Иаков (Маскаев) Иаков (Маскаев), архп. Барнаульский. Родился 13 октября 1878 года. Окончил Оренбургскую духовную семинарию, возведён в сан иерея, до хиротонии во епископа священствовал. 19 марта 1’923 года хиротонисан обновленческими Преосв. Евдокимом (Мещерским) и Серафимом (Мещеряковым) во епископа Орского. 31 июля 1924 года назначен епископом Оренбургским. По прибытии на кафедру, когда возникла возможность общения с Московской Патриархией, он обратился с особым прошением к Патриарху Тихону о том, чтобы его приняли в молитвенно-каноническое общение с Патриархом, причём в прошении указал, что он молитвенно как бы уже находится в общении с ним, а административно подчиняется обновленческому Синоду, как ставленник обновленческих епископов. Патриарх принял его в общение, но предложил ему «отмежеваться» от Евдокимовского Синода. Епископ Иаков выполнил предложение Патриарха и, по получении от Святейшего грамоты, написал в обновленческий Синод заявление о том, что он отказывается быть в подчинении Синоду. Переход в «Тихоновщину» был расценён обновленцами как нарушение правил Синода и на него 13 января 1925 года было наложено обновленческое запрещение в священнослужении. С этого времени епископ Иаков становится православным епископом. С 2 янв. 1928 года – епископ Курганский, Тобольской епархии. С 1928 года – епископ Осташковский, Тверской епархии. С 6 февраля 1929 года – епископ Балашовский, Саратовской епархии. С 4 апреля 1933 года епископ Барнаульский и временно управляющий Бийско-Алтайской епархией. В 1935 году возведён в сан архиепископа. С 1936 года епархией не управлял. 29 января 1937 года уволен на покой. Скончался в Барнауле в 1937 году. Литература «Оренбург. Епарх. Вед.» за 1902 год 26, стр. 11 165, стр. 6 стр. 4 и 7 104, стр. 9 дело 87 Кат-АМ Кат-ЯВ 115, стр. 56 Списки архиереев 1897–1944 гг. Патр. Алексия, стр. 34 Regel’son 555 1936 Haft Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

799. Струве В. История древнего Востока. М., 1941, с. 483. 800. Тураев Б. История древнего Востока, т. 1-2. Л., 1937, с. XII + 338; 321. 801. Cambridge Ancient History, vv. 1-4. Cambridge, 1928-1929. 802. Meyer Е. Geschichte des Altertums, Bd. 1-3. Berlin, 1925-1937. 803. Moret A. Histoire de 1 " Orient, t. 1-2. Paris, 1936.   19. АССИРИЯ И ВАВИЛОН 804. Белявский В. Война Вавилонии за независимость (627-605 гг. до н. э.) и гегемония скифов в Передней Азии. — В кн.: «Исследования по истории стран Востока», ЛГУ, 1964, с. 93-128. 805. Его же. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971, с. 319. 806. Бенцольд К. Ассирия и Вавилония. Пер. с нем. СПб., 1904, с. 143. 807. Боскавен Ч. Религия Вавилона. Пер. с англ. — РВТ, 15, с. 15-26. 808. Винклер Г. Вавилон, его история и культура. Пер. с нем. СПб., 1913, с. 171. 809. Вулли Л. Ур Халдеев. Пер. с англ. М., 1963, с. 255. 810. Дандамаев И. Храм и государство в поздней Вавилонии. — с. 17-39. 811. Дьяконов И. Развитие земельных отношений в Ассирии. Л., 1949 с. 152. 812. Его же. К вопросу о судьбе пленных в Ассирии и Урарту. — ВДИ, 1952, с. 90-100. 813. Его же. Этнос и социальное явление в Ассирии. — «Советское востоковедение», 1958, с. 43-56. 814. Иеремиас Ф. Семитические народы Передней Азии. Пер. с нем. — В кн: П. Шантепи де ла Соссей. Иллюстрированная история религий, т. 1. СПб., 1913, с. 193-269. 815. Исторический взгляд на ветхозаветные пророчества о Ниневии. — ХЧ, 1832, т. 47, с. 252-289. 8)6. Казанский В. Ниневия. — ЧОЛДП, 1878, с. 371-790. 817. Клима И. Общество и культура древнего Двуречья. Пер. с чешек. Прага, 1967, с. 274. 818. Масперо Г. Ассирия. Пер. с франц. М., 1913, с. 295. 819. Мейер Э. История ассиро-вавилонской литературы. — В кн.: «Всемирная история литературы» под ред. В. Корша, т. 1, с. 236-255. 820. Мережковский Д. Тайна трех, Египет и Вавилон. Прага, 1925, с. 364. 821. Никольский М. Очерк халдейской культуры. — «Русский Вестник», 1879, 12. 822. Никольский М. Саргон, царь ассирийский. М., 1881, с. 73.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Веретенников Василий Иванович (1886–1942) – историк, ученик А.С.Лаппо-Данилевского; работал в Саратовском университете с 1917 по 1920 гг., а затем в Харькове. Пиксанов Николай Кирьякович (1878–1969) – литературовед и историк русской литературы; профессор Саратовского университета (1917–1921), затем Московского и Ленинградского университетов. 117 В семье С.Л.Франка и Т.С.Бариевой было четверо детей: Виктор Семенович (1909–1972) – историк, последние годы жизни – комментатор радио «Свобода»; Алексей Семенович (1910–1969) – солист балета. Во время войны был тяжело ранен. Инвалид; Наталья Семеновна (род. в 1912 г.) – живет в Англии; Василий Семенович (род. в 1920 г.) – воевал в английской армии, после войны работал в различных международных организациях в Австрии. С 1962 г. работал на радио «Свобода» редактором отдела новостей. Ныне живет в Германии. (Сообщено В. С.Франком ). 118 Без специальных архивных изысканий крайне трудно проследить чехарду преобразований в структуре Московского университета в революционные годы. Вероятно, речь идет об Институте научной философии. А.Чичерин в статье «О «последних русских философах» и трудах одного из них» (Московский журнал. 1992, 2) рассказывает о С.Л.Франке: «Нам совершенно по вкусу пришелся внешне менее блестящий, дальше от нас стоящий по своему положению в университете, но истинно глубокий по уму – Семен Людвигович Франк . Он читал нам высший курс логики. Не было в этом курсе никаких явно мировоззренческих идей, никакой метафизики, ничего собственно религиозного. Строго ученый характер имела каждая лекция. Но в лекциях этих был такой сильный ток мыслей, что он вызывал радостное напряжение слушателя. А во всем была такая глубина и уверенность самораскрытия идей, что мы вступали в очень высокие сферы разума и бытия. Логика становилась обнаружением одухотворенности и разумности мира. Философскую закваску на всю жизнь мы получали не в патетически поданных Фохтом кантианских антиномиях, не в экстатических созерцаниях Ильина, не в холодной аналитичности Шпета, хотя и то, и другое, и третье было по-своему плодотворно, а именно в этих лекциях с их сдержанным внутренним огнем». (Там же. С.30). В его воспоминаниях фигурируют также Фохт Борис Александрович (1875–1946) – философ-неокантианец; Ильин Иван Александрович (1883–1954) – неогегельянец, давший интуитивную трактовку философии Гегеля и феноменолог Шпет Густав Густавович (1878–1937).

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КАРАБИНОВ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иван Алексеевич Карабинов Иван Алексеевич Карабинов ( 1878 - 1937 ), профессор Санкт-Петербургской духовной академии , литургист Родился 15 октября 1878 года в селе Феодоровском Никольской волости Юрьевского уезда Владимирской губернии в семье священника Алексия Карабинова . С раннего детства о. Алексий брал своего младшего сына на службы. В свою очередь Иван был очень любознательным и старался во всем помогать своему отцу, особенно любил пономарить на Божественной литургии. Любовь к храмовому богослужению с каждым годом возрастала в юноше, что оставило отпечаток на всю его последующую жизнь. В 1893 году окончил Суздальское духовное училище по I разряду, в 1899 году - Владимирскую духовную семинарию по I разряду и был принят на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию . В академии его учителем стал заслуженный ординарный профессор кафедры церковной археологии и литургики Николай Васильевич Покровский . Правда, в воспоминаниях О.И. Карабиновой " учителем-преподавателем " Ивана Алексеевича упоминается проф. Дмитрий Павлович Миртов , но из контекста письма трудно сказать, в каком именно смысле он упоминается в данном статусе. В списках о переводе на следующий курс И.А. Карабинов всегда числился в первой тройке по успеваемости наряду с Б.В. Титлиновым и А.А. Аргентовым. В конце IV курса трое вышеуказанных студентов получили Макариевскую премию за высший общий балл по семестровым сочинениям за все четыре года обучения. Иван Алексеевич имел хорошую подготовку по языкам, в числе которых были греческий, немецкий, латинский и французский. Одновременно учился в Археологическом институте Санкт-Петербурга . После окончания академии в 1903 году, 16 августа был оставлен в качестве профессорского стипендиата при кафедре литургики и церковной археологии. На совете академии 11 июня того же года было принято решение о командировке И.А. Карабинова в Русский археологический институт в Константинополе для научных занятий.

http://drevo-info.ru/articles/13676750.h...

Глазов Владимир Гаврилович (1848–1918, по другим сведениям 1920), военный, государственный и общественный деятель, историк, ген. от инфантерии (1907). Участник русско-турецкой войны 1877–1878, начальник штаба Финляндского военного округа (1899–1901), начальник Николаевской академии Генерального штаба (1901–1904). Управляющий Мин-вом нар. просв. (с 10.04.1904), министр нар. просв. (1.08.1904– 18.10.1905), помощник командующего войсками Московского военного округа (1905–1908), член Военного совета (с 1909), председатель ОИДР (1906–1918), один из организаторов и попечитель (с 1907) Московского археологического ин-та; Глубоковский Николай Никанорович (1863–1937), богослов, историк церкви, магистр (1891), доктор (1898) богословия, член-корр. Петербургской (1909) и Болгарской (1929) АН. Преподаватель Воронежской духовной семинарии (1890–1891). Доцент (1891–1894), профессор Петербургской ДА (1894–1918), профессор Петроградского ун-та (1918), профессор Петроградского Богословского ин-та (1919). Редактор «Православной богословской энциклопедии» (1904–1911), член Особого совещания при Синоде по вопросу о реформе духовных школ и церковного упр-ния (1907–1908). Архивариус бывшего Синодального архива (1919–1921). С 1921 – в эмиграции, профессор Карлова ун-та в Праге (1922), Белградского (1922–1923) и Софийского (с 1923) ун-тов; Гневушев Андрей Михайлович (1882–1920), историк, преподаватель в гимназиях Киева и Москвы, директор 2-й красноярской женской гимназии (с 1914), преподаватель Красноярского учительского ин-та (1914–1919) и Дальневосточного ун-та во Владивостоке (1919– 1920); Гобза Иосиф Освальдович (1848–1927), директор смоленской (с 1878), затем 1-й (с 1887) и 11-й (с 1907) московских мужских гимназий; Гоголь Николай Васильевич (1809–1852), писатель, публицист, историк; Голицын Николай Владимирович (1874–1942), князь, архивист. С 1897 служащий в МГАМИД, в 1903 был причислен к архивам Мин-ва в Петербурге. Во время Русско-японской войны работал в учреждениях Красного Креста (1904–1905). Служащий в канцелярии (с 1905), старший делопроизводитель Отдела Общего собрания и общих дел Государственной думы (с 1908). Директор Государственного и Петроградского Главного архивов МИД, товарищ председателя «Союза российских архивных деятелей» (1917–1918). После Октябрьской революции был одним из организаторов бойкота чиновниками советской власти; неоднократно арестовывался, в 1923–1926 отбывал 3-летний срок заключения в Бутырской тюрьме. Затем служил переводчиком в Ин-те Маркса и Энгельса (уволен в период чистки 1928–1929) и французской газете «Journal de Moscou»;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Дворцова Наталья Петровна, литературовед 29, 39, 136, 387, 496, 500, 529 Девриен Альфред Федорович (1842 – после 1918), издатель 102–103, 231, 525 Дедков Игорь Александрович (1934–1994), критик 30 Дедков Николай И., ученик М. М. Пришвина 205, 222—223 Деникин Антон Иванович (1872–1947), генерал Белой армии 217 Десницкий, учитель гимназии, где преподавал В. В. Розанов 36—37 Добролюбов Александр Михайлович (1876—?), поэт 123—124 Добролюбов Николай Александрович (1836–1861), критик, публицист 482 Достоевский Федор Михайлович (1821–1881), писатель 11, 47, 92, 142, 160, 191, 232, 265, 277, 350, 369, 379, 383, 385, 412, 435, 439, 441–442, 445 Дуничка см. Игнатова Е. Н. Еголин Александр Михайлович (1896–1959), литературовед 442 Есенин Сергей Александрович (1895–1925), поэт 10, 74, 214, 235, 238, 353 Ефимова Софья Васильевна (Козочка) (р. около 1900—?), знакомая М. М. Пришвина 183–188, 190, 287–289, 429, 527 Ефремин Александр Владимирович (1888—?), критик 244, 255, 309–310, 508–509, 513, 529 Желудков, учитель женской гимназии в Ельце 36—37 Жуковский Василий Андреевич (1783–1852), поэт 19 Закс Николай Александрович, директор елецкой гимназии 23, 27 Замошкин Николай Иванович (1896–1960), критик 33, 60, 76, 235, 310, 492, 496, 507, 529 Замятин Евгений Иванович (1884–1937), писатель 10, 53, 74, 133, 259, 272, 304, 319 Зарудин Николай Николаевич (1899–1937), писатель, председатель литературной группы «Перевал» 310 Захар, елецкий крестьянин 196 Златовратский Николай Николаевич (1845–1911), писатель 302 Зощенко Михаил Михайлович (1895–1958), писатель 460 Зоя, невестка М. М. Пришвина 370 Зубрилин, агроном 398 Ибсен Генрик (1828–1906), норвежский драматург 320 Иванов-Разумник (наст. фам. Иванов) Разумник Васильевич (1878–1946), критик 39, 43, 53, 94, 103, 113, 116–117, 132–133, 165, 168, 179, 210, 213–217, 219, 227, 233, 263, 272, 298, 317, 346, 353–365, 368, 370–372, 380–381, 399–403, 423, 432, 466, 496, 498–500, 506, 516–518, 526–527, 529 Иванов Всеволод Вячеславович (1895–1963), писатель 235, 292, 473

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

Милюков П. Н. Главные течения русской исторической мысли. М., 1897. Т. 1;3-е изд. СПб., 1913. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. СПб., 1896–1903. 2 т.; 2-е изд. доп. Париж, 1930–1937. 3 т. (в 4-х кн.). Нольде Б. Е. Очерки русского государственного права. СПб., 1911. Очерки истории СССР. Период феодализма: Россия в первой четверти XVIII в. Преобразования Петра I. М., 1954. Очерки истории СССР. Период феодализма: Россия во второй половине XVIII в. М., 1956. Очерки истории СССР. Период феодализма: Россия во второй четверти XVIII в. М., 1957. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. СПб., 1915. [М., 1993]. Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. Нью-Йорк, 1953. Пушкарев С. Г. Россия в XIX веке (1801–1914). Нью-Йорк, 1956. Рязановский Б. А. Обзор русской культуры. Eugene, Oregon, 1947. 2 т. Семенов П. И. Россия в конце XIX века. СПб., 1900. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1851–1879. 29 т.; М., 1962–1966. 15 кн. [М., 1988–1996]. Филиппов А. Н. Учебник истории русского права. Юрьев, 1912. Шмурло Е. История России. 862–1917. Мюнхен, 1922. Шмурло Е. Курс русской истории. Прага, 1935. Т. 3: 1613–1725. Engelmann J. Das Staatsrecht des Russischen Reiches. Freiburg i. Br., 1889. Florinsky M. T. Russia. A history and an interpretation. N. Y., 1953. 2 Bde. Gitermann V. Geschichte Rußlands. Hamburg, 1949. 3 Bde. Gribowskij V. Das Staatsrecht des russischen Reiches. Tübingen, 1912 (Das öffentliche Recht der Gegenwart. 17). Hanisch E. Geschichte Rußlands. Freiburg i. Br., 1940–1941. 2 Bde; 2 Ed. 1943–1944. 2 Bde. Hedenström A. von. Geschichte Rußlands. 1878–1918. B., 1922. Hoetzsch O. Grundzüge der Geschichte Rußlands. Stuttgart, 1949. Hoetzsch O. Rußland. B., 1913; 2 Ed.: 1917. Iljin I. Wesen und Eigenart der russischen Kultur. 2 Ed. Affoltern a. A., 1944. Karpovich M. Imperial Russia, 1801–1917. N. Y., 1937. Kliutschewskij W. O. Geschichte Rußlands. Stuttgart; Leipzig; B., 1925–1926. 4 Bde. Kliutschewskij W. O. Russische Geschichte von Peter dem Großen bis Nikolaus I. Zürich, 1945. 2 Bde.

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 30 (13 октября) Мученица Аполлинария Тупицына Мученица Аполлинария (Аполлинария Петровна Тупицына) родилась 24 декабря 1878 года в деревне Шелюбинской Вельского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. Образование получила в прогимназии в городе Вельске. До революции она работала медсестрой, а после революции стала странствовать, занимаясь в Москве то стиркой белья, то зарабатывая на жизнь в качестве няни. Но все свободное время она отдавала церкви. Лжесвидетель впоследствии показал, что знает ее «как контрреволюционную личность. Тупицына мне известна с 1936 года, когда она в церкви “Знаменье” у Крестовской Заставы сколотила вокруг себя контрреволюционную группу и проводила активную антисоветскую деятельность. В случаях, когда к Тупицыной обращались за исцелением, она всегда начинала антисоветскую пропаганду. Мне известны случаи, когда Аполлинария, начиная свои исцеления, говорила, что не будет молиться до тех пор, пока гражданин, обратившийся к ней, не откажется от власти сатаны. Она говорила колхозникам, ходившим к ней, что они болеют потому, что в колхозе имеют дело с сатаной. Когда к ней пришла жена какого-то милиционера по поводу болезни ног у ее мужа, то она заявила: “Молиться буду только в том случае, и Бог поможет, когда твой муж уйдет из милиции”». Аполлинария Петровна была арестована 17 сентября 1937 года и заключена в Бутырскую тюрьму в Москве. Выяснив ее образ жизни, следователь вполне удовлетворился показаниями лжесвидетелей и не стал добиваться того, признает ли она, что ведет антисоветскую деятельность. 8 октября тройка НКВД приговорила ее к расстрелу. Аполлинария Петровна Тупицына была расстреляна 13 октября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле. Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 3» Тверь, 2005 год, стр. 125-127. Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/972/apollinariya...

Юревич Эдуард Иванович (1888–1958) – советский партийный и государственный деятель. Родился в Лифляндской губ, Член РСДРП с 1913 г. В 1917–1919 гг. член Московского комитета РКП(б) и Контрольной комиссии МК РКП(б). В 1919–1921 гг. работал в Латвии и Пскове. В 1922–1926 гг. на партийной работе в Москве. В 1927–1930 гг. ответственный секретарь Башкирского обкома ВКП(б). В дальнейшем председатель ЦК профсоюза химиков (1930–1934), член Президиума ВЦСПС, на партийной и преподавательской работе в Москве и Латвийской ССР. Яковлева Варвара Николаевна (1884–1941) – советский партийный и государственный деятель. Родилась в Москве. Из мещан. Член РСДРП с 1904 г. Активный участник революционного движения, неоднократно арестовывалась. находилась в ссылках и эмиграции. Секретарь Московского областного бюро ЦК РСДРП(б) (1917–1918). В 1918–1919 гг. председатель Петроградской губернской ЧК. В последующие годы на партийной и хозяйственной работе. С 1922 г. зав. Главным управлением профессионального образования Народного комиссариата просвещения РСФСР, зам. наркома просвешения РСФСР. С 1923 г. представитель Наркомпроса вАРК. В 1929–1937 гг. нарком финансов РСФСР. Была членом ВЦИК и ЦИК СССР. В 1937 г. арестована, в 1938 г. приговорена к 20 годам тюрьмы. Расстреляна близ г. Орла. Реабилитирована в 1958 г. Ярославский Емельян Михайлович (Губельман Миней Израилевич) (1878–1943) – советский партийный и государственный деятель. публицист, один из главных организаторов антирелигиозной работы в стране. Родился в Чите, в семье ссыльнопоселенцев. Член РСДРП с 1898 г. Вел партийную работу в Санкт-Петербурге, Твери, Нижнем Новгороде, Киеве, Одессе, Ярославле, Москве. Неоднократно арестовывался., находился в заключении. После Октябрьской революции на партийной работе. В 1921–1922, 1939–1943 гг. член ЦК РКП(б)–ВКП(б). В 1923–1934 гг. член президиума ЦКК ЦК РКП(б)–ВКП(б). В 1924–1934 гг. секретарь партколлегии ЦКК. Председатель АРК (1923–1929). Член редколлегий ряда газет и журналов («Правда», «Большевик», «Историк-марксист», «Безбожник» и др.). Руководил кафедрой истории ВКП(б) в ВПШ при ЦК ВКП(б) и лекторской группой ЦК. Председатель «Союза (воинствующих) безбожников» (с 1925 г.). С 1931 г. председатель Всесоюзного общества старых большевиков. Автор свыше 1600 статей и монографий по вопросам истории партии и революционного движения, антирелигиозной пропаганды. Один из создателей «Краткого курса истории ВКП(б)» (1938). Академик АН СССР (1939). Лауреат Сталинской премии (1943). Скончался в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Сербии посмертно реабилитировали церковного историка прот. Радослава Груича 19.03.2014 Как сообщает информационное агентство «Танюг», 14 марта Высший суд Белграда принял решение об отмене вынесенных в 1945 г. против прот. Радослава Груича обвинений, по которым он был обвинен в «фашизации сербского народа, сотрудничестве с оккупантами в области культуры», уволен из университета и лишен права избирательного голоса. «Реабилитированное лицо Радослав Груич не должен считаться обвиненным», — говориться в официальном сообщении суда. В сообщении подчеркивается, что профессор стал жертвой политических, религиозных, национальных и идеологических мотивов. Судья Предраг Васич сообщил, что в полицейских и гестаповских документах проф. Груич характеризовался как противник Рейха и национал-социализма, прорусски ориентированный упорный противник немецкого влияния на высшее образование в Сербии . Инициатором реабилитации был представитель Богословского факультета В. Давидович, который в своем обращении он настаивал, что профессор внес неоценимый вклад в изучение сербской истории и сохранение сербского культурного наследия. Прот. Радослав Груич (родился в 1878 г. в Земуне, ныне в черте Белграда, рукоположен в 1899 г.) окончил семинарию в Сремски-Карловцах, университетские курсы права в Вене и философии в Загребе. С 1920 г. преподавал историю Сербии в университете в Скопье, в 1930-1933 и 1935-1937 гг. был деканом философского факультета этого университета. С 1937 г. по приглашению руководства Сербской Православной Церкви преподавал историю СПЦ на Богословском факультете Белградского университета. Был основателем и первым директором Музея СПЦ. Член Сербской академии наук и искусств (1939). В предвоенные годы объезжал Югославию и соседние страны для регистрации памятников сербского церковного искусства. После начала второй мировой войны был инициатором и одним из авторов «Меморандума СПЦ о злодеяниях усташей на территории независимого государства Хорватия против сербов и православных священнослужителей». Оказывал помощь беженцам и узникам концлагерей. В 1942-1943 гг., во время немецкой оккупации Югославии, перенес мощи кн. Лазаря, царя Стефана Уроша V и кн. Стефана Штиляновича и многие предметы церковного искусства в Белград, чем спас их от уничтожения. После окончания войны предложил создать комиссию по возвращению предметов церковного искусства, изъятых во время военных действий из сербских храмов, благодаря действиям которой многие реликвии вернулись в свои храмы, либо поступили в фонды музея СПЦ. Опубликовал более 270 научных исследований по истории СПЦ, а также ок. 500 статей по истории СПЦ в «Народной энциклопедии сербско-хорватской-словенской» (Загреб, 1925–1929. 4 кн.).

http://drevo-info.ru/news/16825.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010