По случаю высказанного мною на стр. 163 мнения, что слово бахрома означало кайму из пурпуровых прядей, В. Г. Тизенгаузев сообщил мне следующее. «Не зашло ли к нам это слово с Востока? на арабском языке глагол бахрама значит: окрашивать в темнокрасный цвет, а имя существительное бахрам цветок хенны (lawsonia inermis), употребляемый для такой окраски. Ярко-красный яхонт, т. е. рубин, арабы называли байрамным яхонтом (эльякут эльбахрамани). См. Clement-Mullet, sur la mineralogie агаве (Journ. 1868, I), стр. 32–33. Dozy, Supplement aux dictionnaires arabes (Leyde, 1884), I, 122. В таком-же значении слово это является и в персидском языке. См. ullers, Lex. Pers.-Lam. 1, 285, под словом бахраман : lapis quidem pretiosus rubric coloriss, rubinus. О г л а в л е н и е. стр. Глава I. Предметные клады русских древностей домонгольского периода и их значение для русской археологии. – Необходимость исследования древностей этого периода на основании господствовавших в пределах России художественных стилей. – «Арабский стиль». – Орнаментика турьих рогов Черниговского кургана. – Вопрос об источниках «звериного стиля». – Связи древней Руси с культурою лередне-азиатского Востока. – Арабский стиль в древностях скандинавских и отношение их к русским. – Греко-восточный стиль IX – X стол., известный издревле под именем Корсунского. – Памятники Корсунского дела в южной России. – Русско-византийкие древности XI – XII столетия. – Техника древне-русской перегородчатой эмали. – Сканное дело в XI и XII веках. – Сканное мастерство Мономаховой шапки и вопрос о её древности и происхождении. – Необходимость изучения русско-византийских древностей на основе древностей Византии, как источника важнейших форм личного церемониального убора и связанных с ним общественных отношений.       1 Глава II. Описание кладов: Рязанского 1822 г., Киевского 1824 г., Киевских клядов: 1838 г., 1846 г., Чернигова 1850 г., Киева: 1872 г., 1876 г. в усадьбе Лескова, 1876 г. в усадьбе Чайковского,1880 г., с Б.Житомирской улицы, 1882 г., Чернигова 1883 и 1887 гг., Киева 1885 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

По имеющимся документам видно, что издательство Академии, по преимуществу занимавшееся выпуском периодических изданий,  стремилось к тому, чтобы быть самоокупаемым и финансово независимым. Однако, будучи учреждением, преследующим прежде всего не коммерческий успех, а научно-просветительские цели, оно оказалось неспособным самостоятельно справляться с изданиями и переизданиями ТСО и их распространением. Несомненно и то, что на Руси научно-богословское чтение пользовалось меньшим спросом, чем аскетическая и назидательная литература. В результате редакционному комитету ТСО пришлось обратиться за помощью к Св. Синоду и, благодаря содействию последнего, некоторое время существовать на дотации Московской епархии. Впоследствии, уже в преддверии революционной эпохи, Совет Академии мечтал о расширении издательской деятельности, которая могла бы осуществляться особо созданным Издательским комитетом при Св. Синоде. Хронология событий, отразившихся в соответствующих документах, такова. В 1875 г. архиепископ Литовский Макарий во время ревизии Московской духовной академии выяснил, в частности, что ТСО с 1872 г. из-за нехватки средств были закрыты. В своем отзыве он писал: «Не могу не упомянуть с сожалением о прекращении столько лет издававшегося [журнала творений святых По поводу этого отзыва Святейший Синод издал указ 2 753 от 18 августа 1876 г., в котором митрополиту Московскому свт. Иннокентию было поручено выяснить общее состояние дел. Последний в донесении Синоду от 21 декабря 1876 г. писал о нехватке средств для того, чтобы можно было продолжить издание. Оказывается, на момент прекращения выхода ТСО «было только десять подписчиков на академическое издание из Тульской епархии… Наличных денежных средств от бывшей редакции Творений Святых Отцов осталось весьма мало и находятся налицо… но и на эти издания в настоящее время у редакции достаточного капитала нет, а капитал потребовался бы довольно По указу Св. Синода от 20 июня 1878 г. вопрос с финансированием журнала был решен: Синод собственных средств выделить не смог и распорядился издавать журнал за счет Московской епархии. Ректор Академии протоиерей Сергий Смирнов обратился с «представлением» от 20 декабря 1878 г. к митрополиту Московскому свт. Иннокентию, который незамедлительно в «представлении» от 7 февраля 1879 г. дал свое согласие на выделение необходимых средств в размере 4 700 рублей в год (при тираже 1200 экземпляров себестоимость одного годового комплекта составляла около 4 руб.). Указом Св. Синода от 2 мая 1879 г. программа издательской деятельности Академии, представленная митрополитом Иннокентием, была утверждена:

http://patriarchia.ru/db/text/157116.htm...

...подобно проклятой смоковнице — Использована притча из Евангелия от Марка, XI, 13—14, 20—21. Маны — по верованиям древних римлян, души умерших, почитавшиеся как божества. Сужский лагерь — военный лагерь в 28 км от Бордо. Гостии — облатки (у католиков), просвиры. Здесь: предметы вещного мира как средство приобщения к богу, к природе. 198 Манон и Мими — Манон — героиня оперы Массне «Манон» (1884) на сюжет романа А. Ф. Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско» (см. коммент. к с. 307). Мими — гризетка из новеллы А. де Мюссе «Мими Пенсон» (1843), положенной в основу водевиля (театр «Варьете», 1845). Вальтер Бруно ( наст. имя Вальтер Шлезингер, 1876—1962) — немецкий дирижер, вынужденный покинуть Германию при фашистском режиме; натурализовался в США. 200 Стравинский Игорь Федорович (1882—1971) — русский композитор-новатор, принявший в 1934 г. французское подданство, в 1945 г. — американское; автор «Хроники моей жизни» (1935), сборника статей «Музыкальная поэтика» (1942). Австрия оплакивала своего канцлера-мученика... — 25 июля 1934 г. в Вене во время нацистского путча сторонниками аншлюса был убит австрийский канцлер и министр иностранных дел Энгельберт Дольфус (1892—1934). 201 ...не в пример Вагнеру в Байрейте... — В 1876 г. в Байрейте (Бавария) состоялось открытие музыкального театра, построенного для исполнения произведений Р. Вагнера. Свои музыкальные драмы Вагнер считал образцами «музыки будущего». Что сказали бы их солемские собратья! — Бенедиктинское аббатство в Сабле-сюр-Сарт (где с 1833 г. находится центр бенедиктинской конгрегации во Франции) известно своей приверженностью к григорианским песнопениям. Григорианское пение (или хорал) — общее название литургических песнопений католической церкви; канонизация напевов и текстов и строгое распределение их по датам церковного года началось при папе Григории I (590—604). 202 ...провожающих нет, только пес бредет следом — Речь идет о литографии французского художника Пьера Роша Виньерона (1789—1872) «Похороны бедняка» (1819), в которой Бетховен видел изображение нищенских похорон Моцарта.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

515 Annals of the Türkisch Empire, translated by Fraser, 1829, 1, p. 41; Monradgea d’Ohsson, III, 315; Hammers, Geschichte des osmanischen Reiches, II, p. 220, Islam, I.M. Arnold, p. 208–213. 516 Malcolm, history of Persia, II, p. 432: Chardin, V, 242. Ц. Дёллингером в его сочинении «Muhammed’s Religion», S. 24. 521 Коран 24:31. По объяснению Бейзавия в указанном месте нужно разуметь никого другого, как кастратов. 528 «Уменьшение народонаселения и опустошение всегда следовали за исламом. В начале 18 столетия в окрестностях Алеппо насчитывалось 300 деревень, но к концу его их осталось только 12! В округе Мардин, в Месопотамии, из 1600 деревень в настоящее время существует едва 500. До завоевания мухаммеданами, Кипр имел 1400 городов и деревень, но с 1670 г. только 700. Не лучше была участь острова Кандии. Теперь существуют только немногие из городов и местечек, которые были многолюдны и цветущи во время халифата; хорошо известно, сколько выстрадал Египет со времени завоевания его сарацинами. Персия покрыта развалинами; Шираз и Иснаган представляют просто остовы их прежнего величия и великолепия, и некогда прекрасная, плодоносная провинция Хорасан доведена до крайней бедности. Северная Африка, даже во время вандалов насчитывавшая у себя до 400 епархий, доведена до полного упадка. Наконец Турецкая империя доведена до крайней политической несостоятельности: её подданные поставлены в самое плачевное положение, и провинции, некогда наилучшие в целом мире, опустели и лежат невозделанными». (Arnold, Islam. Its History, Character and Relation to Christianity, p. 236–237). Читать далее Источник: Миссионерский противомусульманский сборник : труды студентов миссионнерскаго противомусульманскаго отделения при Казанской духовной академии : вып. 1-24. - Казань, 1873-1914./Вып. 10: Мухаммеданский брак в сравнении с христианским браком, в отношении их влияния на семейную и общественную жизнь человека/соч. студента Казанск. духовной акад. XVII учеб. курса (1872-1876 г.) Михаила Машанова. - Казань : типо-лит. Тилли, 1876. - 236, 109, II с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

—33— 1879 г. полом. Находясь в безвыходном положении, я обратилась к высокопреосвященному Леониду с просьбой о помощи. Местный священник Александр Подольский был у меня, выспрашивал подробно обо всем, требовал брачного свидетельства, говоря, что одна особа (не называя её) принимает во мне участие и хочет помочь, но результата не было. Каково же было моё удивление, когда, читая Вашу книгу, на стр. 316 я встретила краткую записку Высокопреосв. Леонида от 20 июля 1876 года к Вам, в которой Владыка просит справиться, действительно ли близ г. Харькова, на Основе, проживает бедная больная А. А. Т. – и выдать ей 23 рубля, а на стр. 317 ответ Ваш от 1-го августа 1876 г. 1195 – Хотя в печати Вы обозначили начальными буквами имя, отчество и фамилию мою, но обстоятельства всецело относятся ко мне, тем более, что в Вашем ответе упоминается о письме к Вам из Тобольска в 1868 г. и о двух письмах из Петербурга в 1872 и 1874 г. Наконец и последние слова относительно 20-летнего замужества и неимения брачного свидетельства в том убеждают, потому что местный протоиерей Подольский был у меня, и я была у него, и именно обо всём этом шла речь. Конечно, я оставила бы без возражения вопрос о том, что я лишилась пособия благодаря протоиерею Подольскому, доставившему неправильные сведения, но выражение Ваше и его: „по мнению местного протоиерея Т. личность тёмная и подозрительная“ – марает честь женщины и доброе имя, когда моя репутация не имеет на себе ни одного пятна, составляет оскорбление и клевету в печати, влекущую уголовную ответственность по 1039, 1040 и 1535 ст. Уложения о наказ. изд. 1866 г. и согласно разъяснению Уголовного Кассац. Департ. Сената 1867 г. по делу Арсеньева в апелляционном порядке. Я была у протоиерея Подольского вместе с мужем и спрашивала, на каком основании он доставил обо мне такие сведения и может ли он это доказать, на то Протоиерей ответил, что хорошо помнит как был у меня, но отверг все Вами изложенное и ссылку на него, присовокупив, что почему так Преосвя- —34—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМАЛАС Дамалас [греч. αμαλς] Николай (10.12.1842, Афины - 21.01.1892), греч. правосл. богослов. Родители Д. принадлежали к фанариотскому роду Маврокордато и были родом с о-ва Хиос. Начальное и среднее образование получил в Афинах. В 1858-1862 гг. учился на богословском фак-те Афинского ун-та, удостоившись похвал за высокодуховную жизнь и усердие. По окончании обучения, получив стипендию архим. Феоклита (Фармакидиса), отправился в Германию, где изучал философию и богословие в ун-те Эрлангена. В 1863 г. получил здесь степень доктора философии за диссертацию, посвященную древнегреч. полисам (De civitatis veterum Graecorum populari ratione institutis). В 1864 г. в Лейпциге Д. в ун-те слушал курсы по философии и богословию, через год издал соч. «О научных и церковных началах православного богословия». Продолжил занятия в Лондоне. В 1867 г., незадолго до отъезда из Великобритании, издал кн. «Об отношениях Англиканской Церкви с Православной». Вернувшись в Афины, 13 янв. 1868 г. был избран экстраординарным профессором герменевтики НЗ богословского фак-та Афинского ун-та. С 1 нояб. 1872 г. ординарный профессор по той же кафедре. В 1878/79 уч. г. стал деканом богословского факультета и ректором Афинского университета. С 18 нояб. 1876 г. по 19 апр. 1877 г. Д. был королевским уполномоченным при Св. Синоде Элладской Церкви; в качестве представителя Синода участвовал в Боннской конференции старокатолич., правосл. и протестант. богословов (1875), где обсуждался вопрос о соединении с правосл. Церковью; читал публичные лекции. Как специалист по НЗ, Д. был последователем критической и грамматической герменевтики и занимался истолкованием текстов. Большую ценность представляют комментарии Д. к критическому изданию текстов НЗ. Соч.: Εναρκτριος ες τ μθημα τς Κ. ιαθκης. Αθναι, 1868; Εκθεσις πρς τν Ιερν Σνοδον περ τν ν Βνν πεπραϒμνων κα κρσεις περ ατν. Αθναι, 1876; Περ διαρρυθμσεως τν τς Εκκλησας τς Ελλδος κατ τος ερ. Καννας. Αθναι, 1876; Κρσεις περ το Νεϒροποντεου θεολοϒικο διαϒωνσματος. Αθναι, 1876; Ερμηνεα ες τν Κ. ιαθκην. Τ. 1. Εσαϒωϒ. Αθναι, 1876. Τ. 2-3. Ερμηνεα τν τριν πρτων Εαϒϒελων. 1892; Η Ορθδοξος πστις. Αθναι, 1877; Πρυτανικς. Περ το διζοντος χαρακτρος κα τς ποστολς τς Ελληνικς Εκκλησας. Αθναι, 1878; Πντε λϒοι ες τν ορτν τν Τριν Ιερρχων - Ες τ μνημσυνον το μεϒλου εερϒτου, το πανεπιστημου Αντ. Θ. Παπαδκη. Αθναι, 1879; Περ ρχν τς Θιλοσοφας κα τς σχσεως τατης πρς τν Θεολοϒαν. Αθναι, 1889; Τ κατ Ιωννην Εαϒϒλιον. Αθναι, 1940. Лит.: Σιτης Μ. αμαλς//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 900-903. Л. А. Герд Рубрики: Ключевые слова: ГАВРИИЛ СЕВИР ок. 1540/41 - 1616, титулярный митр. Филадельфии Лидийской, предстоятель греч. общины в Венеции, правосл. богослов-полемист

http://pravenc.ru/text/168682.html

Некоторые доклады, посвященные Римско-Католической Церкви, касались церковно-политических аспектов ее деятельности. Таков, например, реферат М. И. Хитрово «О новейших веяниях в римско-католическом мире по отношению к России» (19 января 1895 г.), а также доклад Д. И. Скворцова «Орден иезуитов как сила политическая» (18 сентября 1897 г.). Часть лекций, прочитанных в собраниях Общества, была опубликована на страницах его печатного органа – «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» (далее – ЧОЛДП). Кроме того, в ЧОЛДП помещались и те материалы об инославии, которые не были обнародованы на заседаниях Общества, но тем не менее вызывали большой интерес. В связи с этим можно отметить статьи А. П. Лопухина «Римский католицизм в Америке» (1881), В. А. Соколова «Белое духовенство католической Англии» (1883), «К вопросу о соединении Церквей Восточной и Западной» (Переписка прот. И. Базарова с бароном Гакстгаузеном) (1887) и ряд других. Большинство членов ОЛДП (а на 1913 г. их насчитывалось 176 человек) были представители московского духовенства. Но членами Общества также являлись и светские лица, «ревновавшие о духовном просвещении и действовавшие в Обществе личным трудом и доставлением пособий». Среди светских членов Общества было немало лиц, известных в богословских и литературных кругах, таких как славянофил и публицист И. С. Аксаков (1823–1886); выпускник С.-Петербургской Духовной Академии, с 1870 года библиотекарь Румянцевского музея в Москве Е. В. Барсов ; академик В. П. Безобразов (1828–1889); славист, профессор Харьковского университета П. А. Бессонов (1828–1898); славист, профессор Московского университета И. М. Бодянский (1808–1878); славист, с 1856 года консул в Боснии А. Ф. Гильфердинг (1831–1872); славянофил, публицист, профессор Московской Духовной Академии (МДА) (1824–1887) Η. П. Гиляров-Платонов; профессор МДА по кафедре церковной истории А. П. Лебедев (1845–1910); публицист и общественный деятель К.Н. Леонтьев (1831–1891); профессор церковного права Казанского, а затем Новороссийского и Московского университетов А. С. Павлов (1832–1910); церковный писатель, славист, секретарь Славянского благотворительного комитета, профессор Московского университета Н. А. Попов (1833–1891); историк, профессор Московского университета С. М. Соловьев (1820–1879); археограф, член Академии наук П. М. Строев (1796–1876); славяновед, с 1849 года профессор Харьковского и Петербургского университетов академик И. И. Срезневский (1812–1880); богослов и философ С. Н. Трубецкой (1862–1905); славянофил и общественный деятель Ю. Ф. Самарин (1819–1876); библиограф, собиратель памятников древнерусской литературы В. М. Ундольский (1815–1864) и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

С 1870 г. М. совмещал службу в Академии с работой в Московском археологическом об-ве - сначала в качестве члена-корреспондента (с 26 апр. 1870), а позже в званиях действительного члена, товарища секретаря (1873) и с 1883 г.- секретаря об-ва (Там же. Оп. 4. Д. 5119. Л. 12 об., 35 об.- 36). По этой причине он переехал в Москву. Как преподавателя церковной археологии МДА М. систематически направляли на всероссийские археологические съезды, однако из-за слабости здоровья ему удалось посетить лишь съезды в Москве, С.-Петербурге, Казани (1877; Там же. Л. 15-16) и в Тифлисе (1881; РГБ НИОР. Ф. 172. К. 26. Ед. хр. 15). В 1885 г. М. издал монографию «Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви» и подал ее в совет Академии на соискание докторской степени. Рецензент работы А. П. Лебедев оценил сочинение очень высоко и признал автора достойным этой степени, с чем согласился и совет (РГБ НИОР. Ф. 172. К. 30. Ед. хр. 13). Вслед за этим совет МДА ходатайствовал перед Синодом о присвоении М. звания ординарного профессора. Указом императора от 7 янв. 1886 г. М. был утвержден в звании со дня избрания советом академии - с 18 нояб. 1885 г. (ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 5119. Л. 46-47). За время преподавания в МДА М. неоднократно представлялся академическим начальством к гос. чинам (в 1876 - коллежского советника со старшинством, в 1880 - статского советника) и наградам (орденам св. Станислава 3-й степени (1877), св. Анны 3-й степени (1880) и св. Станислава 2-й степени (1883)) (Там же. Л. 28-36). Принимая во внимание научные достижения М., его избирали своим членом различные орг-ции и об-ва: в 1872 г.- Московское ОЛДП; в 1876 г.- этнографический отдел Императорского об-ва естествознания, антропологии и этнографии, состоящего при Московском ун-те; в 1882 г.- Русское археологическое об-во в С.-Петербурге (Там же). От природы М. обладал слабым здоровьем и «нервно-золотушным телосложением», из-за чего, вероятно, так и не женился (Там же. Л. 9-9 об.). Последние полтора года жизни он тяжело болел и находился в «крайне дурном расположении духа» ( Мансветов И. Д. Письмо И. В. Помяловскому от 20.10.1884//РНБ ОР. Ф. 608. Оп. 1. Д. 987. Л. 35), что несколько ослабило интенсивность его научных занятий. В окт. 1885 г. по совету врачей М. отправился на 4 месяца в Ялту (РГБ НИОР. Ф. 172. К. 30. Ед. хр. 17). Однако ялтинская промозглая погода не благоприятствовала выздоровлению, и вскоре он скончался от воспаления легких (Там же. Ед. хр. 18). Отпевание было совершено в Ялте, а 23 дек. 1885 г. тело М. доставили в Москву. Погребен на московском Новодевичьем кладбище. Научное наследие

http://pravenc.ru/text/2561854.html

Среди противников будущего обер-прокурора оказался всесильный в то время шеф жандармов П. А. Шувалов, ориентировавшийся (как и министр внутренних дел П.А. Валуев) в национальной политике на компромисс с элитами окраин. Напряженность особенно усилилась после того, как ведомство Шувалова перлюстрировало письмо наследника Победоносцеву с просьбой прислать работы Самарина, запрещенные в России. «Не имею сомнения в том, – писал Победоносцев А.Ф. Тютчевой, – что Государь смотрит на меня подозрительно, с задней мыслью, и знаю верно, что Гр[аф] Шувалов очень меня не жалует… Я попал в число тех, кому положено мешать и загораживать всячески дорогу». Хотя в феврале 1868 г. Победоносцеву «удалось пробраться в сенаторы», но он признавался, что случилось это скорее в силу удачного для него стечения обстоятельств: «немного позже меня не пропустили бы» 323 . Близость к наследнику во многом негативно повлияла на официальную карьеру Победоносцева, и вплоть до последних лет царствования Александра II ему не приходилось рассчитывать на ответственный правительственный пост. Вместе с тем возможности служебного роста для будущего обер-прокурора все же не были целиком закрыты. Помимо состоявшегося в 1868 г. назначения в Сенат он стал в 1872 г. членом Государственного совета, входил в комиссии для рассмотрения всеподданнейших отчетов по Министерству народного просвещения (1876) и по Министерству юстиции (1878), в комиссию для рассмотрения дела о преобразовании судебной части (1877), в Совет по тюремным делам (1879) 324 . По словам С.Д. Шереметева, несмотря на близость к наследнику, Победоносцев «сумел удержать равновесие» и не выпасть из числа высокопоставленных сановников 325 . Очевидно, власти как бы играли с будущим обер-прокурором, рассчитывая «приручить» его и в то же время не подпуская к действительно серьезным политическим делами. Сознавая, что в правительстве к нему относятся неприязненно и стараясь соблюдать осторожность, Победоносцев все же высказывался по важным вопросам, когда считал это необходимым. В 1873 г. он, как уже отмечалось, выступил в Государственном совете против введения всесословной воинской повинности, спустя год – против узаконения браков старообрядцев, в 1876 г. – против допущения евреев в присяжные в Западном крае. По словам либеральных сановников Д.А. Милютина и П.А. Валуева, Победоносцев выступал с «многоглагольствованием в смысле истерическом» и «семинарским витийством», «говорил средневековым языком» 326 . Одновременно будущий обер-прокурор продолжал поддерживать связи с представителями консервативных и славянофильских кругов. Еще в 1868 г. он участвовал в организованных Мещерским вечерах у наследника (вместе с В.А. Черкасским, М.Н. Катковым, И.С. Аксаковым и др.), а с 1871 г. – в литературных средах самого Мещерского 327 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но и в области историографии по византийской тематике не наступило полного затишья. Филэллин Джордж Финлей (Finlay, 1799–1875), друг юности Байрона, в рамках своей широко задуманной «Истории греческого мира» уделил достаточно большое внимание византийскому периоду. Его многолетняя работа увенчалась семитомным трудом, покрывающим огромный период с 146 г. до Р.Х. до 1864 г., под названием «История Греции от завоевания ее римлянами до настоящего времени» (A History of Greece from the Conquest by the Romans to the Present Time. London, 1877) 11 . Во Франции вышли монографии Валентена Паризо (Parisot) об Иоанне Кантакузине (1845) и Жюля Берже де Ксивре (Berger de Xivrey) о Мануиле II (1853), которые до сих пор не вполне утратили своего значения. В Германии следует упомянуть исследования и издания текстов Готлибом Л.Ф. Тафелем (Tafel, 1787–1860) и Георгом Мартином Томасом (Thomas, 1817–1887), а также остроумные сочинения Якоба Филиппа Фальмерайера (Fallmerayer, 1790–1861), особенно же – работы Карла Хопфа (Hopf, 1832–1873). «История Греции от начала Средневековья до нашего времени» Хопфа (Geschichte Griechenlands vom Beginn des Mittelalters bis auf unsere Zeit//Allgemeine Encyklopadie der Wissenschaften und Künste von Ersch und Gruber. Bd. 85–86. Leipzig, 1867–1868), которая опирается не только на тщательное исследование источников, но и на обширные архивные исследования, сохраняет устойчивую ценность как собрание материала, а конкретно для эпохи латинского господства и времени Палеологов является важным пособием, несмотря на то что чтение этого, в повествовательном отношении замысловатого, труда является мучительным, а также на то, что, как мы теперь знаем, данные Хопфа не всегда отличаются той надежностью, какую им в свое время приписывали. На представленном Хопфом материале в значительной мере основываются сейчас уже практически не заслуживающие прочтения, однако в свое время очень популярные в качестве справочников изложения Густава Фридриха Херцберга «История Греции со времени отмирания античной жизни до современности» ( Hertzberg G.F. Geschichte Griechenlands seit dem Absterben des antiken Lebens bis zur Gegenwart. Gotha, 1876–1879. 4 Bd.) и «История Византийской и Османской империи до конца XVI столетия» (Geschichte der Byzantiner und des Osmanischen Reiches bis gegen Ende des 16. Jahrhunderts. Berlin, 1883) 12 Непригодным ныне для использования является некогда весьма читаемый, исполненный фантазии труд Августа Фридриха Гфререра «Византийские истории» ( Gfrörer A.F. Byzantinische Geschichten. Graz, 1872–1877. 3 Bd.). Примером серьезного, стимулирующего исследования, напротив, являются работы Фердинанда Хирша (Hirsch), а именно его «Византийские исследования» (Byzantinische Studien. Leipzig, 1876), из которых до сих пор можно почерпнуть много поучительного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010