338 Текст доклада: Предсоборный Совет, доклады. 76–86. Пересказ доклада Кудрявцева и общий обзор последующего хода дискуссии по вопросу о богослужебном языке включены в доклад А.В. Новосельского, представленный 5 августа 1918 г. VII отделу Поместного Собора. Этот последний доклад опубликован А.Г. Кравецким: Из материалов Отдела. 256–275. 341 Предсоборный Совет, доклады. 110–111 об. Публикации: Андроник. Нужно ли?; Богослужебный язык. 129–131. Андроник (Никольский , 1870–1918), канд. МДА (1895), преподаватель и инспектор Александровской миссионерской семинарии в Ардоне (Осетия, 1896), член (1897), архимандрит, ректор Александровской миссионерской семинарии (1899), Уфимской ДС (1900), еп. Киотский, пом. нач. Русской духовной миссии в Японии (1906), викарий Холмской епархии (1907), еп. Тихвинский (1908), Омский (1913), Пермский (1914), архиеп. (1918). Выступил с открытым протестом против большевистского насилия над Церковью и был казнен чекистами 20 июня 1918 г. 344 Евлогий (Георгиевский, 1868–1946) эмигрировал в 1920 г., жил во Франции и управлял русскими западноевропейскими приходами. С 1922 – митрополит, с 1930 – в юрисдикции патриарха Константинопольского. 345 Сергий (Страгородский , 1867–1944), член Синода, пред. II отдела Предсоборного совета, в 1907–1917 – пред. Синодальной комиссии по исправлению богослужебных книг, с 1925 – заместитель Патриаршего местоблюстителя, с 1943 – Патриарх Московский и всея Руси. 346 В то время – настоятель Петроградского единоверческого собора. В 1906 г. – член Петербургского Братства ревнителей церковного обновления (см.: Устав Братства, 3–4). Редактор единоверческого журнала «Правда Православия», в котором с разрешения Святейшего Синода (см.: Шлеев) в 1907–1908 гг. помещались старопечатные тексты праздничных стихир и канонов параллельно с русским их переводом. С 1918 г. – единоверческий еп. Симон Охтенский, затем еп. Уфимский. Убит в Уфе в 1921 г. 347 Илья Михайлович Громогласов (1869–1937), магистр богословия МДА (1909), специалист по истории русского раскола и церковному праву, церковный публицист. В 1917 на Поместном соборе избран членом Высшего Церковного Совета, в 1922 рукоположен во священника, служил в храме Христа Спасителя. Четырежды подвергался аресту, расстрелян в Твери.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К 1850 году семинария выпустила 3000 воспитанников. Общее число воспитанников семинарии в разные годы колебалось от 420 до 1600 человек. С 1867 года наступила новая эпоха в жизни семинарий: с мая того года утверждены были новые уставы и штаты духовно-учебных заведений. По получению указа Святейшего Синода, преосвященным Тульским Никандром (Покровским) было отдано распоряжение о созвании на 31 августа 1867 года съезда духовенства для избрания из его среды членов семинарского правления. Ими стали протоиерей Тульской Спасо-Преображенской церкви Мефодий Троицкий , священник Тульской Покровской церкви Александр Романов и священник села Хилкова Крапивенского уезда Афанасий Корсунский . Устав 1867 года просуществовал менее 20 лет, в 1884 году утверждён был новый, согласно которому выборное начало было отменено, значение епархиального преосвященного увеличено, состав правления уменьшен. После революционных событий 1917 года помещения духовных учебных заведений были конфискованы. Тульская духовная семинария была закрыта в начале 1918 года. Все ее здания и сооружения были переданы 17-й Тульской пехотной школе комсостава. Преподаватели бывшей семинарии оказались на улице. Судьба многих из них трагична. В 1995 году в Туле были открыты Пастырские курсы с двухгодичным сроком обучения. 7 марта 2000 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви Пастырские курсы были преобразованы в Тульское духовное училище с трёхгодичным обучением. Училище ютилось в тесном одноэтажном здании на территории Всехсвятского кафедрального собора. 14-16 сентября 2001 года состоялся визит в Тульскую епархию патриарха Московского и всея Руси Алексия , во время которого администрация области и города передала в дар Тульской епархии комплекс зданий Тульской семинарии. 6 октября 2001 года постановлением Священного Синода Тульское духовное училище преобразовано в духовную семинарию с пятилетним сроком обучения. Ректоры Инспекторы Известные выпускники Использованные материалы   База данных и собрание материалов Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви (Московский патриархат), http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/708/

http://drevo-info.ru/articles/3445.html

Буди и ныне нам утверждение в вере, да пришед обретет ю Господь не угаснувшу. Умоли Творца всяческих даровати нам силу и крепость, не устрашившеся страха лукаваго, исповедати твердо Христа, да Его милосердием части злых избавимся в день страшный воздаяния и в радость вечную вселимся, славя о всем Вседержителя Бога и твое благодатное предстательство во веки веков. Аминь. ____________ Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов января 1867 — †23 августа/5 сентября 1918 Прославлен в 2000 г. 37 . Память празднуется 23 августа/5 сентября (преставление), и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов. Выдающийся организатор миссионерского дела и яркий проповедник протоиерей Иоанн Восторгов родился 30 января 1867 года в станице Кавказская Кубанской области. Отец его, священник Иоанн, был сыном профессора Владимирской Духовной семинарии магистра богословия Александра Восторгова. Мать протоиерея Иоанна — Татьяна Ксенофонтовна. В марте 1868 г. семья переехала в станицу Ново-Александ­ровскую (ныне г. Новоалександровск Ставропольского края). Здесь прошло детство и отрочество Иоанна. По окончании в 1887 г. Ставропольской Духовной семинарии по первому разряду (под первым номером, со званием студента) он был назначен 15 августа того же года надзирателем за учениками Ставропольского Духовного училища. 30 сентября он назначается штатным учителем русского и церковно-славянского языков в том же училище. Обязанности свои исполнял усердно и хорошо, о чем свидетельствуют отмеченные в послужном списке вознаграждения, выдававшиеся с разрешения Преосвященного епископа Владимира. К 1887 г. относится и самое раннее дошедшее до нас сочинение Иоанна Восторгова “Раскольническая австрийская иерархия с точки зрения церковных канонов”. Эта работа, посвященная опровержению мнения старообрядцев-раскольни­ков о канонической законности белокриницкой иерархии, показывает, как рано определились церковно-аполологетические устремления будущего блестящего защитника Церкви от различных противоцерковных течений.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Серафим (Александров Димитрий Александрович), митр.·б. Казанский и Свияжский Родился 19 октября 1867 года в Саратовской епархии. Окончил Саратовскую духовную семинарию. С сентября 1889 года – помощник Саратовского Епархиального миссионера. В 1890 году рукоположен во диакона. В 1891 году посвящен во священника. В 1894 году – Самарский епархиальный миссионер. В марте 1909 года перешел на епархиальную службу в Полоцкую епархию, где определен священником Витебской Рынково-Воскресенской Церкви. В том же месяце назначен сверхштатным членом Полоцкой духовной консистории. С 1910 года – противо-раскольнический миссионер Оренбургской епархии. 14 дек.1914 года хиротонисан во епископа Кустанайского, вик. Оренбургской епархии. По рукописным данным, хиротонию совершали: епископ Мефодий Оренбургский с епископом вик. Дионисием в г.Оренбурге. С 24 марта 1916 года – епископ Челябинский. Участник Священного Собора 1917/1918 гг. в Москве, на котором был секретарем Соборного епископского совещания. С 19 марта 1918 года – епископ Полоцкий и Витебский по сентябрь 1918 г. С сентября 1918 года управлял Тверской епархией. С 1919 г. – епископ Тверской и Кашинский (правящий). С 1920 года – член Священного Синода. В 1922 году возведен в сан архиепископа. 24 марта 1924 года возведен в сан митрополита. С 18 мая 1927 года – постоянный член врем. Патриаршего Священного Синода. С 15 июня 1928 года – митрополит Саратовский. 1932–1933 гг. – участник зимней сессии. С II августа 1933 года – митрополит Казанский и Свияжский. 26 декабря 1934 года награжден правом предношения креста за богослужением. 15 ноября 1936 года уволен на покой. Скончался в 1938 году. Митрополит Серафим принадлежал к числу тех архиереев, которые в сентябре 1923 года еще верили в возможность соединения с обновленцами. По благословению Патриарха Тихона он, вместе с архиепископами Иларионом (Троицким) и Тихоном (Оболенским) сделали последнюю попытку достигнуть примирения и вели переговоры с обновленческим митрополитом Евдокимом, а в конце сентября 1923 года архп. Серафим на собрании двадцати семи епископов в Донском монастыре делал доклад о результатах переговоров. Результаты оказались неутешительными, – митр. Евдоким требовал отказа Патриарха Тихона от управления, – и епископы большинством голосов (при закрытой баллотировке) провалили проект соединения с обновленцами. При этом, во время прений, епископ Амвросий (Полянский), с неодобрением отметил, что докладчик называл вождя обновленцев Евдокима – Высокопреосвященнейшим Митрополитом. «Для меня и, наверное, для других здесь присутствующих Евдоким не митрополит, а бывший архиепископ”, – подчеркнул он.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В первые послереволюционные годы в монастыре и в скиту было похоронено немногим более десяти насельников. Среди них старец Анатолий, скитоначальник отец Феодосий (†9 марта 1920 года, погребен в монастыре), схиархимандрит Агапит (Беловидов), скончавшийся восьмидесяти трех лет и также похороненный в монастыре (†23 февраля 1922 года). Затем упомянем монаха Мартимиана (в мире Михаил Александрович Васильев-Белоградский, родился 25 сентября 1877 года. Скончался в апреле 1918 года. Крестьянин из Тверской губернии. Поступил в Оптину 19 января 1910 года, пострижен в мантию 21 марта 1915 года. Был пять лет гостинником; похоронен в монастыре). И еще четверо, упокоившиеся на монастырском кладбище: иеромонах Иезекииль, скончавшийся 29 февраля 1920 года (и больше никаких сведений о нем нет); иеросхимонах Пиор. Духовник сестер Казанской Амвросиевской пустыни, скончался 6 января 1921 года (и о нем пока не имеем что прибавить); иеродиакон Акакий, могила которого рядом с могилой отца Пиора: отец Акакий был его келейником и скончался с ним в один день – 6 января 1921 года; монах Герасим, болящий, скончался 26 марта 1921 года сорока трех лет от роду. В скиту: монах Афанасий (в мире Афанасий Степанович Сапрыкин, крестьянин села Тележья Малоархангельского уезда Орловской губернии, в скит поступил 30 марта 1893 года, в какое-то время пострижен был в рясофор). Прожив двадцать лет в скиту, заболел, в больнице его постригли в малую схиму (постригал смотритель больницы иеромонах Досифей Чучурюкин), и через два часа он скончался, будучи восьмидесяти трех лет от роду, похоронен был на больничном кладбище рядом с его сыном по плоти рясофорным монахом Мироном. Погребение совершали скитские иеромонах Осия и иеродиакон Иоанникий 578 . О покойном скитском монахе Иоанникии сведения собраны были еще отцом Агапитом. Отец Иоанникий (в мире Иван Павлович Королёв) был московский мещанин. В скит поступил 26 сентября 1895 года, на праздник преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В рясофор пострижен в 1897 году, в монашество – на праздник Рождества святого Иоанна Предтечи, 24 июня 1905 года. Проходил разные послушания, а в последние годы был письмоводителем скитоначальника отца Феодосия. Лет за пятнадцать до кончины по благословению старца принял тайную схиму, – постригал его схиархимандрит Агапит. В «Аттестации» его не один раз повторялось, что он «качеств хороших». Скончался 8 августа 1918 года у себя в келии; погребен на скитском кладбище 10 числа. Отпевание и погребение совершали скитоначальник игумен Феодосий, монастырский иеромонах Моисей, скитской иеромонах Зосима и иеродиакон Пантелеимон, скитской. В 1920 году, 22 марта, скончался скитской схимонах Иоиль (в мире Иван Сергеевич Токарев), поступивший в скит 15 сентября 1867 года. Прожил восемьдесят два года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

393 Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь, монастырь Калужской епархии в честь великомученика Георгия Победоносца основан в конце XV в. в селе Соболевка на возвышенном берегу реки Рессы в 30 км от г. Мещевска. – Примечание. 394 Великий князь Михаил Александрович Романов (1878–1918), младший брат Николая II. 2 (15) марта 1917 г. Император Николай II отрекся от престола за себя и сына в пользу великого князя Михаила Александровича, который после переговоров с представителями Государственной думы объявил, что примет верховную власть только в том случае, если на то будет выражена воля всего народа посредством Учредительного собрания, и призвал подчиниться Временному правительству. – Примечание. 396 Митрополит Филарет (в схиме Феодосий, Амфитеатров Фёдор Георгиевич; 1879–1857), митрополит Киевский и Галицкий с 1837 г., сподвижник митрополита Филарета (Дроздова) . Святитель Филарет (Дроздов Василий Михайлович; 1783–1867), выдающийся церковный деятель, богослов и проповедник. В 1817 г. хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии, С 1819 г. архиепископ Тверской, член Святейшего Синода. С 1826 г митрополит Московский и Коломенский. Член Российской академии. – Примечание. 397 Евфросиния (Арсеньева Мария Константиновна; 1881–1937), игумения. Родилась в дворянской семье известного публициста К. К. Арсеньева. После закрытия монастыря игумения Евфросиния вместе с сестрами общины поселились в Муроме, где вели монашеский образ жизни, вплоть до ареста в июле 1937 г.; расстреляна. Арсеньев Константин Константинович (1837–1910), юрист, литературный критик, публицист, журналист, общественный и земский деятель, был одним из идеологов либерального движения, редактор журнала «Вестник Европы». Женская Воскресенско-Покровская община (Санкт-Петербургская губ., Лужский уезд, село Покровское) была учреждена Постановлением Святейшего Синода в 1910 г. в имении Арсеньевых Покровском на жертвуемой Марией Константиновной земле. Основание общины благословил о. Иоанн Кронштадтский . После принятия монашеского пострига инокиня Евфросиния была назначена настоятельницей общины. После революции в обители поселилась ответственная коммунистка с целью наблюдать за насельницами. В 1922 г. община была преобразована в сельскохозяйственную коммуну, которая просуществовала до 1926 г. – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Сергиев Посад, 1916).– Примечание. 321 Муретов Митрофан Дмитриевич (1851–1917), профессор Московской духовной академии. В 1877 г. окончил Московскую духовную академию, кандидат богословия, преподаватель Вифанской духовной семинарии. С 1878 г. приват-доцент академии по кафедре Священного Писания Нового Завета. В 1885 г. удостоен степени магистра богословия, доцент Академии, экстраординарный профессор. В 1893 г. удостоен степени доктора богословия, ординарный профессор. С 1903 г. заслуженный ординарный профессор Академии. В 1906–1907 гг. инспектор академии. С 1911 г. почетный член Российской Академии (См.: Иларион [Троицкий], архим. Профессор М. Д. Муретов //Богословский вестник. 1918. Март. С. 145–168). – Примечание. 323 Актовая речь была опубликована: Богословский М. М. Реформа высшей духовной школы при Александре 1 и основание Московской духовной академии//Богословский вестник. 1917. Октябрь-декабрь. С. 356–384. Богословский Михаил Михайлович (1867–1929), профессор Московского университета и Московской духовной академии. В 1890 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1891–1894 гг. профессорский стипендиат Университета. С 1898 г. приват-доцент Университета по кафедре Русской истории. В 1902 г. удостоен степени магистра истории. В 1909 г. удостоен степени доктора истории, экстраординарный профессор Московского университета, ординарный профессор Московской духовной академии. С 1915 г. ординарный профессор Университета. С 1920 г. член-корреспондент Академии наук, с 1921 г. ее действительный член. С 1922 г. действительный член Московской секции Академии Истории материальной культуры. – Примечание. 324 Московская духовная академия ведет свою историю от Славяно-греко-латинской академии, основанной в 1685 г. братьями-монахами греками Лихудами и располагавшейся в Москве, сначала в Богоявленском монастыре, а затем в Заиконоспасском. В 1814 г. Академия была реорганизована и переведена из Москвы в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. – Примечание. 325 Отчет Московской духовной академии был опубликован: Отчет о состоянии Московской духовной Академии в 1916–1917 учебном году//Богословский вестник.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

1819 – Преобразование Киевской духовной академии. 1826 – Закрытие Библейского общества. 1830 – Учреждение Духовной миссии на Алтае. 1831 – Возвращение Почаевской лавры Православной Церкви. 1832 – Прославление святителя Митрофана Воронежского . 1839 – Собор в Полоцке. Воссоединение униатов с Православной Церковью. 1840 – Издание новых Правил духовно-учебных школ. 1842 – Преобразование (вторичное открытие) Казанской духовной академии. 1842 – Введение монастырских штатов в западных епархиях. 1848 – Учреждение Духовной миссии в Иерусалиме. 1857 – Возобновление работы над переводом Библии на русский язык. 1861 – Прославление святителя Тихона Задонского . 1867 – Начало реформы духовного образования. 1870 –Учреждение Духовной миссии в Японии. 1875 – Воссоединение униатов Холмщины с Православной Церковью. 1876 – Издание Библии на русском языке. 1884 – Издание Правил о церковно-приходских школах. 1884 – Издание новых Уставов духовных школ. 1901–1903 – Религиозно-философские собрания. 1903 – Прославление преподобного Серафима Саровского . 1905 – Издание закона о свободе вероисповеданий. 1906 – Предсоборное присутствие. 1908 – Ревизия духовных академий. 1909 – Перенесение мощей святой благоверной княгини Анны Кашинской. 1910 – Издание нового Устава духовных академий. 1912–1913 – Предсоборное совещание. 1917 – Предсоборный совет. 1917–1918 – Поместный Собор Православной Российской Церкви. 1917 – Начало большевистского террора против Церкви. 1917 – Восстановление патриаршества. 1918, 25 января (7 февраля) – Убийство священномученика Владимира, митрополита Киевского. 1918 – Сибирское церковное совещание в Томске. 1919 – Юго-Восточный русский церковный Собор в Ставрополе. 1920 – Предоставление автономии Православной Церкви в Эстонии. 1921 – Начало самосвятского раскола. 1921 – Предоставление автономии Православным Церквам в Финляндии, Латвии и Польше. 1921 – 1 Русский всезаграничный церковный Собор в Сремских Карловцах. 1922 – Образование обновленческого ВЦУ. 1922, 13 августа – Расстрел священномучеников митрополита Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина) и мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Наибольшее сходство с Собором 1917–1918 годов наблюдается в главе Устава о приходе, совсем не соответствующей измененному в 1961 году Положению. Это относится, в частности, к статусу священников. Согласно определениям Собора 1917 года, на которые опиралось Положение 1945 года, и вопреки постановлениям архиерейского Собора 1961 года, следующим Постановлению «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 года, настоящим управляющим прихода становится не староста, а настоятель. В новом уставе священник снова занимает должность председателя приходского Совета. Собор канонизировал также девять святых: благоверного князя Димитрия Донского (1350–1389), преподобного Андрея Рублева (ок. 1360 – начало 15 в.), преподобного Максима Грека (ок. 1470–1556), святителя Макария Московского (1482–1563), преподобного Паисия Величковского (1722–1794), блаженную Ксению Петербургскую (1719/1732 – 1794/1806), святителя Игнатия Брянчанинова (1807–1867), преподобного Амвросия Оптинского (1812–1891) и святителя Феофана Затворника (1815–1894). Устав, принятый Собором 2000 года. После кончины патриарха Пимена 3 мая 1990 года новый Поместный Собор был созван местоблюстителем митрополитом Киевским Филаретом (Денисенко) с 7 по 10 июня 1990 года в Троице–Сергиевой лавре. 330 членов Собора избрали патриархом митрополита Ленинградского Алексия (Ридигера). Впоследствии было созвано три архиерейских Собора: в 1994, в 1997 и в 2000 годах. Поводом для созыва архиерейского Собора с 13 по 16 августа 2000 г. в этот раз послужило двухтысячелетие Рождества Христова 870 . Контекст Собора 2000 года, проходившего в восстановленном храме Христа Спасителя, в котором семьюдесятью тремя годами раньше был избран патриарх Тихон, представлял сходство с Собором 1917–1918 годов: новые политические обстоятельства даровали Церкви свободу, сравнимую с той, что она недолго имела при Временном Правительстве. Тем не менее, этот исключительно архиерейский Собор представлял Церковь , отношения которой с обществом существенно отличались от тех, что существовали в 1917 году, и требовали поэтому совершенно нового подхода и переосмысления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По правую и левую руку от Спасителя изображены патриарх Тихон (Беллавин) ((1865 – 1925), жил на Подворье в 1917 – 1922 гг.) и митр. Филарет (Дроздов), которого за его многочисленные таланты современники называли «природным патриархом», ((1763 – 1867), жил на Подворье в 1821 – 1867 гг.). За ними справа и слева следуют митр. Иннокентий (Вениаминов) ((1797 – 1879), жил на Подворье в 1868 – 1879 гг.), просветитель народов Восточной Сибири и Аляски, и митр. Владимир (Богоявленский) ((1848 – 1918), жил на Подворье в 1898 – 1912 гг.), принявший мученическую кончину в сане митр. Киевского и Галицкого, человек прямой и бесстрашный, миссионер среди рабочих, резкий противник пьянства). По краям предстоят митр. Макарий ((1835 – 1926), возглавлявший Московскую кафедру с 1912 по 1917 г.) и преп. Дионисий Радонежский (ок. 1570 – 1633). Святитель Макарий, «Апостол Алтая, Патриарх алтайских миссионеров»,— знаменитый проповедник, просветитель и миссионер, переводчик богослужебной литературы на алтайский язык, составитель первого «Алтайского букваря». Игумен Дионисий Радонежский в 1613 г. получил подтверждение от царя Михаила Федоровича о наследовании Подворьем земель за Неглинной, которые были пожалованы царем Василием Ивановичем Шуйским в 1609 г. 23 июня 2011 года в домовом храме в честь святителей Московских в Митрополичьих палатах Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры состоялась первая Божественная литургия. Богослужение совершил Настоятель Подворья игумен Дионисий. Домовый храм в Митрополичьих палатах был освящен архимандритом Платоном (Левшиным) во имя святых апостолов Петра и Павла 18 августа 1767 года в присутствии наследника престола, цесаревича Павла Петровича, будущего императора Павла I. " Московское разорение " во время отечественной войны 1812 года не обошло стороной и Митрополичьи палаты с домовым храмом. Восстанавливать разрушенное здание было поручено архитектору Д. Жилярди. После окончания ремонтных работ домовая церковь была переосвящена во имя преподобного Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=04014

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010