Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИЛЬС [нем. Diels] Герман Александер (18.05.1848, Бибрих, близ Висбадена, Нассау - 4.06.1922, Берлин), нем. филолог, историк философии и религии. Из протестант. семьи. Отец был школьным учителем, затем начальником вокзала в Висбадене. Общее образование Д. получил в гимназии для учителей. В юности освоил переплетное дело, к-рым зарабатывал на жизнь. В апр. 1867 г. поступил в Берлинский ун-т, в следующем году перевелся в ун-т Бонна, где учился у нем. филолога и антиковеда Г. Узенера. В 1870 г. защитил докт. диссертацию по истории античной медицины (De Galeni historia philosopha. Bonnae, 1870). Студенческим другом Д. был нем. филолог У. фон Виламовиц-Мёллендорф. 25 дек. 1870 г. Д. обручился с Б. Дюбель, дочерью военного судьи. Их сыновья - ботаник Людвиг, нобелевский лауреат по химии Отто и славист Пауль. По окончании ун-та (1871) Д. отправился в научную поездку по Италии, работал с рукописями в б-ках Флоренции, Милана и Рима. По возвращении преподавал в гимназии во Фленсбурге (с окт. 1872), затем в Гамбурге (1873-1877). С окт. 1877 г. возглавил комиссию Прусской АН по изданию корпуса комментариев на сочинения Аристотеля на греч. языке (Commentaria in Aristotelem Graeca). Д. был членом историко-философского отд-ния Прусской АН (с июля 1881), профессором Берлинского ун-та (с окт. 1882), в 1891-1892 гг. деканом Берлинского ун-та, где в это время занимался античной филологией наряду с Виламовицем-Мёллендорфом, Т. Моммзеном , Э. Норденом. Совместно с Виламовицем-Мёллендорфом Д. заведовал Ин-том античных исследований. В 1895 г. сменил Моммзена на посту секретаря историко-философского отд-ния Прусской АН и занимал эту должность до выхода на пенсию (1920). Иностранный член имп. С.-Петербургской АН (с 29 дек. 1896). С окт. 1905 г. ректор Берлинского ун-та. К нач. 20-х гг. XX в. Д. отошел от адм. работы и переключился на научно-общественную деятельность: выступал за развитие международного научного сотрудничества, равноправие нем., англ. и франц. языков в научной сфере и даже предлагал сделать эсперанто офиц. языком международного научного общения. Д. был соучредителем издаваемого Л. Штайном ж. «Archiv für Geschichte der Philosophie», входил в об-во берлинских филологов-классиков «Berliner Graeca», был председателем комиссии по изданию словаря «Thesaurus linguae latinae».

http://pravenc.ru/text/172040.html

Оставалось добиться разрешения на возвращение в Малороссию. Тут снова пригодилось ИРГО. Общество поставило Чубинского во главе научной экспедиции в Юго-Западный край (Правобережную Малороссию). В 1869 году Чубинский отбыл на родину. Руководство указанной экспедицией считается главной заслугой Чубинского перед наукой. Собранные материалы составили семь томов. Выглядело все очень солидно. В Петербурге Павла Платоновича расхваливали на все лады. ИРГО наградило его золотой медалью. Императорская Академия наук присудила Уваровскую премию. В Малороссии, где об экспедиции знали лучше, восторгов было значительно меньше. «Одним из величайших шарлатанов» назвал Чубинского крупный ученый председатель киевской Временной комиссии для разбора древних актов Михаил Юзефович. Можно было бы заподозрить его в предвзятости (Юзефович был идейным противником украинофилов), но аналогичным образом оценил труды экспедиции другой ученый, один из лидеров украинофильского движения Михаил Драгоманов: «Бездна шарлатанства». Правда, оценку эту он дал в узком кругу, не вынося «сор из избы». О том, что участники экспедиции фальсифицировали полученные данные, свидетельствовал (но опять же только в частном письме) еще один украинский деятель, писатель Иван Нечуй-Левицкий. В 1920-х годах к тому же выводу о допущенных подтасовках пришли украинские исследователи (вновь-таки из числа «национально сознательных», то есть не испытывавших к Чубинскому политической антипатии). Все было объяснимо. Экспедиция являлась для Павла Платоновича лишь прикрытием. Главная цель, которую он ставил перед собой, - доказать, что малорусы - самостоятельная нация, отличная от русской. Потому и прибегал к нечестным методам. Ученым же Чубинский вообще не являлся. Для плодотворной научной деятельности ему не хватало ни знаний, ни способности к исследовательской работе, ни (это, пожалуй, самое важное) стремления к истине. А вот политиком - хитрым, изворотливым - он был настоящим. Точно так же политическим, а не научным центром являлся организованный Павлом Платоновичем в 1873 году Юго-Западный отдел ИРГО. По позднейшим признаниям украинофилов, их забавляла возможность вести подрывную деятельность под самым носом у генерал-губернатора. Занимавший этот пост Александр Дондуков-Корсаков был буквально убаюкан разглагольствованиями членов Отдела о научных интересах, а заодно обильными славословиями в свой адрес, которые старательно расточались на официальных заседаниях. Помимо тех заседаний наполнившие Отдел активисты украинофильства делали иную работу. Но сколько веревочке ни виться, конец все равно будет.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

39. младотурки — политическое движение в Османской империи, которое, начиная с 1876 года, пыталось провести либеральные реформы и создать конституционное государственное устройство. Младотуркам удалось свергнуть султана Абдул–Хамида II (1908) и провести прозападные реформы, однако после поражения Турции в Первой мировой войне они потеряли власть. После победы Кемаля Ататюрка большинство младотурок начали активную деятельность в кемалистской Народно–республиканской партии Мустафа Кемаль Ататюрк; (1881–1938) — оттоманский и турецкий реформатор, политик, государственный деятель и военачальник; основатель и первый лидер Республиканской народной партии Турции; первый президент Турецкой Республики. Возглавив после поражения Османской империи в Первой мировой войне национально–революционное движение и «войну за независимость» в Анатолии, добился ликвидации правительства султана и оккупационного режима. Создал новое, основанное на («суверенитете нации», республиканское государство, провёл ряд серьёзных политических, социальных и культурных реформ Как председатель Великого национального собрания (1920–1923) и затем (с 29 октября 1923) как президент республики, переизбиравшийся на этот пост каждое четырёхлетие, а также как несменяемый председатель им созданной Народно–республиканской партии, приобрёл в Турции непререкаемый авторитет и диктаторские полномочия. 40. Скобелев Михаил Дмитриевич (1843–1882) —русский военачальник и стратег, генерал от инфантерии (1881), генерал–адъютант (1878). Участник Среднеазиатских завоеваний Российской империи и Русско–турецкой войны 1877–1878 годов, освободитель Болгарии. Осенью 1866 года поступил в Николаевскую академию генерального штаба. По окончании курса академии в 1868 году Скобелев стал 13–м из 26 офицеров причисленных к генеральному штабу. В конце 1870 года он был командирован в распоряжение главнокомандующего Кавказской армией, а в марте 1871 года отправлен в Красноводский отряд, в котором командовал кавалерией. Скобелев получил важное задание, с отрядом он должен был произвести разведку путей на Хиву. Весной 1873 года Скобелев принял участие в хивинском походе. Скобелев с двумя ротами штурмовал Шахабатские ворота, первым пробрался во внутрь крепости. Штурм был прекращён по приказу генерала К. П. Кауфмана, который в это время мирно вступал в город с противоположной стороны. Хива покорилась. В апреле 1875 года Скобелев вернулся в Ташкент и был назначен начальником военной части российского посольства, отправляемого в Кашгар. 19 февраля Кокандское ханство было присоединено к Российской империи и образована Ферганская область, а 2 марта Скобелев был назначен военным губернатором этой области и командующим войсками.

http://predanie.ru/book/219979-i-est-i-b...

[xvi] Брюсов Валерий Яковлевич (1873–1924) родился в богатой купеческой семье и был воспитан в духе материализма и атеизма. В девятнадцать лет он поступил на историческое отделение Московского университета, познакомился там с поэзией французского символизма и возжаждал немедленного успеха: «Медленный успех… Это мало! Мне мало… Надо найти путеводную звезду в тумане. И я вижу ее: это декадентство… Ложно ли оно, смешно ли, но… будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдет достойного вождя… А этим вождем буду я». Будучи студентом, он издал две книги с эгоцентричными названиями: «Шедевры» и «Это – я» – и, окончив университет, действительно возглавил новое литературноенаправление – символизм. Брюсов содействовал организации для символистов специального издательства «Скорпион» и журнала «Весы». Эгоцентризм всегда был ведущей чертой его характера: «Он не любил людей,– вспоминал Ходасевич,– потому что прежде всего не уважал их… Он любил таблицу логарифмов… Он страстною, неестественною любовью любил заседать, в особенности – председательствовать». Не прошел Брюсов мимо оккультной изнанки жизни. В 1908 г. он писал: «Я изучил XVI век, а также то, что именуется “тайными науками”, знаю магию, знаю оккультизм, знаю спиритизм, осведомлен в алхимии, астрологии, теософии». Для книги «Все напевы» он составил в стихотворной форме каталог способов самоубийств. В том же году он стал морфинистом, избавиться от этого недуга ему так и не удалось. В годы Первой мировой войны Брюсов работал на фронте корреспондентом одной из газет, но покинул театр военных действий, назвав войну бессмысленной. Он принял октябрьский переворот, в 1919 г. вступил в ВКП(б) и стал энергичным создателем новой культуры, организовал пролетарский Высший литературно-художественный институт, которому в 1923 г. в честь юбилея Брюсова присвоили его имя. В Московском университете читал курсы лекций по самым различным предметам. Занимал он высокие должности в разных сферах, даже в Гуконе – Главном управлении по коннозаводству. Благодаря лояльности Брюсова его семья в голодные 1920-е годы была далека от нужды. На смерть Брюсова Саша Черный откликнулся в Париже такими словами: «Индивидуалист, изысканный эстет, парнасский сноб, так умело имитировавший поэта, парящего над чернью, и вдруг такая бесславная карьера… Красный цензор, вырывающий у своих собратьев последний кусок хлеба».

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Политика однако захватывала меньшинство, только немногие делались членами партий. Зато большой популярностью пользовались различные общества и объединения, как Обще–Воинский союз, Галлиполийское собрание. Московское и Одесское землячество, общества бывших воспитанников различных высших и военных училищ, кадетских корпусов и женских институтов. Корниловцы, Марковцы, Дроздовцы и имперские полки тоже объединяли своих однополчан. Казаки имели свои «станицы» и своих атаманов. Грузины, армяне, евреи, калмыки имели свои национальные учреждения. Несколько иной характер носили: Общество Врачей имени Мечникова. Союз Инженеров, Торгово-Промышленный Комитет, Академическая Группа и Академический Союз, Союз Писателей и Журналистов. Это были профессиональные объединения, которые соединяли людей по признакам их работы уже во Франции. В эти годы в Париже было более трёхсот русских организаций. Все эти общества устраивали заседания, обеды, «чашки чая», служили молебны и панихиды. Приходя на эти собрания, шофёры такси или рабочие завода снова становились полковниками или мичманами флота, портнихи – институтками, скромные служащие – сенаторами или прокурорами. В эмиграции было много творческих сил, они проявляли себя во всех областях жизни. Видное место занимала литература. Лучшим толстым журналом были «Современные Записки» (1920–1940). Его редакторами были Н. А. Авксентьев (1878–1943), Марк Вишняк (р. 1883), И. И. Бунаков-Фундаминский (1880–1942), В. В. Руднев (1879–1940). Все они были социал-революционеры в прошлом, но журнал не носил узкопартийного характера и объединял широкие круги демократической, свободолюбивой интеллигенции. Один из редакторов, Фундаминский, исповедовал своеобразное Нео-Славянофильство. Среди писателей и поэтов, живших во Франции, выделялись И. А. Бунин (1870–1953), Д. С. Мережковский (18651941), его жена 3. Н. Гиппиус (1869–1945), И. С. Шмелев (1873–1950), А. М. Ремизов (1877–1957), Алданов – М. А. Ландау (1886–1959), Б. К. Зайцев (1881–1972), Тэффи – (Н. А. Лохвицкая) (1875–1952), В. О. Ходасевич (1886–1939), Б. Ю. Поплавский (1903–1935) и Г. В. Адамович (1894–1972).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Доцент (1869), экстраординарный профессор (1873), ординарный (1883) и заслуженный ординарный профессор (1892). Член-учредитель Императорского Православного Палестинского Общества (1882), активный сотрудник Киевского отдела Общества. Дружил с архимандритом Антонином, предложил название «Русская Галгала» для таинственного гранитного памятника, найденного на участке Антонина в Иерихоне (и ныне принадлежащем РДМ). Четыре раза был в Святой Земле: в 18731874, 1886, 1889 и 1891 гг. Результатом первой, почти годичной командировки стал двухтомный труд «Святая Земля» (т. 1–2. Киев, 1875–1878) – единственная в отечественной литературе научная монография по библейской археологии. В 1886 г. был приглашен Советом Русского Археологического Общества в качестве одного из экспертов для обсуждения результатов раскопок 1883 г. Порога Судных Врат в Иерусалиме, осуществленных под руководством архимандрита Антонина. В том же 1886 г. исследовал древности Храмовой горы (результаты изложены в монументальном труде «Ветхозаветный храм» (СПб., 1889; репринт: Ч. 1–2. М., 2013). В 1891 г. участвовал в экспедиции по исследованию памятников христианских древностей в Хауране, Аджлуне и Заиорданье под руководством Н.П. Кондакова . 602 Покровский Федор Яковлевич (1860 – после 1920) – историк, библеист, духовный писатель. Профессор кафедры библейской истории Киевской ДА. Совершил паломничество в Святую Землю в июне-сентябре 1886 г. совместно с четой Олесницких (см.: Покровский Ф.Я. Путешествие в Святую Землю летом 1886 года//Труды Киевской Духовной Академии. 1887. 11; 1888. 2–4; 1890. 9). По просьбе Антонина «взял на себя обузу доставить в Музей своей Академии еврейский свиток Пятикнижия – пергаментный» (дневник от 16 сентября 1886 г.). 603 Богданов Анатолий Петрович (1834–1896) – зоолог, антрополог, один из основателей российской антропологии. Профессор Московского университета (1867), член-корреспондент Академии наук (1890). Один из организаторов Политехнического музея в Москве (1872), создатель и президент (с 1886) Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

265 Ср.: «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвыша­ется, светлеется тройческим единством, священнотайне» (Неделя 4-го гласа. Утреня. Степенны, 1-й антифон). 267 Струве Петр Бернгардович (1870–1944) – русский философ, эко­номист, писатель-публицист, общественный и политический деятель, участник Белого движения. С 1920 г. – в эмиграции. 268 «Вехи» (полное название – «Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции») – книга, созданная группой философов и публи­цистов, в том числе H.A. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, С.Л. Франком и П.Б. Струве. Опубл. в 1909 г. в Москве. 269 Русское студенческое христианское движение (РСХД) – религиозно-просветительное объединение русской православной молодежи в эмиграции, сформировавшееся в 1923 г. и до Второй мировой войны имевшее отделения в ряде европейских стран. С РСХД связана деятель­ность многих выдающихся представителей Русского Зарубежья. 270 Бердяев Николай Александрович (1874–1948) – русский философ, религиозный мыслитель, публицист. В 1922 г. выслан большевистским правительством за границу. Основатель и руководитель Религиозно­-философской академии в Берлине. В 1924 г. открыл ее отделение в Париже. 272 Парижский богословский институт – Свято-Сергиевский право­славный богословский институт в Париже, основанный в 1925 г. уси­лиями русско-эмигрантской церковной общественности и ввиду раз­грома духовных школ в Советской России на долгие годы оказавшийся главным оплотом православно-богословской науки и образования. 273 Булгаков Сергей Николаевич (1873–1944) – русский философ, проделавший путь от марксизма к христианскому мировоззрению, экономист, богослов, церковно-общественный деятель, православ­ный священник. В 1922 г. выслан большевистским правительством за границу. 274 Франк Сергей Людвигович (1877–1950) – русский философ и рели­гиозный мыслитель. В 1922 г. выслан большевистским правительством за границу. 275 Лосский Николай Онуфриевич (1870–1965) – русский философ-интуитивист и персоналист. В 1922 г. выслан большевистским прави­тельством за границу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Дмитрий Иванович (2.09.1873 (по др. сведениям, 26.06), мест. Гулевичи Луцкого у. (по др. данным, с. Куснище Владимирского у.) Волынской губ.- 4.03.1955, Вильнюс), историк рус. лит-ры и языка, чл.-кор. АН СССР с 1921 г. (до 1925 г. Рос. АН). Род. в семье священника. Окончил Мелецкое ДУ, Волынскую ДС, затем СПбДА. В 1897 г. А. присуждена степень канд. богословия с правом получения степени магистра богословия без новых устных испытаний. Научную деятельность А. начал под руководством акад. А. А. Шахматова . В 1898 г. советом СПбДА избран исполняющим должность доцента по кафедре рус. и церковнослав. языка и истории рус. лит-ры. В 1903 г. защитил дис. на степень магистра богословия «Исследования о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике». В 1905 г. избран экстраординарным профессором. 14 авг. 1909 г. распоряжением Святейшего Синода уволен из СПбДА за «неблагонадежность» и политически вредные направления в преподавании новой рус. лит-ры. В 1909-1919 гг. преподавал историю рус. лит-ры и языка, церковнослав. языка и палеографию на Высших жен. (Бестужевских) курсах, Высших педагогических курсах Об-ва экспериментальной педагогики и др. До 1917 г. награжден орденами св. Анны 2-й и 3-й степени и Станислава 2-й и 3-й степени. В 1910-1927 гг. являлся сотрудником Рукописного отд-ния имп. Публичной б-ки, в 1917-1918 гг. руководил Богословским отд-нием Публичной б-ки. А. занимался археографическими разысканиями, описанием, публикацией и комментированием памятников древней и новой рус. лит-ры. Им были созданы образцовые описания рукописей Софийской б-ки, собрания И. В. Помяловского и др. С 1919 г. А. проф. Петроградского ун-та, с 1920 г. проф. Археологического ин-та. В советское время принимал участие в научной деятельности НИИ сравнительного изучения языка и лит-ры Запада и Востока при ЛГУ, НИИ книговедения, Историко-филологического отд-ния АН УССР и др. 20 июня 1927 г. арестован ГПУ по обвинению в принадлежности к подпольной контрреволюционной монархической орг-ции. 5-летний срок заключения отбывал в СЛОН. В 1939-1941 гг. преподавал в Смоленском педагогическом ин-те. В послевоенные годы в должности профессора читал курс истории рус. лит. языка в Вильнюсском ун-те. Принимал участие в подготовке «Словаря древнерусского языка XI-XVII вв.» и исторической хрестоматии укр. языка. А.- выдающийся знаток древнерус. книжности, в совершенстве владевший приемами источниковедческого анализа. Ему принадлежат ок. 200 статей, исследований, курсов лекций, описаний, заметок по древней и новой рус. лит-ре, церковнослав. языку, источниковедению и палеографии.

http://pravenc.ru/text/62474.html

Мережковский Дмитрий Сергеевич (02.08.1865–07.12.1941) – писатель, поэт, публицист, литературный критик, общественный деятель, организатор Религиозно-философских собраний в Санкт-Петербурге. В 1920 г. эмигрировал. – 107 Мерзляков Иван Луппович (1874–?) – крестьянин-землепашец, старообрядец. Депутат III Гос. Думы от Вятской губ., с.-д, труд. Окончил школу грамоты. Сборщик податей. – 327 Мефодиев Николай Владимирович (1869–?) – врач г. Архангельска. Депутат III Гос. Думы от Архангельской губ., к.-д. Сын священника. Окончил Архангельское духовное училище и Архангельскую духовную семинарию. Был учителем. Окончил медицинский факультет Томского университета, служил земским врачом. Член общества трезвости и заведующий библиотекой. – 330 Мешковский Алексей Дмитриевич (1873–22.03.1938) – протоиерей, кандидат богословия. Депутат IV Гос. Думы от Курской губ., прав. Родился в с. Богородицком Курской губ. В 1894 г. окончил Курскую духовную семинарию. Работал учителем в Курской образцовой школе при Курской духовной семинарии. В 1901 г. рукоположен во иерея. Одновременно был священником г. Курска и преподавателем Курского духовного училища. Товарищ председателя губернского отдела «Союза русского народа». С 1911 г. член Знаменско-Богородичного братства. Будучи депутатом Гос. Думы, окончил в 1917 г. Петроградскую духовную академию. После революции служил в Анастасьевской церкви при Военно-Сергиево-Пантелеимоновском Братстве Хоругвеносцев в Москве. Был арестован 10.12.1918 в Москве по запросу «товарищей» из Курска. После ареста был отправлен в Курск. Его обвиняли в том, что он до революции 1917 г. состоял видным членом «Союза русского народа», был депутатом IV-й Гос. Думы от «Союза русского народа». Был отпущен из тюрьмы по ходатайству прихожан. Служил в Москве. В 1930 г. вновь арестован в Москве и приговорен к 3 годам заключения в лагере. После отбытия наказания служил в Московской области. Арестован 15.01.1938 по обвинению в «контрреволюционной деятельности». Тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. 15.03.1938 приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Расстрелян на «Бутовском полигоне» Московской области. – 345, 353

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

N. Н. Baynes. The Byzantine Empire. London; New York, 1926, p. 27. Ф. И. Успенский. История Византийской империи. СПб., 1913, т. 1, 330. J. D. Mansi. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio. Firenze; Venezia, 1762, t. VII, p. 445. Ф. И. Успенский. История Византийской империи. СПб., 1913, т. 1, с. 276. Evagr. Hist. eccL, III, 14. См. также: The Syriac Chronicle, known as the Chronicle of Zachariah of Mytilene, V, 8. Trans. F. J. Hamilton and Е. W. Brooks. London, 1899. См.: S. Salaville. L " affaire de l " Henotique ou ie premier schisme byzantin au Ve siecle. - Echos d " Orient, vol. XVIII, 1916, pp. 225- 265, 389-397; vol. XIX, 1920, pp. 49-68, 415-433. Царствование Анастасия включено в рассмотрение. Силенциарии, как уже говорилось, были швейцарами, охранявшие двери во время заседаний императорских советов и приемов. Historiae, III, 4, 7. Comitis Marcellinis Chronicon ad annum 517, ed. Th. Mommsen, vol. II, p. 100. M. С. Дринов. Славянская оккупация Балканского полуострова. М., 1873. В настоящее время в советской России проявляется очень большой интерес к проблеме раннего проникновения славян на Балканский полуостров. На эту тему опубликовано много статей, и теория Дринова рассматривается снова благосклонно. Книга Дринова была переиздана В. Златарским (София, 1909). Evagr. Hist. eccl., III, 38. Anonymus Valesianus, par. 57; ed. V. Gardhausen, p. 295; ed. Th. Mommsen, Chronica Minora, I, p. 322. См.: J. Sundwell. Abhandlungen zur Geschichte der ausgehenden Romertums. Helsingfors, 1919, SS. 190-229. Gregorii Turonensis episcopi Historia Francorum, II, 38 (XXVIII). Ф. И. Успенский. История Византийской империи. СПб. 1913 т. 1 с. 352. О. Seek. Collatio lustralis. - RE, Bd. IV, Sp. 370-376. Evagr. Hist. eccl., III, 39. Е. W. Brooks в " Cambridge Medieval History " (t. I, p. 484) называет хрисаргир " налогом на все виды товаров и растений в торговле " . Дж. Б. Бьюри в своей книге " A History of the Later Roman Empire... " (vol. I, p. 441) называет хрисаргир " налогом на доходы " .

http://sedmitza.ru/lib/text/434292/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010