бытовом и этнографическом применении. – СПб., 1796 Курганов, Письмовник – Курганов Н. Г. Книга писмовник, а в ней наука российского языка, с седмыю присовокуплениями разных учебных и полезнозабавных вещесловий. – СПб., 1777. Курганов Н. Г. Писмовник, содержащий в себе науку российского языка со многим присовокуплением разного учебного и полезно-забавного вещесловия. Ч. 1–2. – 6-е изд. – СПб., 1796. Лекс. вокаб. новым – Лексикон вокабулам новым по алфавит: Рукопись БАН. – СПб., 1910.//Сб. ОРЯС – Т. 88. – 2. Лексикон XVIII в. – Рукописный лексикон первой половины XVIII в. – Л., 1964. Лихтен, Лексикон – [Лихтен И. Ф.] Лексикон российской и французской, в котором находятся почти все Российские слова по порядку Российского алфавита. Ч. 1–2. – СПб., 1762. Макаров, Русск.-франц. сл. – Макаров Н. П. Полный русско-французский словарь. Ч. 1–2. – СПб., 1867. Макаров, Франц.-русс. сл. – Макаров Н. П. Полный французско-русский словарь. Ч. 1–2. – СПб., 1870. Максимов, Крыл. слова – Максимов С. Крылатые слова. – 2-е изд. – СПб., 1899. Словарь русского языка. Т. 1–4. – М., 1957–1961. То же. – 2-е изд. –М., 1981–1984. То же. – 3-е изд. – М., 1985–1988. Мат-лы для термин. словаря – Материалы для терминологического словаря древней России/Сост. Кочин Г. Е.– М.; Л., 1937. Миллер, Польско-росс. сл. – Миллер С. Польско-российский словарь. Т. 1–3. – Вильно, 1829–1830. Михельсон, Метк. слова – Михельсон М. И. Меткие и ходячие слова. Сборник русских и иностранных пословиц, изречений и выражений. – СПб., 1894. Михельсон, Русск. мысль и речь – Михельсон М. И. Русская мысль и речь: Свое и чужое: Опыт русской фразеологии: Сборник образных слов и иносказаний. Т. 1–2. – СПб., 1902–1903. То же. [посмертн. изд.] – СПб., 1912. Михельсон, Ходяч. слова – Михельсон М. И. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов (иносказаний). – СПб., 1896. Наумов, Доп. к Сл. Даля – Наумов И. Ф. Дополнения и заметки к Толковому словарю Даля. – СПб., 1874.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Цоневъ – Цоневъ Б. История на български език. Т. 1–3. – София, 1919–1937. III. Журналы, газеты, альманахи. Труды научных обществ Аврора – Аврора. – М., 1805–1806. Академ изв. – Академические известия. – СПб., 1779–1781. Беседующий гражданин – Беседующий гражданин, ежемесячное издание. – СПб., 1789. Библиотека для чтения – Библиотека для чтения: Журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод. – СПб., 1834–1865. Вестн. Европы – Вестник Европы, издаваемый М. Каченовским: – М., 1802–1830. Вестник Европы: Журнал науки, политики и литературы, основанный М. М. Стасюлевичем. – СПб., 1866–1918. Голос минувшего – Голос минувшего: Журнал истории литературы. – М., 1913–1923. Гражданин – Гражданин. Политический и литературный журнал-газета. – СПб., 1872–1879. Дамский журнал – Дамский журнал: Лит-ра. Проза. – М., 1823–1833. Древности – Древности: Труды славянской комиссии имп. московск. археплотич. общества. Т. 1–5. – М., 1895–1911. Древности: Труды Имп. Московск. археологии, общества. Т. 1–25. – М., 1865–1916. Живая старина – Живая старина: Периодическое издание отделения этнографии имп. русск. географич. общества. – СПб., 1890–1917 Журн. изящн. искусств – Журнал изящных искусств, издаваемый В. Григоровичем. – СПб., 1823, 1825. Журнал Министерства народного просвещения. – СПб., 1834–1917. Зап. АН – Записки имп. АН. Т. 1–75. – 1862–1895. Зап. русск. геогр. об-ва – Записки русск. геогр. общества по отделению этнографии. Т. 1–44. – СПб., 1867–1925. Изв. АН СССР, Известия АН СССР. Отделение общественных наук. – М., 1936–1938. Изв. ОРЯС АН – Известия Имп. АН по ОРЯС. Т. 1–10. – СПб., 1852–1863. Известия ОРЯС Российской АН. – СПб., 1896–1927. Искра – Искра. Сатирич. журнал с карикатурами. – СПб., 1859–1873. Календарь муз – Календарь муз на 1826 г., изданный А. Измайловым и П. Яковлевым. – СПб., 1826 Летопись археогр. комиссии – Летопись занятий археографической комиссии. Вып. 1–35. – СПб., 1862–1929. Летопись ист.-фил. о-ва Новоросс. ун-та – Летопись историко-филологич. общества при имп. Новороссийском ун-те. Вып. 1–25. – Одесса, 1890–1916.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Тексты, переводы и комментарии Io.Philop. De aeternitate mundi contra Proclum, ed. H.Rabe, Lipsiae, 1899; Hildesheim, 1963. De opificio mundi libri VII, rec. G.Reichardt. Lipsiae, 1897. Diaitëtës ë peri henöseös, – PG, ed. Migne, XCIV, col. 744 – 753 (сохранилось в сирийском переводе, греческие фрагменты у Иоанна Дамаскина). In Aristotelis Categorias, ed. A.Busse. Berolini, 1898. – CAG, XIII, 1. In Aristotelis Analytica Priora, ed. M.Wallies. Berolini, 1905. – CAG, XIII, 2. In Aristotelis Analytica Posteriora, ed. M.Wallies. Berolini, 1909. – CAG, XIII, 3. In Aristotelis Meteorologica, ed. M.Haydick. Berolini, 1901. – CAG, XIV, 1. In Aristotelis De generatione et corruptione, ed. H.Vitelli. Berolini, 1897. – CAG, XIV, 2. In Aristotelis De generatione animalium, ed. M.Hayduck. Berolini, 1893. – CAG, XIV, 3. In Aristotelis De anima, ed. M.Hayduck. Berolini, 1897. – CAG XV. In Aristotelis Physicorum libri VIII, ed. H.Vitelli. Berolini, 1887 – 1888. – CAG, XVI – XVII. Exëgësis eis to pröton tës Nicomachoy arithmëticës eisagögës, ed. R.Hoche, Lipsiae, 1864 – 1867, I – III. Breves sed apprime doctae et utiles expositiones in omnes XIV Aristotelis libros eos qui vocantur Metaphysica, quas Fr.Patricius de Graecis Latinas fecerat. Ferrariae, 1583. Johannes Philoponas Grammatikos von Alexandrien. Ausgewählte Schriften. Ubersetzt, eingeleitet und kommentiert von W.Böhm. München – Paderborn – Wien, 1967. Johannes Grammaticus Philoponus Alexandrinus. In Aristotelis De anima. Proemion. Transl. from the Greek by J.Dudley. – Bulletin de la Société internationale pour l " étude de la Philosophie médiévale, 1971 – 1975, 16 – 17, p. 62 – 85. Общая литература A.Gudeman. Iohannes Philoponus. – Realencyclopädie der classischen Altertumwissenschaft, IX, 2. V.Grumel. Jean Grammaticos et saint Théodore Studite. – Echos d " Orient, 1937, 36, p. 181 – 190. É.Évrard. Les convictions religieuses de Jean Philopon et la date du Commentaire aux " Météorologiques " . – Bulletin de l " Akadémie Royale de Belgique. Classe des Lettres, 1953, 39, p. 299 – 357.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

В житии священномученика Амвросия (Гудко; 1867-1918), юго-западного уроженца, мы ощущаем весь аромат Южной России, с ее особенным наречием и крестьянским бытом. И в то же время в житии подробно описывается бушевание разгула страстей, когда одни, пользуясь стихийным бедствием, отбирали у других имущество (иной раз последнее). А представители власти, которые в сознании многих сейчас мыслятся как православные, в действительности к началу ХХ  века оказывались совершенно не знающими Бога и даже враждебными религии. Россия конца XIX – начала XX столетия, включая Украину и Беларусь, как следует из житий мучеников, бывших органической частью тогдашней действительности, является уже не тем раем, какой ее представляют современные фантазеры-романтики, а страной с большими проблемами, нерешенность которых влекла страну к катастрофе. Другое дело, что ужасы окружающей исповедников действительности не мешали им оставаться людьми, показывая перед всеми небесную красоту христианской личности, на что так скудна современная эпоха, не извлекшая из трагичного, но духовно богатого прошлого почти никаких уроков. Из житий новомучеников мы видим, что проблема западных национальных окраин стояла тогда так же остро, как и сейчас. Невежество, и в частности невежество религиозное, ставшее причиной возникновения множества сект, как было в начале XX  века (как это ясно из жития священномученика Сильвестра (Ольшевского; 1860-1920), архиепископа Омского), так осталось и в XXI  веке. Анализируя житие священноисповедника Романа Медведя (1874-1937), можно сделать вполне определенные выводы, что из себя представляет христианский социализм на примере популярной в то время общины помещика Неплюева, чей «христианский проект» заменил индивидуального эксплуататора – коллективным, показав, насколько попытки материально устроиться на земле, якобы на основе христианства, далеки от учения Христа. Просвещенные суждения новомучеников следовало бы взять себе в помощь современному обществу, избыточествующему словами, но бедному духом. Многие из современных проблем, не решенные в прошлом, имеют достаточные описания и точные характеристики и даже, в некоторых случаях, предложения к решению, нашедшие свое отражение в духовном наследии новомучеников.

http://fond.ru/izdaniya-fonda/otdel-nye-...

Термин «Д.» активно употреблялся и в практике Синодального хора . Так, напр., Д. называл верхнюю партию А. Д. Кастальский - директор Синодального уч-ща и хора (с 1910), автор ок. 200 духовных сочинений и переложений, составлявших основу клиросного (и в большой мере концертного) репертуара Синодального хора в 1900-х гг. Термин встречается также в совр. композиторской и исполнительской практиках. 4. Д. (дишкант), высокий солирующий голос, исполняющий подголосок в импровизационной манере в виде украшения. Встречается в донских казачьих песнях и песнях вост. областей Украины и Белоруссии, где его называют также подголосником или подводкой. 5. В XVI-XVII вв. наименование самого высокого инструмента в семействе однотипных инструментов (напр., Д.-виола, Д.-тромбон, Д.-альт, Д.-блокфлейта, Д.-бомбарда и т. п.). 6. Органный регистр, охватывающий верхнюю половину клавиатуры; часто дополняется соответствующим басовым регистром, напр. гобой-фагот (см. ст. Орган ). Лит.: Разумовский Д. В. Церковное пение в России. М., 1867-1869. Вып. 1-3; он же. Государевы певчие дьяки XVII в. М., 1881; Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной методологии. М., 1929-1937. Ч. 1-3; Tarneaud J. , Seeman М. La voix et la parole. P., 1950; Luchsinger R. , Arnold G. E. Lehrbuch der Stimme- und Sprachheilkunde. W., 19592; Hussen R. La voix chantée. P., 1960; Успенский Н. Д. Древнерус. певч. искусство. М., 1965, 19712; Vennard W. Singing: the Mechanism and the Technic. N. Y., 1968; Детский голос: (Экспериментальные исследования)/Ред.: В. Н. Шацкая. М., 1970; Протопопов В. В. Музыка петровского времени о победе под Полтавой//Музыка на Полтавскую победу. М., 1973. С. 212-215. (ПРМИ; 2); Дилецкий Н. Идеа грамматики мусикийской/Публ., пер., исслед. и коммент.: В. В. Протопопов. М., 1979. (ПРМИ; 7); Герасимова-Персидская Н. А. Партесный концерт в истории муз. культуры. М., 1983; Синодальный хор и училище церковного пения. М., 1998. (РДМДМ; 1); Гурьева Н. В. Система осмогласия в рус. Литургии кон. XVII - нач. XVIII в.: Канд. дис. М., 2000.

http://pravenc.ru/text/178540.html

«Умирание искусства» было переведено на немецкий, английский, итальянский, испанский и японский языки. Книге на многие годы суждено было стать «другим я» ее автора — «…знатока искусства, историка культуры, мастера-эссеиста… христианина в гуманизме, посла русской, но и европейской истинной России на Западе» . В этом качестве «петербуржца и европейца» Вейдле и возвращается из прошлого в настоящее и, будем надеяться, из забвения — к признанию, подтверждающему предчувствие Г. Иванова о том, что вопреки всему пророчества великих поэтов имеют обыкновения сбываться…   ПРИМЕЧАНИЯ Мысли о Достоевском   Впервые: Современные записки. Париж, 1936. 62.   «митрополит Филарет» (Василий Михайлович Дроздов, 1783—1867)— с 1821 г. митрополит московский, составитель православного катехизиса (1823), принимал участие в составлении манифеста об освобождении крестьян, инициатор русского перевода Библии, выдающийся церковный писатель («Слова и речи», «Начертание церковной библейской истории» и др.); в 1994 г. причислен Русской Православной Церковью к лику святых.   Границы Европы   Впервые: Современные записки. Париж, 1936. 60. Вошло в кн.: Вейдле В. Задача России. Нью-Йорк: Изд-во имени Чехова, 1956.   Беллок, Хилэр (1870—1953) — английский историк, публицист, сатирик, автор детских стихов, политик; представитель «католического литературного Возрождения»; вместе с Г. К. Честертоном выступал за полную интеграцию английского католицизма с европейским. Массис, Анри (1886—1970)— французский католический писатель, горячий приверженец неотомизма; автор книг «Рассуждения» (1923), «Защита Запада» (1928) и др.   Пушкин и Европа   Впервые: Современные записки. Париж, 1937. 63. Вошло в кн. «Задача России».   сказал в пушкинской речи Достоевский… — имеется в виду речь Ф. М. Достоевского, произнесенная 8 июня 1880 г. на заседании Общества любителей российской в связи с открытием в Москве памятника А. С. Пушкину; впервые опубликована в " Московских ведомостях» (13 июня 1886). последние два сборника Гете… – речь идет о выпусках книги стихов И. В. Гете «Западно-восточный диван» (1814—1819; 1827).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=851...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЬВЕЙТ Мартин Карлович (1833, Тауроген (ныне Таураге, Литва) - 1918, ст-ца Прохладная (ныне г. Прохладный, Кабардино-Балкария)), один из основоположников российского баптизма. Род. в бедной лютеран. семье и в 13 лет был отдан в семью лютеран-пиетистов, переселенцев из Германии. В мае 1858 г. вместе с женой и сестрой принял крещение в баптистской общине Икшен Ковенской губ. В 1863 г. К. с семьей переехал в Тифлис (Тбилиси), где проходил воинскую службу его брат. Постепенно вокруг К. собралась нем. баптистская община из 15 чел. В 1867 г. К. познакомился с Н. И. Ворониным и 20 авг. того же года крестил Воронина в р. Куре. Воронин организовал первую рус. баптистскую общину, к-рая к 1871 г. состояла из 12 чел. и вскоре объединилась с нем. общиной К. В 1875 г. тифлисская община по совету К. направила В. Г. Павлова в Гамбург для получения теологического образования (в 1909 - председатель Союза русских баптистов ). В 1877 г. К. стал членом церковного совета тифлисской общины, а в 1880 г. был избран «диаконом церкви». Во время русско-тур. войны община выделила 4 чел. (2 мужчин и 2 женщин) для ухода за ранеными и была награждена знаком Красного Креста, носить к-рый община доверила К. В 1891 г. К. вместе с др. баптистами (ок. 50 чел.) был отправлен в адм. ссылку в Герюсы Зангезурского у. Елизаветпольской губ., а затем в Эривань (Ереван). Ок. 1900 г. он вернулся из ссылки в Тифлис, в 1908 г. община отпраздновала 50-летие его служения. Позднее К. переехал к дочери в ст-цу Прохладная, где и скончался. Арх.: Кальвейт М. К. Автобиография: Ркп.//Архив Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов. Лит.: История евангельских христиан-баптистов в СССР. М., 1989. С. 75-78; Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность. СПб., 1997. Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова: ГУДСПИД Эдгар Джонсон (1871 - 1962), амер. баптист. богослов и библеист, один из представителей чикагской школы библеистики КАРГЕЛЬ Иван Вениаминович (1849-1937), один из основоположников движения евангельских христиан-баптистов в Российской империи

http://pravenc.ru/text/1320171.html

«Подкрепите меня Уайльдом…» — перифраза строк из «Песни песней» (2:5) 120 «Личный секретарь» — трехактный фарс сэра Чарльза Генри Хотри (1858–1923). Премьера состоялась в 1884 г. 121 Роберт Бонтайн Каннингем Грэхем (1852–1936) — чрезвычайно разносторонний человек, который был и анархистом, и путешественником (в основном — в Латинской Америке), и плодовитым писателем. Наиболее известны его «Тринадцать рассказов» (1900), «Успех» (1902), «Эрнандо де Сото» (1903), «Шотландские истории» (1914), «Кони Конкисты» (1930). Каннингем Грэхем — шотландец (он претендовал на происхождение от короля Роберта II, правившего в 1370–71 гг.); но бабушка у него испанка. 122 Перси Дирмер (1867–1936) — англиканский священник. 123 Хью Латимер (ок. 1485–1555) — англиканский епископ, казненный Марией Тюдор (правила с 1553 по 1558) вместе с архиепископом Томасом Кранмером (1489–1555) и епископом Никласом Ридли (ок. 1506–1555). 124 «Грешник ли он, не знаю…» — см. Ин 9:25. 125 Генри Скотт Холланд (1847–1918) — англиканский священник и богослов, с 1895 — каноник в соборе св. Павла. 126 Чарльз Гор (1853–1923) — англиканский епископ, один из лидеров так называемого христианского социализма. Происходил из аристократической семьи (отец — граф, мать — дочь графа). 127 Душа по природе [своей] христианка (лат.). 128 Сидни Смит (1771–1845) — один из основателей журнала «Эдинбург Ривью» (1802). Прославлен своим остроумием в беседах, статьях и письмах. 129 «Бог на небе и все хорошо на свете» — слова из песенки, которую поет героиня поэмы Р. Браунинга «Проходит Пиппа» (1841). 130 1. Джордж Рэмзи Макдональд (1866–1937) — английский политический деятель, лидер лейбористов, премьер–министр в 1924–м и с 1929 по 1935 г. 131 Томас Харди (1840–1926) — английский романист. Честертон много писал о нем, но самые интересные рассуждения — здесь, в «Автобиографии». 132 Стопфорд Огастес Брук (1832–1916) — англиканский священник, с 1872 г. — капеллан королевы. В 1880 г. вышел из церкви из–за несогласия с ее догмами. 133 Джордж Мередит (1828–1909) — английский романист. См. о нем эссе «Один из великих» (издано по–русски) и книгу «Викторианский век в литературе» (еще нет). 134

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Процесс окончился оправданием Добрянского-Сачурова и его дочери, однако Добрянскому-Сачурову запрещалось пребывание в местах с русским и славянским населением. В 1882–87 в Вене были опубликованы труды Добрянского-Сачурова «О современном религиознополитическом положении австро-угорской Руси», «Материалы для памятной записки галицких русских» и др.; значительная часть работ была написана Добрянским-Сачуровым в 1887–1901 в Инсбруке: «Взгляд, на вопрос об общеславянском языке», «В защиту истины», «Римско-немецкая империя Гогенцоллернов и греко-славяне», «Календарный вопрос в России и на Западе» и др. В связи с обострением в 1880-х вопроса о наименовании русских Галиции и Угрии народом «рутенским» и «русинским» (единственное число – «русин») Добрянский-Сачуров подробно анализировал этот этноним в работе «Наименование австро-угорских русских» (1885, на нем. яз.) и др. Лит.: Аристов Ф. Ф. А. И. Добрянский-Сачуров. РА, 1913; ч. 3–5; его же. Карпато-русские писатели. М., 1916. Т 1; Недзельский Е. А. И. Добрянский в его кн.: Очерк карпаторусской литературы. Ужгород, 1932; Грабарь И. Э. Моя жизнь. М., 1937. Т. Ф. Аристова Довмонт-Тимофей († 20.05.1299), благоверный князь, вошедший в русскую культуру как идеал воина и правителя. Князь Довмонт княжил в Нальшенайской земле под властью короля Миндовга. В 1263 он принял участие в заговоре против Миндовга. В ходе борьбы с его старшим сыном, королевичем Войшелком, Довмонт вынужденно покинул Литву и летом 1266 вместе с семьей и дружиной прибыл в Псков. Здесь он принял православное крещение с именем Тимофей. Довнар-Запольский Митрофан Викторович (02.06.1867–30.09.1934), историк, этнограф, фольклорист. Родился в г. Речица Минской губ. Из дворян. В 80–90-х гг. XIX в. занимался преимущественно белорусской этнографией и историей. Сторонник ошибочной концепции образования белорусской народности в IX-XII вв. Собирал и издавал белорусский фольклор («Белорусское полесье», вып. 1, 1895). Соч.: Чародейство в северо-западном крае в XVII–XVIII вв., историко-этнографический этюд//Этнографическое обозрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

599 Пешехонов Алексей Васильевич (1867–1933), экономист, политический деятель, литератор, сотрудник журнала «Русское богатство». 600 Милюков Павел Николаевич (1859–1943), историк, политический деятель. В 1902–1905 гг. жил в эмиграции (Англия, США). С февраля 1906 г. редактор газеты «Речь». 601 Минский Николай Максимович (наст. фам. Виленкин; 1855–1937), поэт, философ, был близок к кругу Мережковских. С 1905 по 1913 г. жил за границей. 602 ...со своим Другом Савинковым-Ропшиным... – Борис Викторович Савинков (лит. псевд. Ропшин; 1879–1925) в 1906–1917гг. жил за границей (Париж), где познакомился с Д.С. Мережковским и З.Н. Гиппиус. Сохранилась переписка между Б.В. Савинковым и Д.С. Мережковским и З.Н. Гиппиус (ГАРФ. Ф. 5831. Оп. 1. Д. 126; ОР РНБ. Ф. 481. Д. 84). Часть переписки опубликована: Письма З. Гиппиус к Б. Савинкову: 1908–1909 годы/Публ. Е.И. Гончаровой//Русская литература. 2001. 3. С. 126–162; «Религиозная общественность» и террор: Письма Д. Мережковского и З. Гиппиус к Борису Савинкову (1908–1909)/Вступ. ст., публ. и примеч. Е.И. Гончаровой//Русская литература. 2003. С. 140–161. 603 … «quousque tandem Catilina» – «доколе, Катилина» (лат.), из Первой речи (1, 1) Цицерона против Катилины (63 до н.э.). 605 Раевский Павел Васильевич (1878-?), священник, богослов, публицист, член Союза 32 священников, с 1915 настоятель Спасо- Бочаринской церкви на Выборгской стороне, позже примкнул к обновленцам, с 1924 ректор обновленческого Богословского института. 606 ...заседание Общества по поводу интересной книги «Вехи». – Речь идет о заседании РФО 21 апреля 1909 г. (см. 1-й т. наст. изд.). 607 ...доклад Мережковского по поводу этой книги. – Имеется в виду доклад «Опять об интеллигенции и народе» (опубликован в виде статьи под названием «Семь смиренных»). 608 …хлестали свою лошаденку по глазам. – Эпизод из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). 610 ...известное письмо против Гоголя. – Имеется в виду открытое письмо В.Г. Белинского Н.В. Гоголю по поводу его книги «Выбранные места из переписки с друзьями» (Зальцбрунн, 1847).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010