Грушка Аполлон Аполлонович (1869–1929), филолог-классик, магистр (1900), доктор (1906) римской словесности, член-корр. АН СССР (1928). Профессор МВЖК (с 1900), профессор (1907–1921), секретарь (1909–1911), декан (1911–1918) историко-филологического ф-та М.у., директор Ин-та языковедения и истории литературы при ФОН МГУ (с 1921). В 1925 подвергался аресту; Грушка Ульяна Михайловна (урожд. Боголепова), жена А. А. Грушки; Гулевич Владимир Сергеевич (1867–1933), биохимик, доктор медицины (1896), член-корр. (1927), академик (1929) АН СССР, член Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина». Профессор Харьковского ун-та (1899–1901). Профессор (1900–1918), зав. кафедрой медицинской химии (с 1904), декан (1918) медицинского ф-та, проректор (1906– 1908), ректор (январь–март 1919) М.у. Профессор МВЖК (с 1907), в 1910–1933 профессор Московского коммерческого ин-та (с 1918 Ин-т народного хозяйства; позднее название менялось; ныне Академия народного хозяйства им. Г. В. Плеханова). С 1933 возглавлял сектор биохимии Всесоюзного ин-та экспериментальной медицины и Лабораторию физиологии и биохимии животных АН СССР (Ленинград). Председатель химического отделения (1910–1930), почетный член (1917) ОЛЕАЭ, один из создателей ИРЕА, член правления (с 1917); Гумилевский Илья Васильевич (1881–1963), магистр богословия (1913). Преподаватель Московской духовной семинарии (1907–1912), доцент (1913), профессор (1913–1919) МДА, священник Московского кафедрального собора Христа Спасителя (1914–1922). В 1922–1928 протоиерей ряда московских церквей. В декабре 1928 арестован, приговорен к ссылке в Сибирь на три года, освобожден в 1931. Вернувшись из ссылки, на несколько лет уехал на родину (в станицу Новониколаевскую Черкасской обл.), затем жил в Москве; Гурко (Ромейко-Гурко) Василий Иосифович (1864–1937), военный деятель, ген. от кавалерии (1916). В годы Первой мировой войны командующий 6-м армейским корпусом (1914–1916), 5-й армией (февраль–август 1916), Особой армией (август 1916 – март 1917), и. д. начальника штаба Верховного главнокомандующего (октябрь 1916 – февраль 1917), главнокомандующий армиями Западного фронта (март–май 1917). С 21 июля по сентябрь 1917 находился под арестом в Петропавловской крепости, в сентябре 1917 уволен со службы, выслан за границу. В эмиграции участвовал в деятельности РОВСа;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Своды Д. п. мало изучены, неизвестно точное число сохранившихся рукописей основных сборников, отсутствуют критические издания сводов, входящих в состав «Corpus iuris canonici». К кон. XX в. изучение сводов Д. п. 2-й пол. XII в. продвинулось благодаря деятельности основанного в 50-х гг. XX в. Куттнером Ин-та по изучению средневек. канонического права (Stephan Kuttner Institute of Medieval Canon Law; Мюнхен), ученых в Германии, Великобритании и Франции. В исследование «Liber Extra» и декретальных сводов 2-й пол. XIII в., а также «Extravagantes Joannis XXII» внесли вклад Куттнер, М. Бертрам, П. Й. Кесслер, Ж. Тарран и др. Ист.: Corpus iuris canonici/Ed. E. Friedberg. Lipsiae, 1881. Vol. 2; Friedberg E. Quinque Compilationes antiquae: nec non Collectio canonum Lipsiensis. Lipsiae, 1882; idem. Die Canones-Sammlungen zwischen Gratian und Bernhard von Pavia. Lpz., 1897. Graz, 1958r; YperLiberExtra/Ed. F. Migliorino, G. Speciale//http://www.lex.unict.it/liber [«Liber Extra» по изд. Фридберга; Электр. ресурс]; Extravagantes Joannis XXII/Ed. J. Tarrant. Vat., 1983; Johannes Teutonicus. Apparatus glossarum in Compilationem tertiam/Ed. K. Pennington. Vat., 1981. Vol. 1; Constitutiones Concilii quarti Lateranensis una cum Commentariis glossatorum/Ed. A. Garcia y Garcia. Vat., 1981; Hotzmann W. Studies in the Collections of Twelfth-Century Decretals/Ed.: C. R. Cheney, M. G. Cheney. Vat., 1979. Лит.: Schulte J. F. , von. Die Dekretalen zwischen den «Decretales Gregorii IX.» und «Liber VI. Bonifacii VIII.», ihre Sammlung und Verarbeitung ausserhalb des Liber VI. und im Liber VI.//SAWW. Philos.-hist. Kl. W., 1867. Bd. 55. S. 701-797; Kuttner S. Decretalistica I: Die Novellen Papst Innocenz IV//ZSRG.K. 1937. Bd. 26. S. 436-470; idem. The Collection of Alanus: A Concordance and Its Two Recensions//Rivista di storia del diritto italiano. R., 1953/1954. Vol. 26. P. 27-55; idem. Conciliar Law in the Making: The Lyonese Constitutions of Gregory X in a MS at Washington// Idem. Medieval Councils, Decretals and Collections of Canon Law: Sel.

http://pravenc.ru/text/171628.html

Лит.: Разумовский Д., прот. Церковное пение в России. М., 1867. Вып. 1. С. 59-60, 111-113; Преображенский А. В. О сходстве русского музыкального письма с греческим в певческих рукописях XI-XII в.//РМГ. 1909. 8. Стб. 194-197; 9. Стб. 229-232; 10. Стб. 257-261 (отд. отт.: СПб., 1909); он же. Культовая музыка в России. Л., 1924; Металлов В., прот. Русская симиография: Из обл. церк.-певч. археологии и палеографии. М., 1912; Høeg C. The Oldest Slavonic Tradition of Byzantine Music//The Proc. of the British Academy. L., 1953. Vol. 39. P. 37-66; Palikarova-Verdeil R. La Musique chez les Bulgares et les Russes (du IXe au XIVe siècle). Copenhagen, 1953. (MMB. Subs; 3); Devai G. The Musical Study of Cucuzeles in a Manuscript of Debrecen//Acta antiqua Academiae scientiarum Hungaricae. Bdpst, 1955. T. 3. Fasc. 1/2. P. 151-179; idem. The Musical Study of Koukouzeles in a 14th-Cent. Manuscript//Ibid. 1958. T. 6. P. 213-235; Thodberg C. The Tonal System of the Kontakarion//Køngelige danske videnskabernes selskab historik-filosofiske meddelelser. København, 1960. T. 37/7. S. 2-49; Velimirovic M. Byzantine Elements in Early Slavic Chant: Hirmologion. Copenhagen, 1960. Pars principalis; pars suppletoria. (MMB. Subs; 4); idem. Evolution of the Musical Notation in Medieval Russia//Cyrillomethodianum. 1984/1985. T. 8/9. P. 165-174; Levy K. J. A Review of MMB Main Series: «Contacarium Paleoslavicum Mosquense», ed. A. Bugge (Copenhagen, 1960), and MMB IV, Subsidia: «Byzantine Elements in Early Slavic Chant,» by M. Velimirovic (Copenhagen, 1960)//MQ. 1961. Vol. 47. P. 554-558; idem. The Slavic Kontakia and their Byzantine Originals//Queens College, Dep. of Music: Twenty-Fifth Anniversary FS (1937-1962)/Ed. A. Mell. N. Y., 1964. P. 79-87; idem. Die Slavische Kondakarien-Notation//Anfänge der slavische Musik: Symposia, I. Bratislava, 1964. S. 77-92; Беляев В. М. Древнерусская музыкальная письменность. М., 1962; Floros C. Die Entzifferung der Kondakarien-Notation//Musik des Ostens. Kassel, 1965.

http://pravenc.ru/text/1841896.html

Др. произведения Перози этого периода ближе к жанру кантаты: «Моисей» (1901; по определению автора - вокально-симфоническая поэма), «Страшный Суд» (1904), «Transitus animae» (Переход души; 1905, 1-е исполнение - 1907). Со временем у композитора проявились симптомы личного и творческого кризиса, впосл. приведшие его к тяжелой депрессии. Знакомство с опытами новой европ. музыки вызвало у него ощущение своей полной неадекватности: он счел свою музыку лишенной ценности и безнадежно устаревшей и надолго прекратил службу в Сикстинской капелле. Позднее он вернулся к творчеству и создал произведения в новой манере: напр., оратории «Истолкованный сон» (1929) и «Назарянин» (1950) написаны вне тактовой ритмической системы. Перози принадлежит большое число месс и мотетов на лат. и итал. языках: это произведения небольшого и среднего размера для хора с органом или a cappella, предназначенные для приходских хоров. Среди них есть такие, в которых естественным образом оживает итал. полифоническая традиция: благодаря прозрачному сплетению голосов, нежной певучести, убедительной выразительности многие из этих сочинений стали, вероятно, наиболее жизнеспособной частью наследия композитора. Большой успех произведений Перози открыл путь для многочисленных подражаний в первые десятилетия XX в. Светские и церковные музыканты писали оратории, кантаты, сценические оперы на христ. темы. Единственной значительной фигурой среди этих композиторов был пресв. Личинио Рефиче (1883-1954), автор ораторий «Хананеянка» и «Самаритянка», вокально-симфонических поэм и 2 известных опер на агиографические темы - «Цецилия» (премьера: Рим, Оперный театр, 1934) и «Маргарита Кортонская» (премьера: Милан, театр «Ла Скала», 1938). По мнению некоторых критиков, заслуживает также внимания оратория «Царица Пиренеев» (Лурд, Франция, 1913) пресв. Пьетро Магри (1873-1937). В лирическом театре кроме опер Рефиче значительный успех имела опера «Креститель» (1906) пресв. Джокондо Фино (1867-1950). Интерес к духовной музыке в 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

Кромвель Оливер (1599–1658) — деятель английской буржуазной революции XVII b. Один из главных организаторов парламентской армии, одержавшей победы над королевской армией в гражданских войнах. Опираясь на армию, содействовал казни короля и провозглашению республики (1649 г.). В 1653 г. установил режим единоличной военной диктатуры — протекторат. Марбург Теодор (1874–1948) — невропатолог, директор неврологического института при Венском университете (1919–1938 гг.), с 1938 г. жил в США, автор книги «Развитие идеи Лиги Наций» (1932). Пейш , сэр Джордж (1867–1957) — английский экономист и финансист, занимал ряд правительственных постов. Автор книг «Железные дороги Великобритании» (1904), «Железные дороги Соединенных Штатов» (1913), «Путь к процветанию» (1927), «Самоубийство мировой экономики» (1929), «Как выбраться» (1937). Дикинсон, сэр Уиллоуби, лорд (1862–1932) — английский эссеист. Хобсон Джон Аткинсон (1858–1940) — английский экономист, автор книг «Проблемы бедности» (1891), «Проблема безработицы» (1896), «Империализм» (1902) и многих других. Уильямс Эньюрин (1859–1924) — адвокат, писатель. Вулф Леонард Сидней (1880–1969) — публицист, литературный редактор «Нейшн» (1923–1930). Совместно с женой Вирджинией Аделиной (1882–1941), будущей известной писательницей, основал в 1917 г. издательскую фирму «Хогарт Пресс». Автор книг «Международное правительство» (1916), «Социализм и сотрудничество» (1921), «Империализм и цивилизация» (1928) и др. Брейлсфорд Генри Ноэл (1873–1958) — английский журналист, редактор журнала «Нью лидер» (1922–1926 гг.). Автор книг «Шелли, Годвин и их круг» (1913), «Как работают Советы» (1927), «Бунтующая Индия» (1931) и др. Вебстер Ной (1758–1843) — американский лексикограф и писатель, автор «Американского словаря английского языка» (1828), «Истории Соединенных Штатов» (1832) и других работ. Маунтбэттены — влиятельное английское семейство, одним из наиболее известных представителей которого является Луис Александер Маунтбэттен, маркиз Милфорд Хейвен (1854–1921), британский адмирал и государственный деятель, который и имеется здесь в виду.

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

сл. 1867–1868, 3, с. 60). Слово обрамить в этом значении не пользовалось широким употреблением в русском литературном языке XVIII b. Оно не приводится в словарях Академии Российской. Еще в середине XIX b. М. Б. Чистяков в «Курсе теории словесности» отмечал среди неологизмов, портящих язык необычым словопроизводством («когда, вопреки свойству языка изменяется слово, при его производстве»), такие слова, как «вихрить, холмиться, оцветлять, отцветляться, залюбоваться... обличать вместо открывать, показывать, обнаруживать, возможность вместо свойство, обрамить, обрамленный» (ч. 2, с. 77). Однако в начале XIX b. слова обрамлять, обрамление были сближены с французским encadrer, encadrement и под влиянием их расширили свои значения в русском языке 20–30-х годов. Например, у кн. П. А. Вяземского в письме из Парижа от 14/2 марта 1839 г.: «Довольно большая площадь обстроенная или обрамленная, encadrée четвероугольным зданием красного и белого цвета с галлереею внизу». (Лит. наследство, 1937, вып. 31–32; сб. Русская культура и Франция, 2, с. 146). Ср. у Пушкина в «Евгении Онегине»: Вот села муза тихо и глядит, Любуясь шумной теснотою, Мельканьем платьев и речей, Явленьем медленным гостей Перед хозяйкой молодою, И темной рамою мужчин Вкруг дам, как около картин (гл. 8, строфа 6). У Н. А. Некрасова в повести «Тонкий человек»: «Заговорившись с ямщиком, приятели наши не заметили давно уже открывшегося перед их глазами целого моря воды, обрамленного с противоположной стороны грядою высоких обнаженных гор». У Даля при толковании слова обрамливать– обрамить учитываются не только его профессиональные значения (1) «вставить в рамку, окружить рамой»; 2) «вставить переплеты, рамы во что-нибудь», напр.: окна еще не обрамлены), но и переносное, более широкое значение: «очертить кругом чертою, каймой» (сл. Даля 1881, 2, с. 634). Переносное употребление глагола обрамить ярче всего проявлялось в форме причастия страдательного прошедшего – обрамленный. Эта форма приобретала общее значение: «окруженный, окаймленный».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. В. Каргель. Фотография. Нач. ХХ в. [нем. Kargel] Иван Вениаминович (1849 - 23.11.1937, г. Лебедин Харьковской обл., ныне Сумской обл., Украина), один из основоположников движения евангельских христиан-баптистов (см. ст. Баптисты ) в Российской империи. Род. в нем. семье на территории совр. Грузии, затем семья переехала в Германию (1851), где К. получил профессионально-техническое образование. В 1867 г. К. с семьей оказался в Великобритании, но вскоре вернулся в Россию и начал работать инженером-механиком. После возвращения К. стал членом баптистской общины г. Тифлиса и в 1869 г. принял водное крещение от Н. И. Воронина . В 1872 г. по рекомендации И. Г. Онкена прослушал курс для миссионеров в баптистской семинарии в Гамбурге. С 1873 г. служил пастором в общине немецких баптистов в с. Сорочине (ныне Украина). С 1875 по 1880 г. был пастором в нем. баптистской общине С.-Петербурга, а также часто приглашался для чтения проповедей евангельскими христианами из общины В. А. Пашкова , к-рого впосл. называл своим духовным отцом. В общине пашковцев К. познакомился с буд. супругой. К. стал также одним из основоположников баптизма в Болгарии, куда он отправился по просьбе Пашкова. С 1880 по 1884 г. К. организовал и окормлял общину в г. Русе. В апр. 1884 г. был участником объединительного съезда баптистов, евангельских христиан и братских меннонитов в С.-Петербурге, а затем (30 апр.- 1 мая) - I съезда баптистов в с. Нововасильевка Бердянского у. Таврической губ. В 1886 г. К. был избран заместителем главы Русского баптистского союза Д. И. Мазаева , сменившего на этом посту И. Вилера. После высылки из России Пашкова и М. М. Корфа К., работавший в этот период с баптистскими общинами Финляндии и Эстляндии, стал окормлять группу, собиравшуюся в С.-Петербурге в доме кнг. Н. Ф. Ливен, где он поселился вместе с женой и дочерьми (1887). В 1889-1891 гг. К. вместе с Ф. В. Бедекером, к-рый представлял англ. тюремную миссию, проехал от С.-Петербурга через Минусинск до Сахалина, посещая тюрьмы, проповедуя и раздавая Евангелия. Считается, что было роздано не менее 12 тыс. экз. Евангелия, а проповеди прослушали ок. 40 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/1681015.html

XVIII век — время появления радикальной библейской критики. Изучение Библии на рубеже XIX века происходило уже внутри двух научных традиций: церковно-богословской и, противопоставившей ей себя светско-философской. Господствующей философией в первые десятилетия нового века был идеализм Гегеля (1770–1831). Религию, как и мифологию, Гегель считал эволюционным процессом, и, хотя он сам не разрабатывал историю религии в соотвествие со своей диалектикой, за него это сделали его последователи младогегльянцы, которые в университете немецкого города Тюбингена (долгое время его лицом был Георг Гегель) создали так называемую Новотюбингенскую школу. Ошибкой тюбингенцев было то, что они игнорировали Библию как литературный памятник, относились к ней преимущественно как к историческому документу. Тюбингенская школа создала направление библейской критики, получившей название «Поиски исторического Иисуса». Одна из первых «научных» реконструкций биографии Иисуса принадлежит Генриху Павлюсу (1829). Однако наиболле шумный успех пришелся на долю «Жизни Иисуса» Давида Фридриха Штрауса (1835). Многочисленные «Жизнеописания Иисуса» продолжали появляться на протяжении всего XIX века. В основу большинства из них была заложена философская концепция Гегеля. Фердинанд Христиан Баур (1792–1860), например, объяснял распространение христианства тем, что оно явилось в соответствии с диалектикой Гегеля как бы синтезом-снятием между тезисом: еврейской Ветхозаветной религией и антитезисом: языческим эллинизмом. Самым популярным жизнеописанием, но наименее серьезным в научном отношении среди всех, была «Жизнь Иисуса» Эрнеста Ренана, опубликованная в 1863 году. Но даже среди радикалов немногие зашли так далеко, как Бруно Бауэр в своей «Критике Евангелий» (1850–1851). Бауэр пришел к отрицанию исторического Иисуса 2 Надо сказать, что радикализм в серьезных исследованиях Библии не занимал ведущего положения. В центре общего внимания он оказался благодаря скандальной сенсационности. 3 Наиболее крупными учеными библеистами нерадикалами были: в Германии Хэнгстенберг (1702–1869), в Англии: Уэсткотт (1825–1901), Лайтфут (1828–1889), Дж. Хорт (1828–1892), в России — библеистическая школа митрополита Филарета Дроздова (1783–1867): протоиерей Александр Горский (1812–1875), епископ Михаил Лузин (1830–1887), М.Д. Муретов (1852–1917), В.В. Болотов (1854–1900), Н.Н. Глубоковский (1863–1937) и другие.

http://azbyka.ru/o-biblii-i-biblejckom-u...

Даже Андре Жид не смог ничего добавить... — Речь идет об очерках А. Жида о Советском Союзе («Возвращение из СССР», 1936; «Поправки к моему возвращению из СССР», 1937), в которых содержится весьма тенденциозное освещение жизни в нашей стране. 290 Кофиналь-Дюбай Жан Батист (1754—1794) — французский врач и политический деятель, избранный 17 августа 1792 г. председателем революционного трибунала. По слухам, произнес цитируемые Мориаком слова в ответ на просьбу химика А. Л. Лавуазье отсрочить его казнь до окончания опытов.   В НАПРАВЛЕНИИ ПРУСТА   Впервые опубликовано в 1947 г. издательством «Табль ронд». В это издание Мориак включил главы II—IV («Прустовский персонаж», «На могиле Марселя Пруста», «Любовь по Прусту»), составлявшие очерк «Пруст», напечатанный издательством «Лесаж» в 1926 г. На русском языке публикуется впервые с небольшими сокращениями (без глав V—IX о Жаке Ривьере).   292 «Сердце женщины», «В сетях лжи», «Голубая герцогиня»... — названия романов П. Бурже (см. коммент. к с. 96), опубликованных в 1890, 1887 и 1898 гг. Монтескью Робер де (1855—1921) — парижский денди, выступающий как основной прототип Шарлюса в романе М. Пруста; был хозяином парижского особняка в районе Нейи, названного им «Павильоном муз», где собиралось светское и артистическое общество; автор «Воспоминаний» (1920). Буалев Рене Тардиво (1867—1926) — французский писатель, автор романов о провинциальных нравах. 293 «Восемь Эдемов» — произведение Анны де Ноай (см. коммент. к с. 148). Астине Аравян — персонаж романа М. Барреса «Беспочвенные» (1897) (см. коммент. с. 57). Рёскин Джон (1819—1900) — английский искусствовед и художественный критик, идеолог прерафаэлитов (группы художников и писателей середины XIX в., стремившихся возродить искусство Раннего Возрождения). Книга «Сезам и лилии» (1865, расшир. издание 1871), посвященная общим проблемам культуры, переведена на французский язык М. Прустом в 1906 г. ...непонятно, как Андре Жид... смог остаться равнодушным к этой вещи... — Андре Жид, один из первых читателей «В поисках утраченного времени» не пожелал прочесть полностью рукопись Пруста, и издательство «Нувель ревю Франсез» отказалось ее печатать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНЧЕНКО Семен Викторович (1867, Суджанский у. Курской губ.- 10.06.1937, Ленинград), рус. композитор, дирижер, педагог, просветитель. Представитель с.-петербургской ветви Нового направления в рус. духовной музыке. Детские годы П. провел за границей, после смерти отца вернулся с матерью в Россию. Окончил гимназию. Начал изучать теорию музыки с П. С. Штейнбергом, в 1884 г. поступил в С.-Петербургскую консерваторию, но не окончил ее. Впосл. брал уроки композиции у А. К. Лядова . С 1892 г. занимался педагогической деятельностью: преподавал музыкально-теоретические предметы в муз. школе К. И. Даннемана и Н. М. Кривошеина и на муз. курсах Б. В. Поллака. Имел много частных учеников. Из переписки П. с В. В. Бесселем следует, что в 1896 г. он участвовал как корректор в подготовке 1-го издания партитуры оперы П. И. Чайковского «Опричник». В 1894-1899 гг. заведовал муз. частью в народной аудитории В. Н. фон Дервиз, где устраивал общедоступные хоровые концерты для рабочих, сопровождая их вступительным словом, и муз. вечера, читал лекции. 27 апр. 1899 г. состоялся 1-й общедоступный симфонический концерт при участии хора и оркестра аудитории под упр. П. В 1901 г. он организовал 2 симфонических концерта в зале Дворянского собрания в С.-Петербурге, в к-рых П. дирижировал сочинениями В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Вагнера, А. Брукнера, К. Сен-Санса и Р. Штрауса. В сер. 90-х гг. XIX в. литератор П. В. Засодимский рекомендовал его как «всесторонне образованного» человека, хорошего музыканта и композитора, примыкающего к Могучей кучке. В 1899-1900, 1901-1904 гг. и во 2-й пол. 1900-х гг. жил за границей (Берлин, Вена, Цюрих, Женева), где занимался композицией, посещал концерты, общался с музыкантами, пропагандировал рус. музыку. С. В. Панченко. Фотография. 1901 г. (РГАЛИ) С. В. Панченко. Фотография. 1901 г. (РГАЛИ) В 90-х гг. XIX в. П. познакомился с А. А. Блоком через его тетку М. А. Бекетову, которая пела в хоре у П., посещала его концерты и брала у него уроки композиции (жена Блока Л. Д. Блок также брала уроки у П.). В 1903 г. П. первым написал неск. вокальных сочинений на стихи Блока. Противоречивый психологический портрет П. можно составить по его письмам Блоку (1900-1912), дневникам и записным книжкам поэта, воспоминаниям Бекетовой, А. Белого . По свидетельству Бекетовой, П. оказал «несомненное влияние» на молодого Блока.

http://pravenc.ru/text/2578903.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010