Путинцев Федор Максимович (1899–1947) – советский антирелигиозный деятель, научный работник. Член РКП(б) с 1920 г. Активно участвовал в антирелигиозной пропаганде. С 1925 г. член центрального совета Союза безбожников. Автор многочисленных антирелигиозных статей и ряда книг, специалист по сектантству. Основные труды: «Происхождение религиозных праздников» (М., 1924, 1925), «Политическая роль сектантства» (М., 1927, 1929), «Духоборье» (М.. 1927, 1928). «Кабальное братство сектантов» (М., 1931), «Политика, роль и тактика сект» (М., 1935). «О свободе совести в СССР» (М., 1939). Равич Сарра Наумовна (1879–1957) – советский партийный деятель. Родилась в Витебске в семье лавочника. Член РСДРП с 1903 г. Активно участвовала в революционном движении. В 1906–1917 гг. в эмиграции. Первая жена известного партийного и государственного деятеля Г. Е. Зиновьева (1883–1936). В 1917–1918 гг. член Петроградского комитета РСДРП(б), член Петроградского бюро ЦК РКП(б). В 1920-е гг. на ответственных партийных и государственных постах, в 1924–1925 гг. член Центральной контрольной комиссии РКП(б). В 1926–1927 г. активная участница «зиновьевской» оппозиции. Арестована в 1934 г., до 1954 г. находилась в лагерях и ссылках. Полностью не реабилитирована, умерла в доме престарелых. Ральцевич Василий Никифорович (1893–1938?) – советский партийный деятель, философ. Сотрудник АПО ЦК ВКП(б), член АРК (1928–1929). Окончил Институт красной профессуры (1929). С 1930 г. сотрудник Института философии, с 1936 г. зам. директора Ленинградского отделения Института философии. В 1937 г. арестован, приговорен к 5 годам лагерей. Умер в заключении. Рашбрук Джеймс Генри ( Rushbrooke James Henry) (1870–1947) – президент Всемирного союза баптистов. Имел ученые степени доктора богословия. доктора права и магистра искусств. В 1902–1920 гг. руководил баптистскими ерквями в Дерби и Лондоне. В 1920– 1928 гг. уполномоченный Всемирного союза баптистов в Европе. в 1925–1928 гг. секретарь восточного отдела этого союза. В 1928–1939 гг. генеральный секретарь Всемирного союза баптистов. В 1939 г. избран президентом Всемирного союза баптистов. Много путешествовал, несколько раз посешал Советский Союз. Автор многочисленных богословских и духовно-исторических трудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1866 г. – Собрание Славяно-Русских рукописей В.М. Ундольского, очень обширное (1422 рукописи), разнообразное и искусно подобранное; приобретено при помощи А.И. Кошелева (Отчет 1867–1869 гг., стр. 1–2). – Собрание Славянских церковно-печатных книг В.М. Ундольского; приобретено при помощи Московской городской думы и потом. Почет. гражд. К.А. Попова (Отчет, стр, 3). В 1867–1869 гг. – Собрание первых Русских ведомостей С.Д. Полторацкого, за годы 1703–1726; приобретено по Высочайшему соизволению при пособии правительства (Отчет 1867–1869 гг., стр. 4–8). – Дополнение к прежде полученным рукописям А.С. Норова (Отч., стр. 9–12). – Выбор из собрания Славяно-Русских рукописей и старопечатных книг, оставшихся после Д.В. Пискарева (203 рук. и 15 старопеч. книг); в числе рукописей многие замечательны по своему историческому содержанию (Отчет, стр. 12–23). – Собрание Южно-Славянских рукописей и старопечатных книг; дар А. Н. Хитрова (Отч., стр. 30–31). – Собрание крюковых и других подобных рукописей, и книг; дар по завещанию, вместе с библиотекой, кн. В.Ф. Одоевского (Отч., стр, 31–33). – Два собрания автографов, вместе с собранием разных рукописей и бумаг; дар И. Е. Бецкого (Отч., стр. 83–36). Собрание собственноручных работ и бумаг И.И. Сахарова с несколькими старинными рукописями; дар А.Н. Неустроева (Отч., стр. 36–38). Разные масонские бумаги; дар А.Н. Неустроева и Гр. В. Есипова (Отч., стр. 40–43). Разные рукописи, грамоты и пр. (Отч., стр. 48–65). В 1870–1872 гг. – Библиотека И.Я. Лукашевича: 1. Собрание книг церковной печати (более 800); 2. Собрание Славянских рукописей (164); 3. Архив Малороссийских актов с присоединением пергаментных Молдовлахийских грамот, собранных истор. Маркевичем (Подробное обозрение см. в Отчете 1870–1872 гг., стр. 8–35). – Собрание церковно-печатных книг из дублетов библиотеки Синодального архива (Отч., стр. 35–37). – Собрание Славянских старопечатных книг из дублетов Новгородского Софийского собора (Отч., стр. 37–39). – Собрание Славяно-Русских рукописей (77), преимущественно раскольничьих (60), Н.И. Попова (Отч., стр. 39–45)

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Вслед за тем Анна Ивановна обвинила бывшего своего управляющего и друга в присвоении ее доходов и насчитывала на него большие суммы. . При составлении настоящей монографии служили главными источниками: 1. Полное Собрание Законов Российской Империи, тома VII-XI. 2. Сборник Императорского Русского Исторического Общества, тома: III, V, VI, XV, XX (Депеши иностранных министров, находившихся при русском дворе). 3. Bьschings Magazin fьr die neue Histoire und Geographie. T. III, VI, IX, XVI. 4. Архив князя Воронцова. 1870, 1871 гг., тома I, II. 5. Исторические бумаги К. Арсеньева, изданные Пекарским. 1872. 6. Записки Манштейна о России, изд. 1875 г. 7. Записки фельдмаршала Миниха, изд. 1874 г. 8. Записки Миниха, сына фельдмаршала, изд. 1817 г. 9. Записки Леди Рондо, супруги английского посланника, изд. 1874 г. 10. Записки Якова Шаховского, изд. 1810 г. 11. Записки Нащокина, изд. 1842 г. 12. " XVIII век " , Бартенева, 4 т. изд. 1862-1869 г. 13. " Отечественные Записки " , 1825 г. Примечания на Записки Манштейна. 14. Hermanns, Geschichte des Russischen Staats, том V, изд. 1853 г. 15. Соловьева " История России " , тома XVIII-XXII, изд. 1868-1872. 16. " Воцарение Анны Ивановны " Корсакова, изд. 1880 г. 17. Чтения Имп. Моск. Общества Истории и Древностей, годы: 1858, тома II-й (Записки о Волынском) и III-й (Протоколы Верховн. Тайного Совета); 1862, тома I-й и IV-й (Дело Бирона и материалы, относящиеся до жизни его); 1864,том I-й (показание кн. Долгорукого и дело о Столетове и других); 1867, том III-й (рапорты Миниха). 18. " Маркиз де ля Шетарди " , Пекарского, изд. 1862 г. 19. " Русская Старина " , ежемесячное историческое издание 1870-1884 г. В нем помещены: в 1870 г. " Записки бриллиантщика Позье " и " О повреждении нравов " кн. Щербатова; в 1872 году - 1) " Из истории Тайной канцелярии " , 2) " Сказания иноземцев - герцога де Лирия и леди Рондо о России " , 3) " Императрицы Анна Ивановна и Елисавета Петровна " ; в 1873: " Императрица Анна Ивановна, ее придворный быт и забавы " ; в 1875 г.: " Карл Леопольд герцог Мекленбургский; в 1878: 1) Императрица Анна Ивановна и ее современники, примечания к Запискам леди Рондо " ; 2) " Убийство Синклера " ; в 1879: - " Замечания графа Панина на Записки Манштейна " . 20. " Русский Архив " , издаваемый Бартеневым, годы 1866, 1867, 1871, 1878 и 1883 гг. 21. Исторические статьи Хмырова, изд. 1873 г. 22. " Царица Прасковья " , М. Семевского, изд. 1883 г. 23. Вейдемейра " Обзор главнейших происшествий с кончины Петра Великого до вступления на престол Елисаветы Петровны " , изд. 1848 г. 24. Бумаги Государственного Архива, в числе которых были собственные письма Анны Ивановны к разным лицам, письма Бирона, Миниха, Головкина, Шаховского и других современников, приказы и распоряжения.

http://sedmitza.ru/lib/text/435705/

10. Голубцов С. А., протодиак. Московская духовная академия дореволюционного периода Т. 2: Ч. 2. Библиографический словарь сотрудников академии в 1814–1919 гг. М., 1987. 224 с. (Машинопись). 11. Голубцов С. А., протодиак. Московская духовная академия дореволюционного периода. Т. 2. Кафедры и личный состав академии. Ч. 3. Биобиблиографический словарь сотрудников академии в 1870–1900 гг. М., 1988. 334 с. (Машинопись). 12. Голубцов С.А. Московская духовная академия дореволюционного периода. Т. 2. Кафедры и личный состав академии. Ч. 4. Сотрудники академии в 1901–1919 гг. (краткий справочник, содержащий общие сведения, точные биографические даты и фотографии их) М., 1984. 208 с. (Машинопись). 13. Голубцов С. А., протодиак. Жизнь, деятельность и научные труды профессоров [академии начала XX в.]. Т. II. Ч. 5. 1-я кн. 1-я пол. А–В. М., 2002. 214, XIV с.; 1-я кн. 2-я пол. Г–Ил. 481, 6, IX с.; 2-я кн. Ио–Пок. 379, XVI с.; 3-я кн. Поп–Сп. 219, XIV с.; 4-я кн. Ст–Ш. 198, XII с. 14. Голубцов С. А., протодиак. Московская духовная академия дореволюционного периода. Т. 3. Научное наследие. Ч. 1. Библиографический указатель к трудам сотрудников академии в 1870–1900 гг. М., 1989. 214 с. (Машинопись). 15. Голубцов С. А., протодиак. Московская духовная академия дореволюционного периода. Т. 3. Научное наследие. Ч. 2. Библиографический указатель к трудам сотрудников академии в 1901–1919 годах. Кн. 1. Айвазов-Каптерев. М., 1984. 193 с. (Машинопись). 16. Голубцов С. А., протодиак. Московская духовная академия дореволюционного периода. Т. 3. Научное наследие. Ч. 2. Библиографический указатель к трудам сотрудников академии в 1901 –1919 годах. Кн. 2. Ключевский-Шостьин. М., 1984. 209 с. (Машинопись). 17. Григорьева И.Л., Салоников Я.В. Библиографический указатель публикаций отечественных учёных о братьях Лихудах (проект издания)//Лихудовские чтения: материалы науч. конф. «Вторые Лихудовские чтения». Великий Новгород, 24–26 мая 2004г./отв. ред. В.Л. Янин, Б.Л. Фонкич . Великий Новгород, 2009. С. 230–251.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Все направления преобразований, в конце 1850-х гг. воспринимавшиеся как ключ к улучшению работы судебного механизма, постепенно стали рассматриваться как глубоко ошибочные, крайне опасные для общественного спокойствия. Отрицание распространилось на многие принципы, которые ранее отстаивал Победоносцев, – независимость суда от администрации, несменяемость судей, значительная роль адвокатов в ходе судебного процесса, устность, гласность и публичность судопроизводства 135 . Подобная смена взглядов, как уже отмечалось, не была плавным развитием изначально усвоенных принципов – она рождалась в ходе болезненного пересмотра установок, ранее представлявшихся как безусловно справедливые, остро необходимые для улучшения ситуации в судебной сфере. В целом если говорить о Победоносцеве, то переход от реформаторства к консерватизму, характерный для многих общественных деятелей той эпохи, имел в его случае значительную специфику. Приступая к разработке Судебных уставов, правовед, видимо, полагал, что речь идет главным образом о преобразованиях в рамках судебного механизма, цель которых – очистить здоровые основы «правомерной монархии» от позднейших наслоений. Когда же реформы начали выходить из намеченного им русла, Победоносцев испытал глубокий шок. Сыграл свою роль в разочаровании и личный мотив – обида человека, который к началу 1860-х гг. получил известность как один из ведущих экспертов в области права и, видимо, рассчитывал на одну из ключевых ролей в подготовке реформ. Все это сделало Победоносцева убежденным противником либеральных принципов, однако не только разочарование в судебной реформе способствовало подобной эволюции. Огромную роль сыграли и впечатления от социально-политических конфликтов, обрушившихся на Россию после отмены крепостного права и окончательно убедивших будущего обер-прокурора во вредоносности, неэффективности любых преобразований. 1860-еначало 1870-х гг.: нарастание консервативных тенденций 1860-е и первая половина 1870-х гг. стали весьма противоречивым периодом в жизни Победоносцева. Внешне для него это было время успехов. За участие в разработке судебной реформы он получил солидное денежное пожалованье, продвинулся по службе, был замечен в придворных и правительственных кругах, стал завсегдатаем влиятельных политических салонов. Значительным успехом стало приглашение преподавать законоведение наследнику престола великому князю Николаю Александровичу (1861). Однако в то же время у будущего обер-прокурора неуклонно нарастало разочарование в эффективности правительственной политики, сомнения в способности властей решить стоящие перед страной проблемы. Буквально каждое действие верхов вызывало у него раздражение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Таким поразительным было копирование, сделанное под именем Елены [Уайт] – и такой чувствительной является информация о том, что сердцевина адвентистской теологии и эсхатологии пришла не из видений или откровений Елены, но из-под пера Джеймса шестнадцать лет назад, прежде чем Елена записала их, и что подобное время должно быть [теперь] потрачено на изучение подтверждения в «Инцидентах Жизни». «Здесь необходимо вспомнить о том, что четыре небольших тома «Духовных Даров» Елены (1858–1864 гг.) были увеличены до четырех томов «Духа Пророчества» Елены (1870–1884 гг.) и затем расширены до «Великой Борьбы» Елены (1888 года) пятого тома серии «Конфликт Веков». Так как более ранние восемь томов теперь снова доступны в факсимильных изданиях, [то есть откопированы], то каждый может изучить все книги и отметить прогрессивную работу по копированию по годам. Тем временем, в течение тех же самых лет, легенда росла и росла и была «продана» и принята, что Бог даровал Елене исключительное знание из первоисточника относительно его [Бога] планов для будущих событий церкви и мира. Сравнение показывает, что слова предложения, цитаты, мысли, идеи, структуры, параграфы, и даже общие страницы были взяты из книги Джеймса Уайта в книгу Елены под новым названием без тени стыда, никакого упоминания о своем муже, никакой благодарности Урии Смиту и Дж.Н. Эндрюсу, за изнурительную работу и теологическое толкование каждого». «Большая часть его материала в «Инцидентах Жизни» изначально была взята у Дж. Н. Эндрюса, чья книга была опубликована в 1860 году, и что любопытно, называлась «Три вести из книги Откровения 14 главы 6:12, и особенности Вести Третьего Ангела и Двурогого Зверя». Джеймс, в отличие от своей супруги Елены, даже не менял [названия] путем перефразирования, он просто взял цельный материал Эндрюса в свою работу». «Исследование показывает, что книга Дж. Н. Эндрюса от 1860 года была точной перепечаткой его собственных статей от 1851–1855 годов в «Ревью». Таким образом, Джеймс и Елена имели в своем распоряжении для прочтения и использования после 1855 года содержимое и форму работы Эндрюса для включения в свою собственную работу: «Духовные Дары» (1858–64 гг.); «Инциденты Жизни» (1868 г.); «Дух Пророчества» (1870–84 гг.); «Описания о… Уильяме Миллере» (1875 г.); «Великая Борьба» (1888 г.)». (Уолтер Т. Реа, «Невинная Ложь Елены Уайт», стр. 222–224. (1982 г.) Акцент поставлен. Реквизиты книги: M & R Publications, Box 2056, Turlock, CA 95381).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ellen-g-...

и был опубликован в «Сборнике сведений о православных миссиях и деятельности Православного миссионерского общества» 13 . Необходимо отметить, что структура данного отчета во многом копировала более ранние документы о. Ст. Ландышева. В период с 1870 по 1916 гг. отчеты составлялись ежегодно. Однако отчеты за 1878 и 1903 гг. нам не удалось обнаружить. Возможно, в эти годы отчеты по каким-либо причинам не были изданы, а в известных нам архивных фондах не сохранились. Не был опубликован и отчет за 1916 г., но он сохранился в машинописном подлиннике 14 . В большинстве случаев отчеты печатались в Томске или Бийске отдельными брошюрами, а также в журналах «Томские епархиальные ведомости» и «Православный благовестник». Как правило, они лаконичны, но емки. Они содержат статистические данные о численности «православной паствы» и язычников, проживающих на территории действия миссии, о количестве храмовых построек и школ, сведения о перемещениях по службе её работников. Включалась в отчеты и информация об освящении вновь построенных церквей, о состоянии обучения в школах, благотворительной помощи населению и др. Нередко в них публиковались рассказы о различных «замечательных случаях» из жизни миссии. Некоторые отчеты начала XX в. более обширны за счет включенных туда записок миссионеров. Кроме того, в отчеты включались описания поездок церковных иерархов и начальников миссии по станам и приходам и т. д. Отчеты за 1870, 1889 15 и 1910 гг. 16 ценны тем, что в них даются систематические сведения обо всех отделениях Алтайской духовной миссии. Среди статистических источников важную роль играли справочники по Томской епархии за 1898/99, 1902/03, 1909/10 и 1914 гг. 17 В них отдельным разделом даны сведения об Алтайской духовной миссии. Информация по станам (отделениям) представлена краткая, но разнообразная. Это и состав прихода вместе с указанием расстояния от населенных пунктов до самостоятельной церкви, к которой они приписаны, состав служащих и их денежное содержание, наличие церковно-приходских школ, приходских попечительств и приютов.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Дай ему, Боже, грехов отпущенье, Дай ему вечный покой! 5 Вечный покой отстрадавшему много томительных лет. Пусть осияет раба Твоего нескончаемый свет! Дай ему, Господи, дай ему, наша Защита, Покров, Вечный покой со святыми Твоими во веки веков!.. Конец 1860-х гг. Памятник на могиле Апухтина в Александра-Невской лавре (перенесен в 50-е гг. на Литературные мостки Волкова кладбища) с высеченными строками из «Реквиема»: Дай ему, Боже, грехов отпущенье, Дай ему вечный покой! Вечный покой отстрадавшему много томительных лет. Пусть осияет раба Твоего нескончаемый свет! Дай ему, Господи, дай ему, наша Защита, Покров, Вечный покой со святыми Твоими во веки веков! Исход, гл. XIV, ст. XX. Когда Израиля в пустыне враг настиг, Чтоб путь ему пресечь в обещанные страны, Тогда Господь столп облачный воздвиг, Который разделил враждующие станы. Одних он тьмой объял до утренних лучей Другим всю ночь он лил потоки света. О, как душе тоскующей моей Близка святая повесть эта! В пустыне жизненной мы встретились давно, Друг друга ищем мы и сердцем, и очами, Но сблизиться нам, верь, не суждено: Столп облачный стоит и между нами. Тебе он светит яркою звездой, Как солнца луч тебя он греет, А мой удел, увы! другой: Оттуда мне лишь ночью веет, И безотрадной, и глухой! < Начало 1870-х гг.> Романс П.Г. Чеснокова (1904). В дверях покинутого храма С кадил недвижных фимиама Еще струился синий дым, Когда за юною четою Пошли мы пестрою толпою Под небом ясным, голубым. Покровом облаков прозрачных Оно, казалось, новобрачных Благословляло с высоты, И звуки музыки дрожали, И словно счастье обещали Благоухавшие цветы. Людское горе забывая, Душа смягчалася больная И оживала в этот час... И тихим, чистым упоеньем, Как будто сладким сновиденьем, Отвсюду веяло на нас. Начало 1870-х гг. Ораниенбаум Романс П.П. Дервиза (1903). Во время войны Братьям Светает... Не в силах тоски превозмочь, Заснуть я не мог в эту бурную ночь. Чрез реки, и горы, и степи простор Вас, братья далекие, ищет мой взор. Что с вами? Дрожите ли вы под дождем

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Отсюда, борьба германского правительства с папством получала более глубокий, идейный характер. Под формой чисто-политического столкновения она представляла собой борьбу двух противоположных культурно-общественных идеалов, – христианского, и при том с преобладающим характером его ультрамонтанской исключительности, – и идеала натуралистического (по терминологии папы), сложившегося в новое время, вне влияния церкви и папства. Борьба получала характер „культуркампфа“, как удачно назвал её Вирхов 2288 . Таким образом папство в данном случае столкнулось с двумя в сущности различными течениями – национально-бюрократическим и либерально-культурным, и их внутреннее различие заметной струёй проходит через всю историю культуркампфа: их двойственный союз придал этой борьбе против папства особенную интенсивность и грандиозные размеры, но он же заключал в себе и начало её конца, принцип её падения, открывая возможность влиянию на её судьбу со стороны политических случайностей. В 1870–71 гг. в политической жизни Европы произошли такие события, которые возбудили взаимные подозрения между католической церковью и правительством в Германии, и создали между ними какое-то особенно натянутое и обострённое отношение. С одной стороны, разгром —595— католической Франции, объединение немецких государств в одну империю под гегемонией протестантской Пруссии, – происшедшее одновременно с этим занятие Рима итальянскими войсками и падение светской власти папы: всё это заронило в душе многих немецких католиков мысль, не направлено ли новое движение германской политики (как писал к Бисмарку ещё в сентябре 1870 г. еп. Кеттелер) ко вреду католической церкви 2289 ? С другой стороны, имп. Вильгельм и Бисмарк сами имели побуждения опасаться католиков. В 1870 г. был провозглашён догмат о непогрешимости папы. Уже до Ватиканского собора многие правительства католических государств протестовали против нового догмата. „Эта непогрешимость – писало французское правительство Наполеона 3-го, как известно, находившееся в наиболее дружественных отношениях к папскому престолу – прямо или косвенно простирает свой авторитет на все принципы гражданского, политического и научного строя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

244 Напр. медицина и сельское хозяйство, введенные в семннарии обер-прокурором Св. Синода графом Н.А. Протасовым в 1840-х годах, в 1860-х годах исключены были из программы семинарского образования. 246 Правосл. Обозрение 1863, XII, 89. Предшественник преосв. Феофана епископ Иустин устроил было приют для сирот – девиц духовного звания, но здание этого приюта было уничтожено пожаром и через то приют прекратил свое существование. 247 Генерал-адъютант Алексей Петрович Ахматов (Обер-прокурор Св. Синода в 1862–1865 гг. скончался в 1870 году). 248 Т.е. устава 1808–1814 годов, в последней редакции которого большое участие принимал Филарет, митрополит Московский, которого глубоко чтил А.П. Ахматов. 250 Собственно в 1966 году было отпущено 300 000 руб., в 1867 году 600 000 руб. и так далее с постепенным увеличением отпускаемой суммы ежегодно на 300 000 руб., пока в 1870 году она не достигла 1 1 / 2 миллиона рублей. С 1870 года ежегодно отпускается пособие из Государственного Казначейства в последнем размере. 251 См„ для сего Владимир. Епарх. Ведомости за 1865 г. часть неофиц., стр. 1212 и дал., 1866 г. стр. 500 и дал. и др. 254 Т.е. во Владимирской епархии, по сравнению с низшими духовно-учебными заведениями (духовными училищами) сей епархии. 255 Так ректор семинарии архим. Алексий в конце 1864 года назначает на черту служения в С.-Петербург, почему исправление ректорской должности преосв. Феофаном поручено было инспектору игумену Аркадию, а инспекторской – архим. Митрофану. См. Владимир. Епарх. Ведомости за 1865 г., 256 Напр. медицина и сельское хозяйство, введенные в семннарии обер-прокурором Св. Сннода графом Н.А. Протасовым в 1840-х годах, в 1860-х годах исключены были из программы семинарского образования. 258 См. Слова к Владим. пастве, стр. 558. Срав. Владимир. Епарх. Ведомости за 1865 г, Преосв. Феофан составил также и особую молитву, читанную в заключение молебна, при освящении училища 11 февраля. Текст этой превосходной молитвы, обращенной ко Христу и Богоматери, можно видеть в том же собрании Слов к Владимирской пастве, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010