Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. ПАВЕЛ (1317-1429), основатель Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря, прп. (память 10 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ПАВЕЛ Аркадьевич Андреев (1880-1937)), прот., сщмч. (пам. 3 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Павлович Аношкин (1891-1919), свящ., сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Георгиевич Ансимов (1891-1937), прот., сщмч. (пам. 9 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Михайлович Березин (1866-1937), свящ., сщмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Васильевич Борисоглебский (1874-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Алексеевич Брянцев (1889-1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Иванович Васильевский (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Игнатьевич Гайдай (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 23 авг., в Соборе Одесских святых, Соборе Балтских святых, Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Александрович Дернов (1870-1918), прот., сщмч. (пам. 14 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ I ИСПОВЕДНИК († 350 или 351), свт. (пам. 6 нояб.; пам. зап. 7 июня), еп. К-польский; занимал кафедру трижды (ок. 336/7 или 340-341, 342, 346-350), видный представитель правосл. партии в арианских спорах ПАВЕЛ Николаевич Добромыслов (1877-1940), прот., сщмч. (пам. 20 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_54.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (до 2013 г. Собор новомучеников и исповедников Российских; воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) ВЛАДИМИР Амбарцумович Амбарцумов (1892-1937), прот., сщмч, (пам. 23 окт. в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВЛАДИМИР Белозёров († сент. 1918), свящ., сщмч. (пам. 7 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих) ВЛАДИМИР Димитриевич Введенский (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Феодорович Введенский (1869-1931), свящ., сщмч. (пам. 21 марта в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Флегонтович Виноградов (1874-1919), свящ., сщмч. (пам. 9 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР Михайлович Вятский (1879-1938), свящ., сщмч. (пам. 26 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российскихи и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР Николаевич Дамаскин (1870 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Петрович Двинский (1858 - 1918), диак., сщмч. (пам. 31 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Филиппович Джуринский (1885-1920), прот., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Федорович Дмитриевский (1876 - 1918), сщмч. (пам. 3 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ.

http://pravenc.ru/rubrics/128875_9.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви МАРДАРИЙ (XIII-XVII вв.?), затворник, в Дальних пещерах почивающий, прп., Киево-Печерский (пам. 13 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) МАРДАРИЙ (Исаев Михаил Исаевич; 1886-1938), иером., прмч. (пам. 5 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ († между 1437 и 1439), жена заозерского св. блгв. кн. Димитрия Васильевича, Иоасафа Каменского, св. блгв. кнг. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАРИЯ Георгиевна Виноградова (1886-1938), прмц. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), послушница МАРИЯ Мартиниановна Журавлёва (1869-1937), послушница, прмц. (пам. 2 дек., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ (Лелянова Лидия Александровна; 1874-1932), мон., прмц. (пам. 4 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ Ивановна Мамонтова-Шашина (1890 - 1938), послушница, прмц. (пам. 19 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ Павловна Носова (1872-1938), послушница, прмц. (пам. 27 апр., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ Ильинична Портнова (1888-1937), послушница, прмц. (в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ (Рыкова Мария Сергеевна; 1892 - 1937), мон., прмц. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ (Цейтлин Мария Васильевна; 1869-1938), мон., прмц. (пам. 2 дек., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ († 18.08.1919), мц. (пам. 5 авг., 23 мая, в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_33.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Герман (Ряшенцев), еп. Вязниковский. Фотография. 20-е гг. XX в. (Ряшенцев Николай Степанович; 10.11.1883 (по др. данным, 1874 или 1876), Тамбов - 15.09.1937, Сыктывкар), сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. Вязниковский. Из семьи купца 2-й гильдии, брат Пермского архиеп. Варлаама (Ряшенцева) , рано лишился отца. По окончании тамбовской гимназии поступил в 1902 г. в КазДА. В 1903 г. пострижен в монашество, в 1905 г. рукоположен во иерея. В 1906 г. окончил ДА со степенью канд. богословия. С 17 авг. 1906 г. преподаватель, с 1 дек. 1907 г. инспектор Псковской ДС. 30 янв. 1910 г. переведен в Вифанскую ДС, 22 июня 1912 г. назначен ее ректором с возведением в сан архимандрита. Благодаря усилиям Г. был предпринят капитальный ремонт здания семинарии. 24 мая 1916 г. Г. был награжден орденом св. Владимира 4-й степени. В июле-авг. 1915 и апр.-авг. 1917 г. был откомандирован в качестве священника в действующую армию. Г. обладал даром проповедника. После закрытия Вифанской ДС Г. в 1918 г. переехал в Данилов московский муж. мон-рь , где вместе с еп. Феодором (Поздеевским) составил акафист блгв. кн. Даниилу. 27 сент. 1919 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. Пребывал в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре . Организовывал в окрестных приходах чтение проповедей и преподавание Закона Божия, что стало поводом для доноса на архиерея в ВЧК. Г. был арестован 19 февр. 1921 г., содержался в московской Бутырской тюрьме вместе с митр. Сергием (Страгородским) , с к-рым совершал богослужения в одной из камер. Освобожден 22 апр. 1921 г. Вновь арестован в июле 1922 г., через год приговорен к 2-летней ссылке, к-рую отбывал в Зап. Сибири, в Тобольском окр.: до дек. 1924 г. в с. Самарове (ныне в черте г. Ханты-Мансийска), затем до авг. 1925 г. в дер. Чучелинские Юрты. По окончании срока ссылки вернулся в Москву, где 30 нояб. 1925 г. вновь был арестован. Обвинялся вместе с др. архиереями в создании нелегального Синода при Патриаршем Местоблюстителе митр. Крутицком сщмч. Петре (Полянском) . 21 мая 1926 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 2 годам ссылки, к-рую отбывал в Каракалпакской автономной обл.: сначала в г. Турткуле, с февр. 1927 г. в г. Ходжейли. 7 окт. 1927 г. поддержал на собрании ссыльного епископата в Ходжейли «Декларацию 1927 г.» Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Временного Свящ. Синода .

http://pravenc.ru/text/164721.html

Н.В. Маслов Письма настоятеля Глинской Пустыни схиархимандрита Серафима (Амелина) Великий старец схиархимандрит Серафим (в миру Симеон Дмитриевич Амелин) был истинным последователем богомудрых настоятелей Глинской пустыни. Отец Серафим родился 21 июля 1874 г. в деревне Соломине Курской губернии. В 1893 г. поступил в Глинскую пустынь. В 1899 г. пострижен в рясофор, а 28 ноября 1904 г. – в мантию с именем Серафим. В 1913 г. рукоположен во иеродиакона, ав1917г. – во иеромонаха. Настоятель архимандрит Нектарий, видя его духовную зрелость, возложил на отца Серафима в ноябре 1919 г. ответственную и особенно трудную в то время должность казначея обители. После закрытия Глинской пустыни жил в селе Ковенки Шалыгинского района Курской (позднее Сумской) области, занимался столярно-слесарными работами. Еще во время революции тайно принял схиму с тем же именем Серафим. Став схимником, отец Серафим как бы совсем ушел от внешнего мира в свой внутренний, сердечный, обретая там Бога. С 1941 г. стал служить в Ильинской церкви села Ковенки. Вернулся в Глинскую пустынь в 1942 г. и много потрудился для восстановления обители и возрождения ее духовных традиций. 29 мая 1943 г. утвержден в должности настоятеля Глинской пустыни и возведен в сан игумена. После назначения настоятелем усилил свои подвиги, предался великому воздержанию и слезно молился о возрождении духовной жизни обители. Особой отличительной чертой духовности отца Серафима было его миротворчество. Мир Христов, который царил в его душе, он нес всем окружающим и объединял самых разных людей. Отца Серафима глубоко почитали все правящие архиереи. Епископ Сумской и Ахтырский Иларион (Прохоров) в 1948 г. возвел его в сан архимандрита и назвал «благоговейным и усердным молитвенником, уважаемым братией за добрую жизнь». Если архимандрит Нектарий (Нуждин) только начал дело возрождения старчества, то при отце Серафиме (Амелине) оно процвело в обители и принесло обильные духовные плоды. Схиархимандрит Серафим (Амелин) отошел ко Господу в день памяти великих Московских святителей, 18 октября 1958 г. Погребение его совершилось при огромном стечении священнослужителей, иноков и богомольцев. У южной стены храма, возле алтаря, гроб был опущен в могилу. После вторичного закрытия обители, при перезахоронении усопших старцев от храма на общее братское кладбище, были обретены нетленные мощи схиархимандрита Серафима. Даже облачение и гроб старца не были повреждены тлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ноября 30 (13 декабря) Священномученик Иоанн (Честнов) Составитель священник Максим Максимов Священномученик Иоанн родился 30 января 1874 года в деревне Запонорье Богородского уезда Московской губернии в семье священника Петра Честнова. В 1904 году по окончании четвертого курса Московской Духовной семинарии Иван Честнов подал прошение об увольнении. В мае того же года он сдал экзамен на звание учителя церковноприходской школы. 29 июня 1904 года епископ Можайский, викарий Московской епархии Парфений (Левицкий) определил Ивана Петровича на должность псаломщика Знаменской церкви в селе Амерево Богородского уезда. В 1905 году он был посвящен в стихарь. В июле 1907 года Иван Честнов был переведен на место псаломщика в Крестовоздвиженский храм в селе Новое при реке Волге Клинского уезда. В 1908 году Иван Честнов был рукоположен во диакона и митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) определен на служение к Воскресенской кладбищенской церкви в городе Подольске. С 1910 года он был также законоучителем в мужском и женском училищах города. С 20 марта 1917 года диакон Иоанн состоял членом исполнительного уездного комитета духовенства и мирян, а в июле того же года был избран членом благочиннического совета Первого Подольского округа. За усердное служение Церкви Божией ко дню Святой Пасхи 1919 года диакон Иоанн Честнов был удостоен Патриаршего благословения. В 1920 году отца Иоанна рукоположили во священника, и 1 сентября митрополитом Крутицким Евсевием (Никольским) он был определен во священника в Знаменский храм в селе Захарьино Подольского уезда. 3 января 1921 года его снова перевели в Воскресенскую кладбищенскую церковь в городе Подольске. По благословению епископа Подольского Иннокентия (Летяева) в конце декабря 1928 года отец Иоанн был направлен в Михайло-Архангельскую церковь в селе Вертлинское Солнечногорского района Московской области. Здесь отец Иоанн в 1929 году был в первый раз арестован. Пробыв пять с половиной недель в заключении, он был освобожден. Из-за невозможности постоянно платить большой налог, который безбожная власть накладывала на служителей Церкви, у отца Иоанна в феврале 1930 года в счет причитающихся недоимок была конфискована корова и часть имущества. Не имея постоянного жилья, он был вынужден просить архиерея перевести его на другой приход.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О неосуществленном проекте В. Н. Бенешевича по изданию корпуса источников византийского права (по неопубликованным данным) Вся жизнь выдающегося русского ученого Владимира Николаевича Бенешевича (1874 – 1938), не столь уж, как видим, продолжительная да к тому же исполненная бед и страданий 1 , может быть названа своеобразным Forschungsproject «Byzantinisches Recht», причем именно с теми задачами и установками, которыми ныне руководствуется, скажем, такой бесспорный «флагман» в современном «правовом византиноведении», как основанный в 1974 г. во Франкфурте-на-Майне и успешно действующий центр по изучению греческих юридических рукописей (Frankfurter Forschungsprojekt «Byzantinisches Recht»), прямым предшественником и фактическим spiritus rector которого В. Н. Бенешевич , таким образом, является. Представляет, поэтому, большой научный интерес сама концепция русского ученого и разработанная им программа издания корпуса источников византийского права, даже независимо от того, что в своем целостном виде проект остался неосуществленным. Ясно, что это была не вина, а беда В. Н. Бенешевича : ему не дали осуществить то, что им было в деталях продумано, в значительной мере подготовлено и частично даже проведено в жизнь. Считается, что впервые подобная идея была высказана В. Н. Бенешевичем в 1919 г., когда Отделению исторических наук и филологии Российской академии наук им была предложена записка «Об издании Corpus juris canonici ecclesiae Graecae» (об этом – ниже). Кажется, однако, что сам замысел в общем виде зародился у В. Н. Бенешевича гораздо раньше, чуть ли не с самого начала его подвижнической археографической деятельности – иначе зачем же ему было производить уже тогда фактически сплошное обследование и фотографирование рукописного материала («объездил библиотеки Франции, Германии, Италии, Турции, Греции, М. Азии и Египта; обследовал все греческие рукописи юридического содержания не только виденных мною, но и всех остальных библиотек; описание рукописей сопровождалось фотографированием всего достойного в них внимания») 2 . Обнаружен план работы В. Н. Бенешевича в 1912 г., предусматривающий создание «Очерков по истории источников права восточной церкви» и, очевидно, издание текста следующих памятников: 1) Иоанн Схоластик и предшествующий ему сборник; 2) Арефа Кесарийский ; 3) Никон Черногорец; 4) Грузинский перевод номоканона 14 титулов; 5) Прохирон 1379 г.; 6) Прохирон Макария Анкирского 1405 г. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 30 (1 3 декабря) Священномученик Иоанн Честнов Священномученик Иоанн родился 30 января 1874 года в деревне Запонорье Богородского уезда Московской губернии в семье священника Петра Честнова. В 1904 году по окончании четвертого курса Московской Духовной семинарии Иван Честнов подал прошение об увольнении. В мае того же года он сдал экзамен на звание учителя церковноприходской школы. 29 июня 1904 года епископ Можайский, викарий Московской епархии Парфений (Левицкий) определил Ивана Петровича на должность псаломщика Знаменской церкви в селе Амерево Богородского уезда. В 1905 году он был посвящен в стихарь. В июле 1907 года Иван Честнов был переведен на место псаломщика в Крестовоздвиженский храм в селе Новое при реке Волге Клинского уезда. В 1908 году Иван Честнов был рукоположен во диакона и митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) определен на служение к Воскресенской кладбищенской церкви в городе Подольске. С 1910 года он был также законоучителем в мужском и женском училищах города. С 20 марта 1917 года диакон Иоанн состоял членом исполнительного уездного комитета духовенства и мирян, а в июле того же года был избран членом благочиннического совета Первого Подольского округа. За усердное служение Церкви Божией ко дню Святой Пасхи 1919 года диакон Иоанн Честнов был удостоен Патриаршего благословения. В 1920 году отца Иоанна рукоположили во священника, и 1 сентября митрополитом Крутицким Евсевием (Никольским) он был определен во священника в Знаменский храм в селе Захарьино Подольского уезда. 3 января 1921 года его снова перевели в Воскресенскую кладбищенскую церковь в городе Подольске. По благословению епископа Подольского Иннокентия (Летяева) в конце декабря 1928 года отец Иоанн был направлен в Михайло-Архангельскую церковь в селе Вертлинское Солнечногорского района Московской области. Здесь отец Иоанн в 1929 году был в первый раз арестован. Пробыв пять с половиной недель в заключении, он был освобожден.

http://fond.ru/kalendar/1407/ioann/

Скачать epub pdf Именной указатель 898 Абрамов, студент историко-филологического ф-та М.у.; Абрикосов Алексей Иванович (1824–1904), предприниматель, фабрикант, основавший в 1847 кондитерскую фабрику «Тов-ва А. И. Абрикосова Сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), владелец кондитерских и чайных магазинов в Москве. Поставщик Двора Е. И. В., коммерции советник (1874), потомственный почетный гражданин (1870), член (1862), председатель (1876–1897) совета Московской практической академии коммерческих наук, выборный Московского купеческого об-ва (1863–1883), гласный Московской городской думы (1863–1881), член Московского отделения совета торговли и мануфактур (1884). Основатель Московского учетного банка (с 1870 член его правления, в 1882–1902 председатель совета), Московского купеческого об-ва взаимного кредита (в 1875–1876 член совета), страхового об-ва «Якорь»; Августин Блаженный Аврелий (354–430), христианский теолог, один из крупнейших представителей западной патристики, родоначальник христианской философии истории. С 395 епископ Гиппона (Северная Африка); Адриан (в миру Андрей) (1636–1700), с 1690 – 10-й патриарх всероссийский; Айхенвальд Юлий Исаевич (1872–1928), литературный критик, переводчик, философ, преподаватель ун-та им. А.Л. Шанявского, Высших историко-филологических курсов В.А. Полторацкой, член Пушкинской комиссии при ОЛРС, ученый секретарь Московского Психологического об-ва. В 1922 выслан из России, жил в Берлине, преподавал в Русском научном ин-те; Аксаков Константин Сергеевич (1817–1860), публицист, историк, поэт, филолог, магистр русской словесности, общественный деятель, один из идеологов славянофильства Александр I Павлович (1777–1825), российский император с 1801; Александр II Николаевич (1818–1881), российский император с 1855; Александр III Александрович (1845–1894), российский император с 1881; Александров Анатолий Александрович (1861–1930), поэт, журналист, общественный деятель, в 1892–1898 издатель и редактор журнала «Русское обозрение» (при поддержке К. П. Победоносцева ), в 1895–1898 – газеты «Русское слово», член Русского собрания. Преподаватель в средних учебных заведениях Москвы и Риги, приват-доцент историко-филологического ф-та М. У. (1891–1898);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Статистика Никон (Рождественский), архим. архиеп. Вологодский и Тотемский (4.04.1851-30.12.1918(2.01.1919]), председатель Издательского совета при Св. Синоде, член Государственного Совета, один из самых активных участников право-монархического движения среди архиереев. Родился в многодетной (22 ребенка) семье бедного причетчика с. Чашниково Верейского у. Московской губ. От природы был хилым мальчиком, к тому же в 5-летнем возрасте он ослеп на один глаз. Однако уже в детстве у него проявились редкостные способности. К 8-летнему возрасту он 3 раза прочел славянскую Библию, знал наизусть немало житий святых. В отроческие годы некий старец предрек ему святительское служение, сказав отцу отрока Николая: «Это наш будущий архиерей». Окончил Заиконоспасское ДУ, Московскую ДС (в 1874 первым учеником). Помня о предсказании старца, он по смирению уклонился от поступления в Духовную академию, которая вела к архиерейству. Вместо этого поступил послушником в Ново-Иерусалимский монастырь, основанный патр. Никоном. Перешел в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру следом за настоятелем о. Леонидом (Кавелиным), назначенным наместником Лавры. Еще будучи послушником, с 1 февр. 1879 начал выпускать знаменитые «Троицкие листки». 1 февр. 1910, выпуская первый номер очередного своего издания «Троицкое слово», он вспоминал: «Признаюсь, в 1879 я робкою рукою ставил 1 на листке, неуверенный, выйдет ли 2. Бог благословил это начинание: по сей день вышло более 1300 листков, в количестве более 140 миллионов оттисков». В 1900 за издание «Троицких листков» получил Макариевскую премию. В 1880 в Лавре принял иноческий постриг с именем Никон. В 1882 он был рукоположен во иеродиакона, а вскоре и во иеромонаха. В 1885 возведен в звание соборного иеромонаха Ставропигиального Московского Донского монастыря. В этом же году произошло другое знаменательное событие в жизни иером. Никона — вышла в свет его книга «Житие и подвиги преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца». Книга выдержала 5 изданий и до сих пор считается одним из лучших творений о великом русском святом. И. С. Аксаков сказал об этой книге, что она «исполнена благотворной красоты, которой подражать нельзя». В 1892 о. Никон был утвержден действительным членом учрежденного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и возведен в сан архимандрита, а в 1893 назначен на ответственную должность казначея Лавры. В 1901 архим. Никон стал председателем епархиального училища иконописи при Лавре. В этот период в дополнение к «Троицким листкам» он начал издавать «Троицкую библиотеку», «Троицкую народную беседу» и др. издания.

http://lib.cerkov.ru/authors/487

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010