чел. К 30-м гг. XIX в. территория Кабарды, простиравшаяся до рек Б. Зеленчук и Кума, на востоке до Сунжи, была значительно сокращена, кабардинцы были вытеснены из Пятигорья. «Беглые» кабардинцы, называвшие себя хажретами (от слова «хиджра» - переселение Мухаммада из Мекки в Медину), продолжали военные действия против российских войск до 60-х гг. XIX в. В 20-х гг. XIX в. России покорилась Балкария. В 1827 г. балкарские таубии обратились к командующему рус. войсками Вельяминову на Сев. Кавказе с предложением о принятии их в рус. подданство. Делегация от всех балкарских обществ подала прошение в Ставрополе о принятии в рус. подданство с условием сохранения сословной структуры, древних обычаев (адата), ислама, шариатского суда. В 1860-1862 гг. под влиянием агитации духовенства и российских властей в Османскую империю переселилось 10 340 кабардинцев, гл. обр. феодальная верхушка с подданными, в 1865 г.- еще 3 тыс. чел. Новый этап миграции имел место в нач. XX в. В 1900-1901 гг. в Османскую империю переехали не только кабардинцы (2,6 тыс. чел.), но и впервые балкарцы (780 чел.). В мае 1905 г. были переселены еще 500 кабардинцев из Нальчикского окр. В 1822-1839 гг. территория совр. К.-Б. находилась в подчинении начальника Кабардинской линии, затем до 1860 г. входила в различные отделения новообразованной Кавказской линии. После образования в 1860 г. Терской обл. территория К.-Б. в 1862-1869/70 гг. входила в Кабардинский окр. данной области, в 1869/70-1874 гг.- в Георгиевский, в 1875-1882 гг.- в Пятигорский, в 1882-1918 гг.- в Нальчикский окр. Терской обл. В 1905-1906 гг. на территории совр. К.-Б. происходили волнения под влиянием революционных событий в Георгиевске и Пятигорске. В 1913 г. на Зольских пастбищах массовое выступление крестьян против помещиков закончилось кровопролитием. В марте 1917 г. был образован гражданский исполнительный комитет Нальчикского окр. Терской обл. как орган Временного правительства в Кабарде и Балкарии. В апр. того же года состоялся I съезд делегатов народов Кабарды под председательством терского наказного атамана Караулова, на к-ром были избраны новые органы местной власти. На съездах делегатов горских народов в мае и авг.-сент. 1917 г. произошло объединение горского дворянства и духовенства, выразившееся в создании Союза объединенных горцев Кавказа. 20 окт. 1917 г. в Екатеринодаре (ныне Краснодар) был образован Юго-Восточный союз казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей.

http://pravenc.ru/text/1319736.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУЧИЦКИЙ Кирилл Иванович (1815, Волынь - 28.07.1886, Стрельна близ С.-Петербурга), правосл. богослов, филолог, историк русской лит-ры, заслуженный ординарный проф. СПбДА. Род. в семье священника Волынской епархии, в 1835 г. окончил Волынскую ДС по 1-му разряду, поступил на казенное содержание в СПбДА, к-рую окончил в 1839 г. с ученой степенью магистра богословия 1-м по разрядному списку. Магистерское соч. «О древности мира, или Так ли мир древен, как он представляется в бытописании Моисея» удостоилось особой похвалы рецензентов как пример правильно структурированной образцовой научной работы ( Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 248). Был оставлен в СПбДА бакалавром словесности, до июня 1869 г. преподавал также лат. язык. 27 сент. 1851 г. стал экстраординарным, 19 дек. 1852 г.- ординарным профессором, в 1864 г.- заслуженным ординарным профессором. С 28 окт. 1846 по 9 марта 1848 г. был экономом академии; с янв. 1869 по 1874 г.- 1-м инспектором из мирян, пользовался большим уважением и любовью студентов ( Катанский. 2010. С. 334; [Поповицкий А. И.] 1886. С. 332). В авг. 1869 г. был принят на кафедру общей словесности и истории лит-ры. 24 авг. 1870 г. утвержден в звании заслуженного ординарного профессора. Кроме того, преподавал рус. словесность в Воспитательном об-ве благородных девиц (Смольном ин-те) и Царскосельском жен. уч-ще духовного ведомства. Л. преподавал словесность в СПбДА, основываясь на ее лучших образцах, прежде всего русской, и подробно разбирая со студентами такие понятия, как «стиль», «вкус», «принципы лит. критики», «вдохновение» и т. д. Лекции Л. пользовались большим успехом у студентов и были крайне востребованы, т. к. активно развивавшаяся в кон. 50-х - 70-х гг. XIX в. церковная журналистика представляла для выпускников академий возможность для дальнейшей работы. В нач. 50-х гг. XIX в. Л. первым в СПбДА начал преподавать в курсе словесности историю рус. лит-ры, впосл. эта дисциплина была введена в программу обучения Уставом духовных академий 1869 г. Курс иностранной лит-ры Л. построил, ориентируясь на университетские программы историко-филологического фак-та, причем примеры из произведений зарубежных авторов приводил не в переводах, а в подлиннике, что способствовало повышению уровня знаний лит-ры и новых языков у студентов. Сохранились литографированные студенческие записи курсов Л. по эстетике, словесности и истории рус. лит-ры.

http://pravenc.ru/text/2110938.html

В таком положении штунда оставалась до конца 60-х гг., когда она подпала влиянию новой, баптистической штунды. Влияние это началось с половины 50-х гг. XIX ст. и развивалось одновременно с развитием пиэтистических кружков; в конце же 60-х гг. оно настолько усилилось, что штунда заметно стала клониться в сторону баптизма. Первыми распространителями баптизма на юг России были главные представители религиозного движения в меннонитских колониях конца 50-х и начала 60-х гг. Виллер, Нейфельдт, Унгер и Берг, к которым в конце 60-х и начале 70-х гг. присоединились Ефрем и Иоганн Прицкау, Ондра, Шульц, Кёниг, Фишер и, наконец, основатель Гамбургского Баптистского Союза Онкен. Главной отличительной чертой баптизма является отрицание крещения детей и требование перекрещивания. Последнее (перекрещивание) служит знаком того, что совратившийся в эту секту порывает всякую связь с прежним своим исповеданием. Такое перекрещивание среди русских на юге России началось с 1869 г. Первым принял его Ефим Цимбал. Приняв перекрещивание, он получил от немцев-баптистов звание пресвитера и стал ревностным проповедником лжеучений секты. Под влиянием его проповеди крестьяне Любомирки вынесли из домов иконы и подвергли их ужасным оскорблениям. Одновременно с Цимбалом с большим успехом распространял баптизм Иван Рябошапка, получивший от него крещение и звание пресвитера. Благодаря им и их ученикам баптизм в начале 70-х гг. быстро распростраиился не только в Херсонской, но и в Киевской губ., и проник на Волынь и в Подолию. В то же время баптизм привился на Кавказе и широко распространился в Екатериносл. губ. На Кавказ баптизм принесен был немцем-колонистом Мартином Кальвейтом. Переселившись в Тифлис (в 1862 г.) из Ковенской губ., последний обратил в баптизм молоканина-купца Воронина и в 1867 г. окрестил его. Воронин сразу же стал во главе русских баптистов Кавказа и всецело отдался распространению секты. В 1871 г. он окрестил, между прочим, своего приказчика Василия Павлова, который затем был отправлен в Гамбургскую баптистскую семинарию, до тонкости изучил там приемы пропаганды баптистов и по возвращению в Тифлис, уже в качестве проповедника и баптистского пресвитера, деятельно распространял баптистское учение. Ревностными помощниками его в этом деле были: Андрей Миллер, действовавший в Ростове-на-Дону и его окрестностях, и Василий Иванов – на Кавказе. Вместе с Павловым и Ивановым на Кавказе действовали и прежние деятели баптизма, Кальвейт и Воронин, а также Дий и Г. Мазаевы и др.; пропаганда их имела большой успех, так что в половние 80-х гг. Кавказ стал центром русских баптистов. С Кавказа баптизм был перенесен в Саратовскую, Самарскую, Оренбургскую губ. и далее на восток до Амура, а с южных губерний – в более северные, проник в столицы и в настоящее время имеет своих последователей почти на всем пространстве России. 396

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

«Основа», конечно, не достигла тех языковых целей, которые сама задекларировала. Тем не менее в стране продолжали выходить в свет переводные русско-украинские словари (Закревского, Левченко, Пискунова, Тимченко и др.). Самым крупным стал «Словарь живого народного, письменного и актового языка русских южан Российской и Австро-Венгерской империи» на 15 тысяч слов (1873 г). В нем автор Фортунат Пискунов категорически заявляет, что украинский – совершенно полноценный язык, а не наречие. Однако слов «отличных от русских» для него явно не хватало. Где их можно было обрести? Прежде всего, в фольклоре, устном простонародном словотворчестве. В 1867-ом (дважды), а затем в 1869 году издается «Кобзарь» Шевченко, в который входит уже 184 произведения народного поэта. В 1872-78 гг. Императорским Русским географическим обществом в Петербурге в семи томах были изданы материалы, собранные П. Чубинским, под заглавием: «Труды Этнографическо-статистической экспедиции в Западно-русский край» (песни, сказки, пословицы, заклинания). В. Антонович и М. Драгоманов в 1874-75 гг. выпускают в Киеве два тома «Исторических песен малорусского народа». И. Рудченко издает в 1869-70 гг. двухтомник «Народные южно-русские сказки», в 1874 году – «Чумацкие народные песни». В Чернигове Борис Гринченко в 1890-е публикует два выпуска этнографии Черниговщины («Рассказы, сказки, предания, загадки и пр.»), А. Малинка издает в 1902 году «Сборник материалов по малорусскому фольклору». Однако разбором, обработкой всего этого обширного лексического материала занялись не профессионалы-филологи, а журналисты знаменитого русского журнала «Киевская старина» (1882-1907), которые собрали и издали в 1907-1909 гг. в Киеве самый большой по объему словник разговорного языка Малороссии (68 тыс. слов) – «Словарь украинскаго языка» под редакцией Б. Гринченко. Он был удостоен костомаровской премии Императорской академии наук «как лучший малорусский словарь», и о нем, конечно же, стоит подробнее поговорить. От «Киевской старины» до революционной «Украины»

http://radonezh.ru/2021/11/12/za-chto-pr...

Выборное начало в деле назначения благочинных может быть «несовместным» с бюрократизмом и формализмом, но никак не с основами церковного и государственного устройства... 1460 См. арх. Литов. дух. конс. 1869 г., д. 1192. Литов. Еп. Ведом. 1870 г., 1, стр. 6 и след. 1462 Даже та, бесспорно, односторонняя характеристика благочиннических съездов Литовской епархии за время 1869–1879 г. г., на которую ссылается пресв. Н. Извеков , не сочувствующий выборному началу и основанным на нем благочинническим съездам, нисколько не опровергает высокой идеи, лежавшей в основании реформы благочиннических собраний «Благочиннические съезды», – писал один священник Литовской епархии в 1880 г., – «нередко пустой звук, одно лишь название без всякого внутреннего смысла и значения. Пустая трата дорогого времени, говорят одни, и разорение хозяина – говорят другие, повод к жгучим спорам и ссорам, говорят третьи. Ведь известны факты, даже официально не опровергнутые, что некоторые съезды позволяли себе своего рода шутку: открыв съезд молитвою, тут же заявляли, что вопросов для обсуждения нет никаких, все благополучно, а потому и следует закрыть съезд и он закрывался. На одном съезде один из священников, возбудивший вопрос о возможно лучшем способе преподавания Закона Божия в народных училищах в благочинии, был встречен смехом. Другой, наскучив пустым времяпрепровождением членов съезда, предложил было заняться делом: – «так занимайтесь, как хотите», был ответ... См. в Лит. Еп. Вед. 1880 г., 20, ср. Христ. Чт. 1898, кн. 1, стр. 12–13. – Все это, очевидно, говорят только против ненормальной постановки дела с благочинническими съездами, но не против самих съездов, в которых, смеем уверить пресв, Н. Извекова , нет ничего чуждого православию... 1463 Должно заметить, что в это трехлетие и особенно в 1869–70 гг. деятельность благочиннических съездов, насколько видно из дел консисторского архива (напр., за 1870 г., д. д. 602 и 922, за 1871 г., д. д. 309 и 460), была особенна плодотворна и оживленна, начав с 1871 г. постепенно принимать почти исключительно официальный характер (см. арх. Лит. дух. конс. 1872 г. д. 305, 1873 г., д. 445). 1466 А потому и упреки некоторых преосв. Макарию в этом отношении являются решительно немотивированными в прямо пристрастными. См. у пресв. Н. Извекова . Цитов. соч., стр. 81 и след. ср. Христ. Чт. 1898 г., кн. 1, стр. 9–11.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Ко второй группе источников принадлежат: 1) „Основатели секты „людей божиих“ – лжехристы Суслов и Прокопий Лупкин“. («Православное Обозрение». 1862 г. 8. 324–328 стр.). 2) „Данные сороковых годов XVIII ст. для истории тайной беседы святых отец“. Там же. 444–457 стр. Первая заметка вызвана статьею г. Добротворского в «Православном Собеседнике» за 1858 г. 1 кн. и составляет дополнение к ней о жизни и деятельности первых основателей секты; вторая же написана по поводу первой и в дополнение ее и касается времени 1745 и 1746 годов, когда была снаряжена комиссия для исследования хлыстовской секты в Москве. 3) Напечатанный в сочинении Е. В. Пеликана правительственный документ, относящийся ко времени сороковых же годов XVIII столетия 8 . Документ этот весьма важен в том отношении, что подтверждает предполагавшееся до этого времени существование у хлыстов обряда причащения телом и кровию младенцев. 4) «История Министерства внутренних дел» в 8 т., (1858–1863 гг.) Н. В. Варадинова. Спб. 1863 г. VIII т. Хотя в этом сборнике есть сведения, относящиеся к внутренней стороне хлыстовской секты, но они так не важны и незначительны, что их можно игнорировать. Исторические же сведения, заключающиеся в этой книге, могут иметь значение особенно в виду крайней скудости этих сведений вообще. Главнейшие между существующими в настоящее время пособиями по предмету исследования хлыстовской секты суть следующие: 1) „Люди божии. Русская секта так называемых духовных христиан“. Исследование И. М. Добротворского. Казань. 1869 г. 9 . 2) „Русский простонародный мистицизм“ (сообщение, читанное в этнографическом отделении Императорского Русского географического общества, 13 мая 1869 г.) Н. П. Барсова. («Христианское Чтение». 1869 г. Сентябрь. 418–481 стр. 3) „Новейшие исследователи русского раскола“ Е.В. Барсова (рецензия на кн. Н. В. Реутского: „Люди божьи и скопцы“). «Православное Обозрение» 1873 г. Январь. 126–162 стр. 4) „Тайные секты“ П. И. Мельникова (Андрея Печерского). «Русский Вестник» 1868 г. 5. 5–70 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Н. С. Федорук Появление баптистов в регионе было связано с переселением в Новгородскую губ. в 60-х гг. XIX в. латыш. крестьян, многие из которых были баптистами. В 1863 г. один из представителей движения «младолатышей», уроженец Курляндской губ. Кришьянис Валдемарс, купил свыше 500 десятин (546 га) пригодной для обработки земли в Пельгорской вол. Новгородского у., рядом со ст. Любань Николаевской железной дороги. В конце того же года он поместил объявление в газ. «Peterburgas Avizes» о продаже этой земли латыш. переселенцам небольшими участками по 15 р. за десятину. В течение 1864 г. большая часть этой земли была продана. В 1865 г. Валдемарс приобрел еще 2 имения - Дерева и Ульяново в 85 км от ст. Чудово Николаевской железной дороги (общая площадь - свыше 6118 га земли), к-рые также предназначались для продажи переселенцам. Гос-во поддерживало их и помогало Новгородской губ. управе оказывать им финансовую помощь в виде денежных ссуд. Первые поселения латышей-баптистов появились в поместье Дерева и селении Любень Крестецкого у. Затем по соседству с ними возникли Тигода, Смердынь, Древняя Грустина. Латыш. колонисты жили и на хуторах. Баптисты проживали также в городах и посадах губернии: Новгороде, Боровичах, Демянске, Крестцах, М. Вишере. Численность баптистов в Новгородской губ. стала учитываться с 70-х гг. XIX в., какое-то время она колебалась, но в целом имела тенденцию к увеличению: 107 чел.- в 1879 г., 388 - в 1885 г., 1213 - в 1893 г., 745 - в 1897 г., 749 - в 1903 г., 1527 чел.- в 1913 г. Первые баптист. церкви в Новгородской губ. были основаны латышами в 1869 г. в селении Любень и поместье Дерева в Крестецком у. Позднее с разрешения губ. правления были открыты баптист. латыш. общины: в 70-х гг. XIX в.- в дер. Коломовке, поселках Люболяды и Теремец Новгородского у., община «Никольские дачи» (позднее «Табор») также в Новгородском у. (1878); в 80-х гг. XIX в.- в пос. Пустой Луг, деревнях Дубровка и Кречно Новгородского у., пригороде Новгорода Кунино и в с. Лажины Крестецкого у.; в 90-х гг. XIX в.- в Новгороде, Ст. Руссе, дер. Б. Селища Новгородского у., пос. Бугры Крестецкого у.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Если в 50-х - 60-х гг. XIX в. выразителями интересов евр. народа были купцы и банкиры (напр., семья Гинцбург), то позднее усилилось влияние интеллигенции. В Одессе появились 1-е евр. периодические издания на рус. языке («Рассвет», «Сион» (1861-1862), «День» (1869-1871)), к-рые, начав с пропаганды идей Хаскалы, переключились на защиту прав евреев и борьбу с антисемитизмом. Появились издания на иврите («Ха-Магид», «Ха-Мелиц», «Ха-Шахар») и на идиш («Кол-мевассер» (все в Одессе, 1862-1871)). В 70-х гг. XIX в. центром евр. общественной жизни стал С.-Петербург, Одесса потеряла этот статус. 1 сент. 1869 г. имп. Александр II утвердил постановление Комитета министров о разрешении с.-петербургским евреям построить синагогу вместо существовавших молельных домов. 16 мая 1883 г. имп. Александр III утвердил эскизный проект синагоги и началось строительство здания. 13 окт. 1886 г. была освящена Малая синагога, а 8 дек. 1893 г.- Большая синагога. В 1894 г. были закрыты все евр. молельные дома, 7 официально зарегистрированных молелен были перенесены: хасидские - в Малую синагогу, ортодоксальные - в Большую. В 1879 г., после долгого перерыва, была созвана Раввинская комиссия, в ее составе работали мн. евр. общественные деятели (Г. Гинцбург, А. Гаркави, И. Кауфман), целью которых было добиться предоставления равноправия всем категориям евр. населения. Комиссия собиралась в 1893-1894 гг. и в 1910 г. В С.-Петербурге издавался журнал евр. интеллигенции «Рассвет» (1879-1883), выступавший против ассимиляции евреев, призывавший их к изучению евр. духовной традиции, истории и лит-ры. Для еженедельника было характерно положительное отношение к религ. ценностям И. р. В 1880 г. в С.-Петербурге по инициативе Л. Полякова было основано «Общество ремесленного труда» (позднее «Общество распространения труда» (ОРТ)), целью к-рого была помощь ремесленникам-евреям в развитии производства и переселении за пределы черты оседлости, евр. сельскохозяйственным поселениям и ремесленным школам. Первые годы правления Александра II показали, что постепенно изменялось отношение рус.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

Радикальная трансформация средневек. облика И. началась в 60-70-х гг. XIX в., когда в ходе строительного бума были возведены десятки церквей, мон-рей, синагог, мечетей, школ, больниц, гостиниц. В 1865 г. И. был связан телеграфной линией со Стамбулом и с Каиром; в 1868 г. завершилось строительство мощеной дороги между И. и Яффой. В 1892 г. параллельно ей была проложена 1-я на Ближ. Востоке железнодорожная ветка. С 70-х гг. в И. стали мостить улицы, прокладывать канализационную систему, с кон. XIX в. улицы освещались керосиновыми фонарями. Развитие коммуникаций не стимулировало промышленную и коммерческую активность в И., однако облегчило доступ паломникам и туристам в город. По оценкам иностранных наблюдателей, общее число жителей И., составлявшее на 1870 г. 22 тыс. чел., к 1900 г. достигло 55 тыс., а к 1910 г.- 70 тыс. При этом на рубеже XIX и XX вв. христ. паломники почти удваивали население города во время пасхальных празднеств. В XIX в. стал возрастать приток евр. иммигрантов: с 30-х гг. XIX в.- из Сев. Африки, позже - из Йемена и Бухары, после начала евр. погромов - из России (1-я алия, 1881-1904; 2-я алия, 1904-1914). Этнический состав населения И. быстро менялся: в 1838 г. в И., по приблизительным оценкам, проживало 4,5 тыс. мусульман, 3,5 тыс. христиан и 3 тыс. иудеев; в 1869 г.- 7,5 тыс. мусульман, 5,5 тыс. христиан и 8 тыс. иудеев. В 1917 г. 1-я перепись населения И. показала, что в городе 10 600 мусульман, 11 663 христианина, 31 147 иудеев. Общее число жителей И. выросло за 80 лет с 11,5 тыс. до 54 410 чел. Т. о., офиц. османская статистика занижала цифры жителей И., в т. ч. евреев, что отчасти объясняется учетом в переписи населения только османских подданных, многие же группы жителей И. имели иностранное подданство или статус «бератлы» (см. ст. Берат ). Мусульмане и христиане, долгие столетия оспаривавшие Св. град друг у друга, стремительно превращались в меньшинства. На рубеже XIX и XX вв., по мере оформления сионистского движения и роста евр. иммиграции в Палестину, обозначились первые признаки арабо-евр. противостояния. Иерусалимские нотабли и палестинские депутаты османского парламента выступали за ограничение евр. присутствия в Св. земле и скупки земель сионистами.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Во время русско-тур. войны (1853-1856) Д. был начальником военной канцелярии армии; в 1859-1869 гг. управлял имением мегрельских князей Дадиани. Не являясь представителем знатного груз. княжеского рода, Д., несмотря на протесты некоторых крупных феодалов-князей, был избран на пост предводителя дворянства Тифлисской (1864-1870) и Кутаисской (1880-1886) губерний. Стал первым грузином, занявшим должность главы г. Тифлиса (1876-1879), а также первым из азнауров, получивших чин действительного статского советника (1854) (Мемуары. 1990. С. 130). В 1862 г. наместником Кавказа вел. кн. Михаилом Николаевичем и Дворянским собранием Тифлиса Д. была поручена разработка проекта крестьянской реформы в Закавказье. По инициативе Д. и при его участии было образовано неск. об-в и орг-ций, сыгравших значительную роль в просвещении, образовании и культурном и социальном развитии Грузии. Д. был членом правления, вице-президентом, затем президентом созданного в 1850 г. по инициативе наместника Кавказа гр. М. С. Воронцова Кавказского об-ва сельского хозяйства, членом правящего комитета Кавказского отд-ния Имп. Рус. географического об-ва (с 1851), попечителем 1-й тифлисской гимназии (1852-1869). В 1842 г. Д. вместе с З. Палавандишвили, Г. Орбелиани, З. Эристави, Н. Бараташвили и др. открыл частную б-ку в своем доме. В 1848 г. он передал собрание б-ки (ок. 500 томов) в фонд образованной в Тифлисе в 1846 г. 1-й на Кавказе публичной б-ки (ныне Национальная парламентская б-ка Грузии). В нач. 50-70-х гг. XIX в. Д. вместе с Г. Эристави участвовал в возрождении груз. драматического театра. В 1879 г. вместе с прав. Илией Чавчавадзе и поэтом А. Церетели создал Грузинское драматическое об-во. Д. стоял у истоков создания груз. дворянского банка, а также важнейшей просветительной организации Грузии - Об-ва по распространению грамотности среди грузин, 1-м председателем правления к-рой стал 15 мая 1879 г. А. Церетели позже писал о нем: «Нет у нас ни одного грузинского учреждения, где бы Кипиани не был основателем: банк, общество распространения грамотности, театр или другие - все созданы по его инициативе» ( Церетели. 1958. Т. 14. С. 93).

http://pravenc.ru/text/178101.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010