На основании Высочайше утвержденного 22 мая 1868 г. штата центральных установлений МИД назначен чиновником сверх штата в Азиатском департаменте 1 июля 1868 г. Назначен вице-консулом в Тульче 7 января 1869 г. Назначен исправляющим должность консула в Дамаске 4 марта 1871 г. Утвержден в должности консула в Дамаске 16 апреля 1873 г. [Управляющий консульством в Иерусалиме: 6 апреля 1874 г. – 25 мая 1875 г.] (Эти данные по непонятной причине отсутствуют во всех представленных в деле послужных списках. – Н.Л.) Оставлен за штатом по случаю упразднения должности консула в Дамаске 1 мая 1875 г. Назначен консулом в Салонике 10 апреля 1876 г. Командирован в распоряжение заведывающего гражданскими делами при Главнокомандующем действующей армией 29 апреля 1877 г. (см. ниже абзац: «Был в походах». – Н.Л.). Вызванный заведующим гражданскими делами при Главнокомандующем действующей армией в Главную квартиру в Богот, состоял в распоряжении его под Плевной, затем в Габрове, Адрианополе и Сан-Стефано, ноябрь 1877 г. Оставленный в распоряжении императорского российского комиссара в Болгарии, кроме исполнения других поручений, назначен заведывать дипломатическою частью в канцелярии комиссара на правах начальника отделения 11 мая 1878 г. Назначен консулом в Видине, с оставлением в распоряжении Императорского комиссара, 1 октября 1878 г. Приказом императорского комиссара за 35 назначен заведующим дипломатическими делами Княжества Болгарии, с правами управляющего отделом Управления, 15 мая 1879 г., отчислен 20 июля 1879 г. Приказом по министерству иностранных дел назначен состоять в ведомстве министерства 30 января 1880 г. Назначен чиновником особых поручений министерства иностранных дел при Его Императорском Высочестве, Наместнике Кавказском для пограничных сношений 18 мая 1880 г. Был в походах против неприятеля. По распоряжению Его Императорского Высочества главнокомандующего действующей армии прикомандирован к 14 Армейскому корпусу, действовавшему во время Турецкой компании 1877–1878 г. в Добрудже.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Епарх. Вед. 1867, 1869); 10). Кельсиев: Святорусские двоеверы. (Заря, 1869, 10 и 11); 11). Барсов И. Русский простонародный мистицизм. (Хр. Чт. 1869. Сентябрь. Стр. 418–481); 12). Основатели секты «Людей Божиих» – лжехристы Суслов и Прокопий Лункин (Прав. Обозр. 1862. 8. Стр. 324–328); 13). Хлысты в Тамбовской губернии, называющиеся богомолами или постниками (Тамб. Епарх. Вед. 1862. 5. Стр. 203–214); 14). Данные сороковых годов XVIII ст. для истории тайной беседы святых отец (Прав. Обозр. 1862. 8); 15). Р-ский. Заметки о хлыстовской и скопческой секте (День. 1864, 21); 16). К истории верований и правок наших сектантов (Самар. Епарх. Вед. 1867. 10); 17). Хлысты. (Воронеж. Епарх. Вед. 1871 и 1872 гг). 18). Балашевские хлысты (Перм. Епарх. Вед. 1869); 19). Новейшие исследователи русского раскола Е. Барсова (Прав. Обозр. 1873. Январь. Стр. 126–162); 20). „Ваиька-Каин“ (Древ. и Нов. Росс. 1876. III, 11); 21). Соколов И. Влияние протестантства на образование хлыстовской, духоборческой и молоканской сект (Стран. 1880. Январь. Стр. 96–112); 22). Словохотов свящ. Люди Божии в оренбургской епархии (Оренб. Ерарх. Вед. 1880. 18–24); 23). Барсов Н, Духовные стихи „Людей Божиих“. СПб. 1870; 24). Рождественский А. свящ. Хлыстовщина и скопчество в России М. 1882; 25). Кутепов А. свящ. Секты хлыстов и скопцов. Изд. 2-е. Ставрополь-губернский, 1900 (первое изд. 1832 г.); 26). Маргаритов С. Секта хлыстов. Кишинев. 1889; 27). Барбарин В. свящ. Хлыстовщина или секта духовных христиан. Разбор 12-ти заповедей основателя этой секты. Говорит ли Дух Святый чрез пророков хлыстов? М. 1890; 28). Буткевич Т. И. проф. прот. Секта хлыстов. По отзывам, главным образом, иностранных ученых. СПб. 1901; 29). В. О. Секта хлыстов (Мисс. Обозр. 1896. Январь. Кн. I. Стр. 9–14); 30). Ивановский Н. И. заслуж. орд. проф. Казан. дух. акад. Секта хлыстов в ее истории и современном состоянии (Мисс. Обозр. 1898 г. Январь. Стр. 20–38. Февраль. Стр. 213–224. Март. Стр. 387–403); 31). Его же: Чиноприем в секту у современных хлыстов и некоторые бытовые их черты (Мисс.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Иеромонах Алексий (Виноградов) родился 5 ноября 1845 г. в с. Чамерово Весьегонского уезда Тверской губернии в семье священника. В 1865 г. окончил Петербургскую Духовную Семинарию, где блестяще учился. По окончании Семинарии был оставлен там в качестве помощника наблюдателя иконографии. В 1867 г. поступил в Петербургскую Духовную Академию, но фактически не учился, так как перешел преподавателем живописи и рисования в Ярославскую Духовную Семинарию. Здесь разработал курс церковной археологии, который начальство не приняло. В 1871 г. оканчивает со степенью кандидата юридических наук 149 Демидовский юридический лицей в Ярославле. В 1875–1876 гг. работает аудитором 150 в 5-м Киевском Гренадерском полку, откуда увольняется, поскольку уже тогда у него проявляются интересы к археологии, иконографии, палеографии, этнографии. В 1876–1880 гг. он выступает как ученый-русист широкого профиля. За первую статью «О деревянных старинных храмах Весьегонского уезда и некоторых при них достопримечательностях, также курганах и насыпях по Весьегонскому уезду Тверской губернии» 151 удостаивается звания члена-сотрудника Российского Археологического общества 152 . В том же году А. Н. Виноградов публикует первую иконографическую работу «Сравнительное описание и краткое объяснение иконы Приснодевы Богородицы Неопалимыя Купины» («Опыт сравнительного описания и объяснения некоторых символических икон древнерусского искусства» в другой редакции) 153 . В 1879 г. выходит другой его иконографический труд «Родословное древо» по памятникам христианской иконографии» 154 . В 1878 г. А. Н. Виноградов познакомился с рукописной коллекцией музея князя П. А. Путятина – владельца с. Бологое, и выпускает свое единственное палеографическое исследование «Палеографическая коллекция князя П. А. Путятина» 155 . В 1877 г. за рукописный сборник русских и карельских народных песен Весьегонского уезда (60 песен) А. Н. Виноградова избирают членом Географического общества 156 . Научные занятия А. Н. Виноградов сочетал с учебой в Археологическом институте (1876–1880 гг.). К этому времени он сформулировал свое научное кредо: «Археология для меня... немыслима без истории искусства, религии, литературы, нравов и обычаев не одного народа Русского, но в связи и сравнении с культурою и цивилизацией других народов» 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

667 Полное заглавие этого сочинения: Moses – Hosarsyphos – Salthus, Levites – A’haron frater, Zipborah – Debariah conjux, Miriam – Bellet soror, Elisheba – Elizebat fratria. Ex monumento inferioris Aegypti per ipsum Mosen abhinc annos MMMCD dedicato nunc prinium in lucem protraxit Franc. Ios. Lauth. Argentorati. К сочинению приложены: 1) фотографический снимок с памятника в настоящем его состоянии и другой – в реставрированном виде и 2) небольшая географическая карта восточной части Н. Египта. Сочинение написано латинским языком и не печатано, а литографировано. Популярным изложением существенных пунктов этого сочинения служит статья автора «Moses Osarsypiios-Salichus· в вышеозначен. Beweis d. Glaubens. 673 Ibid. 24. 25. и дал. Ibid. 24. Слова: oblation orthodoxa составляют перевод восстановляемых Ляутом египетских слов: ту сутен гетеп, которые другие египтологи находят более правильным переводить: königliche Opfergabe и признают это выражение, часто встречающееся на погребальных стелах, за начальные слова молитвы к египетским богам иди за магическую формулу. A. Wiedemann. Geschiche Aegyptens von Psammetich I bis auf Alexander den Grossen..1880. 54–51. 674 Ibid. 24. Слова: oblation orthodoxa составляют перевод восстановляемых Ляутом египетских слов: ту сутен гетеп, которые другие египтологи находят более правильным переводить: königliche Opfergabe и признают это выражение, часто встречающееся на погребальных стелах, за начальные слова молитвы к египетским богам иди за магическую формулу. A. Wiedemann. Geschiche Aegyptens von Psammetich I bis auf Alexander den Grossen..1880. 54–51. 680 Подобно другим древним народам, египтяне большей частью писали одни согласные буквы, для произношения которых гласные привносятся на основании встречающихся в других текстах вариантов более полного начертания или на основании коптского произношения. Приведенное слово в надписи состоит из букв: МС. 681 Liblein. Dictionnaire dos noms hieroglyphiques. 1871. 964; ср. Lauth. Moses. Hosarsyph. 29.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Как правило, корпорация каждой из 4 духовных академий формировалась за счет собственных выпускников. Исключения, когда выпускник одной академии становился профессором другой, допускались редко. В данном случае перевод выпускника МДА в СПбДА, а также особая забота совета академии об отправке К. в заграничную командировку свидетельствовали о выдающихся его способностях и познаниях в области философских дисциплин. С апр. 1871 по апр. 1872 г. К. занимался в ун-те Гейдельберга , где посещал лекции Э. Целлера по психологии и философии права, К. А. фон Рейхлина-Мельдега по эстетике и О. Каспари по истории материализма; в Йенском ун-те он слушал лекции К. Фишера по истории древней философии и К. Фортлаге по метафизике и логике и, наконец, в Гёттингенском ун-те посещал курсы Р. Г. Лотце по логике и психологии и Ю. Бауманна по истории философии. По завершении заграничной командировки К. подал в совет академии отчет «Критический обзор последнего периода германской философии», к-рый представлял собой исследование по истории философии в Германии в 1-й пол.- сер. XIX в. Совет СПбДА постановил опубликовать отчет за казенный счет (ХЧ. 1873. Ч. 1, 2). Его объем составил 333 страницы (отд. изд.: СПб., 1873). В критическом обзоре нем. философии К. сделал 2 главных вывода: решение вопросов метафизики невозможно без разрешения проблемы познания, но Кантово разрешение проблемы, к-рое определяло последний период философии, по мнению К., научно несостоятельно. Следов., на 1-м плане в метафизике должны быть вопросы о самом познании. При отсутствии общепризнанной теории знания не хватает ни элементов для построения положительной системы метафизики, ни существенной научной основы. Поэтому задача преподавателя метафизики, по заключению К., прежде всего в критическом рассмотрении претендующих на научный характер решений метафизических проблем ( Миртов. 1913. С. 39). 24 сент. 1873 г. К. был определен экстраординарным профессором СПбДА по кафедре метафизики, 13 мая 1874 г. перешел на кафедру истории философии, к-рую до этого времени занимал Чистович. 7 апр. 1880 г. К. подал в совет С.-Петербургского ун-та прошение допустить его к защите дис. «Классификация выводов» на соискание степени доктора философии. Рецензентами и оппонентами соискателя выступили проф. М. И. Владиславлев и доцент И. Б. Троицкий. По итогам защиты, состоявшейся 19 мая 1880 г., совет ун-та 30 мая единогласно удостоил К. степени доктора. 7 июня того же года К. был утвержден в звании ординарного профессора СПбДА.

http://pravenc.ru/text/1681045.html

В 1866 году Достоевский создал два романа - «Игрок» и «Преступление и наказание». После романа «Преступление и наказание» Достоевский стал в первый ряд руских романистов наравне с Л. Н. Толстым, И. А. Гончаровым и И. С. Тургеневым. Вопреки духу эпохи 1860-х гг. Достоевский в своем романе доказывал необходимость веры в Бога через изображение в лице главного героя типичного представителя молодёжи того времени, который, будучи охваченным разрушительными идеями нигилизма, дошел в них до логического конца – отрицания понятий добра и зла, разрешая себе пролитие чужой крови. Но жизнь и христианская природа души привели героя к признанию Божией правды, как ни старался его разум ее отрицать. Этим романом Достоевский утвердил религиозно-философское направление в русской литературе, которое избрали для себя также Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, Ф. И. Тютчев. В том же году Достоевский познакомился с будущей второй женой – А. Г. Сниткиной, с которой тогда же в 1866 году и обвенчался. В 1867 г. Достоевский вместе с женой уехал за границу, где в Женеве написал роман «Идиот» (1868—69), изобразив в нем трагедию «положительно прекрасного человека» в условиях современной действительности. В 1871 г. им был создан антинигилистический роман-памфлет «Бесы» в ответ на нашумевшее преступление, совершённое группой революционеров-анархистов под руководством С. Г. Нечаева. Достоевский увидел в этом злодеянии знамение времени и предвестие надвигающихся социальных катаклизмов. За этот роман Достоевский был назван позже «пророком русской революции». В 1875 г. Достоевским был написан роман «Подросток», изданный в «Отечественных записках» Н. А. Некрасова. В 1879-1880 гг. был создан роман «Братья Карамазовы», завершающий великое романное «пятикнижие» Достоевского и отразивший приход писателя к глубокой вере. В 1880 году на Пушкинских празднествах, проходивших в Москве, Достоевский произнес свою знаменитую речь о Пушкине, которая стала своеобразным завещанием писателя, в котором он говорит о «всечеловечности, всепримиримости» русской души и о великой исторической миссии России – объединении во Христе всех народов Европы.

http://foma.ru/fedor-mixajlovich-dostoev...

738 Это суждение Штейна, уже с чисто фактической точки зрения, подлежит спору, ср. примеч. на стр. 6566, – выписку из Розанова. 740 Это движение можно проследить по курсам истории религиозной философии: Pfleiderer’a (op. cit.), Pünjer’a (Geschichte der christlichen Religionsphilosophie seit der Reformation, B-de III, Braunschweig, 1880 und 1883), Агтниг’а Drews’a (Die deutsche Spekulation seit Kant mit besonderer Rücksicht auf das Wesen des Absoluten und die Persönlichkeit Gottes, B-de III, Berlin, 1893). Об историософических идеях основополагателей направления, Лессинга и Гердера, см. специальную монографию: Die Philosophie unserer Dichterheroen, ein Beitrag zur Geschichte des deutschen Idealismus von dr. loh. H. Witte, I B., Bonn, 1880. О Гердере отдельно: Herder als Theologe, ein Beitrag zur Geschichte der protestantischen Theologie von August Werner, Berlin, 1871. 742 Всего ярче это выразилось в Философии Откровения Шеллинга. Для него язычество и откровенная иудео-христианская религия суть именно лишь ступени, различные степени одного и того же откровения, низшая и высшая: язычество есть как бы раздробленный образ христианства verzerrtes Christenthum), а христианство – исправленное, последовательно проведенное (zurecht gestelltes) язычество. В язычестве Божество открывает Себя, как безличная сила, а в христианстве – как личный Дух и т.д. ср. Friedrich Schaper: Schellings Philosophie der Offenbarung, Nauen, 1894, S. 10 und folg. 743 Так у Ренана, отчасти у Рэна и Вашро (ср. переведенную под нашей редакцией книгу Каро: Идеи Бога и бессмертия души. 3-й вып. „Избранной библиотеки“, Харьков, 1898). Вот почему именно у полупантеиста Шеллинга, как и у Гердера и Лессинга, теогония, в буквальном и собственном смысле, есть богорождение или, точнее, богосамопорождение, в ряде всё более и более совершенных потенций –до высшей потенции (в христианстве или, – для новейших полупантеистов, – в „религии будущего“) включительно. 744 Во время прений после цитированного выше реферата проф. Лассона о книге Гартмана (Vortrag, S. 44).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С 16 апр. 1860 г. по ходатайству Ярославского архиеп. Нила (Исаковича) по программе, аналогичной плану архиеп. Иннокентия, стали издаваться «Ярославские епархиальные ведомости» , на 2,5 месяца опередившие «Херсонские ЕВ». Большинство епархиальных журналов назывались Е. в., хотя встречались и нестандартные заглавия. С 1861 г. издания выходили в Киеве, Тамбове и Чернигове, с 1862 г.- в Калуге, Каменце-Подольске ( «Подольские епархиальные ведомости» ) и Туле, с 1863 г.- в Вильне ( «Литовские епархиальные ведомости» ), Вятке (ныне Киров), Иркутске и Полтаве, с 1864 г.- в Вологде и Н. Новгороде, с 1865 г.- во Владимире, в Орле, Рязани, Саратове и Смоленске, с 1866 г.- в Воронеже и Пензе, с 1867 г.- в Казани ( «Известия по Казанской епархии» ), Кишинёве, Кременце ( «Волынские епархиальные ведомости» , с 1908 изд. в Житомире), Перми, Самаре и Харькове, с 1868 г.- в Минске, с 1869 г.- в Москве (с 1880 «Московские церковные ведомости»), Новочеркасске ( «Донские епархиальные ведомости» ) и Симферополе ( «Таврические епархиальные ведомости» ), с 1871 г.- в Белгороде ( «Курские епархиальные ведомости» , с 1882 изд. в Курске), с 1872 г.- в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), с 1873 г.- в Оренбурге и Ставрополе ( «Кавказские епархиальные ведомости» , с 1886 «Ставропольские епархиальные ведомости» ), с 1874 г.- в Витебске ( «Полоцкие епархиальные ведомости» ), с 1875 г.- в Астрахани и Новгороде, с 1876 г.- в Симбирске (ныне Ульяновск), с 1877 г.- в Варшаве ( «Холмско-Варшавский епархиальный вестник» ) и Твери, с 1879 г.- в Уфе, с 1880 г.- в Риге («Рижский епархиальный листок», с 1887 «Рижские епархиальные ведомости» ) и Томске, с 1882 г.- в Тобольске, с 1883 г.- в Могилёве, с 1884 г.- в Красноярске ( «Енисейские епархиальные ведомости» ), с 1885 г.- в Архангельске («Архангельские епархиальные известия», с 1888 «Архангельские епархиальные ведомости» ) и Костроме, с 1886 г.- в Екатеринбурге, с 1887 г.- в Якутске, с 1891 г.- в Тифлисе (ныне Тбилиси) ( «Духовный вестник Грузинского Экзархата» ), с 1894 г.- в Благовещенске ( «Камчатские епархиальные ведомости» , с 1899 «Благовещенские епархиальные ведомости» ) и Пскове, с 1895 г.- во Владикавказе и в С.-Петербурге ( «Известия по Санкт-Петербургской епархии» ), с 1898 г.- в Омске и Петрозаводске ( «Олонецкие епархиальные ведомости» ), с 1900 г.- в Чите ( «Забайкальские епархиальные ведомости» ), с 1901 г.- в Гродно, с 1903 г.- во Владивостоке, с 1906 г.- в Верном (ныне Алма-Ата) ( «Туркестанские епархиальные ведомости» ) и Холме (ныне Хелм, Польша) ( «Холмская церковная жизнь» ).

http://pravenc.ru/text/190001.html

Окт. 10/1 ноябр. 1880 г. за 2190 о невенчании морских чинов без разрешения их начальств). Нижним военным чинам или солдатам, состоящим на действительной службе, безусловно запрещается брак до увольнения их в бессрочный отпуск, унтер-офицерам же разрешается вступать в брак только тогда, когда они в этом звании пробудут не менее 5-ти лет (Выс. Утвержден. полож. Военн. совета от 14 мая 1866 г., Прик. по военн. Вед. от 17 июня 1866 г. за 173). В виде временного изъятия из этого правила 7 март. 1867 г. высоч. разрешено дозволить вступление в брак тем из находящихся в службе низших чинов, которые, вступив в первый или в второй брак, овдовели и имеют детей (Прик. Военн. Мин. 1867 г. 83). Нижние военные чины, уволенные в кратковременный отпуск (на год), считаются состоящими на действительной службе и потому, находясь в кратковременном отпуске, они не могут вступать в брак. Увольняемым на короткий срок вместо прежних зеленых и белых билетов выдаются билеты с надписью «отпускной». На первой страннице этого билета объясняется, вследствие чего кто уволен, на какой срок и когда должен явиться на службу. Священникам строго запрещается венчать таких нижних чинов, т. е. находящихся в кратковременном отпуске, имеющих билеты с надписью «отпускной» (Ук. Син. 1880 г, от 3/26 окт. за 2118 – о порядке венчания нижних военных чинов). 110 Отставные гражданские и военные чиновники, канцелярские служители при вступлении в брак не обязаны испрашивать разрешение на то от начальства тех ведомств, в которых они состояли на действительной службе. Равно нижние военные чины, уволенные из службы в бессрочный и временный отпуск, также беспрепятственно могут вступать в брак, не испрашивая на то дозволения от военного начальства (Выс. утвержд. 26 дек. 1870 г. полож. Военн. Совета, Прик. Военн. Мин. по военн. вед. 1 янв. 1871 г. 1). В прежнее время нижним чинам, уволенным в бессрочный и временный отпуск, выдавались красные и желтые билеты теперь же уволенным в бессрочный и временный отпуск выдается белые билеты с цветными обложками по роду оружия и с надписью «увольнительный бнлет», да и самые отпуски «бессрочные и временные» заменены одним общим названием «увольнением в запас».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

30 Это суждение Штейна, уже с чисто фактической гочкп зрения, подлежит спору, ср. примеч. на стр. 65–6, – выписку из Розонова. 32 Это движение можно проследить по курсам истории религиозной философии: Pfleiderer " a (ор. cit.), Pünjer’a (Geschichte der christlichen Religionsphilosophie seit der Reformation, B-de I–II, Braunschweig, 1880 und 1883), Агтниг’а Dreus‘a (Die deutsche Spekulation seit Kant mit besonderer Rücksicht auf das Wesen des Absoluten und die Persönlichkeit Gottes, B-de 1-II, Berlin, 1893). Об историософических идеях основополагателей направления, Лессинга и Гердера, см. специальную монографию: Die Philosophie unserer Dichterheroen, ein Beitrag zur Geschichte des deutschen Idealismus von dr. loh. H. Witte, I B., Bonn, 1880. О Гердере отдельно: Herder als Theologe, ein Beitrag zur Geschichte der protestantischen Theologie von August Werner, Berlin, 1871. 34 Всего ярче это выразилось в Философии Откровения Шеллинга. Для него язычество и откровенная иудео-христианская религия суть именно лишь ступени, различные степени одного и того же откровения, низшая и высшая: язычество есть как бы раздробленный образ христианства (ein verzerrtes Christenthum), а христианство – исправленное, последовательно проведенное (zurecht gestelltes) язычество. В язычестве Божество открывает Себя, как безличная сила, а в христианстве – как личный Дух и т. д. ср. Friedrich Schaper: Schellings Philosophie der Offenbarung, Nauen, 1894, S. 10 nnd folg. 35 Так у Ренана, отчасти у Тэна и Вашро (ср. переведенную под нашей редакцией книгу Каро: Идеи Бога и безсмертия души. 3-й вып. „Избранной библиотеки“, Харьков, 1898). Вот почему именно у полупантеиста Шеллинга, как и у Гердера и Лессинга, теогония, в буквальном и собственном смысле, есть богорождение или, точнее, богсамопорождение, в ряде все более и более совершенных потенций – до высшей потенции (в христианстве или, – для новейших полупантеистов, – в «религии будущего» включительно. 36 Во время прений после цитированного выше реферата проф. Лассона о книге Гартмана

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Vveden...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010