Говоря о надвигающейся на Россию гибели за беззакония русских людей, святой праведный Иоанн всегда соединяет ее с близостью Второго Пришествия Христова. «По-видимому, скоро наступит день Второго Пришествия Христова, ибо наступило пред­ска­занное в Писании отступление от веры, апостасия, хотя еще не открылся человек греха, сын погибели, антихрист, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею. " Тайна беззакония " уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, Самодержец, удаления которого домогается известная публика. И тогда откроется беззаконник, антихрист, которого Господь Иисус убиет духом уст Своих, и истребит явлением пришествия Своего. Того, которого пришествие по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями, и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви Истины. Слышите, за что? За то, что они не приняли любви Истины для своего спасения. И за сие, слышите, пошлет Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие Истине, но возлюбившие неправду. А теперь исчезла правда, и повсюду неправда, и в печати, и жизни». Как бы нам научиться у святого праведного Иоанна Кронштадтского давать духовную оценку не тем только событиям, о которых мы читаем в Писании, не тем, которые были вчера, а тем, которые происходят сегодня! Разумеем не мимоходящую пеструю суету, а самую суть, Промысл Божий, раскрывающийся всегда в очень конкретных, порою решающих судьбы мира событиях. Хорошо заниматься изучением того или иного богословского вопроса и истории церковной. Но все это в конце концов имеет значение только тогда, когда прилагается к реальной жизни. Это настолько важно, так связано со всем церковным опытом, что хотелось бы остановиться на этом подробнее. Епископ Леонид (Кавелин) передает следующий важный эпизод из жизни митрополита Филарета Московского, недавно прославленного нашей Церковью. Рассказ об этом был написан в 1871 году, через четыре года после смерти святителя, и напечатан в «Русском архиве» в 1901 году. «Однажды, — пишет он, — я заметил владыке, что было бы желательно закрепить письменно его мысли по поводу разногласия с раскольниками. Митрополит Филарет ответил:

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/02/ap...

Греховным действием воля Творца нарушена, на место воли Творца действует воля творения, последствия этого греховного действия вопиют к Творцу, дабы, отмщая, он восстановил нарушенные законы. «Кровь Авеля вопиет от земли, – говорит м. Филарет, – самым действием разрушения, которое по порядку природы возбуждает противу себя другие разрушительные силы, и вопль ей восходит даже до Бога, ибо Авель и по смерти говорит верою ( Евр. 11:4 ), постановляющею его в благодатном присутствии Божием» (Зап., 143). Кровь Авеля принимается Богом как жертва Ему. Быт. 4 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; Осуждение Каина, хотя в одинаковом роде, но тяжелее осуждения Адамова, потому что не могло быть облегчено по недостатку покаяния. Проклятие Адама упадает от него на землю: «проклята земля за тебя». Проклятие Каина обращается от земли на его лицо: «проклят ты от земли». Земля, разверзшая уста свои приять кровь брата Каина, единственный свидетель преступления, делается и орудием казни: она возмущается против человека и отказывает дать ему вознаграждение за труд. В этих словах лежит и тот закон земного возмездия, который живёт в веровании народном, что добытое преступлением прахом рассыпается и что совершённое преступление приносит несчастие в то семейство, в котором оно совершено. Быт. 4 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. Бог отделяет преступника, пролившего кровь брата своего, от семейства его, которое должно было с ужасом и негодованием смотреть на убийцу. Англ. Комм. Библия (1871) замечает, что, на основании Быт. 5:4 , вероятно, у Адама и Евы было несколько сыновей и дочерей, не поименованных в Книге Бытия, ибо убийство Авеля произошло, вероятно, незадолго до рождения Сифа, т. е. 130 лет после сотворения человека. По восточному преданию, у прародителей было 33 сына и 27 дочерей. Изгоняемый Каин мог увести с собою в жизнь изгнанническую лишь жену свою, ибо рождение детей его упомянуто лишь после его изгнания ( Быт. 4:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Диавол, внушая нам пристрастие к какой-либо вещи, влагает в нас беспокойство и нетерпение и нудит нас спешить исполнением нашего пожелания. Так, когда я пришел в воскресенье служить утреню и не нашел моей старой камилавки, которую я обычно надевал и которую велел принести из думской церкви, я начал беспокоиться, негодовать на сторожей и во что бы ни стало велел сейчас сходить за нею, хотя и была подана новая камилавка, в которой прилично было служить в воскресный день. Такова злая воля, таково упорство мое и врага моего! Напился, наелся поутру (в Великий пост!) сладкого – и потопило душу и плоть беззаконие! Как я не предвидел последствий, как будто живу первый день жизни! Как не воздерживаюсь по утрам от ядения и пития до вечера! 15 февраля Был восприемником у A.A. Цветкова сына Александра. Крестил отец И.К. Цветков. Как он препирался с Нильским у преосвященного Павла! Как загнал Нильского в трущобу! Как преосвященный смеялся! Как отец Иоанн Цветков обращается с дьячками и дьяконами! Возлюбил правду и возненавидел беззаконие [ Пс. 44, 8 ]. Вот что должно служить девизом всякого священника, всякого архиерея, всякого христианина: совершенная любовь к правде и ненависть к неправде и беззаконию. «Познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» [ 2Тим. 2, 19 ]. Я пользуюсь от Господа дарами света, воздуха, суши и моря, неба и земли – и это каждый день; что я за это воздам Господу, что могу воздать Ему? Ничего. Я могу и должен только любить Его всем сердцем, благодарить и славословить Его, тщательно сохранять заповеди Его. Господи! Света благодати Твоей не лиши меня ради грехов моих; духа благодати Твоей не отыми от меня; на камени заповедей Твоих утверди сердце мое; не попусти, да прильпну сердцем к земле и ее благам, но да помышляю о горнем Царствии Твоем и да возлюблю оные будущие нетленные блага, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша [рус.: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку] [ 1Кор. 2, 9 ]; Господи! Избавь меня от волн житейского моря и к тихому пристанищу Божественной воли Твоей направь меня, да, исполняя ее, наследник буду Царствия Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Доколе священник новозаветный будет заботиться о хлебе, к ущербу своему спасению? Доколе не надеется на Господа? Доколе прогневляет Господа и, чем больше Бог посылает, тем больше жалеет, тем больше боится оскудения? Злодейка плоть ужасно стоит за свои котлы египетские 133 и забывает Плоть и Кровь Божию и то, что Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе [ Рим. 14, 17 ], что Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое [ 1Кор. 6, 13 ]. Что за бессмысленная, за нелепая: и увлекает нового человека, по образу и подобию Божию, и отнимает у него и смысл, и сознание, веру, надежду и любовь! Будь проклят ты, ветхий, несмысленный, дьявольский человек! Вот доказательство, что я буду жить во времени и вечности, – Крест Господа моего: Он умер для того, чтобы я был жив вовеки; вот утеха моя – Крест и распятый на нем Бог мой! Вот доказательство, что Тот, Кто даровал мне вечную жизнь, не лишит меня всего потребного (как не лишал доселе сорок лет) для жизни временной, меня и присных моих. Щедроты Его велики зело 134 , могущество Его бесконечно, всеведение Его совершенно, премудрость бесконечна. Из-за меня, из-за моих грехов – моей жадности и скупости – беснуется духовный сын мой, купец Герасим Мурашов, притесняя жилицу свою Анну Андреевну, ибо я внутренно и иногда наружно побеждаюсь жадностию, жестокостию и придирчивостию, злобою к своим жильцам. Боже мой! Жадность, сластолюбие и сребролюбие разрывает узы родства и союз веры, уничтожает братство, поселяет в сердцах холодность, отчуждение, злобу, зависть, братоненавидение! Боже! Помилуй нас! Господи! Смягчи жестокое сердце духовного сына моего Герасима! Всех нас одинаково пожирают грехи и страсти, и все мы достойны сожаления, а не презрения взаимного. Если брат на твой привет неприветливо ответил тебе, не озлобляйся на него, как это бывает с тобою, и не считай его гордым, но войди в свое сердце и спроси себя: с подобающею ли любовию и смирением сам ты обошелся с ним, и если найдешь, что нет, то внутренно раскайся в своей к нему неискренности и скажи себе: я достоин был холодного обращения со мною брата потому, что я сам неискренно обошелся с ним. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними [ Лк. 6, 31 ]. 26 сентября 1870 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Достойно замечания и то, что Дееписатель ясно отличает первое явление Христа Себя живым и многократные. Из сего очевидно, что и Апостолы не могли ни быть обманутыми, ни обманываться. Являясь им, Он говорил с ними, ел и пил, творил чудеса, которые и были для Апостолов особенными знамениями Христова воскресения. Но почему Он являлся не всем без различия, но преимущественно Апостолам? Очевидно – потому, что не все были к тому готовы, ибо неверующие не могут поверить и тогда, когда кто явится к ним, воскресши из мертвых ( Лк.16:31 ). По изъяснению блаженного Феофилакта, «Христос не был с Апостолами постоянно, как до воскресения, но являлся и снова удалялся, возвышая их мысли и не позволяя им прилепляться к Себе, как прежде. С большею осторожностью Он развивал в них и веру в Свое воскресение, и убеждение считать Его выше человека. Он ел и пил с ними, показывая этим, что Он Тот, Кто был распят, и погребен, и воскрес из мертвых» (см. Толкование на Деяния, изд. в Казани в 1871 г., стран. 21). 35 Царствие Божие, о котором говорил как при жизни, так и по воскресении Своем, Господь наш Иисус Христос, – это спасение всех в Боге через страдание и смерть Иисуса Христа, совершившееся здесь по вере в Него, силою Святого Духа, а в будущей жизни – дарованием через Отца блаженства верующим в Бога и возлюбившим Сына Его. Как и что из сего было возвещаемо Спасителем нашим Иисусом Христом по Его воскресении, О Сем многое сообщается во всех Евангелиях. Но святой Евангелист Иоанн Богослов замечает, что «многое и другое сотворил Иисус», так что «если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместит бы написанных книг» ( Ин.21:25 ). Имея в виду это величие дела Христова, святой Дееписатель определяет только существо его, называя его учением о Царствии Божием, как благодатном состоянии под водительством Божиим для спасения здесь на земле от грехов, а на небесах – для вечного блаженства. По сказанию Луки, воскресший Иисус Христос говорил двум ученикам, шедшим в Еммаус, что Ему «надлежало пострадать и войти в славу Свою», при чем изъяснил все «сказанное о Нем во всем Писании» ( Лк.24:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Есть еще особенное отличие в молитве новозаветного человека от человека ветхозаветного. Не только великий свет осиял его и душу и молитву, но ему еще дана заповедь, которой не знал Израильтянин: „молитесь, чтобы не впасть в искушение“ 1867 „молитесь за обижающих вас“ 1868 ; „просите во имя Господа Иисуса“ 1869 и все даруется вам; „непрестанно молитесь“ 1870 и „когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы Отец ваш небесный простил вам согрешения ваши“ 1871 . Но еще более того, Господь Сам научил нас молиться, даровав нам молитву „Отче наш“, и обещал что „если двое из вас согласятся просить о всяком деле.... то будет им от Отца Его небесного. Ибо Он сказал: „где двое или трое собраны во имя Мое там Я посреди их“ 1872 . Таково в исполнении своем великое пророчество произнесенное Исаиею о жизни нового общества, ведомого Господом Иисусом „к новому небу и новой земле, на которых обитает правда“ ( 2Пет. 3:13 ). В последнем стихе последней главы своей книги Исаия произносит приговор нечестивым и отступникам от Бога, которым произносил он угрозы в последних стихах глав 48-й, 50-й и 57-й. 24. И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет, и будут они мерзостью для всякой плоти. Сравни слова Господа, Мк. 9:42–48 и Ин 5об участи творящих добро и творящих зло по их воскрешении в день суда. Вспомним при этом слова великого тайновидца и начертателя ветхозаветного Апокалипсиса, Даниила (с гл. VII по XII, 13), который вещал: „и многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление“ ( Дан. 12:2 ). Все без исключения люди призваны к Господу по милосердию Его, но те, которые отступили от Господа и не верят в Сына Божия: „не увидят жизни, но гнев Божий пребывает на них“ ( Ин. 3:36 ). Отступники от Бога и неверующие в Сына Божия суть трупы: они сами гасят в себе ту „жизнь и тот свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир“ 1873 . Отказываясь от Источника света, они пребывают во мраке, „мня себя мудрыми, они обезумеют“. (Ср. Рим. 1:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Земное, мечтательное, неистинное направление сердца нашего, – даруй нам, Господи, небесное, истинное, жизненное направление сердец, ибо мы именуемся именем Твоим, вознесыйся на небо во славе, Владыко Господи Боже наш, и спосадивый естество наше одесную Бога Отца: научи нас небесно пожити на земле, в подражании небесным апостолам Твоим, иерархам, мученикам, преподобным, о земных небрегшим, и небесныя сподобившимся, и ликостояния со святыми. Никаких ценных, здоровых, приятных и доброкачественных яств и питий не жалей приходящему к тебе часто брату, получающему хорошее содержание и никогда тебя не приглашающему к себе на хлеб-соль, и не унижай и себя и брата тем, чтоб снеди и питье ставить выше, ценнее человека и прилепляться к ним сердцем, которому должно прилепляться к единому Богу и к ближнему ради Бога; сознайся искренно, что и ты, будучи весьма грешен и недостоин, даром получаешь от Бога всё нужное и избыточествующее для жизни и, значит, должен без сожаления даром и отдавать, показывая тем и свою веру к Дародателю, и смирение пред Ним, и сознание своего недостоинства этих даров, своей незаслуженности; и брат твой, при его недостоинстве и, быть может, явных грехах, тоже недостойно и туне получает щедрое содержание; и все мы недостойны и все туне, по единой милости, получаем от Господа все блага духовные и телесные. А если так, то предоставь брата распутного и расточительного суду Божию, а ты терпи его любовию и кротостию, памятуя, что Бог благ не только к благим, но и к неблагодарным и злым, да молись за него Богу и себя блюди, чтобы самому не впасть в страсть бесчестия, чтобы самому не искуситься от сатаны. Презирай плоть и всё, что для плоти, прилежи же о души вещи безсмертней, – и своей, и братней. Не брашном твоим того погубляй, за негоже Христос умре [рус.: Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер] [ Рим. 14, 15 ]. Странно, что для тебя, священника, земное брашно еще имеет важное значение и что чрево твое еще господствует над твоим духом. Не радй о пище и о чреве. Брашна чреву, и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит [рус.: Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое] [ 1Кор. 6, 13 ]. Если же они на время только и будут упразднены, то стоит ли столько хлопотать о том, что скоро будет уничтожено. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе [ Рим. 14, 17 ], которые ты утрачиваешь по маловерию, ненадеянию и нелюбию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Иначе будем тешить своего злейшего противника, подстрекающего нас к злобе, злопамятству, противоречию и противлению. А Я говорю ван: не противься злому, говорит Господь и Спаситель наш. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду [ Мф. 5, 39–40 ]. Обидеть дурно, а [быть] обидимым или обижаемым от других неправедно или праведно – хорошо. Расхищение имения вашего приняли с радостью [ Евр. 10, 34 ]. Блажени есте, егда поносят вам (грубят), ругают, неправедно противоречат [ Мф. 5, 11 ]. Из-за кого я всё имею? Между прочим, не из[-за] Анны ли Константиновны? Обязался кого я содержать? Тесть мой, покойный отец протоиерей Константин Петрович Несвицкий, тридцать четыре года служил священником и протоиереем и заслуженное такою долговременною службою место свое при кронштадском соборе сдал мне, недостойному. Как же мне не быть благодарным ему, а по смерти его жене моей и семейству его и, конечно, прежде всего Богу всяческих, благоволившему быти мне иереем. Как тяжело для самолюбия грешника отвергаться самого себя! Точно распинаешься на кресте. Вот, положим, человек привык один занимать несколько комнат и не делиться своим добром с родственниками, жившими отдельно и своими средствами, а теперь эти родственники должны волей-неволей поселиться у него и делить с ним и жилище, и стол, хотя и не лишены своих средств, – о, как для него это бывает тяжело, особенно если прежде были неприязненные столкновения с этими родственниками, неприязненно к нему относившимися в некоторых случаях. Но тут и должно ему отвергнуться себя, забыть всякую неприязнь и с охотою делиться и жилищем, и хлебом-солью, чаем-сахаром – ради Господа и заповеди Его; идти против себя, против своих греховных чувств; ради Господа нести безропотно тяготы ближних, да и наши тяготы Господь подымет; стеснить себя ради Бога. Если кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною [ Мф. 16, 24 ]. А Христос не имел где главу подклонить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу... Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству [ Еф. 5, 18 – 19 ; Рим. 13, 13 ]. Иногда адски утесняют нас страсти, жестоко, люто. Кто виноват? Мы сами. Особенно они терзают нас за частое ядение и питье – а это у нас бывает сплошь и рядом. Благодарю Господа, сподобившего меня, при многих искушениях от сопротивника, совершить утреню и литургию Преждеосвященную в думской церкви в очередь отца протоиерея, причаститься Божественных Таин неосужденно, прочитать заамвонную молитву и разрешительную молитву над рабою Божиею Елисаветою Шаховою покойницею. (На словах четыредесятьми... и далее споткнулся от вражия смущения и сомнения.) Предоставь сынам плоти и крови есть и пить, сколько хотят, за твоей или своей трапезой и не ревнуй им ревностию лукавою, чтобы сравняться с ними в ядении и питии сладком; а ты ревнуй о богомыслии и посте, как ученик Христов, как священник, самым званием своим обязанный горняя мудрствовать, а не земная 17 , как совершитель пренебесных Таинств, как получивший от Христа в удел руковождение к горнему словесного стада Христова, как пастырь Христов, долженствующий, подобно орлу, возноситься над всем земным. Оставь мечты и призраки искусителя диавола, искушающего тебя по твоему маловерию, чревоугодию, любостяжательности хлебами, – и вниди в покой и радость Господа твоего. Оставь заботу об этой плинфе 18 – плоти своей, и об этих скуделях 19 – деньгах и яствах, и об этой паутине – одеянии. Как не видим, что всё это эфемерно, скоротечно и не оставляет никакого следа, между тем как смущает и растлевает дух, отлучает его от Источника Жизни – Бога. Как не печешься о спасении бессмертной души, погибающей во грехах, как не пасешь души, врученные тебе от Бога и Пастыреначальника Иисуса Христа! Надо усердно подавать милостыню во имя Христово, чтобы дары Божии тратились не на блудную плоть нашу, а на спасение души; и надо умерщвлять тело свое и порабощать, а не нежить его лакомствами и напитками, не расслаблять ее [плоти] и вместе сердца своего неблаговременным ядением и питьем да долгим сном.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных (повторительно поя), воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви [рус.: исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу] [ Еф. 5, 19 ]. Если желаем, чтобы в сердцах наших обитал Дух Божий, Дух Святыни, как подобает христианам, ибо если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его [ Рим. 8, 9 ], то должны разумно петь и воспевать Господу пения и песни духовные; а если не желаем подчиняться кроткому водительству Духа Божия и будем пренебрегать духовными песнопениями, всенародным богослужением, то в нас будут гнездиться духи злобы и в душе будет реветь и завывать буря страстей. Одно из двух: или Бог в нас, или злой дух. Как стихия солнца есть свет, так стихия христианина должна быть святость: вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни [ Флп. 2, 15 – 16 ]. Тот не христианин, кто не обрезан сердцем или духом, кто не отсекает своих страстей и не делается новою тварию, а остается ветхим человеком, то есть с своими старыми грехами, злобою, завистию, любостяжанием, сластолюбием, своеволием, упрямством, леностию и прочими страстями ветхого человека. Кто во Христе, тот новая тварь [ 2Кор. 5, 17 ]. Процвела есть пустыня яко крин, Господи, языческая неплодящая Церковь пришествием Твоим. Так процвела и наша Русская, бывши прежде языческой, Церковь . Сколько в ней процвело духовных кринов 218 , различных угодников Божиих, с Владимира равноапостольного до святителя Тихона Задонского ? Целое духовное поле цветов Божественных, благоухающее многообразными цветами добродетелей. О близости христиан истинных ко Христу, к Богородице и ко всем святым как членов Христовых и о обязанности посему быть святыми. Какая премудрость Божия видна и в том, что животные большею частию служат пищею одни другим, как на суше, так и в воде! От этого нет гниения, смраду, безобразия в природе, но повсюду жизнь, благоухание, красота. Сам человек, пожирающий во время жизни своей столько и столь различных животных, рыб и птиц, делается во гробе пищею червей, от которых остаются одни кости. Дивна дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил ecu [ Пс. 138, 14; 103, 24 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010