорняков и мусора, был рассыпан щебень, разложены каменные плиты. Сейчас идет интенсивная работа по укреплению капитальной стены, огораживающей братскую могилу. Люди работают с энтузиазмом " , - сказал Рцхиладзе. " Когда представители Института Евразии предложили нам помощь в восстановлении братской могилы русских солдат, мы, жители села очень и очень обрадовались – ведь именно благодаря их героизму в войне 1877-78 годов была освобождена Аджария, наш родной край. Мы помним очень много хорошего от России и в советский период, все же было больше хорошего, чем плохого " , - говорит 47-летний Имеда Тхилаишвили, житель села Хуцубани (крупное село, примыкающее к курортному городу Кобулети). На предварительном открытии, при осмотре проходящих работ и уже частично отреставрированной братской могилы в субботу, 20 декабря, собрались руководители местной администрации и жители села Хуцубани, работники министерства культуры автономии, а также видные и уважаемые представители батумской интеллигенции. Автор идеи восстановления монумента в Хуцубани - юрист Семен Коридзе, долго проживавший в России. " В Аджарии всегда с особой теплотой относились к русским, к России, но сегодня все же особый день – посмотрите на этих людей, как они довольны, какой энтузиазм они проявили " , - заявил Коридзе. После панихиды по усопшим воинам гости выступили с краткими приветственными словами.

http://pravoslavie.ru/76032.html

В 1874 г. по предложению Б. было создано Об-во любителей кавказской археологии (впосл. Об-во истории и археологии Кавказа). В «Известиях» об-ва были опубликованы неск. монографий Б. (1877. Вып. 1; 1882. Т. 1. Вып. 1; 1884. Т. 1. Вып. 2). По инициативе Б. и группы груз. ученых 3 сент. 1881 г. С.-Петербургская АН провела V Археологический съезд в Тбилиси, что привлекло к проблеме груз. культуры пристальное внимание рус. и зарубежных ученых. Б. выступил на съезде с докладом «Грузинская палеография» (опубл. в «Протоколах подготовительного Комитета V Археологического съезда в Тифлисе» за 1882 г. ( С. 215-220; 420-426) и в «Трудах V Археологического съезда в Тифлисе в 1881 г.» (М., 1887. С. 328-331). Большую часть времени Б. уделял полевым работам и экспедициям в различные регионы Грузии. Особое значение для ученого имело его сотрудничество с М. Броссе , высоко оценившим первые работы Б. и считавшим его достойным продолжателем своих исследований. Еще в 1866 г. в письме к Броссе Б. предлагал план археологических экспедиций по регионам Грузии и просил поддержки у С.-Петербургской АН. Через 7 лет идея была поддержана, и в 1873 г. экспедиция направилась на юго-запад Грузии. Несмотря на ограниченные средства и начинавшуюся русско-тур. войну, Б. за месяц составил научное описание памятников Аджарии и Гурии, многие из к-рых сохранились только на страницах его труда «Археологическое путешествие по Гурии и Ачаре» (СПб., 1878). В книге собраны материалы по древней истории этого региона, чанскому диалекту, местному фольклору, произведена идентификация упомянутых в груз. источниках мон-рей, храмов и топонимов Чорохского бассейна, содержатся копии эпиграфических надписей, датированный список икон, анализ сборника важных исторических документов «Гурийские акты», найденного Б. в частных собраниях. Среди многочисленных трудов Б. энциклопедическим характером выделяется кн. «Кавказ в древних памятниках христианства» (Записки об-ва любителей Кавказской археологии. Тифлис, 1875. Кн. 1) - научное описание основных памятников христ. зодчества Грузии и Армении, в т. ч. находящихся в наст. время на территории совр. Турции. В 1889 г. Б. сопровождал в зап. Грузию проф. Н. П. Кондакова , и эта поездка легла в основу их совместной работы «Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии» (СПб., 1890).

http://pravenc.ru/text/77398.html

219 . Чтения 18 декабря 1867 года в память митрополита Киевского Евгения: С прил.//Сб. ст. Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. – 1868. -Т. 5, вып.1. – С. 1–292. 220 . Шарадзе Г.С. Евгений Болховитинов – первый русский руствелолог: Очерк из истории руствелологии. – Тбилиси: Мецни-ереба, 1978. – 105 с., 2 л. ил. – Текст парал. груз., рус. – Парал. тит. л. груз. 221 . Шмурло Е.Ф. Библиографический список литературных трудов Киевского митрополита Евгения Болховитинова . – СПб.: Журнал «Библиограф», 1888. Вып. 1:1. Московский период. 2. Воронежский период. 3. Петербургский период. – 1888. – 76 с. 222 . Шмурло Е.Ф. Евгений, митрополит Киевский: Очерк развития его ученой деятельности в связи с биографией. – [СПб.]: Тип. Балашова, 223 . Шмурло Е.Ф. Заметка об отношениях Киевского митрополита Евгения к Державину до личного знакомства с поэтом. – СПб.: Тип. Эрлих, 1887. – 7 с. – Из: Библиограф. – 1887. 224 . Шмурло Е.Ф. Митрополит Евгений как ученый: Ранние годы жизни, 1764–1804. – СПб.: Тип. Балашова, 1888. – LXXXVI, 455 с. – Библиогр. в прил. Здравомыслов Константин Яковлевич (1863–1933) Константин Яковлевич Здравомыслов родился 17 марта 1863 года в городе Боровичи Новгородской губернии. Обучался в Боровичском Духовном училище, а затем в Новгородской Духовной семинарии. В 1887 году закончил Петербургскую Духовную Академию и три года учился в Петербургском археологическом институте. С 1889 года К.Я. Здравомыслов состоял на службе в архиве Святейшего Синода, с 1903 года занимал должность начальника архива и библиотеки Святейшего Синода. За двадцать пять лет службы в архиве Константином Яковлевичем была приведена в порядок и систематизирована по отделениям библиотека Святейшего Синода, составлены описи и указатели к делам синодальной канцелярии, составлен и напечатан ряд томов «Описания документов и дел Св. Синода». За время его работы библиотека пополнилась ценными историческими и справочными трудами. К.Я. Здравомыслов участвовал в трудах Комиссии по выработке законопроекта об охране памятников старины, в трудах археологических съездов, в работе Комиссии по научному изданию текста славянской Библии. Он был членом Новгородского общества любителей древности, Новгородского и Полтавского археологического обществ. Константином Яковлевичем составлено множество библиографических заметок, биографий и статей для Биографического словаря русских исторических деятелей. Православной богословской энциклопедии. Обширный труд Константина Яковлевича «Каталог русских архиереев X-XX веков», законченный в 1920-х годах, остался в рукописи и хранится в Российской национальной библиотеке в Петербурге в фонде А.И. Бриллиантова .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Колюбакин Н. П. После 1861 г.: По случаю крестьянского вопроса в Имеретии, Гурии и Мингрелии//ЧОИДР. 1865. Кн. 1. С. 244-312; Дубровин Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1887. Т. 5: [От убийства кн. Цицианова до подавления восстания царевича Григория (1812 г.)]; Утверждение русского владычества на Кавказе: К 100-летию присоед. Грузии к России (1801-1901)/Ред.: В. А. Потто. Тифлис, 1901. Т. 4. Ч. 1; Джавахишвили И. А. Политическое и социальное движение в Грузии в XIX в. СПб., 1906; Эсадзе С. С. Историческая записка об управлении Кавказом. Тифлис, 1907; Авалов З. Независимость Грузии в междунар. политике, 1918-1921 гг. П., 1924 (на груз. яз.); Хачапуридзе Г. В. Гурийское восстание в 1841 г. Тифлис, 1931; Маркова О. П. Восстание в Кахетии 1812 г. М., 1951; Мегрелидзе Ш. В. Грузия в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Батуми, 1955; Думбадзе М. Зап. Грузия в 1-й пол. XIX в. Тбилиси, 1957 (на груз. яз.); Лумонджава Д. Крестьянское восстание в Мегрелии в 1856-1857 гг. Тбилиси, 1957 (на груз. яз.); Бурчуладзе Э. Крымская война и Грузия. Тбилиси, 1960 (на груз. яз.); Матиашвили А. Г. Движение помещичьих крестьян Грузии в 20-30 гг. XIX в.: АКД. Тбилиси, 1965; ОИГ. 1970. Т. 4. 1973. Т. 5 (на груз. яз.); Жордания О. К. История крестьянской реформы в Грузии. Тбилиси, 1982; Швелидзе Д. Образование политических партий в Грузии: Федералисты Тбилиси, 1993 (на груз. яз.); Тоидзе Л. Политическая история Грузии (1921-1923 гг.). Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); Бендиашвили А. Первая груз. республика (1918-1921 гг.). Тбилиси, 2001 (на груз. яз.); Гурули В. История Грузии: XX в. Тбилиси, 2003 (на груз. яз.); Квеселава И. Хроники истории Грузии (1970-1990). Тбилиси, 2004. Т. 1 (на груз. яз.). История других христианских конфессий на территории Г. Католицизм. Контакты Г. с представителями Зап. Церкви прослеживаются с нач. VII в. католикос-патриарх Кирион I , на Соборе Армянской Церкви в Товине (Двине) (596) преданный анафеме среди проч. иерархов, признавших Вселенский IV Собор (Халкид. 451), ок. 600 г. обратился к папе Григорию I Великому с вопросом догматического характера о монофизитстве. В полемике с Армянской Церковью «римляне» поддержали Кириона. С подобными посланиями католикос обращался к К-польскому патриарху и визант. императору ( Макарий. История РЦ. Т. 1. С. 157). Царь Зап. Грузии Деметре II (825-861) послал папе Бенедикту III богатые дары для гробницы св. ап. Петра. В IX в. прп. Иларион Грузин отправился в Рим, чтобы поклониться усыпальницам св. апостолов Петра и Павла, и провел там 2 года «в ангельской жизни и дивных трудах гражданских» (Житие и деяния Иллариона Грузина. М., 1998. С. 85).

http://pravenc.ru/text/168205.html

По сведениям прав. Евфимия Такаишвили, в 1-й пол. XIX в., во время обновления храма, стены полностью расчистили, при этом были уничтожены ценные исторические надписи. В кон. 90-х гг. XX в. в церкви провели ремонтные и восстановительные работы, очищены и оштукатурены стены, обновлено покрытие кровли, двор выложен гранитными плитами. В 1998-2000 гг. Д. Хидашели и М. Чакветадзе осуществили роспись храма. В 2001 г. в юж. нефе был устроен придел во имя Жен-мироносиц. Колокольня И. была построена в 1656 г. по заказу Бежана Чхеидзе и настоятеля церкви о. Николая. Строение расположено в 20 м от церкви и представляет собой 3-ярусную, сужающуюся кверху башню (6,25×4,95 кв. м), сложенную из грубо тесанных квадров песчаника. В кон. XIX в. колокольня была отреставрирована, с юж. стороны была пристроена маленькая беседка. Ограда (40×25 кв. м, высота до 2 м) сооружена также в 1656 г. из квадр известняка; в нач. XIX в. вход на территорию мон-ря был перенесен на юго-вост. сторону, в юж. часть ограды встроена башня. Кельи и др. постройки примыкают к ограде. Ист.: Brosset M. F. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgia et dans l " Arménie, exécuté en 1847-1878. St.-Pb., 1851. Vol. 3. Р. 106; Такаишвили Е. Три исторические хроники. Тифлис, 1890. С. 21 (на груз. яз.); Древности Грузии/Сост.: Е. Такаишвили. Тифлис, 1910. Т. 3. С. 126, 132-133 (на груз. яз.); Авалишвили Г. Путешествие из Тбилиси в Иерусалим/Исслед., словарь, указ.: Е. Метревели. Тбилиси, 1967. С. 13 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 377. Лит.: Габашвили Ц. Порталы в груз. архитектуре. Тбилиси, 1955. С. 74; Беридзе В. Древнегрузинская архитектура. Тбилиси, 1974. С. 15-18 (на груз. яз.); Описание ист. и культурных пам-ков Грузии. Тбилиси, 1990. Т. 5. С. 434-436 (на груз. яз.); Рчеулишвили Л. Очерки истории искусства Грузии. Тбилиси, 1994. С. 434-436 (на груз. яз.); Качарава Э. Доротеоз III//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 101-102 (на груз. яз.); Гуниа И. Монастыри Грузии. Тбилиси, 2005. С. 127-128 (на груз. яз.); Лацибидзе Т. Итриа: Древнейшие селения Хашурского р-на и их история. Хашури, 2010 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1237727.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010