Лит.: Хвольсон Д. А. История ветхозаветного текста и очерк древнейших его переводов по их отношению к подлиннику и между собой//ХЧ. 1874. Т. 1-2; Елеонский Н. , прот. Краткий очерк истории подлинного ветхозаветного текста//ЧОЛДП. 1873. 8; 1874. 9; Ginsburg Chr. D. Introduction to the Massoretico-Critical Editions of the Hebrew Bible. L., 1897, 1966; Юнгеров П. А. Общее историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. Каз., 1902; Воронцов Е. , свящ. Домасоретская и масоретская Библия как манускрипт. Серг. П., 1909; Kahle P. Masoreten des Ostens. Lpz., 1913. (BWAT; 15). Hildesheim, 1966r; idem. Masoreten des Westens: In 2 Bde. Stuttg., 1927-1930. Hildesheim, 1967r; idem. Die hebräischen Bibelhandschriften aus Babylonien//ZAW. 1928. Bd. 46. S. 113-137; idem. The Cairo Geniza. L., 1947. Oxf., 19592; idem. Der hebräische Bibeltext seit Franz Delitzsch. Stuttg., 1961; Robertson E. Catalogue of the Samaritan Manuscripts in the John Rylands Library Manchester. Manchester, 1938-1962. 2 vol.; Birnbaum S. A. The Oldest Mss. from Qumran//JBL. 1955. Vol. 74. P. 147-172; idem. The Hebrew Scripts: In 2 vol. L.; Leiden, 1954. Texts; Vol. 2: Plates. 1971; P é rez Castro F. Séfer Abisa " . Madrid., 1959; Morag Sh. The Vocalization of Cod. Reuchlinianus: Is the «Pre-Masoretic» Bible Pre-Masoretic?//JSS. 1959. Vol. 4. P. 216-237; Амусин И. Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1960; Cross F. M. The Development of the Jewish Scripts: The Bible and the Ancient Near East. L., 1961. P. 133-202; Snaith N. H. The Ben Asher Text//Textus. 1962. Vol. 2. P. 8-13; Винников И. Н. Самаритянское Пятикнижие и устная палестинская традиция//ППС. 1966. Т. 16 (78). С. 74-90; Gall A., von. Der hebr. Pentateuch der Samaritaner. Giessen, 1914-1918. B., 1966. 5 Bde; Purvis J. D. The Samaritan Pentateuch and the Origin of the Samaritan Sect. Camb., 1968; Церетели Г. В. О Тбилисской рукописи древнееврейского Пятикнижия//Восточная филология. 1969. C. 21-39 (на груз. яз. с рус. резюме); Yeivin I. Geniza Bible Fragments with Babylonian Massorah and Vocalization, Jerusalem, 1973; The Hebrew University Bible: The Book of Isaiah (Chap. 1-22)/Ed. M. H. Goshen-Gottstein. Jerusalem, 1975; Qumran and the History of the Biblical Text//Ed. F. M. Cross, S. Talmon. Camb., 1975; Davis M. C. Hebrew Bible Manuscripts in the Cambridge Genizah Collections. Camb., 1978-1980. 2 vol.; Тов Э. Текстология Ветхого Завета. М., 2001; Вайнгрин Дж. Введение в текстологию Ветхого Завета. М., 2002.

http://pravenc.ru/text/209477.html

дипломатов получил правомочия Кабинет украинофильской ориентации во главе с монсеньором Августином Волошиным (1874-1945). В результате Венского арбитража 2 нояб. 1938 г. Чехословакия обязывалась передать Венгрии юж. районы Словакии и Подкарпатской Руси. Вслед. изменения границ столицей Подкарпатской Руси стал г. Хуст. Правительство Волошина взяло курс на укрепление авторитаризма, преследование русофилов, инициировало создание полувоенной орг-ции «Карпатська Ciч» (Карпатская Сечь). Сознательно игнорируя священноначалие канонической Мукачевско-Пряшевской епархии, Волошин пригласил из Праги архиеп. Савватия для организации подконтрольной ему церковной структуры. Вопреки Конституции автономное правительство сменило название края Подкарпатская Русь на Карпатская Украина. 22 нояб. 1938 г. Национальное собрание Чехословакии приняло Закон об автономии Словакии и Подкарпатской Руси. 15 марта 1939 г. Карпатская Украина провозгласила независимость, Волошина объявили президентом. Вскоре после этого край был оккупирован венг. войсками и присоединен к Венгрии. Став частью Венгрии, З. вошло в т. н. Подкарпатскую территорию. Три депутата от нее кооптировались в верхнюю и 12 депутатов - в нижнюю палату венг. парламента. На территории З. была создана гражданская администрация во главе с регентским комиссаром. Гос. языками объявлялись венгерский и русинский. В 1941 г. в Ужгороде было основано Подкарпатское об-во наук, развернувшее при гос. поддержке национальную деятельность в подчеркнуто региональном, русинофильском ключе. Уже в мае 1939 г. в гос. органы начали поступать жалобы по поводу случаев издевательств над правосл. духовенством, принуждения к переходу в униатство, конфискации правосл. церковных книг и т. д. В июне 1941 г. интернировали, а позднее выслали в Югославию правящего еп. Владимира (Раича). Декретом фашистского диктатора Венгрии М. Хорти во главе епархии был поставлен протопр. д-р М. Попов, во время богослужения предписывалось поминать имя архиеп. Савватия. Однако далеко идущие планы получить от К-польского Патриархата автокефалию для правосл.

http://pravenc.ru/text/182499.html

Св. Апостол Лука. София. 1932. Евангелия и их благовестив о Христе Спасителе. София. 1932. Евангелия и Апостольские Постановления и их происхождения Соф. 1935 . Евангелие христианской свободы. София. 1935 Петербургская Академия во время студенчества Патр. Варнавы. Ср. Карловцы. 1936. Благовестив христианской славы в Апокалипсе. Дж. 1966. стр. 115. ГОРНОСТАЕВ А. К. Рай на земле «Достоевский и Н. Федоров». Харбин. 1929. Перед лицом смерти Л. Толстой и Н. Федоров». Харбин. 1928. ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна. 1901 Родилась в Москве 28 июля. Дочь литератора. Училась в Гатчине и в Полтаве. Покинула Россию в 1919 г. Жила в Югославии, переехала в 1924 г. во Францию, занималась литературой и журналисткой. Автор романов: «Несквозная нить», П. 1924. стр. 163. Франц, пер. « Les mains vides», Р. 1931. «Мара», П. 1931. стр. 193. «L " exil des enfants», Р. 1936. 292 рр. В 1934 прошла курс богословия в College of the Ascension, Birmingham. В 1938 г. защитила диссертацию в Оксфордском университете. Лектор при Содружестве св. Албания и преп. Сергия. Основала дом св. Макринн в Бирмингеме для православных студенток 1939 , не открывшийся из-за войны. С 194–1942 г. работала для доктората в Оксфорде. Первая женщина прочитавшая курс на богословском факультете. Доктор философии 1944». Лектор по русской литературе 1945–1956. Профессор Ливерпульского университета, 1956–1968 гг. Заслуженный профессор 1968 г. Многочисленные статьи в английских журналах. Лекции в американских университетах. The humiliated Christ in modern Russian thought. London. 1938. 185 pp. Saint Tikhon Zadonsky, Ihspirer of Dostoevsky. L. 1951. 244 pp. ГОРЯЙНОВА, Ирина Николаевна, урожд. Одинцова. 1901 Родилась 19 марта в Петербурге в военной семье. Окончила среднее образование в России. С 1920 по 1925 г. работала в Югославии. Получила стипендию в Америке и поступила в Колумбийский университет в Нью Йорке, но не окончила его выйдя замуж за Кирилла Горяйнова (Умер в 1942). Войну провела во Франции, написала биографию Пушкина, опубликованную в 1946 г. Работала как сестра милосердия. Десять раз ездила в Лурд, сопровождая туда больных. Совершила паломничества пешком в Рим, в Испанию и другие места по следам средневековых паломников. В 1951 г. издала в Нью Йорке книгу «God " s Wayfarer», описывающую свои путешествия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

1800       Wilpert G. I sarcofagi cristiani antichi.Vol. 1–2. Vol. suppl. Roma; Città del Vaticano, 1929–1936. 1801       Wilpert J. Erlebnisse und Ergebnisse im Dienste der christliche Archäologie: Rückblick auf eine funfundvierzigjärige wissenschaftliche Tätigkeit in Rom. Freiburg, 1930. 1802       Списки трудов Вильперта: Bibliografia di Mons. Gius. Wilpert//Rivista di Archeologia Cristiana. 1938. XV. 1–2, 6–16; Heid S. Appendice IV. Die Veröffentlichungen Joseph Wilperts//Giuseppe Wilpert. Archeologo Cristiano… S. 657–677. 1803       Wilpert J. Prinzipienfragen der christlichen Archäologie mit besonderer Berücksichtigung der «Forschungen» von Schultze, Hasenclever und Achelis. Urg i. Br., 1889. 1804       Wilpert J. Fractio panis: Die älteste Darstellung des eucharistichen Opfers in der Capella Greca. Freiburg i. Br., 1895; франц. пер.: Fractio panis: La plus ancienne représentation du sacrifice eucaristique à la «Capella greca». P., 1896. 1805       Wilpert G. Pietro fondatore della Chiesa di Roma e successore di Cristo come Vescovo di Roma secondo le sculture del sarcofago 174 e il Catalogo Filocaliano//Amici delle catacombe. 1937. VII. P. 2–18. 1807       Piper L. Erinnerungen an Ferdinand Piper. B., 1897; Thomassen B. Monumentale Theologie: Ein Hinweis den Aufsatz Ferdinand Pipers (1811–1889)//Spiegel einer Wissenschaft... S. 30–38; Strohmaier-Wiederanders G. Piper F./PChA. Bd. II. S. 1020–1023. 1808       Piper F. Das christlich-archäologische Museum an der Universität Berlin. Gotha, 1874. Новый обзор истории и значения этой коллекции: Laube S. Die Vertretung der Christlichen Archäologie an der Berliner Friedrich-Wilhelin-Universität und ihre «Christlich-archäologische Kunstsammlung»//Römische Quartalschrift. 2011. Bd. 106. 1. S. 72–91. 1809       Piper F. Einleitung in die Monumentale Theologie. Gotha, 1867. Как и многие другие археологи той эпохи, Пипер начал с изучения символики раннехристианского искусства: Piper F. Mythologie und Symbolik der christliche Kunst. Bde. 1–2. Weimar, 1847–1851.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гордзиевский Прокопий Васильевич. Родился в 1872 г. До 1917 г. – священник в Хабаровске. С 1923 г. служил в Харбине в Покровской церкви украинского прихода на Старом кладбище и позднее в Иоанно-Богословской церкви приюта-училища «Русский Дом». Есть так же сведения, что он служил в Алексеевской церкви в Модягоу. Вышел за штат. Скончался 28.07.1931 г. Протоиерей Прокопий Маковеев Прокопий Пантелеимонович. По национальности – бурят. Рукоположен в сан диакона в 1916 г. Служил в г. Чите, нес также обязанности епархиального архивариуса. В 1918 г. был арестован. В 1919 г. из Читы перебрался в Харбин. Протодиакон в Иверской церкви (1921–1940 гг.) Рукоположен во священника (1940 г.) Направлен в казачью станицу Драгоценка, что в Трехречье. Благочинный Трехречья. Имел красивый, сильный голос – бас. Знаток церковного устава. Скончался внезапно в Драгоценке в октябре 1943 г. Протоиерей Ростислав Ган Ростислав Адольфович. Родился в 1911 г. на ст. Чжалантунь КВЖД. Закончил коммерческое училище в Харбине, Харбинский политехнический институт (1933 г.), Харбинские богословские курсы (1933 г.) Рукоположен в сан иерея в феврале 1936 г., назначен настоятелем церкви коммерческого училища в Шанхае. Служил в Какагаши близ Дальнего, в 1938 г. назначен настоятелем храма в Тяньцзине, в 1943 г. переведен в Хайлар, а в 1946 г. служил в церкви Корпусного городка Харбина и одновременно вел дела издательского отдела Восточно-Азиатского экзархата РПЦ. В 1953 г. выехал с семьей в Австралию. Способствовал переселению туда многих беженцев из Китая. Первый настоятель Свято-Покровской общины в Австралии. Скончался 08.12.1975 г. в Сиднее. Протоиерей Сергий Боголепов Сергей Ильич. Военный священник 137-го Нежинского полка, участник Русско-Японской войны 1904–1905 гг. Во время боев под артиллерийским и ружейным огнем с полным самообладанием и мужеством исполнял свои обязанности и помогал врачам. Протоиерей Сергий Бородин Сергий. Служил в Шанхае в 1930–1940 гг. Протоиерей Сергий Брадучан Сергей Димитриевич. Родился в 1874 г. Окончил Одесскую духовную семинарию. Священник Заамурского округа пограничной стражи с 1906 г. Благочинный церквей этого округа. Служил в первой русской церкви Харбина. Один из строителей и настоятель Иверской церкви, протоиерей Свято-Николаевского собора. Законоучитель в харбинских школах. Скончался 18.05.1940 г., похоронен у Иверской церкви с правой стороны. Протоиерей Сергий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

27 John Hedley Brooke, Science and Religion: Some Historical Perspectives (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1991), chap. 4; John Brooke, «The God of Isaac Newton», in Let Newton Be!, ed. Fauvel; William Austin, «Isaac Newton on Science and Religion», Journal of History of Ideas 31 (1970), p. 521–542. 28 Frank Manuel, The Religion of Isaac Newton (Oxford: Clarendon Press, 1974); Richard S. Westfall, Never at Rest A Biography of Isaac Newton (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1984); Richard Westfall, «The Rise of Science and the Decline of Orthodox Christianity: A Study of Kepler, Descartes, and Newton», in God and Nature, ed. Lindberg and Numbers. 29 John W. Draper, History of the Conflict between Religion and Science (New York: D. Appleton, 1874); Andrew Dickson White, A History of the Warfare of Science with Theology, 2 vols. (New York: D. Appleton, 1896) 30 Roy Porter and Mikulas Teich, eds., The Sclentific Revolution In National Context (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1992). 31 Robert Merton, Science and Technology in Seventeenth–Century England (New York: H. Fertig, 1970); первая публикация – в: Osiris, vol. 4, part 2 (1938). 33 I. Bernard Cohen, Puritanism and the Rise of Modern Science: The Merton Thesis (New Brunswick: Rutgers Univ. Press, 1990). 34 Charles Webster, The Great Instauration: Science, Medicine, and Reform, 1626–1660 (London: Duckworth, I975); также: Charles Webster, «Puritanism, Separatism, and Science», in God and Nature, ed. Lindberg and Numbers; Brooke, Science and Religion, chap. 3. 36 Gary Deason, «Reformation Theology and the Mechanistic Conception of Nature», in Cod and Nature; ed. Lindberg and Numbers; Charles Webster, From Paracelsus to Newton: Magic and the Making of Modem Science (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1982); Eugene Klaaren, Religious Origins of Modern Science: Belief in Creation in Seventeenth Century Thought (Grand Rapids: Eerdmans, 1977). 37 Margaret Jacob, «Christianity and the Newtonian Worldview», in Cod and Nature, ed. Lindberg and Numbers; Margaret Jacob, The Newtonians and the English Revolution, 1689–1720 (Ithaca: Cornell Univ. Press, 1976); Margaret Jacob, The Cultural Meaning of the Scientific Revolution (New York: McGraw–Hill, 1988); Betty Jo Teeter Dobbs and Margaret Jacob, Newton and the Culture of Newtonianism (Atlantic Highlands, NJ: Humanities Press 1995).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/reli...

Персоналистические идеи распространились по всей Европе и сформировали группы и центры персонализма. Среди многих других здесь стоит отметить немецкую школу персонализма, чаще всего ассоциирующуюся с Эдмундом Гуссерлем (Edmund Husserl, 1859–1938) и Максом Шелером (Max Scheler, 1874–1928), школу чешского персонализма Яна Паточки (Jan Patocka, 1907–1977) и Вацлава Гавела (Vaclav Havel, 1936–2011), бельгийскую школу персонализма Луи Янссенса (Louis Janssens, 1908–2001) и польскую школу персонализма Кароля Войтылы (Karol Wojtyla, 1920–2005) и Тадеуша Мазовецкого (Tadeusz Mazowiecki, род. 1927). Общей характеристикой этих различных школ персонализма была, вероятно, не столько попытка разработки новой академической теории о человеке, сколько практическая философия вовлечения 296 . Среди многочисленных кризисов в экономике, политике и культуре персоналисты 30-х годов стремились защитить человеческую личность от коррупционных систем, идеологий и бюрократии, а также от индивидуализма и отчуждения – это одна из причин, почему некоторые персоналисты квалифицировали движение как «общинное» (communitarian). Персоналистический метод в специальных отраслях богословской этики Внедрение персонализма в богословскую этику западного христианства достигает наивысшего систематического выражения во второй половине XX века. Переход к личному был одобрен Вторым ватиканским собором, когда догматическая конституция Gaudium et Spes (1965) определила человека и его действия как узаконенный источник объективной нравственности 297 . Этот персоналистический критерий был наиболее полно объяснен Луи Янссенсом из Лёвена (Leuven) в его понятии «адекватно рассматриваемая человеческая личность» 298 . Основываясь на философской традиции, он предложил целостный и динамичный образ человеческой личности, которая объединяет взаимосвязанные аспекты тела и души, является историческим субъектом, который состоит в отношениях с Богом, миром, людьми 299 и социальными структурами и который принципиально равен всем другим, но в то же время уникален.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

79       The Influence of Greek Ideas and Usages on the Christian Church. L.; Edinburgh, 1890 (pyc. пер.: Эллинизм и христианство//Общая история европейской культуры. Т. 6. СПб., 1911). 81       Weatherhead L. The Will of God. N.Y., 1944; Idem. The Christian Agnostic. N.Y., 1965 (ряд переизданий). 82       См., например: Tillich P. Systematic Theology. 3 vols. Chicago, 1951–1964; Idem. A History of Christian Thought/Carl E. Braaten (ed.). N.Y., 1968; Тиллих П. Систематическая теология: B 3 т. B 2 кн. M.; СПб., 2000. 84       См. его: Божественная среда. M., 1992 (pyc. пер. работы 1927 г.); Феномен человека. M., 1987 (работа написана в 1938–1940 гг.; 1-е франц. изд. – 1957). 85       Allen J.L.,Jr. Pope cites Teilhardian vision of the cosmos as a «living host»//National Catholic Reporter. URL: (дата обращения: 24.09.2009). 86       См., в частности: Schillebeeckx E. Jezus, het verhaal van een levende. Bloemendaal, 1974 (англ. пер.: Jesus: an experiment in Christology. L., 1979; N.Y., 1981); Idem. Gerechtigheid en liefde, genade en bevrijding. Bloemendaal, 1977 (англ. пер.: Christ: the Christian experience in the modern world. L., 1980). 88       Christliche Dogmatik. 2 Bde. (1851); Vorlesungen über praktische Theologie (1864); Apologetik (1874–1875; англ. пер. – 1886). 89       Часть книги Херцога (начиная c периода после разделения Церквей) переведена А.П. Лопухиным (История христианской Церкви. Т. 2. СПб., 1891). 90       Сокращенный английский перевод в 13 томах (The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge) был издан в 1951–1954 гг. 91       Schaff Ph. History of the Christian Church. 8 vols. N.Y., 1882 (3rd rev. ed. N.Y., 1910; repr.: Grand Rapids, 1967–1968). 92       The Seven Ecumenical Councils of the Undivided Church/Trans. H.R. Percival//Nicene and Post-Nicene Fathers. 2nd series/Ph. Schaff, H. Wace (eds.). Repr.: Grand Rapids (Ml), 1955. 97       Idem. Allgemeine Kirchengeschichte. 4 Bde. Stgt., 1841–1846. Продолжением этого труда можно считать его исследование Papst Gregorius VIII. und sein Zeitalter в 7 томах (Schaffhausen, 1859–1861).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известно, что собрание (или собрания) П.И. Севастьянова составило основу российских фондов важнейших документов Св. Горы XIX и XX вв. Здесь я сошлюсь на издание «Географии» Птолемея В. Ланглуа (Париж, 1867) 622 , на «Акты Св. Горы» 623 и на монографию Т. Флоринского о законодательной деятельности Стефана Душа-на 624 . Сегодня собрание (или собрания) П.И. Севастьянова находится: а) в Отделе рукописей и редких книг Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге (РНБ, F. 269; после 1953 г. – F. 270); б) там же, фонд 680; в) в Отделе рукописей и редких книг Библиотеки Академии наук в Санкт-Петербурге (собрание копий, 564, 565); г) в библиотеке Академии художеств в Санкт-Петербурге (4.3.61); д) в музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге; е) в Церковском музее в Москве. Вне всякого сомнения, материалы из собрания Севастьянова могут находиться и в других хранилищах 625 . Личный архив епископа Порфирия Успенского сегодня находится: 1. В Архиве Российской Академии Наук (Санкт-Петербургское отделение) (РФА РАН, в. 118, оп. 1, ед. хран. 1–199 и 202–282). 2. Два тома с копиями актов Св. Горы хранятся в Отделе рукописей и редких книг Библиотеки Академии наук (Санкт-Петербург) под 599 и 600. 3. В Архиве Имп. Министерства иностранных дел (ф. 161, оп. 46) находятся следующие папки: – дело 7 (папка главы Русской Православной миссии в Иерусалиме); – дело 15, за период 1848–1858 гг.; – дело 16, за период 1847–1860 гг. Весьма вероятно, что и в других архивных хранилищах находятся акты, имеющие отношение к еп. Порфирию Успенскому 626 . Итак, оба собрания, на которые мы ссылаемся, содержат материал, который дошел до наших дней, несмотря на неблагоприятные исторические обстоятельства. Β.Η. Бенешевич (1874–1938) писал: «Началом собирательства для греческих рукописей были приобретения, сделанные во Франции в эпоху революции 1789 г. секретарем русского посольства П. П. Дубровским; центром собрания стала Санкт-Петербургская Имп. Публичная Библиотека. Стоит особенно вспомнить здесь деятельность архим. Порфирия Успенского , В. И. Григоровича, архим. Антонина Капустина , П. И. Севастьянова, действовавших в монастырях Ближнего Востока иногда методами, не вполне безупречными, но все же менее бесцеремонными, чем какими в свое время имели обычай действовать собиратели рукописей западноевропейцы вроде Тишендорфа и др.» 627

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

730 Парни Эварист Дезире де Форж (1753—1814) — французский поэт, автор сборника “Поэтические безделки” (1779). 731 “Сцены из Фауста” — произведение А. С. Пушкина (1825) по мотивам “Фауста” И.-В. Гёте. 732 …целые строки — Пушкина! — параллель между поэмой М. Ю. Лермонтова “Демон” (1829—1839) и одноименным стихотворением А. С. Пушкина (1823). 733 “Мцыри” — поэма М. Ю. Лермонтова (1839). 734 Герман и Доротея — главные герои поэмы И.-В. Гёте “Герман и Доротея”. 735 Эмилия — героиня трагедии Г. Э. Лессинга “Эмилия Галотти”. 736 …Елена Тургенева — в “Дыме”… — Шмелев не точен: героиню романа И. С. Тургенева “Дым” (1867) зовут Ирина, Елена — героиня романа “Накануне” (1859). 737 …Вера (“Обрыв”)… — главная героиня романа И. С. Гончарова “Обрыв”. 738 “Нана” — главная героиня одноименного романа Э. Золя (1880). 739 …в соляной столб обертывает… — Быт. 19:26 . 740 Калиниченко — Яков Яковлевич Калиниченко (1869—1938), русский художник, портретист, написал портрет И. С. Шмелева в январе 1917 г. 741 …подарил оригинал, когда после ее кончины все разбросал! — портрет И. С. Шмелева работы художника Я. Я. Калиниченко в 1937 (1936?) г. был подарен писателем В. Ф. Зеелеру (1874—1954), журналисту, литературному критику, другу И. С. Шмелева. Письма И. С. Шмелева к В. Ф. Зеелеру находятся в Бахметевском архиве Колумбийского университета (США). См.: Терехина В. Н. Письма И. С. Шмелева к В. Ф. Зеелеру//Венок Шмелеву. С. 247—262. Ед. хр. 70. Л. 23, 24. Письмо, рук. 741а …из “Нового слова”. — “Новое слово” (1833—1944) берлинская еженедельная газета, финансируемая ведомством А. Розенберга (с 1941 г. — министр оккупированных восточных территорий). Гл. редактор (с 1934 г.) В. М. Деспотулли.  Ед. хр. 70. Л. 28, 29. Письмо, рук. 742 “А душа вот так и просит…” — неточная цитата из “Сказки о царе Салтане” А. С. Пушкина (в оригинале “Князь опять: душа-де просит…”).  Ед. хр. 18. Л. 11, 12. Письмо, машинопись. 743 “Небывалый обед”… “Орел” — творческий вечер И. С. Шмелева состоялся 22 июня 1942 г. в здании Русской консерватории в Париже (26.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010