Ф.И. Тютчев (1803–1873) проницательно уловил в «Записках охотника» тургеневское стремление к синтезу реального и сакрального: «поразительно сочетание реальности в изображении человеческой жизни со всем, что в ней есть сокровенного» . Известно, какое глубокое впечатление произвели «Записки охотника» на земляка Тургенева – Н.С. Лескова (1831–1895), заслуженно признанного «величайшим христианином среди русских писателей» . Он испытал настоящее нравственно-психологическое потрясение, впервые прочитав цикл тургеневских рассказов: «весь задрожал от правды представлений и сразу понял: что называется искусством» . М.Е. Салтыков-Щедрин (1826–1889) справедливо считал, что «Записки охотника» значительно повысили «нравственный и умственный уровень русской интеллигенции» . Рассказы тургеневского цикла, по признанию Л.Н. Толстого (1828–1910), открыли ему ещё в юности, что русского мужика «можно и должно описывать не глумясь и не для оживления пейзажа, а можно и должно описывать во весь рост, не только с любовью, но с уважением и даже трепетом» . В.Г. Короленко (1853–1921) вспоминал, как, познакомившись в свои гимназические годы с «Записками охотника», впервые испытал чувство внутреннего обновления, ощутил духовное просветление: «Меня точно осияло. Вот они, те „простые“ слова, которые дают настоящую, неприкрашенную „правду“ и всё-таки сразу подымают над серенькой жизнью, открывая её шири и дали, озарённые особенным светом» . М. Горький (1868–1936) называл «Записки охотника» в числе книг, которые «вымыли» ему душу, «очистив её от шелухи» . Сходное впечатление испытывает и современный вдумчивый читатель, хотя со дня публикации первого рассказа цикла «Хорь и Калиныч» (1847) минуло более 165 лет и более 160 лет – со времени первого отдельного издания «Записок охотника» (1852). «Склад жизни изменился, а звук души остаётся» , – говорил Б.К. Зайцев (1881–1972) о восприятии тургеневского творчества в статье «Непреходящее» (1961). Доминантой приведённого выше отзыва Лескова о «Записках охотника» является слово «правда» во всей его полисемантической объёмности: правдивость реалистиче­ского изображения; реализм в «высшем смысле», одухотворённый романтической традицией; и главное – правда как вечное стремление к высшей Истине, к идеалу Христа, возвестившего: «Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь» (Ин. 14: 6).

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/16/...

Если в Восточной Галиции в конце XIX в. активизировалось украинское движение, то среди русинов-лемков продолжало доминировать традиционное русофильство. Так, русофильское Общество им. Качковского, пропагандировавшее идеи общерусского единства, длительное время сохраняло свою популярность среди русинов-лемков, в то время как украинское культурное общество «Просвита», созданное в 1868 г. во Львове для пропаганды украинской идеи, длительное время не имело поддержки среди населения Лемковины. Первая читальня «Просвиты» на Лемковине была создана только в 1892 г. Для повышения эффективности украинской пропаганды среди русинов-лемков львовская «Просвита» образовала в 1911 г. специальную «Лемковскую комиссию», основная функция которой заключалась в распространении украинской литературы и в увеличении количества читален на Лемковине. Благодаря деятельности данной комиссии, число читален украинской «Просвиты» на Лемковине к началу Первой мировой войны возросло до 22, однако русофильство продолжало доминировать среди местного населения. Так, количество читален русофильского Общества им. Качковского на Лемковине к 1912 г. достигло 109, что во много раз превышало число читален «Просвиты». Первоначальные попытки украинской пропаганды на Лемковине были в целом неудачными. Первая украинская газета для лемков издававшаяся в Саноке и позднее в г. Новы Сонч с января до ноября 1912 г., прекратила свое существование из-за отсутствия читателей. Заметно расширить свое влияние на Лемковине «Просвита» смогла только в 1932–1936 гг. уже в условиях межвоенной Польши. С распространением украинской этнической идентичности в Восточной Галиции в конце XIX – начале XX в. связано и окончательное становление самосознания русинов-лемков, которые не только не восприняли украинскую ориентацию своих восточных соседей — русинов Восточной Галиции, но и решительно выступили против украинской идеологии. Термин «лемко» (производное от широко распространенного в местных русинских диалектах наречия «лем», которое переводится как «лишь», «только») появляется уже в начале XIX в., однако в качестве этнонима данный термин стал широко употребляться с начала ХХ века. В это время национальные деятели Лемковины, встревоженные успехами украинского движения в соседнем Львове, стали использовать регионализм «лемко» в качестве самоназвания, чтобы таким образом отличить русинское население к западу от реки Сан, большинство которого не приняло украинскую самоидентификацию, от русинов Восточной Галиции и Буковины, постепенно становившихся украинцами. В культурном и политическом отношении русины-лемки тяготели не к своим восточногалицким соседям-украинцам, а к соседям с юга – карпатским русинам современной северо-восточной Словакии.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/20/nacion...

Археологические памятники древнейшего И. имеют существенное значение для истории всего человечества. Необходимость проведения здесь археологических исследований стала ясна уже в XIX в. (первые раскопки проведены Ч. Уорреном в 1868); в 1907-1909 гг. в И. работала австро-герм. экспедиция (Э. Зеллин , К. Ватцингер ); более системные раскопки вел Дж. Гарстанг (1930-1936), достигший древнейших слоев; в 1952-1958 гг. К. М. Кеньон сделала главные открытия. Небольшие раскопки проводились в кон. 90-х гг. XX в. итал. научной экспедицией. В результате археологических исследований было установлено, что поселение на месте библейского И. возникло за 11-10 тыс. лет до Р. Х., в эпоху мезолита. К этому периоду относят прямоугольное сооружение (6,5×3,5 м), обнаруженное у основания холма, рядом с источником. Оно ограждено каменной стеной и столбами. Эту постройку, включающую тщательно очищенную платформу, интерпретируют как святилище и связывают с ним мощные слои сезонного обживания (лагеря охотников?) т. н. натуфийской культуры каменного века. Слои эпохи докерамического неолита (8500-6000 гг. до Р. Х., в общей сложности ок. 10 м толщиной) показывают процесс перехода от охоты и собирательства к ирригационному земледелию и началу городской цивилизации. Уже на 1-м этапе этого периода площадь поселения была более 2,5 га, а число жителей оценивают в 1-2 тыс. чел. Они жили в круглых и овальных домах (диаметр 4-6 м) из необожженного кирпича плоско-выпуклой формы или из камня; дома крыли тростником, крышу обмазывали глиной. Поселок окружала стена (возможно, дамба для защиты от горных селей, обычных здесь в сезон зимних дождей) длиной ок. 600 м и толщиной более 2 м из крупных необработанных камней, к ней изнутри была пристроена круглая каменная башня диаметром 9 м (сохр. на высоту до 8,2 м!), на крышу которой вела крутая внутренняя лестница (20 ступеней). Все сооружения докерамического И. не раз перестраивали, увеличивали высоту башни, вырубили перед стеной ров в скале и т. д. Сооружения явно предназначались для общественных целей, однако весь комплекс не город в собственном смысле слова, а скорее культовый и, возможно, адм. центр. Часто встречающиеся здесь орудия указывают на развитие земледелия (серпы, жатвенные ножи, каменные ступки, зернотерки и пестики), найдены и каменные зернохранилища высотой не менее 3 м.

http://pravenc.ru/text/293672.html

Ланг, Фриц (1890–1976) — крупнейший немецкий кинорежиссер, постановщик приключенческих, детективных и исторических картин, после прихода Гитлера к власти в Германии эмигрировал и создал ряд антифашистских лент, 123 М аджонг — восточная игра. Закон Маккарена. — Так называемый «закон Маккарена– Вуда» (или «закон о внутренней безопасности») принят в 1950 г. по инициативе сенатора П. Маккарена (1876–1954). Предусматривал обязательную регистрацию всех лиц, имеющих связи с коммунистическими организациями. В дополнение к этому акту в 1952 г. был принят «закон Маккарена–Уолтера», ограничивавший въезд в США «нежелательных иностранцев» — лиц, состоящих или ранее состоявших в компартиях. 124 Брук, Питер (род. в 1925 г.) — известный английский театральный режиссер. Похождения Дживса и Берти Вустера… — Речь идет о многотомной серии романов и сборников новелл английского прозаика–юмориста Пелема Гренвиля Вудхауса (1881–1975), о приключениях Бертрама Вустера и его слуги Дживса («Неподражаемый Дживс», «Давай, Дживс!», «Спасибо, Дживс» и др.). 128 Раттиган, Теренс (1911–1977) — английский драматург. 129 Портман, Эрик (1903–1969) — английский театральный и киноактер; Дональд Олбери, Дороти Тутин, Питер Гленвилль — английские артисты театра. 131 Блант, Уилфрид Скоуэн (1840–1922) — английский поэт и эссеист, поздний романтик. «Дайкири» — кубинский коктейль из рома и лимонного сока. 133 Даллес, Джон Фостер (1888–1959) — американский политический деятель, государственный секретарь США в администрации Д. Эйзенхауэра (1953–1959), убежденный сторонник «холодной войны». Залив Кочинос (залив Свиней) — здесь в 1962 г. организована инспирированная ЦРУ США попытка военной интервенции кубинских контрреволюционеров на социалистическую Кубу. 136 Лус, Генри Робинсон (1898–1967) — американский издатель, редактор, основатель еженедельного журнала «Тайм» (выходит с 1923 г.), «Лайф» (выходит с 1936 г.) и мн. др. 137 Дуглас, Джордж Норман (1868–1951) — шотландский писатель, дипломат, автор сатирико–фантастических романов и публицистических книг, где критикуется капиталистическое общество XX в.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Яковлева (урожд. Приклонская) Ольга Петровна (1879–1966), художник, жена А. И. Яковлева; Янжул Иван Иванович (1846–1914), историк, экономист, статистик, магистр (1874), доктор (1876) финансового права, академик Петербургской АН (1895). Профессор (1876– 1898), заслуженный профессор (1898), секретарь (1878–1879) юридического ф-та М. у.; Яницкий Николай Федорович (1891–1979), историк, доктор географических наук, в 1915–1917 магистрант историко-филологического ф-та ун-та Св. Владимира в Киеве. Преподаватель Таврического ун-та в Симферополе (1920), сотрудник кооперативной библиотеки. С конца 1920 – в Москве. Директор Государственной центральной книжной палаты (1920–1931), зам. директора ГБЛ (1931–1932), сотрудник Госплана РСФСР (1931), сотрудник Ин-та географии АН СССР (1936–1963); Янушкевич Николай Николаевич (1868–1918), военный деятель, ген. от инфантерии (1914). Начальник Генерального упр-ния Генштаба (март–июль 1914), начальник штаба Верховного главнокомандующего (июль 1914 – август 1915), с августа 1915 помощник наместника на Кавказе по военной части, с сентября 1916, одновременно, начальник снабжения Кавказской армии. После Февральской революции в отставке, в 1918 арестован в Могилеве и направлен в Петропавловскую крепость, по дороге убит конвоирами; Янчук Николай Андреевич (1859–1921), этнограф, филолог. Один из организаторов и председатель музыкально-этнографической комиссии при Этнографическом отделе ОЛЕАЭ, секретарь этого об-ва (1889–1903). Основатель и хранитель (с 1897) Дашковского этнографического музея (до 1924 в составе Румянцевского музея), профессор историко-филологического ф-та М.у. (с 1919). Один из организаторов (1918) Белорусского научно-культурного об-ва и Белорусского народного ун-та в Москве, профессор Белорусского государственного ун-та в Минске (1921); Ярослав Владимирович Мудрый (ок. 978–1054), великий князь киевский (1016– 1018, 1019–1054); Ясинский Антон Никитич (1864–1933), историк-медиевист, специалист по средневековой Чехии, магистр (1895), доктор (1901) всеобщей истории, член Чешской АН (1907), член-корр. Королевского чешского об-ва наук, академик АН БССР (1929). Профессор Юрьевского ун-та (1896–1911), директор Педагогического ин-та им. П. Г. Шелапутина в Москве (1911–1919). Приват-доцент (1912–1918), профессор (1918–1919) историко-филологического ф-та М.у., профессор Московского археологического ин-та (1920–1922), Белорусского государственного ун-та (1922–1928);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО направление в позитивистской и атеистической философии нач. ХХ в., поставившее своей основной целью создание новой религии - «религии без Бога» на основе коллективного опыта и трудовой деятельности человечества. Возникшее в безрелиг. среде и отрицающее «Живого Бога», Спасителя, и веру людей в Его спасающий промысл, Б. пыталось наряду с отрицанием истинной религии заполнить образовавшуюся пустоту псевдорелиг. построениями, связанными с мифологизацией «человечества». В отличие от модного на Западе христ. социализма Б., соединяя идею социализма с религией, отвергает христианство, стремится утвердить социализм в качестве религии и занять место отвергнутого христианства. По своим теоретическим установкам Б. восходит, с одной стороны, к разрабатываемым в европ. философии XIX в. идеям Л. Фейербаха о необходимости для жизни религии, очищенной от теологического понимания Бога, О. Конта о всеобщей религии человечества, К. Маркса о «научном социализме», Ф. Ницше о «смерти Бога» и механически объединяет их с положениями из философии жизни, неокантианства и эмпириокритицизма, с др.- пытается характерную для рус. интеллигенции веру в народ как носителя Божией правды превратить в веру в мистически понимаемое «человечество», абсолютизирует его, наделяет Божественными свойствами и требует почти религ. почитания. Созвучная эпохе нигилизма и безбожия внутренняя логика Б. опирается на подмену Богочеловека обожествленным человеком, человекобогом; таким коллективным человекобогом в Б. становится «человечество», а его религией - социализм как неизбывное стремление людей к социальной справедливости и равенству и утопическое обещание построить на земле это царство божие без Бога. Основные представители Б.: А. В. Луначарский (1875-1933), автор кн. «Религия и социализм», предпринял попытку теоретически обосновать т. н. «научный социализм» Маркса в качестве «новой религии», некой разновидности атеистической веры и логического продолжения учения Фейербаха о религии любви к человеку; считает, что религ. вера в творческие «потенции» человека и человечества является обязательным условием научного и общественного прогресса, к-рый разрешит основные противоречия жизни и удовлетворит естественное стремление человека к счастью; М. Горький (1868-1936), к-рый в повести «Исповедь» (1907) рисует образ послушника Матвея, утратившего в христианстве веру в Бога и обретающего на заводе веру в народ, в нового бога и новую религию Б.; В. А. Базаров (наст. фам. Руднев; 1874-1939), сторонник «духовного» марксизма, исследователь и пропагандист богоискательства . Близкие к Б. позиции по ряду теоретических проблем занимал А. А. Богданов (наст. фам. Малиновский; 1873-1928), создатель «тектологии», всеобщей организационной науки о созидательной деятельности человека, «науки», к-рую он рассматривал как универсальное мировоззрение и жизнепонимание, преодолевающее узкие рамки философии.

http://pravenc.ru/text/149591.html

19.10(01.11)1993 СТАРОРУССКАЯ 24.05.1856 31.07.1856 ТАЛЛИННСКАЯ 31.07.1856 15.02.1857 в/у НОВГОРОДСКАЯ 17.09.1856 01.10.1856 в/у САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 17.09.1856 01.10.1856 КОСТРОМСКАЯ 15.02.1857 12.05.1877 Полиевкт Пясковский МИХАЙЛОВСКАЯ 11.06.1895 22.01.1900 РЯЗАНСКАЯ 22.01.1900 07.11.1902 Поликарп Донорский БАЛАХНИНСКАЯ 14.01.1868 08.11.1886 Поликарп Приймак ВЯТСКАЯ 06(19)07.1957 03(16)11.1962 в/у ИЖЕВСКАЯ 03(16)03.1961 06.1961 АРХАНГЕЛЬСКАЯ 03(16)11.1962 14(27)01.1966 ИВАНОВСКАЯ 14(27)01.1966 17(30)07.1968 ПЕНЗЕНСКАЯ 17(30)07.1968 03(16)12.1969 Поликарп Радкевич ХЕРСОНСКАЯ 05.07.1853 12.07.1858 ОРЛОВСКАЯ 12.07.1858 29.08.1867 Поликарп Розанов УМАНСКАЯ 09.09.1884 02.04.1888 КУРСКАЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 02.04.1888 24.10.1891 Поликарп Сикорский ЛУЦКАЯ (ПАЦ) 19.03(01.04)1932 06.1940 ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ 06.1940 11(24)12.1941 ЛУЦКАЯ, паки (УАПЦ) Поликарп Тихонравов ЛУКОЯНОВСКАЯ 08(21)03.1920 06(19)06.1922 ЛУКОЯНОВСКАЯ, обн. 06(19)06.1922 12(25)08.1923 ЛУКОЯНОВСКАЯ 12(25)08.1923 24.01(08.02)1924 АРДАТОВСКАЯ 24.01(08.02)1924 Порфирий ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ (1470) Порфирий СМОЛЕНСКАЯ XIII–XIV вв. Порфирий ХОЛМСКАЯ Порфирий ЧЕРНИГОВСКАЯ (1187) Порфирий Ардан в/у МУКАЧЕВСКАЯ Порфирий Вишняков СЫЗРАНСКАЯ, обн. Порфирий Грек ЧЕРНИГОВСКАЯ (1239) Сщмч. Порфирий Гулевич КРИВОРОЖСКАЯ 12(25)06.1928 23.08(05.09)1930 КИРОВОГРАДСКАЯ 23.08(05.09)1930 29.07(11.08)1931 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 29.07(11.08)1931 26.09(09.10)1936 Порфирий Крайский ВЛАДИМИРСКАЯ 30.05.1748 09.10.1755 КОЛОМЕНСКАЯ 09.10.1755 29.10.1763 КУРСКАЯ 29.10.1763 07.07.1768 Порфирий Соколовский ДМИТРОВСКАЯ 21.11.1858 21.03.1859 УФИМСКАЯ 21.03.1859 13.09.1860 ТОМСКАЯ 13.09.1860 14.11.1864 ЧИГИРИНСКАЯ 14.02.1865 31.12.1877 Прокл Хазов в/у ТИХВИНСКАЯ 28.08(10.09)1987 04(17)10.1987 ТИХВИНСКАЯ 05(18)10.1987 31.08(13.09)1989 СИМБИРСКАЯ 31.08(13.09)1989 Прокопий ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ (XII–XIII вв.) Сщмч. Прокопий Титов КИРОВОГРАДСКАЯ 30.08.1914 ранее 01(14)09.1921 ХЕРСОНСКАЯ ранее 01(14)09.1921 06(19)11.1925/ 11(24)08.1937 Протасий (Тарасий) ВОЛОГОДСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глоссы И. Ф. к Декрету Грациана, выявленные к наст. времени в 90 рукописях, датируются периодом между 1171 и 1177 гг. Общее их число неизвестно. По подсчетам Н. Хёля, сохранилось свыше 350 глосс И. Ф. к 1-й части Декрета (Distinctiones. 1-101) ( Höhl. 1987). Р. Вайганд приводит сведения о 43 глоссах И. Ф. только к 1-й из 36 «causae» 2-й части Декрета ( Weigand. 1988). В рукописной традиции глоссы помещались не единым корпусом, а тематическими группами в составе глосс разных авторов. В XIII в. значительная часть глосс И. Ф. к Декрету Грациана получили статус ординарных (см. Glossa ordinaria ). Независимость суждений, глубина и тонкость анализа позволяют говорить об И. Ф. как об одном из ведущих канонистов XII в. Соч.: Schulte J. F., von. Die Rechtshandschriften der Stiftsbibliotheken von Göttweig//SAWW. Philos.-Hist. Kl. 1868. Bd. 57. S. 580-585 [Пролог и предисловие к «Сумме...»]. Библиогр.: Kuttner S. Repertorium der Kanonistik (1140-1234). Vat., 1937, 1981r. Vol. 1: Prodromus Corporis Glossarum. P. 143-146. Лит.: Juncker J. Summen und Glossen: Beitr. zur Literaturgeschichte des kanonischen Rechts im 12. Jh.//ZSRG.K. 1925. Bd. 14. S. 462-471; Argnani J. Joannes Faventinus glossator: Brevis commentatio de vita et operibus eius//Apollinaris. R., 1936. T. 9. P. 418-443, 641-658; Lefebvre Ch. Gratien et les origines de la «dénonciation évangélique»//Studia Gratiana. Bononiae, 1956/1957. Vol. 4. P. 238-239, 245-246; Schulte J. Fr., von. Die Geschichte der Quellen und Literatur des canonischen Rechts. Graz, 1956. Bd. 1. S. 137-140, 221, 224; Landau P. Jus patronatus: Stud. z. Entwicklung des Patronats im Dekretalenrecht und der Kanonistik des 12. und 13. Jh. Köln; W., 1975. S. 13-14, 224; Höhl N. Die Glossen des Johannes Faventinus zur Pars I des Decretum Gratiani. Würzburg, 1987; idem. Wer war Johannes Faventinus?//Proc. of the 8th Intern. Congr. of Medieval Canon Law (San Diego, August 21-27, 1988). Vat., 1992. P. 189-203; Weigand R. Die Glossen des Johannes Faventinus zur Causa 1 des Dekrets und ihre Vorkommen in späteren Glossenapparaten//Archiv für katholisches Kirchenrecht. Mainz, 1988. Bd. 157. S. 73-107; idem. Die Glossen zum Dekret Gratians: Stud. z. den frühen Glossen und Glossenkompositionen//Studia Gratiana. 1991. Vol. 26. P. 607-608, 1027; idem. Die Glossen des Johannes Faventinus zum Wahl- und Weiherecht und ihre Rezeption in den westlichen Schulen//Archiv für katholisches Kirchenrecht. 1995. Bd. 164. S. 54-75; Kalb H. Das Recht der Herrscherabsetzung bei Johannes Faventinus//ZSRG.K. 1992. Bd. 78. S. 159-182; Donahue Ch. Johannes Faventinus on Marriage//Medieval Church Law and the Origins of the Western Legal Tradition: A Tribute to K. Pennington/Ed. W. P. Müller, M. E. Sommar. Wash., 2006. P. 179-197.

http://pravenc.ru/text/471524.html

Madrid, 1966; Devlin J. J. Spanish Anticlericalism: A Study of Modern Alienation. N. Y., 1966; Artigues D. El Opus Dei en España. P., 19712; Asamblea conjunta obispos-sacerdotes: Historia de la Asamblea, discursos, texto íntelas ponencias, proposiciones, conclusiones, apéndices. Madrid, 1971; Cuenca Toribio J. M. La Iglesia española ante la revolución liberal. Madrid, 1971; idem. Relaciones Iglesia-Estado en la España contemporanea. Madrid, 1989 2; Marti Gilabert F. La Iglesia en España durante la Revolución Francesa. Pamplona, 1971; idem. Iglesia y Estado en reinado de Fernando VII. Pamplona, 1994; Arbeloa V. M. Socialismo y anticlericalismo. Madrid, 1973; idem. La semana trágica de la Iglesia en España. Barcelona, 1976; Benavides D. El fracaso social del catolicismo español: Arboleya-Martínez, 1870-1951. Barcelona, 1973; idem. Democracia y cristianismo en la España de la Restauración, 1875-1923. Madrid, 1978; Хибриков Н. Г. «Национальное движение» («Фаланга») и «Опус Деи» в системе франкистской диктатуры в Испании//ВМУ. Сер. 12: Право. 1974. 6. С. 71-78; Andr é s-Gallego J. La política religiosa en España, 1889-1913. Madrid, 1975; idem. Pensamiento y acción social de la Iglesia en España. Madrid, 1984; C á rcel Ort í V. Política eclesial de los gobiernos liberales españoles (1830-1840). Pamplona, 1975; idem. Iglesia y revolución en España, 1868-1874. Pamplona, 1979; idem. León XIII y los católicos españoles. Pamplona, 1988; idem. La Iglesia y la transición española. Valencia, 2003; Á lvarez Bolado A. El experimento del nacional catolicismo. Madrid, 1976; idem. Para ganar la guerra, para ganar la paz: Iglesia y guerra civil, 1936-1939. Madrid, 1995; Chao Rego J. La Iglesia en el franquismo. Madrid, 1976; Andr é s-Gallego J. e. a. Estudios históricos sobre la Iglesia española contemporáne. Escorial, 1979; Historia de la Iglesia en España/Dir. R. García-Villoslada. Madrid, 1979. T. 4-5; Sarrailh J. La España ilustrada en la segunda mitad del siglo XVIII. México; Madrid, 1979; Caro Baroja J.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Полковник Чарльз Э. Реппингем (1858–1925) — военный историк и журналист. 187 Леди Джулиет Дафф (1881–1965) — дочь графа Лонсдейлского. С 1903 по 1914 г. была замужем за сэром Робином Даффом; с 1919 по 1926 г. — за майором Трэвером. Друг многих писателей, издала в 1916 г. антологию, куда входили их стихи. 188 Русского в военной форме — это был Николай Гумилев (1886–1921). В июне 1917 года он писал Ахматовой: «Мне обещали также устроить встречу с Честертоном. […] Его здесь или очень любят, или очень ненавидят. Но все считаются. Он пишет также и стихи, совсем хорошие» (цит. по книге Г. М. Кружкова «Ностальгия обелисков», М., 2002, стр. 178). 189 Габриэль д’Аннунцио (1863–1938) — итальянский писатель. Анатоль Франс (Жак Анатоль Француа Тибо, 1844–1924) — французский писатель. Честертон не принимал ни декадентства д’Аннунцио, ни безверия Франса. 190 Война в небесах — см. Откр (в синод. переводе: «произошла на небе война»). 191 Силы злобы поднебесной — см. Еф 6:12 (в синод. переводе и, видимо, в подлиннике: «духи злобы поднебесной»). 192 Мейфер — аристократический район Лондона. Чтобы дойти до дома родителей Честертона (по–видимому, он забыл, что еще был жив и отец, умерший в начале 1922 г.), надо пройти насквозь, с востока на запад, весь Кенсингтонский парк. 193 Хармсворты — основатели т. н. «желтой прессы», газетные магнаты братья Альфред Чарльз Уильям Хармсворт (1865–1922), позже — лорд Нордклиф, и Гарольд Сидни (1868–1940), позже — лорд Ротермир. 194 Фердинанд Фош (1851–1929) — командующий союзными войсками, с 1918 г. — маршал Франции. 195 Отрывок из поэмы С. Т. Колдриджа «Старый мореход» (1798) дан в переводе Гумилева. Какое промыслительное совпадение! 196 Покойного короля — Георг V (1865 — январь 1936, правил с 1910 г.). 197 Джордж Натаниэль, маркиз Керзон Керлстонский (1859—1925) — английский политический деятель. Министр иностранных дел в 1918—1922 гг. 198 Хью Ричард Сесил, барон Киксвудский (1866—1956) — английский политический деятель, консерватор. Сын лорда Солсбери. 199

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010