Год с преподобными Оптинскими старцами.  22 июня Страницы истории Фёдор Михайлович Достоевский Писатель Ф.М.Достоевский (1821–1881) приехал в Оптину пустынь в 1878 г. с философом Вл. Соловьевым. Приехал он в монастырь вскоре после личной драмы — внезапной смерти сына Алексея. После беседы с писателем старец Амвросий сказал о нем: «Это — кающийся». Вот как писал Б.Зайцев (1881–1972) в очерке «Достоевский и Оптина пустынь» об этой поездке: «Достоевский много колебался в жизни своей. Разные вихри раздирали его. Дьявол немало состязался в его сердце с Богом — душа познала глубоко и тьму и свет. И сомнения величайшие. Великие падения и даже дух преступности вместила. Но жизнь шла, годы накоплялись. Дьяволу становилось нелегко. “Братья Карамазовы” — уже последняя, безнадежная его борьба и поражение. Он низвергнут… 22 июня 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/47156.html

Фоча: Семинар В.      Православни богословски факултет Светог Острошког у Фочи и катедра за седми по реду семинар В. (1878-1972), од научника 20. века на канонског и црквеног права. В. остао као неуморни научник дао велики допринос науци, нарочито кроз радове из брачног права, радове о и самосталних цркава, радове о црквено-правним изворима словенских Цркава а нарочито су радови о Законоправилу Светог Саве. Семинар бити одржан у Богословског факултета у среду, 27. новембра 2019. године, у 16 часова. На семинару говорити: проф. др Дарко проф. др Ненад Тупеша, проф. др Станка и студенти семинаристи. скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/125893.html

Дата поставления Л. митрополитом Халкидонским неизвестна, впервые он упоминается в материалах суда над философом Иоанном Италом от 21 марта 1082 г. ( Gouillard J. Le procès officiel de Jean l " Italien: Les actes et leurs sous-entendus//TM. 1985. Vol. 9. P. 141). Поводом для столкновения Л. с императором и Патриархатом стало решение Алексея Комнина, за которым стоял его брат севастократор Исаак, переплавлять драгоценную церковную утварь (в т. ч. со священными изображениями) в монеты и использовать их для выплаты жалованья наемникам, необходимым для борьбы с Робертом Гвискаром. Исаак выступил с этой идеей в нач. 1082 г.; была начата конфискация церковного имущества, вызвавшая недовольство значительной части общества, идейным лидером к-рой стал Л. В послании к Алексею ( Λαυριτης. 1900. Σ. 403-404) он описывал поношение, к-рое терпят церкви и мон-ри, сравнивая это преступление с поступком иудеев, распявших Спасителя. Л. подчеркивал, что не удовлетворится обещанием императора более не прибегать к подобным мерам, данным Алексеем в хрисовуле от авг. 1082 г. (RegImp, N 1085). По словам Л., было необходимо не только вернуть Церкви конфискованное, но и низложить патриарха Евстратия Гариду . Исследователи предлагают разные датировки этого послания: лето 1082 г. ( Grumel. 1946. P. 126), дек. 1082 - 1083 г. ( Stephanou. 1943. P. 42-43), 2-я пол. 1083 г. ( Γλαβνας. 1972. Σ. 86-87). Др. выступления Л. против патриарха не сохранились, но о них подробно рассказано в судебном документе 1086 г. (RegImp, N 1130). Из него следует, что Л. обвинял патриарха в т. ч. и в присвоении церковного имущества. Узнав об этом, Евстратий потребовал устроить специальное разбирательство, в ходе которого был признан невиновным ( Sakk é lion. 1878. Р. 114-116; RegPatr, N 932). Низложение Евстратия в июле 1084 г., формально никак не связанное с его противостоянием с Л., не удовлетворило митрополита. Он отказывался вступать в литургическое общение с новым патриархом Николаем III Грамматиком, поминавшим во время богослужений Евстратия, и настаивал на исключении его имени из диптихов. Алексей приступил к разрешению конфликта лишь год спустя, когда после смерти Роберта Гвискара (17 июля 1085) сумел вернуться из зап. похода. Император организовал неск. заседаний, на последнем из к-рых, 2 дек. 1085 г., Л. пошел на уступки, заявив, что не знал об исходе разбирательства по обвинениям, выдвинутым против Евстратия ( Sakk é lion. 1878. Р. 118-121). Несмотря на примирение, Л. не изменил своей позиции по существу и, уже не называя конкретных виновников по именам, продолжил рассуждать о недопустимости десакрализации священной утвари («Апология» Л. в неопубл. ркп. Scorial. Y.11.7, о ней см.: Γλαβνας. 1972. Σ. 109-115).

http://pravenc.ru/text/2463243.html

Во время моего первого посещения этой интересной семьи, я присутствовал на вечерне, пропетой с исключительным мастерством тремя братьями в их домашней часовне. Все они принимали участие в Движении и способствовали росту интереса к экуменической работе среди русских за рубежом. ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Отец Алексей Нелюбов, (1879–1937) духовник Хоповского монастыря, не отличался ни учёностью, ни даром проповедника, но он был одним из самых замечательных исповедников, встреченных мною. У него был благодатный дар тёплого, глубоко личного подхода к каждому человеку и спокойная мудрость священника, знающего высоту восхождения и глубину падения, свойственных людям. Самая манера исповеди была у него необычайна. Он, видимо по болезни ног, исповедовал обычно сидя. Начинал он часто с житейских мелочей, расспрашивал о здоровье, о работе, о других членах семьи и только потом подходил к вопросам внутреннего состояния исповедовающегося, проникал в сокровенные тайны его души. Он был и друг, и советник, но также и иерей Церкви Христовой, которому дана была власть вязать и решить. Уходя с исповеди, каждый знал себя лучше, а также получал уверение, что если один из служителей Христовых мог понять и полюбить грешника, то тем более сам Господь готов принять кающегося и снять с него бремя его прегрешений. ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Отчёт о съезде в Хопове был составлен Л. Зандером и напечатан в журнале «Путь» 2. Париж. 1926, стр. 116–121. Профессор Троицкий (1878–1972) тоже напечатал свои впечатления о конференции в Белградской русской газете «Новое Время» 1332, 7 октября 1925 г. Он писал: «Я пробыл на съезде с начала и до конца, и съезд произвёл на меня сильное и радостное впечатление. Как одно мгновение пролетела неделя в Хопове. Неприглядна и даже сурова была внешняя обстановка. Неприхотливая пища, ночёвка на соломе «вповалку» в сыром и тесном сарае, усталость от долгих заседаний, сменяемых столь же продолжительными богослужениями, почти непрерывный дождь, превративший все окрестности в липкую грязь, – всё это как-то не замечалось, всё тонуло в духовной радости. Было сознание, что Господь посетил сердца русской молодёжи и призвал её свидетельствовать о имени Своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

512 См.: Церковно-певческий сборник. С.-Петербург, том II, часть II, партитура., С.-Петербург, 1911, Офсетное переиздание было сделано Св.-Троицким монастырем в Джорданвилле (США), 1971, 141, стр. 395. 515 Князь Александр Николаевич Голицин, 1773–1844, друг императора Александра I, был очень мистически настроен; был обер-прокурором Святейшего Синода, министром духовных дел и народного просвящения. 516 См., например, стихотворную карикатуру И.П. Мятлева на русскую помещицу, не знающую русского языка, «Сельское хозяйство». – И. П. Мятлев. Стихотворения, сенсации и замечания госпожи Курдюковой. Второе издание. Ленинград, 1960, стр. 96. 518 Д. Локшин:Хоры, стр. 21, пишет, что «учившиеся пению у Бортнянского с благодарностью вспоминают его уроки. Известный русский композитор и вокальный педагог А.Е. Варламов, ученик Бортнянского по капелле, особенно отмечает выразительность пения самого Бортнянского, которую он требовал и от своих учеников. «Семидесятилетний старичок, – пишет Варламов, – возьмет фальцетом, а так нежно, с такою душою, что остановишься от удивления». 520 Johann von Gardner: Altrussische Notenhandschriften des orthodoxen Kirchenmuseums in Kuorio (Finland). «Die Welt der Slaven». Jhrg. XVII. Heft I. Köln-Wien, 1972. S. 233–236. В этой статье на с.225–233 приведено описание нотного Трезвона из конца XVII-ro или из самого начала XVIII в., содержащего каноны (ирмосы с распетыми тропарями!) греческого роспева (об этой рукописи говорилось у нас в предыдущей главе). 521 Автобиографические записки архиепископа Тверского Саввы. Приложение к «Богословскому Вестнику». Москва, 1904, май, стр. 14. 522 Например: Протоколы годового собрания членов Общества любителей древней письменности 25 апреля 1878 г. С.-Петербург, 1878. Прилож. III, стр. 1–5, 7–8, 14–16, 21–22. 524 Вероятно, имеются в виду попевки с их характерными и устойчивыми комбинациями певческих знаков, соответствующими устойчивым, типичным для каждого гласа или группы гласов мелодическими оборотами. 525 Эта терминология требует еще выяснения. Что же касается формы «домественное пение», то тут явно чувствуется у автора слабое знание древнерусской церковно-певческой терминологии, так как практика домественного пения не так уж далеко по времени отстояла от автора «Проекта», чтобы это название не могло быть ему знакомо.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Веретенников Василий Иванович (1886–1942) – историк, ученик А.С.Лаппо-Данилевского; работал в Саратовском университете с 1917 по 1920 гг., а затем в Харькове. Пиксанов Николай Кирьякович (1878–1969) – литературовед и историк русской литературы; профессор Саратовского университета (1917–1921), затем Московского и Ленинградского университетов. 117 В семье С.Л.Франка и Т.С.Бариевой было четверо детей: Виктор Семенович (1909–1972) – историк, последние годы жизни – комментатор радио «Свобода»; Алексей Семенович (1910–1969) – солист балета. Во время войны был тяжело ранен. Инвалид; Наталья Семеновна (род. в 1912 г.) – живет в Англии; Василий Семенович (род. в 1920 г.) – воевал в английской армии, после войны работал в различных международных организациях в Австрии. С 1962 г. работал на радио «Свобода» редактором отдела новостей. Ныне живет в Германии. (Сообщено В. С.Франком ). 118 Без специальных архивных изысканий крайне трудно проследить чехарду преобразований в структуре Московского университета в революционные годы. Вероятно, речь идет об Институте научной философии. А.Чичерин в статье «О «последних русских философах» и трудах одного из них» (Московский журнал. 1992, 2) рассказывает о С.Л.Франке: «Нам совершенно по вкусу пришелся внешне менее блестящий, дальше от нас стоящий по своему положению в университете, но истинно глубокий по уму – Семен Людвигович Франк . Он читал нам высший курс логики. Не было в этом курсе никаких явно мировоззренческих идей, никакой метафизики, ничего собственно религиозного. Строго ученый характер имела каждая лекция. Но в лекциях этих был такой сильный ток мыслей, что он вызывал радостное напряжение слушателя. А во всем была такая глубина и уверенность самораскрытия идей, что мы вступали в очень высокие сферы разума и бытия. Логика становилась обнаружением одухотворенности и разумности мира. Философскую закваску на всю жизнь мы получали не в патетически поданных Фохтом кантианских антиномиях, не в экстатических созерцаниях Ильина, не в холодной аналитичности Шпета, хотя и то, и другое, и третье было по-своему плодотворно, а именно в этих лекциях с их сдержанным внутренним огнем». (Там же. С.30). В его воспоминаниях фигурируют также Фохт Борис Александрович (1875–1946) – философ-неокантианец; Ильин Иван Александрович (1883–1954) – неогегельянец, давший интуитивную трактовку философии Гегеля и феноменолог Шпет Густав Густавович (1878–1937).

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

Род ( лат.). 270 Жорж Делааш в начале 5–й Тетради 3–й серии в статье «Евреи» в декабре 1901 года писал о страшной волне антисемитизма, поднятой Делом Дрейфуса, и его непоправимых последствиях для евреев. 271 Агентство печати, подробно освещавшее в том числе и Дело Дрейфуса. 272 Еще в 1896 году Бернар–Лазар писал в своей работе «Против антисемитизма» (издательство «Сток»): «Послушайте, Дрюмон, вы совсем не знаете евреев или, по крайней мере, знаете далеко не всех» и далее: «Если бы г–н Дрюмон разбирался в вопросах, которые он хочет поднять, он знал бы, что, если в мире существуют восемь миллионов евреев, то семь восьмых из них пролетарии и бедняки». 273 Речь идет о некоем Пьере Дюшене–Фурце, бывшем ученике Высшей Нормальной школы, директоре завода строительных материалов, которому Пеги в 1905 году должен был выплатить сумму долга в 15 000 франков и который нанес глубокое оскорбление Пеги, заставив того дать свое личное поручительство за кредит, предоставленный Двухнедельным тетрадям. 274 Речь, возможно, идет о Жорже Валуа (1878–1945) — активисте Аксьон франсез, посвятившем Пеги статью «После разговора с г–ном Шарлем Пеги» от 19 июня 1910 года. По другим источникам, Пеги мог иметь в виду Рене Жоанне (1884–1972), редактора отдела зарубежной политики журнала Ла Круа. 275 Переводы на французский язык двух работ датчанина Йоргена Питера Мюллера «Моя система: четверть часа работы в день для пользы здоровья» (5–е издание. Первое датируется 1905 годом) и «Книга на свежем воздухе» появились в 1909 году. Работы Мюллера получили большую популярность во Франции и переиздавались вплоть до второй мировой войны. 276 Песлуан Шарль Лука де (1878–1952) — выпускник Высшей политехнической школы, близкий друг Пеги, с которым он познакомился в коллеже святой Варвары. Ученый, инженер и писатель, знаток искусств. Принимал активное участие в работе Двухнедельных тетрадей. 277 Талама Амедэ (1867–1953) — ученый–историк, проповедовал теорию о том, что Жанна д " Арк была подвержена слуховым галлюцинациям. 278

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

В 1875 г. харьковский архитектор А. Подьяков производил перестройку храма однако насколько работы А. Подьякова изменили внешний вид, церкви неизвестно. В 1882-1884 гг. в Иоанно-Усекновенском храме служил выдающийся харьковский богослов, писатель, историк, член Харьковской городской думы, член Государственного Совета протоиерей Тимофей Буткевич (1854-1925 гг.). Могила о. Тимофея находится справа от ворот храма. О жизни храма до 1917 г. сведения весьма скудны. Такие корифеи харьковской дореволюционной науки, как проф. Д.И. Багалей и проф. Е.К. Редин обходят его полным молчанием. Вероятно храм, освященный в середине ХІХ в., казался слишком новым и малопримечательным. Лишь немногие дореволюционные авторы вскользь упоминают о нем и то только о датах строительства, обрушения купола и освящения. В 20-е гг. ХХ в. храм был закрыт. Он не был разрушен, однако лишился всего внутреннего убранства. В 1935(?) г. была снесена колокольня храма. Очевидец этих событий вспоминает, как к колокольне подъехали подводы с рабочими, которые за несколько дней разобрали колокольню и увезли кирпич. В храме был расположен склад боеприпасов. В 1941 г. вывоз боеприпасов из помещения храма проходил одновременно со входом немцев в город. Храм был подвергнут артобстрелу, но лишь один снаряд попал в северо-восточный угол храма и не причинил значительного ущерба. В 1943 г., во время оккупации, храм был снова открыт и в нем возобновились богослужения. Немецкое оккупационное командование не препятствовало открытию храмов, и в период 1941 по 1943 гг. были открыты практически все уцелевшие харьковские храмы. После освобождения Харькова в храме продолжали проходить богослужения. На купола храма были поставлены деревянные кресты, из досок и фанеры были собраны иконостасы. Очередное закрытие храма проследовало в 1950-е гг. Третье открытие храма произошло в 1970 г. С этого года в Свято-Иоанно-Усекновенском храме служит прот. Я. Бовтюк (настоятель с 1972 г.). Согласно историко-справочному путеводителю А.Н. Гусева, Первое градское кладбище было закрыто в 1878 г.

http://sobory.ru/article/?object=04036

Воля, к-рую Шопенгауэр соотносил с кантовской «вещью в себе» и признавал «сущностью мира», есть «воля к жизни» (Wille zum Leben - Schopenhauer A. Sämmtliche Werke. Lpz., 1938. Bd. 2. S. 215). Ж., по большей части понимаемая в смысле биологической Ж., характеризуется им как «зеркало» (Ibid. S. 324) или «проявление» (Ibid. Bd. 4. S. 84) воли. Важными для Шопенгауэра являются также понятия «жизненной силы» (Lebenskraft) и «жизненного напора» (Lebensdrang), с помощью к-рых он пытался интерпретировать Ж. как «неразумное стремление», к-рое не может быть объяснено при помощи чего-то иного, но само есть основание всякого объяснения, «зерно реальности» (Ibid. Bd. 2. S. 326). Применительно к человеку Ж. оценивается Шопенгауэром как слепая воля к продолжению рода, «постоянный обман» и «непрерывное страдание». Поэтому задачу человека Шопенгауэр видел в том, чтобы избавиться от этой «иллюзии» Ж. и путем «отрицания воли к жизни» достичь освобождения от «порочности мира» (Ibid. S. 447, 453-454). Хотя у Ницше также не обнаруживается термина «философия жизни», в письме к Матильде Майер от 15 июля 1878 г. он говорил о себе как о буд. «философе жизни» ( Nietzsche F. Sämmtliche Briefe. Münch., 1986. Bd. 5. S. 338). В ранних сочинениях, отмеченных влиянием Шопенгауэра и Р. Вагнера, Ницше, по собственному признанию, пытался найти объяснение процессу и ценности Ж., исходя из миропонимания древнегреч. «теоретического человека», творчески соединявшего искусство и науку с непосредственным «переживанием» Ж. («Рождение трагедии из духа музыки», 1872). В работе «О пользе и вреде истории для жизни» (1874) эта тематика получила дальнейшее развитие, будучи интерпретирована в рамках антагонизма науки (истории) и Ж. История, согласно Ницше, не может быть чистой наукой, но должна быть поставлена на службу Ж., понимаемой как «неисторическая сила» ( Idem. Werke: Kritische Gesamtausgabe/Hrsg. G. Kolli, M. Montinari. B., 1972. Abt. 3. Bd. 1. S. 253), для того чтобы живое не лишилось необходимой для него «атмосферы».

http://pravenc.ru/text/182295.html

Далее Шеховцова сравнивает отношения культуры и цивилизации, как отношения женщины и мужчины. «Культура – это сфера человеческого духа, человеческих отношений, где выражены ценности взаимопонимания и уважения. Это сфера познания и понимания науки и искусства. Цивилизация – это техническая сфера обеспечивания взаимодействия человека с миром, сфера технических устройств, облегчающих человеку жизнь, но и требующая за это дорогую плату (ухудшение экологии, стресс, и так далее) Культура – это сфера субъектов, цивилизация – объектная сфера. Таким образом, женщина в отношениях с мужчиной является субъектом и вступает с мужчиной в субъектные отношения. А мужчина относится к женщине, как к объекту. Таким образом, можно сказать, что отношения женщины и мужчины символизируют отношения культуры и цивилизации: душевность, тонкость, любовь, жертвенность, с одной стороны. И обладание, техника (ловкость, хитрость – перевод техне с греч.), напор – с другой стороны». 8 Теперь предлагаю вернуться к тому вопросу, который мы обозначили: кем же все-таки является Ева Адаму? Чтобы разобраться, о чем действительно идет речь, обратимся к тексту Библии. Еврейский оригинал книги Бытия повествует далеко не о помощнике. Употребленное здесь слово «эцер» куда глубже по содержанию, чем это видится на первый взгляд. Так православный богослов и историк профессор Сергей Троицкий (1878–1972) предлагает переводить семитское ЭЦЕР, как «ВОСПОЛНЯЮЩЕЕ БЫТИЕ». «Ева выступает не просто помощницей, а той, которая будет стоять лицом к лицу с ним, с Адамом». 6 Такой перевод наполняет значение союза мужчины и женщины совсем иным смыслом. Муж и жена могут стоять лицом к лицу, как бы созерцая друг друга, проникая в глубины один другого, наполняясь новым содержанием. Они могут видеть друг в друге всю красоту образа Божиего . Перед нами открывается сама вечность, которая через любовь соединяет двух в единое целое. Именно поэтому, как писал французский философ-экзистенциалист Габриель Марсель, сказать человеку: Я тебя люблю – то же что сказать ему: «Ты будешь жить вечно, ты никогда не умрешь». Это же выражение мы встречаем и у Антония Сурожского .

http://azbyka.ru/sovremennye-aspekty-blu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010