Он не решался вернуться в Россию до истечения срока своей командировки. Наконец, в начале марта Цертелев уезжает из Каира, и через несколько дней после его отъезда Соловьев тоже покидает Египет. На месяц он поселяется в Сорренто и знакомится там с двумя соотечественницами — Надеждой Евгеньевной Ауэр и г-жей Трайн. Лукьянов делает любопытное предположение. Повесть «На заре туманной юности» заканчивается следующими словами: «Четыре года после того я встретился с Жюли в Италии на Ривьере; но это была такая встреча, о которой можно рассказывать только любителям в ночь под Рождество». Эпизод, описанный в повести, относится к 1872 г.; встреча с Н. Е. Ауэр в Италии — к 1876 г. Вполне правдоподобно заключение Лукьянова, что Н. Ауэр и есть героиня повести Жюли. В 1895 г. судьба свела Соловьева с Н. Ауэр в третий раз: он встретил ее в Финляндии на Сайме и по этому поводу писал брату Михаилу: «Еще третьего дня я гулял по снежным равнинам озера Саймы с М-те Ауэр, за которой 19 лет тому назад ухаживал на Везувии; какой символизм! теперь у нее 19-летняя дочь Зоя, напоминающая мне Катю Владимировну (Романову) лет двадцать тому назад». Воспоминания о внезапной влюбленности во время поездки в Харьков ожили в Сорренто, и Соловьев пережил новое, недолгое, но бурное увлечение. Во время экскурсии на Везувий в обществе Н. Ауэр с Соловьевым случилось несчастье: его обступили мальчишки, требуя от forestiere подачки: он роздал им все бывшие при нем деньги, бросил им кошелек и наконец вздумал спастись бегством. Лошадь поскользнулась, он упал, поранил себе колено и разбил обе руки. Ему пришлось пролежать неделю в больнице в Неаполе; Н. Ауэр за ним ухаживала; он посылал ей красные розы. Выздоровев, Соловьев отправился в Париж через Геную и Ниццу. В Ницце написано стихотворение «Песня офитов», свидетельствующая о его знакомстве с гностическими учениями. Офиты — гностики II века, с их загадочными мистериями и поклонением змее как образу грядущего Спасителя, поразили романтическое воображение Соловьева.

http://azbyka.ru/fiction/gogol-solovev-d...

289 С собственноручного черн. подлин., хранящ. в архиве Св. Синода. Опись 2; докум. 1–3, и д. 1861 г., 4241; лл. 26–31. Копия с сего докум. имеется в библ. с. п. б. д. акад., лл. 149–154, в особом сборнике бумаг митрополита Филарета. 290 Настоящая записка препровождена митр. Филаретом к князю С.Н. Урусову, впоследствие письма его, от 12 августа, за 4604, при коем была доставлена митрополиту депеша князя А.Б. Лобанова-Ростовского, 142. 293 Анфим (Чалыков) родился в 1816 г. в Кирк-Клиссе, адрианопольской еп. В 1836 г. отправился на Афон, где в одном из монастырей принял пострижение. В 1843 г. поступил в халкинское богословское училище и, по окончании здесь курса, занимал в разных местах учительскую и законоучительскую должности. Желая получить высшее духовное образование в России, он сперва поступил в херсонскую семинарию для ознакомления с русским языком, и отсюда – в московскую духовную академию, где окончил курс в 1854 г. с степенью магистра. По возвращении из России на свою родину, он в 1858 г. возведен был в сан архимандрита и затем рукоположен в сан епископа, с званием митрополита преславского. В 1872 г. был избран экзархом болгарским, а в 1877 г. низложен и сослан в Ангору (Анкиру), откуда в 1878 г. был возвращен. (Ист. моск. д. акад. И. Смирнова, стр. 447). 294 «Паисий, по прибытии в г. Плевно, был отвергнут народом, и должен был прибегнуть к содействию местных властей для того, чтобы поселиться в епископском доме. Тамошний мюдир принял сторону преосвященного, и до такой степени возбудил против себя насильственными поступками народ, что дело кончилось возмущением, во время которого пострадала сама личность мюдира. Он немедленно уведомил об этом виддинского пашу, который, чрез два дня, прибыл в Плевну с четырьмя эскадронами кавалерии и двумя пушками и усмирил мятеж, при чем убиты четыре человека христиан и более двадцати человек арестованы». См. 95, m.III; док. 120-а. 295 С копии, хран. в архиве Св. Синода. Опись 95, m.II; докум. 102–104. Подлин. наход. в деле канц. Св. Синода 1860 г., 2-го отд., 1 ст., по наст. Реестру, 165.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В Коране приведено высказывание Моисея о совершенных им чудесах: «Ты знаешь, что низвёл эти [чудеса] только Господь неба и земли, как наглядные знамения» (Коран, сура 17:104/102). Аллах говорит: «Потом послали Мы Мусу [Моисея] и брата его Харуна [Аарона] с Нашими знамениями и ясной властью» (Коран, сура 23:47/45). Итак, все три великие монотеистические религии в принципе сходятся между собой в том, что проповедь истины может быть подтверждена чудесами. Подтверждающие чудеса и неверующие . Даже многие из тех, кто отрицает чудеса, соглашаются, что уникальное чудо может стать средством подтверждения истин той религии, к которой оно принадлежит. Даже °Юм неявно предполагает, что поистине уникальное чудо доказывало бы истинность религии. Он утверждает лишь, что сходные знамения в конфликтующих религиях опровергают друг друга. Он заявляет только следующее: «Поэтому всякое чудо, о котором повествует любая из этих религий (а все они изобилуют чудесами), [...] с одинаковой силой, хотя и более косвенно, подрывает всякую иную систему»; «опровергая же противоположную систему, оно одновременно подрывает и достоверность тех чудес, на которых была основана последняя». Поскольку чудеса имеют «своей прямой целью установление той именно религиозной системы, к которой их относят», то они «с одинаковой силой [...] подрывают всякую иную систему» (Д. Юм, «Исследование о человеческом разумении», гл. 10, ч. 2, перев. С. И. Церетели. – М.: 1995). При этом, однако, остаётся та возможность, что религия, представившая в качестве свидетельства о своих доктринах уникальное подтверждение чудесами, окажется истинной, а все остальные религиозные системы – ложными. Агностик (см. агностицизм) Бертран °Рассел (1872–1970) признавал, что чудеса могут подтверждать истинность религии. В ответ на вопрос: «Какого рода свидетельство могло бы убедить вас в существовании Бога?» Рассел высказался так: Думаю, если бы я услышал глас с неба, предсказывающий всё, что произойдёт со мной в следующие двадцать четыре часа, включая события, которые представляются крайне маловероятными, и если бы все эти события затем действительно произошли, то я, может быть, пришёл бы к убеждению в существовании, по крайней мере, некоего сверхчеловеческою разума. Я в состоянии представить себе другие свидетельства такого же рода, которые смогли бы убедить меня, но насколько я знаю, подобных свидетельств не существует [Russell, «What Is an Agnostic? " ].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

(3) Выживание наиболее приспособленных. В среднем индивиды, обладающие такими преимуществами, живут дольше, производят больше потомства и поэтому размножаются несколько быстрее. С течением времени это приводит к естественному отбору таких вариаций и, соответственно, к исчезновению менее благоприятных, в результате чего происходит изменение видов. Дарвин считал, что естественный отбор является основным, хотя и не единственным, фактором, определяющим направление эволюционных изменений. Исследования Дарвина отчетливо демонстрируют характерный научный метод, описанный нами в первой главе: плодотворное взаимодействие наблюдения и теории. Сколько бы ни было собрано данных, сами по себе они еще не образуют научной теории, пока их не объединит творческая гипотеза. Однако никакая теория не входит в научный оборот, пока она не будет подтверждена отдельными наблюдениями и не приведет к получению новых данных. До публикации «Происхождения видов» в 1859 г. Дарвин посвятил двадцать семь лет сбору поразительного количества материалов, относящегося к самым разным сферам и подтверждающего вариации видов. Он тщательно исследовал размножение домашних животных, например, собак, у которых их владельцы специально выводили желаемые вариации из числа тех, что присущи данному виду, и в результате, после многих поколений отбора, получали новые, ранее не существовавшие породы. В подобных случаях человеческий выбор служил фактором отбора небольших вариаций, которые, суммируясь, приводили к более значительным изменениям. Дарвин изучал такие разнообразные проблемы, как скрещивание растений, сравнительное строение эмбрионов, «остаточные», или рудиментарные органы, географическое распределение животных и растительных форм, как существующих, так и вымерших. Размах и амплитуда данных, с которыми Дарвин соотносил свою теорию, вызывают восхищение. В последующих изданиях «Происхождения видов» Дарвин отвечал на ряд вопросов, поставленных его критиками. В заключении к последнему изданию (1872) он писал: Виды изменились в процессе долгого развития,.. в первую очередь в результате естественного наследования последовательных незначительных благоприятных вариаций. Важную роль при этом играли наследуемые результаты использования или неиспользования тех или иных органов. Кроме того, в отношении адаптационных приспособлений, прошлых или нынешних, хотя и в меньшей степени, играло роль прямое воздействие окружающей среды и вариации, которые нам, по причине нашего невежества, кажутся спонтанными. Раньше я, видимо, недооценивал частоту и значимость этих последних форм вариаций, ведущих к постоянному видоизменению независимо от естественного отбора 78 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/reli...

Однако, это решение долго не могло осуществиться, благодаря проволочкам и противодействию светской власти. Раз – замечают по этому поводу «Новини» – Св. Синод есть компетентная власть в деле открытия новых епархий, раз Св. Синод не однажды представлял важные причины в доказательство необходимости открытия епархиального центра в Старой Загоре, мы не можем понять, как гражданская власть может еще противиться и не приводить в действие Синодального определения. Это значило бы, что отношения гражданской власти к духовной не нормальны. 529 К сожалению, это так. Между тем, доброе согласие между светскою и духовною властями должно быть особенно там желательно, в виду продолжающихся и доселе ненормальных отношений между болгарским экзархатом и цареградскою патриархией. Вот уже двадцать лет прошло с тех пор, как болгарский экзархат выделился из состава цареградской патриархии, а примирения со стороны греков с этим совершившимся фактом все еще не последовало. Болгарское духовенство и доселе признается от цареградской патриархии схизматическим. Греческая патриархия, без всякого сомнения, не имела ни исторических, ни канонических, ни догматических оснований подвергать болгар церковному отлучению за отделение от константинопольской патриархии и образование самостоятельного управления. В течение семи веков (с 930 по 1767 г.) болгарские архиепископы были автокефальными, независимыми от Константинопольских патриархов. Самостоятельная болгарская архиепископия, в виде особого церковного округа, существовала постоянно в соседстве с округом цареградского патриарха, не только тогда, когда находилась в пределах самостоятельного царства болгарского, но и тогда, когда находилась в пределах греческой империи и турецкой. Так продолжалось до 1767 г., когда болгар- —571— ский архиепископ подписал отреченную грамоту от своей кафедры и все подчиненные ему епископы подали турецкому правительству просьбу о присоединении их к округу константинопольского патриарха. Через 100 лет болгары и их иерархия пожелали восстановить прежнюю самостоятельность своего церковного управления, независимость его от константинопольского патриарха, и за выполнение своего желания объявлены были патриархией схизматиками в 1872 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Действуя так, Леонтий предложил не столько оригинальное решение вопроса о сохранении истинного и совершенного человечества во Христе в контексте исповедания единства Его лица, сколько мощную защиту позиции, утвержденной на Халкидонском соборе. Раздел I. Леонтий Византийский. Обзор жизни и творчества Между исследователями наблюдается существенное разногласие в вопросе о том, кем был Леонтий и что он написал. Классическое исследование по этой теме – работа Фридриха Лоофса (Friedrich Loofs) 1865 . Лоофс, перечисляя двадцать Леонтиев, упомянутых в церковных документах правления Юстина I и Юстиниана 1866 , первым выдвинул хорошо обоснованную гипотезу, по которой Леонтий, написавший несколько богословских трактатов, связанных с христоло- гическими спорами начала VI века, был монахом-оригенистом, которого упоминает Кирилл Скифопольский в Житии святого Саввы. Кирилл ссылается на «одного из монахов, родом из Византии, по имени Леонтий» 1867 . Loofs показал, что этот Леонтий написал работы, известные на сегодняшний день как Contra Nestorianos et Eutychianos («Против несториан и евтихиан») 1868 , Epilysis («Разрешение», или Solutio argumentorum a Severo objectorum, «Разрешение аргументов, предложенных Севиром», сокр. Эпилисис) 1869 , Capita Triginta contra Severum («Тридцать глав против Севира») 1870 . Лоофс доказал, что Леонтий Византийский также написал, по крайней мере в первоначальном виде, два трактата, известные как Contra Monophysitas («Против монофизитов») и Contra Nestorianos («Против несториан») 1871 , которые традиционно приписывались Леонтию Иерусалимскому . Некоторые более современные авторы, чем Лоофс, доказывали позже, что Леонтий Иерусалимский и Леонтий Византийский – это одно и то же лицо 1872 , хотя этот тезис уже был убедительно опровергнут Марселем Ришаром (Marcel Richard) в работе Leonce de Jerusalem et Leonce de Byzance 1873 . Такое отождествление двух Леонтиев не получило широкого признания в наши дни. Например, оно отвергается Дэвидом Эвансом (David Evans) 1874 и Брайаном Дейли (Brian Daley) 1875 , которые приписывают трактаты Против монофизитов и Против несториан именно Леонтию Иерусалимскому , отличая его от Леонтия Византийского .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Мы еще будем иметь случай рассмотреть его. Третье подворье находится в Сумском Посаде, Кемского уезда. Было еще четвертое, в г. Вологде, но оно уже давно продано частному лицу. Выходя из ворот Соловецкого подворья, мы случайно увидели под самой крышей, в выходящих на двор стенах его, маленькие окошечки. Оказалось, что практичные монахи устроили там маленькие комнатки, которые и сдаются внаем разным чиновницам мелкого ранга. Тут ютится благородная и высокоблагородная нищета. Тут гнездится бедный люд, утешающий себя тем, что умереть в Соловецком подворье все равно, что умереть в самом монастыре. Значит, все поближе к царствию небесному. — Много ль у вас богомольцев скопляется одновременно? — спросил я, уже выйдя из подворья, у подвернувшегося мне монаха. — Человек по 900 бывает! — И все крестьяне? — Крестьяне! — Из каких больше губерний? — Вятской, Пермской, Олонецкой, Вологодской, Новгородской, да почти со всей России идут сюда. Как начнется судоходство, народ и валит. Теперь еще поотошло. Все же в год тысяч двадцать пять перебывает, до тридцати доходит… Вы тоже к нам? — Да. — Поезжайте; есть, где поместиться. У нас места святые! Афон Русский — наши Соловки! Итак, в Русский Афон! I. Пароход " Вера " Мы отправились из Архангельска в Соловки летом 1872 года на монастырском пароходе “Вера”. Солнце в городе пекло немилосердно. Все обещало спокойное плавание. На небе ни облачка, флаги на мачтах судов неподвижно повисли. Двина была зеркальная. Ни малейшей ряби… Толпа на пристани казалась все меньше и меньше, отдельные лица сливались в одну массу и, наконец, исчезли вовсе, когда пароход, следуя течению реки, круто повернул направо. Нас в каюте собралось немного: какая-то старая дева с подвязанною щекою и маленькими, бойко бегавшими глазками. Толстый вятский купец беседовал в углу о душеспасении, о приближении грядущего града с “батюшкой” — красивым стариком, отличавшимся тем хитро-добродушным выражением лица, которое составляет едва ли не главную отличительную черту всех чисто великорусских физиономий.

http://azbyka.ru/fiction/solovki/

Любопытное изображение (рис. 74) Божией Матери Оранты из чеканного позолоченного серебра находится на кресте Равеннского архиепископа святого Аньелла, умершего в 566 году, на 96 году своей жизни. Крест этот принадлежит, как известно, к разряду так называемых процессиональных крестов, носившихся при крестных ходах и затем утверждавшихся на престоле. Он имеет 1,30 м. в высоту и 1,25 м. в ширину и состоит из двадцати бляшек, укрепленных по четырем его рукавам. Средний медальон, 0,20 м. в поперечнике, представляет именно Божию Матерь Оранту, облаченную в длинный подпоясанный хитон и мафорий, застегнутый фибулой на груди и покрывающий ее голову. На земле изображены цветы и растения, а по сторонам два дерева, заменяющие, по всей вероятности, палестинские пальмы. Интерес этого изображения, столь близкого к древнейшему представлению Божией Матери как Марии, служительницы Иерусалимского храма, заключается именно в посредничестве между этим древнейшим изображением и позднейшим византийским образом Божией Матери заступницы, почитавшейся, между прочим, в той же Равенне. Общий пошиб изображения еще вполне древнехристианский; отличается тяжелыми формами фигуры, широким овалом лица, крайне простыми, вертикально-падающими складками хитона и сухой резьбой и мелким чеканом. И стиль, и техническое исполнение заставляют относить эту пластинку, как и весь крест, именно к первой половине шестого столетия. Что же касается помещения этого образа – в середину выносного креста, то оно могло относиться, прежде всего, к храму, для которого он был исполнен и который мог быть или диаконией или освящен во имя Божией Матери. В тот же круг идей, связанных с почитанием Девы Марии и установлением чина Дев и диаконисс, входит, по всей вероятности, ряд многих, едва затронутых анализом тем и сюжетов древнехристианского искусства. 75. Саркофаг Адельфии, жены комита Валерия, в Сиракузах, в Музее Так, любопытное, но пока загадочное представление (рис. 75) Божией Матери находится на одном из саркофагов, найденном в 1872 году в Сиракузах и подробно объясненном Эдмондом Лебланом 59 . На крышке этого саркофага находится (быть может, позднейшая) эпитафия христианки Адельфии, жены комита Валерия. Также на крышке по одну сторону изображено Рождество Христово, по другую, левую, – скала с источником; в нем черпает дева, а рядом стоит с поднятой рукой мужчина; далее две группы, видимо, между собой связанные. В одной группе женщина, под покрывалом, сидит на кафедре с подножием; по сторонам ее две другие жены стоят; третья, сидя на земле, поднимает к ней молящие руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

1869 . Июля 14. Перемещен на должность младшего учителя Виленского Островоротного приходского училища. 1871 . Апреля 1. По выдержании специального испытания на звание учителя русского языка в уездных училищах назначен и.д. учителя русского языка и истории в Вилейское уездное училище. 1872 . Апреля 7. Назначен исправляющим должность Штатного Смотрителя Мирского уездного училища. 1875 . Сент. 26. Утвержден в должности Штатного Смотрителя Мирского уездного училища. 1876 . Сент. 29. Был прикомандирован на дополнительные курсы при Виленском Учительском Институте. 1878 . Янв. 1. По окончании курсов, с званием учителя городского училища, вступил в отправление прежней должности Штатного Смотрителя Ошмянского уездного училища. 1879 . Янв. 1. Правительствующим Сенатом утвержден в чин Колмжского Асессора 1880 года Мая 16-го со старшинством с двадцать шестого октября тысяча восемьсот семьдесят пятого года. 1875 . Сент. 26. Произведен в Надворные Советники со старшинством с 1879. Сент. 26. За отличное усердие к службе и особые труды ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ пожалован кавалером ордена св. Станислава 3-й степени. 1881 . Янв. 30. Назначен учителем параллельного отделения приготовительного класса Виленской 1-й гимназии. 1885 . Авг. 16. Назначен Столоначальником Канцелярии Попечителя Виленского Учебного Округа. 1886 . Июля 1. За усердную и полезную службу ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ награжден 125 руб. 1888 . Дек. 22. За отличное усердие к службе и особые труды ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ пожалован кавалером ордена св. Анны 3-й степени. 1889 . Дек. 22. За усердную и полезную службу ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ награжден 150 руб. 1893 . Дек. 1. Х. Был ли в походах против неприятеля и в самих сражениях и когда именно. НЕТ. 11 . Подвергался ли наказаниям или взысканиям, «» с ограничениями в преимуществах по службе; когда и за что именно: по судебным приговорам или в дисциплинарном порядке; не был ли в подозрении к преступлениям, влекущим за собою такие ограничения, когда, каким судом и за что именно? НЕТ. 12 . Был ли в отпусках, когда и на сколько именно времени; являлся ли в срок и если просрочил, то когда именно явился и была ли причина просрочки признана уважительной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Более правильной постановке ручного труда. в нашей семинарии много способствовали специальные курсы этого предмета, устроенные при ней летом 1892 года, под руководством наставника Кубанской учительской семинарии Коноплева. На эти курсы были командированы многие учителя городских по положению 1872 года училищ Московского учебного округа. Открылись они 15 июня в присутствии командированного округом лица – действительного статского советника В. С. Новицкого и продолжались до 31 июля. На курсах присутствовало 15 учителей. Занятия были практические и теоретические. На первые было назначено по 7 часов (с 8 до 12 и с 4 до 7), в продолжение которых курсисты знакомились практически со всеми наиболее употребительными приемами по обработке дерева и с окончательной отделкой изделий, a также и со всеми наиболее употребительными инструментами, их употреблением, проверкой, отточкой и починкой. Во время теоретических занятий курсисты знакомились главным образом с технологией дерева и с организацией занятий по ручному труду в школах и устройством школьных мастерских. По смерти Алексеева в 1895 году преподавание ручного труда в нашей семинарии было поручено младшему учителю двухклассного при семинарии училища И. С. Леонову, познакомившемуся впервые с этим предметом в нашей же семинарии, a впоследствии основательно изучившему его на курсах ручного труда в С.-петербургском и московском учительских институтах, под руководством известных организаторов этих занятий у нас в России гг. Цируля и Касаткина. В настоящее время вопрос о постановке ручного труда составляет предмет особенного интереса министерства народного просвещения, которое заботится не только о количественном распространении его, но и о качественном его улучшении. В июле нынешнего года был издан министерством циркуляр, которым в Новоторжской семинарии назначается особый штатный преподаватель ручного труда с правами государственной службы и с содержанием в 1050 p., причем и на покупку материала и инструментов ассигнуется особая сумма, которая даст возможность поставить это дело еще шире и лучше. 2.4 Материальное положение семинарии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010