21 Г. Покровский думает оправдать свое мнение тем, что как в кн. Амоса, так и Иоиля упоминается о саранче и землетрясении. Но Амос говорит об опустошении страны саранчой как о бывшем до его времени, тогда как Иоиль – как о современном. В словах же Иоиля: ,,трясется земля, колеблется небо“ содержится не указание на землетрясение, а предсказание о страшных явлениях, предшествующих дню Господню (см. ниже, Толков. 2:10). 23 Zeitschrift f ü r wissenschaftliche Theologie . IX (1866). S . 412 f . XVI (1873). S . 155 f . Х III (1870). S. 442 f. 25 Здесь и далее мы означаем годы не так, как означает их Меркс, а повсюду следуем принятой нами хронологии Бунзена. 27 В 1Ездр.10:8 говорится, что „кто не придет в Иерусалим (на собрание по поводу браков, заключенных с иноплеменницами), на все имение того, по определению начальствующих и старейшин будет положено заклятие, и сам он будет отлучен от общества переселенцев“. По 1Ездр10:14 это собрание заявляет: „пусть наши начальствующие заступят место всего общества, и все в городах наших, которые взяли жен иноплеменных, пусть приходят в назначенные времена и с ними старейшины каждого града и судьи его, доколе не отвратится от нас пылающий гнев Бога нашего за это дело“. 30 Должно заметить, что слово у Иоиля едва ли имеет значение „старейшины“, но, кажется, во всех местах его книги употреблено в смысле: „старцы“, „люди пожилые“. См. Толков. 1:2, 14; 2:16. 33 В книге Судей война с вениамитянами описана в последних главах: 19 21. Но, несомнительно, эта война была в период до судей. Доказательства этого следующие: 1) Из Суд.20:28 , видно, что во время этой войны был в живых первосвященник Финеес, сын и преемник Елеазара, сотрудника Иисуса Навина. Но, конечно, Финеес не мог бы дожить до конца периода судей и, таким образом, нельзя относить войну с вениамитянами к этому времени; 2) Рассказывая о войне с коленом Вениаминовым, писатель книги Судей говорит: „в те дни не было царя у Израиля, – каждый делал то, что было угодно“ ( Суд.21:25 , ср. 19:1). Эти слова могут указывать на период безначалия от времени смерти Иисуса Навина до первого судии Гофониила (1274 –1257 до Р. Х.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

В Православной Церкви аутентичным текстом Ветхого Завета, помимо подлинника в масоретской редакции, считается перевод его на греческий язык – Септуагинта. За аутентичный текст Нового Завета признается греческий подлинник. Для славянских Церквей высоким авторитетом обладает славянский перевод Библии елизаветинского издания, которое многократно воспроизводилось в наших синодальных перепечатках. Существует также и авторитетный русский синодальный перевод, завершенный в 1870-е годы и с тех пор много раз переизданный. 5.2.Церковный авторитет ветхозаветных правовых норм. Авторитет ветхозаветных и новозаветных книг в христианской Церкви не одинаков. …Закон был для нас детоводителем ко Христу… ( Гал. 3:24 ), имея тень будущих благ, а не самый образ вещей ( Евр. 10:1 ), явленный во Христе, Который, по слову апостола, отменяет первое, чтобы постановить второе ( Евр. 10:9 ). Тем не менее Господь говорил о Ветхом Завете: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить ( Мф. 5:17 ). По известному выражению блаженного Августина , «Новый Завет скрывается в Ветхом, Ветхий открывается в Новом» 66 . Идея Царства Божия в Ветхом Завете дана в обетовании, в преобразовании, а в Новом она явлена в личности и учении Христа, в жизни Церкви, в житиях святых. Как это видно из предыдущего изложения, правовые предписания Ветхого Завета, касающиеся не только храма и богослужения, но и общественной жизни народа, семейных и имущественных отношений, занимают исключительно важное место и по полноте и обстоятельности своей, по подробному регламентированию всевозможных казусов носят характер юридических кодексов. С пришествием в мир Спасителя на место Ветхого Завета стал закон благодати. На Апостольском Соборе, описанном в Деяниях, в связи с разномыслием первых христиан об обязательности Моисеева закона для новообращенных из язычников принято было постановление написать братиям из язычников: Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите… (15:28–29). Таким образом, большая часть ветхозаветных предписаний богослужебного, ритуального характера, а также собственно юридических норм в их буквальном смысле утратила силу для христиан. Так, в христианском брачном праве безусловно был отменен ветхозаветный левират, но в Новом Завете сохранили силу нравственные предписания Моисеева закона, очищенные от тех элементов, которые были уместны до Пришествия Христа, но утратили смысл после исполнения чаяний Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

И далее сказано: Мф.24:10 . «и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга». Инерция, набранная гонениями на христиан, превратится «в охоту на ведьм», когда в каждом могут подозревать тайного христианина, и буквально исполнятся слова из Евангелия: «Предаст же брат брата на смерть, и отец – детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их» ( Мк.13:12 ). Мы, русские, переживали подобное в 20-х, 30-х и 70-х годах XX века. Но о последних временах сказано: «и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени» ( Дан.12:1 ). И далее мы читаем: Мф.24:11 . «и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих». В реальности XIX и XX веков было много лжехристов и лжепророков. В XIX веке – это и основатели адвентизма Уильям Миллер и Елена Уайт; конец XIX – века в 1870 году возникает движение «Общество Сторожевая башня», с 1931 года – «свидетели Иеговы», основатель лжепророк Чарльз Рассел, в начале XX века его сменил не менее предприимчивый мошенник и лжепророк Рутерфорд. В Росси это и хлысты: Воронков, Колосков, Чуриков (20–30 годы) и Тороп (Виссарион) – конец XX – начало XXI века; оккультисты: Блаватская, Рерих и Гурджиев; лжехристы, кореец Мун (« Церковь Объединения») и основатель секты «Аум» Асахара; основатели психокультов Хаббард, Грабовой и др. Ни один век не породил столько оккультных «мессий», психически неуравновешенных лжепророков и «целителей». Век XXI только берет разбег, и главный обольститель антихрист, может быть, уже пестуется своими сатанинскими опекунами и постигает, почитывая «Сатанинскую Библию », характер своего отца (дьявола). Были в XX веке проповедники религии человекобожия (сторонники евгеники – науки об улучшении «человеческой породы»): Ленин, Гитлер, Мао Цзэдун и Рейган. Миром по-прежнему управляет клан «кукловодов»: Рокфеллеры, Морганы, Ротшильды и Гольдманы. Их цель – создать «золотой миллиард» счастливых людей, вполне преданных их культу «золотого тельца», для обеспечения своей команды для сына дьявола антихриста. На планете почти не осталось национальных правительств, политические марионетки, называющие себя «президентами» и «премьер-министрами», представляют интересы транснациональных корпораций, таких как «Дженерал Моторс», «Шелл», «Фиат», «Нестле», «Кока-Кола», «Самсунг Электроникс», «Нокиа», «Эбей» и др. Какой-нибудь «Макдональдс» может устроить переворот в любой стране при молчаливом согласии или участии других транснациональных корпорации.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

имен. СПб. 1905. 230, XXV. 59 . Степанов В. К. Материалы к указателю русской духовной литературы. 1801–1992. Всерос. гос. б-ка иностр. лит. им. М. И. Рудомино. Синодальная б-ка Московской патриархии. М. 1994. 63. 60 . Указатель духовного учено-литературного журнала «Странник» за первое десятилетие его издания (1860–1869 гг.)./Сост. П. В. Г. СПб. 1870. 280. же за третье пятилетие его издания (1870–1875 гг.)./Сост. П. В. Г. СПб. 1875. 106. [Странник. Духовный учено-литературный журнал. СПб. 1860–1917. Ежемесячно]. 61 . Указатель к журналу «Богословский вестник» (Издание Московской духовной академии). Первое десятилетие (1892–1901 гг.). Сергиев Посад 1903. 80. же. Второе десятилетие (1902–1911 гг.). Сергиев Посад 1912. 82. же. Годы 1912–1918. С прибавлением алфавитного указателя собственных имен/Сост. Попов В. М. Л. 1955. 34. 62 . Указатель к «Православному собеседнику» за 20 лет его издания (1855–1875)/Сост. Люстрицкий В. Казань 1876. 55. же за 1877–1891/Сост. С. Ε. Е. Казань 1892. 64. же за 1892–1909. Казань 1910. 48. 63 . Указатель сочинений, содержащихся во всех 88 частях «Христианского чтения» вышедших с 1821 по 1842 г. вкл. СПб. 1842. 138. же за 1821–1870/Сост. Барсов Н. СПб. 1870. же за 1871–1903/Сост. Родосский А. СПб. 1903. 64 . Указатель статей, в алфавитном порядке, содержащихся в богословско-философском журнале «Вера и разум», с алфавитным списком авторов помещённых в нём статей, за первое десятилетие его издания (1884–1893 гг.). Харьков 1894. 45. 65 . Указатель статей, помещенных в журнале «Вера и разум» за годы с 1894 по 1917/Сост. Попов В. М. Л. 1955. 67. [Машинопись]. 66 . Указатель статей, содержащихся в журнале «Чтения в обществе любителей духовного просвещения» (1863–1894, 1910–1912). М. 1913. 63. Сведения о ж-лах и период. изд. см. также в Списке Сокращений. Патерики Киево-Печерский патерик (издания и исследования) 67 . [Киево-Печерский патерик] Патерик Печерский, си есть Отечник. Киев 1847. 228. 68 . [Киево-Печерский патерик] Патерик Киево-Печерский.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

3 . Историко-статистические результаты позволяют оценить общий масштаб научно-богословской деятельности КазДА. До преобразования 1870 г. КазДА каждые два года присуждала кандидатские и магистерские степени, начиная с первого выпуска в 1846 г., но эти работы были выпускными, квалификационными, хотя некоторые из них могли претендовать на вполне серьезную научную оценку. Что касается старшей – докторской – научно­-аттестационной степени, то до 1870 г. КазДА лишь один раз ходатайствовала о присуждении таковой, причем «под занавес» действия Устава 1814 г. В 1869 г. по предложению и отзыву Казанского архиепископа Антония (Амфитеатрова) и ходатайству Конференции этой чести был удостоен ректор академии архимандрит Никанор (Бровкович) , магистр СПбДА (1851) – за сочинение, посвященное разбору католического учения о видимом главенстве в Церкви 63]. После 1870 г. Совет КазДА активнее других академических Советов присуждал ученые степени, как докторские, так и магистерские, ставшие уже не учебными, а учеными. На докторском уровне это не так заметно: за 1870–1918 гг. КазДА удостоила докторской степенью 43 богословов, в то время как СПбДА присудила 38 докторских степеней, МДА – 42, КДА – 23. Но на магистерском уровне эта активность Совета КазДА более заметна, а после преобразования 1869/70 гг., когда к магистерской диссертации предъявлялись полноценные научные требования, именно этот уровень свидетельствовал о динамике исследовательского развития. Так, за указанные годы Совет КазДА положительно оценил 130 магистерских диссертаций, Совет СПбДА – 101, МДА – 123, КДА – 99. В подавляющем большинстве случаев профессора и выпускники КазДА были патриотичны, то есть, представляли диссертации в свою родную академию, даже если преподавали в других. Так, именно в Совет КазДА представили свои докторские диссертации выпускники академии 1882 г А. А. Дмитриевский и 1890 г. И. И. Соколов хотя первый к тому времени уже более десяти лет успешно преподавал в КДА, а второй – в СПбДА. Поэтому количество степеней, присужденных КазДА, свидетельствует и о плодотворной научной деятельности ее выпускников.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6 Среди зарубежных изданий некоторым аналогом можно считать серию «Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur». 8 ПрибТСО 1–6 издавались с указанием на титульном листе: «Год 1» и т. д. Начиная со следующего года на титульном листе стали писать: «Часть 7» и пр. 10 В 1883 г. проф. Н. И. Субботин стал издавать под своей редакцией возобновленный журнал «Братское слово» антираскольничьей направленности (Отчет за 1882–1883 г.//ПрибТСО 32. С. 647). Журнал начал издаваться в 1875, 1876 г., возобновился с августа 1883 г. 18 Сводный перечень ректоров и преподавателей Академии и иных лиц, участвовавших в издании «Творений» и «Прибавлений», см.: Корсунский 1894. С. 44. Примеч. 5. 19 Отчет о состоянии Московской духовной академии в конце 1869–1870 и в течение 1870–1871 уч. г.//ПрибТСО 24. С. 560. 33 О принципах деятельности Цензурного комитета см.: Отд. III. О Цензурном Комитете//Проект устава духовных академий. Ч. 2. СПб., 1823. С. 18–25. 34 На первом номере «Прибавлений» стоит цензорская подпись архим. Агапита, наместника «Иосифова Волокаламского монастыря»: «Печать позволяется с тем, чтобы по отпечатании, до выпуска из Типографии, представлено было в Цензурный комитет узаконенное число экземпляров. Декабря 7-го дня, 1842 года. Московская духовная академия. Цензор, ...». Цензорами были также ректоры Вифанской семинарии: архим. Филофей (2–5 номера), архим. Евгений (7–10 части). 44 «А почему-то утвердилась между ними мысль, будто таких вещей Редакция не должна осмеливаться печатать. Явно, основание – неоснование» (Письма Ректора Петербургской духовной академии, еп. Евсевия, к А. В. Горскому (1847–1850 г.). [Письмо 43 от 30 марта 1849 г.]//ПрибТСО 37. С. 818). В начале письма еп. Евсевий восторженно писал: «Благодарю вас за книжки и книжицы! Все они так хороши, так поучительны и назидательны!» (Там же. С. 817–818). 45 Первым был опубликован Отчет о состоянии Московской духовной академии в конце 1869–1870 и в течение 1870–1871 уч. г. (Отчет//ПрибТСО 24. С. 516–567). Впоследствии отчеты публиковались за те годы, за которые выходил журнал.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

3 . Историко-статистические результаты позволяют оценить общий масштаб научно-богословской деятельности КазДА. До преобразования 1870 г. КазДА каждые два года присуждала кандидатские и магистерские степени, начиная с первого выпуска в 1846 г., но эти работы были выпускными, квалификационными, хотя некоторые из них могли претендовать на вполне серьёзную научную оценку. Что касается старшей – докторской – научно-аттестационной степени, то до 1870 г. КазДА лишь один раз ходатайствовала о присуждении таковой, причём «под занавес» действия Устава 1814 г. В 1869 г. по предложению и отзыву Казанского архиепископа Антония (Амфитеатрова) и ходатайству Конференции этой чести был удостоен ректор академии архимандрит Никанор (Бровкович) , магистр СПбДА (1851) – за сочинение, посвящённое разбору католического учения о видимом главенстве в Церкви 63]. После 1870 г. Совет КазДА активнее других академических Советов присуждал учёные степени как докторские, так и магистерские, ставшие уже не учебными, а учёными. На докторском уровне это не так заметно: за 1870–1918 гг. КазДА удостоила докторской степенью 43 богословов, в то время как СПбДА присудила 38 докторских степеней, МДА – 42, КДА – 23. Но на магистерском уровне эта активность Совета КазДА более заметна, а после преобразования 1869/70 гг., когда к магистерской диссертации предъявлялись полноценные научные требования, именно этот уровень свидетельствовал о динамике исследовательского развития. Так, за указанные годы Совет КазДА положительно оценил 130 магистерских диссертаций, Совет СПбДА – 101, МДА – 123, КДА – 99. В подавляющем большинстве случаев профессора и выпускники КазДА были патриотичны, то есть, представляли диссертации в свою родную академию, даже если преподавали в других. Так, именно в Совет КазДА представили свои докторские диссертации выпускники академии 1882 г. А.А. Дмитриевский и 1890 г. И.И. Соколов хотя первый к тому времени уже более десяти лет успешно преподавал в КДА, а второй – в СПбДА. Поэтому количество степеней, присуждённых КазДА, свидетельствует и о плодотворной научной деятельности её выпускников.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Синода, т.е. 1721 годом 39 . Эти «Рассказы», мысль о которых внушил автору М.М. Евреинов († 1878), печатанные в Душеполезном чтении за 1865–1871, 1873–1875 годы, выходили и отдельными книгами, сначала как оттиски из сего журнала, а потом и особыми изданиями, которых было до шести. «Рассказы» сделали автора еще более известным, нежели прежние его труды 40 ; 2) «Путевые письма с Севера» (Описание путешествия в северные русские монастыри), напечатанные в Душепол. Чтении за 1867 и 1868 годы, также вышли и отдельною книгою (М. 1868; 3) «Путевые письма из древней Суздальской области» (Душепол. Чтен 1868 и 1869гг.); 4) «Письма из Киева» (там же, 1869 и 1870); 5) «Путевые письма с берегов Волги» (там же, 1871 г., т. I и III); 6) «Задонские и Елецкие подвижники. Письма к М.М. Евреинову» (там же, 1872, т. III); 7) «Ученики преподобного Сергия и основанные ими обители» (там же, 1877, II); 8) «Святыни и древности Старой Руссы» (там же, 1878, II); 9) «Святые властители Русской земли» (там же, 1890, I, II); 10) «Село Подсосенье» (там же, 1892, III) и мн. др. того же рода 41 или 11) «Живой мертвец» (там же, 1869, II), статейка, напечатанная едва не во всех Епархиальных Ведомостях; 12) «Освящение храма в Московской Духовной академии» (Душепол. Чтен 1870, I); 13) «Письмо к М.М. Евреинову, в дополнение к его воспоминаниям о митроп. Филарете» (там же, 1870, III); 14) «Мысли при гробе княгини А.П. Волконской» (там же, 1872, III) – превосходнейшая по тону, глубине чувства и изяществу изложения статья 42 ; 15) «Нечто о спиритизме» (там же, 1883, III) и мн. др. 43 . Имея большую склонность к занятиям стариною и обладая обширною, крепкою памятью, а вместе с тем видев на своем веку весьма многое и весьма многих, граф М.В. Толстой с любовью отдавался нередко воспоминаниям о былом в своей жизни и в своих соотношениях с разными лицами и событиями. Сюда можно отнести, кроме некоторых из перечисленных сейчас статей в Душеполезном Чтении, как печатаемые в том же Душеп. Чтении (с 1890 года и по 1895 год) статьи под общим заглавием «Хранилище моей памяти», составившие доселе уже три книжки (1 и 2-ая Москва, 1891 и 1893; 3-я М.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

– Еще более поработал В. Н. Потапов в области бб) Истории философии, которую (до 1870 г. среднюю и новую, а с 1870 г. и древнюю, и среднюю, и новую) преподавал целую четверть века. Он обладал для сего всеми – и старинными и не очень старыми и совершенно новыми – наилучшими руководствами, пособиями и исследованиями в области этой науки на разных языках и опять главным образом на немецком языке. Таковы: Бруккера, Буле, Тидеманна, Теннеманна, Марбаха, Риттера (на немецком языке и в русском переводе), Мишле, Брандиса, Штёкля, Швеглера (на немецком языке и в русском переводе), Ибервега, Куно-Фишера (также в немецком подлиннике и в русском переводе), Целлера и мн. др. Но, что еще того важнее, он обладал для сего также и самыми сочинениями древних и новых философов, обыкновенно в подлинниках, редко в переводах. Читал он в Академии историю философии, как можно видеть и из академических годовых отчетов (особенно за годы с 1870 года и далее), начиная ее с древнейших времен, но не с восточной философии, как поступали многие на Западе и в России и как между прочим поступал в Московской духовной академии один из его предшественников по кафедре, знаменитый профессор философии протоиерей Ф. А. Голубинский 44 , а с греческой; кончал же из истории новой философии то Гегелем, то Гербартом, то Шопенгауэром, а то каким-либо другим из новых философов, смотря по тому, как много лекций приходилось ему читать в тот или другой учебный год. Надобно заметить, что в отношении к этой науке, также как и в отношении к логике, В. Н. Потапову приходилось по большей части самому пролагать пути исследования независимо от стороннего руководства. Обстоятельства так сложились для него, что и живое руководство академических наставников имело весьма мало значения в выработке его системы истории философии. Прежде всего, во время обучения своего в Академии он не готовился к предмету своей кафедры, как то видно и из темы его курсового сочинения (по Св. Писанию). Затем, история философии, как и логика, в Академии обыкновенно читалась (как и теперь читается) на так называемом низшем, философском отделении (или, что то же, на младшем курсе), на каковом В.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Что касается административных поручений и должностей то они идут в таком порядке. В 1865–1870 г. П. В. состоял библиотекарем фундаментальной библиотеки. В 1870 г. он участвовал в составлении инструкции библиотекарю и его помощнику и в 1871 г. – в комиссии для составления проекта систематического каталога. С 15 авг. 1870 г. по 3 марта 1873 г. был членом Совета академии по избранию исторического отделения, а с этого времени по единогласному избранию отделения состоял помощником ректора по этому отделению, был его руководителем и исправлял обязанности члена правления до введения устава 1884 г., почти три четырёхлетия. После того ещё два года состоял членом правления по назначению начальства, пока 1 сент. 1886 г. не отказался по состоянию здоровья. После того исполнял несколько раз временно обязанности члена правления (напр. в 1894 г. с 12 мая по 20 декабря). В 1892 г. состоял членом юбилейной комиссии по подготовке празднования 50-летнего юбилея Казанской академии. Вне академии П. В. состоял преподавателем истории русской и общей в окружном училище девиц духовного ведомства (1863–1866) и в Родионовском институте благородных девиц (1864–1873). В 1876 г. читая публичные лекции по русской истории в Казанском вспомогательном обществе приказчиков в Казани, – лекции, по словам свидетеля (Н. Ф. Юшкова), имевшие такой успех, что многим желавшим попасть не хватало билетов. Темами их были религиозно-нравственное состояние древнерусского племени, славяно-русская мифология, общественный быт. Такова личность и деятельность проф. Знаменского. Благородно-простой по внешности и по всему обхождению своему, типичный джентльмен, деликатный, обаятельный, доброжелательный, П. В. всю жизнь свою отдал на служение науке и ближним. Постоянно благотворивший разным учреждениям и частным лицам, он и последние годы намеренно сократил свои потребности и удовлетворения их, чтобы иметь возможность больше отдавать нуждающимся. До конца же жизни он работал на научном поприще, публикуя свои исследования и материалы или же – отзывы о чужих работах как критик благожелательный и с широким кругозором. Много внесший в сокровищницу церковно-исторических знаний и в области истории русской церкви давшей сильный толчок к изучению жизни не столько иерархии, сколько самого религиозного общества, П. В. должен быть помянут и как прекрасный популяризатор церковно-исторических сведений, в чём ему много помог его талант писать не только просто, но и художественно увлекательно. Мастер кисти – самоучка, он был и крупный мастером пера, из-под которого вышел длинный ряд живых портретов исторических деятелей и дышащих реализмом картин былой действительности. Это был подлинный историк-художник!

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010