Чехов много раз докладывал земству о чрезвычайном состоянии школ, о бедственном положении учителей. С искренним вниманием и внутренней деликатностью относился Антон Павлович к многочисленным просьбам учителей Серпуховского уезда и всегда торопился помочь им. Чехов предложил создать передвижные библиотеки и пожертвовал для них много своих книг. Для учителей он выписал на свои деньги журнал, договорился о том, чтобы музей наглядных пособий в Москве посылал свои экспонаты в деревенские школы. С окрестностями г. Чехова связаны имена и других великих деятелей русской культуры. Лето 1884 г. провел в имении своего брата в Скобееве (недалеко от с. Мещерского бывш. Подольского уезда) П.И. Чайковский. В июне 1910 г. в имении В.Г. Черткова Отрадном жил и работал Л.Н. Толстой. Дорога жителям г. Чехова находка в Лопасне рукописей, принадлежавших перу А. С. Пушкина. После гибели А.С. Пушкина его дети часто посещали Лопасню, имение Васильчиковых. Возможно, бывала здесь и Н.Н. Гончарова (ее второй муж П.П. Ланской приходился Васильчиковым родней). Особенно подолгу жил в Лопасне старший сын поэта Александр, военный, участник русско-турецкой войны 1877 г. (А. А. Пушкин умер в 1914 г., он завещал похоронить себя в Лопасне, но из-за начавшейся мировой войны — это сделать не удалось, и он был захоронен недалеко от Малого Останкина в Каширском уезде. Лишь летом 1963 г. прах А. А. Пушкина был перенесен, согласно его завещанию, в родовой склеп Пушкиных в г. Чехове). С 1877 г. в Лопасне жила и старшая дочь поэта Мария. А. А. Пушкин, много работая над рукописями отца, заботился о сохранности его литературного наследия, передал в Румянцевскнй музей в Москве все, за самым малым исключением, рукописи поэта. XX век В январе 1917 г. в руки внука поэта Г.А. Пушкина в лопасненском доме Васильчиковых случайно попал необычайной выработки старинный лист бумаги, исписанный характерным пушкинским почерком (этими бумагами была устлана клетка с канарейкой). Поиски обнаружили в кладовой затерявшийся и раскрытый ящик с бумагами, часть которых уже была уничтожена. Основную часть найденных бумаг А.С. Пушкина составляли его выписки для истории Петра I, а также другие неизданные рукописи поэта, его деловые бумаги. Все найденное было передано Г. А. Пушкиным в Румянцевский музей.

http://azbyka.ru/palomnik/Чехов

И здесь мы подходим к той ярчайшей особенности, которая отличает русского православного воина от других. Русский солдат никогда, за исключением братоубийственной Гражданской войны 1917-1922 гг., не вёл и не ведёт боев в ранге нападающего. Его действия, как правило, являются вынужденным ответом вследствие проявления агрессии со стороны другого – нападающего на него. Так было, например, во времена Великой Отечественной войны, когда русский солдат ценой огромных потерь вынужден был отбивать нападение гитлеровских войск. Или же военный поход русского солдата носит освободительный характер, когда он заступается за несправедливо обиженного православного брата во Христе, ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). Так, например, русский воин заступился за православного серба и болгарина в 1877-1878 гг. с целью освобождения Балкан от турецкого ига. И это была не просто война, а столкновение цивилизаций (по С.Ф. Хантингтону) – хищнической католико-протестантской, т.е. западноевропейской, с одной стороны, и православной, т.е. жертвенной восточно-южнославянской, с другой стороны, ибо турецкая армия, как пишет Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» за 1877 г., вооружилась на европейские деньги: «За укреплениями турок вынослив, энергичен, в нынешнюю же войну Европа как нарочно ободрила его, помогла ему оружием, инженерами, в огромном размере деньгами и, наконец, подстреканиями и натравливанием на нас возбудила в нем фанатизм». Такой же характер носила Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году после того, как сербский террорист Гаврило Принцип убил австро-венгерского наследника престола эрцгерцога Франца Фердинанда. И солдат Российской Империи тогда снова заступился за православного сербского брата. Сегодняшняя военная операция России носит примерно такой же характер. История повторяется. История, как утверждает диалектика, развивается по спирали. Начавшаяся военная операция российских войск на Украине в феврале 2022 года – это не экспансия русских на юг, а защитные действия с целью освобождения русского народа Украины от геноцида, религиозного угнетения, возрождающегося нацизма и войны власть имущих с собственным народом, которая длится уже около восьми лет.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/01/du...

С. 110). Высокий творческий потенциал и работоспособность, исключительная память в сочетании с блестящей научной интуицией, панорамным историческим мышлением, критическим подходом к анализу источников всех типов, отношение к факту как к данности («культ фактов») позволили молодому ученому стать истинным эрудитом и великим исследователем-новатором. Первые 3 статьи К. были одобрены Буслаевым и изданы в 1866 г. в СбОДИ. С 1869 г. К.- приват-доцент, с 1874 г.- доцент, с 1877 г.- профессор кафедры теории и истории изящных искусств Императорского Новороссийского ун-та в Одессе. При ун-те им был создан первый в России музей античных слепков, предназначенный для учебных целей. В Одессе К. основал рисовальную школу (директор с 1884 по 1888), немало сделал для ее развития. В 1873 г. защитил магист. дис. «Памятник гарпий из Малой Азии и символика греческого искусства» (Од., 1973); в 1877 г.- докт. дис. «История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей» (Од., 1876; во время подготовки диссертации совершил длительную поездку по Европе; защита состоялась в Московском ун-те, основным оппонентом был Буслаев). В 1882 г. за отличие по службе произведен в действительные статские советники. С 1888 г. профессор кафедры теории и истории искусств С.-Петербурского ун-та (до 1897) и Высших жен. курсов; старший хранитель отд-ния средних веков и эпохи Возрождения Эрмитажа (до 1893; впервые составил каталог этого фонда). Являлся членом мн. комиссий, обществ и ассоциаций, ряда академий. Участвовал в работе МАО (1867-1889, с 1899), особенно плодотворно - в деятельности РАО (СПб) (с 1886), являлся штатным сотрудником Имп. Археологической комиссии (с 1876), по заданию к-рой руководил раскопками в Сев. Причерноморье, в т. ч. в Херсонесе. Участвовал в организации Русского археологического ин-та в К-поле (1895), особенно деятельно - Комитета попечительства о русской иконописи (1901), а также в трудах Комитета по созданию Музея изящных искусств (ныне ГМИИ, 1900), в создании экспозиции икон в Русском музее (открыта в 1914), в устройстве иконного зала в ГТГ (1905), в работе Музея изящных искусств, в ряде реставрационных работ и охране памятников средневекового искусства (ц.

http://pravenc.ru/text/1841902.html

14 дек. 1895 г. Б. был избран, а 22 янв. 1896 г. утвержден ординарным профессором; с 24 янв. 1897 г. он заслуженный ординарный профессор КазДА, с 13 нояб. того же года член Казанского духовно-цензурного комитета. Временно преподавал на вакантной кафедре Свящ. Писания ВЗ (сент. 1875 - март 1876 ; дек. 1877 - апр. 1879), участвовал в разработке «Проекта соображений об изменениях в программе и методе преподавания Св. Писания в духовных семинариях» («Протоколы … за 1896 г.» Каз., 1897. С. 207-212). С 23 окт. 1908 г. сверхштатный профессор. После введения академического устава 1910 г. должен был покинуть академию по возрастному ограничению, но по ходатайству Совета КазДА был оставлен на 1-й кафедре Свящ. Писания НЗ с 31 июля 1910 по 16 авг. 1911 г. сверхштатным заслуженным ординарным профессором. Указом Святейшего Синода от 10 нояб. 1911 г. ему предоставлено право читать лекции в качестве сверхштатного профессора, после окончания 1913/14 уч. г. он был вынужден по болезни оставить преподавательскую деятельность. Являлся почетным членом КДА (1914) и Петроградской ДА (1915). В 1907-1915 гг. под рук. Юнгерова Б. принимал активное участие в труде по переводу ВЗ на рус. язык с LXX. С 1897 г. он неоднократно указывал на преимущество LXX в сравнении с МТ, где текст в большинстве мессианских мест поврежден. Из-за этого, по мнению Б., Синодальный перевод, сделанный с МТ, оказался искаженным в сравнении с церковнослав. текстом, это «приводит в смущение не только простецов, но и образованнейших людей» и осложняет борьбу пастырей с сектантами-духоборцами. В исследовании «К истории новозаветного текста» (1876-1877) Б. приходит к выводу, что в происхождении вариантов новозаветного текста нельзя видеть еретической тенденции намеренного его искажения и что «ни одна рукопись не потерпела еретического повреждения». Своеобразным продолжением докторской диссертации Б. стало историко-экзегетическое и апологетическое исследование «Общественное служение Господа нашего Иисуса Христа, по сказаниям святых Евангелистов». В рецензии на это сочинение, выдвинутое на премию митр. Макария, Юнгеров писал: «В русской, переводной… и оригинальной, литературе нет соответствия и параллели обозреваемому исследованию, ни по детальности и научности, ни по глубоко православно-богословскому характеру и направлению» (Протоколы... за 1909 год. Прил. 7. С. 204-205). За это сочинение, о к-ром также положительно отзывались Д. И. Богдашевский (впосл. архиеп. Василий) и проф. СПбДА А. А. Бронзов , Б. получил в 1909 г. половинную премию митр. Макария.

http://pravenc.ru/text/149569.html

03(16)07.1925 ЯЛУТОРОВСКАЯ 24.07(08.08)1932 (КУНГУРСКАЯ, обн. 13(26)12.1934?) Серафим Кушнерук НИКОЛАЕВСКАЯ 08(21)07.1942 11.1943 Серафим Лукьянов СЕРДОБОЛЬСКАЯ 07.09.1914 17.01.1918 в/у ФИНЛЯНДСКАЯ 11.08.1917 17.01.1918 ФИНЛЯНДСКАЯ 17.01.1918 24.05(06.06)1923 в/у ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ 04(17)01.1946 ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ 27.07(09.08)1946 02(15)11.1949 Серафим Ляде ЗМИЕВСКАЯ, обн. 08(21)09.1924 в/у ИЗЮМСКАЯ, обн. Серафим Мещеряков ОСТРОЖСКАЯ 23.08.1898 04.06.1902 ВИТЕБСКАЯ 04.06.1902 25.07.1911 ИРКУТСКАЯ 25.07.1911 11.12.1915 КОСТРОМСКАЯ 30.04(13.05)1919 03(16)06.1922 КОСТРОМСКАЯ, обн. 03(16)06.1922 ХАРЬКОВСКАЯ, обн. МИНСКАЯ, обн. 02(15)05.1923 МОГИЛЕВСКАЯ, обн. 06(19)05.1924 29.08(11.09)1924 ТАМБОВСКАЯ 16(29)06.1927 15(28)01.1928 СТАВРОПОЛЬСКАЯ 15(28)01.1928 29.07(11.08)1932 Серафим Никитин КУРСКАЯ 25.06(08.07)1962 12(25)06.1971 в/у ВОРОНЕЖСКАЯ 26.01(08.02)1968 14(27)02.1968 КРУТИЦКАЯ 12(25)06.1971 29.05(11.06)1977 в/у МОСКОВСКАЯ 12(25)06.1971 29.05(11.06)1977 Сщмч. Серафим Остроумов БЕЛЬСКАЯ 03.04.1916 19.08.1917 в/у ХОЛМСКАЯ 21.04.1916 27.05.1917 в/у ОРЛОВСКАЯ 27.05.1917 19.08.1917 ОРЛОВСКАЯ 19.08.1917 01(14)11.1927 СМОЛЕНСКАЯ 01(14)11.1927 29.10(11.11)1936 Серафим Поляков СТАЛИНГРАДСКАЯ, григ. Серафим Протопопов I СТАРОРУССКАЯ 10.04.1866 04.04.1869 СМОЛЕНСКАЯ 04.04.1869 02.10.1874 РИЖСКАЯ 02.10.1874 08.12.1877 САМАРСКАЯ 08.12.1877 11.01.1891 Серафим Протопопов II КОЛПИНСКАЯ 27.12.1923 09.01.1924) 14(27)04.1928 АКСАЙСКАЯ 14(27)04.1928 14(27)06.1928 СЫЗРАНСКАЯ 14(27)06.1928 12(25)09.1928 СТЕРЛИТАМАКСКАЯ 12(25)09.1928 10(23)11.1928 БАКИНСКАЯ 10(23)11.1928 21.03(03.04)1930 в/у СУХУМСКАЯ 10(23)11.1928 21.03(03.04)1930 в/у ЭРИВАНСКАЯ 10(23)11.1928 21.03(03.04)1930 в/у СУМСКАЯ РЫБИНСКАЯ 21.03(03.04)1930 ЧЕЛЯБИНСКАЯ 14(27)03.1934 07(20)07.1934 ВЕЛИКОЛУКСКАЯ 07(20)07.1934 ЛИПЕЦКАЯ 21.07(03.08)1935 17(30)09.1935 ОРЛОВСКАЯ 17(30)09.1935 06(19)10.1935 ЕЛЕЦКАЯ 06(19)10.1935 01(14)03.1937 Серафим Родионов ЦЮРИХСКАЯ 06(19)12.1971 20.10(02.11)1993 Серафим Руженцев в/у МИХАЙЛОВСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

T. 1: Des origines au milieu du XIe siècle/Ed. J. Lefort, N. Oikonomidès, D. Papachryssanthou, avec la collab. d " H. Métrévéli. P., 1985; T. 2: Du milieu du XIe siècle à 1204. 1990; T. 3: De 1204 à 1328. 1994; T. 4: De 1328 au début du XVIe siècle. 1995. (AA; 14, 16, 18, 19); Actes de Kastamonitou/Ed. N. Oikonomidès. P., 1978. (AA; 9); Actes de Kutlumus/Ed. P. Lemerle. P., 1945, 19882. (AA; 2); Actes de Lavra: 897-1178/Ed. G. Rouillard, P. Collomp. P., 1937. (AA; 1); Actes de Lavra. Pt. 1: Des origines à 1204: [Texte. Album]/Ed. P. Lemerle, A. Guillou, N. Svoronos, D. Papachryssanthou. P., 1970; Pt. 2: De 1204 à 1328: [Texte. Album]. 1977; Pt. 3: De 1329 à 1500: [Texte. Album]. 1979; Pt. 4: Études historiques. Actes serbes: [Texte et planches]/Avec la collab. de S. irkovi. 1982. (AA; 5, 8, 10, 11); Actes du Pantocrator/Ed. L. Petit//ВВ. 1906. Т. 12. Прилож.; Actes du Pantocrator: [Texte. Album]/Ed. V. Kravari. P., 1991. (AA; 17); Actes de Philothée/Ed. W. Regel, E. Kurtz, B. Korablev//ВВ. 1914. T. 20. Прилож.; Actes du Prôtaton: [Texte. Album]/Ed. D. Papachryssanthou. P., 1975. (AA; 7); Actes de Saint-Pantéléèmôn: [Texte. Album]/Ed. P. Lemerle, G. Dagron, S. irkovi, 1982. (AA; 12); Actes de Xénophon/Ed. L. Petit//ВВ. 1903. Т. 10; То же. Amst., 1964; Actes de Xénophon: [Texte. Album]/Ed. D. Papachryssanthou. P., 1986. (AA; 15); Actes de Xéropotamou/Ed. J. Bompaire. P., 1964. (AA; 3); Actes de Zographou/Ed. L. Petit, W. Regel//ВВ. 1911. T. 17. Прилож.; Byzantine Monastic Foundation Documents/Ed. J. Thomas, A. Constantinides Hero. Wash., 1998 (=http://www.doaks.org/typ000.html [Электр. ресурс]). Лит.: Порфирий (Успенский), еп. Первое путешествие в афонские монастыри и скиты. К., 1877. Ч. 1-2; он же. Второе путешествие по Святой Горе Афонской. М., 1880; он же. История Афона. К., 1877. Ч. 1-3/1; СПб., 1892. Ч. 3/2; Γεδεν Μ. Ο ρδβλθυοτεΑθως. Αναμνσεις, γγραφα, σημεισιες. Κωνσταντινοπολις , 1885; Петрушевский П. Святые места и святыни на Востоке и в России. СПб., 1902; Вышний покров над Афоном.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Россия и война на Балканах 1877-1878 гг. 26.06.2017 09:37:01 Князь Александр Трубецкой В этом году прошло 140 лет с начала освободительной войны на Балканах. Вспомним, что оккупация  Балкан турками длилась более 500 лет и отличалась преследованием христиан  в этом регионе Европы.  Вспомним тоже, что за всю историю отношений России и Турции с XVIII в.  было не меньше 10 войн. Болгария в то время не была суверенным государством, хотя ее история упоминается еще со времен Гомера. Можно сказать, что Болгария была полностью вассалом Турции, которая ее считала частью своего государства. Во второй половине XIX  в.  появились разные движения за независимость. Один из лидеров Болгарии Стамбулов скажет после освободительной войны: Россия освободила нас от турок, но кто освободит нас от России? Уже в 1860-х гг.  Царь Александр II позволял русским офицерам добровольно принимать участие в военных операциях в основном против турок   в сербской армии.  Ситуация стала накаляться, когда в 1873 году турки казнили через повешение легендарного болгарского героя Васил Левски, который возглавлял одно из движений за независимость. В 1875 Россия и Австрия подписали соглашение о том, что  Австрия будет нейтральной страной в случае войны с Турцией,  но зато будет иметь право на Боснию и Герцеговину. ( Это право, предъявленное после войны и подтвержденное Берлинским конгрессом, будет иметь роковое последствие в 1914 году,  когда наследник Австрии будет убит именно в Боснии). В 1876 году начинается крупное востание против Турции в Сербии, Черногории и Болгарии.  Турки отвечают кровавыми репрессиями, и это вызывает общее возмущение европейских держав. Во Франции особенно выступает Виктор Гюго. Но западные державы ограничиваются только протестом. В России начинается активное  народное движение солидарности в защиту христианских,  в основном православных, балканских народов. Интересно отметить,  что XIX век является в Европе периодом колониального развития,  со многими войнами, имеющими целью завоевание новых территорий. А война, которую начнет Россия, будет преследовать только одну цель: освобождение угнетенных народов и предоставление им независимости. Вот почему в Софии заслуженно существуют памятник  и улица, посвященные Царю - Освободителю.  Во время периода коммунизма в Болгарии памятник и улица сохранили это название.

http://radonezh.ru/analytics/rossiya-i-v...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАСПАРРИ [итал. Gasparri] Пьетро (5.05.1852, Каповаллацца-ди-Уссита, близ Норчи, Умбрия - 18.11.1934, Рим), кард.-камерленго Римско-католической Церкви (1916-1934), титулярный архиеп. Кесарии Палестинской, гос. секретарь (1914-1930), один из создателей Кодекса канонического права (Codex juris canonici) . Род. в многодетной семье небогатых землевладельцев. По окончании начальной семинарии в Непи с 1870 г. продолжил учебу в папской Римской семинарии и в Академии св. Аполлинария, получил степени д-ра философии, д-ра богословия, д-ра канонического и гражданского права. 31 марта 1877 г. рукоположен во пресвитера. В 1877-1880 гг. преподавал каноническое право в папском Урбанианском ун-те, а также церковную историю и догматическое богословие в папской Римской семинарии. С 1880 г. проживал в Париже и преподавал каноническое право в Парижском католич. ун-те, а также возглавлял орг-цию «Opera per gli italiani», занимавшуюся помощью итал. диаспоре во Франции. 3 мая 1889 г. папа Римский Лев XIII назначил его тайным камергером папы, 13 апр. 1894 г.- прелатом папского двора. В 1896 г. принимал участие в работе папской комиссии по изучению вопроса о действительности англикан. рукоположений. 12 февр. 1898 г. папой Львом XIII Г. был назначен титулярным епископом Кесарии Палестинской и 26 марта того же года - апостольским делегатом в Перу, Эквадоре и Боливии. Епископское рукоположение Г., совершенное 6 марта 1898 г. в парижской ц. св. Иосифа, возглавил архиеп. Парижский кард. Франсуа Ришар. 23 апр. 1901 г. переведен на службу в Римскую курию на должность секретаря Конгрегации чрезвычайных церковных дел и с 27 июля того же года - консультанта Верховной конгрегации Sanctum Officium. 4 апр. 1904 г. папа Пий Х назначил Г. секретарем папской комиссии по кодификации канонического права, фактически поручив ему возглавить работу над составлением Кодекса канонического права. С 1906 г. одним из ассистентов комиссии и ближайших помощников Г. являлся пресв. Э. Пачелли (впосл. папа Пий XII ). 24 мая 1907 г. назначен ассистентом папского трона.

http://pravenc.ru/text/161719.html

В 1877–1878 гг. участвовал в русско-турецкой войне. С 1878 г. генерал-лейтенант. С 1884 г. начальник 1-й гвардейской пехотной дивизии, с 1888 г. командир 1-го армейского корпуса. С 1892 г. генерал от инфантерии. С 1896 г. член Военного совета, помощник командующего войсками Московского военного округа. С 1898 г. генерал-адъютант. См. о нем: Военная энциклопедия: В 16 т. СПб., 1912. Т. 8. С. 599. Малахов Николай Николаевич (06.05.1827–1908) – генерал от инфантерии. С 1846 г. прапорщик лейб-гвардии Егерского полка. С 1863 г. полковник, командир роты гвардейских подпрапорщиков. С 1864 г. начальник формировавшегося тогда Виленского пехотного юнкерского училища. С 1871 г. генерал-майор, помощник начальника14-ой пехотной дивизии. С 1874 г. командир 1-ой бригады 26-й пехотной дивизии, с которой участвовал в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. С 1879 г. командующий 26-й пехотной дивизией. С 1881 г. генерал-лейтенант. С 1888 г. начальник 1-ой пехотной дивизии. С 1889 г. командир Гренадерского корпуса. С 1895 г. генерал от инфантерии. С 1903 г. помощник командующего войсками Московского военного округа; с 1905 г. командующий войсками этого округа. С 1906 г. в распоряжении военного министра. Подробнее о нем см.: Военная энциклопедия: В 16 т. Пг., 1914. Т. 15. С. 136.) 432 (Обер-церемониймейстер... Долгорукий – Обер-церемониймейстер – придворный чин III класса по Табели о рангах. В статской службе соответствовал чину тайного советника, в армии – генерал-лейтенанту, во флоте – вице-адмиралу. Долгорукий Александр Сергеевич (29.10.1841–07.06.1912) – князь, член Государственного совета, обер-гофмаршал. Окончил Пажеской корпус. С 1858 г. на службе в отделении Собственной Е. И. В. канцелярии. С 1859 г. в МИДе. С 1860 г. в Императорской миссии в Берлине; с 1861 г. камер-юнкер. С 1862 г. в российском посольстве в Париже; в 1863 г. причислен к канцелярии МИД. С 1883 г. церемониймейстер Высочайшего двора, а вскоре – и. д. обер-церемониймейстера, с производством в действительные тайные советники.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Прокурор Свят. Синода». Р. Арх. 1906, 3, с. 93. 8. Богословские воззрения святителя Филарета.   Сочинения Филарета не собраны. Основное издание проповедей: Слова и речи, т. I-V, 1873—1885 (седьмое по общему счету и самое полное, сделанное Μ. О. Л. Дух. Просв.).    Из ранних сочинений «Изложение разности между Вост. и Зап. церковию в учении веры» (1811 г.). в Чтен. МОИДР, 1870 и в Чтен. О. Л. Д. Пр. 1872;    «Разговоры между испытующим и уверенным о православии вост. греко-российской Церкви», 1815 (в последующих изданиях часто опускается последний «разговор», о пределах Церкви);    несколько лекций из его богословских курсов изданы в Пр. Об. 1873, 1874, 1876 и 1879 гг., одна лекция о таинствах. «Радость христианина», 1900, VI, прил., «Собрание мнений и отзывов по учебным и ц. госуд вопросам», под ред. Арх. Саввы 6 томов, 1885;    срв. Собрание мнений и отзывов по делам Прав. Церкви на Востоке, 1886;    Мнения, отзывы и письма Филарета, м. М. и К., по разным вопросам за 1821—1867 гг., собраны с прим. Л. Бродского, М. 1905;    Полное собрание резолюций, под ред. и с прим. И. Корсунского и прот. В. Маркова, 3 тома, в прил. к «Душеполезному Чтению», 1903—1906;    продолжение издания при Моск. Церк. Вед., в 1914—1916, затем при Богосл. Вестн., в 1917.    Письма Филарета изданы отдельными выпусками. Особенно важны: Письма к А. Н. М(уравьеву), К., 1869; Письма к наместнику Тр.-С. лавры, архим. Антонию, I-IV, 1877—1879 (срв. статьи П. С. Казанского, Очерк жизни Арх. Антония, наместника Св.-Троицкой лавры, в Пр. Об. 1878; Мысли и чувствования М. Филарета по делу отобрания литографированного перевода книг В. Завета, По письмам его к а. Антонию, Пр. Об. 1878, янв., 106—118);    Письма к а. Твер­скому Алексию, М. 1883; письма к Григорию Постникову, Чт. ОЛДПр. 1877, Н. и Дек.; к Иннокентию Сельнокринову, еп. Дмитровскому, Приб. 30, 1874; письма к Филарету Гумилевскому, Приб, т. 32 и 33, 1883—1884; письма к Горскому, там же, 1884—1885;    срв. сборник писем к Фила­рету, изд. А. Н. Львовым, Спб.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010