Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДОНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. изд. Донской и Новочеркасской епархии , выходившее с 1 янв. 1869 по июнь 1917 г. В 1869 г. журнал издавался еженедельно, в 1870-1898 гг.- 2 раза в месяц (в 1898 вышло 27 номеров), в 1899-1914 гг.- 3 раза в месяц, с 1915 по июнь 1917 г. офиц. отдел выходил еженедельно, вместо неофиц. отдела по указу Святейшего Синода от 9 дек. 1914 г. ежемесячно выходил «Донской православный вестник: Прибавление к Донским епархиальным ведомостям». 1-м редактором «Д. е. в.» был назначен и. о. ректора Донской ДС архим. Вениамин (Смирнов ; впосл. епископ Воронежский). В 1869-1876 гг. он выпускал офиц. и неофиц. отделы, в 1877 г.- только неофиц. отдел, а редактирование офиц. отдела было передано в консисторию (соредакторы секретарь А. Ф. Мухин и член консистории игум. Иадор). С 6 за 1878 по 29 за 1908 г. оба отдела выпускались силами ДС, редакторами были с 1878 по 1883 г. 12) преподаватель А. К. Гиляревский, с 1883 13) по 1901 г. 25) преподаватель и инспектор А. А. Кириллов, с 1901 26) по 1905 г. 35) ректор прот. Митрофан Симашкевич (впосл. митр. Донской Митрофан ), с 1905 36) по 1908 г. 9) должность редактора исполнял Кириллов, с 10 его сменил ректор прот. Александр Замятин, к-рый редактировал неофиц. отдел по 1909 г. 13), его преемником с 1909 14) по 1914 г. был преподаватель Д. И. Грацианский, к-рый в 1915-1917 гг. редактировал «Донской православный вестник...». Издание офиц. отдела с 30 за 1908 г. было вновь поручено консистории, редакторами были секретари С. Г. Павловский (1908-1914 16)) и Н. И. Булгаков (1914 27) - 1917). В неофиц. отделе «Д. е. в.» печаталось немало статей, посвященных Донской епархии, ее архиереям и др. выдающимся делателям, мон-рям и святыням, а также истории Донского казачьего войска и его участию в военных кампаниях (русско-тур. войне 1877-1878 гг., экспедициях в Ср. Азию, русско-япон. и первой мировой войнах). В ознаменование 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 г.

http://pravenc.ru/text/178957.html

Г. Э. Щеглов Глава 4. Великий перелом (1914–1924) 4.1. Война. Утраты 20 июля 1914 года Россия вступила в войну с Германией, оказавшись вовлеченной в крупномасштабный международный военный конфликт. 26 июля был объявлен манифест о войне с Австро-Венгрией, а 20 октября 1914 года началась война с Турцией. Через год, 5 октября 1915 года, Россия со скорбным чувством вынуждена была вступить в войну с единоверной Болгарией, еще не так давно освобожденной «от турецкого рабства братской любовью и кровью русского народа» 528 . 18 августа 1914 года высочайшим повелением город Санкт-Петербург был переименован в Петроград. Ввиду этого Святейший Синод 19 августа определил в титулах учреждений и лиц духовного ведомства, в которых встречалось слово «с.-петербургский», заменить словом «петроградский». Соответствующее постановление относительно всех правительственных, сословных и общественных учреждений 23 августа было сделано и Советом министров 529 . С первых же дней войны Святейший Синод направил свою деятельность на организацию церковной жизни в условиях военного времени. Нужно отметить, что в годы Первой мировой войны Русская Православная Церковь выступила не только как институт духовный, но проявила себя и в особой патриотической деятельности церковных учреждений и организаций, принявшей небывалую в истории Русской Церкви широту и разнообразие. При объявлении войн 1853–1855 и 1877–1878 годов действия Святейшего Синода исчерпывались предписанием обнародования высочайшего манифеста в церквях за богослужением и призывом возносить моления Господу о победе над врагом. Затем следовало собственное пожертвование (в 100 000 рублей) и разновременные призывы и постановления о церковных пожертвованиях и другой помощи на нужды военного времени. Во время русско-японской войны 1904–1905 годов кроме вышеуказанного Святейшим Синодом был устроен на театре военных действий госпиталь на 100 кроватей. Но патриотическая деятельность Святейшего Синода в годы Первой мировой войны совершенно вышла за рамки обычных его действий. С первых же дней войны Синод стал вырабатывать целую программу мер, обращенных на нужды Отечества, активно координируя и направляя деятельность церковных организаций 530 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Чаплыгин. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Чаплыгин (Раненбург). Церковь Успения Пресвятой Богородицы Из книги священника Иоанна Добролюбова (1888 г.): «Первоначальное построение деревянной Успенской церкви относится к 1787 г., как видно из прошения о том иерея Архангельской церкви Архиппа Иродионова. Ныне существующая каменная церковь с таковою же колокольнею в честь Успения Божией Матери построена на средства Раненбургских граждан в 1831 г. и была первоначально приписана к собору без особого причта. При церкви находится каменная часовня и богадельня на 10 человек, содержащихся подаянием от граждан. По штату 1873 г. в причте при кладбищенской церкви положены 1 священник и 1 псаломщик. Из священно-служителей означенной церкви известен: священник Иоанн Дмитриевич Мелехов, состоит с 22 сентября 1863 г.» Официальное описание церкви: к основному объему храма, увенчанному ротондой светового барабана, прорезанной по сторонам света полуциркульными окнами - люнетами, примыкает четырехъярусная колокольня с двумя притворами. Завершения светового барабана и колокольни утрачены. Здание сооружено в стилевых формах позднего классицизма. Состоит на охране государства как памятник архитектуры регионального значения. Из «Состава причта приходов Рязанской епархии 1873–1894 гг.» известны: священники 1873–1894 – Городцов (Городцев) Иаков Андреев (†1894); 1873–1894 – Мелехов Иоанн Димитриев (†1894). Законоучитель Раненбургского уездного училища (АК 1889 – АК 1891). Награждён (9-29.04.1891) наперсным крестом, выдаваемым от Св. Синода (ЦВ 1891); 1894 – Любомудров Николай. Исправляющие должности псаломщиков (1873–1885 годы): 1873–1876 – Маков Николай Васильев; 1877–1894 – Колосов (Колоссов) Илия По данным «Церковных ведомостей» 1888—1908 гг., «Адрес-календарей Рязанской губернии» 1889 – 1914 гг., известны: Любомудров Николай И., священник Успенской церкви г. Раненбурга (АК 1898). Законоучитель Раненбургского приходского городского училища (ССК 1900). Законоучитель Раненбургского женского городского училища (ССК 1900). Юрьев Николай Сергеевич, священник Успенской церкви г. Раненбурга (АК 1912 — ПК 1914). Законоучитель Раненбургской мужской гимназии (ПК 1914). Законоучитель Раненбургской женской гимназии (АК 1912 — ПК 1914). Награждён скуфьей. (1-15 марта 1890 ЦВ 1890). Награждён (28.03-8.04.1897) камилавкой (ЦВ 1897). Награжден (23.02.1898) «Библией» от Св. Синода за особое усердие и ревность в деле благоустройства церковно-приходских школ и школ грамоты (ЦВ 1898). Награждён (18.04.1903) наперсным крестом, выдаваемым от Св. Синода. (ЦВ 1903). Священник церкви села Карповка Раненбургского уезда.

http://sobory.ru/article/?object=19274

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИРКУТСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Иркутской епархии, выходившее с 1 янв. 1863 по 1919 г. В 1863-1894 гг. издавались еженедельно, с 1895 г.- 2 раза в месяц. Первоначальный тираж составлял 1,2 тыс. экз., в 1864 г. издатели выпустили 600 экз., в дальнейшем тираж назначался в зависимости от спроса. Подписчиков в 1864 г. было 526, в т. ч. из Москвы, Орла, Рязани, Смоленска, Архангельска и др. городов. Первым редактором «И. е. в.» стал протоиерей кафедрального Богоявленского собора в Иркутске Прокопий Громов (до 1870), затем журнал редактировали ректор Иркутской ДС архим. Модест (Стрельбицкий ; впосл. архиепископ Волынский) (1871-1877), начальник Иркутской духовной миссии архим. Мелетий (Якимов ; впосл. епископ Рязанский) и преподаватель семинарии иером. Гурий (Буртасовский ; впосл. епископ Симбирский) (1877), ректор ДС архим. Григорий (Полетаев ; впосл. епископ Омский) (1878-1887), кафедральный прот. Афанасий Виноградов (1888-1894). Далее редакция вновь перешла в семинарию, редакторами были ректор архим. Евсевий (Никольский ; впосл. митрополит Крутицкий) (1895-1896), преподаватель свящ. Иннокентий Подгорбунский (1897-1904), ректор архим. Никон (Бессонов ; впосл. епископ Енисейский) (1905). С перерывами издание редактировали преподаватель ДС прот. Иоанн Дроздов (1905-1916), ректор архим. сщмч. Евгений (Зернов ; впосл. митрополит Горьковский) (1906-1913), ректор архим. Зосима (Сидоровский; впоследствии архиепископ Енисейский) (1913-1914), ректор архим. Софроний (Арефьев ; впоследствии архиепископ Краснодарский) (1914-1917), свящ. П. А. Попов (1916-1917), М. В. Одинцов и Д. Н. Дурницын (1917-1918). В «И. е. в.» публиковался прот. Александр Сулоцкий . Разрешение на выпуск «И. е. в.» было дано указом Святейшего Синода от 23 окт. 1862 г. по ходатайству Иркутского архиеп. Парфения (Попова) . Структура журнала была утверждена Синодом. В офиц. части публиковались указы, распоряжения Синода, сведения о награждениях, о перемещениях по службе священнослужителей, о поездках и служении правящих архиереев, о происшествиях, подробнейшие отчеты о деятельности духовно-учебных заведений, попечительства о бедных и др. В первых номерах журнала публиковались данные обо всех органах епархиального управления: списки членов Иркутской духовной консистории и попечительства о бедных, благочинных, настоятелей мон-рей, миссионеров, депутатов епархиальных съездов, полного состава духовно-учебного ведомства, сведения о церковных старостах и об их деятельности. За 1863-1888 гг. в офиц. части был опубликован 1231 материал, в т. ч. 920 высочайших манифестов, указов и определений Синода, 311 распоряжений иркутского епархиального начальства.

http://pravenc.ru/text/674059.html

Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 4 Архиепископ Вениамин (Муратовский) Архиепископ Вениамин (в миру Муратовский Василий Антонович) родился 18 апреля 1855 года в Казанской епархии в семье священника. В 1877 окончил Казанскую духовную семинарию и назначен надзирателем в Казанское духовное училище. 1 декабря 1877 года рукоположен в сан иерея и определен священником казанской Духосошественской церкви. Когда у него скончалась жена, на руках у него остался четырехлетний сын. В это время архиепископ Казанский Палладий (Раев) дает ему рекомендацию в Казанскую духовную академию, куда отец Василий и поступил в 1892 году. Сам архиепископ Палладий был переведен на Петербургскую кафедру, а в 1894 году как первоприсутствующий в Священном Синоде митрополит совершил священнодействие помазания на царство императора Николая II По окончании академии в 1896 году со степенью кандидата богословия Василий Муратовский был пострижен в монашество с именем Вениамин и возведен в сан архимандрита. Тогда же назначен настоятелем Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии. В 1897 году хиротонисан во епископа Ямбургского. С 3 декабря 1898 года – епископ Гдовский. С 1898 года – пожизненный член Казанской духовной академии. В 1900 году награжден панагией с драгоценными камнями. С 10 июля 1902 года – епископ Калужской и Боровский. Член Священного Синода в 1905–1906 годах. С 31 декабря 1910 года – епископ Симбирский и Сызранский. К 1910 году в епархии проживало до 175 тысяч некрещеных татар, 7,5 тысяч отпавших крещеных татар и чувашей, более 28 тысяч раскольников-беспоповцев и 5,5 тысяч поповцев, а также множество молокан-воскресников, штундобаптистов, молокан-субботников, пашковцев, толстовцев и порядка 500 язычников. Однако практически никакой миссионерской деятельности уже никто не вел. Ввиду сложной обстановки и крупных размеров епархии владыка просит Священный Синод учредить в Симбирской епархии викарную кафедру. В 1912 году его просьба была удовлетворена. Настоятель Алатырского Свято-Троицкого монастыря, выпускник Симбирской духовной семинарии архимандрит Назарий (Андреев) стал епископом Алатырским, викарием Симбирской епархии. Преосвященный Вениамин начинает издание сборника «Симбирская церковная старина», создает в 1914 году епархиальное церковно-археологическое общество, почетным председателем которого сам же и становится. Во время Первой мировой войны владыка лично руководил Симбирским епархиальным комитетом по оказанию помощи больным и раненым солдатам и осиротевшим семьям погибших воинов. 1 мая 1915 года он был возведен в сан архиепископа.

http://pravoslavie.ru/31260.html

Краткие биографические сведения о некоторых лицах, упомянутых в книге Аввакум (Александр Федорович Тухтин; 1882–1928), иеромонах. Родился в Ярославской губ.; 1 марта 1903 г. поступил в Валаамский монастырь. 11 марта 1908 г. определен в послушники. 9 августа 1914 г. пострижен в монашество. Проходил послушания на монастырском подворье в Москве, при гостинице в монастыре, в братской трапезе. 19 октября 1921 г. переведен в братство Трифоно-Печенгского монастыря. 15 ноября 1921 г. рукоположен в иеродиакона. 17 ноября 1921 г. – в иеромонаха, 11 октября 1926 г. вернулся в Валаамский монастырь. Агапит (Андрей Купреянов; 1877–1922), монах. Из крестьян Курской губ. Женат не был. 20 апреля 1902 г. поступил в Валаамский монастырь, 19 октября 1911 г. определен в послушники, в той же обители пострижен в монашество. Проходил различные послушания, в том числе и чредное чтение Псалтири. Агния Окулова – см. Окулова Агния Сергеевна. Азария (Алексей Иванович Егоров; 1875–?), иеромонах. Родился в д. Веретий Новоладожского уезда Петербургской губ. Окончил курс монастырской богословской школы. 20 января 1904 г. поступил в Валаамский монастырь. 2 июня 1910 г. определен в послушники. 23 июня 1912 г. пострижен в монашество. 18 июля 1920 г. рукоположен во иеродиакона, 13 ноября 1921 г. – во иеромонаха. Проходил послушание на молочной ферме. В 1921 г. переведен в Трифоно-Печенгский монастырь. 3 сентября 1925 г. по прошению вернулся в Валаамскую обитель. Александр Макушин – см. Артемий, схимонах. Алексий (Андрей Шарынов; 1884–1962), монах. Родился в Вологодской губ. В 1905 г. прибыл в Трифоно-Печенгский монастырь, там же в 1921 г. принял монашество. Проходил послушания на конюшне, в пекарне и на кухне. Летом 1938 г. перешел в Валаамский монастырь, но оставался в списках братии Трифоно-Печенгского монастыря. Скончался и похоронен на монастырском кладбище Нового Валаама в Финляндии. Алексий (Сергей Владимирович Симанский; 1877–1970), Патриарх Московский и всея Руси. Занимал патриарший престол с 4 февраля 1945 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еп. Николай (Налимов). Фотография. 90-е гг. XIX в. (Налимов Николай Александрович; 19.06.1852, Нов. Ладога С.-Петербургской губ.- 13.07. 1914, С.-Петербург), архиеп. Владимирский и Суздальский. Род. в семье свящ. (впосл. протоиерея) Александра Налимова, окончившего в 1847 г. СПбДС. В 1872 г. о. Александр († 6 апр. 1883), прослужив более 20 лет в Климентовском храме Нов. Ладоги, был переведен в деревянную ц. Нерукотворного образа Спасителя в с. Парголове (ныне в черте С.-Петербурга), где организовал строительство каменного 3-престольного храма на 850 чел. по проекту архит. К. А. Кузьмина (возведен в 1876-1880; в советский период не закрывался). В 1873 г. Н. Налимов окончил СПбДС 1-м по списку, затем поступил в СПбДА. В 1877 г. окончил академию со степенью кандидата богословия и с правом получения степени магистра. Младшие братья Н., Владимир (1857-1909), Симеон и Тимофей (1862-1925), также выпускники СПбДА (соответственно 1882, 1885 и 1886 гг.), впосл. стали протоиереями. Наиболее известный из них, экстраординарный профессор прот. Тимофей Налимов, магистр богословия, преподавал в СПбДА патрологию и пастырское богословие. 4 апр. 1908 г. Советом академии он был избран ректором, 30 апр. утвержден Синодом в должности исполняющего обязанности ректора, но через месяц написал прошение об освобождении от этой должности (и. о. ректора был назначен архим. Феофан (Быстров) ). В 1922 г., после ареста патриарха Московского и всея России св. Тихона (Беллавина) , захвата патриаршей канцелярии обновленцами и создания неканонического Высшего церковного управления, прот. Т. Налимов стал одним из инициаторов провозглашения т. н. Петроградской автокефалии. После окончания академии Налимов 11 авг. 1877 г. назначен преподавателем греч. языка в Александро-Невском ДУ, 28 авг. 1878 г.- помощником инспектора СПбДС. С 1879 г. он преподавал греч. язык, в 1880, 1884, 1885 гг. временно исполнял должность инспектора семинарии. Любовь к греч. языку «сохранил до конца жизни». Впосл., будучи Владимирским архиепископом, часто посещал уроки во Владимирской ДС, принимал участие в переводах и разборе греч. текстов.

http://pravenc.ru/text/2565994.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «МИНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» Офиц. издание Минской епархии, учрежденное Синодом 17 нояб. 1867 г. на основании рапорта и программы, поданных архиеп. Минским и Бобруйским Михаилом (Голубовичем) . Журнал выходил в 1868-1870, 1873-1915 и 1917 гг. 2 раза в месяц, в 1871-1872 гг.- еженедельно 1-52), в 1916 г.- 1 раз в 3 недели 1-16). В дек. 1915 г. из-за эвакуации издание журнала было перенесено в Рязань, где вышел последний за этот год 19/20. Издание прекратилось на 21/22 за 1917 г. (1/15 дек.). Журнал состоял из офиц. и неофиц. частей, но редактирование частей было раздельным только в период с нач. 1875 г. по 1887 г. 9). Имя редактора в номерах за 1868 г. не указывалось, известно лишь, что первым редактором был назначенный синодальным указом А. А. Орлов, преподаватель Минской ДС; в 1869-1873 гг. журнал редактировали совместно свящ. (впосл. протоиерей) Феодор Миткевич и помощник инспектора семинарии Н. Ф. Акоронко, в 1874 г. номера подписывали попеременно Миткевич и свящ. Иоанн Проволович. Редакторами неофиц. части были в 1875-1879 гг. Миткевич, в 1880-1881 гг. (по 13) - прот. Евстафий Пастернацкий, с 14 за 1881 г. по 9 за 1887 г.- прот. Георгий Тарнопольский. Офиц. часть в 1875-1877 редактировал Проволович; в 1877-1880 офиц. часть, в 1880-1881 гг. 13 неофиц. часть - свящ. Е. И. Пастернацкий, в 1880-1883 гг.- А. С. Лукашевич, в 1884-1887 гг.- М. Е. Лебедев. С 10 за 1887 г. редактирование обеих частей было передано в семинарию, редакторами были: в 1887-1897 гг.- инспектор А. И. Черницын, в 1897-1908 гг.- преподаватель Н. А. Коноплёв, в 1898-1905 гг.- преподаватель А. В. Товаров, в 1905-1912 гг.- Д. В. Скрынченко, в 1912-1914 гг.- инспектор А. М. Панов, в 1915-1917 гг.- ректор семинарии прот. Иоанн Язвицкий. В офиц. части печатались Высочайшие манифесты, рескрипты и др. распоряжения; указы, определения и распоряжения Синода, а также его обер-прокурора, хозяйственного управления, учебного комитета и училищного совета при Синоде; аналогичные документы минского епархиального начальства, постановления съездов духовенства, журналы, постановления и отчеты семинарского и училищных правлений, братств, об-в, комитетов, попечительств, помещались различные известия и заметки по епархии, а также «иноепархиальные известия»; немногочисленные постановления и распоряжения гражданского начальства, имевшие непосредственное отношение к Церкви и духовенству.

http://pravenc.ru/text/2563286.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ II [греч. Κριλλος] (в миру Константин Критикос; между 1790 и 1795, Хора, о-в Самос - 18.08.1877, К-поль), патриарх Иерусалимский (28 марта 1845 - 7 нояб. 1872). Род. в простой греч. семье на о-ве Самос; его отец, Николай, происходил с Крита, из-за чего и получил фамилию Критикос, т. е. критянин. В источниках существуют разногласия относительно даты рождения Константина: 1790 г. ( Антонин (Капустин). 2010. С. 380), 1792 г. ( Κωνσταντινδης Ι. Χ. Κριλλος. Ο Β. Πατριρχης Ιεροσολμων//ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 1205), 1795 г. (автор биографического очерка из газ. «Самос» (Σμος. 1877. 31 Αγοστου, N 716)). Как и большинство Иерусалимских патриархов османского периода, не имел ни светского, ни церковного высшего образования, окончил только местную начальную школу, основанную митр. Самосским Даниилом. В 1814 г. (по др. источникам, в 1816) был пострижен в монашество и рукоположен во диакона Самосским архиеп. Кириллом. Год спустя рукоположен во иерея еп. Стагийским Амвросием и по инициативе протосинкелла Св. Гроба Матфея назначен настоятелем в принадлежащий Святогробскому братству храм Благовещения Пресв. Богородицы в Митилиньи на о-ве Самос. В 1819 г., после того как в очередной раз его ходатайство о паломничестве в Иерусалим было отклонено, К. самовольно отправился в К-поль, где был благосклонно принят Иерусалимским патриархом Поликарпом (1808-1827), постоянно проживавшим в столице Османской империи. В 1820 г. К. был принят в члены Святогробского братства в Иерусалиме и в течение 12 лет исполнял различные послушания: служил в храме Воскресения Христова, потом стал игуменом мон-ря свт. Николая Чудотворца в Иерусалиме, а затем настоятелем Успенского храма в Гефсимании. В 1830 г. К. был хиротонисан во архиепископа Севастийского и назначен членом Свящ. Синода Иерусалимской Православной Церкви (ИПЦ), а через 8 лет стал архиепископом Лиддским и патриаршим эпитропом (наместником) - Иерусалимский патриарх Афанасий V (1827-1844), как и его предшественник, постоянно находился в К-поле. Историк И. И. Соколов утверждал, что при переводе на Лиддскую кафедру К. «по-прежнему остался во главе высшего церковного управления в Святой Земле, сосредоточив в своих руках почти всю власть патриаршей епитропии. Своей энергией и опытностью в управлении он приобрел общее уважение не только христиан, но и мусульман Иерусалима и являлся в представлении и инославных деятелей в Святой Земле наиболее авторитетным членом Святогробского братства» ( Соколов. 1914. Вып. 1. С. 33).

http://pravenc.ru/text/1840397.html

священник Сергий Третьяков Скачать epub pdf Валаамское старчество и Псково-Печерский монастырь Не ищи правды на земле... ищи ее в себе Иеросхимонах Михаил (Питкевич) (1877–1962) Источниками к составлению жизнеописания о. Михаила (Питкевича) послужили архивные материалы Псково-Печерского монастыря, а также опубликованные материалы о жизни и старчестве иеросхимонаха Михаила Младшего, среди которых особое место занимает жизнеописание старца, составленное его духовной дочерью монахиней Марией (Стахович). Впоследствии ее записи были изданы отдельной книгой, а также опубликованы по частям в «Русском паломнике», фрагментарно – в книгах «У “пещер Богом зданных”» и «Любовь покрывает все: жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича), старца Валаамского и Псково-Печерского». Поучения о. Михаила цитируются по его беседам с писателем С.Большаковым, а также по воспоминаниям иеромонаха Кенсорина (Федорова); впоследствии архимандрита, монахини Марии и других духовных чад подвижника. Иеросхимонах Михаил (в миру Михаил Иванович Питкевич) родился в Латвии, в г. Двинске, 24 июля 1877 г.. «Отец был православный, мать – католического вероисповедания». С детства крещенный в Православии, Михаил стремился посвятить свою жизнь на служение Богу, много паломничал по монастырям. Среднее образование получил в своем родном городе. По достижении совершеннолетия он был призван на военную службу, по окончании которой в 1902 г. смог осуществить свою заветную мечту: поступил в Валаамский монастырь. Только в 1914 г. Михаил был пострижен в монашество с именем Тимон, в честь одного из 70-ти апостолов. Вскоре послан в Санкт-Петербург на Калашниковское подворье, где исполнял послушание певчего. В 1917 г., по возвращении в Валаамскую обитель, монах Тимон рукоположен в сан иеродиакона, а в 1921 г. – в сан иеромонаха. Любимым местом подвига о. Тимона был Гефсиманский скит, где он долгое время ежедневно служил литургию. Во время «календарной смуты» на Валааме иеромонах Тимон, будучи духовным сыном старца Михаила (Попова), был на стороне старостильников. По смерти своего учителя он стал духовником братии, которая не приняла новый стиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010