Могилев-Подольский не раз переходил в те годы из рук в руки, его опустошали не только частые пожары и наводнения, но и моровые поветрия, заносившиеся, как считали, с мехами с востока... Малаков Д.В. «По восточному Подолью». – М.: «Искусство», 1988 г., перевод с украинского. Собор кирпичный, трехнефный, трехапсидный, двухстолпный, трехглавый (боковые главы декоративные). Западающие углы между центральной и боковыми апсидами были в 1885 г. застроены крохотными полукруглыми в плане помещениями, а с запада сделана пристройка. Позднее с юга были сделаны прямоугольные в плане пристройки. С западной стороны памятника сохранились наличники замурованных дверей с надписями, указывающими, что они были изготовлены в 1754 г. Внутреннее пространство раскрыто вглубь, восточная и западная части перекрыты соответственно сомкнутым и крестовым сводами, центральная часть – куполом на барабане, установленном на подпружные арки. В здании размещена экспозиция историко-краеведческого музея. «Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Строитель», 1985 г. Тетраконховый. В 1885 г. пристроен притвор и 2 придела. Новый иконостас 1874 г. Отдельно построена каменная 2-х – ярусная колокольня – перестроена в 1865 г. из городской каланчи. На втором этаже в 1873 г. устроена церковь св. Михаила; иконостас для нее куплен в с. Юрковцы Могилевского уезда. Почитаемая икона св. Николая. Приход - в центре города («Приходы и церкви Подольской епархии». – «Труды Подольского епархиального историко-статистического комитета», 1901 г., т. 9). В 1930 г. церковь, колокольня и 2 церковных дома решением ВУЦИК были переданы окружному музею (Нестуля А. «Судьба церковной старины в Украине». – К.: 1995 г., т. 2). Летом 1931 г. по распоряжению Могилев-Подольского горсовета местный Коммунхоз начал разрушение памятника 17 в. – колокольни Николаевской церкви. Директор Могилев-Подольского окрмузея А. Иванов, на протесты которого горсовет просто не обращал внимания, обратился за помощью к Киевской краевой инспектуре, УКОПК и НКО УССР. Однако и их вмешательство не помогло. Уничтожение памятника было прекращено лишь после того, как 8 июня 1931 г. секретарь ВУЦИК и одновременно председатель УКОПК н. Василенко направил в Могилев-Подольский райисполком и горсовет телеграмму с соответствующими указаниями.

http://sobory.ru/article/?object=38520

от Ивановской епархии: архиепископа Калужского Августина (Беляева; 1886-1937), архимандрита Иоанникия (Дмитриева; 1873-1937), иеромонаха Нифонта (Выблова; 1882-1931), протоиерея Иоанна Сперанского (1864-1937), диакона Бориса Семенова (1900-?), Александра Медема (1870-1931), псаломщика Алексея Горбачева (1892-1937), Николая Смирнова (1886-?), псаломщика Аполлона Бабичева (1874-1937), Михаила Арефьева (1865-1937), Феоктисты Ченцовой (1880-1942), Анны Остроглазовой (1900-?), Ольги Масленниковой (1874-1941), священника Евфимия Тихонравова (1881-1938), священника Стефана Преображенского (1860-1938); от Московской епархии: епископа Селенгинского Ефрема (Кузнецова; 1876-1918), викария Забайкальской епархии, протоиерея Иоанна Восторгова (1864-1918), протоиерея Неофита Любимова (1846-1918), Николая Варжанского (1881-1918), архиепископа Серафима (Самайловича; 1881-1937), архимандрита Мины (Шелаева; 1882-1937), священника Бориса Полянского (1901-1937), священника Владимира Соболева (1874-1937), священника Александра Лебедева (1878-1937), священника Василия Богоявленского (1879-1937), священника Александра Андреева (1901-1937), епископа Велижского Ионы (Лазарева; 1869-1937), викария Полоцкой епархии; священника Василия Покровского (1875-1937), иеромонаха Николая (Салтыкова; 1884-1937), священника Иоанна Алешковского (1888-1938), протоиерея Николая Виноградова (1876-1937), священника Димитрия Лебедева (1871-1937), Гавриила Безфамильного (1880-1937), священника Александра Воздвиженского (1876-1937), иеромонаха Данакта (Калашникова; 1882-1937), иеромонаха Мефодия (Иванова; 1899-1937), священника Александра Минервина (1888-1938), диакона Елисея Штольдера (1883-1937), протоиерея Константина Успенского (1872-1937), протоиерея Николая Постникова (1892-1937), священника Евстафия Сокольского (1874-1938), иеромонаха Илариона (Писарца; 1871-1937), священника Николая Архангельского (1878-1937), псаломщика Иоанна Шувалова (1884-1938), священника Георгия Архангельского (1872-1937), священника Петра Пушкинского (1891-1937),

http://sedmitza.ru/lib/text/429460/

Канон Андрея Критского: опять о том, какие мы плохие ? Размышляет настоятель храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде,   выпускник богословского факультета Оксфордского университета протоиерей Андрей Кордочкин . Беседовал Тихон Сысоев. Фото Дениса Романова//Фома. - — март 2019. - С.32-37. - ( раздел « Вера »). Новомученики:  Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Священномуче ник Григорий ( Хлебунов ) . 1873 - На фото: Священник Григорий Хлебунов  в заключении; Церковь села Началово, разрушенная в 1931-м, через год после подавления мятежа крестьян, восстановление которой началось только после 2005 года//Фома. - – март 2019. – С.38-40. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). В заголовке этой публикации опечатка: точная дата смерти — 1930 г., написано - 1938; Священномученик Григорий родился в 1873 году в селе Шуватово Симбирской губернии в семье крестьян  Никиты и Татьяны Хлебуновых. Первоначальное образование получил в сельской школе, а остальное дополнилось самообразованием и церковным воспитанием, полученным в семье. Со временем Григорий переехал в село Басы Астраханской губернии, где стал служить в храме псаломщиком. Осенью 1917 года он принял твердое решение посвятить свою жизнь служению Церкви. В 1921 году был рукоположен во священника и два года прослужил в храмах Астрахани. В 1923 году он был направлен  в храм в честь Рудненской иконы Божией Матери в село Началово Астраханской области, где прослужил до ареста. В 1929 году в стране началась коллективизация. Перед лицом грядущих испытаний стала умножаться вера, и храм в селе Началове заполнился молящимися, чему способствовала и неустанная проповедь отца Григория за богослужением. В крещенский сочельник, 18 января 1930 года, в селе состоялось собрание, на котором власти поставили вопрос о снятии колоколов с колокольни храма, но присутствующие на собрании крестьяне выразили категорическое с этим несогласие.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-191-...

Строительство велось с 1867 по 1873 гг. Был создан великолепный архитектурно-парковый ансамбль, в состав которого вошли до 20 каменных зданий и два парка. Были построены: двухэтажный усадебный дворец, дом для детей, прачечная, здания для фермы крупного рогатого скота улучшенной породы, амбары, дом молочниц, птичник, дома для управляющего и для церковного причта, оранжерея, начато строительство большого здания для конного завода и т.д. Жемчужиной усадьбы стала золотокупольная церковь. Окна храма " имели расписные стекла по мотивам русских фресок, изготовленные по рисункам Бенуа на заводе русского живописца Сверчкова в Мюнхене, башенные часы на колокольне играли молитву, специально избранную графом Д.Н. Шереметевым, причем мелодия молитвы была переложена на ноты для колоколов М.А. Балакиревым " . Дубовые с резьбою иконостасы для 1-го и 2-го этажей были выполнены художником Г. Хоравским, надпрестольная сень – художником Г. Серебряковым. Церковь была двухпрестольной, – в верхней престол в честь чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Тихвинской, а в нижней – в честь 3-х вселенских учителей " . Икона Тихвинской Божией Матери особенно почитаема была в роду Шереметевых. Эту икону фельдмаршал Б.П. Шереметев возил с собой в особой повозке во время военных походов, была она с ним и в Полтавском сражении, где Шереметев командовал русскими войсками, одержавшими победу над шведами. По свидетельству смоленского историка И.И. Орловского (см.), эта икона хранилась в церкви усадьбы В. Строительство усадебного комплекса было завершено в 1873 г., после смерти ее первых владельцев. У парадных въездных ворот были установлены мраморные львы, держащие фамильный герб Шереметевых, на котором по латыни начертан их девиз: " Бог хранит всё " . Последним владельцем усадьбы был граф А.Д. Шереметев (1859-1931), известный музыкально-общественный деятель, меценат, дирижер, композитор, основатель Музыкально-исторического общества, автор музыки романса на стихи Ф.И. Тютчева " Еще томлюсь тоской желаний... " , а также ряда оркестровых и хоровых сочинений (известен его " Реквием " в память композитора Римского-Корсакова). Став владельцем усадьбы, он продолжил ее благоустройство. По завещанию матери, умершей в 1871 г., обширное строение конного завода было приспособлено для больницы на 10 кроватей и богадельни для призрения престарелых бедных на 20 человек. На содержание благотворительного заведения, а также церкви и причта положен был капитал на " вечное время " 200000 руб. При больнице работали врач, фельдшер и акушерка, лечение для всех бесплатное.

http://sobory.ru/article/?object=00854

http://www.golddomes.ru/ivanovo/ivan9.htm На горе, где сейчас находится Дворец искусств, в древности располагался Покровский мужской монастырь. Окружённый лесом, монастырь находился вначале за чертой села Иванова и располагался на холме, круто спускавшемся с одной стороны к реке Уводи, а с другой - к оврагу Кокуй. Первое документальное упоминание о монастыре относится к 1626 году. Храмы тогда были деревянные. Каменное строительство в монастыре началось в конце XVII века, уже в 1693 году была освящена летняя Покровская церковь. Здесь хранилась главная святыня Иванова - Казанская икона Божией Матери. В соответствии с указом Екатерины II " Об учреждении монастырских штатов " 19 июня 1764 года монастырь был закрыт, существующие здесь храмы образовали новый приход. В 1819 году вместо деревянного зимнего Троицкого храма на средства И. В. Гандурина выстроили новую обширную церковь в формах классицизма. Автором проекта был архитектор Гауденцио Маричелли из швейцарского города Тессина. После учреждения Иваново-Вознесенска Покровский и Троицкий храмы стали соборными, то есть главными храмами города. 30 августа 1873 года в Троицком храме, незадолго до этого отреставрированном и украшенном на средства С. Н. и М. Н. Гарелиных, проходили торжества, посвящённые образованию города. После службы протодьякон провозгласил Высочайший указ об утверждении безуездного города Иваново-Вознесенска. Архиепископ Антоний благословил первого городского голову П. С. Борисова иконой Владимирских чудотворцев. В ответном слове тот пообещал служить общественной пользе. В 1931 году соборный комплекс снесли. На следующий год здесь началось строительство одного из крупнейших в стране театров " массового действа " по проекту архитектора А. В. Власова. Из книги: Мартынов В. И., Тихомиров А. М. Пешком по Иванову. - Иваново: ИД " Референт " , 2019 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=50562

În perioada 1822-1824 pe lâng biseric a fost construit o trapez cu paraclise laterale: primul cu hramul Acopermântului Maicii Domnului (în cinstea izbvirii oraului în anul 1812 de francezi, care a avut loc în ziua prznuirii Acopermântului Maicii Domnului) i al doilea în cinstea Sfântului Ierarh Nicolae. Tot atunci a fost înlat i clopotnia în dou etaje. În anul 1873 biserica a fost ridicat la rang de catedral. Tot atunci la cererea enoriailor catedrala a fost demolat, iar în anul 1876 a fost construit una nou, mai spaioas, cu hramul Botezului Domnului nostru Iisus Hristos, având aceleai paraclise laterale. În perioada 1885-1886 deasupra celui de-al doilea etaj al clopotniei a fost construit un etaj nou, în care iar în anul 1890 a fost instalat în mod solemn un clopot de 1250 puduri — cel mai mare clopot din oraele judeene ale Rusiei, turnat cu donaiile enoriailor. În total existau 13 clopote. Catedralei îi aparineau: capela de piatr din curtea bisericii (în capel existau peste 90 de icoane); o cas cu dou etaje din apropierea catedralei (înlat în anul 1834); capela de piatr din piaa oreneasc zidit de Duma Oreneasc în amintirea salvrii familiei imperiale la 17 octombrie 1888; o cas cu dou etaje de pe strada osseinaia cu o lavi i o atenans de lemn; o cldire de lemn cu un singur etaj pe terenul bisericii; o cas de lemn pentru paznici înlat în anul 1896. În anul 1895 paroh al acestei biserici este numit viitorul Sfinit Mucenic Constantin de Bogorodsk (protoiereul Constantin Alexeevici Golubev, 1852-1918; ziua de pomenire 2 octombrie stil vechi). Cinstitele sale moate au fost descoperite la 20 noiembrie 1995 i în prezent se odihnesc în Biserica Icoanei Maicii Domnului „Tihvinskaia” din Noghinsk (Bogorodsk). Dup aceasta, paroh al Catedralei Botezului Domnului nostru Iisus Hristos a fost numit protoiereul Nicolai Alexandrovici Speranski. În anul 1931 el a fost arestat i deportat. S-a reintors din exil la mijlocul anilor 1930. În anul 1937 a fost arestat din nou i împucat la Butovo. Acelai destin îi atepta pe majoriotatea clericilor i enoriailor activi ai acestei biserici. Parohul catedralei în acea perioad grea din viaa Bisericii a fost Sfinitul Mucenic Serghie (protoiereul Serghie Konstantinovici Mahaev; 1874-1937, executat la Butovo în data de 2 decembrie), iar dup arestarea lui — sfinitul mucenic Nicolae (preotul Nicolae Alexandrovici Andreev; 1869-1937, executat în data de 10 decembrie la Butovo).

http://patriarchia.ru/md/db/text/1839800...

Анна, игумения Антоний (Вадковский Александр Васильевич ; 1846–1912), епископ Выборгский (1887–1892), архиепископ Финляндский и Выборгский (1892–1898), митрополит С.-Петербургский и Ладожский (1898–1912) Антоний (Георгадзе Алексей Лукич; 1866–1918), епископ Антоний (Храповицкий Алексей Павлович; 1863–1936), митрополит Антонин (Грановский Александр Андреевич; 1865–1927), епископ; уклонился в обновленчество Анфимова Мария Федоровна Аполлония, игумения Арефьев Василий Яковлевич Аристов Алексий Петрович (1853–1931), протоиерей Аркадий (Федоров Григорий Федорович; 1785–1870), архиепископ Олонецкий и Петрозаводский в 1851–1869 б, Аркадьев Илия Евгеньевич, диакон Арсений (Епифанов Юрий Александрович, род. 1955), архиепископ Арсений, св. (Мацеевич Александр Иванович ; 1697–1772), митрополит-исповедник Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич; 1862–1936), епископ Волоколамский (1899–1903), Псковский и Порховский (1903–1910; с 1907 – архиепископ), архиепископ Новгородский и Старорусский (1910–1933, с 1917 – митрополит), с 1933 – митрополит Ташкентский Арсения, игумения Арсеньев Юлий Константинович (1818–1873), Олонецкий губернатор в 1862–1870 Арсеньева Мария Константиновна – см.: Евфросиния, игумения. Артемий (Ильинский Александр Матвеевич; 1870 – расстрелян 1937), архиепископ Афанасия, игумения Б Бадаев Пантелеймон Трифонович Баданин Борис Васильевич (1900–1982) Баданин Василий Николаевич (1868–1942) Баданин Николай Васильевич (1895–1965) Баданина (урожд. Казанская) Анна Павловна – сестра св. митрополита Вениамина Баданина Ольга Васильевна (1897–1942) Бакаев Иван Петрович (1887– расстрелян 1936) Батухин Иван Федорович Бежаницкий Николай Стефанович (1859 – расстрелян 1919), протоиерей-священномученик Беликов Димитрий Никанорович (1852 – около 1932; в монашестве с 1920 – Димитрий) – протоиерей, впоследствии архиепископ Белков Евгений Христофорович (1882–1930), священник; уклонился в обновленчество Белков Христофор Александрович (1852–1930), протоиерей Белоусов Виталий Беляев Александр Николаевич (1866–1928), протоиерей

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Анна (ум. 1011/1012), великая княгиня, жена киевского великого князя Владимира Святославича, крестителя Руси 583 Антипов, заведующий лагерными отделениями 35, 308 Антоний (Храповицкий Алексей Павлович; 1863 – 10 августа 1936), митрополит, Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей 65,168 Антонин (Грановский Александр Андреевич; 1865 – 14 января 1927), деятель обновленческого раскола 45–46 Антонин (Чубаров Александр Павлович; 1875–1926), архимандрит, последний настоятель Симонова монастыря в Москве. Погиб на Соловках 81 Асафов, заключенный чекист 327–328, 330 Аттила (ум. 453), вождь гуннов, объединивший варварские племена на большей части Европы 318 Ахшарумов, адвокат 129 Б Б-нов, см. Бессонов Бабенко Николай Артемьевич, участник неудачного побега из СССР 347 Баден Пауэлл [Баден-Пауль] Роберт (1857 – 8 января 1941), британский военачальник, основатель скаутского движения 367, 406, 408 Баден-Хан, афганец, заключенный Бутырской тюрьмы 86, 103 Баракатулла Мохаммед (1854 – 20 сентября 1927), деятель антибританского движения в Индии 105 Барбюс Анри (1873 – 30 августа 1935), французский писатель-коммунист 246 Баринов, начальник Кемперпункта, с 1925 г. начальник I Кремлевского отделения 257 Барков Е.С., заключенный начальник ЭКЧ 187, 277 Бельский, следователь ГПУ 94 Бессонов (Безсонов) Юрий Дмитриевич (1891–1959), офицер, заключенный Кемпфпункта. Автор воспоминаний «Двадцать шесть тюрем и побег с Соловков» (Париж, 1928) 9–10,26,28,30–32,84 Бирон Эрнст Иоганн (1690–1772), фаворит русской императрицы Анны Иоанновны 173 Блок Александр Александрович (1880 – 7 августа 1921), поэт 23 Блюменау (Блуменау) Леонид Васильевич (1862 – 10 ноября 1931), сотрудник больницы им. Ф.П. Гааза 109 Богаевский Африкан Петрович (1872 – 21 октября 1934), один из руководителей Белого движения 168 Богданов Борис Осипович (1884 – 15 мая 1960), социал-демократ, на Соловках возглавлял старостат Савватьевского скита 38 Бокий Глеб Иванович (1879 – 15 ноября 1937), начальник УСЛОНа, руководитель шифровального отдела ОГПУ-НКВД, глава 9-го отделения ГУГБ НКВД. Расстрелян 134,185, 254

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

АРЕФА (Митренин Александр Федорович; (1879-1932), иером., исп. (пам. 24 окт., в Соборе Валаамских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе С.-Петербургских святых) АРИСТАРХ (Заглодин-Кокорев Александр Федорович; 1886-1937), иером., прмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846-1918), старец Московский, иеросхим., прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых) АРКАДИЙ (Носков Андрей Семенович; 1889-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников Российских ) АРСЕНИЙ (Дмитриев Александр Дмитриевич; 1872 – 1937), прмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), игум. АРСЕНИЯ (Добронравова Анна Гавриловна, в схиме Фома; 1879-1939), игум., прмц. (пам. 10 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых) АФАНАСИЙ (Егоров Алексей Егорович; 1884-1937), игумен, прмч. (пам. 7 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АФАНАСИЯ (Александра Васильевна Лепёшкина; 1885 - 1931), прмц., игум. Зосимовой пуст. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Похилюк Виктор Семенович; 1870 - 1930), иером., сщмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАРЛААМ (Ефимов Василий Севастьянович; 1903-1937), мон., прмч. (пам. 8 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Никольский Василий Михайлович; 1872 - 1937), игум., прмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРНАВА (Надеждин Венедикт Александрович; 1873 - 1918), мон. прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРСОНОФИЙ (Мамчин Валентин Михайлович; 1875 - 1938), прмч. (пам. 19 мая - в Соборе новомучеников Слободского края), архим. ВАРФОЛОМЕЙ (Ратных; 1894 - 1938), иером., прмч. (пам. 28 янв., 19 нояб.- в Соборе Крымских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121854.html

В 1777 г. священнослужители Воскресенской церкви заключили письменный договор на производство работ с мастером Иваном Карповым, сыном Рудиным с товарищи. Кладка каменного храма началась в том же 1777 г. Холодная церковь была освящена во имя Воскресения Господня в сентябре 1786 г., несколько раньше освятили придельные алтари: Васильевский - 22 июня 1780 г. и Артемьевский - 1 июля 1781 г. В 1804 г. было закончено строительство каменной звонницы по проекту губернского архитектора Ф.М. Рослякова. В 1832 г. колокольня была соединена переходом с теплым храмом, к которому в том же году пристроили две палатки. Во владении Воскресенской церкви по данным 1873 г. находилось три дясятины усадебной земли, пахотной и сенокосной 136 десятин. Сам приход простирался на 12 верст от храма. В нем насчитывалось 73 деревни, 3755 прихожан мужского пола и 4220 женского. По метрике за 1877 год значится: «Церковь основана в 1777 г. На построение церкви есть грамота епископа Вятского и Великорецкого Варфоломея, данная 21 марта 1774 года». В 1904 г. было закончено переустройство храма по проекту губернского архитектора И.А. Чарушина. В переустроенной теплой церкви устроили три престола: правый в честь Св. Василия Великого, который был освящен 13 ноября 1904 г., левый алтарь по приговору прихожан от 1896 г. посвятили Святому праведному Артемию Веркольскому, а третий – пещерный придел был освящен 23 июня 1909 г. во имя Святого Евгения епископа Херсонского. После 1917 г. здание церкви перешло в ведение Сунского Совдепа. В 1931-1932 г. храм был закрыт, а в 1937 г. разобрана колокольня. До Отечественной войны здание пустовало, с 1941 г. здесь устроили зернохранилище, с 1961 г. разместили механическую мастерскую, которая занимала помещение церкви до 1975 г. Затем использовалось как склад стройматериалов. В конце 1980-х и начале 1990 г.г. силами совхоза «Новый» под руководством председателя Ю.П. Генералова был сделан ремонт кровли здания храма и исполнен проект реставрации колокольни. Прихожане под инициативным руководством Виталия и Анфисы Прозоровых в южном помещении подвала навели порядок, сделали ремонт, был освящен престол, где эпизодически проходили службы.

http://sobory.ru/article/?object=11811

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010