Соколов Павел Петрович (1863–1923), психолог, магистр богословия (1906). И. д. доцента (1889–1906), профессор (1906–1919), заслуженный профессор (1914) МДА по кафедре психологии, преподаватель МВЖК (с 1909), преподаватель Высших женских Богословско-педагогических курсов (1916–1919); Соколов Юрий Матвеевич (1889–1941), фольклорист, этнограф, литературовед, магистр, доктор литературоведения (1936), академик АН УССР (1939). Преподаватель, затем профессор Московской консерватории (1913–1924), помощник библиотекаря (1914– 1921), зав. б-кой (1922–1929) ГИМ. Приват-доцент, затем профессор 1-го МГУ (1919–1941), организатор и зав. кафедрой фольклора исторического ф-та МГУ (1938–1939). Преподаватель Народного ун-та им. А.Л. Шанявского (1916–1920), профессор, зав. кафедрой Тверского педагогического ин-та (1919–1930). Действ. член и председатель подсекции фольклора ГАХН (1922), член Центрального бюро краеведения, профессор Государственного высшего литературно-художественного ин-та им. В. Брюсова (с 1925). Во 2-ой пол. 1930-х профессор (в 1938 возглавил первую в СССР кафедру фольклора) МИФЛИ, председатель фольклорной секции Союза писателей СССР (1933). Директор Ин-та фольклора АН УССР (с 1939). Брат Б. М. Соколова ; Соловьев, выпускник историко-филологического ф-та М.у.; Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900), философ, богослов, поэт, публицист, критик, магистр (1874), доктор (1880) философии, почетный академик Петербургской АН (1900). Доцент историко-филологического ф-та М.у. (до 1877), затем в Петербурге: член Ученого к-та Мин-ва нар. просв., преподаватель историко-филологического ф-та Петербургского ун-та и ВЖК (до 1881), редактор философского отдела Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Сын историка С. М. Соловьева ; Соловьев Михаил Сергеевич (1862–1903), переводчик и педагог, издатель сочинений Вл. С. Соловьева , преподаватель истории и географии в одной из московских гимназий. Сын историка С. М. Соловьева ; Соловьев Сергей Михайлович (1820–1879), историк, магистр истории (1845), доктор исторических наук, политической экономии и статистики (1847), член-корр. (1864), академик (1872) Петербургской АН. И. д. адъюнкта (1845–1846), профессор (1847–1850) историко-филологического отделения философского ф-та, профессор кафедры русской истории (1850–1870), декан (1864–1870) историко-филологического ф-та, заслуженный профессор (1870), ректор (1871–1877), почетный член М. у. После ликвидации университетской автономии, в знак протеста вышел в отставку, но некоторое время продолжал читать в ун-те лекции, как «сторонний преподаватель». Директор Оружейной палаты (1870–1879), председатель ОИДР;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Закон Гримма.  — Этим термином принято обозначать одно из положений «Немецкой грамматики» (1819–1837) Якоба Гримма (1785–1863), легшей в основу немецкой филологии. Якобу Гримму принадлежат также книги «Немецкая мифология» (1835) и ряд других. Часть произведений Якоба Гримма, включая знаменитый сборник сказок, написана им совместно с братом Вильгельмом (1786–1859). «Маленькие войны».  — Эта книжечка Уэллса была издана в 1913 г. с подзаголовком «Игра для мальчиков до ста пятидесяти лет и самых умных девочек, которые любят те же игры и книги, что и мальчики». Эмери Леопольд Чарльз Морис Стеннет (1873–1955) — английский публицист и государственный деятель, занимал посты государственного секретаря по колониальным вопросам и доминионам, первого лорда Адмиралтейства, был членом редакционного совета «Таймс». Автор книг «Империя в новой эре» (1928), «Заглядывая в грядущее» (1935) и др. Черчилль Уинстон Леонард Спенсер (1874–1965) — премьер-министр Великобритании в 1940–1945, 1951–1955 гг. До 1904 г. консерватор, затем либерал, с 1920х годов — лидер Консервативной партии, враг большевизма и Советской России, в 1942 г. был вынужден заключить союз с СССР (антигитлеровская коалиция). Его речь в Фултоне (1946 г.) положила начало «холодной войне». Тревельян Джордж Маколей (1876–1962) — английский историк, профессор современной истории в Кембридже, автор трилогии, посвященной Гарибальди (1907, 1909, 1911), а также книг «История Британии в XIX веке, 1782–1901» (1922), «История Англии» (1926), «Англия при королеве Анне» (1930–1934), «Английская революция, 1688–1689» (1938), «Социальная история Англии» (1944). Ему принадлежит также ряд биографий. Мастерман Чарльз Герни (1874–1927) — английский журналист и писатель, член Христианской социалистической партии, видный политик, член Палаты общин. Особую популярность приобрел в годы Первой мировой войны, когда руководил правительственным бюро военной пропаганды. Алли Слопер — герой первой в Англии серии комиксов «Суббота Алли Слопера» (начата в 1884 г.).

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

«Дело Жебелева» было мерой психологического устрашения интеллигенции, волна настоящих репрессий начнется позже. Им подверглось немало исследователей древнерусского и византийского искусства. Алексей Иванович Некрасов (1885–1950), профессор Московского университета с 1918 г., автор многих трудов о древнерусской живописи и архитектуре 2952 , был арестован в 1938 г. и почти 10 лет провел в ссылке в Воркуте 2953 . Жертвой террора стал Федор Иванович Шмит, историк византийской живописи. До революции он был сотрудником Русского археологического института в Константинополе, работал в Никее, Трапезунде, Равенне, затем возглавлял кафедру теории и истории искусства в Харьковском университете 2954 . В советское время он занимал различные административные посты: директора Института истории искусства и Института археологии в Киеве, директора Центрального музея культов и Музея св. Софии, затем работал в ГАИМК в Ленинграде. Вести византийские исследования было почти невозможно, Шмит стал изучать проблемы теории искусства, стремясь раскрыть «общие законы» искусств 2955 . Отметим одну черту, характерную для той эпохи: изучая крымскую базилику VI в. в Эски-Кермене, он дал описание литургии в связи с архитектурой (редчайший случай в то время) в карикатурном виде, наподобие театрального представления в языческом храме 2956 . В 1933 г. Шмит был арестован и сослан в Казахстан, в 1937 г. – расстрелян в Ташкенте 2957 . Драматичной была судьба профессора Петербургского (Петроградского, Ленинградского) университета Владимира Николаевича Бенешевича (1874–1938), выдающегося русского канониста 2958 . Ученый секретарь Палестинского общества, он хорошо известен и в археологии Палестины. Посетив Синай в 1907,1908 и 1911 гг., он вместе с Н.П. Кондаковым издал альбом «Памятники Синая археологические и палеографические» 2959 , хотя на титульном листе имя эмигранта Кондакова не значится. 1928–1933 гг. Бенешевич провел в тюрьме и ссылке, затем был вновь арестован и расстрелян. Как и многим другим, ему предъявляли обвинения в шпионаже в пользу западных стран, Ватикана, «основанием» для этого служили его широкие международные связи. Главной же причиной недовольства властей стала публикация в Германии в 1934 и 1937 гг. книг Бенешевича по византийскому праву 2960 . Зарубежные связи российских ученых на долгие годы стали почти невозможными.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Касименко Владимир Александрович (1900–1938) – советский комсомольский и партийный деятель. Родился в Тамбове. Член РКП(б) с 1918 г. Работал в ЦК КСМ Украины (1923). В 1924–1925 гг. зав. ППО ЦК РЛКСМ. член бюро ЦК РКЛСМ. Член АРК (1924). С 1934 г. работал в Средневолжском крае, в 1937 г. первый секретарь Владивостокского городского комитета ВКП(б). В 1937 г. арестован. Расстрелян в Куйбышеве, реабилитирован в 1956 г. Кацва Исаак Борисович ( 1897–1937) – советский государственный деятель. Родился в Орле. Член ВКП(б). Был управляющим делами ДВР (Дальневосточной республики), работал в НКВД, авиационной промышленности. В 1937 г. арестован. На момент ареста управляющий делами Наркомата оборонной промышленности СССР. Расстрелян, реабилитирован в 1956 г. Кнорин (Кнориныш) Вильгельм Георгиевич (1890–1938) – советский партийный деятель. Родился в Лифляндской губ. в семье крестьянина. Член РСДРП с 1910 г. Вел революционную работу в Санкт-Петербурге, Риге, Либане. В 1918–1923 гг. на партийной работе в Литве. Белоруссии, Смоленске. В 1922–1924 гг. зам. зав., зав, Учетно-распределительным отделом ЦК РКП(б). В 1924–1925 гг. зав. Информационным отделом ЦК РКП(б). В 1925–1926 гг. зав. Агитационно-пропагандистским отделом Московского комитета РКП(б)–ВКП(б). В 1926–1927 гг. зав. Агитационно-пропагандистским отделом ЦК ВКП(б). В 1927–1937 гг. член ЦК ВКП (6). В 1928–1935 гг. член Исполкома Коминтерна. В 1935–1937 гг. зам. зав. Отделом партийной пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). Доктор исторических наук (1935). В 1937 г. исключен из партии и арестован, Расстрелян, реабилитирован в 1955 г. Кобецкий Марк Самуилович (1899–1937) – партийный деятель, пропагандист-антирелигиозник Родился в Симферополе. Зам. председателя исполбюро Центрального совета СБ, зав. информационно-инструкторским отделом ЦС СВБ, Расстрелян на Бутовском полигоне. Колосков Иван Николаевич (1874–1932) – руководитель евангельских христиан-трезвенников. Родился в Тульской губ. в крестьянской семье. В молодости духовно сблизился с руководителем петербургских трезвенников И. Чуриковым, восприняв его учение. Организовал общество «Трезвая жизнь». В 1911 г. отлучен от Православной Церкви, на год заключен в Бутырскую тюрьму. В 1920-е гг. сотрудничал с евангельскими христианами, организовал общину евангельских христиан-трезвенников. Затем увлекся учением пятидесятников. Впоследствии организовал трудовую артель, две сельскохозяйственные колонии под Москвой, колонии для сирот. После принятия в 1929 г. постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» безуспешно ходатайствовал о разрешении для общины покинуть СССР. Был арестован в Баку при попытке уехать за границу. Осужден на 10 лет, скончался в тюрьме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

D. Bourchenin, Etude sur les académies protestantes en France au XVIe et au XVIIe siècle , Paris, 1882. Pol. VI, 51. Слово culture: нужно сохранить за ним специфически французский смысл «личной формы духовной жизни», избегая претензий (подобные заблуждения свойственны прежде всего нашим этнографам) на смысл немецкого слова Kultur, которое означает цивилизацию; ср. мою статью Culture, Civilisation, Décadence, Revue de Synthèse , XV (=Revue de Synthese historique, LVII, 1938, стр. 133–160). О Книге притчей как «зеркале писцов» мне достаточно отослать к кратким указаниям А. Moret, Histoire de l’Orient (=G. Glotz, Histoire Générale , I), 11, Paris, 1936, стр. 786. Это предпочтительнее, нежели утомительно подробная работа Dom Н. Duesberg, Les scribes inspirés , [I], le Livre des Proverbes , Paris, 1938. О наиболее древних известных шумерских табличках (уровень IV в раскопках Урука): J. Jordan, Abhandlungen Академии Наук, Berlin, Phil.-hist . Kl, 1932, 2, стр. 11–12; Α. Falkenstein, Archaische Texte aus Uruk , Berlin, 1936; V. Gordon Childe, L’Orient préhistorique , фр. перевод Paris, 1935, стр. 150: кажется весьма правдоподобным, что они относятся к храмовой администрации. Об этом все еще плодотворном понятии «восточной монархии» см. важную книгу К. A. Wittfogel, Oriental despotism , Yale University Press, 1957; дискуссии, ею вызванные, и затронутые при этом вопросы хорошо осветил Р. Vidal-Naquet в своем предисловии к французскому переводу (Paris, 1964), появившемуся в Annales Е. S. С , 1964, стр. 531–549. Термины Haut-Empire и Bas-Empire (Ранняя Империя и Поздняя Империя) во французском языке за последний век существенно изменили свое значение: в словаре Littre (II, 1874 г.) для первого приведены хронологические рамки от Августа до падения Западной Империи (476 г.), для второго — от падения Рима до падения Константинополя. Grand Larousse (I, 1982) дает для второго термина рамки от смерти Александра Севера (235) до падения Рима. У Марру они близки по значению к тому, что мы называем эпохой Принципата и Домината. — Прим. переводчика .

http://azbyka.ru/deti/istoriya-vospitani...

10 июня 1946 г. папа Римский Пий XII официально признал О. покровительницей Эльзаса ( Fischer. 2006. S. 479). В 1988 г. мон-рь посетил папа Иоанн Павел II. В 2012 г. частица мощей О. была передана рус. правосл. приходу Всех святых в Страсбурге. О. почитают как заступницу людей, страдающих болезнями глаз, ушей и др. Ее изображают в одежде аббатисы, атрибутом О. считается книга с рисунком глаз, которую О. держит в руке как символ ее слепоты до крещения. Иногда святую изображают с чашей ( Koschwitz. 1968. Sp. 76-79). Ист.: Spicilegium sive collectio veterum aliquot scriptorum qui in Galliae bibliothecis delituerant/Ed. L. d " Achery. P., 1723. T. 2. P. 618; Pfister Ch. La vie de St. Odile//AnBoll. 1894. T. 13. Р. 5-32; Vita Odiliae abbatissae Hohenburgensis/Ed. W. Levison//MGH. Scr. Mer. T. 6. P. 24-50; Chronikon Ebersheimense//MGH. SS. 1874. T. 23. P. 427-453; Herrad of Hohenbourg. Hortus deliciarum/Dir. R. Green. L. etc., 1979. [Vol. 1]: Reconstruction; [Vol. 2]: Comment.; Die Urkunden der Merowinger/Hrsg. T. Kölzer. Hannover, 2001. Tl. 1. (MGH. Dipl. Mer.; 1); Die Urkunden Ludwigs des Frommen/Hrsg. T. Kolzer. Wiesbaden, 2016. (MGH. Dipl. Kar.; 2). Лит.: Guss J. Der Odilienberg. Rixheim, 1874. S. 47-60; Barth M. Die hl. Odilia: Ihr Kult in Volk und Kirche. Strassburg, 1938. 2 Bde; Vollmer F. X. Die Etichonen: Ein Beitrag zur Frage der Kontinuität früher Adelsfamilien//Studien und Vorarbeiten zur Geschichte des grossfränkischen und frühdeutschen Adels/Hrsg. G. Tellenbach. Freiburg i. Br., 1957. S. 137-184; Koschwitz G. Odilia (Ottilia) von Hohenburg//LCI. 1968. Bd. 8. Sp. 76-79; Wilsdorf C. Le «monasterium Scottorum» de Honau et la famille des ducs d " Alsace au VIIIe siècle: Vestiges d " un cartulaire perdu//Francia. Sigmaringen, 1975. T. 3. P. 1-87; Cardot F. Le pouvoir aristocratique et le sacré au haut Moyen Âge: Ste. Odile et les Etichonides dans la Vita Odiliae//Le Moyen Âge. Brux., 1983. T. 89. Р. 173-193; Burg A.-M. Le duché d " Alsace au temps de Ste. Odile. P., 1987; Legros J. Le Mont Sainte-Odile. P., 1988; B ü ttner H. Geschichte des Elsass. Sigmaringen, 1991. Bd. 1. S. 25-182, 205-227; Stoeckle M. Das Leben der hl. Odilia. St. Ottilien, 1991; Mackensen G. Die Entwicklung der Augenheilkunde: Ein historischer Rückblick in Freiburg. Freiburg, 1997. S. 5-8, 141; Mikulla L. Fürstenopposition gegen die Reichsgewalt im 12. Jh. Hamburg, 1997. S. 9; Grossmann T. Die hl. Ottilie: Patronin der Augenkranken: Ihr Leben und ihre Verehrung, insbesondere in Nord-, Ost- und Südtirol. Innsbruck, 1999; Nuss Ph. Les Habsbourg en Alsace dès origines à 1273: Recherches pour une histoire de l " Alsatia habsburgica. Riedisheim, 2002. Vol. 1. P. 212; Fischer M.-T. Treize siècles d " histoire au Mont Sainte-Odile. Strasbourg, 2006; eadem. Das Leben der hl. Odilia (10. Jh.) und die späteren Überlieferungen. Eckbolsheim, 2007; Spaar M. Odilia: Lebensspuren und Heilimpulse. Basel, 2013.

http://pravenc.ru/text/2578203.html

Возможно, была и еще одна встреча — с дочерью знаменитого филолога–классика Ф. Ф. Зелинского — Аматой (1888—1967). После революции она не поехала вслед за отцом в Польшу, осталась в СССР. В 1909 году вышла замуж за приват–доцента Петербургского университета и экстраординарного профессора Духовной Академии Владимира Николаевича Бенешевича (1874—1938). В 1924 году византолог и археолог, член Баварской, Берлинской и Страсбургской академий, Бенешевич избран членом–корреспондентом Российской Академии Наук (исключен общим собранием Академии 29 апреля 1938 года). В ноябре 1928 года он арестован по «делу» академика С. А. Жебелева (до этого арестовывался в 1922 и 1924 годах) и сослан на три года в Кемь (Соловецкие лагеря) . В 1930 году находящегося в лагере Бенешевича привлекают по тому же делу, что и Лосева, Сначала он проходит как свидетель, но 8 августа 1931 года получает новый приговор к пяти годам в Ухтпечлаге. Была арестована и Амата — в тот же день, что и Лосев, — 18 апреля 1930 года, выпущена 14 июля, а затем вновь арестована, приговорена к пяти годам и отправлена в Беломорско–Балтийский исправительный лагерь. Здесь, на той самой Медвежке, что и чета Лосевых, она оказывается лагерной пианисткой. Не этим ли навеян образ героини лосевской «Встречи» — бывшей пианистки, попавшей на Беломорско–Балтийский канал? Сюда, на Медвежку, в апреле 1933 года повидаться с женой приезжал освобожденный досрочно Бенешевич — Амату освободили лишь в феврале 1934 года. Впереди у нее был 1937 год, когда после выхода в Мюнхене подготовленного Бенешевичем тома церковных юридических текстов, собранных в VI веке Иоанном Схоластиком, были арестованы сначала оба сына Бенешевича, затем его брат и он сам. Вскоре всех расстреляли . И все же для понимания лосевской прозы подобные биографические вехи не столь сушественны. Лосев пишет не о реальных судьбах, он пишет о другом: о том, что всякая идея должна обрести свою плоть. Способна ли плоть воплотить идею, и как воплотить? Возможно ли тут полное слияние, и при каких условиях? К каким последствиям оно может привести? Где та тонкая, ажурная, гениальная женственность плоти, готовая воспринять мужественность идеи?..

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Многочисленные статьи преимущественно в Югославских журналах. Мат. Биб. I. Бл. 1931 РУБЕЦ Протоиерей Александр Александрович. 1882–1956 Родился 22 февраля в Иркутске. Сын доктора. Окончил Александровский Лицей в Царском Селе 1903. Преподавал в Финляндии 1915–17 Профессор русского языка в Упсальском и Стокгольмском университете. Автор статей и брошюр в русском и шведском языках. Принял священство, оставаясь профессором. Patrlarkatets a terstallelse i Ryssland. Upsala. 1921. (The restoration of the patriarchate In Russia.) Rysslands nuvarande 1itteratur. Stockholm. 1929. Ст. Мат. Биб. I. Бл. 1931 РЯЗАНОВСКИЙ Валентин Александрович. 1884–1968 Окончил гимназию в Костроме и Московский университет 1908 г. Изучал историю, филологию и право. С 1915 г. преподавал в Демидовском Лицее в Ярославле. Профессор Томского университета 1918, Иркутского 1920, Дальневосточного 1921. Профессор юридического факультета в Харбине 1922–34. Переехал в Китай 1935, в Америку 1938 Умер 19 февраля. Обзор русской культуры. Том I, стр. 638; том 2, часть I, стр. 557? часть 2, стр. 222. Н-Й. 1947–48. Развитие русской научной мысли. 1949. Он также автор следующих трудов Customary law of the Mongol tribes. 1929. Fundamental principles of Mongol law. Tientsin. 1937. Indiana U.1965.343 pp. Customary law of the nomad tribes of Siberia. Tientsin. 1938. Indiana Univ. 1965. 151 pp. РЯЗАНОВСКИЙ Николай Валентинович 1923 Родился 21 декабря в Харбине Высшее образование получил в Америке в Орегоне и Харварде 1947 • Доктор философии, Оксфорд 1949 г. Профессор истории в Берклей в Калифорнии. Russia and the West in the Teaching of the Slavophils. Harvard. 1952. 244 pp. Germam edit. 1954. Nicholas I and the official nationality in Russia. Univ.of Calif.1959.296pp. A history of Russia. N.Y. 1963. 711 pp. Italian edit. 1967. The teaching of Charles Fourier. Univ. of California. 1969. 256 pp. САВИЦКИЙ Петр Николаевич. 1895–1968 Родился в Черниговской губ. Окончил Петроградский Политехнический Институт 1917 г. Профессор Пражского университета. Глава Евразийского Движения и издательства. «Берлин, Париж, Прага» 1921–1939. Исключен немцами из университета после занятия ими Чехии, после прихода Красной Армии арестован и сослан в концентрационный лагерь 1945 г. Возвращен в Чехию в 1956 г. Вновь арестован в 1961 г. Умер 13 апреля в Праге.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Христианство и культура. Пр. 1925. стр. 308. Начало науки о государстве и обществе. Бл. 1927. стр. 144. Материалы для Библиографии Русских научных трудов за рубежом 1920–1930. Бл. 1931. История Социальной философии. Любляны. Т. I, 1932; т. II. 1938. Государство и его жизнь. по-сербски. Бл. 1938. стр. 222. Столетие Киевского университета. Любляны. 1935. Принципы русской внешней политики XIX века. Нарва. 1937 Russische Rechts Philosophie. Либерализм. Введение в изучение социологии. Франкфурт. Энциклопедия права. Братислава. 1939–40. Государственное право. Братислава. 1939–1940. Чехов. Бл. 1931. стр. 74. Uvod v sociologiju scripta. Ljubljana. Ст. Мат. Биб. I. Бл. 1931. Мат. Биб. II. Бл. 1941. СПЕРАНСКИЙ Валентин Николаевич. 1877–1957 Преподавал в Петербургском университете. Известный лектор по религиозным и литературным темам. Многочисленные статьи в эмигрантской прессе. Родился 25 апреля. Умер 8 ноября. La Maison a destination speciale. Р. 1929. Ст. Мат. Биб. I. Бл. 1931. СТАВРОВСКИЙ Алексей Владимирович. 1905 Родился 28 августа в Петербурге. Учился в Петербургской и Ялтинской гимназиях. Среднее образование закончил в Константинополе в 1921 году в Русской гимназии Союза Городов. Слушал лекции в Софийском Ближне-Восточном Институте политических и экономических наук и на философском и богословском факультете Берлинского университета и в Православном Богословском Институте в Париже. Окончил Сорбонну по словесному факультету. С 1925 по 1931 г. основатель и начальник братства Св. Фотия. С 1931 по 1936 член редакционной коммиссии «Голоса Литовской Епархии». С 1940 по 1944 член Епархиального Совета Литовской Епархии. С 1948 по 1956 г. редактор газеты «За Правду» – орган христианского возрождения в Буэнос-Айрес. С 1961 г. переселился в Мадрид, где занимается печатанием книг и богословием. Христианская Россия. Буэнос Айрес. 1954. Essai de theology irenique. Madrid. 1966. 266 pp. СТЕПУН Федор Августович. 1884–1965 Родился в Москве 6 февраля. Окончил Гейдельбергский университет 1910. Редактор международного философского журнала «Logos» 1910–1914. Лектор по философии и литературе. Директор Показательного Театра 1920–1922. Выслан из России 1922. Профессор в Дрездене 1926–1937 и в Мюнхене с 1947 г. Умер 23 февраля в Мюнхене. Один из редакторов «Нового Града».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

74 Уголовного кодекса на 3 месяца лишения свободы. По другим данным – суду не предавался. В 1931 г. осужден по ст. 127 Уголовного кодекса (нарушение закона о религиозных обрядах) за крещение не на указанном месте. Два дня провел в ГПУ и был оправдан. В декабре 1937 г. арестован по обвинению в «систематической пораженческой к[онтр]р[еволюционной] а[гитации], восхвалении военной мощи Японии, утверждении, что в случае войны сов[етская] власть будет свергнута, коммунисты будут казнены страшным судом, клевете о голоде в колхозах». В связи с принятием Сталинской Конституции говорил: «Вот, чего мы добились. Теперь все на старое переходят, все закрытые церкви будут восстановлены... Советская власть никогда не сможет прекратить религ[иозную] службу». Группировал вокруг себя евангелистов, спаивал сельский и колхозный актив. Во время хлебных затруднений 1937 г. заявил: «Вот вы в колхозе работали целый год, а ничего не получили, голодаете». 6 января 1938 г. «тройкой» НКВД Татарской АССР (протокол 157, п. 31) приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 22 января 1938 г. в Чистополе. 29 мая 1898 г. реабилитирован. Архив УФСБ РФ по Республике Татарстан. Архивно-следственное дело 2-15275. Л. 1. Машинописный подлинник, подписи – автографы. При проведении так называемой кулацкой операции НКВД СССР по приказу 00447 осужденных делили на две категории: 1-я – расстрел и 2-я – 8 или 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Архив УФСБ РФ по Республике Татарстан. Архивно-следственное дело 2-15275. Л. 3. Рукопись, орфография и пунктуация подлинника сохранены, подписи – автографы; круглая печать Зюзинского сельсовета. Иерофей Померанцев(1874/1880 г. р.; в документах даются разные года рождения), житель Казани, из семьи священнослужителя, русский. В 1904 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1905 г. ректор духовной семинарии в Самаре, «принимал участие в подавлении революц[ионного] рабочего движения». После 1917 г. – митрополит в Иваново-Вознесенске, Крыму, г. Горьком. «Являлся организатором церковно-кулацких а[нти]с[оветских] повстанч[еских] формирований, вел активную борьбу против сов[етской] власти, за что неоднократно арестовывался органами ВЧК–ОГПУ».

http://sedmitza.ru/lib/text/10344851/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010