«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. «Вода живая» продолжает публикацию материалов конференции  " Слово Божие в жизни Церкви и православного христианина " , прошедшей 13 июня в Петербурге.  Напомним, мероприятие проходило по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Организовала встречу редакция журнала " Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник " .  Предлагаем вниманию читателей полную версию доклада выпускающего редактора журнала «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник», клирика собора Феодоровской иконы Божией Матери в Петербурге иерея Димитрия Сизоненко. Наша конференция свидетельствует о том, что Слово Божие все более занимает подобающее Ему, центральное место в жизни Церкви и православных христиан. Хотелось бы сравнить это с тем, как в книге Деяний апостолов говорится об успехе их проповеди: «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (Деян. 6, 7). Сегодня предстоит нам внести свой вклад, чтобы Слово Божие «разрасталось», совершая свое победное шествие, покоряя вере сердца людей. В последние годы в наших приходах все сильнее ощущается насущная потребность в знании Библии, поэтому настал момент, обращаясь к опыту Отцов Церкви, осознать значение Священного писания в жизни верующего человека. В житиях святых мы находим множество повествований о том, как Слово Божие становится школой молитвы, школой жизни и подлинным опытом духовного общения с Богом. В чтении Библии мы обретаем тот источник воды живой, то живое слово, которое взывает, влечет к себе, направляет мысль, преображает чувства и саму нашу жизнь.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-07-12/8...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Доклад настоятеля храмов Благовещения Пресвятой Богородицы и святителя Николая в Шлиссельбурге протоиерея Евгения Горячева " Христианские и секулярные основания современной культуры: противостояние или взаимодействие " открыл IV конференцию " Христианство и культура " . Отец Евгений напомнил, единого определения понятия " культура " нет, а само это слово происходит от латинского, означающего " обработка земли " , в переносном смысле - улучшение. Определяя отношение к культуре христианской Церкви, следует руководствоваться словами апостола Павла: " Братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте " (Флп. 4,8). Из дохристианской культуры христианство выбрало лучшее, отделив зерна от плевел. За две тысячи лет оно создало удивительную культуру, вдохновленную Евангелием, осуществив дерзновенную попытку " очеловечить " человека, преобразить его природные рефлексы и инстинкты в святые нетварные качества. Эта попытка есть свободное  подчинение библейским заповедям: " Будьте святы, ибо Я свят " (Лев. 11,45), " Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный " (Мф. 5,48), " Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранятся без порока... " (1 Фес. 5,23).

http://old.aquaviva.ru/news/2009-01-05/1...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Протоиерей Иоанн ХРИССАВГИС, американский православный богослов, декан Греческой Православной Богословской школы Святого Креста Покаяние является примирением и восстановлением в Теле Христовом того единства, которое было разорвано грехом. Ведь «если страдает один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12, 26). «Исповедайте друг пред другом грехи ваши,… чтобы исцелиться» (Иак. 5, 16). Вся Церковь выражает стремление к покаянию, повторяя слова псалмопевца, которые обычно называют «покаянным псалмом» (Пс. 50). Именно благодаря вере сообщества совершается новое принятие и прощение индивидуума. «И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои» (Лк. 5, 20; ср. Мф. 9, 2 и Мк. 2, 5). «Оправдание» в Новом Завете не означает урегулирования проблемы путем достижения компромисса - своего рода сделки; оно не поддается механическому определению. Это непрерывная реализация свободы, движение вперед, происходящее из вновь осуществляемого выбора и ведущее к восстановлению. Цель христианина - даже не оправдание, но новое вхождение (как грешника, так и святого) в общение, где вновь встречаются Бог и человек, где становится возможным личный опыт божественной жизни. И блудный сын, и святой - «кающиеся грешники». Дар разумения Покаяние не следует путать с простым угрызением совести, с личным чувством вины за дурное деяние, представляющими собой не состояние, но предварительную ступень, начало. Покаяние - это приглашение к новой жизни, открытие новых горизонтов, обретение нового видения. Христианство заявляет, что прошлое может быть изменено. Оно знает тайну изглаживания или, скорее, обновления памяти, тайну прощения и возрождения, отмены четкого разделения между «хорошим» и «плохим» человеком, благочестивым и непокорным, верующими и неверующими. Действительно, «последние» могут стать «первыми», грешник может достичь святости. Человек кается не потому, что он благочестив, но потому, что человеческая природа может изменяться, потому что невозможное человеку возможно Богу. Мотивом для покаяния всегда было смирение, самонедостаточность, - а не желание оправдания человека, реализация некой абстрактной идеи добродетели или получение награды в будущей жизни. Подобно тому как сила Божия открывается в высшей уязвимости Его Сына на Кресте, то и величайшая сила человека включает в себя его слабость: «ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12, 9). Поврежденность человека - это нелогичная, даже сверхъестественная характеристика, в которой он неожиданно встречает Бога.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/2/40...

Либеральные авторы, пишущие на тему об отношении христианства к иудаизму, чтобы затушевать сущность проблемы, пытаются представить неприятие иудаизма как вражду к евреям. Это неправда. Ученики Спасителя были в основном евреями. Были евреи и среди святых отцов (например, святитель Епифаний Кипрский ). Среди наших новомучеников евреем был архимандрит Неофит (Осипов; 1875–1937), личный секретарь Святейшего Патриарха Тихона. Как исповедник, он решительно отвергал Декларацию митрополита Сергия. Его очень ценили священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) и святитель Афанасий (Сахаров) , которые вместе с ним были в ссылке. Причина здесь религиозная. Это ясно выразил апостол Иоанн Богослов: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» ( 1Ин. 2:22 . Тот же апостол был тайнозрителем и получил откровение от Господа: «И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» ( Откр. 2: 8–9 ). В средневековом церковном европейском искусстве противопоставление христианства и иудаизма аллегорически представлено в виде двух женских фигур – Церкви и Синагоги. Такими скульптурами оформлен южный портал трансепта (поперечного нефа) собора в Страсбурге (ок. 1230). Женщина, олицетворяющая Церковь , прямо и уверенно держит правой рукой крест, словно опираясь на него. Прямые, ниспадающие до земли складки плаща делают фигуру твердой и устойчивой. Голова увенчана короной. Взгляд устремлен в даль. Синагога прижимает к телу сломанное в нескольких местах копье. Изгиб фигуры повторяет эту ломаную линию. Из левой руки выпадают скрижали. Голова опущена. На глазах повязка – символ духовной слепоты. Может ли еврей верить в Иисуса, оставаясь при этом евреем? игумен Амвросий (Ермаков) Конечно! Апостолы ведь были евреями. Разве может национальность препятствовать стать христианином? Другое дело – нельзя верить в Господа Иисуса Христа и оставаться иудеем по вероисповеданию. Иудеи не приняли Его как Мессию. Как относиться к чудесам в иных вероисповеданиях?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Мало-помалу утратилось самое воспоминание о связи, существовавшей первоначально между именем верховного божества и его прилагательными и эпитетами, и последние превратились в названия новых самостоятельных богов. Следовательно, можно предположить, что такие божества, как, например, Vaticanus, Fabulinus – составляли первоначальные названия Юпитера и употреблялись так: Divus Pater Vaticanus, Divus Pater Fabulinus. С течением времени из различных атрибутов одного и того же бога возникли особые независимые боги. Монотеизм выродился в политеизм (Буасье. Римская религия от Августа до Антонинов. Москва, 1878, стр. 5). 263 См. Waitz. Antropologie der VI, S. 796. Cp. Картфаж. Das Menschengeschlecht, II, 231, 239. 265 Roskoff. Das Religionswesen der rogesten Leipzig, 1880, S. 46. Cp. Waitz, II, S. 342. 266 Max Einleitung in die vergleichende Religionswissenschaft. Strassburg, 1874, S. 168–169. 270 Wilson. Westafrica geogr. und hist. geschildert; aus dem Engl. von Lindau. Leipzig, 1862, S. 153. 273 То же самое подробно доказывает Вутке (Wutke) в своей истории язычества «Geshichte des Heidenthums», стараясь ослабить всякий монотеистический оттенок в представлениях американских дикарей о великом духе. 281 Слово это не было в употреблении до появления сочинения De Brosses: «Du Culte des Dieux F)etisches, ou Parall9ele de l’ancienne religion de l’Egypte avec la religion actuelle de Negritie» 1760. См. у M. «Vorlesungen» 62 и дальше. 282 Pfleiderer. Zur Frage nach dem Anfang der Religion («Jahrb. protest. Theol». 1875. I Th.). Happe. Die Anlage des Menschen zur Religion. 1878 и др. 284 Особенно ясно и обстоятельно этот предмет доказан в вышеупомянутом сочинении Happel’я (стр. 135–140). 285 Подробное доказательство этой мысли всею историею язычества см. во II томе «Апологетики» Эбрарда. Перев. прот. Заркевича. 1880 г. 287 В книге премудрости Соломона в XIII главе происхождение многобожия с внешней стороны объясняется следующим образом: «Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, – а почитали за богов правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

«Налагают бремена тяжкие и неудобоносимые»…— Неточно цитируемые из Евангелия слова Христа о книжниках и фарисеях (фанатичных ревнителях религиозных правил), которые «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые, и возлагают на плеча людям; а сами не хотят и перстом двинуть их» (Евангелие от Матфея, гл. 23, ст. 4). 146 Я вам расскажу маленький анекдот — принеси домой. — Достоевский передает разговор с дочерью Лилией (Любовью Федоровной 1869–1926), называя ее именем другой дочери — Сони, умершей в возрасте трех месяцев (февраль-май 1868). 147 …хотя и прожили уже тысячу лет…— Тысячелетие России праздновалось в 1862 г. 148 В «Листке» г-на Гаммы («Голос» Под заглавием «Листок» в «Голосе» печатались по воскресеньям еженедельные обзоры Г. К. Градовского (псевдоним: Гамма); Достоевский цитирует номер от 7 марта 1876 г. 149 …ад вымощен добрыми намерениями…— ( Англ.: «The hell is paved with good intentions»). Крылатое выражение, означающее «от доброго намерения далеко до доброго дела». Автором этого изречения был английский писатель Сэмюэль Джонсон (1709–1784), перефразировавший, возможно, старинную пословицу «ад полон добрыми намерениями и желаниями» (the hell is full of good meanings and wishings). 150 …«вера без дел мертва». — Крылатое выражение, восходящее к Евангелию: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Соборное послание св. апостола Иакова, гл. 2, ст. 17); «Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (там же, ст. 20; ср. ст. 26). 151 …«они немножечко дерут, зато уж в рот хмельного не берут». — Цитата из басни И. А. Крылова «Музыканты» (1808). 152 В последнее время раздалось несколько голосов в том смысле, что у нас не может быть ничего охранительного, потому что у нас «нечего охранять». — Публицист-народник П. П. Червинский (1849–1931) писал о консервативной дворянской партии: «Спрашивается, что они собственно охраняют? Охранять несуществующее, — где на всем земном шаре, кроме России, возможна подобная странность?» ( П. Ч. Отчего безжизненна наша литература?//Неделя. 1875. 2 нояб. С. 1427). Это мнение поддержали Н. К. Михайловский и П. Д. Боборыкин; полемизировали с ним «Московские ведомости» и «Гражданин». 153

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Но дело в том, что никто, никакие усилия, не только наши, но и всякие внешние и посторонние, хотя бы самых наилучших и опытнейших педагогов, – не могут сделать хорошими и богобоязненными вас без вас самих, т. е. без вашего личного содействия и без ваших свободных стремлений и попечений о себе самих. Уследишь ли за каждым вашим шагом? Высмотришь ли все ваше поведение? Нам видна главным образом внешняя ваша сторона, которую выправить и пригладить до требуемого благоприличия сумеет каждый из вас, при маленьком самообладании. Но как усмотреть и изучить подробности вашей внутренней и душевной жизни, где, собственно, и зреет ваша личность и вырабатывается ваш нравственный характер? Да хоть и усмотришь что-либо, – как оттуда вырвать не желанное и дурное, если вы сами не захотите с ним расстаться? Как насадить в вас что-нибудь доброе и святое, если вы не захотите воспринять его, и не потрудитесь укоренить своими свободными усилиями? Например, – зовем мы вас в храм Божий, или на домашнюю молитву, – и вы идете. Но кто заставит вас благоговейно устроить ваши мысли и согреть сердце для молитвы кроме вас самих? Мы рекомендуем и предлагаем вам для чтения что-нибудь известное нам по своей дельности и доброкачественности; но кто может насильно вложить в ваши руки духовную и святую книгу, когда вы тянетесь за каким-нибудь бездельным романом и настраиваете вкус свой на один грешный и сладострастный лад? Мы внушаем вам беречь свое время, и при досуге осторожно пользоваться законными и дозволенными удовольствиями но как определить для вас во всем этом точную меру, и как уберечь вас от соблазнов, если вы сами не думаете обходить и избегать их, а может быть даже ищете их – на сцене ли театральной, в книгах ли, или в бесчисленных случаях и сплетениях жизни общественной? И т. д. и т. д... Поймите же други, сколь необходим ваш собственный внутренний подвиг в деле нравственного воспитания вашего. Да не устрашает вас слово – подвиг. С этим словом мы не соединяем для вас никаких особенных, аскетических тягостей. Ту сумму обязанностей, которую налагает на вас школа, и которую вы так или иначе уже несете, – несите не леностно, а главное – искренно и пред очами всевидящего Бога, вот и весь ваш подвиг! Страх Божий в том и состоит, чтобы все делать для Бога, и чтобы чувствовать и помнить, что везде и всегда смотрит на нас Бог. Устройте же свое сердце так, чтобы помнить и чувствовать это, – и все остальное мы позволяем вам. И слово свое мы заключим теми же наставительными для вас словами священного мудреца, которыми начали: Веселюсь юноша в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей: и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих только знай, что за все это Бог приведем тебя на суд… И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые, дни, и не наступили годы, о которых ты будет говорить: «нет мне удовольствия в жизни!» Аминь. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Оканчивая учение, опять, как в начале его, обращаюсь ко всякому человеку и прошу его внимательно взвесить каждое слово мое. Исследуй состояние души своей, и да вселит в тебя Дух Святый убеждение, что ты мертв, что ты погиб и осужден. Да укажет Он тебе весь ужас ада, и да вселит в тебя неодолимое желание сподобиться небесной славы. Как Ангел указывал Лоту бежать из Содома, так да направит Дух и твои стези; да скажет Он и тебе: «Спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся .., чтобы тебе не погибнуть» ( Быт.19:17 ). Не станем же медлить, а будем молить Бога, чтобы в великий день вечности всем нам встретиться на небесах и получить участие в блаженстве этого дня. (из книги «Рай и ад». СПб., 1875) Рассказ о пути одного юноши в Царство Небесное На вопрос апостола Фомы: «Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:5–6 ). Этот ответ Господа ясно указывает нам путь в Царство Небесное. Таким путем может быть лишь Сам Иисус Христос. Сам же Он указал и способ и направление, каких следует держаться каждому, изъявившему желание и готовность идти за Ним. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк.8:34 ). Отвергнуть себя значит оставить свои худые привычки, исторгнуть из сердца своего все, что привлекает и привязывает нас к миру, подавлять в себе худые желания и мысли, удаляться от греха, жить свято и благоугождать не столько себе, сколько ближнему и Богу. А чтобы всегда иметь в виду этот святой и царский путь в обители небесные и не уклоняться от него на распутья порока и греха, для этого требуется день и ночь искать познания и света прежде всего в слове Божием, а потом и в писаниях святых мужей, которые, пройдя добродетельный путь на небо сами, могут опытно и мудро наставлять в этом направлении других. Весьма полезно также, возможно чаще, обращаться с благочестивыми людьми, еще подвизающимися на пути благочестия и святости. Разговоры, поступки, даже взоры таковых людей поучительны. Их благочестие подобно благовонию: исходя от них, оно проникает и все окружающее. «Кто входит, – говорит Макарий Великий , – к составляющему благовония, тот, хотя бы и ничего не купил, непременно заимствует несколько благовония. Так бывает и с тем, кто обращается с отцами. Если он хочет подвизаться, то они покажут ему путь».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Первое упоминание о старости и старении встречается в Библии в истории Авраама: Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных (Быт 18, 11). До этого же мы нигде не находим, чтобы люди старели. Как говорится в 5 главе книги Бытия, патриархи производили потомство в весьма позднем возрасте. К примеру, Мафусалу и Ламеху было почти по двести лет, когда у них родились дети, и в тексте ясно сказано, что у них были дети и позже. Ною уже исполнилось пятьсот, когда родились трое его сыновей. Более того, в этом же возрасте ему был поручен сложнейший труд — построить и снарядить ковчег, дело, которое никак не могло быть возложено на немощного старика. Из этого следует, что первые поколения людей не только жили чрезвычайно долго, но и оставались молодыми, в биологическом смысле, всю свою жизнь. Возможно, старость для них была весьма коротким периодом перед смертью. На основании этого можно предположить, что во времена Ноя произошло некоторое событие, повлиявшее на продолжительность жизни. В библейском тексте это событие ясно обозначено. Во времена Ноя, говорит книга Бытия, Бог прогневался на людей за неправедное их поведение и постановил: ...не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками... потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет (Быт 6, 3). Обычно этот отрывок толкуют, следуя профессору А.П.Лопухину, то есть сто двадцать лет — это «срок, назначенный Богом для покаяния и исправления людей, в течение которого праведный Ной пророчествовал о потопе и делал соответствующие к нему приготовления» , из чего делается вывод, что ковчег строился 120 лет. Но если мы сопоставим следующие, последовательно идущие, отрывки из книги Бытия: Ною было пятьсот лет и родил Ной...: Сима, Хама и Иафета (Быт 5, 32); И сказал... Бог Ною: ...Сделай себе ковчег из дерева гофер (Быт 6, 13–14); Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю (Быт 7, 6), то убедимся, что Ной строил ковчег и пророчествовал грядущий потоп никак не более 100 лет. Поэтому следует скорее согласиться с мнением Иосифа Флавия, который усматривал в этих словах буквальный смысл — сокращение человеческой жизни до 120 лет. У этой точки зрения есть еще один весомый аргумент: на сегодняшний день официально признанная и документально подтвержденная максимальная продолжительность жизни человека составляет 122 года (француженка Жанна Луиза Кальман 1875–1997). Достоверность сведений о якобы имевшей место большей продолжительности жизни подвергается сомнениям. И хотя после Ноя максимальная продолжительность жизни не установилась сразу на 120 годах, а снижалась постепенно, это говорит только о том, что пророчество исполнилось не сразу.

http://pravoslavie.ru/54709.html

Первое упоминание о старости и старении встречается в Библии в истории Авраама: «Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных» ( Быт. 18:11 ). До этого же мы нигде не находим, чтобы люди старели. Как говорится в 5ой главе Книги Бытия, патриархи производили потомство в весьма позднем возрасте. К примеру, Мафусаилу и Лемеху было почти по двести лет, когда у них родились дети, и в тексте ясно сказано, что у них были дети и позже. Ною уже исполнилось пятьсот, когда родились трое его сыновей. Более того, в этом же возрасте ему было поручено сложнейшее мероприятие — построить и снарядить ковчег, дело, которое никак не могло быть возложено на сенильного старика. Ясно поэтому, что первые поколения людей не только жили чрезвычайно долго, но и оставались молодыми, в биологическом смысле, всю свою жизнь. Возможно, старость для них была весьма коротким периодом перед смертью. На основании вышеизложенного можно предположить, что во времена Ноя произошло некоторое событие, повлиявшее на продолжительность жизни. В библейском тексте это событие ясно обозначено. Во времена Ноя, говорит Книга Бытия, Бог прогневался на людей за неправедное их поведение и постановил: «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» ( Быт. 6:3 ). Обычно этот отрывок толкуют, следуя профессору А.П. Лопухину, то есть сто двадцать лет — это «срок, назначенный Богом для покаяния и исправления людей, в течение которого праведный Ной пророчествовал о потопе и делал соответствующие к нему приготовления» 13 , из чего делается вывод, что ковчег строился 120 лет. Но если мы сопоставим следующие, последовательно идущие, отрывки из Книги Бытия: «Ною было пятьсот лет, и родил Ной Сима, Хама и Иафета» ( Быт. 5:32 ); «И сказал Бог Ною: …сделай себе ковчег из дерева гофер» ( Быт. 6:32 ); «Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю» ( Быт. 7:6 ), то убедимся, что Ной строил ковчег и пророчествовал грядущий потоп никак не более 100 лет. Поэтому следует скорее согласиться с мнением Иосифа Флавия, который усматривал в этих словах буквальный смысл — сокращение человеческой жизни до 120 лет. У этой точки зрения есть еще один весомый аргумент: на сегодняшний день официально признанная и документально подтвержденная максимальная продолжительность жизни человека составляет 122 года (француженка Жанна Луиза Кальман 1875–1997). Достоверность сведений о якобы имевшей место большей продолжительности жизни подвергается сомнениям. И хотя после Ноя максимальная продолжительность жизни не установилась сразу на 120 годах, а снижалась постепенно, это говорит только о том, что пророчество исполнилось не сразу.

http://azbyka.ru/stanet-li-zlo-bessmertn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010