Лит.: Lombard M. Assomptionnistes//DHGE. Т. 4. Col. 1136-1142; Monval J. Les augustins de l " Assomption. P., 1939; Tavard K. H. The Assumptionists and the Work for Christian Unity//The Eastern Churches Quarterly. 1950. N 8. P. 482-494; Premières constitutions des Augustins de l " Assomption: 1855-1865/Éd. par A. Sage et P. Touveneraud. R., 1966; Emmanuel d " Alzon dans la société et l " Église du XIXe siècle/Sous la dir. de R. Remond et E. Poulat. P., 1982; L " esprit de l " Assomption d " après Emmanuel d " Alzon/Sous la dir. de C. Marechal. R., 1993; Wenger A. Rome et Moscou (1900-1950). P., 1987; idem. Catholiques en Russie d " après les archives du KGB (1920-1960). P., 1998; Guissard L. Les assomptionnistes d " hier à aujourd " hui. P., 2000; http://www.assomption.org [Электр. ресурс]. Августинки Успения [Офиц. название - франц. Religieuses de l " Assomption, также Dames augustines de l " Assomption; далее - А. У.], жен. орден, основан в 1839 г. в Париже Анной Марией Евгенией д " Иисус (1817-1898; в миру Мийере де Бру, беатифицирована в 1975) и аббатом Т. Комбало (1797-1873), впосл. передавшим попечение над конгрегацией нимскому викарию Э. д " Альзону. В 1844 г. члены ордена принесли монашеские обеты. В 1855 г. орден был одобрен, а в 1867 г. утвержден Папским престолом. Устав предусматривал сочетание созерцательного образа жизни его членов с миссионерским служением, деятельностью в приютах и преподаванием в школах для девочек. В учебный план этих школ входили такие предметы, как лат. язык, философия, богословие. Именно активная преподавательская деятельность способствовала росту популярности ордена: во 2-й пол. XIX в. его отд-ния появились в Ричмонде (Великобритания, 1850), Лондоне (1857), Бордо (1860), Пуатье (1866), Сен-Дизье, Реймсе, Ницце (1868), Монпелье (1874), Мадриде (1876), Риме (1888), Копенгагене (1908) и др. городах. В 1903 г. были открыты филиалы ордена на Канарских о-вах, в 1911 г.- в Рио-де-Жанейро (Бразилия), в 1919 г.- в Филадельфии (США). К нач. XX в. орден насчитывал ок. 40 отд-ний. После издания в 1900 г. закона о духовных конгрегациях, запрещавшего деятельность орденов, не утвержденных гос-вом, А. У. вынуждены были перебраться в Бельгию, США и Данию. В наст. время численность А. У. составляет 1377 чел. (An. Pont. 1999. P. 1520). Резиденция находится в Париже.

http://pravenc.ru/text/76698.html

Ростовцев Сергей Иванович, директор частной гимназии в Москве; Ростовцев Яков Иванович (1803–1860), государственный деятель, ген. от инфантерии (1859), ген.-адъютант (1849), почетный член Петербургской АН (1855). Начальник штаба военно-учебных заведений (с 1835), один из руководителей подготовки крестьянской реформы 1861 г. С 1857 член Особого, затем Главного к-та по крестьянскому делу, председатель Редакционных комиссий для составления положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости (1859–1860), член Государственного совета (с 1855). В 1861 вдова Ростовцева с нисходящим потомством была возведена в графское достоинство; Ростовцев Яков Николаевич (1865–1931), граф, зав. канцелярией императрицы Александры Федоровны, управляющий делами августейших детей, товарищ председателя совета Всероссийского аэроклуба, председатель совета Об-ва телесного воспитания «Богатырь». После Октябрьской революции работал в учреждениях Академии наук (к 1930 – уволен). В ноябре 1930 арестован за «контрреволюционную деятельность» и выслан на 5 лет в Восточносибирский край. Умер в тюремной больнице. Внук Я. И. Ростовцева; Рот Владимир Карлович (1848–1916), врач, невропатолог, психиатр, доктор медицины honoris causa (1895). Сотрудник лаборатории А. И. Бабухина и Клиники нервных болезней профессора А. Я. Кожевникова (с 1873). Профессор (1895–1911), заслуженный профессор (1911) медицинского ф-та М. у., один из учредителей Московского об-ва невропатологов и психиатров (1890), Неврологического ин-та им. А. Я. Кожевникова, Народного ун-та им. А. Л. Шанявского. Инициатор создания в России общественных санаториев, редактор «Журнала невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова»; Рубан Василий Григорьевич (1742–1795), писатель, переводчик, издатель; Рубинштейн Моисей Матвеевич (1878–1953), психолог, педагог, доктор педагогических наук. Приват-доцент (1912–1917), профессор (1918) историко-филологического ф-та М. у., преподаватель МВЖК (с 1909), Народного ун-та им. А. Л. Шанявского (с 1908). Организатор и первый ректор Восточно-Сибирского ун-та в Иркутске (1918–1920), с 1923 преподаватель в различных вузах Москвы, профессор МГПИ (1943–1951);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Мирбах Вильгельм (1871—1918) – германский дипломат, граф. С апреля 1918 г. – посол в Москве. Убит левым эсером Я. Г. Блюмкиным, что послужило сигналом к левоэсеровскому мятежу в Москве. Ноевский сад. – Имеется в виду Ноевская дача в районе Воробьевых гор, Нескучного сада – коммерческое предприятие с большим фруктовым садом, цветоводческим хозяйством. Спиридонова Мария Александровна (1884—1941) – русская политическая деятельница, эсер, идейный руководитель левоэсеровского мятежа 6—7 июля 1918 г. в Москве. Шел съезд Советов – с 4 по 10 июля 1918 г. работал V Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, солдатских и красноармейских депутатов. …со стороны Городской думы. – В здании бывшей Городской думы сейчас Музей В. И. Ленина. Руссо Жан-Жак (1712—1778) – французский писатель и философ. …в бывшем Купеческом клубе – ныне здесь театр имени Ленинского комсомола. Скоропадский Павел Петрович (1873—1945) – один из организаторов контрреволюции на Украине в гражданскую войну, генерал-лейтенант, гетман «Украинской державы» (1918). В эмиграции сотрудничал с фашистами. «Киевская мысль» – ежедневная политическая и литературная газета буржуазно-демократического направления. Издавалась в Киеве с 1906 по 1918 г. Арцыбашев Михаил Петрович (1878—1927) – русский писатель, проповедовавший в натуралистических романах аморализм. После 1917 г. эмигрировал. Вертинский Александр Николаевич (1889—1957) – русский артист эстрады, поэт и композитор. Винниченко Владимир Кириллович (1880—1951) – украинский писатель, один из руководителей националистической контрреволюции на Украине, глава украинской Директории (1918—1919 гг.), эмигрант. Иуда Искариот – в Новом Завете один из апостолов, предавший своего учителя (Христа) за 30 сребреников. …в туальденоровых платьях. – Туаль де нор – хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения из суровых, некрашеных и крашеных нитей. «Чуден Днепр при тихой погоде…» – Из повести Н. В. Гоголя «Страшная месть». Пуанкаре Раймон (1860—1934) – французский политический и государственный деятель.

http://azbyka.ru/fiction/povest-o-zhizni...

Не применения законов – А мужества хочу в огне. Доверчиво к Тебе иду я, Мой дух смятенный обнови. Об Имени Своем ревнуя, Себя во мне восстанови. О, пусть душа страдает смело, Надеждой сердце бьется вновь… Хочу, чтобы меня одела, Как ризою, – Твоя любовь. 17 октября 1919 Ключ Струись, Струись, Холодный ключ осенний. Молись, Молись И веруй неизменней. Молись, Молись Молитвой неугодной. Струись, Струись, Осенний ключ холодный… Сентябрь 1921 Висбаден Неотступное Я от дверей не отойду, Пусть длится ночь, пусть злится ветер. Стучу, пока не упаду. Стучу, пока Ты не ответишь. Не отступлю, не отступлю, Стучу, зову Тебя без страха: Отдай мне ту, кого люблю, Восстанови ее из праха! Верни ее под отчий кров, Пускай виновна – отпусти ей! Твой очистительный покров Простри над грешною Россией! И мне, упрямому рабу, Увидеть дай ее, живую… Открой! Пока она в гробу, От двери Отчей не уйду я. Неугасим огонь души, Стучу – дрожат дверные петли, Зову Тебя – о, поспеши! Кричу к Тебе – о, не замедли! Ноябрь 1925 Св. Тереза младенца Иисуса Девочка маленькая, чужая, Девочка с розами, мной не виденная, Ты знаешь все, ничего не зная, Тебе знакомы пути неиденные – Приди ко мне из горнего края, Сердцу дай ответ, неспокойному… Милая девочка, чужая, родная, Приди к неизвестному, недостойному… Она не судит, она простая, Желанье сердца она услышит, Розы ее такою чистою, Такой нежной радостью дышат… О, будь со мною, чужая, родная, Роза розовая, многолистая… 1 января 1925  Париж Стихотворение посвящено «маленькой Терезе» – Марии-Франсуа Терезе Мартен (1873–897), французской монахине-кармелитке, канонизированной в 1925 году, высоко чтимой Мережковским и Гиппиус. В варшавской газете «За свободу!» (1929, 135) стихотворение было опубликовано с пояснениями Гиппиус: «Я пишу о ней, потому что, как все, тоже люблю ее, и потому что ныне ей… „ поручена Россия ” . Это – маленькая „ Тереза Младенца Иисуса ” , теперь уже „ святая ” . Наша современница». Во время войны Зинаида Гиппиус написала еще одну стихотворную молитву, обращенную к святой Терезе.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

[xvi] Брюсов Валерий Яковлевич (1873–1924) родился в богатой купеческой семье и был воспитан в духе материализма и атеизма. В девятнадцать лет он поступил на историческое отделение Московского университета, познакомился там с поэзией французского символизма и возжаждал немедленного успеха: «Медленный успех… Это мало! Мне мало… Надо найти путеводную звезду в тумане. И я вижу ее: это декадентство… Ложно ли оно, смешно ли, но… будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдет достойного вождя… А этим вождем буду я». Будучи студентом, он издал две книги с эгоцентричными названиями: «Шедевры» и «Это – я» – и, окончив университет, действительно возглавил новое литературноенаправление – символизм. Брюсов содействовал организации для символистов специального издательства «Скорпион» и журнала «Весы». Эгоцентризм всегда был ведущей чертой его характера: «Он не любил людей,– вспоминал Ходасевич,– потому что прежде всего не уважал их… Он любил таблицу логарифмов… Он страстною, неестественною любовью любил заседать, в особенности – председательствовать». Не прошел Брюсов мимо оккультной изнанки жизни. В 1908 г. он писал: «Я изучил XVI век, а также то, что именуется “тайными науками”, знаю магию, знаю оккультизм, знаю спиритизм, осведомлен в алхимии, астрологии, теософии». Для книги «Все напевы» он составил в стихотворной форме каталог способов самоубийств. В том же году он стал морфинистом, избавиться от этого недуга ему так и не удалось. В годы Первой мировой войны Брюсов работал на фронте корреспондентом одной из газет, но покинул театр военных действий, назвав войну бессмысленной. Он принял октябрьский переворот, в 1919 г. вступил в ВКП(б) и стал энергичным создателем новой культуры, организовал пролетарский Высший литературно-художественный институт, которому в 1923 г. в честь юбилея Брюсова присвоили его имя. В Московском университете читал курсы лекций по самым различным предметам. Занимал он высокие должности в разных сферах, даже в Гуконе – Главном управлении по коннозаводству. Благодаря лояльности Брюсова его семья в голодные 1920-е годы была далека от нужды. На смерть Брюсова Саша Черный откликнулся в Париже такими словами: «Индивидуалист, изысканный эстет, парнасский сноб, так умело имитировавший поэта, парящего над чернью, и вдруг такая бесславная карьера… Красный цензор, вырывающий у своих собратьев последний кусок хлеба».

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

345. Илиодор (в миру Сергей Михайлович Труфанов) (1880-1952) — иеромонах-расстрига. В 1905-1906 гг., будучи иеромонахом Почаевской лавры, принимал активное участие в деятельности «Союза русского народа», публиковал статьи в черносотенной печати — «Почаевском Листке», «Вече». Устраивал многолюдные митинги, на которых вел агитацию против евреев, инородцев и революционеров, с одной стороны, и критиковал высших должностных лиц на государственной и на церковной службе — с другой. Ему долгое время удавалось избегать исполнения налагаемых Синодом на его деятельность запретов, пользуясь покровительством Григория Распутина. Организовал одно из покушений на Распутина и, опасаясь уголовного преследования, в 1914 году бежал за границу, сначала в Норвегию, а затем в США. После революции вернулся в советскую Россию, сотрудничал с ВЧК. С 1918 по 1922 год снова жил в Царицыне, создав секту «Вечного мира» и именуя себя «патриархом Илиодором», однако вновь уехал за границу из-за боязни ареста теперь уже новыми властями. Жил и скончался в США. 346. Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) (1872/1873-1940) — архиепископ Полтавский и Переяславский (1913-1919), был близок к царской семье. После октябрьского переворота в эмиграции. Принадлежал к Русской Церкви за границей. 348. Ковалевский Максим Максимович (1851-1916) — историк, юрист, социолог эволюционистского направления и общественный деятель, академик Петербургской АН (1914). В 1887 года по приказу министра народного образования И. Д. Делянова уволен из университета за «отрицательное отношение к русскому государственному строю». 349. Виноградов Павел Гаврилович (1854-1925) — российский и британский историк. Специализировался по английской медиевистике. В декабре 1901 года подал в отставку после конфликта с министром народного просвещения П. С. Ванновским и уехал в Англию в начале 1902 года, где через год был избран профессором в Оксфордском университете. 350. Милюков Павел Николаевич (1859-1943) — российский политический деятель, историк и публицист. В 1895 году был отстранен от преподавания в Московском университете за чтение публичных лекций в Нижнем Новгороде, в которых полиция усмотрела призыв к конституционному устройству России и осуждение самодержавия.

http://predanie.ru/book/219982-stati-vto...

Опадчий Василий Степанович. Родился в 1873 г. в Черниговской губернии. Украинский церковный и общественный деятель в Харбине. Один из основателей украинского прихода на Старом кладбище. Оказывал помощь в строительстве приходского Покровского храма. Скончался 31.12.1934 г. в Харбине. Р. Б. Василий Семенов Василий Николаевич. Родился в 1881 г. в Симферополе. Эмигрировал в Китай в 1918 г., жил в Пекине. Работал секретарем начальника Пекинской духовной миссии. В Харбине основал Иверское Братство (1920 г.) Член Харбинского епархиального ревизионного комитета с 1924 г. С 1930 г. жил в Тяньцзыне. Скончался в Пейхао 19.07.1940 г. Р. Б. Василий Скворцов Василий Петрович. Родился в 1884 г. в Нижегородской губернии. Коммерсант. Начинал свою деятельность в бакалейной торговле Миасского завода, затем г. Челябинска (1908 г.) и г. Кургана (1912 г.) В 1919 г. переехал во Владивосток, а позднее – в Харбин. Член приходского совета Свято-Николаевского собора. Скончался 01.03.1938 г. в Харбине. Р. Б. Василий Фролов Василий Савельевич. Педагог в гг. Харбине и Дальнем. Окончил учительскую семинарию в Благовещенске. В 1920-х гг. эмигрировал в Харбин. Директор гимназии им. Ф. М. Достоевского в Харбине, а после ее закрытия в 1945 г., директор гимназии им. А. С. Пушкина в г. Дальнем. Его преданность православию проявилась особенно в 1943–1944 гг., когда он воспрепятствовал поклонению учащихся своей гимназии японской языческой богине. Арестован в 1945 г. Срок отбывал в инвалидном лагере в Свердловской области. Р. Б. Василий Цепкий Василий Силантьевич. Родился в Уфе в 1886 г. Купец в Благовещенске. С 1922 г. жил в Шанхае. Занимался церковно-благотворительной деятельностью, был членом строительной комиссии по сооружению Богородицкого собора в Шанхае. Р. Б. Василий Чупряев Василий Григорьевич. Родился в 1864 г. Приехал в Харбин с первой партией строителей КВЖД в 1898 г. Участвовал в строительстве железнодорожных мостов. Мостовой мастер. Член строительного комитета Благовещенской церкви Харбина. Скончался от воспаления легких 21.01.1934 г. Похоронен на Новом кладбище. Р. Б. Василий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Серафимом перешел в юрисдикцию МП (1945). Архив: Журналы заседаний Архиерейского Синода. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, ед. хр. 24199. Лит.: Прот. Н. Ухтомский (некролог). ЖМП. 1960. 4. Ф Фащевский Гавриил Маркович (13.7.184621.2.1927, Париж, Франция), протоиерей. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил Киевскую Духовную семинарию (1871), преподаватель латинского языка в Богуславском духовном училище (18711877), участник Балканской войны в рядах действующей армии (18771878), после войны принял священнический сан, служил на приходах Одесской епархии, благочинный (18851904), протоиерей (1895), вышел за штат по болезни (1913), жил в Одессе, эмигрировал через Балканы во Францию (октябрь 1923), жил в Париже, состоял в клире епархии митр. Евлогия (Георгиевского), в качестве разъездного священника обслуживал создавшиеся церковные общины в Лилле, Коломбеле и Шавиле, был запрещен в священнослужении митр. Евлогием (кон. 1923), но запрет был вскоре снят (1.1.1924). Архив: Послужный список о. Г. Фащевского (19231927). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Федоров Андроник (дата рождения не установлена – сконч. после 1926), протоиерей. По окончании духовной семинарии принял священнический сан, служил в ведомстве военного духовенства, полковой священник во время 1-й мировой войны и Гражданской войны, протоиерей (1919), эмигрировал на о. Лемнос (1.11.1920), священник Донского корпуса (19201923), разъездной священник, обслуживающий разбросанные части русской армии на Лемносе (1923после 1926), больше сведений о нем не имеется. Архив: Журналы заседаний Архиерейского Синода. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, ед. хр. 24199. Федоров Владимир Николаевич (4.10.1873, с. Загребай Воронежск. губ. – 3.6.1954, Бюсси-ан-От, Франция), митрофорный протоиерей. Окончил Воронежскую Духовную семинарию (1896), псаломщик (1897–1897), священник (30.1.1897), настоятель церкви с. Семидесятское (18971919), перешел в ведомство военного духовенства Добровольческой армии на Юге России, полевой священник 23-го Донского казачьего конного полка (18.11.19191921), эмигрировал в Константинополь (1920), настоятель церкви при госпитале в Ильдиве под Константинополем (7.10.19214.10.1922), настоятель церкви и законоучитель при детском приюте КузминойКараваевой в Константинополе (4.10.1922), переехал в Бельгию вместе с приютом и принят в состав клира епархии митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этот день 1960 года отошел ко Господу председатель Почаевского отдела Союза Русского Народа архиепископ Виталий (Максименко). Он родился 8 августа 1873 г. в семье диакона под Таганрогом и в миру звался Василием Ивановичем. Образование получил в Екатеринославской семинарии, затем в Киевской и Казанской духовной академии. В Академии принял постриг и был рукоположен во иеромонаха, его духовным наставником и покровителем был знаменитый русский архиерей Антоний (Храповицкий). С 1903 г. в Почаевской Лавре, где организовал выпуск многих патриотических печатных изданий. В годы смуты о. Виталий стал организатором самого многочисленного и одного из самых активных отделов Союза Русского Народа - Почаевского. Пользовался огромной популярностью среди местных крестьян. Организовал банк «Почаевско-Волынский народный кредит», чтобы освободить русское население от финансовой зависимости от евреев и поляков. Принимал активное участие в ряде монархических съездов и совещаний. В 1919 г. был арестован петлюровцами вместе с владыками Антонием (Храповицким) и Евлогием (Георгиевским). В эмиграции жил в Чехословакии и США. Скончался в Нью-Йорке, похоронен в Джорданвилльском монастыре. Сегодня также день памяти балерины, народной артистки СССР, дважды Героя Социалистического Труда Галины Сергеевны Улановой, скончавшейся в 1998 году. Она родилась 26 декабря 1909 г. в Санкт-Петербурге в семье артистов балета Мариинского театра. Одна из величайших танцовщиц за всю историю балета, «обыкновенная богиня», как называл ее Сергей Прокофьев. В балетной школе первым педагогом Галины была мама, впоследствии в 1928 г. она окончила Ленинградское хореографическое училище у знаменитой А.Я.Вагановой и сразу же была принята в труппу ленинградского Театра оперы и балета (позднее Ленинградский государственный театр оперы и балета им С.М.Кирова). Первые выступления Галины Улановой сразу же привлекли к ней внимание критиков, они отметили легкость ее танца, ее лирическое дарование. В танце Галина Уланова не просто демонстрировала техническое мастерство, поражали одухотворенность ее танца, богатство пластических нюансов, пленяла необыкновенная музыкальная выразительность движений, казалось, сама мелодия переходит в движение, зримо воплощаясь на сцене.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/21/pr...

8 . За указанными в предыдущих статьях изменениями, в остальном правила о местных средствах содержания приходского духовенства, утвержденные 24 марта 1873 г., с последующими к ним дополнениями, остаются в силе. II Предоставить высшему церковному управлению по окончании занятий Собора сделать и напечатать согласованную сводку не отмененных прежних правил о средствах содержания духовенства и о разделе их, настоящего определения и всех других постановлений по сему вопросу, если таковые к тому времени будут изданы. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви об образовании общецерковной казны и обеспечении содержанием преподавателей и служащих духовно-учебных заведений по 1 (14) сентября 1918 года 15 (28) марта 1918 года 1 . Для удовлетворения общецерковных нужд и для покрытия расходов по содержанию личного состава духовно-учебных заведений до конца 19 17 / 18 учебного года (по 1(14) сентября 1918 г.) —163— образовывается особая общецерковная казна при высшем церковном управлении. 2 . Для пополнения общецерковной казны устанавливаются следующие сборы: а) особый тарелочный сбор, производимый в церквах за всенощным бдением и литургийным богослужением в течение одного года в определенные дни, согласно расписанию, составленному в соединенном присутствии Священного Синода и Высшего Церковного Совета, и б) временный с 1(14) мая 1918 г. по 30 апреля (13 мая) 1919 г., назначаемый на нужды духовно-учебных заведений, сбор по 10 рублей с пуда свечей, выпускаемых в продажу епархиальными свечными заводами и складами сверх установленного уже пяти рублевого сбора с пуда свечей на содержание Священного Собора. Примечание: в тех епархиях, в коих уже произведены назначения на содержание духовно-учебных заведений (содержание педагогического состава, воспитанников и дома в размере произведенных назначений) на первое полугодие 1918 г. из местных источников, назначенные суммы возмещаются из следующего по епархии десятирублевого сбора, а засим остаток его, если таковой получается, препровождается в общецерковную казну.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010